Законопроект о материнский капитал в 2018 году

Материнский капитал продлили до 2018 года

Маткапитал – социальная программа, учрежденная в 2006 г. с целью повышения уровня рождаемости и устранения демографических проблем в России. Эти средства помогли многим семьям решиться на рождение еще одного ребенка, ведь при помощи маткапитала можно было улучшить жилищные условия или обеспечить ребенку образование в ВУЗе. Несколько лет назад стали ходить слухи о прекращении программы, предусмотренном в законодательном порядке.

С одной стороны, благодаря кризису в российском бюджете не так много денег на социальные расходы, а с другой – недобросовестные отцы и матери частенько пользовались данной социальной помощью совершенно не в интересах ребенка. Тем не менее, в результате жарких правительственных дискуссий маткапитал решили выдавать вплоть до 2018 года. Давайте разберемся, поменяются ли условия выдачи этого пособия, а также узнаем, на какие суммы могут рассчитывать сегодняшние родители.

Выдачу материнского капитала продлили до конца 2018 года!

О выдаче материнского капитала

Напомним, что маткапитал выдается родителям, которые решились на рождение второго или последующего малышей. Представители ребенка, определенные в рамках закона, получают на руки не наличные деньги, а сертификат, гарантирующий их право получить маткапитал. В документе прописывается сумма денежных средств и указываются основания для её получения.

Оформление сертификата на получение маткапитала происходит лишь в том случае, если семья отвечает определенным требованиям (например, малыш должен быть рожден не раньше 01.01.2007 года). Кроме того, тратить деньги можно лишь тогда, когда ребенку исполнится три года, и только на конкретные цели:

  • расширение жилплощади путем покупки недвижимости;
  • реконструкция и расширение площади имеющегося жилья;
  • образование детей;
  • обучение и адаптация детей-инвалидов;
  • формирование пенсии для мамы малыша.

О сроках действия программы

Первоначально программа должна была действовать 10 лет – до конца декабря 2016 года. Сертификат можно было «потратить» и после наступления этой даты, однако новые документы на получение маткапитала правительство выдавать не собиралось. Естественно, многие молодые семьи задумались, насколько реально расширять семью в таких условиях, ведь сегодня довольно трудно обеспечить и одного ребенка, не говоря уже о двух или трех малышах. Все это породило немало дискуссий в общественных и правительственных кругах.

Владимир Путин неоднократно говорил, что положение многодетных семей обязывает чиновников подумать над проблемой оказания им социальной помощи, так что вполне возможна пролонгация программы с некоторыми изменениями. Как вариант, предлагалось сделать её адресной помощью. Президент акцентировал внимание на том, что с помощью программы удалось улучшить жизнь примерно 6.5 миллионов семей, однако нельзя сказать, что демография России улучшилась настолько, чтобы считаться удовлетворительной.

Маткапитал позволил семьям не ограничиваться рождением одного ребенка

Кроме того, именно в 2018 году возраста деторождения достигнут те, кто был рожден в сложный период 90-х, когда демографическая яма достигла серьезной «глубины». Не стоит отказываться от возможности поддержать данную группу россиян, чтобы придать рождаемости дополнительные стимулы. Пролонгация программы позволит охватить еще около полутора миллионов семей, так что в итоге она поддержит примерно 8 миллионов «ячеек» российского общества.

На слова президента откликнулись представители Министерства труда, заявившие о необходимости продления программы маткапитала еще на пять лет. Противоположную сторону приняли руководители Пенсионного фонда России, заявившие, что бюджет ведомства сегодня настолько разбалансирован, что его необходимо пополнять, а не тратить оттуда лишние деньги.

В середине декабря 2015 года на рассмотрение парламентариев был вынесен законопроект, содержащий строки о пролонгации программы, который был в итоге принят большинством депутатских голосов. Данный вид социальной помощи будет продлен до 2018 года и в том виде, в каком действовал до этого момента.

О суммах маткапитала

В начале внедрения программы выплат сумма составляла 250000 р. Инфляционные процессы вынуждали правительство проводить ежегодную индексацию выплат, так что по состоянию на 2014 год родители могли рассчитывать на маткапитал в размере 429500 рублей, а в 2015 – 453000 рублей. Бюджетная политика 2016 года не предусматривает индексацию данной выплаты, так как в федеральной «казне» попросту нет денег на проведение таких мероприятий.

Пока что неясно, будет ли проиндексирован маткапитал в 2018 году

Тем не менее, правительство выразило надежду, что в 2017 и 2018 годах получится скорректировать суммы маткапитала. Согласно словам Сергея Нарышкина, спикера Государственной думы РФ, в новом законопроекте о пролонгации программы предусмотрено повышение сумм финансирования молодых родителей до 480000 и 504000 рублей соответственно. Предварительные расчеты показывают, что для обеспечения финансирования данной инициативы правительству понадобится изыскать порядка 700-800 миллиардов рублей.

Некоторые депутаты предложили поднять планку выплат втрое – до 1.5 млн рублей с 2017 года. Тем не менее, после того как была получена соответствующая рекомендация от ведомства Елены Мизулиной, депутаты решили отклонить эту инициативу. Для обеспечения выплат и так понадобится сумма, приблизительно в 1.5 раза превышающая показатели прошлых лет. Кроме того, депутаты задумались о том, откуда брать деньги на индексацию матпомощи до полутора миллионов. В итоге было решено отказаться от популизма в пользу здравого смысла.

Что изменится в программе начисления маткапитала?

Возможности использования сумм, выделенных в качестве материнского капитала, теперь касаются и выплат первоначальных взносов по ипотечным программам или погашения ранее взятого ипотечного кредита, чего раньше сертификаты не предусматривали. Кроме того, реализовать суммы соцпомощи теперь стало возможным и до момента достижения ребенком трех лет.

Кроме того, обсуждаются вопросы о расширении направлений использования маткапитала. Предлагается включить еще такие моменты, как:

  • получение возможности единой фиксированной выплаты без привязки к конкретной цели;
  • возможность ежемесячных выплат семьям, которые относятся к категории малоимущих без привязки к конкретным целям, а лишь для обеспечения нормальной жизни и питания;
  • покупка автомобиля или земли;
  • осуществление ремонтных работ.

Предполагается расширить направления для использования маткапитала

Сроки действия и получатели сертификата

  • Право получения маткапитала, согласно новым законодательным инициативам, получает семья, которая до конца 2018 года усыновила второго или последующего малыша, и семьи, в которых такой ребенок был рожден;
  • Период, в который можно обратиться за получением сертификата, никаким образом не ограничивается. Подать заявление в органы Пенсионного фонда РФ семья может в любое время после рождения или усыновления малыша. На практике это означает, что вы можете получить маткапитал и через 15 или 20 лет. Стоит учесть только один нюанс: если все это время будет проводиться индексация, то вы получите совершенно нормальную сумму денег, а вот если такой механизм для маткапитала отменят (как, например, в 2016 году), есть риск получить на руки обесценившиеся средства. Кроме того, нельзя не учесть законодательные коллизии, возникающие, если родители собираются получать сертификат на второго ребенка после рождения третьего или четвертого малыша. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда сотрудники Пенсионного фонда требуют, чтобы сертификат оформлялся именно на третьего малыша, чтобы не ущемить его права. Так что проводить процедуры по оформлению лучше сразу, чтобы потом не оспаривать решение ведомства в судебном порядке;
  • Сроки, в которые может быть реализовано право на получение денег, также не регламентируются. Фактически, если вы решили перевести маткапитал в накопительную пенсию, то срок выплат может наступить и тогда, когда мама выйдет на заслуженный отдых. Однако в статье закона о маткапитале есть момент, касающийся траты средств на обучение. Согласно существующей законодательной норме, распорядиться деньгами с этой целью можно до достижения ребенком 25 лет.

Будут ли в 2018 году получать маткапитал крымчане?

Жители Крыма попали под действие данной соцпрограммы в 2015 году. Предполагалось, что получать соцпомощь на второго и последующего ребенка они должны были на общих основаниях. Реалии оказались несколько иными. Некоторые из многодетных семей обратились за помощью на детей, которые были рождены после 2007 года, чтобы получить максимальное количество денег. Тем не менее, слишком прытким родителям пояснили, что они в то время еще не могли претендовать на соцпомощь в рамках российского законодательства.

Кроме того, Пенсионный фонд РФ не соглашался выплачивать средства на второго ребенка, родившегося после 1.01.2015 года, если в семье на тот момент уже появился третий отпрыск. Вот на него-то и начислялись выплаты, так как закон не предусматривает формирование сертификата «задним» числом. В остальном же до 2018 года жители полуострова будут получать маткапитал, как и все остальные родители РФ.

Крымчане могут получить маткапитал на детей, рожденных после 1.01.2015

Что будет после 2018 года?

В настоящее время рассматривается несколько сценариев относительно дальнейшей судьбы материнского капитала:

  • самый оптимистичный из них говорит, что в дальнейшем программу могут продлить на пять или десять лет. Сделать это можно путем принятия поправок к действующему закону. За этот сценарий высказался глава Министерства труда и социальной защиты Максим Топилин, заявив, что России и впредь нужно работать над стимулированием рождаемости, причем сделать это нужно на существующих условиях и как минимум до 2021 года. В пользу своего мнения он привел данные, говорящие о том, что сейчас в стране уменьшается число женщин репродуктивного возраста. Маткапитал поможет принять решение в пользу второго и третьего ребенка матерям, которым больше 35 лет;
  • второй сценарий говорит, что с 2019 года эту программу действительно могут сделать адресной, выдавая сертификаты лишь самым нуждающимся семьям. Правда, для этого еще нужно будет разработать механизм определения степени «нужды» в маткапитале. Кроме того, многие специалисты из Минтруда уже заявили, что в таком случае России грозит искусственное стимулирование рождаемости в самых бедных слоях населения, что приведет к росту социальных рисков;
  • третий сценарий самый негативный: согласно ему, программу маткапитала окончательно свернут. За этот вариант выступают специалисты Пенсионного фонда и некоторые эксперты бюджетной сферы, говорящие, что отмена программы поможет РФ ежегодно экономить до 350 миллиардов рублей, которые в текущих условиях будут совсем не лишними.

(0 оценок)

Материнский капитал в 2018 году

В 2018 году размер материнского капитала составляет 453026 рублей. Оформить именной сертификат могут семьи, в которых с 1 января 2007 года был рожден (усыновлен) второй или последующий ребенок. Сама программа будет действовать как минимум до 31 декабря 2021 года.

Использовать средства капитала можно по следующим направлениям:

В 2018 году в программе материнского (семейного) капитала (МСК) были следующие существенные изменения:

  • Добавлено новое направление расходования средств — ежемесячные отчисления из капитала при рождения второго ребенка после 1 января 2018 года (право установлено федеральным законом № 418-ФЗ от 28.12.2017 о ежемесячных выплатах).
  • Оплатить средствами МСК дошкольное образование теперь можно сразу после оформления сертификата, больше не нужно ждать трех лет после появления второго (следующего) ребенка.

Сумма сертификата

Как уже было отмечено выше, сумма сертификата МСК составляет 453026 рублей. Размер капитала не меняется с 1 января 2015 года, следующая индексация пройдет только в 2020 году, после чего сумма капитала увеличится до 470241 рублей (согласно проекту характеристик бюджета ПФР на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов).

Решение о заморозке маткапитала было обосновано нестабильной экономической ситуацией в стране. До 2016 года индексация каждый год проводилась на величину прогнозируемого уровня инфляции. В итоге сумма сертификата, установленная в 2007 году (250000 рублей), увеличилась более чем на 80%.

На что можно потратить материнский капитал в 2018 году?

Получатели сертификата на материнский капитал могут расходовать его средства по следующим направлениям:

  1. Улучшение жилищных условий:
    • покупка квартиры или дома (с заключением ипотечного договора или нет), также допускается покупка комнаты;
    • строительство или реконструкция дома.
  2. Образование детей:
    • получение платных образовательных услуг по образовательным программам;
    • оплата детского сада и яслей, а также других услуг по содержанию, присмотру и уходу за детьми;
    • оплата общежития в течение периода обучения ребенка в университете или другой образовательной организации.
  3. Формирование накопительной пенсии матери.
  4. Получение компенсации за купленные товары для социальной адаптации ребенка-инвалида.
  5. Ежемесячные выплаты на 2 ребенка.

Согласно закону о материнском капитале, обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о распоряжении можно через 3 года после появления в семье ребенка, дающего право на оформление сертификата. Однако для использования МСК по некоторым направлениям ждать 3 года не обязательно, среди них:

  • Погашение обязательств по кредитам или займам на покупку или строительство жилья. Маткапитал можно направить на уплату первого взноса, а также погашение основного долга и процентов по кредиту или займу (в том числе ипотечному).
  • Оплата дошкольного образования детей.
  • Ежемесячные выплаты семьям, в которых, начиная с 1 января 2018 года, был рожден второй ребенок.
  • Покупка товаров для социальной адаптации в обществе детей-инвалидов. Средства предоставляются в качестве компенсации за уже оплаченные товары и услуги (их перечень утвержден распоряжением Правительства № 831-р от 30 апреля 2016 года).

Будут ли единовременные выплаты 25000 рублей?

В 2017 и 2018 годах возможность предоставления единовременных выплат из материнского капитала даже не рассматривалась. Разовые выплаты были введены с целью поддержать семьи в кризисный период, который (как неоднократно заявляли чиновники) считается завершенным в 2016 году. После этого Правительством больше не принималось антикризисных планов.

Возможность получить наличными часть средств маткапитала предоставлялась обладателям сертификата 4 раза:

  • в 2009 и 2010 годах — по 12 тыс. рублей;
  • в 2015 году — 20 тыс. рублей;
  • в 2016 году — 25 тыс. рублей.

Данная мера социальной поддержки пользовалась популярностью у граждан, так как полученные средства можно было использовать по собственному усмотрению, не только по целевым направлениям. При этом не нужно было предоставлять никакой отчетности о расходовании выплат. Многие родители на эти деньги собирали детей к школе.

Последние изменения

За последний год в программу материнского капитала было добавлено несколько изменений:

  • Появилось новое направление использования капитала — ежемесячные выплаты на второго ребенка, рожденного после 1 января 2018 года (включительно). На усыновленных детей эта мера социальной поддержки не распространяется. Выплаты в размере детского прожиточного минимума предоставляются родителям до достижения ребенком 1,5 лет.
  • Чтобы оплатить содержание детей в детском саду или яслях больше не нужно ждать три года после рождения (усыновления) ребенка, дающего право на оформление МСК (п. 6.1 ст. 7 федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.)
  • Была упрощена процедура внесения показаний для покупки конкретных товаров и услуг в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) для детей-инвалидов. Теперь достаточно предоставить медицинскую справку, проходить повторную медико-социальную экспертизу не нужно (согласно постановлению Правительства РФ от 24.01.2018 г. № 60).
  • В федеральный закон о маткапитале были внесены изменения от 05.12.2017 г. № 372-ФЗ, благодаря которым отцы-одиночки и усыновители из Крыма и Севастополя (если мать ребенка умерла в период с 01.01.2007 по 18.03.2014 г.) смогут реализовать свое право на капитал.

Также для семей, в которых с 1 января 2018 года был рожден второй и (или) последующий ребенок, появилась возможность оформить льготную ипотеку по ставке 6% годовых или даже ниже (по усмотрению банка). Хотя это нововведение напрямую не связано с программой МСК, это значительная поддержка для семей с детьми.

Материнский капитал в 2019 году

В 2019 году размер материнского капитала останется прежним — 453026 рублей, новых направлений использования также добавлено не будет.

  Налог при продаже автомобиля в 2018 году более 3 лет

Однако некоторые изменения все-таки произойдут:

Обзор изменений в законе о материнском капитале в 2018 году

Программа материнского или семейного капитала, действующая в России уже 11 лет, с 1 января 2018 года претерпела существенные изменения, которые коснулись разрешенных целей использования средств государственной поддержки, а также других не менее важных аспектов реализации программы.

Расскажем подробнее, что из себя представляет «новый закон» о материнском капитале в 2018 году. Изменения, свежие новости и официальный текст документа далее в статье.

Размер и последние изменения

Закон о материнском капитале 256-ФЗ (с последними изменениями 2017 года) содержит положения о необходимости ежегодной индексации выплаты на размер инфляции (ч.2 ст. 6), однако ее действие в данный момент приостановлено другим федеральным законом – ФЗ от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ.

Таким образом, на размере выплаты последние изменения не отразились. В 2018 году обладателям сертификата на материнский капитал, как и предыдущие три года, выплачивают 453 026 рублей. Размер выплаты, которая с 2008 по 2015 год исправно индексировалась на размер инфляции, был «заморожен» до 1 января 2020 года.

Наиболее важное изменения, которое произошло с программой материнского капитала, – это расширение целей, на которые можно потратить средства. С 1 января 2018 года малоимущие родители, доходы которых в среднем на члена семьи ниже полуторного размера прожиточного минимума в регионе проживания, смогут оформить ежемесячное пособие из средств маткапитала в размере прожиточного минимума в данном регионе (в среднем — это около 10 000 рублей). Такая возможность была введена Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». С текстом закона можно ознакомиться в подготовленном takovzakon.ru обзоре.

Еще одно немаловажно изменение – это разрешение использовать средства семейного капитала на оплату детского сада, кружков и секций до достижения ребенком трехлетнего возраста. Ранее сразу после получения сертификата его можно было израсходовать только на:

  • погашение жилищного кредита;
  • оплату первого взноса по жилищному кредиту;
  • социальную адаптацию детей-инвалидов.

Постановлением Правительства РФ №631 от 31 мая 2018 года разрешено направлять средства маткапитала на погашение кредита, в том числе ипотечного, который был оформлен на жилищные цели вне зависимости от даты оформления такого кредита (до получения права на маткапитал или после). Таким образом, была устранена правовая неопределенность в вопросе использования материнского капитала.

Другие нововведения

С 1 января 2018 году для обладателей сертификата на материнский капитал, средства которого были частично израсходованы, регламентировали процедуру получения «выписки» из ПФР об остатке средств на счете. По запросу в письменном либо электронном виде специалисты Пенсионного фонда обязан предоставить всю информацию (ч.4 ст.6 – введено ФЗ от 20 декабря 2017 года N 411-ФЗ)

И, наконец, с 1 января 2018 года вступил в силу закон о продлении маткапитала до 31 декабря 2021 года (от 28.12.2017 N 432-ФЗ).

Официальный текст – закон о материнском капитале 256-ФЗ (с последними изменениями 2017 года)

Федеральный закон N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей (с изменениями на 28 декабря 2017 года)» Редакция, действующая с 1 января 2018 года.

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

(с изменениями на 28 декабря 2017 года)

(редакция, действующая с 1 января 2018 года)

22 декабря 2006 года

27 декабря 2006 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ.

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ)

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 302-ФЗ).

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

5) адрес места жительства;

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8 ) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ)

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 302-ФЗ.

1_1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации (часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ).

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ.

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

  Видеотехническая экспертиза

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Статья 6. Размер материнского (семейного) капитала

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250000 рублей.

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ.

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 411-ФЗ.

Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(Часть дополнена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 302-ФЗ.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ)

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 432-ФЗ)

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ.

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 настоящей статьи.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 302-ФЗ.

6_1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

(Часть дополнительно включена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 440-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 131-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 432-ФЗ.

7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Статья 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении

1. Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

1_1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ)

1_2. При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

(Часть дополнительно включена с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 54-ФЗ)

2. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:

1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;

3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);

6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка);

7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.

(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 128-ФЗ)

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ.

4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

5. Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ.

6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учет их в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматривающий в том числе периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть дополнена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ.

2. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями 10, 11 и 11_1 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ.

3. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:

1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

(Часть 1 в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ.

  Доверенность заверенная по месту работы для суда

1_1. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);

3) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 470-ФЗ.

4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

(Часть 1_1 дополнительно включена со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ)

1_1-1. Документы, предусмотренные пунктами 1-3 части 1_1 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно (часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ).

1_2. Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1_1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть дополнительно включена со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ).

1_3. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1_2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

2) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства — независимо от даты возникновения указанного права;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 470-ФЗ.

3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала — в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

(Часть 1_3 дополнительно включена со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ)

1_4. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1_3 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно (часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ).

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

4. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 440-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 131-ФЗ.

7. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 131-ФЗ.

1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

2) пункт утратил силу с 20 марта 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 54-ФЗ;

3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 54-ФЗ.

4) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 128-ФЗ)

8. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 128-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 131-ФЗ.

Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 432-ФЗ.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

1) на оплату платных образовательных услуг;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 432-ФЗ.

2) Пункт утратил силу с 1 февраля 2012 года — Федеральный закон от 16 ноября 2011 года N 318-ФЗ.;

3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

4. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11_1. Направление средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении направляются на приобретение допущенных к обращению на территории Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации путем компенсации расходов на приобретение таких товаров и услуг (за исключением расходов на медицинские услуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Приобретение товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, подтверждается договорами купли-продажи, либо товарными или кассовыми чеками, либо иными документами, подтверждающими оплату таких товаров. Наличие приобретенного для ребенка-инвалида товара подтверждается актом проверки, составленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

3. Приобретение услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, подтверждается договорами об их оказании, заключенными с организациями или индивидуальными предпринимателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, как для родного ребенка-инвалида (детей-инвалидов), так и для усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка-инвалида и (или) последующих детей-инвалидов.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ)

Статья 12. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, перечисленными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

2. Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, до дня назначения накопительной пенсии вправе отказаться от использования средств (части средств) по указанному направлению при условии осуществления их использования по направлению (направлениям), предусмотренному (предусмотренным) статьями 10, 11 и 11_1 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 20 декабря 2017 года N 411-ФЗ.

3. Заявление об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии может быть подано в сроки, установленные частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

4. Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

5. Женщины, перечисленные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 года.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 433-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 432-ФЗ.

2. Установить, что заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года подается до 1 октября 2009 года.