Требования к текстам для верстки

Как правильно подготовить макет к вёрстке?

Мне часто передавали работу дизайнеров, которые уходили в отпуск или болели. Менеджеры и арт-директор считали, что я быстро нарисую недостающие страницы, ведь основная часть работы уже сделана.

Я открывал переданные макеты и не видел в них логики: куча текстовых стилей для однотипных случаев, слои не сгруппированы и не названы, старые варианты дизайна просто спрятаны. Чтобы успеть в отпуск, дизайнер в спешке сделал красивые PNG, не подумал про вёрстку и оставил мне сырые макеты. Чтобы доработать макет, я тратил время, которое не закладывалось в бюджет и сроки проекта. Менеджер обвинял меня в задержке, торопил и гундел за спиной. Обидно.

Иногда дизайнер сразу передавал неподготовленные макеты в верстку. Фронтендеры тратили уйму времени на поиск логики, и сроки вёрстки вырастали в два раза. Никто не винил дизайнера, ведь он сделал макеты вовремя. Все косяки ложились на верстальщиков, которые из-за несправедливости спивались и копили злобу.

Такое у нас случалось часто. Но верстальщиков это достало. Они составили список ошибок в макетах и обсудили его с дизайнерами. После разговора мы собрали чек-лист из требований, которые дизайнер должен выполнить перед отправкой макета в вёрстку. Теперь дизайнеры делают чистые макеты, которые легко верстать. Мы решили рассказать вам про наш чек-лист, чтобы вы не наступали на наши грабли и жили вечно в добром здравии.

Как подготовить макеты к вёрстке?

Закладывайте время на подготовку макетов к вёрстке

Делать чистые макеты сразу сложно: клиенты постоянно меняют контент, арт-директор приходит с крупными правками в последний момент, верстальщики срезают дизайнерские фишки из-за отсутствия времени и бюджета. Объясните это команде и дополнительно закладывайте время на сборку макета.

Разберитесь с текстами

При работе над проектом дизайнер может случайно наплодить кучу текстовых стилей для однотипных случаев. Например, незначительно могут отличаться кегль и интерлиньяж в одинаковых абзацах. Это частая проблема больших проектов со множеством экранов.

1. Составьте список текстовых стилей для всех элементов

Укажите гарнитуру, начертание, кегль и межстрочное расстояние. Пропишите поведение текстов для разных разрешений:

  • как меняются кегль, начертание и интерлиньяж;
  • какие текстовые стили пропадают.

Список стилей должен быть конечным:

Лайфхак: для скетча есть плагин CRAFT от InVision. Он сам создаёт список стилей и позволяет избавиться от лишних.

Бывает, что в макете для одного конкретного случая вводится новый текстовый стиль и больше нигде не используется. Например, стандартный текст дико смотрится с маленькой иконкой. Оставьте комментарий верстальщику, скажите, что это вынужденная мера, и объясните почему.

2. Разбейте заголовки, подзаголовки, абзацы и списки на отдельные слои

Из одного слоя не получится просто узнать параметры заголовка и абзаца. Верстальщики потратят кучу времени, выделяя каждую строку, чтобы посмотреть её параметры.

Плохо: все текстовые стили собраны в одном слое. Сменой интерлиньяжа между стилями не получится привязать слой к базовой сетке. Тратится много времени на измерение отступов Хорошо: каждый текстовый элемент — отдельный слой. Не приходится делать лишних телодвижений, чтобы узнать параметры текстов. Легко измерить отступы

3. Сгруппируйте списки

Мы группируем списки так:

  • маркер и строка;
  • общий список;
  • заголовок, абзац и список.

Плохо: каждый столбик — один слой. Трудно выставить отступы между строками и выровнять маркеры

Если такой подход удобнее, отбивайте строки не проставлением Enter, а параметром «параграф» на панели текстовых стилей.

Хорошо: все строки разбиты по слоям и каждая сгруппирована с маркером. Понятно, как маркер выравнивается относительно строки. Легко измерить расстояние между строками и столбцами

Продумайте позиционирование и отступы

90% сайтов мы делаем с резиновой вёрсткой. При плохом позиционировании элементов трудно предугадать их поведение на вёрстке. Без привязки к сетке элементы могут гулять на 2-3 пикселя в любую сторону. Это вызывает головную боль у верстальщика. Если от верстальщика требуют чёткого следования макету (даже если в нём ошибки), он изнасилует дизайнера тубусом с распечатанными макетами.

1. Привязывайте все элементы к сетке или внутренним отступам блоков

Верстальщик должен понимать, как они ведут себя при изменении ширины окна браузера.

Плохо: текстовые блоки не привязаны к колонкам. Фото и имена ведущих расположены в случайном порядке Хорошо: текстовые блоки привязаны к колонкам. Информация о ведущих приведена к одному виду и упакована в сейф-зону: так удобнее измерять отступы

2. Привязывайте выровненный по центру текст к колонкам или модулям

Будет понятно, как текст ведёт себя на резиновой вёрстке. Текст с auto-шириной может центрироваться с погрешностями в несколько пикселей.

Плохо: заголовок не привязан к колонкам. Непонятно, как он ведёт себя при уменьшении окна браузера: будет ли он одной строкой до победного или когда-то появится перенос Хорошо: стало понятно, что заголовок выравнивается по абзацу. Он не может быть шире абзаца

Привяжите тексты и иллюстрации к модулям: карточкам, слайдерам, кнопкам. Например, если ширина кнопки не зависит от ширины текста, привяжите текст ко внутренним отступам кнопки:

Если ширина кнопки зависит от ширины текста, задайте тексту auto-ширину и сделайте у кнопки одинаковые отступы:

3. Задавайте иконкам и иллюстрациям сейф-зоны

Внутри одного списка размеры сэйф-зон должны совпадать.

Плохо: из-за разных размеров иконок каждую приходится выравнивать индивидуально Хорошо: благодаря одинаковым сэйф-зонам иконки выровняются на вёрстке автоматически

4. Покажите горизонтальные отступы

Например, карточки и иконки хорошо привязываются к колонкам:

В горизонтальных списках, которые не привязаны к сетке, установите одинаковые отступы:

Хорошо: благодаря одинаковым сэйф-зонам иконки выровняются на вёрстке автоматически

В аду приготовлен отдельный котёл для дизайнеров, которые делают горизонтальное меню одним текстовым слоем, а пункты отбивают пробелами. Не поленитесь и разбейте меню на отдельные текстовые слои.

Плохо: горизонтальные отступы между пунктами меню различаются, потому что ширина пробела не даёт целых значений пикселей Хорошо: каждый пункт меню – отдельный слой. Между слоями легко установить одинаковые отступы

5. Тестируйте страницы на дурацкий контент

Проверьте, как встают очень длинные тексты, очень короткие тексты, несуразные пропорции изображений и плохо обработанные фотографии. Если что-то выглядит адово – заново продумайте дизайн. Не все клиенты защитили докторскую по дизайнерскому искусству, поэтому при наполнении сайта они не заморачиваются.

Наведите порядок в слоях

Дизайнеры любят передавать свои макеты с творческим беспорядком внутри: слои в хаотичном порядке, группы не проименованы, а непринятые варианты дизайна спрятаны на чёрный день. Работать с такими макетами сложно и верстальщикам, и другим дизайнерам. Если ваши коллеги не экстрасенсы, хорошо группируйте макеты.

1. Удалите скрытые слои

Часто дизайнеры не удаляют старые варианты дизайна, а прячут их – вдруг пригодятся. Копится мусор, который мешает работе верстальщиков.

Плохо: скрытые слои искажают поля группы при выделении. Измерение отступов превращается в пытку: приходится копаться внутри папок и искать причину возникновения полей Хорошо: если в макете нет скрытых слоев, поля группы совпадают с границами вложенных объектов

2. Сгруппируйте слои как матрёшки

Например: изображение, текст, кнопка и подложка группируются в карточку, карточки группируются в набор карточек. Создавайте группы по тематической принадлежности.

Хорошая структура помогает ориентироваться в макете

3. Дайте понятные имена слоям и группам

Любой человек, который посмотрит на список групп, должен понять, что в них находится. Например, черновая и чистовая версии лендинга.

Выстраивайте группы в том порядке, в каком модули размещены в макете. Например: хедер первый в списке групп, а футер последний.

Плохо: по структуре не понять, что где находится Хорошо: имена групп совпадают с видимой структурой лендинга. Названия групп помогают понять поведение интерфейса

4. Сгруппируйте одинаковые элементы по одному шаблону

Хороший пример – карточки.

У карточек с одинаковой структурой легче понять поведение в разных состояниях

Требования к вёрстке детских книг

Вёрстка детской книги

Вёрстка книг необыкновенно увлекательный и завораживающий процесс. Как правило, верстальщик, для создания макета книги получает информацию в виде текстовых файлов фотографий, и в дальнейшем, основываясь на своем опыте и эстетическом восприятии, а также учитывая реализуемые пожелания заказчика, он создает шедевр. Или произведение, близкое к этому.

Издательский словарь-справочник говорит, книг и другой полиграфии – это «монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, репродукций иллюстраций, украшений, колонцифр, колонтитулов и т.д.». То есть, верстка книг имеет своей конечно целью приведения текстов к единообразному, упорядоченному, систематизированному виду.

Важно помнить, что книга, которая создается всем коллективом – создается не для одноразового прочтения. Хорошую книгу передают из поколения в поколение, и она продолжает радовать своих читателей долгие годы. Именно поэтому к созданию книги необходимо подходить с особой тщательностью и любовью.

Детская книга – совершенно отдельная категория книжной продукции. При её производстве от первой строчки, написанной автором до упаковщика, последнего экземпляра в типографии и продавца в магазине требуется повышенная ответственность за свой вклад, за свой труд.

Дети активно впитывают информацию и формируют свое мировоззрение, поэтому необходимо очень тщательно и старательно готовить и делать материал, чтобы напечатать книгу для детей.

При вёрстке, например, необходимо учитывать возрастную группу детей, на которую рассчитана книга. Недопустимо применение мелкого, излишне замысловатого шрифта в детской литературе — это отрицательно сказывается на зрении…

  Примерный договор доу родителями

Существует много правил, годами разрабатываемых специалистами, включая медицинских работников и педагогов, по подготовке книг для детей.
В компании Амиант также подходят со всей ответственностью к изготовлению детской книги.

Редактор не всегда может определить, как именно будет выглядеть книга. Задача редактора – продумать общий вид издания и определить все его необходимые элементы. После этого книгу передают верстальщику. Верстальщик получает текстовые файлы и папки с фотографиями, он просматривает полученные материалы и предварительно представляет себе результат своей работы. Чаще всего, он сам будет разрабатывать макет, при этом он должен учитывать все пожелания заказчика. Конечно, он будет применять свои знания и опыт и руководствоваться общими правилами верстки книг.

Верстальщик не только работает с текстом, но и (в качестве дизайнера-верстальщика) размещает иллюстрации на полосах. При этом он обязан соблюдать несколько правил. Прежде всего, он обязан помнить, что иллюстрации должны облегчать восприятие книги как единого целого. Верстальщик должен обладать определенным художественным вкусом и не допускать стилистического разнобоя. Конечно, он также обязан помнить, что логическая завершенность книги невозможна без соблюдения всех правил верстки. Если для упрощения процесса верстки макет приходится «подгонять под удобство» верстальщика, то в готовой книге такие отступления от правил не допускаются.

Требования к вёрстке детской книги

Собственно, верстка – это размещение материалов (текстовых и графических) на полосах определенного формата. Все требования к верстке можно разделить на композиционные, гигиенические и стилистические.

Требования композиционные связаны с понятием технической и информационной совместимости, когда соблюдается постоянство форматов полос, их последовательное размещение текста на полосах, правильная соподчиненность элементов текста. Заголовки, формулы, таблицы, то есть все элементы, отличающиеся от основного текста, отбивками по высоте приводятся к высоте, кратной кеглю основного текста. Такое правило не применяется только для изданий газетного типа.

Требования гигиенические призваны защитить здоровье потребителя. В случае, когда осуществляется печать книг, они в первую очередь обеспечивают защиту зрения в процессе чтения: применение удобочитаемых шрифтов, соблюдение выверенных интервалов между частями текста и необходимой ширины полей.

Требования стилистические направлены на поддержание единого гармоничного образа издания: это единообразие текстовой структуры.

Необходимо продумать правильное сочетание всех элементов оформления книги. Если все сделано грамотно, то размеры полосы набора хорошо сочетаются с шириной полей и отступов, шрифт не противоречит формату издания, графика смотрится органично.

Верстка должна обеспечивать правильное восприятие книги, и прежде чем начать верстку, нужно продумать все детали. Верстка не может считаться удовлетворительной, если для чтения текста приходится прилагать лишние усилия. Главное для читателя – понять то, что хотел сказать автор.

Верстка книг должна подчеркнуть получение эстетического наслаждения. Кроме того, качественно и грамотно выполненная верстка книги – залог удобства восприятия и легкости чтения текста.

В последнее время упрощенная верстка книг привела к тому, что в целом, стоимость заказа существенно снижается. Но самое главное – при этом страдает качество будущего издания. Применительно к детской книге, равно как и к любой другой, это – совершенно недопустимо! Поэтому в компании Амиант вёрстке детских книг на заказ придают важнейшее значение. Над такими заказами работают лучшие специалисты, и каждый этап творческого и технологического процесса тщательно проверяется и контролируется.

Если у вас есть материал, который необходимо издать, специалисты-верстальщики компании Амиант красиво оформят будущую книгу; сделают все возможное, чтобы ваша книга стала аккуратной, удобной для чтения. Такой, какой её хотите видеть именно Вы!

При работе будут учтены все требования высокопрофессиональной книжной вёрстки и ваши пожелания.
Специалисты компании Амиант обладают богатым профессиональным опытом и знаниями, а лояльность клиентов прекрасное тому подтверждение! Мы уверены, что индивидуальный подход к каждому клиенту – залог успешного сотрудничества!

Навыки верстки и оформления текста: что нужно знать контент-маркетологам

Оформление и презентация текста может визуально выделить вашу статью из десятков подобных. Полезный и интересный контент должен не просто доносить информацию, но взывать к эстетическим чувствам. Поэтому, если к ценности информации добавить надлежащую подачу, результат будет впечатляющим.

Я занимаюсь написанием контента для агентства веб-дизайна. Это не первый для меня опыт создания текстового контента, в прошлом я работал техническим писателем в сфере автоматизированного документооборота системы здравоохранения США. Именно этот опыт дал мне представление о форматировании текста и верстке, адаптации к восприятию и о том, как сделать контент или документ визуально приятным.

Относительная предметная длительность (ОПД)

Относительная предметная длительность или relative subject duration (термин Czerwinski, Horvitz, Cutrell, 2001) – это период концентрации внимания пользователя во время выполнения задачи. В нашем случае – во время чтения.

Эксперимент Кевина Ларсона из Microsoft и Росалинд Пикард из MIT показал, что хорошая верстка может улучшить настроение во время чтения.

Если задание (чтение) остается прежним, улучшение эстетического вида текста увеличивает ОПД, а значит, вовлекает пользователя в контент сильнее.

Положительная реакция на контент при наличии хорошей верстки сравнима с просмотром смешного видео. Таким образом эстетическое восприятие текстового контента можно измерить, а значит, и усилить при помощи верстки.

Немного истории дизайна текста

Письменность – это универсальный графический язык, единственный способ передачи информации в органическом изначальном виде сквозь тысячелетия.

С давних времен посредством текста люди стремились передавать информацию о себе. Начертание пиктограмм, которое в отличие от живописи раскрывает свое значение в контексте и окружении, стало прародителем современного текста.

Табличка из шумерского города Киш – переходный этап между пиктографией и письменным текстом. 3500 г. до н.э.

Пиктографию сменило иероглифическое письмо Древнего Египта. Иероглифы стали сочетать в себе идеограммы, слоговое и фонетическое значение, текст стал гибким и модальным. Причем существовало 2 вида текстов – церемониальные в виде графических иероглифов с детализацией и эстетикой и упрощенная скоропись – иератика.

Один и тот же текст, написанный в египетской иероглифике и иератике, соответственно.

На другом конце света инкская цивилизация использовала узелковую текстовую кодировку – кипу, не расшифрованную до конца и поныне. Известно, что цвета применялись для обозначения классов объектов, создавались смешения цветов и последовательные серии. Длина нитей, количество. Расположение и виды узлов образовывали повествовательные, а также арифметические, топографические и календарные тексты.

Пример узелкового письма кипу. 3000 г. до н. э.

Шумерская клинопись стала первым фонетическим письмом. Методом клинописи, таким образом, стали записываться художественные произведения, например, «Эпос о Гильгамеше». Переход к системе «символ-звук» положил основу дальнейшему развитию текста.

Призма Вельда-Бланделла – клинописный список правителей Шумера. 1800 г. до н. э.

Финикийский алфавит, палеоеврейская письменность имели консонантный строй, то есть состояли только из согласных. Внедрение гласных привело к созданию греческого, а позднее латинского алфавитов.

Поворотным моментом в развитии человечества стала публикация Библии Мартина Лютера. Впервые в истории важнейший источник воспитания и влияния – христианская Библия – стал доступен широким массам.

Верстка Библии Лютера

Столь подробный анализ происхождения, метаморфоз и исчезновения видов письменности возможен благодаря текстовым памятникам, увековечившим развитие человечества на этапах их создания. Текстовые артефакты – это уникальный способ донесения посланий за пределы короткой человеческой жизни. Это основа существования культуры вне наций, границ и эпох.

Верстка массовых текстов

В современном мире интернет-маркетинга наблюдается тенденция к упрощению текстового контента и переходу к визуальному – видео и инфографика, а также к аудиальному – аудиокниги и подкасты.

Очевидно, что механизм чтения требует большей концентрации ресурсов. В то же время, просмотр видео – это процесс, который можно «запараллелить» с множеством других дел. Таким образом чтение и просмотр видео – это процессы с разными когнитивными задачами и разным восприятием. Чтение – это процесс глубинного постижения, сопряженный с активным познавательным процессом. Просмотр же взывает к эмоциональному восприятию.

Оба средства доставки контента – неотъемлемая часть маркетинга, однако для решения серьезных задач, изучения, проблем выбора и других ситуаций с последствиями пользователи, вероятнее всего, прибегнут к текстовой информаций.

Каким образом манипуляции с расположением на странице, выбор шрифта и изменение внешнего вида текстового контента может повлиять на восприятие информации?

Текстовый контент – это элемент дизайна, встраивающийся между графикой и несущий основную смысловую нагрузку. Первоначальный HTML-дизайн текстовых страниц был на 99% ориентирован на содержание и не мог повторить всего великолепия печатной верстки книг и газет. Со временем создание цифровых текстов полностью заменило физическую верстку, что привело паблишеров к необходимости знания правил форматирования текста.

Адаптивность текста

Адаптивность текста – это набор свойств, влияющих на восприимчивость контента. Чем меньше шрифтов используется в текстовом блоке, тем лучше. Поэтому в выборе шрифта важно учитывать универсальность – один шрифт должен покрыть как можно больше требований, при этом сохраняя единообразность и читаемость.

  • Высота строчной буквы х (икс). Лучше использовать бОльшую высоту, чтобы особенности символов были заметны на экранах любого разрешения. При этом верхние и нижние выносные элементы должны сохранять свои черты.

  • Расширение. Высокие начертания хороши для названий и заголовков. Тем не менее в текстовых блоках лучше использовать широкие шрифты.

  • Разрядка. Ровная и ритмичная разрядка между символами – важный фактор читаемости текста. Устойчивый поток букв ускоряет распознавание текста.

  • Апертура. Это разрывы линий в буквах. Они играют важную роль в распознавании, поэтому чем апертуры выразительнее, тем лучше. Ниже – пример разрывов шрифтов Helvetica и Bell.

Полезные штуки для оформления текста

Так или иначе успех статьи, поста и любого текстового контента, публикуемого онлайн, зависит не только от положительной оценки читателя. В первую очередь контент должен дойти до читателя, желательно, целевого. Здесь решающую роль играют SEO-инструменты и настройки, но и знания верстки текста могут пригодиться. Приведу несколько приемов, которыми пользуюсь при форматировании текстов, обладая базовыми знаниями HTML:

  Пособие по уходу за ребенком 14

1. Оглавление (Table of Contents, TOC). Из опыта работы техническим писателем я усвоил простую истину – содержание лишним не бывает. В написании технических документов широко используется типизированная XML-архитектура – DITA (Darwin Information Typing Architecture), в которой текстовый контент формируется из «кирпичиков» и сниппетов текста, что обеспечивает гибкость и скорость набора.

Даже если вы не планируете публиковать оглавление, его стоит составить для структурирования информации, но наиболее полезным оно будет при формировании SEO-чувствительных названий и заголовков.

2. Названия и заголовки (Headers). Выделять заголовки жирным текстом или заглавными символами может сработать эстетически, однако этого недостаточно.

Поисковики ориентируются по внутренним параметрам, таким как теги h1, h2, h3 и т.д. Количество заголовков (header1, header2) может быть неограниченным, но должно встраиваться в систему приоритетов, сформированную при помощи оглавления.

Для наилучшего результата оберните главный заголовок или название в тег h1 после тега body. Заголовок в этом теге должен содержать ключевые слова. Некоторые ресурсы располагают картинки в качестве первого элемента, в этом случае стоит вписать ключевые слова в качестве альтернативного текста.

3. Медиа. К ним относятся вставки визуального контента: фотографии, GIF-анимация, видео, вставки кода, таблицы, формулы и т.д. Итак:

  • Картинки. Если вы используете стоковые фото , оптимизируйте их. Google не видит саму картинку (или видит?), но хорошо ориентируется по ключевым словам. Таким образом ключевое слово в названии картинки – это главный идентификатор. В коде страницы не должны присутствовать названия картинок, вроде DSC1234.jpg.

Атрибуты srcset и sizes внутри тега позволяют сформировать версии разрешений картинок для разных девайсов, что особенно важно для адаптивного дизайна страницы, на которой вы публикуетесь.

Значения 160w,320w,640w,1280w – это параметры ширины изображения на странице.

  • Вставки кода. Блог компании, в которой я работаю, специализируется на веб-дизайне и девелопменте, поэтому часто в статьи приходится вставлять сниппеты кода разных языков программирования. Вставки кода не должны быть картинками – так они теряют практическую ценность. Пользователю должна быть доступна возможность скопировать код, желательно, в маркапе. В этом случае следует пользоваться сторонними сервисами хайлатинга кода либо плагинами в случае работы с WordPress. Для соблюдения правильной подсветки кода вставляйте код в HTML версию контента.

  • Таблицы и формулы. Большинство платформ для публикации поддерживают HTML-таблицы. Однако не все из них предоставляют удобный интерфейс для редактирования этих таблиц.

Не имея UI тем не менее можно создать форматирование таблицы, которая будет адекватно отображаться в разных браузерах и на разных устройствах. Для этого нужно использовать теги

Также существует таблица символов Юникода® , в которой в HTML кодировке представлено множество специальных символов. Для создания в тексте математических формул стоит прибегнуть к сторонним сервисам, таким как, например, JavaScript MathJax .

4. Семантика HTML. С появлением HTML5 разработчики стали все больше экспериментировать со смысловыми функциями языка создания веб-страниц, добавляя элементы секций, такие как:

Все они призваны оживить контент, придав ему смысловой колорит, ощутимый не только читателем, но и роботом.

Занимаясь написанием технических текстов, я не встречал тега для выделения фрагментов жирным, привычным решением был тег . Однако, начав писать публицистические статьи и маркетинговый контент, я обнаружил, что, несмотря на одинаковую презентацию текста, эти теги существенно отличаются друг от друга.

Визуальная презентация – это то, что видит читатель – толстые буквы. Теги – это то, что видит машина. Существует мнение, что слово в теге не определяется поисковиком как особый элемент, в то время как тег добавляет тексту веса в SEO. Есть исследования, утверждающие отсутствие разницы. Вероятно, узнать истину можно только путем собственного эксперимента.

Дизайн текста и верстка обычно не являются важнейшими факторами при создании текстового контента. Куда больше внимания уделяется содержательной части. Делегировав оформление текста стандартному функционалу темы WordPress, а то и более простым инструментам, авторы часто не задумываются о презентации своего уникального контента.

Наследие раннего интернета таково, что мы умеем выделять ценную информацию из текста любого внешнего вида. Тем не менее, если оценивать контент с точки зрения его конкурентности, имиджа и эстетики, а не только фактического содержания, выясняется, что важным параметром является и юзабилити текста.

Простой пример: такая платформа для блогинга, как medium.com, использует свой унифицированный набор средств форматирования текста, имеет простой механизм загрузки и расположения медиа, не позволяет использовать большой массив шрифтов и размеров. Однако этот набор продуман дизайнерами и реализован в соответствие с изученными принципами восприятия. Примеров подобных инструментов для паблишинга довольно много .

Качественная верстка текста позволяет использовать весь смысловой потенциал статьи, усиливая при этом эстетическое удовольствие от прочтения, что является важным и редким условием успеха контента.

Верстка книг — начнем с азов

Приступать к такому процессу как верстка книг нужно после того, как обдуманы ее общий вид и все основные элементы. Верстальщик должен хотя бы примерно представлять, что получится в результате его работы. В стадии издания книги верстальщику редко приходит абсолютно продуманный макет, не требующий решения локальных задач верстки. Чаще книга до верстки выглядит как файл Word и разложенные по папкам фотографии (если повезет!). В этом случае при разработке макета стоит полагаться на опыт и собственное чувство гармонии. Ведь нужно создать такой макет для верстки книг, который не только соответствовал бы правилам верстки, но и удовлетворял бы требованиям заказчика.

Помимо работы с текстом, верстальщик (дизайнер-верстальщик) принимает решения о расположении каждой иллюстрации в тексте, причем находит единственно верное для данной верстки. Цель — сделать издание, во-первых, удобочитаемым, во-вторых, стилистически грамотным, в-третьих, необходимо соблюсти все требования правил верстки, которые и направлены на логическую завершенность всех элементов книги, из чего, собственно, и складывается та самая удобочитаемость. В процессе верстки приходится дорабатывать и адаптировать макет под свои нужды. Однако на печати, книга должна быть грамотно сверстана, независимо от удобства для верстальщика.

Оставьте заявку на расчет прямо сейчас
и узнайте стоимость верстки книги!

Оставьте заявку на расчет прямо сейчас
и узнайте стоимость верстки книги!

Верстка книг представляет собой процесс размещения текстовых и графических материалов на страницах или полосах издания заданного формата, отвечающий определенным композиционным, гигиеническим и стилевым требованиям:

  • Композиционные требования обеспечивают единство технической и информационной совместимости — соподчиненность компонентов, постоянство форматов страниц и полос набора; приводность всех полос издания, т.е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста. В газетных изданиях выполнение этого правила не обязательно.
  • Гигиенические требования направлены на обеспечение удобочитаемости текста с целью предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) людей: шрифтовое оформление, интерлиньяж, размеры полей и пр.
  • Требования единства стиля придает изданию художественную завершенность: единообразие структурных элементов, основного и дополнительного текстов, иллюстраций и подписей к ним.

Верстка книг — это совокупность выполнения всех указанных требований.

Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:

1. По виду издания:
книжно-журнальная верстка. Верстка журналов, особенно содержащих большое число иллюстраций, имеет отдельные характерные особенности, но в целом выполняется по тем же правилам, что и книжная.

Газетная верстка. Верстка газет значительно отличается от книжно-журнальной. Газетной верстке присущи более свободные правила переносов и расположения текстового и иллюстративного материала.

• акцидентная верстка (акцидентный или мелочный набор). Акцидентной версткой называют верстку мелких самостоятельных заказов, например, пригласительных билетов, бланков, афиш, рекламных модулей. Также к акцидентной верстке относится верстка отдельных элементов книг и журналов: наборные обложки и суперобложки, титульные листы (титулы), шмуцтитулы, шапки, инициалы, наборные рамки и колонлинейки, книжные объявления, в журнальных изданиях титульный, газетно-журнальные объявления, реклама. При такой верстке в одной форме сочетаются различные шрифты и графические материалы.

Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий — проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишно-плакатная продукция и акцидентная продукция малых форм — пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды «мелочей».

2. По конфигурации материалов:

• прямая (каждый материал — прямоугольник, колонки одинаковы по высоте). Такая верстка выглядит строго и используется чаще всего в верстке литературно-художественных изданий, учебников, некоторых видах газет и журналов. Прямая верстка спокойнее и проще ломаной в восприятии читателями, имеет сдержанный характер.

• ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте). Этот вид верстки более сложный в исполнении, но таким образом достигается динамика публикации. Используется в основном в газетах, на страницах модных журналов и т.д

3. По расположению материалов относительно центра полосы — вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 равные части.

Верстка книг, журналов, газет бывает симметричной и асимметричной. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему динамизму, ярко подчеркивает главное на полосе.

4. По ширине колонок материала: постоянная (одинаковое количество колонок одного размера) и переменная.

5. Расположению текстового и иллюстративного материала:

  • открытая — изображения размещаются вверху или внизу каждой полосы;
  • закрытая — изображения размещаются внутри текста и соприкасаются с текстом двумя или тремя сторонами;
  • глухая — изображения в многоколонном макете размещаются внутри текста и соприкасаются с ним всеми четырьмя сторонами;
  • вразрез — текст, потом фото, потом опять текст, т.е. фото делит текст на части;
  • в оборку — иллюстрация в углу, которую с двух сторон огибает текст;
  • на полях — небольшие изображения располагаются на полях.
  С кем заключен договор в снт

Оставьте заявку на расчет прямо сейчас
и узнайте стоимость верстки книги!

Оставьте заявку на расчет прямо сейчас
и узнайте стоимость верстки книги!

Концепция верстки

Верстка является не только сборочным процессом, но и оказывает существенное влияние на создание определенной формы издания. Поэтому стиль оформления, наряду с текстом и иллюстрациями, следует рассматривать в качестве исходного компонента верстки.

Верстка журналов и верстка газет отличаются по требованиям к монтажу печатных полос, исходя из предназначения печатного издания. При верстке журналов, газет и другой прессы текст верстается в одну, в две, три и более колонок. Верстка книг чаще всего производится в одну колонку.

Исходя из функций верстки, она должна отвечать строгим требованиям дизайна и обеспечивать определенные моменты:

  • наиболее выгодную композиционную структуру издания. То есть с помощью верстки необходимо создать максимально удобное в пользовании издание. Верстка наглядно демонстрирует структуру и композицию страниц издания, определяет какие компоненты текста или иллюстраций являются главными, а какие второстепенными;
  • компактное расположение материалов на странице и максимальное использование полезной площади бумаги;
  • эстетический, привлекательный и выразительный внешний вид будущего печатного издания. Она должна обеспечить пропорциональное отображение элементов на оттиске, подчеркнуть их графическое единство, чтобы изделие полиграфической промышленности воспринималось как одно целое, органично и четко разделенное на блоки, удобные для чтения и восприятия человеческим глазом.

Программы для верстки

Электронная верстка осуществляется с помощью различных программ. Их представлено на рынке несколько. Выбор в пользу какой-либо зависит от исторически сложившегося опыта и личных предпочтений. Наиболее распространенными из них являются программы для подготовки многостраничной верстки:

  • продукты корпорации Adobe (PageMaker, FrameMaker, InDesign),
  • QuarkXPress,
  • Corel Ventura Publisher,
  • TeX.

Считается, что у каждой из них своя специализация. Например, FrameMaker, Ventura Publisher, TeX больше ориентированы на автоматизацию оформления сложных структур текста, нередко насыщенного таблицами, формулами, ссылками, в то время как PageMaker, InDesign и XPress рассчитаны на работу с иллюстрациями, т.е. используются в акцидентной (рекламной и др.), журнальной, книжной верстке.

Сложно поверить, но есть еще издания, которые на профессиональном уровне верстаются в MS Word. С помощью специальных надстроек, эту программу можно адаптировать под верстку, которая выполняет работу над текстом, практически дублируя функции PageMaker, XPress или InDesign. Верстать можно и в Word, если это удобно верстальщику, просто большая часть специалистов признаёт это непрофессиональным. Ведь удобные программы, специально созданные для верстки, уже изобретены!

Существует достаточно точек зрения на тему того, какая программа идеально подходит для такого процесса как верстка книг. Основными конкурентами являются, конечно, InDesign и XPress. Ярые сторонники есть и у той, у другой программы для верстки. Однако большинство профессиональных верстальщиков сходятся на том, что пока ничего лучше InDesign для верстки книг не изобрели.

Профессиональные верстальщики даже могут определить по отпечатанной книге, в какой программе книга версталась. Так это или нет — пусть останется на совести гуру верстки. Книга ориентирована в конечном итоге на читателя, поэтому начиная работу над книгой, необходимо думать об его удобстве.

Создание макета для верстки

Успех задуманной книги большей частью определяется грамотным подходом к созданию файла верстки, вне зависимости от того, в какой программе он будет сделан. Перед началом работы будет лучше ознакомиться с текстом будущей книги. Читать внимательно всю книгу нет смысла, однако иметь общее представление, о чем будет книга, к какому типу и виду литературы будет относиться, необходимо для того, чтобы определить элементы ее оформления при верстке. Главным образом, верстальщик должен четко представлять структуру книги — рубрикацию. От этого будет зависеть выбор шрифта заголовков, подзаголовков и т.д.

Макет — это набор правил, согласно которым располагаются элементы страницы. Таким образом, макет — это основа верстки. Создание макета верстки предполагает наличие повторяющихся элементов (расстояние между колонками текста, размер запечатываемой области полосы, отступы перед заголовками, размеры полей), одинаковые во всей верстке. Оптимальный дизайн не просто определяет образ книги, от него зависит, сколько усилий придется потратить в процессе верстки книги. При грамотно выполненном макете верстальщику не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на странице, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования верстки является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы.

При продумывании композиции книги необходимо не забывать правило золотого сечения, но применять его условно, в зависимости от конкретных задач и возможностей.

Существует много пропорций страницы, т.е. линейных отношений ширины к высоте. При подготовке макета к верстке в основном используются следующие:

  • геометрически определимые иррациональные пропорции 1:1,41 (отношение стороны квадрата к его диагонали); 1:1,538; 1:1,618 (золотое сечение); 1:1,732
  • простые рациональные пропорции 1:2, 2:3, 3:4, 5:8 (приближено к золотому сечению), 5:9. Остальные пропорции являются случайными.

Хотя и необъяснимо, но доказано, что человеческий глаз воспринимает плоскости, имеющие геометрически ясные пропорции более приятными или красивыми, чем плоскости, наделенные случайными пропорциями.

Правило золотого сечения или деления основывается на том, что глаз особенно легко и приятно воспринимает пропорции, при которых большой отрезок линии относится к меньшему отрезку, как вся линия к большому отрезку, именно, (А+В):А=А:В. При этом, если В, т.е. меньший отрезок равен 1, то А равно приблизительно 1,61. ценность в том, что оно соответствует физиологическим условиям глаза, видящего в бока лучше, чем вверх и вниз; поэтому, например, рисунок литеры может быть для меньшего напряжения глаза сжат в ширину и удлинен в высоту, страницы книги — тоже. Но точное, абсолютное применение этого закона не диктуется, в сущности, никакими условиями физиологии глаза или эстетики.

Все элементы в книге должны гармонично сочетаться между собой: грамотно подобранный шрифт подходить под формат издания, полоса набора уравновешена размером полей, графические элементы не должны смотреться вычурно и выбиваться из общей стилистики книги. Допуская небрежность хотя бы в одном из элементов книги — в тексте, в цветах, в подборе шрифта, в противоречивом негармоничном оформлении, в выборе низкокачественной бумаги, – дизайнер-верстальщик может безвозвратно испортить общее эстетическое впечатление о книге. Этика верстальщика предполагает одинаково внимательное отношение, как к незначительному произведению, так и к большой и сложной книге.

Главная цель, преследуемая при подготовке к верстке — создание такого макета, с помощью которого книга получится понятной и удобной для чтения. Если напечатанное с трудом читается или требует дополнительных усилий, то такая верстка книг будет неприемлема. В отношении верстки книг всегда стоит придерживаться классической простоты, т.к. главная цель книги — донести мысли автора до читателя, а не служить неоправданным амбициям верстальщика.

Основные элементы оригинал-макета при верстке

Текстовые элементы по своей значимости имеют разные уровни иерархии (основной текст, заголовки и подзаголовки, выноски, подрисуночные подписи), поэтому после определения параметров основного текста необходимо выбрать стили для заголовков. Заголовки (они должны быть короткими, понятными и легко читаться) организуют и облегчают чтение, помогают ориентироваться в логике страницы. Эффектным является сдвиг заголовка влево относительно вертикали выравнивания текста. Это позволяет быстро просмотреть заголовки по вертикали.

Расстояние между текстом и последующим заголовком, как правило, больше, чем расстояние от этого заголовка до относящегося к нему текста. Все связанные между собой элементы должны отделяться одинаковым по размеру пустым пространством (например, заголовки и относящиеся к ним тексты, иллюстрации и подписи к ним).

Используемая в заголовках гарнитура или кегль должны контрастировать с основным текстом. Подзаголовки должны быть менее контрастными, чем заголовки, но более контрастными, чем основной текст. Основные заголовки (заголовки первого уровня) имеют кегль обычно на 2 пункта выше, а заголовки второго уровня — на 1 пункт выше или тот же кегль, что и у основного текста. Для заголовков любого уровня часто применяют капители. Капителью называют начертание шрифта, когда строчные знаки выглядят как уменьшенные прописные; капитель нельзя путать с прописными уменьшенного кегля, т.к. такое начертание отличается контрастностью и удобочитаемостью по сравнению с истинными прописными.

Колонтитулом (от франц. colonne — столбец и лат. titulus — надпись, заголовок) называются заголовочные данные, помещаемые над или под текстом каждой страницы. С помощью колонтитулов можно усилить единство всей публикации. Место расположения постоянных колонтитулов принимается в соответствии с типом выключки заголовков в тексте. Колонтитулы должны легко отличаться от основного текста. Можно порекомендовать для колонтитулов курсив или капитель того же шрифта, что и основной текст.

Колонцифры (номера страниц) обычно помещаются на одну строку с колонтитулом вверху страницы с выключкой влево или вправо, или в строку нижнего колонтитула с интервалом в одну строку от последней строки текста на странице. В качестве колонцифры чаще всего используют арабские цифры. Иногда колонцифры служат элементом дизайна страницы.

Следует определить максимально допустимое количество идущих подряд строк с переносами. Общее правило таково, что их не должно быть больше двух. Критерий, по которому организуются переносы — удобочитаемость слов с переносом. Сторонники строгих правил не допускают, чтобы первая часть переносимого слова состояла менее чем из трех букв, хотя на практике это не всегда возможно.

© 2010 Издательство “ДПК Пресс”

Копирование информации разрешено лишь с разрешения владельца сайта.