Требования к программам профессиональной подготовки

Требования к программам профессиональной подготовки

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в отличие от прежнего Закона РФ «Об образовании в РФ» не предусматривает установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональными программам.

Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 9 октября 2013 года № 06-735 пояснило, что типовые и примерные программы разрабатываются только для следующего вида программ:

типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 7 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ);

примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 Федерального закона № 273-ФЗ);

примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 273-ФЗ);

типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3 ст. 85 Федерального закона № 273-ФЗ).

Разработка и утверждение макетов данных программ является обязательным в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Помимо этого, Министерством образования и науки Российской Федерации в целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ будут разработаны макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный. Данные макеты в настоящее время еще не опубликованы. Однако следует отметить, что они будут иметь исключительно методический и рекомендательный характер.

Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в п. 9 ст. 2, ч. 9 и 10 ст. 76, а также в пуктах 6 – 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499.

При этом обращаем внимание, что требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, которые были утверждены приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221, а также приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2013 г. № 10 «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, утратили силу в соответствии с пунктами 6 и 35 Перечня утративших силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации (приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 18 сентября 2013 г. № 1074).

Требования к программам профессиональной подготовки

Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации

Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

Вопросы и ответы

Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст. 12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования –1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение предполагает приобретение необходимой компетенции, но не сопровождается изменением уровня образования.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения – слушатели.
Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60
получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании — дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждаетприсвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Тем самым профессиональное обучение по своим юридическим характеристикам ближе к дополнительному профессиональному образованию, поскольку не сопровождается изменением уровня образования.Более того, профессиональное обучение осуществляется по следующим программам: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, 2) программы переподготовки рабочих, служащих, 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в приказеМинобрнауки России от 02.07.2013 N 513″Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Таким образом, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, а профессиональное обучение – самостоятельный вид образования, не относящийся ни к профессиональному образованию, ни к дополнительному образованию.

Что такое профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка (сокращённо ПП) – это получение дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Данная форма обучения доступна лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование, а также (с 1 сентября 2013 года) учащимся вузов и колледжей.

Программы профессиональной переподготовки разработаны Министерством образования и науки России в качестве альтернативы второму высшему образованию. Профессиональная переподготовка – ­­удобный, недорогой и, главное, быстрый способ (программа включает только профильные дисциплины) получить второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от второго высшего образования, которое длится 3 года и более, значительно дороже и насыщено общими предметами.

Как и в случае с программами основного высшего образования, поступая на специальности профессиональной переподготовки, можно выбрать любую форму обучения: с отрывом от работы (очное), без отрыва от работы (вечернее или дистанционное), с частичным отрывом от работы (заочное) и по индивидуальным формам обучения. Форму профессиональной переподготовки устанавливает учебное заведение в зависимости от сложности программы.

Профессиональная переподготовка бывает двух видов:

Объём занятий – свыше 500 аудиторных часов (6 месяцев).

Документ об образовании – Диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

Это совершенствование знаний сотрудника в рамках его специальности (специализация). Обучение проводится с учётом квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям. Здесь могут обучаться только лица с законченным высшим или средним профессиональным образованием.

По завершении программы слушатели проходят итоговую государственную аттестацию. Успешно прошедшим испытание выдается диплом установленного образца. Обладатель подобного документа получает право работать в определенной сфере деятельности.

Объём занятий – от 1000 часов общей трудоёмкости (2 года), из них 750 аудиторных часов.

Документ об образовании – Диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании или Диплом государственного образца о дополнительном (к среднему) образовании.

Получение дополнительной квалификации на базе имеющегося у специалиста высшего (среднего) профессионального образования. Но, в отличие от курсов профпереподготовки, на программах дополнительной квалификации могут обучаться как лица, получившие основное профессиональное образование, так и студенты 3-4 курсов всех специальностей.

Получение дополнительной квалификации – практически аналог второго высшего профессионального образования. Дисциплины, которые слушатель сдавал, будучи студентом, могут быть перезачтены. Однако присвоение дополнительной квалификации не приравнивается к получению второго высшего образования, профпереподготовка ­есть актуальное и востребованное к нему дополнение.

По окончании обучения также проводится итоговая аттестация и выдается диплом установленного образца, удостоверяющий получение дополнительной квалификации.

Отдельной строкой выделим программы ДПО предпринимательской направленности – бизнес-образование. В России МВА относят к программам профессиональной переподготовки. Выпускник программы МВА получает диплом о дополнительном (к высшему) образовании с присуждением степени «Мастера делового администрирования (МВА)» Подробнее о бизнес-образовании в России и за рубежом читайте в разделе МВА.

О профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании

Служба занятости участвует в формировании и реализации государственной политики Санкт-Петербурга в области профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан на основе системы психолого-профориентационного обслуживания населения.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан является одним из важнейших направлений активной политики занятости. Основной задачей профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления безработным гражданам возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии (специальности).

Профессиональное обучение вид образования, который направлен на приобретение безработным гражданином знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессии).

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по видам:

  • подготовка,
  • переподготовка,
  • повышение квалификации.

Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

  Регистрация оао ооо

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения уровня образования.

Дополнительное профессиональное образование – вид образования, которое направлено на удовлетворение образовательных потребностей, в том числе в профессиональном совершенствовании и не и не сопровождается повышением уровня образования.

Квалификация определяется как уровень знаний, умений навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Государство гарантирует безработным гражданам бесплатное получение услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан осуществляется по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда Санкт-Петербурга , а также по профессиям, способствующим развитию предпринимательства и малого бизнеса.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан осуществляется в образовательных организациях Санкт-Петербурга различных форм собственности, заключивших договоры на оказание услуг по прохождению профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами.

Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан проводится согласно статье 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане, по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных организаций;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  • граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;
  • граждане, получающие государственную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия прохождения профессионального обучении или получения дополнительного профессионального образования.

С первого дня начала обучения в образовательной организации, гражданин считается занятым и снимается с учета в качестве безработного, ему прекращается выплата пособия и начисляется стипендия в размере, установленном законодательством, на весь период обучения. В период временной нетрудоспособности гражданам выплачивается стипендия. Период временной нетрудоспособности должен быть подтвержден листом нетрудоспособности установленного образца. Лицам, находящимся в отпуске по беременности и родам в период временной нетрудоспособности стипендия не выплачивается.

В период профессионального обучения и дополнительного профессионального образования гражданин обязан:

  • посещать занятия в соответствии с расписанием;
  • успешно и в полном объеме освоить программу обучения;
  • активно вести поиск работы с учетом приобретаемой профессии (специальности).

Образовательные организации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, документы установленного образца (свидетельство, удостоверение, диплом).

Служба занятости и образовательные организации оказывают содействие в трудоустройстве гражданам, успешно завершившим обучение. Образовательные организации в течение учебного процесса взаимодействуют с работодателями, которые заинтересованы в хорошо подготовленных профессиональных кадрах.

С перечнем учебных программ, по которым осуществляется обучение безработных граждан, можно ознакомиться в районных агентствах занятости населения Санкт-Петербурга СПб ГАУ ЦЗН.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 апреля 2010 г. № 430 “О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников”

В соответствии со статьёй 15.3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6227) приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации прилагаемые требования к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 августа 2010 г.

Требования
к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 апреля 2010 г. № 430)

1. Настоящие Требования устанавливают минимум содержания программы профессиональной подготовки частных охранников (далее — Программа), который включает в себя примерный учебный план Программы, примерные тематические планы и примерные программы учебных дисциплин, требования к итоговой аттестации и требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу.

2. Нормативный срок освоения Программы зависит от присваиваемого разряда, который определяется с учетом вида изучаемого оружия:

профессиональная подготовка частных охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) — нормативный срок освоения — 266 часов;

профессиональная подготовка частных охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников — нормативный срок освоения — 99 часов;

профессиональная подготовка частных охранников 5 разряда (использование гражданского оружия и специальных средств) — нормативный срок освоения — 174 часа;

профессиональная подготовка частных охранников 4 разряда (использование только специальных средств) — нормативный срок освоения — 98 часов.

При освоении охранниками 4 разряда Программы, предназначенной для охранников 5 разряда, время изученных ранее дисциплин по Программе для охранников 4 разряда засчитывается в общее время изучения соответствующих дисциплин обучающимися по Программе охранников 5 разряда.

При освоении охранниками 4 и 5 разрядов Программы, предназначенной для охранников 6 разряда, время изученных ранее дисциплин по Программе для охранников 4 и 5 разрядов засчитывается в общее время изучения соответствующих дисциплин обучающимися по Программе охранников 6 разряда.

3. Примерный учебный план программы профессиональной подготовки частных охранников.*

* — примерный учебный план дан в разрезе присваиваемых разрядов

** — для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников

3.1. Учебная дисциплина «Правовая подготовка». Примерный тематический план учебной дисциплины «Правовая подготовка».*

* — примерный тематический план учебной дисциплины «Правовая подготовка» дан в разрезе присваиваемых разрядов

** — для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников

Примерная программа
учебной дисциплины «Правовая подготовка»

Тема 1. Правовое регулирование частной охранной деятельности.

Конституция Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 4, ст. 445).

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 167; 2005, № 24, ст. 2313; 2006, № 30, ст. 3294; 2007, № 31, ст. 4011); положение статей 1-6, 9, 12, 13, 15, 21, 22, 24-27 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 1998, № 31, ст. 3834; 1999, № 47, ст. 5612; 2001, № 31, ст. 3171; 2002, № 26, ст. 2516; № 30, ст. 3029; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 18, ст. 1683; № 27, ст. 2711; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 1, ст. 21; № 32, ст. 4121).

Порядок лицензирования частной охранной деятельности. Цели, задачи и принципы деятельности частных охранных организаций. Ограничения в сфере частной охранной деятельности.

Права и обязанности частного охранника, его правовой статус. Порядок получения удостоверения частного охранника. Социальная и правовая защита частных охранников.

Контроль и надзор за частной охранной деятельностью.

Тема 2. Основы уголовного законодательства.

Система уголовного законодательства. Понятие уголовного права. Уголовная ответственность и ее основания.

Понятие преступления и состава преступления. Основные составляющие, образующие состав преступления. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Общая характеристика преступлений против личности. Статьи 125, 127, 137, 138, 139 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2001, № 13, ст. 1140; 2003, № 50, ст. 4848) (далее — УК РФ).

Общая характеристика преступлений в сфере экономики. Изучение статей 171, 203 УК РФ.

Преступления против общественной безопасности. Нарушения уголовного законодательства в сфере оборота оружия и ответственность за них, статьи 222, 223, 224, 225, 226 УК РФ.

Тема 3. Основы административного законодательства.

Система органов государственной власти Российской Федерации.

Компетенция органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц.

Понятие административного правонарушения и административного наказания. Виды административных правонарушений. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Применение мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении.

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Статья 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2004, № 34, ст. 3529; 2005, № 27, ст. 2719; 2007, № 26, ст. 3089) (далее — КоАП РФ).

Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Статья 17.12 КоАП РФ.

Административные правонарушения против порядка управления. Статьи 19.4, 19.5, 19.20 КоАП РФ.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.1, статьями 20.8, 20.9, 20.12, 20.13, 20.16, 20.17, 20.19, 20.23, 20.24 КоАП РФ.

Тема 4. Применение оружия и специальных средств при осуществлении частной охранной деятельности.

Понятие специальных средств. Виды специальных средств. Порядок приобретения, учета и хранения специальных средств.

Основания, условия и порядок применения специальных средств в частной охранной деятельности. Основания, исключающие применение специальных средств. Действия частного охранника после применения специальных средств. Ответственность за незаконное применение специальных средств.

Понятие и классификация оружия. Виды оружия. Продажа, учет, хранение, транспортировка и ношение оружия. Порядок получения лицензий на приобретение оружия, разрешений на право хранения и ношения оружия.

Основания, условия и порядок применения оружия в частной охранной деятельности. Обстоятельства, исключающие применение оружия. Действия частного охранника после применения оружия. Ответственность за его неправомерное применение.

  Как уплатить налог на прибыль 2018

Тема 5. Основы гражданского и трудового законодательства.

Право собственности и его содержание. Защита прав собственности.

Обстоятельства, возникающие вследствие причинения вреда имуществу. Общие основания ответственности за причинение вреда. Статьи 1066, 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063; 2002, № 12, ст. 1093, № 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, № 2, ст. 167, № 52, ст. 5138; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 1, ст. 18, ст. 39, ст. 43; № 13, ст. 1080; № 27, ст. 2722; № 30, ст. 3120; 2006, № 2, ст. 171; № 3, ст. 282; № 31, ст. 3437; № 45, ст. 4627; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5497, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; № 31, ст. 3993; № 41, ст. 4845; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246).

Общая характеристика Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3, № 30; ст. 3014, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070).

Стороны и содержание трудового договора. Условия трудового договора, срок и форма его заключения. Основания прекращения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Оплата и нормирование труда. Трудовая дисциплина.

Понятие и признаки материальной ответственности сторон по трудовому договору.

3.2. Учебная дисциплина «Тактико-специальная подготовка». Примерный тематический план учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка».*

* — примерный тематический план учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка» дан в разрезе присваиваемых разрядов

** — для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников

Примерная программа
учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка»

Тема 1. Тактика и методы охраны имущества.

Виды охраняемых объектов и комплекс мер по обеспечению их безопасности.

Организация пропускного и внутриобъектового режимов. Выявление подделок документов.

Обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах как самостоятельный вид охранных услуг.

Особенности охраны объектов жизнеобеспечения, особой важности, социальной сферы. Особенности охраны мест проживания граждан.

Осуществление охраны имущества с использованием оружия. Особенности охраны имущества при его транспортировке.

Тактика действий при задержании лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемое имущество, и передача их в органы внутренних дел.

Тема 2. Тактика и методы обеспечения защиты жизни и здоровья граждан.

Особенности заключения договора на оказание данного вида охранных услуг. Запрет на выдачу служебного оружия при осуществлении данного вида деятельности частных охранников.

Тактика осуществления защиты жизни и здоровья граждан, находящихся на стационарных объектах.

Особенности осуществления защиты жизни и здоровья граждан в общественных местах.

Тема 3. Тактика и методы обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Понятие и виды массовых мероприятий.

Принципы организации охраны массовых мероприятий. Организация и осуществление охраны при подготовке, во время проведения и после окончания массовых мероприятий.

Порядок действий в нестандартных и конфликтных ситуациях.

Взаимодействие частных охранных организаций с органами внутренних дел при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Тема 4. Осуществление консультирования и подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Особенности заключения договора на оказание данного вида охранных услуг. Предмет договора.

Особенности консультирования и подготовки рекомендаций по вопросам обеспечения защиты имущества от противоправных посягательств.

Особенности консультирования и подготовки рекомендаций по вопросам обеспечения личной безопасности.

Тема 5. Осуществление охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Условия осуществления данного вида деятельности.

Осуществление проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны.

Особенности организации охраны с применением технических средств охранно-пожарной сигнализации.

Особенности действий частных охранников, осуществляющих данный вид деятельности.

Тема 6. Обеспечение антитеррористической защищенности охраняемых объектов.

Профилактика террористических актов. Характеристика взрывчатых веществ, признаки самодельных взрывных устройств и способы их обнаружения.

Схемы оповещения, схемы связи с правоохранительными органами.

Тактика действий при возникновении террористической угрозы. Меры безопасности и порядок действий при обнаружении подозрительных предметов, в том числе создание «зоны безопасности».

Практические действия частных охранников при обнаружении взрывных устройств.

Участие в осуществлении эвакуационных мероприятий.

Тактика действий частных охранников при захвате заложников. Организация предупредительных мер, направленных на защиту от похищения или захвата в качестве заложников.

Участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

3.3. Учебная дисциплина «Техническая подготовка». Примерный тематический план учебной дисциплины «Техническая подготовка»*

* — примерный тематический план учебной дисциплины «Техническая подготовка» дан в разрезе присваиваемых разрядов

** — для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников

Примерная программа
учебной дисциплины «Техническая подготовка»

Тема 1. Технические средства охраны объектов.

Назначение и классификация технических средств охраны объектов. Принципы действия технических средств охраны.

Технические средства охранной сигнализации.

Технические средства пожарной сигнализации.

Технические средства тревожной сигнализации.

Состав системы охранной сигнализации.

Особенности эксплуатации различных систем технических средств охраны.

Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны.

Тема 2. Системы управления техническими средствами охраны.

Классификация систем управления техническими средствами охраны.

Системы управления контролем доступа. Дистанционный контроль доступа охранников и автотранспорта на охраняемый объект.

Системы компьютерного управления техническими средствами охраны.

Тема 3. Средства пожаротушения.

Обеспечение противопожарной безопасности на объектах и мероприятия по исключению причин возгорания.

Противопожарный режим при эксплуатации объектов.

Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители. Их назначение и устройство. Правила и приемы работы с огнетушителями.

Пожарное оборудование и инструмент. Техника безопасности при работе с ними.

Действия руководителя и работников при обнаружении возгорания на объекте и ликвидация его последствий.

Тема 4. Средства связи и работа с ними.

Назначение, виды, устройство, тактико-технические характеристики средств связи.

Организация работы и порядок использования основных видов проводной связи. Способы передачи служебной информации по проводным средствам связи.

Основные тактико-технические характеристики средств радиосвязи. Ведение переговоров по радиосредствам.

3.4. Учебная дисциплина «Психологическая подготовка». Примерный тематический план учебной дисциплины «Психологическая подготовка»*

* — примерный тематический план учебной дисциплины «Психологическая подготовка» дан в разрезе присваиваемых разрядов

** — для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников

Примерная программа
учебной дисциплины «Психологическая подготовка»

Тема 1. Психологические аспекты в частной охранной деятельности.

Психологические аспекты наблюдения. Визуальная диагностика объектов наблюдения.

Психологические особенности проверки документов.

Поведение частных охранников в экстремальных и конфликтных ситуациях.

Тема 2. Факторы стресса в частной охранной деятельности. Способы преодоления стресса.

Пути повышения психологической устойчивости личности частных охранников.

Способы избежания нежелательного психологического воздействия: сохранение эмоционального равновесия, физического спокойствия, восстановительный процесс.

Основы профессионально-психологического настроя и саморегуляции частных охранников.

3.5. Учебная дисциплина «Огневая подготовка». Примерный тематический план учебной дисциплины «Огневая подготовка»*

* — примерный тематический план учебной дисциплины «Огневая подготовка» дан в разрезе присваиваемых разрядов

** — для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников

Примерная программа
учебной дисциплины «Огневая подготовка»

Тема 1. Общее устройство, назначение, тактико-технические характеристики видов и типов оружия, разрешенного для использования в частной охранной деятельности. Соблюдение установленных правил и мер безопасности при обращении с оружием.

Общее устройство, принципы работы частей и механизмов служебного оружия. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Траектория полета пули и ее элементы. Влияние внешних условий на полет пули.

Порядок неполной разборки и сборки оружия, чистки, смазки оружия. Порядок его заряжания и разряжания. Проверка оружия, задержки при стрельбе и способы их устранения.

Основы знаний правил стрельбы. Изготовка к стрельбе. Выбор прицела и точки прицеливания. Производство выстрела. Кучность и меткость стрельбы, способы их повышения. Прекращение стрельбы. Контрольный осмотр оружия.

Правила безопасного обращения с огнестрельным оружием.

Тема 2. Выполнение упражнений учебных стрельб.

Упражнения учебных стрельб выполняются в соответствии с нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3.6. Учебная дисциплина «Использование специальных средств». Примерный тематический план учебной дисциплины «Использование специальных средств»*

* — примерный тематический план учебной дисциплины «Использование специальных средств» дан в разрезе присваиваемых разрядов

** — для лиц, ранее получивших статус частного охранника на основании стажа в органах внутренних дел или в органах безопасности и осуществляющих функции частных охранников

Примерная программа
учебной дисциплины «Использование специальных средств»

Тема 1. Общее устройство, назначение, тактико-технические характеристики специальных средств, разрешенных для использования. Соблюдение установленных правил и мер безопасности при обращении со специальными средствами.

Назначение специальных средств в зависимости от их видов. Устройство и тактико-технические характеристики специальных средств.

Проверка технического состояния (исправности), правила и меры безопасности при ношении и применении специальных средств.

Основы применения специальных средств в зависимости от их вида и типа. Контрольный осмотр специальных средств.

Правила использования и хранения специальных средств, обеспечивающие их надлежащее техническое состояние (исправность).

Тема 2. Практическая отработка приемов и способов применения специальных средств по их видам и типам.

3.7. Учебная дисциплина «Первая помощь». Примерный тематический план учебной дисциплины «Первая помощь»*

* Примерный тематический план учебной дисциплины «Первая помощь» для программ профессиональной подготовки частных охранников 4, 5 и 6 разрядов составляет 24 часа.

Примерная программа
учебной дисциплины «Первая помощь»

Теоретическое и практическое обучение по учебной дисциплине «Первая помощь» проводится с изучением обязательных практических навыков и приемов оказания первой помощи и с использованием учебных материалов к учебной дисциплине «Первая помощь» для подготовки частных охранников, перечень которых приведен в приложении к настоящим Требованиям.

Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи, в том числе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Оказание первой психологической помощи пострадавшим.

  Как оформить визу в сша в москве

Понятие «первая помощь». Неотложные состояния, требующие проведения мероприятий первой помощи, правила и порядок их проведения.

Понятие о видах дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП) и структуре дорожно-транспортного травматизма. Организация, виды помощи пострадавшим в ДТП. Правила и порядок осмотра места ДТП. Порядок вызова скорой медицинской помощи.

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

Основные правила, приёмы и этапы оказания первой психологической помощи пострадавшим, в том числе в ДТП. Особенности оказания помощи детям.

Тема 2. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего.

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Последовательность осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника. Отработка приёмов определения пульса (частота) на лучевой и сонной артериях.

Тема 3. Средства первой помощи. Аптечка первой помощи (автомобильная). Профилактика инфекций, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.

Понятие о средствах первой помощи. Устройства для проведения искусственной вентиляции лёгких способом «рот-устройство-рот» (лицевая маска с клапаном). Средства временной остановки наружного кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства стерильные, нестерильные). Средства для иммобилизации. Виды носилок (табельные, импровизированные, жесткие, мягкие). Средства индивидуальной защиты рук.

Аптечка первой помощи (автомобильная). Состав, показания для использования.

Использование подручных средств для временной остановки наружного кровотечения, наложения повязок, иммобилизации, транспортировки, согревания пострадавших.

Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи. Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.

Тема 4. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Основные транспортные положения. Транспортировка пострадавших.

Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля. Отработка приёма «спасательный захват» для быстрого извлечения пострадавшего из автомобиля и транспортировки. Извлечение пострадавшего из-под автомобиля приёмом «натаскивания» на носилки.

Понятие о «возвышенном положении», «положении полусидя», «противошоковом положении», «стабильном боковом положении». Транспортные положения, придаваемые пострадавшим при сильном кровотечении, травматическом шоке, при травме головы, груди, живота, костей таза, позвоночника (в сознании, без сознания). Отработка приёма перевода пострадавшего в «стабильное боковое положение» из положения «лёжа на спине», «лёжа на животе».

Отработка традиционного способа перекладывания пострадавшего («скандинавский мост» и его варианты).

Приёмы транспортировки пострадавших на руках одним и двумя спасающими.

Транспортировка пострадавшего при невозможности вызвать скорую медицинскую помощь. Особенности транспортировки при различных видах травм.

Тема 5. Сердечно-легочная реанимация. Особенности сердечно-легочной реанимации при электротравме и утоплении. Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей.

Причины внезапной смерти: внутренние, внешние. Достоверные признаки клинической и биологической смерти. Способы определения сознания, дыхания, кровообращения. Понятие о сердечно-легочной реанимации (далее — СЛР). Приёмы восстановления и поддержания проходимости верхних дыхательных путей. Техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Базовый реанимационный комплекс. Критерии эффективности СЛР. Ошибки и осложнения, возникающие при СЛР. Показания к прекращению СЛР. Особенности СЛР у детей. Особенности СЛР при утоплении (попадание транспортного средства в воду), электротравме.

Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку.

Отработка приёмов осмотра пострадавшего: определение сознания, дыхания, кровообращения. Отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей: запрокидывание головы с выдвижением подбородка, очищение ротовой полости от видимых инородных тел. Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приёмов непрямого массажа сердца взрослому и ребенку. Отработка техники проведения базового реанимационного комплекса в соотношении 30 толчков: 2 вдоха (30:2). Повторение приема перевода пострадавшего в «стабильное боковое положение».

Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.

Тема 6. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке.

Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Компенсаторные возможности организма при кровопотере. Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери.

Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерий, максимальное сгибание конечности в суставе, наложение давящей повязки, наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня). Правила наложения, осложнения, вызванные наложением кровоостанавливающего жгута. Иммобилизация, охлаждение места травмы. Подручные средства, используемые для изготовления импровизированного жгута. Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении. Порядок оказания первой помощи при носовом кровотечении.

Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, порядок оказания первой помощи. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока. Простейшие приёмы обезболивания: придание физиологически выгодного (удобного) положения, иммобилизация, охлаждение места травмы.

Отработка приёмов временной остановки наружного кровотечения. Отработка техники пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); максимальное сгибание конечности в суставе; наложение давящей повязки на рану; наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня). Отработка порядка оказания первой помощи при травматическом шоке: устранение основной причины травматического шока (временная остановка кровотечения, иммобилизация), восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей, придание противошокового положения, согревание пострадавшего.

Тема 7. Первая помощь при ранениях.

Понятие о травмах, виды травм. Ранения, виды ран. Понятие о политравме. Опасные осложнения ранений: ранние (острая кровопотеря, шок, повреждения жизненно важных органов), поздние (инфекционные). Правила и порядок оказания первой помощи при ранениях. Мероприятия первой помощи при ранениях: остановка кровотечения, наложение повязки, обезболивание (простейшие приёмы). Виды повязок. Табельные и подручные перевязочные средства.

Наложение повязок на различные анатомические области тела человека. Правила, особенности, отработка приёмов наложения повязок.

Тема 8. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы.

Понятие «травма опорно-двигательной системы»: ушибы, вывихи, повреждения связок, переломы (открытые, закрытые). Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов. Опасные осложнения переломов: кровотечение, травматический шок. Принципы оказания первой помощи. Понятие «транспортная иммобилизация». Использование подручных средств и для иммобилизации. Типичные ошибки иммобилизации. Способы иммобилизации при травме ключицы, плечевой кости, костей предплечья, бедренной кости, костей голени.

Основные проявления травмы шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника с повреждением спинного мозга, без повреждения спинного мозга. Транспортные положения, особенности перекладывания. Основные проявления травмы таза. Транспортное положение. Приемы фиксации костей таза.

Отработка приёмов первой помощи при открытых и закрытых переломах. Иммобилизация подручными средствами при скелетной травме верхних и нижних конечностей: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, бедренной кости, костей голени. Аутоиммобилизация верхних и нижних конечностей. Наложение шейной шины, изготовленной из подручных материалов.

Отработка приёма придания транспортного положения пострадавшему с травмой таза, приемы фиксации костей таза.

Тема 9. Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота.

Травма головы, первая помощь. Особенности ранений волосистой части головы. Порядок оказания первой помощи. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа.

Основные проявления черепно-мозговой травмы. Порядок оказания первой помощи. Особенности наложения повязки при открытой черепно-мозговой травме. Транспортное положение.

Травма груди, первая помощь. Основные проявления травмы груди. Понятие об открытом пневмотораксе, острой дыхательной недостаточности. Порядок оказания первой помощи. Особенности наложения повязки при открытой травме груди. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом. Транспортное положение.

Травма живота, первая помощь. Основные проявления травмы живота. Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения и повреждения полых органов. Порядок оказания первой помощи. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране. Транспортные положения при закрытой травме живота с признаками внутреннего кровотечения и при сильной боли.

Наложение бинтовых повязок на раны волосистой части головы, при травмах глаза, уха, носа.

Отработка приёмов оказания первой помощи пострадавшему с черепно-мозговой травмой. Придание транспортного положения пострадавшему в сознании, без сознания. Наложение повязки при подозрении на открытый перелом костей черепа.

Отработка приёмов и порядка оказания первой помощи пострадавшему с травмой груди. Наложение повязки при открытой травме груди. Наложение повязки при наличии инородного тела в ране. Придание транспортного положения при травме груди.

Отработка приёмов оказания первой помощи при закрытой и открытой травмах живота, при наличии инородного тела в ране и выпадении в рану органов брюшной полости.

Тема 10. Первая помощь при термических и химических ожогах, ожоговом шоке. Первая помощь при отморожении и переохлаждении. Первая помощь при перегревании.

Ожоговая травма, первая помощь.

Виды ожогов. Основные проявления. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, отравление угарным газом и продуктами горения, основные проявления. Порядок оказания первой помощи.

Отработка приёмов и порядка оказания первой помощи при термических и химических ожогах, ожоге верхних дыхательных путей.

Холодовая травма, первая помощь.

Виды холодовой травмы. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), порядок оказания первой помощи, способы согревания. Основные проявления отморожения, оказание первой помощи.

Перегревание, первая помощь.

Факторы, способствующие развитию перегревания (гипертермии). Основные проявления, оказание первой помощи.

Тема 11. Первая помощь при острых отравлениях.

Влияние употребления этанола и этанолсодержащих жидкостей, медикаментов (антигистаминных, седативных, антидепрессантов), наркотических веществ при осуществлении деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления. Порядок оказания первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, через кожу.

Основные проявления отравлений выхлопными газами, эксплуатационными жидкостями, бензином, этиленгликолем. Порядок оказания первой помощи.

Основные проявления отравлений этанолом и этанолсодержащими жидкостями, порядок оказания первой помощи.

Тема 12. Порядок оказания первой помощи при неотложных состояниях, вызванных заболеваниями (острые нарушения сознания, дыхания, кровообращения, судорожный синдром).

Влияние состояния здоровья и усталости при осуществлении деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих. Признаки утомления, соматические, психоэмоциональные расстройства.

Острые нарушения сознания. Кратковременная потеря сознания (обморок) и нарушение сознания при тяжёлых заболеваниях. Причины, основные проявления, первая помощь.

Острые нарушения дыхания. Приступ удушья и другие острые нарушения дыхания. Причины, основные проявления, первая помощь.

Острое нарушение кровообращения. Острый сердечный приступ. Причины, основные проявления, первая помощь.

Понятие «судороги». Эпилептический припадок. Причины, основные проявления, первая помощь. Типичные ошибки при оказании первой помощи.

Решение ситуационных задач по темам: «Острые нарушения сознания (обморок, кома)», «Острые нарушения дыхания (удушье)», «Острое нарушение кровообращения (сердечный приступ)», «Судорожный синдром». Отработка порядка оказания первой помощи.

Тема 13. Первая помощь при политравме.

Решение ситуационных задач по теме: «Политравма» для повторения и закрепления приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшим.

3.8. Учебная дисциплина «Специальная физическая подготовка». Примерный тематический план учебной дисциплины «Специальная физическая подготовка»*