Трасса 60 город адвокатов

«Трасса 60: Случаи на дороге» (англ. Interstate 60: Episodes of The Road ) — фильм-притча с элементами комедии Боба Гейла. Вышел в 2002 году.

На все ваши ответы будут заданы вопросы.

All your answers will be questioned.

Это началось как желание, стало приключением, а закончилось как уникальное дорожное путешествие.

It began as a wish, became an adventure, and ended as the ultimate road trip.

Ни правил, ни границ.

No rules, no boundaries.

Сойдите на. Трассе 60.

Get off on. Interstate 60.

О. Ж. Грант: Некоторые сами не знают, чего пожелать.

Some people just don’t know what to wish for.

отец: С днём рожденья, сын. Вот твой билет в адвокатское братство Брэдфорда. Осталось только собеседование через месяц 15 октября — и ты принят. Всё устроено. Мной.. С этим можно идти в банк.
Нил: Пап, я же сказал, что не уверен.
отец: Ну, я уверен за нас обоих.

— Happy birthday son. Your admition to the Bradford Law Fellowship. Just do the interviev next month, on October 15th, and you’re in. It’s all aranged. By me. And you can take that to the bank.
— Dad, I told you, I wasn’t sure yet.
— Well, I can be sure for the both of us.

О. Ж. Грант: Одна семейная пара пожелала пожениться и обрести вечное счастье. Я взорвал их машину у церкви сразу после венчания. Другой хотел идеального секса каждый день с роскошными женщинами на его вкус без нежелательной беременности. Теперь каждый день FedEx доставляет ему посылку: порножурнал и коробку салфеток.

Now one young couple wished to be married and live happily ever after. So I blew up their car at the church on the way to the honeymoon. Another guy he wanted great, perfect sex every day with his choice of gorgeous women — no pregnancies. So everyday he gets a FedEx delivery of a skin magazine and a box of tissues.

Нил: Чёрные червы, красные пики, но это же обман?
Рэй: Аа! Опыт приучил вас думать, что все червы красные, а пики чёрные, их формы схожи и мозгу проще интерпретировать их, исходя из прошлого опыта, нежели из идеи, что они могут отличаться. Мы видим то, что ожидаем увидеть, а необязательно правду. Дети, не игравшие в карты, легко проходят этот тест. Невольно задумаешься, что ещё мы можем увидеть услышать, ощутить, потому что приучены к другому. Зато, если повторить тест, вы справитесь, зная, что бывают чёрные черви и красные пики, вы можете их различить. Наш мозг — как система национальных автострад. Проще ехать от одного хорошо известного места до другого, но вот те, что между ними — как бы в стороне. Они существуют, но большинство просто пролетает мимо.
Нил: Хороший фокус. Но игр с чёрными червами и красными пиками нет.
Рэй: А откуда ты знаешь?

— Black harts, red spades? Come on, that’s like cheating.
— Aa, experience has conditioned you, thinking that all harts are red, and all spades are black. Because their shapes are similar. It’s easier for your mind to interpret them based on that passed experience. Then open to an idea that they can be different. We see what we expect to see. Not necessarily, what’s really there. Children, who have never played cards, always pass this test. Makes you wonder how many other things are right in front of you, sight, sound, smell that you can’t expirience, because you’ve been conditioned not to? If we’ll do the test again you will pass. Once you are aware, that their can be black harts and red spades, you’ll be able to parse them. Your brain is wired, just like the Interstate highways system. It’s easy to go from one well to the other place. But the places in between, off the highway. Even though they’re there, most people just zip right pass them.
— Well, that’s cool trick. But there aren’t any card games with red spades and black harts.
— Well, how do you know?

сотрудник (Нилу): Всё в жизни — что-то похожее на старшую школу, только названия меняются. Вот возьми наш склад: Вместо директора — босс, вместо учителей — менеджеры, вместо уроков — выполнения заказов, а если завалил заказ, тебя увольняют — выгоняют из школы. О да, слова другие, но всё то же говно — школа.

Everything in life is like Highschool. They’re just changin’ names. You take this place. Instead of principle, we’ve got boss. Instead of teachers, supervisors. Instead of assignments, they give us work orders, and, if you fuck up their work orders, you get fired. Instead expelled. Oh yeah, names are different, but it is exact same shit. Highschool.

Нил: Как можно ехать по несуществующей дороге в город, которого, вероятно, тоже нет?
О. Ж. Грант: Ну, бывают ведь неуказанные номера. А почему не автострады и города?
— Нет, не пойдёт. Должно быть лучшее объяснение, чем это.
— Лучшее объяснение? Ладно, может, параллельное измерение или сон, или, может, это связано с твоим желанием, или ты в коме после удара того ведра, а, может быть. может, ты мёртв?

— OK, so how is it, we’re on a highway, that is on any map, going to a towns, that presumably don’t exist?
— Well, there are unlisted phone numbers, right? So, why can’t there be unlisted highways and towns?
— I don’t buy it. There’s got to be a better explenation, than that.
— Better explanation? OK. How about it’s a parallel dimention. Or you’re in a dream. Or it has something to do with your wish. Or you’re in a coma from when that bucket hit you. Or maybe. just maybe. You’re dead?

О. Ж. Грант: Я вижу жизнь, как оцениваемую картину. Знаешь, некоторые художники не могут выносить вида своей работы, когда закончат её.

I see life, as art appreciation. You know, some artist can’t stand the sight of their work once it’s finished.

нимфоманка: Первый раз был так себе. Я даже подумала: «И это всё? И об этом столько песен написано?» Второй раз было чуть лучше. Третий раз это было уже что-то. Четвертый — не так хорош, как третий. Но как только я сделала это достаточное число раз, чтобы сравнивать, я как будто сошла с ума.

The first time, wasn’t that grate. I’m thinking: This is it? This is what all these songs are written about? I mean, talk about . Second time was a little bit better. Third time, now that was a hot time. Forth time, not as good as the third time. But once I’ve done it enough to have all this experiences to compare, just drove me nuts.

Трасса 60 город адвокатов

Город адвокатов из фильма Трасса 60 — реален!

Оказывается, всего один человек способен сделать сказку былью!

Знакомьтесь — федеральный судья Томас Джон Уорд, сделавший городок Маршалл, шт Техас с населением 24 тыс. мировой столицей патентных троллей.

Жизнь в очередной раз круче фантастики. Но не хочу отбивать хлеб у автора — читать оригинальный пост.

Смысл фильма «Трасса 60»

«Трасса 60» – это многогранный фильм, наполненный философией и метафорами. Задавшись вопросом, в чем же смысл картины, зритель не найдет однозначного ответа, потому что смыслов в этом кино можно найти целое множество. Режиссёр фильма Боб Гейл известен, прежде всего, по серии фильмов «Назад в Будущее». Некоторые полюбившиеся актёры из знаменитой трилогии сыграли и в «Трассе 60».

В своем путешествии главный герой встречает разных людей и становится свидетелем разных событий, каждое из которых дает пищу для размышлений. Смотря на фильм с разных сторон, можно найти сразу несколько подтекстов, от поверхностных посылов до безумных идей. Но, прежде чем переходить к анализу, следует вспомнить сюжет.

Главный герой, Нил Оливер, — сын юриста, любящий рисование. У него есть квартира, девушка, обеспеченные родители и перспективное будущее в юридическом колледже. Но Нил такой жизнью не удовлетворен: девушку он не любит, отец диктует свое, «правильное» мнение насчет карьеры сына, а сам герой не может его ослушаться, да и вообще не уверен в том, чем на самом деле хочет заниматься в жизни. А еще Нил не способен самостоятельно принимать решения: даже элементарные проблемы решает с помощью компьютерной программы, которая генерирует только однозначные ответы «Да» и «Нет».

На своем Дне рождения Нил встречает таинственного О.Ж. Гранта (О.Ж. = Одно Желание), волшебника, исполняющего мечты, и загадывает желание – «найти ответ на свою жизнь». Грант же, решив исполнить желание героя, отправляет Нила в путешествие по несуществующей ни на одной карте США автостраде 60. На трассе Оливера ждет множество встреч и событий, которые направят его на желаемый жизненный путь: уйти из-под опеки отца, стать художником, жить с любимой девушкой и самому нести ответственность за свою жизнь, выбросив все генераторы решений.

В чем смысл фильма?

Фильм затрагивает множество проблем: выбор жизненного пути, несамостоятельность, боязнь перемен, невнимательность к жизни и другие, поскольку каждая сцена заставляет о чем-то задуматься. И все-таки можно выделить несколько общих смыслов.

Поверхностный смысл фильма

Смотря «невооруженным» глазом, можно выделить довольно очевидный смысл: следуй свой мечте, не изменяй увлечениям и будь самим собой.

Диктующий свое мнение отец, вызывает внутренний конфликт героя, его метания между любимым делом и навязанной карьерой юриста. Волшебник, помогает Нилу разобраться в себе, отправляя его в путешествие и устраивая на его пути новые знакомства, которые в результате меняют характер героя.

Все это представляет собой классический пример развития персонажа. Однако, как сказал Рэй, «Мы видим то, что ожидаем видеть, а не обязательно правду».

Трасса – фантазия, или что скрывается под красивой историей

У анализирующих зрителей нашлась более интересная версия глубинного смысла киноленты. А заключается она в том, что на самом деле все приключения привиделись герою, пока он лежал в больнице, и трасса 60 – это дорога фантазий Нила, которая отображает его психологические проблемы.

Поскольку в реальности Нил Оливер боится делать выбор из-за влияния отца, он выдумывает себе волшебную дорогу, на которой решения принимаются очень просто. Ведь легко оказаться от наркотиков, если видишь их негативные последствия, так же легко и отбросить учебу в юридическом колледже, когда перед глазами целый город неадекватных адвокатов, или выбрать себе практически идеальную девушку, с которой у вас совпадают интересы и взгляды.

В действительности же очень сложно понять, какие поступки хорошие, а какие плохие. Поэтому Нил так удобно выстроил для себя события, чтобы желаемое решение подкрепилось оправданиями. Нельзя же идти на поводу у отца, если уже знаешь, что в будущем это решение заставит тебя его убить.

  Приказ ответственного за нтд

В результате трасса 60 совершенно не помогла стать герою самостоятельным, как могло показаться на первый взгляд. Ведь теперь решения за него принимал не отец, а Грант, являющийся на самом деле альтернативной личностью Нила. Ведь не Оливер, а волшебник отправляет на конкурс картину героя, определив таким образов весь его дальнейший путь. А в итоге зрителю стоит задуматься: отправиться ли на дорогу красивых фантазий или реальных перемен?

Черные червы и красные пики

Другой глубокий смысл фильма тоже связан с нежеланием принимать перемены. В одной из начальных сцен Рэй показывает Нилу карточный трюк, и герой не замечает, что червы черные, а пики красные. На основе своего прошлого опыта Нил думает, что червы могут быть только красными, а пики – только черными, а потому и не подозревает о подмене. Суть в том, что сознанию гораздо легче интерпретировать похожие формы на основе прошлой информации, нежели допускать мысль о том, что вещи могут различаться.

Дети же, которые никогда не играли в карты, легко проходят этот тест, ведь у них еще не нет установки, что масти должны быть определенного цвета, они к этому пока не приучены. Здесь и проглядывается посыл зрителям: внимательность и сосредоточенность даже на обыкновенных вещах позволяет человеку увидеть гораздо больше, чем он видит обычно. «Невольно задумаешься, сколько еще есть того, что мы не можем увидеть, услышать, ощутить, просто потому, что приучены к другому»

Однако в следующий раз, уже зная о возможности подмены, Нил сможет различить карты. Кроме того, этот урок позволил герою замечать вещи, которые остальные люди не видят: послание на бумажке из печенья, вывески с девушкой из его снов, тайные указатели, и главное – путь к несуществующей трассе 60, которая, оказывается, существует, но люди просто не в состоянии ее заметить.

В чём главный смысл «Трассы 60»

Особенность «Трассы 60» состоит в том, что каждый зритель может найти для себя свой смысл из множества других. Например, на протяжении всего фильма проглядывается идея неизбежности. Все события на автостраде не случайны, все взаимосвязано: «Любое событие неизбежно, иначе его бы не случилось». И в то же время выбирать свою судьбу человек должен самостоятельно (Нил выбрасывает шарик ответов).

А кто-то видит смысл фильма в том, что все желания имеют свойство сбываться, но не всегда благоприятным образом. Можно вспомнить предыдущих «клиентов» Гранта: взорвавшуюся после свадьбы молодую пару, мечтающую о вечном счастье, или обжору, который в результате страдает от своего бездонного желудка.

Стремление к свободе, умение всегда держать слово и выполнять «договоры» и обещания, самореализация, способность думать своей головой, учиться у окружающих (ведь вся жизнь – школа, как говорит один знакомый Нила) и замечать заблуждения своего разума – фильм очень многогранен. Но кому-то может показаться, что «Трасса 60» — это просто сатира на современные человеческие пороки, и он тоже будет прав.

k_makarov

Take up the White Man’s burden

Письма мертвого человека

Прежде всего, еще раз спасибо огромное моему другу Дмитрию за наводку на этот фильм! Пересмотрел его уже раз 5. Просто элементарная благодарность требует поделиться впечатлениями и мыслями. А поскольку Дмитрий по непонятным причинам считает, что они стоят того, приходится сделать это публично. Признаюсь, безобразно затянул с написанием этого поста: писать было безумно трудно. Впечатлений – море! Масса «мелких» деталей, каждую из которых хочется упомянуть, «раскрутить», вытащить ее возможный смысл (а то и не один!). У меня вообще «зрение летчика» — я вижу множество деталей сразу и в центре и на краях сцены. Такие обсуждения я привык вести в личном разговоре, «за рюмочкой кофе», а при написании, увы, получается сухо и скучновато, и многое упускается. Так, что прошу читателей не судить строго.

Сразу оговорюсь, не исключаю, что все эти детали, смыслы, значения, возможно, я просто придумал, а у авторов фильма при прочтении моего текста волосы дыбом встанут (слава богу, думаю, они читать это не будут!). Но в этом варианте не вижу ничего плохого. Полагаю, что без зрителя произведения искусства нет. Работа автора заканчивается там, где начинается работа зрителя по осознанию. Т.е., автор и зритель – совместные творцы, и необходимы, если не друг другу, то произведению. Так, что, к дальнейшим моим писаниям прошу отнестись, как сказано в фильме: «…ты просил одно объяснение, я предложил их шесть – выбирай, результат будет тот же…».

Как я уже писал, основным критерием художественной ценности любого произведения искусства для меня является правдивость, способность произведения будить мысль, служить познанию, и показывающее величие и силу человеческого духа. При внешней похожести на обычную голливудовскую лапшу с хеппи эндом, фильм показался мне очень глубоким и сильным, в соответствии с перечисленными выше критериями. При этом, приправленный тонким высокоинтеллектуальным юмором.

Вообще, если попытаться сформулировать сразу, в двух словах, о чем фильм, то получится бессмысленная банальность: о смысле жизни. Тем не менее, это так, и это становится ясно, если подробнее рассмотреть, что это значит. Фильм как раз показывает бессмысленность поисков смысла жизни как некой заранее прописанной цели, установки, универсальной, заданной свыше. С этого вопроса (причем, похоже, именно в такой постановке) герой начинает. И на протяжении всего фильма он эволюционирует в сторону становления Личности, приходит осознание, что вне себя искать смысл жизни бессмысленно: готового ответа, кроме него самого никто не даст. Т.е., человек сам судья и оценщик своей жизни, и выражение «смысл жизни» приобретает смысл, «как поступать, чтобы получить результат, который человека устраивает». Т.е., ответ: смысл жизни в самой жизни и удовольствии от нее. Причем не в пошлом гедонистическо-потребительском смысле. Иллюстрацией гедонистического удовольствия в фильме служит город наркоманов: этот путь тождествен банальному самоубийству. Люди ради Эйфории отказываются от жизни, и со стороны видно, что такое сплошное удовольствие превращает человека в животное. Интересно, что «счастье» наркоманов фильме мне живо напомнило райское блаженство, предлагаемое религией.

Многочисленные эпизоды, показывают, что действительное, подлинное удовольствие доставляет познание, достижение понимания окружающей реальности, не замутненное внешними факторами, вроде стереотипов, творчество, и поступки в соответствии с установленными для себя правилами (мораль). Как одно из многочисленных подтверждений сказанного, позиция О.Ж.Гранта: «работа должна доставлять удовольствие». Интересно, что этому принципу следует и другой герой, вызывающий симпатию: борец за правду Коди. Как это отличается от «американской» обывательской позиции окружения Нила! И его отец, и подружка нацелены на социальный и материальный успех: постоянно твердят ему, что его картины – только хобби. Интересно, что в юности, когда передо мной стояла задача выбора пути, я для себя сформулировал следующую мысль. В жизни мужчины работа занимает, на мой взгляд, около 70% времени. Если работа не доставляет удовольствия, а служит только средством заработать на что-нибудь другое, то, что бы она ни давала, это все равно не окупается! Значит 70% всего времени жизни будешь себя ненавидеть и презирать. Нафига тогда это надо?

Конечно, удовольствия бывают разные, и наркоманы в городе наркотиков утверждают, что они счастливы, и адвокатша говорит, что ее город- лучшее место на земле, что она ведет высокоинтеллектуальную жизнь. Но каким убогим со стороны выглядит уход от реальности, что в мир наркотиков, что в мир формальных процедур. Как жалко выглядит, как примитивно с интеллектуальной точки зрения формальное крючкотворство адвокатши, по сравнению с интеллектуальными задачами, которые ставит перед Нилом реальность. К тому же есть еще одна сторона: образ жизни и адвокатов и наркоманов отрывает их от людей, замыкает на себя, обрекая на пустоту и бессмысленность. В свое время Экзюпери хорошо сказал, что ценнее всего узы, соединяющие человека с другими людьми: «…каторга не там, где работают киркой, а там где эта работа лишена смысла. Киркой работает и старатель. Каждый удар киркой возвышает старателя, поскольку объединяет его с другими людьми, а каторжника – унижает, поскольку отделяет его от людей». Нил же изначально мечтает писать картины, то есть – творить, отдавать.

Если вернуться к критериям, по которым я оцениваю фильм, с точки зрения правдивости, на мой взгляд, он на высоте. Элементы волшебства, сказочности я рассматриваю только как художественный прием, позволяющий конструировать абстрактные ситуации, в которых наиболее ярко проявляются закономерности, предлагаемые зрителю на рассмотрение, наиболее выпукло (без замутненности другими внешними факторами) встают проблемы, требующие решения. Т.е., создается абстракция, но не противоречащая реальности, которая может служить ее моделью. И результаты, полученные на этой модели вполне применимы в реальной жизни. И город адвокатов и город наркоманов выглядят вполне реально, причем настолько, что если оглянуться на окружающую нас действительность, можно явно наблюдать элементы показанного в фильме. Так, засилье правовых норм, и то, что образом жизни большого числа людей стали юридические игры – бесспорный факт. С примерами сталкивался сам.

Идея, организовать город, подобный городу наркоманов, признаюсь, приходила мне в голову лет 25 назад, когда в стране только начиналось внедрение наркотиков. Элементы абстракции при показе этого города, пожалуй, только в том, что наркоманов можно использовать только на самых примитивных работах (в фильме об этом вскользь говорится, в контексте, что у нормальных людей эти работы не пользуются популярностью), и в том, что «игра» ведется по-честному: никого насильно наркоманом не делают, и не обманывают. Хотя, элементы манипуляции есть: полицейский предлагает наркотик женщине в момент, когда она находится в состоянии аффекта от потери сына, и неспособна принять взвешенное решение. А в остальном этот город вполне реален, мне даже приходилось читать про использование рабов-наркоманов подобным образом криминальными структурами.

Интересно, что и город наркоманов, и город адвокатов не могут существовать сами по себе, изолированно от внешнего мира. Причем, если город наркоманов является в какой-то мере «санитарным» придатком, утилизирующим социальные «отходы» внешнего мира, то город адвокатов – структура, откровенно паразитирующая на внешнем мире, агрессивная и опасная. В фильме очень хорошо показана диалектичность реальности, как великое благо (нормы, законы), призванные регулировать жизнь людей, защищать, способствовать развитию и созиданию, оборачивается великим злом, своей противоположностью: запутывает жизнь людей до невозможности, угнетает, превращает в кошмар, душит любые созидательные действия (пример с вывеской). И очень важно, что все это держится на голом насилии. Сами по себе формальные нормы не имеют никакой магической власти (кроме как над теми, кому они выгодны), их власть обеспечивается насилием (приставы, полицейские). И очень хорошо показано, что вырваться из под их власти можно, только если противопоставить им адекватное насилие, как это сделал Коди со своим динамитом.

Теперь о познании. Познание, вообще, основано на способности воспринимать окружающий реальный мир непосредственно, а не через призму привычных понятий и стереотипов. Это основа научного способа мышления. И, на мой взгляд, эта мысль является одной из центральных в фильме. В фильме великолепно показана сила, красота и величие такого способа мышления. Именно он способствует становлению Нила, его эволюции на пути Личности. Именно эту задачу выполняет в фильме Грант. Он показывает, как можно воспринимать реальность не через усвоенную сетку понятий, его задача – предложить это окружающим. Естественно, в глазах людей, мыслящих стереотипами – он морочит им голову. Хотя он «морочит голову» по-честному: и пожелавшим свадьбу и вечное блаженство, и любителю секса, и обжоре. Люди, связанные стереотипными представлениями не способны увидеть, что представляют собой их желания. Интересно, что жадность, диктующая многим их желания – тоже стереотип.

  Налог на прибыль организаций образец декларации

В этой ситуации ему выпадает роль шута. Он сам говорит о себе как о Джокере. Но, стоит вспомнить, что важнейшей задачей шута при дворе короля было донести до короля правду, не оглядываясь на условности. Обижаться в этом случае на шута считалось дурным тоном. Я прекрасно понимаю Гранта в том, что его работа приносит ему удовольствие: его задача предложить, а далее, либо можно посмеяться над попавшимися приверженцами стереотипов, либо от души порадоваться за людей, вроде Нила, оказавшихся способными воспринять. С точки зрения иллюстрации приверженности людей стереотипам великолепен Музей поддельного искусства. Пожалуй, нигде человек так не подвержен влиянию чужого мнения как в области искусства. Просматривая эпизод в Музее, я хохотал до упаду, и невольно вспомнил бессмертный фильм «Как украсть миллион».

Сам Нил с самого начала вызывает большую симпатию, у него есть задатки к восприятию реальности без стереотипов, при этом он открыт, и настроен воспринимать все: и свои ощущения, и позицию чуждого ему отца. Это делает его человеком неординарным, способным задавать нестандартные вопросы и принимать нестандартные решения. Великолепной иллюстрацией является его решение в ситуации с Нимфоманкой. А также то, что только у него возник вопрос к Обжоре: доставляет ли ему еда все еще удовольствие? Грант же ненавязчиво показывает ему возможности идти по пути научного понимания реальности, и удовольствие, которое ждет его на этом пути. Великолепен пример с красными пиками и черными червами. Этот фокус живо мне напомнил тот, что регулярно практикую я: показываешь человеку две раскрытые ладони, и спрашиваешь: сколько пальцев? Любой тут же ответит, что десять. После этого задаешь вопрос: а на десяти руках? И требуешь быстрого ответа. Все не задумываясь отвечают, что 100! Я сам попался, когда мне показали этот фокус. Я проделывал этот фокус уже несколько сотен раз с разными людьми, и все попадались! Единственный человек, который ответил сразу и правильно – А.А.Зиновьев.

Как я уже сказал, Грант ненавязчиво, с юмором ведет Нила по пути научного познания, причем соблюдая правила научной методологии: сначала несколько объяснений происходящему, потом экспериментальная проверка с выездом на встречную полосу и коррекция вывода о допустимых правилах обращения с наблюдаемым. При этом он подводит его к очень важному выводу, что закономерности, гипотезы, объяснения – не более, чем словесные конструкции, придуманные человеком, и приписывать им самостоятельную силу – значит превращать их в стереотипы. Что конечный смысл наблюдаемого эмпирического факта, прежде всего в самом этом факте, а не во внешнем замысле. Что искать какой-то конечный идеальный всеобщий смыл – бессмысленно. «Ты просил одно достоверное объяснение, я предложил их 6. Выбирай любое, это ничего не изменит» (в наблюдаемом факте). Мне это напоминает слова Ф.Бэкона об атомах, что мы в принципе не можем себе их представить, потому что в мире, доступном нашим органам чувств нет ничего похожего, а если и есть, то мы не можем это установить. Интересно, что когда Нил в сложной ситуации, пытаясь найти точку опоры, обращается к стереотипам (возглас отчаяния в городе адвокатов: «У меня есть права!»), адвокатша безжалостно возвращает его к реальности («да! И я буду их защищать!»), и отправляет в камеру.

Грант ведет Нила по этому пути постепенно, усложняя встающие перед ним задачи, и направляя его с помощью шарика. Что интересно, когда встает вопрос о принятии решения, шарик всегда оставляет его Нилу. Когда же Нил задает вопрос о событиях, зависящих от его решения, которое он еще не принял, шарик честно говорит, что пока ответа нет. Это очень важная черта, подводящая Нила к осознанию, что все в его руках. Таким образом, помимо совершенствования способности понимания, происходит переход в смежную область, не менее важную для ответа на вопрос о смысле жизни: область этики (морали, нравственности), и ответственности за принятие решений. Т.е., происходит эволюция Нила на пути становления Личности. И именно на этом пути мощнейшим орудием становится обретенная способность к пониманию и умению нестандартно мыслить. Именно становлению Личности служит вся автострада-60, и все, что происходит на ней.

Очень важен на этом пути персонаж с динамитом: Коди. Он выполняет несколько функций. Показывает образец морального поведения (поступков, продиктованных личными понятиями, о том, что хорошо, без оглядки на все остальное). Показывает, что моральное поведение вызывает конфликты, и необходимость защищать и отстаивать свою позицию (правду). Показывает ценность правды самой по себе, и ее способности дарить удовольствие Личности, и что это удовольствие стоит того, чтобы ради него идти на конфликты с риском для жизни.

Признаюсь, меня поразило, что в американском фильме позиция Коди показана как действительно нравственная – атеистическая. Зная, что ему осталось жить не долго, он принял решение прожить остаток жизни со смыслом и отстаивать правду, но не из расчета получить какие-то блага за это в загробном мире, а для собственного удовольствия (удовольствие морального поведения). Это мне живо напомнило учение Эпикура, что раз после жизни ничего не будет, то эту единственную и неповторимую жизнь надо прожить достойно, что именно в этом самое высокое и сильное удовольствие, доступное человеку. А также напомнило кодекс Бусидо: ценность жизни, ее смысл определяются тем, как ты умер.

Понятно, что моральное поведение – путь трудный, сопровождаемый потерями, конфликтами. Коди на этом пути придает сил сознание, что ему жить осталось недолго. Но ведь, все мы в таком же положении – все когда-то умрем: чуть раньше, чуть позже… все мы смертельно больны с рождения. И если почаще об этом вспоминать, мелкие страхи отступят, и сил для морального поведения, достойного Личности прибавится.

Осознание необходимости отстаивать свое право быть Личностью, со своим пониманием, не замутненным стереотипами, со своей системой ценностей, со своей ответственностью за принятие решений – пожалуй, ключевой момент фильма. В начале фильма у Нила этого нет, он не хочет огорчать отца, идет на компромиссы, насилует себя как личность, но это ведет к накоплению неудовлетворенности. Именно эта неудовлетворенность побуждает его загадать желание получить ответ на вопрос о смысле его жизни. На всем своем пути по автостраде-60 он учится понимать реальность, принимать решения. И кульминацией становится момент, когда Нил становится Личностью, приходит к осознанию, что ответ в нем, и выбрасывает шарик, потому, что он уже не нужен.

Силы, противостоящие Нилу на его Пути, олицетворяются, прежде всего, его Отцом. Тень Отца встает перед Нилом и в городе наркоманов, и в городе юристов. Свод его правил сводится к двум: «не отказывайся от предлагаемой помощи», и «с эти можно идти в банк». На практике «не отказывайся…» означает: принимай «правила игры», поступай как положено, как принято, откажись от собственных убеждений и понятий. Не случайно эту фразу произносит полицейский в городе наркоманов, предлагая ему деньги за новую рабыню. Принять их – значит поступить как положено, но аморально. Это первое испытание, которое с честью выдерживает Нил. Позиция Гранта: принимать наблюдаемые факты, и не беспокоится о бензине, при некоторой внешней похожести, в корне противоположна. Она подразумевает сохранение своего, личного, и возможность «не прогибаться» под действием мелких проблем.

Вторая фраза: «С этим можно идти в банк» является в английском идиомой. «Take it to the bank» дословно можно перевести как «отдай это в банк», а в идиоматическом смысле означает высокую степень надежности. Но надежность здесь – обратная сторона клетки стереотипов и общепринятых понятий, в которую заключена личность. Надежность здесь иллюзорная, скорее, предопределенность накатанного пути. Гибельность этого пути хорошо показана на примере с Убийцей. И спастись Нил смог только преодолев эту надежную предопределенность, выбрав третий путь вместо очевидных двух. Пожалуй, это был последний штрих, приведший Нила к осознанию необходимости отстаивать свою Личность, показав ему какой взрыв (убийство Отца) может вызвать путь уступок и компромиссов.

Очень интересно, что в последнем разговоре с Отцом, где Нил расставляет все по местам, выражение «можешь с этим идти в банк» он употребляет не идиоматически, а буквально, и оно приобретает смысл: «иди в Жопу!».

Вот, пожалуй, все, что мне хотелось бы сказать об этом замечательном фильме.

Мыслей и объяснений много: выбирайте любые, фильм от этого не изменится, а с тем, что не устраивает, можно идти в банк! ))))

Трасса 60 (2002, США, Канада): очень много философской и социально-значимой информации

В легендах и мифах есть персонажи, главная задача которых — исполнять желания. У арабов — это джинны, у ирландцев — лепреконы, у китайцев — драконы, у европейцев — феи и лесные духи. А в Америке есть некто О. Ж. Грант — довольно странный и забавный человек, который тоже может исполнить любое Ваше желание. Но будьте осторожны — он очень проказлив! Вот его-то и встречает однажды Нейл Оливер.

Нейл вполне доволен своей жизнью: у него обеспеченные родители, симпатичная невеста и впереди блестящая карьера юриста. Но с недавних пор по ночам ему стала сниться загадочная девушка, которую он никак не может выбросить из головы.

Чудаковатый Грант приглашает Нила совершить поездку по таинственной автостраде 60, которой нет ни на одной карте США. И Нейл бросает все и пускается в самое невероятное и рискованное путешествие в своей жизни, решив, во что бы то ни стало разыскать незнакомку из своих снов. В этом фильме очень много философской и социально-значимой информации, и он просто так и просит чтобы кто-то провёл его тщательный анализ, но пока автору этих строк такой анализ нигде не встречался. Примеры:

  • опыт с картами — о роли стереотипов (демонстрирует что мы часто видим лишь то, что хотим видеть);
  • «Эйфория» — идеальный наркотик, изобретённый в одном из городов вблизи Трассы 60, заменяет людям все удовольствия — город живёт тем, что застрявшие в нём люди весь день трудятся на низкоквалифицированных работах за «дозу», которая выдаётся им на ночь дабы забыться и впасть в эйфорию до следующего дня (распространение наркотика ведётся и контролируется городскими властями — как в реальном мире алкоголь, табак, психоактивная музыка и прочее);
  • «Музей поддельного искусства» — в котором посетители находят множество недостатков в «мазне», на деле оказывается музеем подлинников, замаскированным под музей подделок. Это, во-первых, высмеивает людские предрассудки (рассуждение по авторитету и прочее), во-вторых иллюстрирует метод сокрытия информации от толпы «если хочешь что-то спрятать, положи это на виду у всех»;
  • «Город адвокатов» — это «художественный нокаут» всей западной юриспруденции, апофеоз юридического паразитизма — город живёт тем, что все его жители-адвокаты подают в суд на каждого приезжего по любому возможному поводу. Приезжий, соответственно, чтобы защититься должен нанимать другого-жителя адвоката за немалую сумму и жить в городе на время судебного процесса. Если нет денег — адвокаты предлагают оплатить услуги общественными работами в своём городе;
  • «Волшебный шар» — управление через предсказания.
  Нотариус василий владимирович

Планета адвокатов

Западный мир интеллектуален, но занимает свой интеллект ненужными вещами. Режиссер фильма «Трасса 60» Боб Гейл хорошо показал модель «цивилизованного» общества на примере «законопослушного города».

Все жители этого города — адвокаты и зарабатывают тем, что подают друг на друга в суд. Все остальные профессии они совмещают или вынуждают работать на них приезжих, увязающих в местных тяжбах.

На вопрос, зачем подавать друг на друга в суд, адвокат отвечает «потому что я могу». То есть цель Западного общества — потешить самолюбие. Людям становится все равно, что будет с другими, главное — представить себя важной персоной, решающей важные вопросы.

На Западе человек, занимающий положение — это не тот, кто занят реально нужной и полезной деятельностью, а тот, кто сумел убедить других в нужности неважно чего, и делает на этом деньги.

Такой абсурдный, нездоровый уклад жизни постепенно движется и к нам. Вспомним, как сейчас молодежь рвется в юристы и на прочие «офисные» специальности… Неудивительно, что при таком искусственном положении дел все острее инфляция и дефицит рабочих рук.

В «Трассу 60» можно еще добавить сюжет, про город, где юристы вымерли и остались одни трудовые мигранты. А примерно так и будет, если не оздоровятся убеждения лидеров «цивилизованных» стран.

Про фильм «Трасса 60» (Interstate 60) (rss)

Индекс любви: 9.00 (18/2)

07/11/04, IRETH
Вот сегодня посмотрела сабж. Это просто «mind fuck» какой-то. Я имею ввиду взрыв мозгов. Ну как простой человек может написать такой гениальный сценарий?

12/12/04, Лелия
Яркое, разноцветное, мозаичное. Это надо видеть. Такие вещи, наверное, снимают, чтобы людям было легче. Легче жить, когда стены стереотипов падают под ударами чьих-то красивых идей.

17/02/05, Натусик с работы
Вот сейчас в топике про Гари Олдмана вспомнили этот без сомнения замечательный фильм. Яркий, запоминающийся, дарящий новые незабываемые впечатления. Парень едет по несуществующему шоссе 60 с целью найти девушку из своих снов. И на каждом повороте сталкиваясь с выбором, с новыми, порой очень странными людьми и городами с непонятными порядками. Один борец за правду чего стоит, который привязал к себе взрывное утройство в городе, где живут одни адвокаты и судьи, которые тоже лгут. А город узаконенной наркоты? Который притягивает и манит, но стоит только вглядеться — и ты видишь рабов. Очень интересный и неожиданный фильм. Советую посмотреть — получите массу эмоций и пищи для размышлений

13/03/05, Ebudae
Вот скачала себе этот фильм. Как было приятно сесть и просмотреть его от начала и до конца, а не урывками, как это было раньше. Этот фильм — один сплошной урок. Но не в коем случае не нудный. Этот фильм учит быть самим собой. Отвечать за свои поступки, выбирать самому свой жизненный путь, не озираясь на мнение богатого папы на этот счет, что и сделал главный герой. Множество интересных поворотов сюжета, каждый из которых призван для одной лишь цели — заставить человека поверить в себя, помочь ему сделать выбор в сторону исполнения своего собственного желания, не прогибаясь ни перед кем, не потерять здравый смысл даже тогда, когда кажется все вокруг тебя сошли с ума. И все это преподнесено на ярком блюдечке смеха и юмора, но не стоит забывать, что речь все же идет о нашей жизни, которая иной раз бывает очень серьезна. Поэтому и надо ее разбавлять юмором. Но всегда помнить одно: «Говори, что думаешь, и думай, что говоришь» (с)

24/03/05, Доктор Ка
Очень красивая и интересная сказка.Люди еще не разучились жить мечтами.Мечтайте,люди,не бойтесь никого.Ваши мечты доставляют другим людям огромное удовольствие, например, мне.

26/06/05, Schmerz
Просто идеальное кино. О несуществующей трассе, где перемешивается прошлое и будущее, то что есть и то что могло бы быть. О том, как издевательски можно исполнять желания, чтобы люди сами были не рады их исполнению. О вероятностях, о правде. О людях. О жизни. Его же можно почти весь растащить на цитаты! Вначале высказываются мысли о том, что ввиду бесконечности возможно всё, даже невозможное. И что нам легче обо всём судить, исходя из имеющегося опыта, но не из предположений, что нечто может от него отличаться, нечто может быть совсем наоборот. Вроде комедия, а. действительно смешная )) непошлая и загружающая, в хорошем смысле, весело так загружающая. Конечно колоритный персонаж этот борец за правду, сказавший, что «у рака лёгких есть свои плюсы» — вот-вот, у всего-то есть свои плюсы, равно как у исполнившихся желаний непременно будут свои минусы. В целом в фильме столько точного и наглядного, что это просто надо видеть. Всем очень рекомендую к просмотру. ))

19/10/05, Гриф Рифт
Это фильм о поиске собственного места в жизни, не продиктованного по указке авторитетного папы или требованиями общества, а собственными талантами и стремлениями. Ну и соответственно лежащие в процессе этого поиска (на этой дороге) искушения и ложные идеалы, мимолетные увлечения и лицемерие, а так же самое тяжелое — выбор, который надо сделать только самому. Что поразило в фильме — никаких нравоучений и огромное количество скрытой философии. Каждый раз пересматривая нахожу что-то новое.

21/10/05, Рэнделл Флегг
Чудесный фильм. Это не тупая американская комедия. Конечно, фильм довольно старый, в нём нет спецэффектов, — просто жизнь. Люблю философские и добрые фильмы. Такие, как «Планета Капэкс», «Хуже не бывает», «Достучаться до небес».

15/11/05, Freya
Фильм, с одной стороны, очень весёлый, с другой стороны, философский и наполненный глубоким смыслом. Это, скорее, не юмор, а очень тонкая сатира на американскую жизнь, да и на всю нашу жизнь вообще. Фильм о том, как людей на. (в смысле, обманывают), да и при том, всё вроде бы и честно. А они ведутся. Этот фильм надо, во-первых, смотреть полностью, от начала и до конца, во-вторых, пересматривать несколько раз. При последующих просмотрах начинаешь замечать, что многие эпизоды связаны между собой не совсем очевидным образом.

26/11/05, Grey Horse
Очень люблю, и всем рекомендую. Наверно, я пожелал бы, как Нейл, представься такая возможность.

11/07/06, Nubarron
Хороший фильм, даже мне понравился, а уж я в плане кино — привереда: мусора больно много. Оригинальнейший сюжет, снято неплохо, игра актёров — обычная. Восхищение в основном от задумки сценариста, режиссёра, от общей идеи и направленности фильма. Достойно, братцы, достойно.

14/02/09, Зверёныш
Великолепный фильм. Фильм о жизни. Жизни нас окружающей. Очень философский. Смотрел его уже больше десятка раз — каждый раз улавливаешь новые моменты, интонации. Смотреть рекомендую всем.

17/07/09, ю
Первый фильм за долгое время , который произвел на меня настолько сильное впечатление . А еще говорят — жанры . Да фигня все эти жанры . Комедия . Голливудская . Эти определения можно выкинуть на помойку . Эта картина и сама по себе была бы хороша , но он . . Он — ввел меня в восторг — когда прямо до крика , когда сжимаешь руки в кулаки и дышишь так часто . Он — конечно , мистер Коди . Абсолютный , неподражаемый ( а жаль ) , безусловный . Не идеальный , но феерично мой . Где там все эпитеты этого мира ? Честный . На этом можно было бы закончить . Смелый . Безупречен каждый жест , безупречно каждое слово , безупречна каждая мысль . Не просто умный , а — повторюсь — у него совершенно безупречна каждая мысль . Красивый . А еще — у него рак . Это последний , совершенно необходимый штрих для моих сильных чувств . Ничего такого я не испытывала даже к Винсу Шерману . Дикий восторг . И — необходимость делиться эмоциями . Мой , мой , мой , мой фееричный персонаж голливудской комедии .

08/09/09, Nickel Nitro
Мда, даже невозможно объяснить словами, чем затягивает этот фильм, в принципе всё уже сказано до меня, от себя лишь хочу добавить, что у меня много любимых фильмов, и разумеется я бы не стал писать о каждом, соответственно этот фильм — особенный. После его просмотра этого фильма ещё на пару часов остаёшься в его атмосфере погружённым в мысли о некоторых моментах. Однако у меня много знакомых, которые вообще не поняли, в чём там прикол. Это ещё раз доказывает, что я их умнее)

21/12/09, Partisan
Мой самый любимый фильм. Кажлый раз в нем открываешь что-то новое. Боб Гейл гениальный сценарист. Надо ж блин такое выдумать! Этот фильм, один из немногих, который реально говорит о жизни. И расширяет наше привычное сознание. Всем кстати рекомендую подобный фильм — Студия 54.

21/06/10, Linux Форевер
Вот это, кстати, один из немногих голливудских фильмов, которые мне действительно очень нравятся. Хороша речь шерифа Бентона, в которой он произношсит, что американцы сначала сражались за независимость, потом против рабства за свободу и как они распорядились свободой? Стали рабами. Город адвокатов вообще дико радует) Фильм такой хороший, добрый и. Правильный. Политически верный, я бы сказал.

02/07/10, Зелёный чай
Это мой любимый фильм. Поначалу он может показаться кому-то развлекательной комедией, но стоит чуть задуматься — и понимаешь, что это очень философский фильм. Он не даёт ответов на все вопросы — он лишь учит лучшим образом задавать вопросы самому себе и понимать, как найти ответы на них, быть самому себе этим «шариком ответов», делать выбор в жизни. Фильм стал мне ответом на многие вопросы, помог внятно ощутить свой путь. И пусть трасса моей жизни проходит под другим номером, всё же суть весьма схожа =)

02/08/12, Kate McFly
Помню после просмотра этого фильма неделю ходила под впечатлением. Нужно его пересмотреть. По-моему, нужно быть очень талантливым человеком, чтобы придумать такую историю: несуществующая трасса, несуществующие города, сумасшедшие люди. Все так просто, но и запутано одновременно. Пересмотрю.

Shirou, 06/12/10
Не то чтобы я ненавидел этот фильм, но явно он не на нашего зрителя. Никому не кажется выпендрежем претензии будто бы автомобиль ему не того цвета купили! Впрочем, конечно можно понять менталитет «богатеньких буратин» отличается от нашего деревенского, но мне тут видится какая-то фальшь, высасывание проблемы из пальца, или девушка ему не та попалась — девушку ему тоже родители выбирали? В чем его проблема? Проблема в том чтобы не перечить родителям? В каком он вообще веке-то живет? Или проблема — как же так я ничего сам не решаю, все решают за меня? Бедные мы несчастные, дайте нам уверенности в себе! Как говорится — нам бы ваши проблемы.

Василий Алибабаевич, 08/09/11
Фильм хороший. Сюжет не без смысла, смотреть нескучно. Но из той же серии, что и «Бойцовский клуб» и «Управление гневом». Иными словами, к 30-летнему долбозвону, пускай социально адаптированному, добившемуся определенных вещей, но не знающему, как ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО «прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете» (с), вправил мозги и стал наш персонаж супергероем/свободным художником/селфмейдмэном. Конечно, хочется верить в такое, но без «прошибания стены» увы никак. П.С. А если вернуться к содержанию, то цвет машины, который не понравился — это детали. Идея фильма понятна, но одной идеей жить не будешь.