Статья контрабанда ук рк

Уголовный Кодекс РК
Статья 286. Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено

1. Перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, либо с указанием заведомо недостоверных сведений в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, в том числе представлением недействительных документов, поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения, а равно незаконное перемещение через Государственную границу Республики Казахстан наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов или ядерных материалов, взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, материалов, оборудования или компонентов, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, –

наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

2. Те же деяния, совершенные:

2) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

3) с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль;

4) группой лиц по предварительному сговору;

5) в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров в крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы, с конфискацией имущества.

Сноска. Статья 286 с изменением, внесенным Законом РК от 26.12.2017 № 124-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

Контрабанда в законодательстве Республики Казахстан: новые подходы к регламентации уголовной ответственности в условиях членства в Таможенном союзе. Статьи по предмету Уголовное право

КОНТРАБАНДА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГЛАМЕНТАЦИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

М.Л. ПРОХОРОВА, А.В. СКАЧКО

Создание международных организаций внешнеэкономического торгового характера (например, Таможенный союз) с неизбежностью влечет изменения внутреннего правового поля каждого государства. В такой ситуации актуальной задачей законодателя страны, вступающей в масштабную международную интеграцию, является обеспечение оптимального баланса между союзным и внутренним правовым полем. Вполне естественно, что могут возникнуть противоречия, и при этом принципиально важно обеспечить, чтобы решение общесоюзных задач не поставило под угрозу национальные интересы государства . Не избежали этих проблем Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь, объединившись в Таможенный союз. Вопрос обстоятельной уголовно-правовой регламентации ответственности за таможенные преступления, в том числе за все виды контрабандных преступлений, обусловлен тем, что диспозиции всех норм носят бланкетный характер. Их содержание в полной мере зависит от характера и направленности таможенного законодательства. В условиях созданного Таможенного союза соответствующие правовые нормы должны быть тщательно скорректированы. Таможенный кодекс Таможенного союза во всех компонентах как стратегического, так и тактического характера должен предопределять и содержание таможенного законодательства членов союза. Поэтому можно согласиться с О.В. Грачевым, что «наши государства, объединившись в Таможенный союз, тем более не могут оставлять неразрешенными проблемы по устранению противоречий в нормах уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розыскного, таможенного законодательства» .
———————————
Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1997.
Грачев О.В. Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции // Российский следователь. 2013. N 1. С. 43.

В сложившейся ситуации необходим поиск сочетания общесоюзного и национального законодательств объединившихся стран для всестороннего учета их политических, экономических особенностей. Дело в том, что вступление Республики Казахстан в Таможенный союз не повлияло на подходы к регламентации ответственности за контрабанду и иные виды таможенных преступлений в отличие от России. Проблемы экономической, экологической безопасности своего государства всегда являлись и являются приоритетными. И на обеспечении экономической безопасности страны законодатель фокусирует правовые механизмы, организационные и тактические методы и средства. Именно эта мысль прозвучала на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 24 декабря 2013 г. в выступлении Президента Казахстана . Совещание было посвящено подготовке договора о создании Евразийского экономического союза. Нурсултан Назарбаев принципиально против включения в договор положений, выходящих за пределы экономической интеграции. Речь шла об охране границ, обороне, миграционной политике, науке. Политизация союза, по его мнению, недопустима.
———————————
Латухина К. Три плюс два // Российская газета. 2013. 25 декабря.

Для обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях правительство Республики Казахстан утверждает Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 — 2015 годы . План, по мнению его создателей, направлен на создание институциональных основ экономического развития, способствующих выходу из тени субъектов экономики. Принятию этого объемного правового документа предшествовало изучение состояния криминальной ситуации в этой сфере. Наибольшую опасность для экономики республики представляет контрабанда наркотических средств из Киргизии, с которой у Казахстана установлен безвизовый режим, а также контрафактных товаров из Китая, Киргизии, Индии и стран Ближнего Востока. Значительны масштабы незаконного ввоза на территорию государства стали, табачных изделий, спирта, нефтепродуктов, некачественных продуктов питания, низкопробных товаров широкого потребления кустарного производства . По отдельным видам товаров контрабандные поставки составляют от 40 до 80%. Особое внимание правоохранительные органы должны уделить предотвращению вывоза денег за границу.
———————————
Постановление Правительства Республики Казахстан от 22.05.2014 N 531 «Об утверждении Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 — 2015 годы». URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31354316.
См.: Нигматуллин Р.В. Международное сообщество в противодействии наркоугрозе: современное состояние и перспектива // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 6. С. 24.

На основе обобщения практики в Комплексном плане противодействия теневой экономике сформулирован итоговый вывод, что «контрабандная деятельность приобретает все более организованный и масштабный характер, совершенствуется механизм ее функционирования». Только в 2012 году по фактам совершения экономической контрабанды были возбуждены 333 уголовных дела и свыше 200 уголовных дел за уклонение от уплаты таможенных платежей. Среди причин создавшегося положения наряду с социально-политическими, экономическими, организационными названы и недостатки правового характера. Поэтому законодатель наряду с укреплением пограничной и таможенной службы принимает меры по внесению коррективов в Таможенный и Уголовный кодекс. Характерно, что при вступлении в Таможенный союз законодатель Республики Казахстан сохранил в основном многолетний опыт правовой регламентации внешнеэкономических отношений. Во-первых, продолжал и продолжает действовать Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (по состоянию на 04.07.2013). Представляет особый интерес лейтмотив этого законодательного акта: «Настоящий Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Республике Казахстан и направлен на защиту суверенитета и экономической безопасности Республики Казахстан, активизацию связей казахстанской экономики в системе мировых экономических отношений и либерализацию внешнеэкономической деятельности».
Во-вторых, законодателем благоразумно оставлены в системе Особенной части Уголовного кодекса все нормы, регламентирующие ответственность за контрабандные преступления. Более того, законодатель принимает новый УК, вступивший в силу с января 2015 года, в котором закреплен новый подход к регламентации ответственности за них. Соответствующие статьи в ранее действовавшем УК РК были значительно скорректированы. Новый УК Республики Казахстан содержит, в отличие от УК РФ, определенную систему контрабандных преступлений с более тщательным описанием составов . Изменен и подход к дифференциации уголовной ответственности в ст. 234, 236, 286, 290, 303, 311, 312, 326, 339 УК РК.
———————————
Уголовный кодекс Республики Казахстан // Казахстанская правда. 2014. 9 июля. URL: http://medialaw.asia/posts/09-07-2014/83277.html.

В новый УК включена статья, регламентирующая ответственность за «экономическую контрабанду», нормативное описание объективных и субъективных признаков основного состава контрабанды в большей части осталось прежним. Предмет контрабанды составляют, во-первых, товары или иные предметы в крупном размере. Следует отметить, что законодатель отказался от правила определять крупный и особо крупный размер в примечаниях к статьям Особенной части УК, а посвятил этому специальную ст. 3 Общей части УК. В ней перечислены все статьи, где будет идти речь о крупном и особо крупном размере с указанием этого размера. Для квалификации контрабанды, о которой идет речь в ст. 234 УК, крупный размер перемещенных товаров составляет стоимость, превышающая пять тысяч месячных расчетных показателей. Особо крупный размер составляет стоимость перемещенных товаров, превышающая десять тысяч месячных расчетных показателей.
Во-вторых, выделена группа товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в ст. 286 настоящего Кодекса (наркотики, оружие).
Объективная сторона состава контрабанды заключается в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 1 ст. 234). В отличие от ст. 209 УК РК 1997 года законодатель связывает контрабанду с перемещением через таможенную границу Таможенного союза, а не таможенную границу Республики Казахстан.
В новом Уголовном кодексе РК несколько смягчена уголовная ответственность за экономическую контрабанду по сравнению с предыдущим кодексом. Так, санкция ч. 1 ст. 234 УК предусматривает за совершение этого преступления вдвое меньший штраф, чем в предыдущем Уголовном кодексе, а также исключено наказание в виде лишения свободы. В то же время в санкции сохранена конфискация имущества в качестве обязательного дополнительного наказания.
Законодатель расширил перечень квалифицированных составов экономической контрабанды в ч. 2 ст. 234 УК: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; г) в особо крупном размере; д) группой лиц по предварительному сговору.
Внесены коррективы и в характеристику особо квалифицированных составов контрабанды, предусмотренных ч. 3 ст. 234 УК. В качестве квалифицирующих признаков законодатель предусмотрел факт совершения контрабанды: 1) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; 2) преступной группой. При этом законодатель вложил в понятие преступной группы особо опасные формы совместной преступной деятельности. Преступная группа будет иметь место в случаях, если контрабандные преступления совершены организованной группой, преступной организацией, преступным сообществом, транснациональной организованной группой, транснациональной преступной организацией, транснациональным преступным сообществом, террористической группой, экстремистской группой, бандой или незаконным военизированным формированием.
Санкция в ч. 3 ст. 234 УК РК, несмотря на существенные коррективы квалифицирующих признаков, в части лишения свободы оставлена без изменения. В то же время законодатель очень жестко отнесся к регламентации ответственности должностных лиц, совершающих контрабанду. В качестве дополнительного наказания предусмотрено пожизненное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В качестве позитивного момента в регламентации уголовной ответственности следует отметить то, что законодатель предусмотрел в санкции дополнительное наказание в виде конфискации имущества, в отличие от УК РФ.
В УК РК установлена ответственность и за контрабанду предметов, изъятых из свободного гражданского оборота (ст. 286 УК РК, аналог ст. 226.1 и 229.1 УК РФ). Перечень предметов рассматриваемого преступления очень широкий — наркотики, сильнодействующие и ядовитые вещества, радиоактивные или взрывчатые вещества, оружие, боеприпасы и др. Однако в него не включены стратегические товары и ресурсы, культурные ценности и особо ценные породы флоры и фауны . В УК РФ эти предметы преступления включены в ст. 226.1.
———————————
См.: Максимов А.М., Скачко А.В. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.): реализация ее положений в отечественном уголовном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 1. С. 7 — 11.

  Алименты в сургуте

Статья 286 УК РК устанавливает более строгую ответственность за данный вид контрабанды по сравнению со ст. 250 УК РК 1997 года. Во-первых, дифференцирована ответственность в зависимости от размера контрабанды: в ч. 2 ст. 286 УК — крупный размер, в ч. 4 ст. 286 УК — особо крупный размер. За контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, совершенную в особо крупном размере, установлено наказание — лишение свободы от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества. Во-вторых, дифференцирована ответственность в зависимости от формы группового способа совершения контрабанды (аналогично со ст. 234 УК РК). В-третьих, законодатель предусмотрел в санкции (ч. 2, 3, 4 ст. 234 УК РК) обязательное дополнительное наказание в виде конфискации имущества, а в ч. 1 ст. 234 УК РК конфискация также предусмотрена как альтернативное дополнительное наказание.
Как видим, законодатель Республики Казахстан в условиях членства в Таможенном союзе в определенной степени сумел сохранить стабильность в законодательной регламентации ответственности за контрабандные преступления. Таможенный и Уголовный кодексы достаточно четко сфокусированы на обеспечении экономической, нравственной и экологической безопасности своего государства. Решению этих задач будет способствовать реализация основных положений Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 — 2015 годы.

Литература

1. Грачев О.В. Уголовное законодательство Республики Казахстан в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции // Российский следователь. 2013. N 1.
2. Латухина К. Три плюс два // Российская газета. 2013. 25 декабря.
3. Максимов А.М., Скачко А.В. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.): реализация ее положений в отечественном уголовном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 1.
4. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1997.
5. Нигматуллин Р.В. Международное сообщество в противодействии наркоугрозе: современное состояние и перспектива // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 6.
6. Сарсеков Б.С. Контрабанда наркотиков в Казахстане: проблемы и пути их преодоления. Алматы, 1998.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Кодекс Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-I
«Уголовный кодекс Республики Казахстан»

Часть II. Особенная часть

Глава 7. Преступления в сфере экономической деятельности

Статья 209. Экономическая контрабанда

1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу таможенного союза товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, —

наказывается штрафом в размере от пятисот до тысячи месячных расчетных показателей с конфискацией имущества либо без таковой, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей либо без такового.

2. То же деяние, совершенное:

б) с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

г) в особо крупном размере;

д) группой лиц по предварительному сговору, –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;

б) организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом а), — до семи лет с конфискацией имущества.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пять тысяч месячных расчетных показателей.

Кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 N 226-V ЗРК
«Уголовный Кодекс Республики Казахстан»

Часть 2. Особенная часть

Глава 8. Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности

Статья 234. Экономическая контрабанда

1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров или иных предметов, в том числе запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, за исключением указанных в статье 286 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием либо с указанием заведомо недостоверных сведений в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары или в заявлении о совершении операций в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе с представлением недействительных документов, поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения, —

наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей, либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста пятидесяти часов, либо арестом на срок до сорока пяти суток, с конфискацией имущества или без таковой.

  Собственность и имущество одно и тоже

2. То же деяние, совершенное:

2) лицом с использованием своего служебного положения;

3) с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль;

4) в особо крупном размере;

5) группой лиц по предварительному сговору, —

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

1) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;

2) преступной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества, а в случаях, предусмотренных пунктом 1), с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан)

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 23.09.2016

Статья просмотрена: 856 раз

Библиографическое описание:

Иванюга К. А. Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан) [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 94-98. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11044/ (дата обращения: 24.12.2018).

В статье рассмотрены особенности регламентации уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ в уголовном законодательстве Республики Казахстан. Проведен сравнительно-правовой анализ подходов законодателей Российской Федерации и Республики Казахстан к этой проблеме.

Ключевые слова: Таможенный союз, Республика Казахстан, контрабанда, наркотические средства, психотропные вещества, дифференциации уголовной ответственности, квалифицированные составы, наказание

Постоянно углубляющиеся интеграционные процессы в экономиках стран — членов Евроазиатского экономического союза: Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, — заставляют задумываться над решением проблем создания общих правил поведения участников внешнеэкономической деятельности на территории единого экономического пространства. В том числе это касается и унификации национального уголовного законодательства в области контрабанды наркотических средств и психотропных веществ [2, с. 71].

В то же время, для того чтобы перейти к вопросам унификации законодательства всех 5 стран, необходимо провести сравнительно-правовой анализ действующего законодательства в области противодействия контрабанде наркотиков каждого члена ЕАЭС, выявить в них сходства, различия, особенности, достоинства и недостатки.

Настоящая работа посвящена изучению уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ в России и Казахстане.

Казахский законодатель, следуя рекомендациям Модельного Уголовного кодекса, в Уголовном кодексе от 16.07.1997 г. разделил контрабанду на два самостоятельных состава преступления: 1. Экономическая контрабанда (ст. 209, содержащаяся, в главе под названием «Преступления в сфере экономической деятельности» Уголовного кодекса РК); 2. Контрабанда изъятых из обращения или ограниченных в обращении предметов (оружия, наркотиков и т. п.), предусмотренная ст. 250 УК РК. Состав преступления, предусмотренный ст. 250 УК РК, был расположен в разделе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Таким образом, общественная опасность контрабанды наркотиков в Казахстане была приравнена к контрабанде оружия на уровне общественной безопасности [5, 74].

Аналогичный подход был сохранен и перенесен в новый Уголовный кодекс РК 2014 года, который вступил в законную силу с 01.01.2015 г. Теперь уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена в ст. 286 УК РК (глава «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка»).

В Уголовном кодексе РФ отделение контрабанды наркотиков от иных составов преступлений, предусматривающих ответственность за экономическую контрабанду или контрабанду оружия, ядовитых веществ и иных, было произведено лишь в декабре 2011 г. При этом в отличие от уголовного кодекса РК, в УК РФ преступное деяние, связанное с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ, было отделено от контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отправляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и др. В связи с чем, в УК РФ иным образом был определен родовой объект рассматриваемого преступления. Состав преступления за контрабанду наркотиков попал в главу 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».

Подобное различие в определении родового объекта, существенного значения не имеет, поскольку фактически родовые объекты рассматриваемых преступления схожи. Наоборот, необходимо отметить положительный момент, что оба закона отделили контрабанду наркотиков от экономической контрабанды.

Предметом рассматриваемого преступления являются конкретно определенные психоактивные вещества.

В Республике Казахстан перечень наркотических средств и психотропных веществ, являющихся предметом преступления, предусмотренного ст. 286 УК РК, предусмотрен в качестве приложения в законе РК РБ от 10.07.1998 № 279-I «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту наркотиков».

Указанный перечень, так же как и перечни, установленные в РФ постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681, составляются на основании Списков Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Кроме того, при их составлении учитываются «Рекомендации по формированию единых по содержанию списков (перечней) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», утвержденных постановлением Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) от 17.05.2012 № 5–6.

Состав контрабанды в Уголовных кодексах рассматриваемых стран сконструирован законодателем как формальный. Это означает, что контрабанда признается оконченным преступлением с момента совершения описанных в диспозиции ст. 229.1 УК РФ и ст. 286 УК РК действий, и что для наступления уголовной ответственности за данное преступление не требуется наступление каких-либо неблагоприятных последствий.

Деянием, образующим объективную сторону состава контрабанды в соответствии с уголовным законодательством Казахстана, признаются действия, выражающиеся в перемещении через таможенную границу ТС или государственную границу Казахстана указанных выше предметов, совершенном либо помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием [3].

Иным образом объективная сторона сформулирована УК РФ. Так, ст. 229.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС обозначенных подконтрольных веществ.

Как можно заметить, способы совершения контрабанды наркотиков определены в ч. 1 ст.286 УК РК, как и в ранее действовавшей ст. 188 УК РФ. В ст. 229.1 УК РФ законодатель отказался от этого приема, сделав в этой части отсылку к таможенному кодексу ТС через установление понятия незаконного перемещения через таможенную границу ТС.

Отдельное внимание необходимо уделить месту совершения преступления. После введения в действие законодательства ТС понятие таможенной границы изменилось, и перестало полностью удовлетворять целям уголовного законодательства, поскольку теперь таможенной границей стали считаться пределы таможенной территории всего таможенного союза (ч. 2 ст. 2 ТК ТС), а между странами — членами ТС (ЕАЭС) таможенная граница перестала существовать. В тоже время общественная опасность деяния, связанного с незаконным перемещением наркотиков через государственные границы между странами — участницами ТС (ЕАЭС), ничуть не меньше, чем контрабанды наркотиков через таможенную границу ТС (ЕАЭС).

Чтобы не допустить декриминализации части преступления, законодатель Казахстана пошел по пути установления местом совершения контрабанды наркотиков, как таможенную границу ТС (ЕАЭС), так и государственную границу РК, путем включения соответствующего уточнения в ст. 286 УК РК. Аналогичный прием был также использован в уголовном кодексе РФ.

Квалифицирующими признаками состава контрабанды, выделенными законодателем Казахстана, руководствуясь исключительно критерием особенностей объективной стороны данного преступления, характеризующими его повышенную опасность, являются предусмотренное ч. 2 ст. 286 УК РК совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль (п. 2), совершение контрабанды в отношении наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере (п. 5). Особо квалифицируемый признак — совершение контрабанды в отношении наркотических средств и психотропных веществ в особо крупном размере (ч. 4 ст. 286 УК РК).

Как мы видим, УК РК, как и УК РФ, отразив нарастающую угрозу незаконного оборота наркотиков, стал ужесточать ответственность за контрабанду наркотиков в зависимости от объема и вида перемещаемых подконтрольных веществ. Однако если в УК РК градация по объему разделена на три вида: небольшой, крупный и особо крупный размеры, то в УК РФ она разделена на четыре вида: небольшой, значительный, крупный и особо крупный размеры.

Размеры наркотических средств и психотропных веществ предусмотрены в качестве приложения к закону РК от 10.07.1998 № 279-I «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту наркотиков».

Следует обратить внимание, что УК РК и УК РФ, в отличие от УК остальных стран — членов ЕАЭС, предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение контрабанды с применением насилия не только к лицу, осуществляющему таможенный контроль, но и к лицу, осуществляющему пограничный контроль.

  Приказ о медсправках

На наш взгляд, такая позиция казахского и российского законодателей является наиболее удачной, отражающей мнение многих научных деятелей и полностью соответствующей действительной работе контролирующих органов на границах. Во-первых, частично контроль за лицами, товарами и транспортными средствами, перемещающимися через таможенную границу ТС осуществляется пограничной службой, т. е. они играют ту же роль в деле по противодействию данному виду контрабанды, что и должностные лица таможенных органов. Во-вторых, действие данного квалифицируемого признака распространяется на лиц, которые совершают контрабанду помимо мест таможенного контроля, а также при пересечении государственной границы со странами — членами ТС [4, с. 40–41].

В соответствии с нормами ст. 15–17 УК РК субъектом любого преступления, в т. ч. и контрабанды, могут быть только физические лица, вменяемые и достигшие соответствующего возраста.

Согласно ст. 15 УК РК уголовной ответственности за контрабанду наркотиков подлежат лица, достигшие ко времени совершения этого преступления шестнадцатилетнего возраста. Указанный возрастной ценз объясняется тем, что по достижении шестнадцатилетнего возраста психически здоровый человек способен полностью оценивать свое поведение и, в том числе, общественную опасность такого преступления как контрабанда наркотических средств и психотропных веществ. При этом УК РК исходит из того, что если несовершеннолетний достиг указанного возраста, но вследствие отставания в психическом (умственном) развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Из норм Особенной части УК РК следует, что ответственность по ст. 286 УК РК несут как граждане РК, так и иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства или подданства.

Аналогичные требования к субъекту предъявляются в уголовном законодательстве Российской Федерации.

Уголовным законом РК и РФ возможность привлечения к ответственности юридических лиц не предусмотрена.

В действующем уголовном законодательстве Казахстана, как и в российском нет определения понятия специального субъекта. Признаки, характеризующие специальных субъектов, предусмотрены в нормах Особенной части УК.

Специальными субъектами преступления для состава контрабанды наркотических средств и психотропных веществ по законодательству Казахстана являются:

  1. должностные лица (п. 2 ч. 2 ст. 286 УК РК)
  2. лица, обладающие особым положением, связанным с совершением им преступления (п. 1 ч. 2 ст. 286 УК РК)
  3. лица, совершающие преступление в различных формах соучастия (ч. 3 ст. 286 УК РК)

Должностным лицом, совершившим контрабанду наркотиков с использованием своего служебного положения по законодательству РК, следует считать лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять таможенный или пограничный контроль, соответствующие действия по досмотру перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных ценностей и предметов, и давать разрешение на пересечение границы.

Контрабанда, совершенная такими должностными лицами с использованием своего должностного положения, не требует дополнительной квалификации по статьям уголовного закона о должностных преступлениях [1].

Уголовный кодекс РФ также предусматривает в п. б ч. 2 ст. 229.1 квалицированный состав контрабанды наркотиков, совершенной должностным лицом. Как и в УК РК в нем не предусмотрено разъяснений о том, какие категории лиц должны относиться к должностным. В тоже время существующая практика относит к специальным субъектам должностных лиц таможенных и пограничных органов, должностных лиц, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров и транспортных средств и иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники железнодорожных поездов, командиры экипажей самолетов, директора международных выставок и т. п.), а также должностных лиц — представителей высших органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и Правительства РФ, пересекающих границу в связи с исполнением служебных обязанностей.

В п. 1 ч. 2 ст. 286 УК РК, также как и в ранее действовавшей ст. 188 УК РФ, предусмотрен квалифицирующий признак в виде неоднократности совершения преступления.

Неоднократность предполагает совершение одним и тем же лицом нескольких преступлений, предусмотренных одной и той же статьей или одной и той же частью статьи Особенной части УК (ст. 12 УК РК).

Преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было осуждено, либо освобождено от уголовной ответственности по основаниям, установленным законом.

Если неоднократность в уголовно-правовой норме указана в качестве квалифицирующего признака, то совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных преступлений подлежит квалификации в целом по соответствующей статье (части статьи) УК РК, предусматривающей ответственность за неоднократность совершения данного преступления.

Неоднократность образуют только тождественные преступления. Поэтому совершение нескольких однородных преступлений не может признаваться неоднократностью преступлений, и подлежит квалификации как совокупность преступлений (нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25.12.2006 № 11).

В отличие от казахского российский законодатель еще в 2003 г. отказался от квалифицирующего признака неоднократность, как от пережитка советского уголовного права.

Конституционный суд РФ в своем постановлении от 19.03.2003 № 3-П пояснил, что, во-первых, понятие неоднократности, предусматривающее одинаковые правовые последствия для принципиально разных правовых последствий, нарушает принципы равенства всех перед законом и судом и справедливой ответственности. Во-вторых, понятия рецидива, судимости и неоднократности, связанной с судимостью, используемые в целях усиления наказания при рецидиве преступлений, не только заменяют и дублируют друг друга, но и приводят к неоправданному ужесточению наказания, значительному усилению репрессивной направленности действующего УК Российской Федерации даже по сравнению с УК РСФСР 1960 года, что нарушает конституционные принципы справедливого и соразмерного наказания [6, С. 11].

На наш взгляд, позиция российского законодателя по вопросу такого квалифицирующего признака, как неоднократность, является правильной и позволяет привести действующее уголовное законодательство в надлежащий вид, соответствующий принципам, которые положены в его основу.

По признаку участия лица в момент совершения преступления в совместной преступной деятельности нами были выделены следующие категории специальных субъектов контрабанды:

– участники группы лиц по предварительному сговору (п. 5 ч. 2 ст. 286 УК РК);

– участники организованной преступной группы (ч. 3 ст. 286 УК РК).

Аналогичные квалифицирующие признаки контрабанды наркотиков по степени соучастия субъектов предусмотрены и в УК РФ.

Субъективная сторона контрабанды наркотиков по уголовному законодательству Казахстана (ст. 19, 20 УК РК), также как и по законодательству России, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо должно осознавать общественную опасность своих действий, предвидеть возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий и желать их наступления [1].

Современные редакции ст. 229.1 УК РФ и ст. 286 УК РК предусматривают 4 степени градации опасности контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в зависимости от наказания.

В ходе сравнение указанных составов можно заметить, что в них по разному оценена степень опасности неквалифицированной контрабанды наркотиков. В части 1 ст. 229.1 УК РФ в качестве основного вида наказания предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, в качестве дополнительных — штраф и лишение свободы на срок до 1 года.

Часть 1 ст. 286 УК РК предусматривает более мягкую ответственность, при чем в качестве основного вида наказания может быть применен штраф, ограничение свободы до 5 лет либо лишение свободы на срок до 5 лет. В качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация.

Также необходимо отметить, что в УК РК для квалифицированных составов контрабанды предусмотрено только один вид основного наказания — лишение свободы, и один вид дополнительного — конфискация, тогда как в УК РФ в качестве дополнительных наказаний также могут применяться штраф и ограничение свободы.

Кроме того, УК РК и УК РФ по разному оценили степень опасности некоторых квалифицированных составов контрабанды наркотиков. Так, в УК РК к просто квалифицированным составам относится совершение контрабанды наркотиков с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль, тогда как подобный состав преступления в УК РФ отнесен к особо квалифицированным.

Проведенный сравнительно-правовой анализ показал, что законодательное закрепление контрабанды наркотиков в УК РФ и УК РК находится на примерно одинаковом уровне. Основополагающие объективные и субъективные признаки рассматриваемых преступлений в уголовных законодательствах Казахстана и России имеют множества сходств. Также можно отметить единый подход законодателей России и Казахстана к проблеме борьбы с контрабандой наркотиков.

В тоже время необходимо выделить следующие достоинства и недостатки в рассмотренных составах преступлений.

К достоинства состава контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в УК РК можно отнести: наличие более взвешенной и гуманистически сформированной санкции за совершение подобного преступления без квалифицирующих признаков.

К достоинства состава контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в УК РФ можно отнести: отказ от квалифицированного признака — неоднократность; ужесточение ответственности за контрабанду наркотиков с применением насилия к лицам, осуществляющим таможенный и пограничный контроль; формулировка объективной стороны преступления; разделение ответственности в зависимости от размера предмета преступления.

К общему недостатку рассмотренных составов преступлений можно отнести отсутствие разъяснений о том, какие категории лиц должны относиться к лицам, совершившим контрабанду наркотических средств и психотропных веществ с использованием своего должностного положения.