Спор о человеке в пьесе горького на дне презентация

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему:
Презентация к уроку по теме «Три правды в пьесе М.Горького «На дне»

Урок по пьесе Максима Горького «Н дне»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«На дне» Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ « Чернухинская СОШ»

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,- Честь безумцу, который навеет, Человечеству сон золотой! М.Горький «На дне» 2

«Три правды» в пьесе М.Горького «На дне». 3

Правда То, что соответствует действительности, истина; Порядок, основанный на справедливости, честности; То же, что и правота (разг.); Верно, в самом деле; ( союз,устар .) хотя. 4

Спор о правде 6

«Шум – смерти не помеха» « На что совесть? Я – не богатый» «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё» «Что было – было , а остались – одни пустяки» «Здесь господ нету…всё слиняло, один голый человек остался» «все люди на земле – лишние» «Люди все живут… как щепки по реке плывут… Строят дом, а щепки — прочь» «Всё — сказки» «Всё так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты… Чего жалеть» Правда Бубнова 7

Правда Бубнова Жестокая, бескрылая «А нитки-то гнилые» «…вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» 8

Правда Луки «Во что веришь, то и есть» «Человек может добру научить… очень просто» «Я только говорю, что если кто кому хорошо не сделал, то и худо поступил» «Человека приласкать – никогда не вредно» «…жалеть людей надо! …вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» «…книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет…» «Ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все – прыгают» 9

Правда Луки Утешительная ложь, необходимость «золотого сна» «Вот… ты говоришь – правда… Она, правда-то,- не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь» 10

Правда Сатина «Что такое – правда? Человек – вот правда!» «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» «Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек платит сам, и потому он – свободен!» «Что такое человек. Это не ты, не я, не они… Нет!- это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» «Человек рождается для лучшего!» «Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга!» «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» «Человек – выше! Человек – выше сытости!» 11

Правда Сатина Вера в свободного человека «Всё — в человеке, всё для человека! Чело-век ! Это –великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век ! Надо уважать человека!» 12

«Человек – вот правда!» 13

Правда Максима Горького 14

15 Правда Максима Горького «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи…»

16 Идея пьесы. Вера в Человека, вера в благородные качества его души, гордость за Человека и призыв к борьбе.

18 «Талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, свою силу…» М. Горький исследовал человека и проверил его возможности. Пьеса лишена и утопического оптимизма, и другой его крайности – неверия в человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по немецкому языку в 7 классе «Утилизация мусора в Германии» . Учебник «Немецкий язык, шаги», И.Л. Бим.

В презентацию я включила материалы для повышения мотивации к обучени., материалы для закрепления правописания корней с чередованием, работу со словарными словами, буквы о-ё после шипящих.

Презентация представляет формулировки распространённых проблем, поставленных в публицистических текстах, приводит примеры произведений, на которые можно опираться при аргументации.

Урок развития речи в 11 классе «Моя шпаргалка» (подготовка к ЕГЭ по русскому языку).

Презентация к уроку литературы «М.Горький. Пьеса «На дне»»

Выбранный для просмотра документ Горький — На дне.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

М.ГОРЬКИЙ ПЬЕСА «НА ДНЕ» Драма в четырех актах Драма — один из ведущих жанров драматургии, изображающий преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или с собой.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЗВАНИЯ Написана в 1902 г. для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький отмечал. Что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывший людей». Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди. Которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.

НОВАТОРСТВО ПЬЕСЫ Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток, а в нем отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливости общественного строя. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен как воплощение социального зла.

ЖАНР ПЬЕСЫ Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни. Сколько в диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлежки определяют развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы.

ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле (со всей ее безвыходностью для персонажей «дна»), или жить иллюзиями. Горький ставит в этой пьесе философский вопрос: что лучше – истина или сострадание?

«НА ДНЕ» — картины «босяцкой жизни»

ДВА УРОВНЯ КОНФЛИКТА Каждое драматическое произведение имеет два уровня конфликта: один лежит на поверхности и выражается в противостоянии персонажей, а другой – внутренний, обычно философский.

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: перед нами все слои общества Подробные биографии этих людей не даны, их судьбы обозначены несколькими словами. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Но все социальные конфликты являются основой драматургического конфликта – мы наблюдаем лишь их результат. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя каждый из них достоин лучшей участи. В подвале, похожем на пещеру, живут совсем еще не старые люди: самому старшему, Бубнову, 45 лет, сапожнику Алешке 20 лет, а умирающей Анне всего 30. перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не надеясь быть услышанным.

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: разорившийся дворянин Барон Всё его достоинство – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти. Но ее слёзы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: слесарь Клещ и его умирающая жена Анна Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Мечта о другой жизни связана у него с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна постоянно тревожится о том. «как бы больше другого не съесть».

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: Актер Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: Настя Страстно мечтает о большой и настоящей любви.

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: торговка пельменями Квашня Тешит себя иллюзиями, что она свободная женщина.

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: вор Васька Пепел Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе. Уйти из-под власти Василисы (жены Костылева, хозяина ночлежки), подбивающей его на убийство мужа.

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: шулер Сатин Попал на «дно» после того, как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погибшего его сестру).

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: картузник Бубнов Ушел из дома в ночлежку «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Признается, что ленив и пьяница.

ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ: содержатель ночлежки Костылев, его жена Василиса, полицейский Медведев Эти люди недалеко ушли от обитателей ночлежки.

  Льготы за сад матерям одиночкам

СТРАННИК ЛУКА Двойственность образа начинается с его имени. Странник носит имя одного из четырех канонических евангелистов. Имя Лука означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (ложный). Попав в ночлежку, странник не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести вместо кого-то пол. Он быстро находит подход к каждому ночлежнику. В каждом он видит человека, открывает их светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее. Лука пытается бескорыстно помочь каждому, заронить веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Все это производит переворот в жизни ночлежников.

СТРАННИК ЛУКА Образ Луки долгое время оценивался литературоведами как однозначно отрицательный. Он обвинялся в равнодушии к людям, которых обманывал. И в том, что проповедует жалость и милосердие вместо призыва к борьбе за радикальные изменения в жизни. До сих пор этот персонаж вызывает ожесточенные споры.

Образ Луки в судьбе ночлежников Он выполняет роль утешителя, старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду, хоть какое-то облегчение. Каждый из обитателей ночлежки ищет опору в уходе от жестокой реальности, и Лука дает им эту опору.

Образ Луки в судьбе ночлежников

Образ Луки в судьбе ночлежников

Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы

Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы Однозначного ответа на философские вопросы пьесы нет.

«Описание материала:

Презентация рассказывает об истории создания и названия пьесы М.Горького «На дне», раскрывает новаторские черты произведения, дает возможность проникнуть в сознание людей «дна», чьи судьбы открыто представлены читателю.

Продолжая тему униженных и оскорбленных, М.Горький подводит своих героев к спору о человеке, в котором главное место занимает проблема правды и лжи.

Автор ставит философский вопрос: что лучше – истина или сострадание? На эти вопросы вместе с героями пьесы в ходе занятия должны ответить и учащиеся.

Данная презентация окажет помощь в работе как учителю, так и учащимся.

  • Михалькова Ольга Геннадиевна
  • 12158
  • 10.11.2013

Номер материала: 19930111008

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 09.11.2013
  • 10986

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне» — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемВероника Волкова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»» — Транскрипт:

1 Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»

2 Актуальность произведения Горького, написанного столетие тому назад, неудивительна, ведь автор осветил один из главных вопросов человеческого бытия: на чём и каким образом можно построить отношения между людьми и что из этого получится?

3 Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая мечта. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» мечтой, причём на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, — вот проблема, которую автор поднимает в своём произведении.

4 Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей.

5 Позиция Луки Это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни».

6 Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь. Лука делает вид, что верит Насте. Старик дарит надежду Актёру. Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой.

7 Лука утешает Анну

8 Лука делает вид, что верит Насте

9 Лука дарит надежду Актёру

10 Позиция Сатина Сатин не принимает позицию Луки, но все же задумывается. «Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» — восклицает герой. Далее он произносит свой знаменитый монолог.

11 Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить.

13 Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться. Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.

А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛюдмила Недовесова

Презентация, посвщенная пьесе А.М.Горького «На дне», представляет собой всесторонний анализ литературного произведения, сделанный в рамках школьного курса обучения.

Похожие презентации

Презентация на тему: » А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс.» — Транскрипт:

1 А.М.Горький Пьеса «На дне» 11 класс

2 История создания пьесы Драма «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. А.М.Горький отмечал, что пьеса – итог его почти 20- летних наблюдений над миром «бывших людей».

3 Смысл названия пьесы Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». Почему «На дне»? В названии заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Акт II. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

4 Новаторство А.М.Горького Впервые перед зрителем предстал невиданный ранее мир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливого общественного строя.

5 Развитие драматического конфликта определяют диалоги героев, обитателей ночлежки. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы. Жанр произведения Акт II. Художник Д. Шмаринов.

6 Проблематика драмы Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи. Горький ставит философский вопрос: «что лучше – истина или сострадание»? Типаж-группа босяков. Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

7 Конфликт пьесы Социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос: что важнее для человека – ложь или правда? Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

8 Обитатели ночлежки Обитатели дна выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Их судьбы обозначены несколькими словами. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя достойны лучшей участи. Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе Фотоснимок, присланный Горьким Московскому Художественному театру

9 Клещ и Анна Клещ – слесарь. Попал на «дно», потеряв работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Живет надеждой на освобождение, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна всю жизнь «над каждым куском хлеба тряслась» и постоянно тревожится, «как бы больше другого не съесть». Акт I. Художник С. Гонков.

10 Барон Разорившийся дворянин. Все его достояние – воспоминания о былом величии своего рода. Живет за счет Насти, но ее слезы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик. Барон: «А…ведь зачем- нибудь я родился… а?» Барон В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра.

11 Актер Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и носил звучную фамилию Сверчков- Задунайский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией. Актер Э. Рейхер. Спектакль «Kleines Theater», Берлин.

  Учебное пособие по вышивке лентами

12 Настя Проститутка. Пытается вырваться из грязного прошлого и настоящего, где «…опротивело все! Вся жизнь… все люди. » в мир «чистой любви». Живет мечтами, которые заимствует из книги «Роковая любовь». Настя О. Книппер. Московский Художественный театр.

13 Васька Пепел Вор. Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы. «…надо жить… иначе! Лучше надо жить! …чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька Пепел И. Сканке. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия..

14 Бубнов Оказался в ночлежке, уйдя из дому «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника. Сам признается, что пьяница и ленив: «Страсть как работать не люблю!» Двор ночлежки. Карандашная зарисовка М.Горького

15 Сатин Бывший телеграфист. Шулер. Попал на «дно», после того как отсидел в тюрьме за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погубившему его сестру). Сатин Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин.

16 Лука Имя – двойственность образа: Лука означает «светлый» (имя одного из 4-х канонических евангелистов) и вызывает ассоциации со словом «лукавый». Находит подход к каждому ночлежнику. В любом видит человека, его светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее и в себя. Лука И. Москвин. Спектакль Московского Художественного театра

17 Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы Философи я Луки Философ ия Сатина Философи я автора

18 Философия Луки Лука – носитель философии веры. Он верит в любого человека. Суть его философии: вера может изменить реальную правду, так как она помогает уйти от ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. Правда Луки выражается простой формулой: «Во что веришь, то и есть». Акт II. Художник С. Гонков.

19 Философия Сатина Сатин верит не в человека, слабого и маленького, а в человечество. Вместо «любви к ближнему». Он предлагает «любовь к дальнему»человеку, человеку мечты. Сатин: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека» «Человек – вот правда! Человек! Это звучит… гордо!» Акт IV. Художник С. Гонков.

20 Философия автора А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. Композиция пьесы разоблачает философию Луки.

21 Кто прав? Чья философия побеждает? Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский. А.М.Горький Вечный вопрос. А.М.Горький

22 Использованные материалы: Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 11 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», – (Серия «Средняя школа»);

Презентация к уроку литературы 11 класс М. Горький Спор о человеке

Описание презентации по отдельным слайдам:

Спор о назначении человека: «Три правды» в пьесе М. Горького «На дне», их трагическое столкновение

Три правды В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.

Литературовед А. В. Леденев считает смысловым центром пьесы спор о правде: «Слово „правда“ прозвучит уже на первой странице пьесы в реплике Квашни: „А-а! Не терпишь правды!“ Правда — ложь („Врешь!“ — резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова „правда“), правда — вера — это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику „На дне“». Каждый персонаж «занимает определенную жизненную позицию, мировоззренческую позицию, даже если вовсе ее не сознает как позицию; столкновение этих точек зрения и определяет конфликт пьесы и саму цель пьесы. Поэтому мысль, идущая от каждого персонажа, желание разобраться в жизни, добраться до корня и если не ответить на все вопросы, то в какой-то степени поставить их, — вот что составляло нерв пьесы, вот откуда только мог пойти электрический ток пьесы». Как вы считаете, почему столь яростно каждый из персонажей горьковской драмы борется за признание именно его точки зрения на действительность как единственно верной?

На дне (2014) Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во многих театрах, снимают фильмы. Режиссеры и актёры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаёшь, что в пьесе, написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара; где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: Что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?

Кто герои? М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму.

Бубнов, картузник, 45 лет Справка. Прозвище Бубен давали: мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.

Размышляем: 1. Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему? ŠŠ 2. «В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» Актёр. Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне? ŠŠ 3. В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой. » — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё». В чём смысл такого изменения?

Первая правда — правда Бубнова –правда факта В чём правда Бубнова? «На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…» Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его. Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

Лука, странник, 60 лет Справка. Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н. Островского «Гроза».

Размышляем: 1. Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет? ŠŠ 2. Как бы вы «смоделировали» биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»? ŠŠ3. Попробуйте объяснить, почему Лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех Луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?

Размышляем: 4. Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение Луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление Луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание». ŠŠ 5. Как вы считаете — действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»? ŠŠ 6. Можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной? ŠŠ 7. В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники — ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?

  Как правильно оформить совместительство

Горький порой говорил о Луке как пародии на Платона Каратаева и удивлялся, что этого не замечают. Попробуйте решить, можно ли Луку считать пародией на толстовского персонажа. Подумайте: существуют ли для Луки «бесполезные» люди?

Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи Луки, и попробуем вывести некий алгоритм его «историй»: рассказ о загробном мире, обещание успокоения; рассказ о лечебнице для алкоголиков; рассказ о Сибири, «золотой стороне»; рассказ о случае под Тобольском-городом; рассказ о «праведной земле»; рассказ о том, «для чего люди живут». ŠŠ Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам Лука? Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актёра. Как его встретят «бывшие люди»? Характерно, что точку зрения Луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?

В чём правда Луки? Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел». «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»

Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»

Сатин, лет под 40 Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

Размышляем: 1. Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему? ŠŠ 2. Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление? ŠŠ 3. Существует мнение, что Сатин — идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет — образцы людей, право имеющих,— в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? А нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям? ŠŠ 4. Как вы понимаете слова Сатина: «Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?

Третья правда — правда Сатина В чём правда Сатина? «Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это —великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.

Три правды: философский конфликт «Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»? Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда. Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.

По-разному оценивал образ странника Луки Горький: В последние годы жизни писатель признавался: «. я Луку дал не как примиренца, а как вестника, евангелиста. Впрочем, у меня было несколько трактовок Луки. В одном случае я считаю, что Лука несет благую евангельскую весть, а в некоторых случаях, что Лука оправдывает насилие и оправдывает непротивление злу. Да, в этом вопросе путаницы сколько угодно». Лука — «сирена: она поет ложь из жалости к людям, она знает, что правда — молот, удары ее эти люди не выдержат, и она хочет все-таки обласкать их, сделать им хоть что-нибудь хорошее, дать хоть каплю меда и — лжет» (1902). «Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова — для утешения» (1912). «. Весьма большое количество утешителей. утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них именно этот покой».

П. Басинский сближает образы Луки и Сатина: «Кульминация второго (неявного) действия наступает, когда встречаются две „правды“ и одновременно две „лжи“ — Сатина и Луки. Традиционно их принято считать враждебными; это не совсем верно. Собственно, „правда“ и „ложь“ Сатина и Луки почти совпадают. Оба считают, что „уважать надо человека“ (акцент на последнем слове) — не его „маску“, но расходятся в том, как следует сообщить людям свою „правду“. Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область». Горький страстно верил в то, что со временем «чувство уважения человека к человеку претворится в религию, ибо религией человечества должна быть прекрасная и трагическая история его подвигов и страданий в бесконечной, грандиозной борьбе за свободу духа и за власть над силами природы!» Можно ли сказать, что в монологах персонажей пьесы звучит мысль о таком религиозном уважении к человеку? Действительно ли разногласия между Лукой и Сатиным почти формальны? П. Басинский пришел к следующему выводу: «Грандиозный миф о Человеке, который предлагает Сатин (очертив изображение Человека в пустоте, что очень важно), рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Никто никого не понимает; все заняты только собой; и мир на пороге катастрофы. Таким образом, Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от лжи Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, но в будущем — в перспективе свободного человечества, когда люди сольются воедино и преобразуют жизнь на разумных началах.» Согласны ли вы с такой интерпретацией монолога Сатина? Действительно ли босяк создает миф о Человеке и лжет?

Литературовед А. Нинов полагает, что Горький и Толстой по-разному отвечают на вопрос «Может ли человек изменить свою жизнь без коренной перемены общественного устройства?». По Толстому, «спасение каждого — в его собственной душе», «царствие Божие — внутри вас» и «всем обездоленным, угнетенным и падшим людям надо только захотеть, чтобы подняться на ноги». Горький же «трактовал эту идею как заблуждение, иллюзию», именно поэтому «никто в его драме не может достигнуть земли обетованной по одному только внутреннему желанию стать лучше; освобождение человека возможно лишь при изменении строя жизни, сталкивающего обездоленных людей на „дно“. В то же время разбуженное желание „встать“ на ноги есть необходимое условие решительной и победоносной борьбы. » (1984). Согласны ли вы с такой интерпретацией полемики двух писателей? Как вы считаете, кто и как будит в ночлежниках желание «встать» на ноги?