Профессиональные требования аудитора

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Статья 7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

2. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

3. Кодекс профессиональной этики аудиторов — свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

4. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов

1. Аудит не может осуществляться:

1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

3. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

Статья 9. Аудиторская тайна

1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну.

3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее — уполномоченный федеральный орган), и его работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны обеспечить (сохранять) конфиденциальность таких сведений и документов.

6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган.

6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.

8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

9. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации.

  Приказ по кори 117

11. Уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.

Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора

1. Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее — претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи.

7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора (вступает в силу с 1 января 2010 г.)

1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор.

3. Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

4. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (в части получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов), 3 — 5 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

5. Лицо, чей квалификационный аттестат аудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

1. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Статья 15. Государственное регулирование аудиторской деятельности

1. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.

2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

  Бесплатно заверить доверенность

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

3. Для осуществления функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

Статья 16. Совет по аудиторской деятельности (вступает в силу с 1 января 2010 г.)

1. В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.

2. Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

7) осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

3. Для осуществления функций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у саморегулируемых организаций аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

4. Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

5. В состав совета по аудиторской деятельности входят:

1) 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представители пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25 процентов их общего числа;

2) два представителя уполномоченного федерального органа;

3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;

4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.

6. Членами совета по аудиторской деятельности не могут быть члены рабочего органа совета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа.

7. Председатель совета по аудиторской деятельности избирается на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета.

8. Секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

9. Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание совета по аудиторской деятельности считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

10. Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

11. В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган.

12. Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом.

13. В состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, представители уполномоченного федерального органа, а также представители научной и педагогической общественности.

14. Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70 процентов общего числа членов рабочего органа совета.

15. Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности (за исключением руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления саморегулируемых организаций аудиторов, представителей уполномоченного федерального органа, руководителя единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом) подлежит ротации один раз в три года не менее чем на 30 процентов общего числа членов рабочего органа совета, за исключением руководителей постоянно действующих коллегиальных органов управления саморегулируемых организаций аудиторов, представителей уполномоченного федерального органа, руководителя единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с настоящим Федеральным законом.

16. Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

17. Положение о совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по аудиторской деятельности и регламент рабочего органа совета по аудиторской деятельности утверждаются советом по аудиторской деятельности.

4.4. Профессиональные требования к оказанию сопутствующих аудиту услуг

Помимо специальных требований к каждому виду сопутствую­щих аудиту услуг, которые должны быть представлены в описание к отраслевому классификатору видов аудиторских услуг, к ним предъявляются и общие профессиональные требования.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудитор­ской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская» организация должна соблюдать поря­док нахождения уровня существенности на основе системы базо­вых показателей.

Специалисты аудиторских организаций, принимающие участие в выполнении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, должны отвечать таким необходимым профессиональным требова­ниям и этическим нормам аудиторской деятельности, как чест­ность, объективность, профессиональная компетентность, прилежа­ние, следование правилам профессионального поведения, соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности, скромность (соблю­дение принципа конфиденциальности информации, ставшей из­вестной этим сотрудникам в ходе выполнения ими своих профес­сиональных обязанностей).

Требование независимости специалиста аудиторской организации от экономического субъекта является обязательным согласно стан­дарту только при оказании сопутствующих аудиту услуг, не совмес­тимых с проведением обязательной аудиторской проверки. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости спе­циалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономиче­ский субъект несет ответственность за соблюдение действующего

Глава 4. Сопутствующие виды аудиторских услуг 83

законодательства, за полноту и юридическое оформление предостав­ляемых документов, точность и достоверность предоставляемой ин­формации, за своевременность предоставления документов, информа­ции, сведений, а также за любые ограничения возможности выполне­ния аудиторской организацией своих обязанностей.

Аудиторская организация отвечает за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законода­тельству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между нею и экономическим субъектом. Аудиторская организация освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутст­вующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

Выполнение работ и оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторских организаций:

• действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированным в письменном виде (в форме договора или контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.). В соответствии со стан­дартом задание должно содержать наименование и код сопутствую­щих аудиту услуг и работ, перечень источников информации (дан­ных), представленных для обработки, перечень документов, созда­ваемых при оказании услуг и выполнении работ, а также указывать носитель (бумажный, машинный и иной) этих документов;

• планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

• документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

• четко разграничивать ответственность и функции исполните­лей при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации;

• разрабатывать постоянно действующие типовые формы от­четности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг;

• контролировать качество выполненных работ или оказанных Услуг, сопутствующих аудиту, особенно в крупных аудиторских орга­низациях;

• подготавливать по итогам выполнения работ (услуг) документ, отражающий результаты задания и выводы аудиторской организации.

Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором, к которому может прилагаться задание на выполнение работ, содер­жащее перечень:

• источников данных (первичных документов), представляемых аудиторской организации для обработки;

• документов, которые должны быть созданы аудиторской ор­ганизацией в результате обработки источников данных, с указанием Носителя данных (бумажный, машинный и т.д.);

84 Раздел I. Теоретические основы аудита

• вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются до- кументально оформленные расчеты, консультации, документы (пер- вичные документы, регистры учета, отчетность, справки и др.).

Аудиторская организация может оформить дополнительно пись- менную информацию руководству и (или) собственнику экономиче- ского субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует использовать правило (стандарт) «Письменная ин- формация аудитора руководству экономического субъекта по резуль- татам проведения аудита».

  Договор найма жилого помещения продление образец

Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, долж- ны обладать необходимым опытом работы и квалификацией. В про- цессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с российским правилом (стандартом) «Использование работы экс- перта». Решение об использовании работы эксперта при оказании сопутствующих аудиту услуг принимает аудиторская организация исходя из:

• характера и агожности^обстоятельств, подлежащих исследованию;

• уровня существенности обстоятельств, подлежащих исследо- ванию;

• целесообразности, возможности проведения и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам;

• вероятности значительного увеличения риска ошибочного (некачественного) выполнения сопутствующих аудиту услуг.

Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых услуг, сопутст- вующих аудиту.

Требования к аудиторам: аудиторская фирма, федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Аудитором является физическое лицо, обладающее квалификационным сертификатом и входящее в саморегулируемую организацию аудиторов. Это определение из учебника по бухгалтерскому учету.

Аудитор: суть профессии

Кто такой аудитор в сегодняшнем понимании по факту? Это прежде всего человек, который может подсказать, посоветовать, дать профессиональные рекомендации в области бухгалтерского учета. Аудитор, по сути дела, должен выступать не в роли строгого ревизора, прихода которого боятся до дрожи в коленках и прячут финансовые документы. Он, скорее, педагог, наставник, старающийся не допустить необоснованных штрафов и пеней. В нашей статье пойдет речь именно об аудиторах. Мы расскажем о том, какими качествами и знаниями они должны обладать, в чем суть их работы.

Требования к аудитору

Этот специалист занимается проверкой финансовых и налоговых документов организации, а также оценивает эффективность работы компании с экономической позиции. Также он консультирует руководство по поводу исправления выявленных ошибок и недопущения их в дальнейшем. Обязанности аудитора сродни работе ревизора. Разница в том, что это независимый эксперт, оказывающий услуги такого рода организациям.

При формировании перечня требований к аудитору следует четко понимать, что здесь все зависит от его компетентности. Насколько специалист, трудящийся в сфере финансового контроля, способен к практической работе, а также эффективной и результативной деятельности, в основе которой – особые знания и навыки. Профессиональное требование к аудитору – это наличие некоторого потенциального запаса знаний и умений, которые позволят успешно выполнять свои обязанности. При этом оценка компетентности работника сферы финансового контроля – довольно сложная задача, при решении которой приходится не только опираться на результаты его работы, но и оценивать наличие экономических знаний и социальных закономерностей.

Аудитор должен быть хорошо знаком с законодательными актами в сфере трудового, финансового, налогового и хозяйственного права, а также с правилами проведения проверок и ревизий, особенностями проведения и документирования финансовых операций, системой ценообразования, методами хозяйствования, закономерностями и особенностями социально-экономических процессов в обществе.

Личные качества специалиста

Все требования, которые предъявляются к работникам этой отрасли, можно разделить на несколько категорий, представленных различными свойствами: профессиональными (наличие специальных знаний, умений, навыков, аналитических способностей), личностными (аудитор должен быть исполнительным, ответственным, коммуникабельным, стрессоустойчивым), физиологическими (хорошая реакция, выносливость).

Среди наиболее важных черт можно назвать объективность (недопустимо, чтобы на результаты проверки влияли личные предпочтения специалиста), конфиденциальность (недопустимо использовать доверенную информацию в своих целях), доброжелательность и уважение к коллегам и клиентам. Все эти знания и качества не отменяют того факта, что официальный аудитор должен обладать приличным объемом знаний в области бухгалтерского учета.

А также гарантировать соответствие оказываемых услуг всем требованиям общепринятых стандартов. Помимо этого, в связи с изначальной настороженностью проверяемого по отношению к проверяющему, личность аудитора должна быть всегда вне подозрений. Здесь важны такие качества, как преданность своему делу, бескорыстность и соблюдение закона.

Интересные факты

Такая профессия, как аудитор, существовала еще в дореволюционной России, но в то время так назывался юрист или секретарь в военно-судебных органах. В том виде, в каком мы имеем представление об этих специалистах сейчас, они появились не так давно – в 1991 году. Именно тогда была сформирована соответствующая служба.

И еще несколько интересных фактов:

  • Впервые независимые аудиторы начали свою работу в середине XIX века в Европе.
  • Каждое вакантное место аудитора в Москве хотят занять примерно 15 соискателей.
  • В нашей стране работает около 4 000 аудиторских компаний, только в Москве их немногим более 1 000.
  • Типичный образ аудитора – молодая женщина с высшим экономическим образованием.
  • Специалистов, не достигших 30-летнего возраста, приблизительно 56% от общего числа работников этой сферы.

Аудиторская фирма

По сути это организация, где ключевыми специалистами являются аудиторы. Одним из уставных видов деятельности этого юридического лица является в том числе и оказание аудиторских услуг. Организационно-правовая форма при этом может быть любой, исключение составляют акционерные общества, государственные, муниципальные унитарные предприятия.

Доля уставного капитала аудиторской фирмы, которая принадлежит аудиторам, должна составлять не менее 51%. Состав коллегиального исполнительного органа в такой организации должен на 50% состоять из аудиторов. Такие фирмы сотрудничают со многими крупными организациями, сдающими ежегодную налоговую и финансовую отчетность в государственные учреждения. Аудитор может получить лицензию и практиковать в частном порядке.

Такая форма работы в последнее время очень популярна и востребована. Помимо трудоустройства в аудиторской фирме и частной практики, специалист может оказаться в штате крупной компании. Серьезные бизнес-игроки нередко берут на работу профессионала в бухучете, который занимается проверкой финансовой документации и всех видов отчетности своей фирмы.

Чем занимается аудитор?

Должностные обязанности специалиста включают в себя:

  • организацию и проведение аудиторской проверки, составление по ее результатам отчета и заключения, консультирование клиента;
  • проверку и составление заключения о правильности финансовых и налоговых документов фирмы (первичная документация, налоговая и бухгалтерская отчетность);
  • оценку финансово-хозяйственной деятельности и ее эффективности;
  • предварительный анализ будущих финансовых операций и степень риска в каждом конкретном случае;
  • консультирование руководителей организации в области управления финансами и ведения бухгалтерской отчетности.

Иногда зона ответственности аудитора может быть немного шире. В этом случае он занимается отслеживанием изменений в законодательных актах и совершенствованием ведения учета в организации. Кроме этого, аудитор может контролировать затраты фирмы в регионах, а также отслеживать эффективность деятельности торговых представителей.

Нередко такой специалист консультирует клиента по поводу выявления и оценки рисков работы организации, а также дает рекомендации по их снижению.

Законодательные нормы

Согласно требованиям закона «Об аудиторской деятельности», аудитором может быть и российский гражданин, и иностранец. Им может стать и лицо без гражданства. Главным условием закона «Об аудиторской деятельности» является соответствие квалификационным требованиям, которые установлены федеральными органами. Обязателен и квалификационный аттестат аудитора.

Одним из формальных условий является наличие документов о высшем образовании экономического или юридического профиля. Нужен и не менее чем 3-летний опыт работы в области бухгалтерского учета или аудиторской деятельности. В общем, требования к образованию аудиторов не столь строги, а потому стать специалистом в этой сфере может каждый, кому такая деятельность действительно интересна.

Как получить допуск в профессию

Чтобы стать обладателем квалификационного аттестата, согласно закону «Об аудиторской деятельности», необходимо сдать специальный экзамен. Такой документ дает специалисту право оказывать любые профильные услуги. Он служит главным формальным требованием к аудитору. Квалификационный аттестат не имеет ограничений по сроку действия. Выдача его осуществляется по следующим направлениям:

  • в области аудита кредитных организаций;
  • в области страхового аудита;
  • в области аудита биржи, внебюджетного фонда и инвестиционного института;
  • по общему аудиту, то есть проверке прочих субъектов.

При проведении экзаменационных испытаний на получение аттестата соискатели проходят этап тестирования, затем сдают письменную работу и подтверждают свои знания при устном опросе в течение двух дней. Этим гарантируется их соответствие требованиям к аудитору.

В результате для положительного решения комиссии необходимо набрать не менее 86 баллов на первом этапе, на втором должно быть минимум 67 баллов. Требования к претендентам на получение аттестата аудитора достаточно серьезны, чтобы в профессии не оказались случайные люди, но и непосильными их не назовешь.

Лишиться права на работу: причины и условия

Квалификационный аттестат выдается бессрочно, но он может быть аннулирован по следующим основаниям:

  • при установлении факта получения аттестата по подложным документам;
  • при вступлении в силу законного судебного приговора, предусматривающего наказание в виде лишения права на занятие аудиторской деятельностью на протяжении определенного временного периода;
  • при установлении фактов, говорящих о несоблюдении аудитором положений ст. 8 и ст. 12 ФЗ;
  • при установлении фактов систематических нарушений законодательных требований или стандартов;
  • при установлении факта оформления аудитором заключения о проверке без фактического ее проведения;
  • в том случае, если на протяжении двух лет специалист не занимается аудиторской деятельностью;
  • при нарушении требований к прохождению обучения.

Решение об аннулировании аттестата принимается Министерством финансов. Чаще всего права на работу лишают при нарушении квалификационных требований к аудитору. Решение министерства может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.