Пояснительная записка к уроку географии

Пояснительная записка к уроку «Пушкин -поэт ,географ и путешественник»

к интегрированному уроку русской литературы и географии в 9 классе по теме

«Пушкин- поэт, географ, путешественник »

Учителя русского языка и литературы первой категории Расуловой Сидрат Нухбековны,

учителя географии высшей категории Магомедовой Ажай Шавкатовны
ЦОДОУ ЗОЖ ГКОУ « СОГ Ахвахского района»

Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки проводится учителем литературы и учителем географии в 9 классе гимназии. Интегрированный урок рассчитан на один академический час ( 45 минут). На уроке учащиеся выступают с сообщениями , читают стихи, проводится аналитическая работа в виде таблицы, заполняемой группами учащихся. После подведения итогов урока выставляются индивидуальные оценки по литературе и географии.

Для эффективного проведения данного занятия был выбран тип урока – урок – путешествие по следам Пушкина, так как основным методом обучения для данного типа урока является – исследование с целью обобщения, систематизации и закрепления полученных знаний и учебной информации. Основным структурным элементом выбран : диалог/ полилог. На уроке дети обменивались информацией, коллективно анализировали и приходили к обобщению полученной информации, обменивались своими исследованиями .

Интегрированный урок с использованием ИКТ(урок-путешествие)

Оборудование урока: Видео- презентация; выставка книг А.С. Пушкина ; музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года», Вивальди; тетради,атласы, интерактивное наглядное пособие «Политическая карта мира», «Физическая карта мира» ; рефлексия урока.

На уроке был использован компьютер и мультимедийный проектор и персональный компьютер на каждого ученика.

Демонстрация слайдов (использование презентаций); воспроизведение аудиозаписи (« Я помню чудное мгновение» И.Г. Глинка) .

На доске тема урока, эпиграф ,стихотворение Николая Рачкова

«Дорога к поэту», выставка книг по данной теме, парты расставлены для работы по группам и них таблички «Литераторы», « Географы», «Историки», «Языковеды».

Методические приемы : сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, прослушивание музыкальных произведений, выполнение проектной деятельности . Активные формы обучения:

Создание учебных ситуаций, разноуровневое домашнее задание.

Весь класс был разделён на 4 г руппы ;

1 группа –литераторы , занимал а с ь изучением творчества поэт а: а)место создания стихотворения; б) выразительное чтение стихотворения , анализ произведения ;

2 группа – географы занималась а) изучением и составлением схемы и карты путешествий поэта ,б)определением географических координат городов, в)изучением топонимики пушкинских мест.

3 группа –историки изучали историю пушкинских времен;

4 группа- языковеды изучала новые слова и терминологию и географические понятия.

Видеоматериал, предложенный к данному уроку можно использовать как основной и дополнительный материал при изучении жизни и творчества А.С.Пушкина в 5-9 классах и во внеклассной работе (предметная неделя по литературе). Предлагается еще дополнительный материал по теме: топонимический словарь , литературная викторинам «Всё о Пушкине» и др.

Урок может быть использован для ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, повторения и обобщения полученных знаний.

Вышеперечисленные методики и активная форма обучения, применяемые на уроке литературы, а также информационные технологии способствуют повышению качества знаний по данному предмету. Это подтверждается и некоторыми результатами работы.

Пояснительная записка к уроку ‘Климатообразующие факторы, 7 класс

Методическая разработка урока «Климатообразующие факторы»

(география, 7 класс) в соответствии с требованиями ФГОС

Ходунова Анна Викторовна, учитель географии,

МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова,

Тема «Климатообразующие факторы» изучается в 7 классе в курсе «География. Земля и люди». Изучение данной темы опирается на предметные знания, умения, навыки и компетенции, сформированные в 5, 6 классах:

Предметные знания и умения:

владение географической терминологией: погода, климат, географическое положение, изотерма, осадки;

понимание географических закономерностей: снижение температуры воздуха при движении от экватора к полюсам, снижение температуры воздуха при подъёме вверх, снижение количества осадков при движении от побережья вглубь материка;

чтение и преобразование картографической информации.

анализ информации, полученной из разных источников, сравнение, выделение главного, установление закономерностей;

навыки работы в группах;

навыки публичных выступлений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование представления о влиянии климатообразующих факторов на особенности климата в разных частях земного шара.

Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.

Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе.

Развивать умения анализировать источники информации, обобщать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Смысловые блоки урока:

Географическое положение, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф как основные климатообразующие факторы.

Технологии обучения и воспитания:

ФГОС предполагает реализацию системно-деятельностного подхода, т.е. активное и системное включение учащихся в познавательный процесс. Реализация системно-деятельностного подхода в рамках данного урока возможна при использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Учебник «География. Земля и люди», 7 класс, Кузнецов А. П., Савельева Л. Е, Дронов В. П., М: Просвещение, 2013.

Географический атлас для 7 класса.

Тетрадь-тренажёр. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ Котляр О. Г., Банников С.В.-М.: Просвещение, 2013

Формирование личностных компетенций:

Ценностное самоопределение (зачем мне нужно знать об особенностях формирования климата в разных частях Земли, чем эти знания важны для человечества, как мне эти знания пригодятся в будущем).

Формирование метапредметных коммуникативных компетенций:

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение противоречий, конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление своим поведением и поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка своих действий и действий партнёра, умение выражать свои мысли).

Формирование метапредметных познавательных компетенций:

Развитие общеучебных компетенций (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование).

Развитие логических компетенций (анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование).

Совершенствование навыков постановки и решения проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Формирование метапредметных регулятивных компетенций:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Пояснительная записка к уроку по географии: «Машиностроительный комплекс России»

Главная > Пояснительная записка

Пояснительная записка к уроку по географии:

«Машиностроительный комплекс России»

Ф.И.О. автора: Шипка Виктория Владимировна

Место работы: 344113, Ростовская область, город Ростов-на-Дону, ул Королева 25\3, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 101 города Ростова-на-Дону

Должность: учитель географии

Название работы: разработка уроков по теме: «Машиностроительный комплекс России»

Краткая аннотация: Данная тема изучается в течение двух уроков. Тип урока – получение новых знаний.

Категория учащихся: 8 класс

Учебник: А.И.Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. «География. Россия», под ред. А.И. Алексеева, изд-во «Просвещение», — М. 2010.

Цели и задачи уроков:

познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;

продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России;

раскрыть состав, значение машиностроения и его роль в экономике России, месте среди других межотраслевых комплексов и отраслей экономики;

проанализировать взаимосвязь машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами.

сформировать у учащихся представление о новейших тенденциях в развитии машиностроительного комплекса России;

сформировать представление о факторах, оказывающих решающую роль в размещении предприятий машиностроения как отрасли в целом, так и отдельных её направлений;

дать представление о важнейших проблемах, присущих машиностроительному комплексу и его отраслям – экономических, технологических, социальных;

рассмотреть современный уровень развития машиностроения, особенности и перспективы развития комплекса, возможные пути решения стоящих перед ним проблем;

продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации.

Метод: элементы проблемного изложения, частично-поисковый, опережающего обучения, критического мышления.

Формы: коллективная, групповая.

Учебник «География. Россия» 8 класс (автор А. И. Алексеев)

Карты России – «Машиностроение», «Население», «Политико-административная»

Атлас «Население и хозяйство России» 9 класс

Ценностный компонент урока: машиностроение – отрасль авангардной тройки экономики.

Проверка домашнего задания:

Назовите основные факторы, влияющие на размещение предприятий черной металлургии;

Крупнейший комбинат черной металлургии России находится:

а) в Магнитогорске;

3. Производство готового алюминия тяготеет:

а) к районам добычи сырья;

б) к потребителю;

в) к источникам воды;

г) к крупным гидроэлектростанциям.

4. Определите, какие из указанных городов являются центрами

(Учащиеся расставляют цифры городов напротив видов металлов)

Изучение нового материала:

Учитель: Ребята сейчас я попрошу вас выслушать цитату:

«Эта отрасль возникла 200 лет назад во время промышленной революции в Англии и сегодня подразделяется на разные отрасли, выпускающие производственное оборудование, приборостроение, производство вооружений и военной техники».

А как вы думайте, о какой отрасли промышленности сегодня будет наш главный разговор на уроке? (Машиностроение).

Запись темы в тетрадь.

Учитель: Как мы говорили ранее электроэнергетика – первая отрасль авангардной тройки. Почему второй отраслью этой тройки, на Ваш взгляд, является машиностроение?

После ответов — сообщения учащихся «О роли и месте машиностроения, среди других межотраслевых комплексов и отраслей».

Беседа о значении машиностроения и его отраслей в экономике России.

Запись в тетради: Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и оборудование.

Совместная работа учителя и учащихся над рассмотрением состава машиностроительного комплекса его отраслях. Учащимся предлагаются две схемы «Отраслевой состав машиностроительного комплекса России»

схема 2.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Проанализируйте, по каким признакам подразделены отрасли машиностроительного комплекса?

Как должны соотноситься темпы развития машиностроения и всего народного хозяйства?

Какие отрасли внутри комплекса должны развиваться наиболее динамично?

Рассказ учителя об основных принципах размещения предприятий машиностроительного комплекса и факторах, определяющих особенности размещения.

Практическая работа с использованием текста учебника (стр. 173-174) и карт атласа (стр. 16) с заполнением таблицы «Отрасли машиностроения, факторы и районы их размещения»

Примеры районов и центров

Горношахтное и горнорудное

Станкостроительная и инструментальная промышленность

Анализ таблицы и ответы учащихся на вопросы:

Какие факторы влияют на размещение машиностроения по территории России?

Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей?

В чём особенности размещения машиностроения по территории России?

Почему машиностроительные заводы имеются во всех регионах России?

В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития? Почему?

Учитель знакомит учащихся с понятием специализация (запись в тетрадь определения стр. 171) и ее видами и предлагает учащимся составить 4-5 предложений с понятиями специализация, предметная, подетальная, технологическая так, чтобы данные слова не повторялись.

  Приказ за эффективность мо рф

На примере рисунка 66, стр. 172 разбирается понятие кооперирование. Определение со страницы 171 записывается в тетрадь. Задание учащимся: «Составить схему кооперирования Ростсельмаша с другими предприятиями, участвующими в производстве готового продукта — зерноуборочного комбайна Дон».

Самостоятельная работа учащихся с использованием карт атласа и контурной карты: «Обозначение крупных центров ряда отраслей машиностроения» (автостроения, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, тракторостроения, станкостроения и др.)

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей
а) использующих разнообразные машины;
б) производящих разнообразные машины;
в) осуществляющих ремонт и проектирование машин.

Для каких отраслей машиностроения важным фактором размещения является:
а) наличие высококвалифицированных кадров;
б) транспортные магистрали;
в) наличие потребителя.

Машиностроительные заводы России расположены:

а) во всех экономических районах;
б) только на западе страны;
в) в основном в Центральной России.

Домашнее задание: изучить § 36, выполнить задания 2-5, 7, 8, 10 стр. 175 учебника, собрать информацию и пообобрать материал о Ростсельмаше и Роствертоле;

приготовить сообщения о развитии новых направлений и отраслей машиностроения в России и мире (опережающее задание)

Проверка домашнего задания:

Какие отрасли входят в состав машиностроительного комплекса?

В чем отличие географического рисунка размещения металлургии и машиностроения?

Определите соответствие факторов размещения и отраслей машиностроения:

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС

1 Аннотация к уроку «Мировой океан и его части», 6 класс, география Данный урок проводился в системе уроков географии в условиях введения ФГОС с целью сформировать представления о мировом океане как непрерывном водном пространстве, изучить свойства вод океана. Главной задачей урока являлось формирование познавательных УУД через исследовательскую работу учащихся. Урок ставит цели способствовать развитию у учащихся умения работать с учебником, проводить анализ диаграмм, анализ карт атласа. Немаловажное значение имеет формирование интеллектуальных умений-развитие мышления, поисковую беседу, умение выдвигать гипотезы, видеть проблему. В результате ученики осваивают информационно-технологические умения, поиск, обработка, преобразование информации, представление информации в разных видах и формах. Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС Класс: 6, учитель Писчасова Е.Д. Название и автор учебника: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География (начальный курс) Тема урока: Мировой океан и его части Тип урока: открытие нового знания Вид урока: урок- исследование. Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве, изучить свойства вод океана Задачи урока: Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг). Развивающие: способствовать развитию у учащихся:

2 общеучебных умений работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, специальных умений анализ карт атласа (физическая карта полушарий); интеллектуальных умений — развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины. Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Познавательные УУД — освоить информационно технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах). Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, работать в группах. Регулятивные УУД — высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать Предметные результаты: Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы. Этап урока Мотиваци я Вр ем я 5м ин Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Эпиграф к уроку. Вода! Утебя нет ни вкуса,ни цвета,ни запаха,тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая,что ты Ученики осмысливают информацию, отвечают на вопросы. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: — определять степень успешности выполнения работы

3 Осмыслен ие учебных 10 ми н такое!нельзя сказать, что ты необходима, ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете. Антуан де Сент-Экзюпери. Вопросы. 1.Итак, какую оболочку Земли мы изучаем? 2.Вспомним состав гидросферы? 3.Определите, о каком природном процессе идет речь в этом стихотворении? «Хоть в это поверить не очень легко,но Волги Вода есть в реке Лимпопо, и, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару. Волги вода и в Байкале, и в Ниле, И в Танганьике, и в нашей квартире.» 4. Благодаря каким природным процессам на Земле происходит круговорот воды? Итак, сегодня мы продолжим изучение гидросферы. Что мы должны изучить сегодня на Учащиеся отвечают на вопросы Ответ: две трети терр. планеты вода, одна Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; — формулирование и аргументация своего мнения и позиции; — публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: — актуализация и систематизация знаний о частях мирового океана Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных

4 задач уроке?посмотрите, на доске записан план изучения темы. Вопрос. Если на карту Земли посмотреть Земли на Земле всего одна треть Но странный вопрос возникает тогда Планета должна называться Вода. Вопрос- О чем это стихотворение? Площадь Земного шара 510млн.кв.км, Площадь суши 149 млн.кв.км 1.Чему равна площадь Мирового океана? 2. Назовите составные части Мирового океана. 3.Назовите океаны и покажите их на карте. 4. Сравните океаны по площади. ( Тихий океан- 179,7 млн.кв.км, Атлантический — 93,4 млн.кв.км, Индийский 74,9 млн.кв.км, Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км Исследованием и изучением Мирового океана занимаются ученые-океанологи. Например, известнейшим океанологом, исследователем Мирового океана был француз Жак Ив Кусто. И сегодня на уроке мы представим себя исследователями Мирового океана, треть-суша. Ученики показывают океаны на карте. ориентиров в учебном материале, — проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: — учет разных мнений, — планирование работы учебного сотрудничества, — управление поведение партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: — учебно-познавательный интерес, -самоопределение, самосознание. Предметные результаты: -знание особенностей отдельных частей Мирового океана: особенностей

5 молодыми учеными. Наша цель- мы отправимся в воображаемую экспедицию для изучения океанов, морей, заливов, проливов. Найдем на карте данные объекты, изучим свойства океанической воды- температуру и соленость. Вы разделены на экспедиционные группы, каждая группа получает заданиямаршрутный лист. После каждого этапа группа дает отчет об экспедиции. расположения материков, океанов,морей и т.д.. -умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; — развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание. Открытие нового знания 20 ми н Этап 1. Учитель раздает маршрутный лист 1. с помощью учебника и карт атласа нати и записать определение и примеры, что такое море, океан, залив, пролив и т.д. По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.). Черное море, Берингово море Балтийское море Аравийское море, Красное море. Распределите эти моря на две группы. Он у моря как язык, Предлагается приступить к выполнению заданий в маршрутном листе. Ученики работают с учебником и атласом. Во втором этапе дети отмечают на контурных картах по два примера всех водных объектов. Представитель группы отвечает на задания маршрутного листа. 1.Ответ: Море 2.Море это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, — проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; — осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в

6 Он берега лизать привык, И пляж в часы разлива Он вылизал на диво. (Залив) Найдите в учебнике определение залива Он ведет из моря в море Не широк всего верста И в нем, как в школьном коридоре, И шум, и звон, и теснота. (Пролив) — Найдите в учебнике на определение пролива. В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь Магелланов пролив 1.Найдите его на карте. 2. Какие океаны соединяет данный пролив? 3. А какой материк и остров разделяет? Проведение физминутки. В Мировом океане находятся огромные участки суши — материки. Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади. На карте неподалёку от побережий материков вы заметите отдельные участки суши, со всех сторон подводного рельефа. Ответ: окраинные Берингово, Балтийское, Аравийское моря; внутренние- Черное, Красное моря Выполняют электронные задания. Ответ: Залив. Залив — часть океана, моря, озера или другого водоёма, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма. Ответ: Пролив. Пролив — это узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Выполняют электронные задания. Ответ: Атлантический и Тихий океаны. Ответ: Материк Южная соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: — учет разных мнений, — планирование работы учебного сотрудничества, — управление поведение партнера контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: — учебно-познавательный интерес, — самоопределение, самосознание. Предметные результаты: -знание особенностей отдельных частей Мирового океана: особенностей расположения материков, океанов, морей и т.д.. -умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; — развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

7 окружённые водой,- острова. Острова бывают разных размеров, но все они много раз меньше материков. Самый крупный остров на Земле — Гренландия расположен к северо-востоку от Северной Америки. Острова по происхождению делятся на: материковые (Мадагаскар, Сахалин, Новая Земля, Великобритания); вулканические (Гавайские, Курильские); коралловые (Большой Барьерный риф). В океане встречаются архипелаги. Что же такое? Архипелаг группа островов, лежащих недалеко друг от друга Полуострова это выступающие части суши, с трёх сторон окружённые водой. Самый большой полуостров на Земле Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Сомали. В России самый крупный и самый северный полуостров Таймыр. Этап 2 Мы получаем маршрутный лист 2. Все ученые исследователи пользуются научной литературой. Учебник- это также научная книга. С помощью учебника найдите и заполните Таблицу маршрутного листа 2 Америка и остров Огненная Земля. Ответ: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Дети работают,заполняют таблицу. После выполнения работы представитель данной группы дает ответ на

  Размер детского пособие на первого ребенка

8 Рефлексия Этап 3 Мы получаем маршрутный лист 3 Практическая работа. Составьте описание географического положения моря. Учитель показывает основные приемы работы с картой. Этап 3. Проверьте свои знания по изученной теме. Оцените свой ответ. Пять правильных ответов оценка «5» Четыре правильных ответов оценка «4» Меньше четырех правильных ответов вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме. Итог урока. Домашнее задание с инструктажем по его выполнению. задания. Ученики работают с картами атласа, выполняют практическую работу. После выполнения представитель группы у карты дает описание моря. Выполняют тест с использованием системы голосования. Записывают домашнее задание. Творческое задание на выбор: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Мировой океан и его части». Вывод. Подведение итогов.

Пояснительная записка к уроку географии

Сагайдакова Ирина Леонидовна, учитель географии, МОУ «Томаровская СОШ №1» 2010

Пояснительная записка урока в 7 классе по теме:

«Природные зоны Южной Америки» (урок – путешествие)

Содержание урока и его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией И. В. Душина и др. Этот урок изучения и первичного закрепления нового материала по теме: «Природа Южной Америки».

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся. Помогает организовывать творческий процесс самостоятельного познания.

Используется технология проблемного обучения Г. А. Пануровой и М. И. Махмутова, которая позволяет развивать самостоятельную познавательную деятельность ученика.

В структуре урока выделяется «мотивационная аранжировка» каждого этапа, что способствует формированию личного интереса учащихся. Применение географической разминки, логической цепочки, проблемной ситуации, физкультминутки позволяет обеспечить сотрудничество учащихся, диалогическое общение.

В процессе самостоятельного исследования объекта уделяется внимание личностно ориентированному подходу, что предполагает подбор заданий с учётом возможностей конкретного ученика. Такой подход даёт возможность активно работать на уроке не только сильным ученикам, но и тем, кто может испытывать затруднения в обучении.

Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала.

Тестирование и взаимопроверка как первичная диагностика уровня восприятия нового материала позволяет определить процент усвоения полученных на уроке знаний.

Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровнего обучения.

Данный урок предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.

План — конспект урока

по теме «Природные зоны Южной Америки»

Методическое обеспечение урока

Наглядные пособия: физическая карта Южной Америки, иллюстрации, мультимедийная презентация учителя «Природные зоны Южной Америки», глобусы, атласы для 7 класса, учебник.

Раздаточный материал: отчётный лист-таблица «Характеристика природных зон», помощник-алгоритм (для слабых учеников), тест «Особенности природы Южной Америки», карточки рефлексии.

Технические средства обучения: мультимедийный экран, компьютер.

Коммуникативные: беседа, монолог, диалог.

Познавательные: исследовательский, частично-поисковый.

Методы стимулирования мотивации учения.

Формы работы на уроке:

— индивидуально-дифференцированная (сообщения детей, работа с места)

— групповая (работа в парах, взаимопроверка)

— коллективная (работа с книгой, с атласом, выполнение теста)

Форма проведения урока — групповая.

Группы учеников выполняют несколько видов деятельности: исследуют, анализируют, информируют, взамопроверяют и оценивают.

Цель: продолжение формирования знаний о природе Южной Америки

Образовательные – способствовать формированию новых представлений и понятий; сформировать знания о принципе смены природных зон Южной Америки; изучить представителей органического мира, их приспособленность к условиям обитания.

Развивающие – развивать познавательную активность учащихся; содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности; совершенствовать умения использовать компьютерные технологии; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитательные – воспитание чувства ответственности и привычки самостоятельно решать проблемные ситуации, воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, товарищества во время выполнения работы.

На протяжении всего урока реализовывается проблемный подход к обучению географии. Учителем выдвигается проблема: «Чем объясняется разнообразие природы Южной Америки», — которую учащиеся должны решать, путешествуя по предложенному учителем маршруту.

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Актуализация опорных знаний

Сопоставь и назови: «Самое-самое Южной Америки»

— Самый высокий водопад… (Анхель)

— Самое высокогорное озеро… (Титикака)

— Самая полноводная река… (Амазонка)

— Самая обширная низменная равнина… (Амазонская)

— И сам материк самый… (Влажный)

Изучение нового материала

Наш сегодняшний урок не совсем обычный. Мы отправляемся в путешествие.

Стефан Цвейг писал: «Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь» (эпиграф на доске).

План сегодняшнего урока:

Южная Америка как материк.

Природные зоны материка.

Растительный и животный мир материка.

Или (можно сказать и по другому):

2. Чем нас природа удивит?

3. Кто нас встречает?

4. Мы с вами встретимся только здесь …

5. Проверка «бортового журнала»

— Ребята, давайте вспомним?

1. В какой части земного шара расположен материк? (ответы учеников)

2. В скольких полушариях? (ответы учеников)

От Строителя до Рио- Де-Жанейро расстояние 11227 км.

— Нас с вами встречают жители Бразилии. Они хотят нам показать местные красоты. Мы познакомимся с удивительной природой.

Проанализируйте карту «Природных зон» в атласе. Сколько природных зон в Южной Америке? Перечислите их.

— Учащиеся называют природные зоны, которые есть на материке.

— В Южной Америке некоторые природные зоны имеют свои, местные названия. Например: влажный экваториальный лес называется сельвой, что означает лес.

— А какие признаки характерны для влажных лесов?

1. Влажность – 2000 мм/год.

Деревья не сбрасывают листву в течение одного сезона, а делают постепенно в течение года.

Высота деревьев 50-60 м.

Кора ствола зелёная.

Множество летающих, прыгающих и лазающих животных.

— Здесь тоже, как и в Австралии есть эндемики. А кто такие эндемики?

Эндемики – это растения и животные характерные только для данной местности.

— Эндемиками являются кувшинка Виктория – регия, пиранья, колибри.

— И в наших местах тоже можно встретить эндемиков (сосна меловая).

— Органический мир сельвы очень разнообразен!

К сельве примыкает природная зона переменно-влажных лесов и саванн. Почему леса называют переменно-влажными (ответы учеников)?

— Верно! Переменно-влажные леса расположены в субэкваториальном климатическом поясе, а для него характерно наличие двух воздушных масс: зимой – тропические, а летом – экваториальные. А мы знаем, что тропические воздушные массы по своим свойствам жаркие и сухие, поэтому зимой осадков будет выпадать меньше. Эти леса часто окутаны туманом.

Перед вами природа саванн. Саванны представляют собой открытые пространства. Какие признаки характерны для саванн?

Преобладает травянистая растительность.

Дожди выпадают в один сезон года, а другой – сухой.

Листья у деревьев на макушках, т. к. у земной поверхности много травоядных животных.

— Животный мир саванн менее разнообразен по сравнению с сельвой

Восстановите последовательность связей компонентов природы в природной зоны. Для этого расположите карточки с терминами: «Климат», «Почвы», «Растительность», «Животный мир», «Рельеф», «Внутренние воды» в определённой последовательности. Объясните последовательность (один из учеников выстраивает цепочку у доски).

Кто такой? Что такое?

— Найдите в тексте учебника значение понятия: Пампа.

(Слайды 35, 36, 37)

Пампа – субтропические степи Южной Америки.

— Какие признаки характерны для степей?

1. Преобладает травянистая растительность .

2. У растений стержневая корневая система.

3. Недостаток влаги.

4. Животные охотятся стадами, так как открытое пространство.

5. Ковыль – растение степей.

— Своеобразен растительный и животный мир пампы.

В учебнике на странице 177 найдите определение: патагония.

Патагония – полупустыни Южной Америки.

— Какие признаки типичны для полупустынь и пустынь?

Осадков выпадает мало.

Средняя температура около +32С

Длинные корни растений.

Листья превращены в колючки.

Некоторые растения запасают влагу.

Животный мир богаче растительного.

Животные ведут ночной образ жизни.

Часть животных запасают жир и воду.

— В каком климатическом поясе расположена территория полупустынь южной Америки?

— Из животных в Патагонии обитают нутрия, мелкие броненосцы, грызуны. Среди них вискаша – грызун. Длина тела которого 60-70 см.

— Сообщение ученика: «Грызун вискаша».

— Знаете ли вы, что в Южной Америке расположена самая сухая пустыня в мире. Это Атакама. Что же повлияло на образование самой сухой пустыни мира, на самом влажном материке? Ответы учащихся.

— Совершенно верно, это горы на западе и холодное течение на востоке.

На севере Венесуэлы расположены плоские травянистые равнины. Их называют — льяносы. Льяносы – американские саванны. Они хорошо подходят для выпаса огромных стад скота.

Пояснительная записка к курсу География 6 класс ФГОС

Составитель: Балахнина Татьяна Николаевна, учитель географии

Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по географии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по географии И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, а также планируемых результатов основного общего образования.

Рабочая программа по курсу «География. Начальный курс» ориентирована на учащихся 6 -ых классов. Уровень изучения предмета базовый.

Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю , что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы по географии 6 класс И. И. Бариновой, В. П. Дронова, И. В. Душиной, В. И. Сиротина, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, М.:Дрофа, 2014 г.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. Вертикаль.ФГОС, 2013

География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС, 2013 г.

География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. Вертикаль. ФГОС, 2013 г

География. Начальный курс. 6 класс. Электронное приложение.

Атлас «География. Начальный курс» 6 класс. М.: Дрофа, 2013 г.

Значение « Начального курса географии» в преподавании огромно. Учащиеся не только знакомятся с географией как наукой, но и приступают к изучению Земли как естественного природного образования, состоящего из оболочек или сфер. Школьники, получая географическое образование, должны овладеть основами географической науки, включая знания, умения и навыки. Они потребуются им для самообразования в будущем и для ориентирования в жизни по вопросам экономики, экологии и политики. Цель обучения, как заранее запланированный конечный результат – это не только расширение и углубление знаний теории предмета, но и всестороннее развитие личности, нравственное её формирование, воспитание достойного гражданина России. На уроках географии усваивается не только обширный информационный материал, но и формируются навыки работы с географическими источниками информации — учебниками, научными книгами, картами, таблицами, графиками, схемами. Кроме того, посредством системы знаний и умений целенаправленно воспитывается глубоко порядочный человек, искренне любящий Россию. У учащихся формируется познавательный интерес к географии как науке, развиваются творческие способности. Учитель обязан заложить основы бережного отношения к природе, её эстетическому восприятию, а также способствовать формированию экологической культуры детей.

  Ремонт по осаго на сто

Содержание материала 6 класса позволяет учителю реализовать главные цели курса:

образовательную – сформировать знания основ предмета, познакомив учащихся с геосферами Земли, а также, раскрыть роль физической географии, отметить её значение в решении экологических проблем. Познакомить учащихся с основами бережного отношения к природе, подготовив их к её эстетическому восприятию, а также формировать экологическую культуру детей

воспитательная – способствовать формированию личности , обладающей системой географических знаний. Систематизировать диалектико–материалистические взгляды на природу и взаимосвязи человека с окружающей средой. Формировать навыки природоохранного поведения.

р азвивающая – вызвать у учащихся интерес к географии как науке. Научить их устанавливать причинно — следственные связи между компонентами в природных комплексах. При изучении географии формируются не только общеучебные умения и навыки; но развиваются разнообразные способы деятельности — познавательные, информационно — коммуникативные, а также формируются первые социально – трудовые привычки. Всё это требует развития познавательных способностей учащихся – их памяти, воображения, логики, пространственного восприятия мира, расширения кругозора и формирования мышления учащихся благодаря анализу, синтезу, сравнению.

К основным задачам курса относятся:

а) формирование знаний, понятий и представлений о природе нашей планеты;

б) развивать умения учащихся в составлении комплексных характеристик отдельных географических объектов;

в) выработать приёмы учебной работы, умения в работе с учебником, географическими картами и другими источниками географической информации;

г) обучить способам самостоятельной деятельности, то есть приёмам творческой работы;

д) развивать умение работать не только индивидуально, но и в группах;

е) формировать познавательный интерес и творческие способности учащихся;

ё) применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.

ж) формировать высокую географическую и экологическую культуру, а также выработать навыки разумного поведения в природе.

Для обучения географии в МОУ «Липицкая СОШ» по содержанию, структуре и методическому аппарату выбрана так называемая «классическая» линия, выпускаемая издательством «Дрофа». УМК данной линии в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

В курс «География. Начальный курс». 6 класс включен краеведческий компонент. Согласно Протоколу №1 от 27.08.2014 г. заседания ММО учителей географии краеведческий компонент в 6 классе используется при изучении следующих тем:

Литосфера — каменная оболочка Земли.

(краеведческий компонент используется на одном уроке по данной теме).

Составление описания форм рельефа своей местности

Гидросфера — водная оболочка Земли.

(краеведческий компонент используется на 3-х уроках по данной теме).

1. Специфика подземных вод своей местности.

Реки Серпуховского района.

Составление описания внутренних вод своей местности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

(краеведческий компонент используется на 2-х уроках по данной теме).

Погода своей местности.

Климат своей местности.

(краеведческий компонент используется на одном уроке по данной теме).

Характеристики природного комплекса

(ПК) своей местности.

(краеведческий компонент используется на 2-х уроках по данной теме).

Население Липиц и Серпуховского района.

Влияние деятельности человека на природу Липиц.

Итого: Краеведческий компонент используется на 9 уроках.

Система контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество знаний, умений, навыков обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета включает в себя сборники текстовых заданий, определенных в Рабочей тетради «Введение в географию» 6 класс. Авторы С. В. Курчина. М.:Дрофа, 2013г

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, географических диктантов, практических и проверочных работ.

Итоговая аттестация – в форме контрольной работы.

Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:

пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «География. Начальный курс», 6 класс.

календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Содержание курса «География. Начальный курс. 6 класс»

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Виды изображений поверхности Земли (9 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь :

объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

читать план местности и карту;

определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

производить простейшую съемку местности;

классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности

Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие

рельеф дна Мирового океана.

Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения

температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Население Земли. Человечество— единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы

на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь :

объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

называть и показывать основные географические объекты;

работать с контурной картой;

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению; объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана,

особенности циркуляции атмосферы;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

описывать погоду и климат своей местности;

называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;