Подъемно-транспортное оборудование требования

Подъемно-транспортное оборудование требования

10.2. Требования, предъявляемые к подъемно-транспортному оборудованию

Оборудование, применяемое на складах и в магазинах, должно строго соответствовать своему назначению, обладать необходимой прочностью, устойчивостью и подвижностью, обеспечивать удобство и безопасность труда, занимать небольшие маневровые площади и обслуживаться малым числом работников, быть однотипным, экономичным и максимально соответствующим по производительности объему работ, подлежащему выполнению. К оборудованию, применяемому в торговле, предъявляют следующие основные требования. :

Прочность. Рабочие органы и узлы машин не должны разрушаться или получать остаточные деформации под влиянием действующих на них допустимых внешних нагрузок.

Износоустойчивость. Допустимый износ трущихся рабочих органов не должен нарушать характер их сопряжения и уменьшать прочность. Кроме того, при износе рабочих органов частицы материала могут попасть в продукты, сделать их непригодными к дальнейшему потреблению.

Долговечность. Прочность, жесткость и износоустойчивость рабочих органов и узлов должны обеспечивать высокую эксплуатационную надежность и долговечность оборудования.

Технологичность. Конструкция машины и ее частей должна быть технологичной, т.е. возможно более простой в изготовлении, удобной в сборке и эксплуатации при минимальных затратах и низкой себестоимости.

Возможно более высокий коэффициент полезного действия. Конструкция машины должна обеспечить как можно меньшие потери электроэнергии на преодоление вредных сопротивлений (трение, нагревание, торможение движения рабочих органов машины и т.д.). Это позволит получить более высокий коэффициент полезного действия, а значит, снизить расход электроэнергии.

Соблюдение требований промышленной санитарии. Работа машины не должна вредно отражаться на здоровье людей. Строгое соблюдение установленных санитарных норм — одно из важнейших требований при конструировании, изготовлении, монтаже и эксплуатации машин.

Требования к изготовителю подъемно-транспортного оборудования

Вышедшие в марте 2014 года Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) устанавливают необходимые требования к:

— деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в том числе к работникам указанных ОПО;

— безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

ФНП определяет требования к специализированным организациям, осуществляющим деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО. При этом указанные ФНП не относят изготовителей грузоподъемных машин, если они не проводят указанные выше работы, к специализированным организациям.

На сегодняшний день требования, которые должен выполнять изготовитель, определяются техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» . В основном большая часть из них приведена в статье 5. На изготовителя возлагается ответственность по обеспечению безопасности, определенной проектной (конструкторской) документацией, при этом должна быть обеспечена возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность, а также испытания продукции.

Кроме этого, согласно пункта 4 статьи 5 изготовитель проводит оценку риска машин и (или) оборудования перед выпуском в обращение. Также изготовитель машины и (или) оборудования должен обеспечивать машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Согласно ГОСТ 51121-97 «Товары непродовольственные информация для потребителя. Общие требования» «изготовитель» — это отечественный или зарубежный субъект хозяйственной деятельности любой формы собственности, производящий конкретные непродовольственные товары для их реализации в Российской Федерации гражданам или другим субъектам хозяйственной деятельности.»

При сертификации продукции Орган по сертификации осуществляет анализ состояния производства изготовителя и периодический инспекционный контроль. При этом проверяется расположение организации-изготовителя в определенном месте или установленных местах, насколько она осуществляет или контролирует стадии производства, оценки, обслуживания и хранения изделия. Очевидно, что т.к. грузоподъемные машины и сосуды, работающие под давлением, являются оборудованием повышенной опасности, то и проверке качества следует уделить достаточно внимания, особенно качества сварных соединений. Ведь ТР ТС 010/2011 также требует, чтобы сварные соединения расчетных элементов металлоконструкций грузоподъемных машин обеспечивали их безопасность.

Изготовитель несет полную ответственность за постоянное соответствие изделия соответствующим требованиям и выполняет все обязательства, вытекающие из принятой на себя ответственности. Поэтому в эксплуатационной документации, а именно: в паспорте машины, в руководстве по эксплуатации, а также на табличке с маркировкой указывается наименование, местонахождение изготовителя.

Приемо-сдаточные испытания произведенной продукции являются одним из главных этапов изготовления, во время которых проверяется соответствие продукции требованиям, установленным в стандартах, конструкторской документации, технических условиях, договоре на поставку и оформляются соответствующие документы (например: запись в паспорте, акт монтажа и т.п.). Применяемые при испытаниях и контроле средства измерений и контроля должны быть поверены, а испытательное оборудование аттестовано в установленном порядке.

Как видно, указанный в сертификате соответствия, или в декларации о соответствии изготовитель является одним из важнейших субъектов, отвечающих не только за качество продукции перед потребителем, но и за соответствие ее определенным требованиям, в том числе и технических регламентов. При этом у иностранного изготовителя за соответствие машины или оборудования требованиям технических регламентов должно также отвечать уполномоченное изготовителем лицо (согласно соглашения) или продавец (согласно контракта на поставку партии продукции).

Также если изготовителю придется сменить адрес, форму собственности, наименование или другие реквизиты, причем эти сведения указаны при оформлении в сертификате и декларации о соответствии, а их срок действия не истек, то придется менять и сам документ о соответствии.

Правила эксплуатации подъемно-транспортного оборудования

Правила эксплуатации подъемно-транспортного оборудования включают следующие операции: подготовку к работе, работу на оборудовании и заключительные операции. К управлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, обученные безопасным методам труда и имеющие удостоверение на право управления указанным оборудованием.

К эксплуатации допускается только исправное оборудование. Около конвейеров, лифтов, подъемников должны бьгть вывешены правила пользования ими и предупреждающие таблички.

Ежедневно перед началом работы проверяют исправность оборудования. На неисправном оборудовании работать категорически запрещается. Безопасность работы на подъемно-транспортном оборудовании обеспечивается своевременными осмотрами, ремонтом и испытанием. Испытание и техническое освидетельствование оборудо-, вания (лифтов и подъемников) проводит государственный инспектор не реже 1 раза в год.

На каждый вид оборудования в магазине должны быть паспорт и инструкция по эксплуатации. В паспорте отражают все сведения о проводимых ремонтах и осмотрах.

При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования запрещается работать без ограждения опасных зон, при отсутствии или неисправности заземления, с неисправными электроприборами и приборами автоматики, световой и звуковой сигнализации, тормозами, колесами, рулевым управлением. Запрещается работать при появлении постороннего стука, запаха горящей изоляции. Нельзя допускать перегрузку оборудования, укладывать грузы при движении оборудова

ния, перемещать грузы над площадками, где проходят люди, перевозить людей, если это не предусмотрено инструкциями, превышать установленные скорости движения оборудования, оставлять работающее оборудование без присмотра, загромождать подходы к оборудованию товарами и другими предметами.

По окончании работы на всех видах подъемно-транспортного оборудования следует освободиться от грузов, кабину (платформу) лифтов и подъемников опустить на первый этаж, двери шахты и машинного отделения закрыть на ключ.

2.3.2. Требования к безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и тары

На предприятиях торговли при выполнении погрузочно — разгрузочных работ используются краны, грузоподъемные тали, лифты, подъемники, транспортеры, рольганги, уравнительные площадки, самоходные погрузочные машины, тележки. Выбор подъемно-транспорпортних средств зависит от характера технологического процесса, вида и массы перемещаемого груза, тары и тому подобное.

Во время оборудования, установки и эксплуатации подъемно-транспортного оборудования необходимо руководствоваться отраслевыми правилами по охране труда, «Правилами оборудования и безопасности эксплуатации лифтов», «Правилами оборудования и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», ГОСТ 12.2.003-91, а также требованиями безопасности, изложенными в стандартах и технических условиях на оборудование других видов. Предприятия торговли является власникамипідіймально-транспортного оборудования. Однако техническое обслуживание этого оборудования и надзор за ним осуществляется по договору, как правило, специализированными организациями.

Грузоподъемные машины перед запуском в работу и периодически в процессе эксплуатации подлежат техническому обследованию (освидетельствованию и испытаниям). Во время полного технического обследования проводят осмотр, статические и динамические испытания грузоподъемных механизмов.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в их паспорт и специальный журнал. На каждом вантажопідіймальному механизме, кроме инвентарного номера, указывают допустимую рабочую нагрузку.

Обзор подъемно-транспортного оборудования проводится органами Госгорпромнадзора (краны, лифты), специализированной организацией, осуществляющей обслуживание лифтов, или инженерно-техническим персоналом предприятия (краны с ручным приводом, поворотные краны, тельферы, электро — и автопогрузчики, штабелеукладники).

Съемные грузозахватные приспособления (траверсы, стропы, цепи и тому подобное) подлежат техническому освидетельствованию на заводе-изготовителе. Грузозахватные приспособления в процессе эксплуатации периодически осматриваются их собственником в определенные сроки: траверсы – через каждые 6 месяцев; клещи и другие захваты – через месяц; стропы – через каждые 10 дней. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений заносят в специальный журнал. Грузозахватные приспособления и тара должны иметь клеймо, табличку и надпись, где указано собственную массу и предельную массу груза, для транспортировки которого они предназначены.

Требования безопасности к конструкции тары должны соответствовать ГОСТ 12.3.010-82 и действующим «Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиеническим требованиям к производственному оборудованию». Тара более 50 кг брутто должна подвергаться техническому обследованию – периодическому осмотру.

  Оформить загранпаспорт во владикавказе

Периодический осмотр тары производится ее владельцем через каждые 6 месяцев и после ремонта. Тара, перемещаемая грузоподъемными кранами, на которую распространяются правила Госгортехнадзора, должна подвергаться периодическому осмотру ежемесячно. Результаты технического освидетельствования тары заносят в специальный журнал.

Обслуживание подъемно-транспортных машин и механизмов управления ими поручают специально обученным и аттестованным лицам.

Лифты, устанавливаемые на предприятиях, подразделяются на пассажирские, грузовые с проводником и без проводника. На торговых предприятиях используются также грузовые малые лифты вантажопідіймальностю 40, 100 или 250 кг, в которых кабина имеет площадь пола 0.36, 0.64 или 1 м 2 и высоту 0,8 или 1,2 м.

Лифт включает лебедку и подвешены на ее канатам (цепям) кабину и противовес, которые перемещаются по направляющим в специальной шахте. Шахта имеет ограждение со всех сторон и по всей высоте. Входные и погрузочные проемы в шахте закрывающимися дверями. Предусматривается ограждение кабины лифта на всю высоту. Кабина пассажирских и грузовых лифтов с проводником должна быть оборудована дверью. Можно не оборудовать дверями кабины грузовых лифтов без проводника.

Лифты имеют устройства безопасности: концевые выключатели, ограничители скорости, ловцы, амортизаторы, кнопки «Стоп», автоматические замки, контакты безопасности.

Концевой выключатель обеспечивает автоматическое снятие напряжения с электродвигателя лебедки и наложения механического тормоза в случае перехода кабиной лифта крайних остановок не больше, чем на 200 мм.

Ограничитель скорости приводит в действие ловцы, если скорость движения кабины (противовеса) вниз превысит ее номинальное значение не менее, чем на 15 %. Ловцы резкого или плавного торможения должны останавливать и удерживать кабину и противовес направляющих в случае превышения допустимой скорости движения их вниз, включая и случай обрыва каната.

Амортизаторы, установленные в нижней части шахты (в приямке), предназначенные для смягчения удара кабины или противовеса в случае перехода ими нижнего рабочего положения. В кабине лифта пассажирского или грузового с проводником на кнопочной панели устанавливается кнопка «Стоп» для экстренной остановки с замедлением не более 10 м/с 2 .

Каждая дверь шахты лифта оборудованы автоматическим замком, который запирает их прежде, чем кабина отойдет от уровня посадочного (загрузочной)площадки на расстояние 150 мм. Двери шахты и кабины должны быть оборудованы контактами безопасности, предотвращающие пуска и движения кабины, если хотя бы одна из створок дверей не закрыта. Контакты подвижного пола кабины пассажирского лифта контролируют количество пассажиров в кабине. Лифты имеют систему управления и освещения.

Эксплуатация лифтов возможна только после их регистрации, технического освидетельствования и получения разрешения на пуск. Все установленные, а также реконструированы лифты, кроме грузовых малых, регистрируются в органах Госнадзорохрантруда. Техническое освидетельствование установленных лифтов проводит инспектор госнадзора, а лифтов после реконструкции, капитального ремонта или окончания срока работы – инспектор госнадзора или специализированная организация.

Во время технического осмотра лифта статическое испытание его проводится нагрузкой, соответствующей фактической площади пола, занимаемой пассажирами, или нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 50 или 100 %. Динамическое испытание лифта проводят нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10 %.

Повторный осмотр лифтов проводится ежегодно. Разрешение на пуск лифтов в эксплуатацию выдает в указанных случаях инспектор госнадзора или специализированная организация.

Грузовые малые лифты должны быть зарегистрированы собственником или специализированной организацией. Технический осмотр этих лифтов проводят специализированные организации.

Ответственность за исправное состояние и безопасное действие лифтов на предприятиях возлагается приказом на представителя специализированной организации. Контроль за содержанием лифтов этой организацией осуществляют органы Госнадзорохрантруда.

Обслуживание пассажирских лифтов поручают диспетчерам (операторам) или ліфтерам-обхідникам, управления грузовыми лифтами – проводникам или ліфтерам. Работы по обслуживанию таких лифтов или управления ими могут выполнять лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по специальной программе, сдавшие экзамены в учебном заведении.

Управление грузовыми малыми лифтами, а также грузовыми без проводника с обслуживанием более чем с одной загрузочной площадкой может быть поручено работникам (например, грузчикам). Эти работники должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы комиссией даногопідприємства-владельца с участием лица, ответственного за исправное состояние и безопасное функционирование лифтов.

Техническое обслуживание лифтов и их ремонт проводят электромеханики – лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по специальной программе и аттестованы комиссией с участием представителя Госгортехнадзора.

В случае обнаружения неисправностей в работе подъемной установки необходимо выключить ее из электросети, вывесить предупредительный плакат «Лифт неисправен – не включать!» и сообщить о неисправности администрации специализированной организации.

Подъемники, предназначенные только для перемещения грузов без проводника, регистрируют в журнале грузоподъемных машин предприятия. Технический осмотр и обслуживание подъемников проводит специализированная организация. Порядок и сроки технического освидетельствования подъемников определяют «Правила установки и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Подъемники не требуют оборудования шахты и машинного помещения. Транспортировка грузов производится в кабинах или на платформах, перемещающихся по направляющим на специальной раме. Двери в ограждениях подъемника на этажах имеют блокирующие устройства. Для его аварийной остановки предусмотрены ловцы и концевые выключатели.

Платформу грузовых подъемников можно защищать с трех сторон при наличии устройств, которые предотвращают сползание груза за ее габариты. Высота ограждения должна быть не менее 1 м со сплошной обшивкой внизу высотой не менее 0,2 м. Для платформ, на которых исключается выход людей, высота ограждения может быть уменьшена до 0,5 м.

К кнопочной станции управления подъемником подводится сигнализация со всех этажей, на которых выполняются погрузочно-розвантажувальніроботи. Здесь должны быть вывешены правила пользования ими.

Управление подъемниками поручают обученным и аттестованным работникам предприятия, привлекаемых к погрузочно-розвантажувальнихробіт.

В случае обнаружения неисправностей эксплуатацию подъемников прекращают до их устранения электромехаником специализированной организации.

Для перемещения грузов используют краны, електротали и лебедки. Технический осмотр проводится перед пуском в работу, а затем периодически в следующие сроки:

· не реже одного раза в 3 года – полное обследование (осмотр, статическое и динамическое испытания),

· статическое и динамическое испытания грузоподъемных машин проводятся нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 25 % и 10 %.

Для перемещения и укладки тарно-штучных грузов в стеллажи или штабели на крупных складах предприятий торговли используются електричнімостові краны – штабелеры опорного типа и електротали. Електротали перемещаются по монорельсах – подвесных дорогах, которые прочно крепятся к перекрытиям или колоннам.

Минимальное расстояние от пола до крюка електротала, что находится в верхнем положении, должно быть не менее 3 м. Каждая грузоподъемная машина с электрическим приводом снабжена конечным выключателем для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного устройства.

Конечный выключатель устанавливают так, чтобы после автоматической остановки грузозахватного устройства при подъеме без груза зазор между ним и упором был в електроталах не меньше 50 мм, во всех других грузоподъемных машинах – не менее 200 мм. Для избежания перегрузки (как правило, не более чем на 25%) грузоподъемные машины оборудованы ограничителями грузоподъемности.

Грузоподъемные машины снабжены ограничителями нижнего положения подвески крюка, тормозами, а некоторые из них – концевыми выключателями автоматической остановки механизмов горизонтального передвижения вантажув момент подхода к упорам, блокировками, аварийными выключателями, средствами сигнализации, устройствами и приборами безопасности.

Лебедки устанавливают и закрепляют на фундаменте или раме, при этом для обеспечения их устойчивости на раму укладывают балласт, с учетом двойного рабочей нагрузки. Внешние части лебедки, вращающихся, кроме барабана, закрывают съемными кожухами. Лебедки с электрическим приводом оборудуются электромагнитным тормозом, автоматически действует с викненням электродвигателя, а лебедки с ручным приводом – храповым устройством и ручным ленточным тормозом.

К эксплуатации грузоподъемных машин, управляемых с пола, допускаются работники, привлекаемые к погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций.

Подъемно-транспортное оборудование требования

УДК 658.382.3:006.354 Группа Т58

Система стандартов безопасности труда

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Loading and unloading works.

General safety requirements

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 марта 1976 г. № 670 срок введения установлен

Постановлением Госстандарта СССР № 3207 от 13.08.82 снято ограничение срока действия

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 23 марта 1976 г. № 670

ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 2000 г.) с Изменением № 1, утвержденным в августе 1982 г. (ИУС 11-82).

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ во всех отраслях народного хозяйства.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3518-81.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75, настоящего стандарта и государственных стандартов на отдельные виды производственных процессов, учитывающими особенности выполнения работ.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2. (Исключен, Изм. № 1).

1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

1.4. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

выбором способов производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки;

подготовкой и организацией мест производства работ;

  Заявление для закрытия ип 2018

применением средств защиты работающих;

проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением.

1.4. (Введен дополнительно, Изм. № 1).

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Выбор способов производства работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:

механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;

эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;

применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;

соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2-2.4. (Исключены, Изм. № 1).

2.5. При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием нахождение работающих на грузе и в зоне его возможного падения не допускается.

После окончания и в перерыве между работами груз, грузозахватные приспособления и механизмы (ковш, грейфер, рама, электромагнит и т.п.) не должны оставаться в поднятом положении.

Перемещение груза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6. Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и крановых рельсовых путей, должны быть расположены в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-83 и нормативно-технической документации, утвержденной Госгортехнадзором СССР.

2.7. Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте их укладки, считая от головки рельса, до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2,0 м, а при большой высоте — не менее 2,5 м.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.8. Строповку грузов следует производить в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССР.

Строповку крупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и др.) необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.

Места строповки, положение центра тяжести и массы груза должны быть обозначены предприятием-изготовителем продукции или грузоотправителем.

2.9. Перед подъемом и перемещением грузов должны быть проверены устойчивость грузов и правильность их строповки.

2.10. Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.11. Штабели сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для грузов данного вида, или должны быть ограждены прочными подпорными стенками.

2.12. (Исключен, Изм. № 1).

2.13. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного транспорта:

укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа и устойчивое положение груза;

подача и снятие груза с рабочего органа машины должна производиться при помощи специальных подающих и приемных устройств.

2.14. (Исключен, Изм. № 1).

2.15. При производстве работ с тарно-штучными грузами следует использовать контейнеры, средства пакетирования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие выпадение грузов.

2.16. Крыши контейнеров, устройства для их строповки и крепления к транспортным средствам должны быть очищены от посторонних предметов, льда и снега.

2.15, 2.16. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.17. (Исключен, Изм. № 1).

2.18. При погрузке (выгрузке) металлов электромагнитными и грейферными захватами зона подъема и перемещения грузов должна быть ограждена.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.19. (Исключен, Изм. № 1).

2.20. На местах погрузки и выгрузки лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал лесоматериалов.

2.21. Погрузку и выгрузку сыпучих грузов следует производить механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.22. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работающим находиться на безопасном расстоянии.

При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на повышенных путях, расположенных на высоте более 2,5 м, люки следует открывать со специальных мостиков.

2.23. При ликвидации зависания сыпучих грузов в емкостях нахождение в них работающих не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.24. (Исключен, Изм. № 1).

2.25. При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, стоящих на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом, автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1м от бровки естественного откоса.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.26. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных (по ГОСТ 19433-88) грузов следует производить:

в соответствии с требованиями безопасности труда; содержащимися в документации, утвержденной в установленном порядке;

в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433-88 и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.

2.27. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.

После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойств груза.

2.28. При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химическое состояние груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда.

2.27, 2.28. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.29. (Исключен, Изм. № 1).

2.30. Погружать и разгружать животных, сырье и продукты животного происхождения следует лишь при наличии данных о характере груза и в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.008-76. Перед началом работ груз должен быть проверен органами ветеринарного надзора.

2.31. Погружать, выгружать и перемещать грузы, требующие карантинной обработки, следует на специально выделенных площадках, отвечающих предъявляемым к ним санитарным требованиям Министерства здравоохранения СССР.

2.32. После выполнения погрузочно-разгрузочных работ с животными, сырьем и продуктами животного происхождения места производства работ, транспортные средства, грузозахватные приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты дезинфекции.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.33. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между подающим сигналы (стропальщиком) и машинистом подъемно-транспортного оборудования.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ПРОИЗВОДСТВА

3.1. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

3.2. Выбор мест проведения погрузочно-разгрузочных работ, размещение на них зданий (сооружений) и отделение их от жилой застройки санитарно-защитными зонами должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР, санитарных норм, утвержденных Минздравом СССР, и другой нормативно-технической документации.

3.3. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.

3.4. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР.

Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих. Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий среды, свойств и характера перерабатываемых грузов.

3.1-3.4. (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.5. (Исключен, Изм. № 1).

3.6. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и доброкачественной питьевой водой.

3.7. Площадки производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-91, а также строительным нормам и правилам, утвержденным Госстроем СССР, и правилам пожарной безопасности, утвержденным или согласованным с ГУПО МВД СССР.

3.8. Температуру наружного воздуха и силу ветра в данном климатическом районе, при которых следует прекращать производство работ на открытом воздухе или устраивать перерывы для обогревания рабочих, устанавливает администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством.

3.9. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.

3.10. Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков по ГОСТ 10807-78, а также знаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

3.11. Температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений, а также содержание вредных веществ в местах производства погрузочно-разгрузочных работ — по ГОСТ 12.1.005-88; уровни шума и вибрации на рабочем месте — по ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-90.

3.12. Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.

3.13. Грузовые столы, рампы, эстакады и другие сооружения должны быть оборудованы постоянными или съемными отбойными устройствами.

3.14. Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

  Налог доход минус расход 15

3.15. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.

3.9-3.15. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

4.1. Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при проведении погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91, правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Установка, регистрация, испытание и техническое освидетельствование подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных приспособлений должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором СССР, и другой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

4.3. Не допускаются работы на грузоподъемной машине (кран, перегружатель кранового типа) при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте машины, а также при снегопаде, тумане, дожде, снижающих видимость в пределах рабочей зоны.

Не допускаются работы на грузоподъемной машине, если температура окружающего воздуха ниже значения, указанного в паспорте машины.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.4. Подъемно-транспортное оборудование, транспортные средства при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны быть в состоянии, исключающем их самопроизвольное перемещение.

4.5. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.) до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

4.6. Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования.

Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзший или зацепившийся.

4.5, 4.6. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ

К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ

5.1. К управлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование в порядке, установленном Минздравом СССР, обученные безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 и имеющие право управления указанным оборудованием.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.2. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны проходить предварительный и периодические осмотры в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения СССР.

Рабочим, занятым на погрузке и выгрузке животных и сырья животного происхождения, должны быть сделаны профилактические прививки в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения СССР.

5.3. Инженерно-технические работники, ответственные за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ, должны проходить проверку знаний особенностей технологического процесса, требований безопасности труда, устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, пожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с их должностными обязанностями и в порядке, установленном органами государственного надзора.

5.4. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица, прошедшие курс обучения и проверку знаний по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90, а также оказанию первой помощи.

Работающие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, текущий инструктаж следует проводить перед началом работ.

В программу инструктажа должны быть включены сведения о свойствах опасных грузов, правила работы с ними, меры оказания первой доврачебной помощи.

5.3, 5.4. (Измененная редакция, Изм. № 1).

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

6.1. Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-89.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.2. Спецодежду в зависимости от категории перерабатываемых грузов следует подвергать стирке, химчистке, обезвреживанию и другим видам санитарной обработки в соответствии с действующими нормами, утвержденными в установленном порядке.

6.3. Рабочие при получении спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты должны быть проинструктированы о порядке пользования этими средствами и ознакомлены с требованиями по уходу за ними.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6.4. При наличии опасности падения предметов сверху работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски установленных образцов.

6.5. (Исключен, Изм. № 1).

6.6. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует использовать средства индивидуальной защиты в зависимости от вида груза и условий ведения работ.

6.7. Средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-89.

6.6, 6.7. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

1. Общие положения

2. Требования к процессам производства погрузочно-разгрузочных работ

3. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ

4. Требования к применению подъемно-транспортного оборудования

5. Требования к персоналу, допускаемому к погрузочно-разгрузочным работам

6. Требования к применению средств индивидуальной защиты работающих

Подъемно-транспортное оборудование

Выбор подъемно-транспортного оборудования осуществляется исходя из параметров склада (площади, высоты, количества погрузочных ворот), интенсивности грузопереработки и параметров обрабатываемых грузов. В каждом конкретном случае выбирается определенный тип техники, предназначенный для работы в конкретных условиях. Ежегодно компании-производители подъемно-транспортного оборудования представляют новинки складской техники, оснащенной

Рис. 3.9. Основные типы техники, используемые на складе: а — ручная тележка для бочек; б — гидравлическая тележка; в — гидравлический штабелер; г — электроштабелер; д — электропогрузчик; е — ричтрак

более совершенными механизмами грузозахвата, более эргономичной системой управления и с более экономичными источниками энергии.

К числу наиболее распространенных типов подъемно-транспортного оборудования, работающего в складских помещениях, можно отнести тележки, штабелеры и погрузчики (рис. 3.9).

Тележки. Без тележек не может обойтись ни один склад. Они незаменимы при перевозке штучных грузов и единичных паллет на небольшие расстояния, при комплектации заказов. Основные типы представлены в табл. 3.6.

Таблица 3.6. Основные типы тележек

Гидравлические (рис. 3.9, б).

Специализированные (для перевозки отдельных видов грузов (бочек (рис. 3.6, а), плит, баллонов)).

Для работы на определенных участках (лестничные).

Для выполнения определенных функций (комплектовочные)

Со стационарной платформой.

С подъемной платформой.

С сиденьем для водителя

Штабелеры. Основное назначение штабелеров — размещение товаров на стеллажах и укладка грузов в штабель. Тем не менее с помощью штабелеров выполняют самые разные задачи: погрузку и разгрузку транспортных средств, транспортировку, складирование, отбор товара с мест хранения, комплектацию заказов. Однако использование штабелеров возможно только в зданиях с качественным полом (ровным и с твердым покрытием).

Среди достоинств штабелеров можно назвать их небольшие габариты, позволяющие работать в узких межстеллажных проходах, и высокую маневренность. Основные типы штабелеров представлены в табл. 3.7.

Таблица 3.7. Основные типы штабелеров

Гидравлические (рис. 3.9, в)

Используют при небольших объемах переработки грузов (30—40 паллет в смену) массой 300—1000 кг [1]

Электрические (рис. 3.9, г)

Более удобны в работе, скорость подъема вил выше

Используются там, где интенсивный грузопоток, требуется транспортировка грузов на большие расстояния и ограничено пространство для перемещений

С выдвижной мачтой

Позволяют складировать грузы на большой высоте

Штабелеры существенно различаются по своим техническим характеристикам. Высота подъема может составлять от 1,6 до 14,3 м у штабелера с выдвижной мачтой. Грузоподъемность, как правило, варьируется от 1000 до 1600 кг, причем с увеличением высоты подъема увеличиваются ограничения по весу поднимаемого груза (на большую высоту можно поднимать груз меньшей массы). Скорость подъема вил с грузом может составлять от 0,07 до 0,15 м/с. При этом на мачте могут быть установлены видеокамеры, облегчающие водителю установку паллеты на стеллаж. Штабелеры могут быть оснащены различным оборудованием, например фиксатором высоты, что позволяет водителю в автоматическом режиме поднимать груз на необходимую высоту.

Погрузчики.Погрузчики выполняют на складе операции по погрузке-разгрузке транспортных средств, перевозке товаров и размещению их на стеллажах. Погрузчики подразделяются на два основных вида по типу двигателя: автопогрузчики и электропогрузчики.

Автопогрузчики комплектуются дизельными, бензиновыми или газобензиновыми двигателями. Подразделяются, в свою очередь, на вилочные, ковшовые, контейнерные. Эти погрузчики используются только на открытых площадках. В помещениях используются электропогрузчики (рис. 3.9, д). Грузоподъемность электропогрузчиков варьируется от 1 до 5 т, высота подъема от 3 до 4,5 м. Электропогрузчики бывают четырехопорными или трехопорными. Трехопорные погрузчики более компактны, однако по этому параметру, а также по высоте подъема существенно уступают современным ричтракам.

Ричтрак (рис. 3.9, е) представляет собой нечто среднее между самоходным штебелером и погрузчиком. Эти машины способны поднимать грузы на высоту до 12 м, имеют улучшенную по сравнению со штабелерами проходимость, при этом намного компактнее и манев-реннее, чем погрузчики, за счет выдвижной мачты.

Для расширения возможности использования погрузчиков применяют разнообразное навесное оборудование. Существуют и специальные виды погрузчиков, предназначенные для выполнения отдельных операций, например сайдлоудер — погрузчик с боковыми вилами. Предназначен в первую очередь для работы с длинномерными грузами. Идеален для обслуживания консольных стеллажей и работы в узкопроходных складах. Кроме того, расстояние у таких погрузчиков между вилами больше, чем у обычных погрузчиков, что обеспечивает большую устойчивость при работе с длинномерными грузами.

Навесной погрузчик ^гизк-тоигйесКогкНЛз (ТМГ)) — легкий вилочный погрузчик, который крепится к кузову автотранспортного средства. Основным его преимуществом является обеспечение отсутствия простоев транспорта в ожидании разгрузки: отцепив погрузчик от кузова, водитель может самостоятельно разгрузить машину. Кроме того, конструкция такого погрузчика позволяет работать даже при отсутствии площадки с твердым покрытием. Первые погрузчики такого типа использовались в сельском хозяйстве. Сегодня такие погрузчики в основном используются строительной отраслью.

  • [1]Таран С.А. Как организовать склад: практические рекомендации профессионала. М.: Альфа-Пресс, 2006. С. 82.