Неустойка в госзакупках

Минфин России разъяснил, какие КБК указывать в платежке при уплате штрафов за нарушения законодательства о госзакупках

Минфин России пояснил, что административные штрафы за нарушения законодательства о госзакупках подлежат зачислению в соответствующий бюджет по агрегированному коду бюджетной классификации 000 1 16 33000 00 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с применением соответствующих подстатей, элементов доходов бюджетов (письмо Минфина России от 17 сентября 2015 г. № 02-08-07/53443). А значит, например, для зачисления штрафа в федеральный бюджет в платежном поручении следует указать КБК 161 1 16 33010 01 6000 140. Ведомство увязывает это с тем, что штрафы, предусмотренные КоАП РФ, являются источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы.

Что же касается штрафов (неустоек, пеней) за невыполнение условий контракта, которые заказчик вправе потребовать в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств по контракту, то они уплачиваются уже по другому коду. Поскольку такие штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то они подлежат зачислению в соответствующий бюджет по агрегированному коду бюджетной классификации 000 1 16 90000 00 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба» с применением соответствующих кодов подстатей.

Может ли казенное учреждение уменьшить сумму выплаты по контракту на размер неустойки? Ответ можно найти в «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Она устанавливается контрактом в размере не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы (п. 5 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Как оплатить неустойку по 44-ФЗ

Как проверить рассчитанную неустойку

Для начала стоит отметить, что выплата неустойки (ст. 394 ГК РФ) отделена от возмещения убытков. В законе или договоре эти понятия могут соотноситься следующим образом:

  1. Есть санкции, убытки не оплачивают.
  2. Возмещают убытки и оплачивают санкции.
  3. Кредитор может выбрать, что оплачивать: убытки или санкции.

№ 44-ФЗ под рассматриваемым понятием понимает штрафы и пени. Ст. 34 разрешает как заказчику, так и поставщику требовать у другой стороны компенсацию при срыве сроков либо неисполнении обязательств по государственной сделке. Данное условие и порядок оплаты также включают в текст государственного контракта.

Важно знать, что пени начисляют только за невыполненные вовремя обязательства за каждый день просрочки. Счет дней начинают вести после истечения крайнего срока, установленного в контракте. Цена одного такого дня составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной на момент оплаты пеней (ч. 10 Правил, утв. ПП № 1042 от 30.08.2017).

Размер этой санкции для заказчиков рассчитывают относительно не выплаченной ими в срок суммы поставщикам. Последние же за отправную точку принимают день, когда их обязательства стали просроченными. Расчет в этом случае ведут исходя из суммы контракта, уменьшенной на стоимость своевременно выполненных обязательств.

Штрафы обе стороны платят за полное или ненадлежащее исполнение условий сделки. Эти суммы зафиксированы в ПП № 1042 от 30.08.2017. Рассчитывают их как процент от определенной цены контракта либо его отдельного этапа.

Плата за неустойку не взимается, если сторона докажет, что нарушение условий контракта произошло вследствие форс-мажора (ч. 9 ст. 34).

В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Эти начисления производятся ежедневно после истечения установленных договором сроков.

Нормы, определяющие источники, из которых производится уплата неустойки ГК РФ или 44-ФЗ, в законодательстве отсутствуют. Поэтому можно сделать вывод, что заказчик и поставщик имеют возможность договориться о том, откуда будет удерживаться штраф или пеня (обеспечение, отдельная сумма, уменьшение платежей), чтобы оплата контракта за вычетом неустойки была произведена правильно.

Как оплатить неустойку и подтвердить это

При обнаружении нарушений заказчик должен задокументировать этот факт и направить требование поставщику об уплате конкретного штрафа или пени (ч. 5 и 6 ст. 34 № 44-ФЗ).

В свою очередь исполнитель, получив претензию, совершает следующие действия:

  1. Проверяет сумму, рассчитанную покупателем.
  2. Оформляет платежное поручение, где указывает соответствующее назначение платежа.
  3. Перечисляет деньги на расчетный счет заказчика, указанный в договоре.
  4. Удостоверяется в получении средств покупателем.

Если при проверке размера неустойки поставщик обнаружил неточности, то он должен письменно известить об этом заказчика с подробным описанием своих возражений. Также стороны смогут избавить друг друга от возникновения сложностей в данном вопросе, заранее прописав в договоре подобный порядок. Таким образом, оплата по контракту за вычетом неустойки подтверждается документом с фактом нарушения и расчетом санкций, а также платежным поручением.

Подобные споры можно решить и в суде, но добровольная оплата неустойки поможет сохранить время и деньги обеим сторонам.

Возможные последствия

Наличие санкций по государственным сделкам у поставщика влечет не только дополнительных расходы с его стороны, но и портит его добросовестность.

Так, в ч. 3 ст. 37 № 44-ФЗ установлено, что это качество подтверждается сведениями из реестра контрактов. Добросовестным будет считаться поставщик, исполнивший договоры.

Поэтому при будущих сделках заказчики смогут оценить ответственность исполнителя еще до начала работы с ним.

Неустойка по 44-ФЗ: разбираемся с особенностями начисления

Неустойка по ГК РФ и 44-ФЗ

Это понятие имеет широкое применение в профессиональной среде. Термин определен Гражданским кодексом (ст. 330 ГК), согласно которому неустойка — это денежная сумма. Выплачивает ее должник.

Конкретные штрафные санкции определяются законом или договором. Временные пределы начисления по договору поставки указаны в ст. 521 ГК. В случае если законом не установлено иное, за недопоставку или просрочку поставки товаров такое наказание поставщику предписано нести до фактического выполнения обязательств.

Однако судебная практика показывает, что четким образом не определен момент, когда производится начисление неустойки. В частности, если по договору предусмотрены этапы, идет ли счет от момента просрочки партии товара или со времени нарушения окончательного срока.

Для Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) используется понятие неустойки по ГК. Вопросов просрочки обязательств касается ст. 34 закона. В ч. 4 статьи заложена обоюдная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и у заказчика, и у поставщика. Отдельно для заказчика существует «профильная» ответственность в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за несоблюдение непременного условия о штрафных санкциях в проекте контракта (за исключением случаев по ч. 15 ст. 34 № 44-ФЗ, на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП).

В каком виде применяется?

В ч. 5-6 ст. 34 № 44-ФЗ установлено, что просрочка обязательств по контракту может иметь последствия для:

  Требования к руководителям практики от организации

Для обеих сторон неустойка применяется в виде:

Денежное возмещение в виде пени преимущественно рассматривается в Налоговом кодексе (НК). Очевидной представляется связь этой выплаты с каждым календарным днем просрочки.

Для целей № 44-ФЗ уточняется, что пени за нарушения со стороны заказчика начисляются со следующего после неисполнения обязанностей дня в размере 1/300 актуальной ставки рефинансирования Центробанка от своевременно невыплаченной суммы.

Пеня для поставщика за каждый день просрочки определена в размере 1/300 действующей в момент уплаты ставки рефинансирования от цены контракта, которая уменьшена на сумму пропорционально объему фактически исполненных обязательств. При расчете заказчику нужно исключить дни приемки (Письмо Минфина № 24-03-08/73293 от 07.11.2017).

Источников в отношении терминологии штрафа как денежного наказания несколько. Данное правовое понятие определяется:

  • Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 46);
  • КоАП (ч. 1 ст. 3.5);
  • НК (п. 2 ст. 114).

Тем не менее, существует ряд случаев, когда пени и штрафы не отделяются друг от друга. Например, в силу ч. 9 ст. 34 № 44-ФЗ, когда при нарушениях из-за непреодолимой силы или по вине иной стороны одна из сторон освобождается сразу от обеих неустоек при веских доказательствах произошедшего.

Другим примером может послужить выкуп неустойки. Как правило, в этом случае подключается третья сторона. Предметом ее интереса является мотивирование передачи ей прав требовать через суд возмещения любых штрафов и пеней от провинившегося исполнителя. Характерная ситуация при строительстве для обманутых дольщиков.

Особенности начисления в сфере госзаказа

Вернемся к разговору о том, что такое неустойка по ст. 34 № 44-ФЗ. Для этого подробнее познакомимся с правительственными Правилами определения штрафа и пени (утверждены ПП № 1042 от 30.08.2017). В них определен размер штрафа для сторон при ненадлежащем исполнении или неисполнении (просрочка — исключение) и размер пени за каждый день (за просрочку).

Размер штрафа выражается в фиксированной сумме в виде процента цены контракта (если запланированы этапы — как процент от этапа).

Расчет суммы для поставщика.

Расчет суммы для поставщика СМП, СОНКО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30, за исключением просрочки (в том числе гарантийного обязательства).

За неисполнение требований о привлечении субподрядчиков по ч. 6 ст. 30 установлен штраф в размере 5 % объема привлечения по контракту.

Расчет суммы для заказчика и для поставщика по факту нарушения обязательств без стоимостного выражения.

Общая сумма по штрафам и пеням за неисполнение или ненадлежащее исполнение не может превышать сумму по контракту. Она верна и в отношении поставщика, и в отношении заказчика.

Таким образом, в отношении штрафных санкций в контрактной системе действует сходная правовая норма, применяемая для остальных сфер отношений. Дилемма о том, может ли неустойка превышать сумму основного долга, имеет отрицательный вектор. Ее определяет гражданско-правовое законодательство, что не предполагает последствий в виде обогащения потерпевшего субъекта. То, что такая выплата допускает, представляет собой компенсацию нанесенного ущерба.

Расчет неустойки, пени или штрафа

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком обязательств по договору о государственных закупках заказчик обеспечивает взыскание неустойки.

Реестр недобросовестных участников

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона «О государственных закупках» (далее-Закон) реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:

1) поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;

2) потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;

3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Ответственность потенциального поставщика подразумевает лишения потенциального поставщика прибыли поступающей от Договоров по госзакупкам путем лишения потенциального поставщика права участия в Закупках на срок в 24 месяца.

Расчет и взыскание неустойки

Согласно пункта 13 статьи 43 Закона договор о государственных закупках должен предусматривать неустойку (штраф, пеню) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Размер неустойки определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 293 Гражданского Кодекса РК, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Статьей 296 Гражданского Кодекса РК предусмотрено, что размеры неустойки определяются в твердой денежной сумме или в процентах к сумме неисполненного либо ненадлежаще исполненного обязательства.

Так, согласно пункта 24 статьи 43 Закона в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком обязательств по договору о государственных закупках заказчик обеспечивает взыскание неустойки (штрафа, пени).

В соответствии Типового договора о государственных закупках, в случае просрочки сроков по договору, заказчик удерживает (взыскивает) с поставщика неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1 % от общей суммы договора за каждый день просрочки в случае полного неисполнения поставщиком обязательств либо удерживает (взыскивает) неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1 % от суммы неисполненных обязательств за каждый день просрочки в случае ненадлежащего исполнения (частичного неисполнения) обязательств. При этом общая сумма неустойки (штрафа, пени) не должна превышать 10 % от общей суммы Договора.

В случае отказа поставщика от обязательств или просрочки по договору на срок более одного месяца со дня истечения срока по договору, но не позднее срока окончания действия договора, заказчик имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке с взысканием с поставщика суммы неустойки (штрафа, пени) в размере 0,1 % от общей суммы договора за каждый день просрочки.

Уплата неустойки (штрафа, пени) не освобождает от выполнения обязательств, предусмотренных договором.

Неустойка (штраф, пеня) зачисляется в доход соответствующих бюджета, государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

Поставщику необходимо, при нарушении срока исполнения договора, предпринять все возможные меры для его исполнения в полном объеме. Добросовестные действия поставщика принимаются судами во внимание при рассмотрении данной категории дел. В случае незначительности нарушения поставщиком срока исполнения договора и отсутствия наступления для заказчика негативных последствий, исходя из критериев справедливости и разумности согласно пункта 5 статьи 6 Гражданского процессуального кодекса РК суды отказывают в иске о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Госзакупки»

Считать ли просрочкой время замены поставщиком товара

Согласно пп. 3) п. 3.1 типового договора о государственных закупках товаров (далее – Договор) поставщик обязан при исполнении своих обязательств по Договору обеспечить соответствие товаров требованиям, указанным в приложении 2 к Договору (техническая спецификация), являющемся неотъемлемой частью Договора.

Согласно п. 5.2 типового договора право собственности на товар и все связанные с этим риски, включая риск случайной гибели, утраты или повреждения товара, переходят к заказчику с момента подписания сторонами акта приема-передачи товара.

С этого момента в течение 14 календарных дней поставщик принимает от заказчика претензии, связанные с дефектами товара, которые не могли быть обнаружены при приемке товара.

Согласно п. 5.3 Договора поставка считается поставленной при условии полной передачи поставщиком заказчику товара в точном соответствии требованиям, указанным в технической спецификации (приложение 2 к Договору).

Согласно п. 5.4 Договора при соблюдении условий п. 5.3 Договора датой поставки/передачи товара считается дата направления поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара.

Сумма неустойки (штраф, пеня) за просрочку сроков поставки или ненадлежащего исполнения (частичного неисполнения) обязательств заполняется представителем заказчика.

  Изменения 131-фз полномочия

Таким образом, заказчик имеет право удержать пеню в полном размере за все просроченные дни.

Более того, наличие факта недопоставки товара, согласно перечню закупаемых товаров и технической спецификации, указанному в приложениях к договору, или обнаружения заказчиком в поставленном товаре каких-либо скрытых заводских дефектов на момент вскрытия упаковки, или если качество товара не полностью соответствует техническим условиям изготовления – всё это может расцениваться как ненадлежащее исполнение обязательств по Договору.

Таким образом, заказчик в соответствии с законодательством РК в сфере государственных закупок обязан не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства РК о государственных закупках, обратиться в суд с иском о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Необходимо заметить, что согласно п. 11 ст. 207 Кодекса РК об административных правонарушениях необращение или несвоевременное обращение заказчика в суд с иском о признании потенциальных поставщиков, поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по заключенному с ним договору о государственных закупках влечет штраф на должностных лиц в размере 30 МРП.

Судебная практика

Истец обратился в суд с иском о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки за просрочку выполнения обязательств по договору о государственных закупках работ.

Представитель истца пояснил, что ответчик не выполнил работы в срок, предусмотренный договором, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.

До обращения в суд истец в одностороннем порядке произвел удержание у поставщика части оплаты по договору в виде неустойки.

С исковыми требованиями ответчик не согласился, просил суд в иске отказать, пояснив при этом, что работы не выполнены в срок, установленный договором, в связи с существенными нарушениями заказчиком условий договора и норм действующего законодательства. Одним из таких нарушений являлось ограничение доступа специалистов поставщика на объект для выполнения работ, тогда как договором данная обязанность заказчика была предусмотрена. Также ответчик не имел возможности завершить работы по причине несвоевременного предоставления заказчиком условий, необходимых для выполнения работ, а именно при подключении программного обеспечения поставщик столкнулся с такой проблемой, как отсутствие статического IP-адреса у заказчика. Необходимость наличия IP-адреса Заказчик признал уже после истечения срока выполнения работ. К тому же договор был представлен истцом для регистрации в органы казначейства с нарушением установленного законодательством срока.
Ответчиком был подан встречный иск о взыскании с заказчика удержанной суммы неустойки.

Судом первой инстанции установлено, что:

  • работы выполнены ответчиком с нарушением срока, определенного договором;
  • доступ в здание заказчика не был обеспечен;
  • статический IP-адрес был подключен заказчиком после истечения срока выполнения работ;
  • привлеченный для дачи разъяснений по вопросу необходимости наличия у заказчика статического IP-адреса специалист пояснил, что из содержания договора и технической спецификации следует, что истец должен иметь указанный IP-адрес для обеспечения доступа в интернет, а его отсутствие влияет на проверку установленной ответчиком системы;
  • ответчик принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения договора;
  • согласно пункту 5 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках» при рассмотрении исков о признании поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, недобросовестными участниками государственных закупок судам необходимо принимать во внимание вину поставщика как основание гражданско-правовой ответственности и наступившие негативные последствия для заказчика, исходя из критериев справедливости и разумности;
  • в силу указания пункта 1 статьи 359 Гражданского кодекса Республики Казахстан должник отвечает за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.

Заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, встречное исковое заявление удовлетворить, суд пришел к выводу, что установленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины поставщика в части нарушения сроков выполнения работ, при имевших место нарушениях условий договора и норм действующего законодательства со стороны заказчика.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки отказано. Встречное исковое заявление поставщика удовлетворено в полном объеме. В отношении заказчика судом вынесено частное определение о допущенном нарушении требований законодательства о государственных закупках.

Не согласившись с решением суда, истец подал на него апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, рассмотрев гражданское дело, пришла к выводу о том, что основания для изменения либо отмены решения суда отсутствуют.

Неустойка при расторжении контракта в одностороннем порядке

Вопрос-ответ по теме

По результатам электронного аукциона заключен контракт «Ремонт дорог». Контракт выполнен с нарушением обязательств со стороны подрядчика в части несвоевременной сдачи работ.Контракт расторгнут по соглашению сторон и в нем прописано, что Заказчик не имеет претензий только к качеству выполненных работ. Имеет ли право заказчик направить требование об уплате неустойки (пени) за несвоевременное выполнение работ, после расторжения контракта?

В Вашем случае, учитывая, что подписано соглашение о расторжении контракта, предъявлять претензии по срокам нет оснований. Требование об уплате пеней в связи с нарушением сроков исполнения контракта нужно было требовать до даты расторжения.

В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 указано: разрешая споры, связанные с расторжением договоров, суды должны иметь в виду, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора.

Как начислить неустойку, если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке

Если расторгаете контракт, начислите неустойку до даты, когда разорвали контракт, не позже. После расторжения контракта обязательства сторон прекращаются, поэтому начислять неустойку нельзя. На это указал Высший арбитражный суд в пунктах 3 и 10 постановления Пленума от 6 июня 2014 года № 35. Просрочку считайте так:

– контрагент выполнил обязательства – датой окончания просрочки считайте день, когда подписали акт приемки;

– контрагент не выполнил обязательства – считайте просрочку до дня, когда потребовали заплатить неустойку.

Кроме того, заказчик вправе потребовать от контрагента возместить фактически понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: можно ли начислять пени после того, как закончится срок действия контракта

Можно при условии, что после окончания срока действия контракта не прекратятся обязательства сторон, в частности, обязанность платить неустойку. Об этом сказано в пункте 68 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2016 года № 7.

Если в контракте написали, что вместе с действием контракта прекратятся обязательства сторон, начислите неустойку до даты, когда контракт закончил действие или когда расторгли документ (п. 3,4 ст. 425 ГК РФ).

Удержание неустойки

Вопрос-ответ по теме

Как оформить в реестре контрактов информацию об удержании неустойки Заказчиком из денежных средств по исполнению договора со стороны Исполнителя? В акте отраженны требования по исполнению обязательств подписанному сторонами.

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

  Приказ на выдачу наряд допуска

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и п. 37 Приказа № 136н заказчику необходимо размещать информацию о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.

Так, в случае, указанном в Вашем вопросе, при занесении данной информации в реестр контрактов, полагаем, заказчик вправе указать реквизиты акта об удержании ден.средств из суммы исполнения.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Вносить ли в реестр контрактов и в отчет об исполнении контракта информацию о неустойках, которые начислил поставщик?

Да. Заказчик обязан размещать всю информацию о начисленных неустойках в ЕИС:

  • если направляете информацию в реестр контрактов, то по пункту 37 Приказа № 136н и пункту 10 части 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ;
  • если формируете отчет об исполнении, то согласно подпунктам «в», «г» пункта 27 Постановления № 1093.

Отражать ли в реестре контрактов информацию о том, что неустойки, которые удержали из стоимости контракта, возвращены подрядчику по решению суда?

Да, чтобы соблюсти принципы открытости, прозрачности, полноты и достоверности размещаемой в ЕИС информации. Внесите изменения в сведения о начисленных, удержанных и возвращенных подрядчику неустойках, а также в сведения о сумме оплаты по контракту (ч. 2–3 ст. 7 Закона № 44-ФЗ).

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Взыскание неустойки с недобросовестных исполнителей по 223-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Существуют ли какие-то меры в отношении исполнителей договоров по 223-ФЗ в случае недобросовестного исполнения ими обязательств (пени, штрафы, неустойки)? Является ли применение этих мер обязательным или остается на усмотрение заказчика? Если существует обязанность применять меры, то какими подзаконными актами это регулируется?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Для заказчиков, осуществляющих закупки по Закону N 223-ФЗ, взыскание неустойки — это право, а не обязанность.

Порядок исполнения договоров, в том числе порядок ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором (в том числе просрочки обязательств по договору) по Закону № 223-ФЗ регламентируется Положением о закупке Заказчика. Напрямую Законом № 223-ФЗ данные правоотношения не регламентируются.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Читайте также:

Т.е., если в разделе о порядке исполнения договоров Положения о закупке не указано, что заказчик обязан в случае недобросовестного исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных договором, применить к такому поставщику взыскание в виде неустоек (штрафов, пеней), то применение указанных в вопросе мер ответственности к поставщику не является обязательным для заказчика.

Какие действия предпринимать заказчику по Закону № 223-ФЗ, если подрядчик не выполнил работы в срок, указанный в договоре?

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ЗФ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ), Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, порядок исполнения договоров, в том числе порядок ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором (в том числе просрочки обязательств по договору) по Закону № 223-ФЗ регламентируется Положением о закупке Заказчика. Напрямую Законом № 223-ФЗ данные правоотношения не регламентируются.

Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

При этом согласно Определению Верховного Суда РФ от 9 августа 2002 г. № 33-В02пр-7 неустойка является лишь одним из способов обеспечения исполнения обязательств согласно ст. 329 ГК РФ, причем дополнительным, применяемым только в предусмотренных законом или договором случаях. Иными словами, неустойка не может применяться во всех случаях нарушения гражданско-правовых обязательств. Также наличие вины должника само по себе не может являться основанием для взыскания неустойки, поскольку неустойка как один из способов обеспечения исполнения обязательств может применяться только в случаях, предусмотренных законом или договором (ст. 329, ст. 330, ст. 332 ГК РФ).

Таким образом, для заказчиков, осуществляющих закупки по Закону N 223-ФЗ, взыскание неустойки — это право, а не обязанность.

Порядок исполнения договоров, в том числе порядок ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором (в том числе просрочки обязательств по договору) по Закону № 223-ФЗ регламентируется Положением о закупке Заказчика. Напрямую Законом № 223-ФЗ данные правоотношения не регламентируются.

Т.е., если в разделе о порядке исполнения договоров Положения о закупке не указано, что заказчик обязан в случае недобросовестного исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных договором, применить к такому поставщику взыскание в виде неустоек (штрафов, пеней), то применение указанных в вопросе мер ответственности к поставщику не является обязательным для заказчика.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Спросить эксперта

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.