Льготы на налоги при льготной пенсии

Льготы пенсионерам

В каких случаях педагогам начисляется льготная пенсия? Какой общий порядок начисления льготных пенсий и какие предусмотрены законодателем условия начисления льготных пенсий?

Льготная пенсия для медиков по выслуге лет: расчет стажа медработников и врачей скорой помощи

Пенсионные льготы для медиков, вернее говоря – досрочный выход на пенсию, предусматривается федеральным законом о трудовых пенсиях.

Пенсионные льготы в 2015 году: каким пенсионерам положены льготные пенсии

Льготные начисления направлены на поддержание жизнеспособности малообеспеченной части населения. Они положены определенным категориям граждан на установленных условиях.

Налоговые льготы пенсионерам в 2015 году: льготы по НДФЛ, транспортному, земельному и налогу на имущество физических лиц

Куда обращаться и какие документы необходимо предоставлять. Перечень налогов, по которым пенсионерам предоставляются льготы. Изменения в порядке исчисления и сбора налога на имущество физических лиц — 2015 год

Льготы ветеранов труда Российской Федерации и надбавки к пенсионным выплатам

Кого признают ветеранами труда и их всероссийская монетизация. Президент страны об усилении социальной защиты ветеранов

Льготные пенсии: уход на пенсию по льготному стажу для электросварщиков и геологов

Важно знать если вы претендуете на тот или иной вид льготных условий

Льготы пенсионерам МВД: какие льготы положены сотрудникам правоохранительных органов при выходе на пенсию

Финансовые и налоговые льготы, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, коммунальные услуги и обеспечение жильем нуждающихся

Льготное пенсионное обеспечение работающим во вредных условиях: льготный стаж для расчета пенсии зависит от условий труда, первого и второго списков

Досрочный выход на пенсию лицам, осуществляющим работы с тяжелыми и вредными условиями труда, предусматривает Законодательством право на досрочный выход на пенсию.

Льготы пенсионерам по старости: расчет необходимого стажа и документы для назначения

Льготные пенсии, транспортные расходы, бюджетные платежи, льготы работающим пенсионерам, материальная помощь и медицинское обслуживание

Транспортный налог, налогообложение пенсионеров: налоговые льготы для пенсионеров и условия их получения

Многим пенсионерам автомобиль просто необходим, а его содержание очень дорого. Но скидки и льготы по уплате транспортного налога доступны не во всех регионах

Налоговые льготы для пенсионеров: должен ли пенсионер платить налог на имущество и транспортный налог

Какие налоговые льготы для пенсионеров останутся в 2015 году? Кто может уйти на отдых раньше и получить право на льготную пенсию? Как воспользоваться законными основаниями на вычеты? Данное право реализуется вне независимости от социального и имущественного положения, а также и возраста.

Жилищные, медицинские и налоговые льготы военным пенсионерам

Налоговые льготы бывшим военнослужащим: от права на получение жилья по линии Минобороны, до налогообложения и медицинского обслуживания. Льготы участникам боевых действий

Кто имеет право на досрочную пенсию. Пенсионная реформа 2015 и размер выплат. Как предупредить претензии ПФР при назначении выплат. Льготы пенсионерам

Какие льготы у пенсионеров: льготы работающим пенсионерам, социальные льготы и льготы за проезд

Льготы пенсионерам и людям с ограниченными возможностями предоставляет Правительство Российской Федерации в соответствии с Законодательством.

Льготные пенсии военных пенсионеров

Я являюсь военным пенсионером, вышла на льготную пенсию, собственниками квартиры являются четыре человека, муж,дети и я. Должна ли я платить налог на имущество со своей доли?

Добрый вечер, уважаемый посетитель! Нет, Вы освобождаетесь от уплаты указанного налога. Для подтверждения льготы обратитесь в ИФНС Всего доброго, желаю удачи.

Здравствуйте, Галина. С учетом положений ст. 407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: пп.7 военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; пп. 10 пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Для оформления налоговой льготы налогоплательщику необходимо представить в любой налоговый орган заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Если у вас единственная квартира, то налог на имущество физических лиц вы не платите. Если у вас две квартиры, то не платите только с одной на основании статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации.

Имеют ли налоговую льготу военные пенсионеры и военные пенсионеры, вышедшие на пенсию по льготной выслуге лет?

Имеют ли налоговую льготу военные пенсионеры и военные пенсионеры, вышедшие на пенсию по льготной выслуге лет?Только льготы по имущественному налогу на один объект налогообложения.

Военный пенсионер, получая пенсию за выслугу лет. Проживал в льготно социальной зоне более 4 лет. Имаю ли прово получать страховую пенсию ранее 60 лет.

Здравствуйте!Не имеете права,стаж должен быть не менее 6 лет на гражданке.

Я военный пенсионер. С лужил в пограничных войсках. На пенсии по выслуге лет. Общая выслуга в льготном исчислении 25 лет, в календарном 18 лет. Имею ли я право на медицинское обеспечение в поликлинике ФСБ нашей области.

Да, имеете право.

Если я являюсь льготным военным пенсионером. Буду ли я полуучать дополнительную пенсию по возрасту если при этом выработаю горячий стаж?

Предусмотренную законодательством для военных пенсионеров — да. За отработанное на гражданке время.

Я военный пенсионер. Получаю военную пенсию за 21 год выслуги (льготной) в размере 14307 руб. Положена ли мне индексация с 1.10.2015 г. Или это касается только тех у кого 20 календарей? Спасибо!

Здравствуйте. Индексация Вам положена

Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.

Я военный пенсионер, получаю льготную пенсию по выслуге лет, если я устроюсь работать судебным приставом-я буду получать и пенсию и зарплату? Спасибо.

да будете. пенсионерам никто работать не запрещает. когда достигните пенсионного возраста — вам должны будут еще перерасчет сделать по старости и как рабочему пенсионеру(каждый год 1 августа с момента исполнения пенсионного возраста)

Я пенсионер по льготному стажу, не по возрасту (военный пенсионер), получаю пенсию. Буду ли я получать пособие по безработице при постановке на биржу труда в случае моего увольнения по сокращению штатов? Спасибо.

Здравствуйте! к сожалению нет, так как у вас социальный статус пенсионер.

Мне 42 года являюсь военным пенсионером получаю военную пенсию по льготной выслуге. Работаю с 2006 года. Организация платит за меня в пенсионный фонд. Накопительная часть пенсии находится в НПФ. Два вопроса могу ли я в 60 лет получать две пенсии трудовую и военную? Могу ли я расторгнуть договор с НПФ (так как не работаю уже в той организации с которой был заключен договор с НПФ) и забрать денежные средства?

1. могу ли я в 60 лет получать — на 18 лет в перед в нашей стране сложно загадывать. Если бы сегодня исполнялось 60 лет, то в ПФ назначили страховую часть отдельно от военной. 2. Могу ли я расторгнуть договор с НПФ — это смотрите, что там в договоре про расторжение. И желательно с очным юристом. Думаю, что «и забрать денежные средства» конечно нет, как и в ПФ нельзя их забирать.

Я военный пенсионер, выслуга календарная 20 л. льготная 27 л. Пенсия назначена в 2010 г. в Киргизи. В настощее время переехал на постоянное место жительства в Россию, имею гражданство РФ и постоянную регистрацию (прописку) в РФ.Пенсионное дело прибыло и уже больше месяца находится в пенсионном отделе на проверке. Вопрос: Какие сроки рассмотрения и принятия решения соответствующими органами по назначению пенсии в моём случае? Что делать если сроки рассмотрения и назначения пенсии по новому месту жительства не соблюдаются? Никаких дополнительных документов и справок у меня нетребуют, на мои звонки и вопросы отвечают: Ждите, ваш вопрос находится на рассмотрении, звоните говорят раз в неделю и интересуитесь.

Уважаемый Вячеслав! Прочитайте полностью Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.11.2012г.) В нём Вы найдёте ответы на Ваши вопросы. С уважением, юрист Куц В.В.

Я военный пенсионер, выслуга календарная 20 л.03 м., льготная 27 л.08 м. пенсия назначена в 2010 г. в Киргизи. В настощее время переехал на постоянное место жительства в Россию, имею гражданство РФ и постоянную регистрацию (прописку) в РФ.Пенсионное дело уже больше месяца находится в пенсионном отделе на проверке. Вопрос: Какие сроки рассмотрения и принятия решения соответствующими органами по назначению пенсии в моём случае?

Здравствуйте, Вячеслав. В течение 10 дней рассматривается заявление о назначении пенсии со дня приема заявления. В случае необходимости представления или запрашивания дополнительных документов, то в течение 10 дней с момента представления дополнительных документов (ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Я военный пенсионер льготная выслуга — 21 год, скажите пожалуйста могу ли я оформить 2-ю пенсию страховую, какой нужен страховой стаж и какие периоды входят в страховой стаж? Заранее спасибо. С уважением Владимир.

Владимир,добрый вечер! Вы работали на «гражданке»?Есть ли да,то при достижении 60-летнего возраста оформите пенсию по старости, при этом отработать на «Гражданке » необходимо не менее 5 лет. При необходимости обращайтесь лично. Желаю удачи

Я военный пенсионер мне 40 лет, на пенсию ушёл по выслуге 20 лет в льготном исчислении. Получаю пенсию от министерства 1500 р. Сейчас хочу устроиться на работу. Будет ли через определённое время увеличиваться моя пенсия в зависимости от стажа работы и уровня зарплаты? И каков порядок перерасчёта военных пенсий.

Военным пенсионерам перерасчет пенсий происходит тогда, когда у военнослужащих проходящих военную службу по контракту повышаются должностные оклады или оклад по воинскому званию.(Ближайшее повышение 1 июля с.г.-должности, 1 января 2003г.-звания).При устройстве на работу и по достижению 60 лет(выход на пенсию) если у вас гражданская пенсия будет больше чем военная, то вы можете перейти на ее получение(глубоко сомневаюсь).В настоящее время принят закон о накопительных пенсиях,т.е.работадатель,( где вы работаете)отчисляет определенные установленные законом деньги на ваш персональный счет и по достижению 60 лет там набирается определенная сумма.К сожалению практики по нему пока нет и как это будет выглядеть пока не известно.

  Функции управленческих решений и требования к ним

Льготы по налогам для пенсионеров 2018: от каких налогов освобождены и не должны платить

Размер пенсии в России оставляет желать лучшего. Поэтому при выходе на пенсию, а то и ранее, невольно можно задуматься о том, имеются ли какие-нибудь льготы по налогам для пенсионеров. Среди перечня установленных законом налогов наиболее актуальными для лиц, достигших пенсионного возраста, являются следующие:

  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Далее в статье более подробно будет рассмотрено, какие налоги не платят пенсионеры либо платят в меньшем размере. Более подробно о предоставлении той или иной налоговой льготы пенсионерам Вы сможете узнать, кликнув по соответствующей ссылке.

Льготы на транспортный налог

Транспортный налог – это налог, относящийся к категории региональных, поэтому он вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и подлежит обязательной уплате на их территории. Налогоплательщиками данного вида налога в соответствии с Налоговым кодексом являются лица, на чье имя зарегистрированы соответствующие транспортные средства. К транспортным средствам, признаваемым объектами налогообложения, относятся: автомобили, мотоциклы, мотороллеры и другие. Стоит отметить, что не нужно уплачивать налог на автомобили, которые специально оборудованы для использования инвалидами, а также автомобили, полученные от органов социальной защиты населения, с мощностью двигателя не более 100 л/с. Налоговая база по налогу на автомобиль определяется как мощность его двигателя, измеряемая в лошадиных силах.

Налоговые льготы на региональные налоги для пенсионеров, в том числе налог на автомобиль, также устанавливаются законами соответствующих субъектов. Получить информацию о наличии либо отсутствии таких льгот можно в налоговой инспекции по месту своего жительства. Если они предусмотрены, воспользоваться ими пенсионер может только в заявительном порядке и при предъявлении необходимых документов, подтверждающих право на льготу. Подробнее о льготах по налогу на транспорт.

Земельный налог и налоговые льготы

Налог на землю относится к местным налогам и устанавливается местными властями. Однако на федеральном уровне с 2018 года в отношении земельного налога введены налоговые льготы для пенсионеров, предусматривающие уменьшение размера налога на величину кадастровой стоимости 6 соток принадлежащей им земли. Это значит, что за участки площадью 600 кв.м. и меньше налог на землю платить не придется.

Иные налоговые льготы (например, полное освобождение пенсионеров от уплаты налога за землю любой площади) могут быть установлены нормативными правовыми актами соответствующих муниципальных образований. Вся информация об их наличии или отсутствии может быть предоставлена пенсионеру в местной администрации или налоговой инспекции. Чтобы воспользоваться льготой, предусмотренной актами местных органов власти, пенсионеру необходимо представить заявление и документы, подтверждающие его льготный статус.

Освобождение от налога на имущество

От налогов освобождаются пенсионеры в отношении находящихся в их собственности строений, помещений и сооружений. При этом для применения льготы не имеет значения основание получения пенсии. Кроме того, необходимо заметить, что органы местной власти могут устанавливать дополнительные льготы по налогам для пенсионеров, не предусмотренные Налоговым кодексом.

С 2015 года пенсионеры освобождаются от оплаты налога на имущество, но лишь относительно одного из объектов каждого вида имущества. Напомним, что до 2015 года пенсионеры могли похвастаться более существенной льготой, а именно – могли не платить имущественный налог на все объекты недвижимости, находящиеся в их собственности.

Отныне, если у пенсионера в собственности имеются несколько квартир, домов, хозяйственных сооружений, гаражей, то они обязаны выбрать один объект из каждой категории, на который получат льготу. Налоговую инспекцию граждане должны уведомить о своем решении до 1 ноября, если уведомление не поступит, то освобождение от налога будет действовать на объект с наибольшей суммой налогообложения. Данная мера призвана пресечь действия некоторых граждан по переписыванию имущества на пожилых родственников с целью избежать уплаты налога.

Налоговые льготы пенсионерам

Налоговым кодексом России (НК РФ) и другими законами для российских пенсионеров предусмотрен перечень налоговых льгот. Они устанавливаются федеральными законами, а также на уровне региональных и местных властей. Некоторые льготы положены только для работающих пенсионеров (например, стандартный вычет по НДФЛ на детей), а другие действуют для всех категорий — и работающих, и не работающих (как, например, освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество).

В общем случае граждане пенсионного возраста могут рассчитывать на следующие основные виды льгот:

  • вычеты НДФЛ на детей, лекарства, при покупке недвижимости (например, квартиры);
  • льготы по уплате различных видов налогов:
    • льготное налогообложение по земельному, транспортному налогу;
    • освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество;
    • частичное освобождение от уплаты НДФЛ;
  • другие льготы, предоставляемые местными органами власти.

Налоговый вычет для пенсионеров

Граждане РФ, которые получают доходы, облагаемые налогом по ставке 13%, при определенных обстоятельствах могут получить налоговый вычет. Такая возможность предусмотрена и для пенсионеров, которые уплачивают (или уплачивали в течение последних трех лет) подоходный налог.

Можно выделить следующие виды налоговых вычетов:

  • стандартный (например, на ребенка);
  • имущественный (при покупке дома, квартиры, и т.д.);
  • социальный (на покупку лекарств, обучение и т.п.);
  • инвестиционный (по операциям с ценными бумагами и проч.).

Право на указанные вычеты имеют только официально работающие пенсионеры — т.е. те, которые в настоящее время уплачивают из заработной платы НДФЛ.

Льготы по налогам для пенсионеров

В соответствии с действующим налоговым законодательством, гражданам могут быть предоставлены определенные налоговые льготы, которые устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном и местном уровне. Поэтому для их получения необходимо в первую очередь уточнить, к какой категории относится налог (федеральный, региональный или местный), а также выяснить, предоставляется ли он в субъекте проживания гражданина (если это региональный или местный налог).

Федеральные льготы

Из льгот, предусмотренных федеральными законами, можно выделить следующие:

  1. Льготное налогообложение в отношении недвижимого имущества. Граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ освобождаются от уплаты налога на один объект каждого вида из следующих категорий:
    • квартира (комната);
    • жилой дом;
    • гараж (машино-место) и т.п.;
    • сооружения и постройки хозяйственного назначения площадью менее 50 кв. метров, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства и огородничества или для индивидуального жилищного строительства (ИЖС);
    • помещения и сооружения, используемые для осуществления гражданином профессиональной творческой деятельности (ателье, студии, творческие мастерские, помещения для музеев, галерей и библиотек и т.д.).
  2. Освобождение от уплаты НДФЛ. Согласно п. 2 ст. 217 НК РФ, от налогообложения освобождаются следующие виды доходов физических лиц, получателями которых являются пенсионеры:
    • страховая пенсия, а также фиксированная выплата к ней;
    • пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в том числе социальные);
    • накопительная пенсия;
    • социальные доплаты к пенсиям, установленные законодательством России и субъектов РФ.

Региональные и местные льготы

Законодательством, утвержденным на региональном или местном уровне, могут также устанавливаться определенные льготы — например, по транспортному и земельному налогу. Но поскольку субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать перечень лиц, к которым применяется льготное налогообложение, уточнить, положены ли они пенсионеру, проживающему в конкретном регионе страны, можно в отделении Федеральной налоговой службы (ФНС) по месту жительства.

  • в Москве от уплаты транспортного налога освобождены следующие категории пенсионеров:
    • которые являются Героями Советского Союза или РФ;
    • ветераны или инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий;
    • инвалиды I или II групп;
    • имеющие легковой автомобиль мощностью до 70 л.с.;
    • родитель (опекун, попечитель, усыновитель) ребенка-инвалида;
    • родитель (усыновитель) в многодетной семье;
    • и т.п.
  • в Санкт-Петербурге региональные льготы по уплате транспортного налога предоставляются пенсионерам из следующих категорий:
    • Герои Советского Союза или РФ, Герои Социалистического труда;
    • ветераны или инвалиды ВОВ;
    • инвалиды боевых действий;
    • инвалиды I или II групп;
    • граждане, подвергшие воздействию радиации на Чернобыльской АЭС;
    • пенсионеры, имеющие легковой автомобиль мощностью до 150 л.с. отечественного производства (до 1991 года)
    • и т.д.

Разъяснение налоговых льгот по имуществу для пенсионеров

Право выхода на пенсию при достижении определённого возраста или по обстоятельствам, которые государство посчитало достаточными для предоставления гражданину заслуженного отдыха, является социальным завоеванием трудящихся всего мира. В каждой стране свой возраст выхода на отдых и везде разные системы пенсионного обеспечения. Есть государства, где старость не обеспечивается, но таковых немного.

Виды пенсионных гарантий

В процессе трудовой деятельности каждая профессия имеет свои особенности, приводящие к потере трудоспособности в том или ином возрасте. Иногда возникает необходимость государственного обеспечения гражданина в возрасте, далёкого от пенсионного. При утрате трудоспособности или получении инвалидности с детства он тоже считается пенсионером. Поэтому пенсионеры бывают:

В предлагаемой статье рассматриваются налоговые льготы для пенсионеров, получающих социальную помощь по достижению пенсионного возраста. Правом выхода на пенсию в России обладают граждане в возрасте мужчины в 60 и женщины в 55 лет. При этом общий трудовой стаж для них соответственно должен быть 25 и 20 лет.

Это относится для жителей всей страны, за исключением людей, работающих на Севере и в местности, приравненной к условиям Крайнего Севера. В связи с удалённостью территорий и суровым условиям жизни, этим категориям работников пенсионный стаж значительно снижен.

Налоговые льготы для пенсионеров по возрасту

Пенсионер по возрасту теряет большую часть своего материального обеспечения с выходом на отдых, но в целях облегчения его финансового положения государство предоставляет ряд льгот, важнейшими из которых являются льготы по налогам для пенсионеров. К ним относятся:

  • налог на имущество для пенсионеров;
  • земельный налог;
  • транспортный налог.

Налог на имущество

Налог на имущество включает объекты недвижимого имущества. На сегодняшний момент действует закон, по которому пенсионеры полностью были освобождены от уплаты налога на недвижимость, если она зарегистрирована на пенсионера по возрасту. Недвижимостью считается имущество пенсионера, которое стоит на земле и зарегистрировано в Росреестре с выдачей свидетельства о праве собственности:

  • отдельно стоящий дом как в городе, так и в сельской местности;
  • квартира или комната с местами общего пользования;
  • гаражи и дачи.

Не пользуется льготами налогообложения пенсионер, имеющий в собственности владение, оцениваемое свыше 300 миллионов рублей.

Для того чтобы льгота была предоставлена, надо заявить о своём праве в налоговые органы, предоставив заявление и документы на собственность для ознакомления и сверки данных.

В соответствие новому закону «Налога на имущество» в ближайшем будущем будет введено новое исчисление этого налога и предоставление льгот по нему. Так, исчисление суммы будет производиться по кадастровой стоимости владения, которая мало отличается от рыночной. Кадастровая оценка недвижимости ещё продолжается, поэтому и налог ещё не введён.

Каждый пенсионер, владеющий недвижимостью, может иметь льготы только на одну единицу объектов разного типа. То есть он может иметь льготу на загородный дом, квартиру, гараж, дачу. Из имеющихся в его собственности нескольких однотипных объектов он должен выбрать по одному и подать заявление в налоговую инспекцию о снятии с налогообложения именно перечисленное имущество.

К мерам поддержки пенсионера относятся и налоговые вычеты при покупке или постройке недвижимого объекта после выхода на пенсию и неработающего гражданина. В это время уже нет налоговых отчислений. Но, если пенсионер купил недвижимость сразу после выхода на пенсию, он может подать ходатайство на вычет с соответствующими правоустанавливающими документами и ему вернут налоговые отчисления, сделанные за последние три года от момента обращения. Но сумма не должна превышать два миллиона или стоимости имущества.

Земельный налог

Этот вид налогов берётся с кадастровой оценки земли. Если участок не внесён в кадастр, то налоговое обложение его неправомерно. Единственными льготниками по федеральному закону, которые полностью освобождаются от налоговых выплат за пользование земельными угодьями, являются малочисленные и вымирающие районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. При этом земля представляется им для этнографического образа жизни, оленеводства и охотничьих угодий.

Уменьшением налогооблагаемой базы на сумму 10000 рублей по Федеральному закону пользуются Герои Советского Союза и России и Кавалеры ордена Славы всех степеней, инвалиды общих заболеваний I группы и все другие категории инвалидов, а также подвергшиеся радиационному облучению по разным случаям и получившие иное воздействие, непоправимое для здоровья.

В других случаях о льготах по земельному налогу необходимо узнавать в местных фискальных органах, так как этот сбор регулируется в регионах своими законодательными актами.

Транспортный налог

Налог на транспорт на федеральном уровне не предусматривает никаких категорий льготников. Однако, в каждом регионе разработаны местные акты, по которым льготы для пенсионеров существуют. Так, в Санкт-Петербурге пенсионеры освобождаются от налога на транспортное средство при мощности двигателя меньше 150 л. с., а в Москве налог платится всеми категориями жителей полностью.

Средства не облагаемые налогом

Одной из льгот для пенсионеров являются материальные поступления, которые не подлежат обложению налогами. Сама пенсия, как социальное пособие, выплачивается в полном объёме и не входит в налогооблагаемую базу. Если пенсионеру положены выплаты от предприятия, направленные на его поддержку, они тоже не облагаются налогом при уровне ниже 4000 рублей.

Выделенные за счёт предприятия путёвки на санаторно-курортное лечение и подарки к памятным датам не могут входить в налогооблагаемую базу. Средства, выделенные на лекарственное обеспечение в размере не превышающем 4000 рублей также выдаются без налогового вычета.

Другие льготы для пенсионеров

Важнейшим из показателей заботы государства о своих гражданах является обеспечение каждого пенсионера уровнем не ниже прожиточного минимума. Так, если гражданин получает пенсию ниже установленного прожиточного минимума в регионе, он будет получать доплаты, компенсирующие недостачу. Кроме того, ему обеспечены и другие меры социальной поддержки, о которых будет рассказано в дальнейшем.

Субсидия на услуги ЖКХ и энергообеспечения

Одинокие пенсионеры, занимающие жилищную площадь, соответствующую нормативам региона и неработающие могут рассчитывать на субсидию. Так называется помощь государства малоимущим гражданам в оплате услуг ЖКХ. При этом, условием оказания такой помощи является процентное выражение суммы оплаты от доходов и остаток не должен быть ниже прожиточного минимума.

В каждом регионе устанавливается свой показатель порога бедности, ниже которого человек нуждается в субсидировании оплаты услуг за жильё. Условием назначения субсидии является отсутствие задолженности по квартплате и подтверждение материальной необеспеченности через полгода.

Меры социальной поддержки одиноким пенсионерам

Предусмотрены льготы для пенсионеров связаны с возможностью передвижения по стране с целью отдыха. Для жителей Севера и приравненных к нему местностей один раз в два года можно съездить в любое место на лечение и отдых в пределах страны с возмещением стоимости билетов. Предоставленные документы, подтверждающие пребывание и отдых, а также проездные билеты сдаются в пенсионное отделение для последующей компенсации стоимости перемещения.

Все пенсионеры могут воспользоваться льготным санаторно-курортным восстановлением здоровья по медицинским показателям. Льготным для пенсионеров станет бесплатное обследование на всех новейших медицинских приборах при обязательной диспансеризации.

Одинокие и престарелые люди могут получить льготный для пенсионеров уход с постоянным посещением социального работника с доставкой продуктов и уборкой квартиры. Для таких граждан льготой и выходом является помещение в стационарный пансионат для оказания им постоянной помощи и опеки.

Льготой пенсионерам станет и пребывание в дневном социально-медицинском учреждении, где пенсионеры принимают оздоровительные процедуры и общаются между собой. То есть адаптация в общество этого слоя населения приветствуется государством.

Льготы для работающих пенсионеров

Оформивший пенсию гражданин совершенно не обязан тотчас увольняться с работы. У него есть право на продолжение трудовой деятельности и параллельно получать заслуженную выплату. Возрастной ценз не влияет и при устройстве на работу после отдыха в течение ряда лет. Критичным будет только вопрос, способен ли гражданин быть полезным на занимаемом рабочем месте.

Льготами пенсионерам является возможность к ежегодному положенному отпуску использовать ещё две недели отпуска за свой счёт, или брать эти дни в любой другой период. Другим правом пенсионера является увольнение без отработки в день подачи заявления. Кроме того, за каждый год работы с официальной заработной платой увеличивается размер пенсии за счёт отчислений в пенсионный фонд работодателем.

Льготы на налоги при льготной пенсии

Во всех программных документах государственных органов власти, касающихся реформирования пенсионной системы Российской Федерации, к одной из основных задач отнесена реформа льготного пенсионного обеспечения.

Современным пенсионным законодательством предусмотрен широкий круг пенсионных льгот:

  • снижение возраста, дающего право получения пенсии на общих основаниях;
  • снижение необходимого страхового стажа;
  • включение периодов, не связанных с трудовой деятельностью, в страховой стаж;
  • установление пенсии независимо от возраста и общего страхового стажа при определенной продолжительности некоторых видов профессиональной деятельности (выслуга лет);
  • повышение размеров пенсии.

Пенсионный возраст при льготном пенсионном обеспечении имеет непосредственную связь со специальным трудовым стажем. Например, специальный стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах предусматривает более ранний возраст выхода на пенсию, чем на работах с тяжелыми условиями труда. Для вышеперечисленных работников (Список №1 и Список №2) установлена норма, когда граждане, имеющие не менее половины специального стажа, могут уйти на пенсию с уменьшением возраста, предусмотренного при назначении пенсий на общих основаниях.

Пенсионер может иметь право как на один из видов перечисленных льгот, так и на их сочетание. Предоставление указанных льгот различается по трем основаниям: по условиям труда, по медико-биологическим признакам и по региональным факторам. Льготы могут предоставляться либо по одному из этих оснований, либо по сочетанию нескольких.

Основная функция пенсии — компенсация утраченного заработка. Пенсия является видом материального обеспечения, предоставляется в денежной форме нетрудоспособным лицам. Старость предполагает наступление нетрудоспособности, что закреплено правом в виде общеустановленного пенсионного возраста.

Однако законодатель не связывает возникновение права на пенсию по старости с наступлением старости в ее биологическом понимании. Достижение пенсионного возраста в праве именуется старостью, хотя в действительности она наступает гораздо позже. Большинство лиц предпенсионного и пенсионного возраста, особенно в первые годы после выхода на пенсию, вполне трудоспособны. Сам по себе возраст не может служить абсолютным критерием определения временных параметров трудоспособности.

Таким образом, пенсии по старости связываются не с обеспечением лиц, ставших нетрудоспособными в связи с наступлением старости, а с обеспечением лиц, достигших определенного возраста, имеющих установленный трудовой стаж и приобретших в связи с этим право на пенсию.

Особенность льготной пенсии состоит в том, что право на нее предоставляется безотносительно к фактическому состоянию условий труда и степени утраты трудоспособности работником.

Закон также признает, что при выполнении трудовых функций в определенных неблагоприятных условиях предположительная нетрудоспособность может наступить в более раннем возрасте. Льготная пенсия призвана компенсировать утраченный заработок вследствие такой нетрудоспособности. В этом проявляется ее экономическая функция.

В экономической литературе высказывается мнение о том, что льготная пенсия выполняет еще две функции: здравоохранительную, которой должен отдаваться бесспорный приоритет, и стимулирующую. Первая, способствуя выводу из определенных сфер производства работников в более раннем возрасте, направлена на сохранение их здоровья. Вторая, в свою очередь, заключается в привлечении рабочей силы к выполнению трудовых функций, сопряженных с неблагоприятными факторами. К таким факторам помимо опасных и вредных условий труда, относятся также определенные климатические условия, к примеру, работа на Крайнем Севере, в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Однако в настоящее время условия предоставления льготной пенсии стимулируют продолжать выполнение работы, которая может привести к возникновению профессионального заболевания. Так при работе с некоторыми веществами и инструментами необратимые изменения в организме человека, как правило, наступают через пять, а то и менее лет работы, тогда как для получения льготной пенсии необходимо иметь более продолжительный специальный трудовой стаж. В этом случае, на наш взгляд, здравоохранительная функция пенсионной льготы не активна. Там же, где условия труда не сопряжены с опасностью для здоровья, не должно быть и льготных пенсий. Это должно стать общим правилом.

Здоровье человека носит сугубо индивидуальный характер, поэтому законодательно, на наш взгляд, не следует запрещать продолжение работы во вредных и опасных условиях труда тем лицам, которые уже имеют право на получение льготной пенсии. Однако льготную пенсию им при этом выплачивать не следует. Такого стимула к работе в неблагоприятных условиях быть не должно.

Общая численность пенсионеров — льготников достигла к 2003 году 9,4 млн. человек (табл. 1). Из них 52,1% пенсий предоставлялись в связи с особыми условиями труда, 20,2% в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 7,4% по выслуге лет, 19,2% на льготных основаниях,1,1% участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Масштабы предоставления таких льгот не имеют аналогов в мировой практике.

Таблица 1. Сведения о численности пенсионеров РФ (млн. человек)

Всего пенсионеров, получающих трудовые пенсии

из них по старости

на льготных основаниях

в связи с особыми условиями труда

в связи с работой на Крайнем Севере

в связи с радиационными авариями и катастрофами

Основным видом льготных пенсий являются пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Характерно, что рост числа лиц, выходящих на пенсию по Списку №1, превышает рост численности пенсионеров по Списку №2. В настоящее время на рабочих местах, дающих право на эти пенсии, занят каждый пятый работник промышленности.

Число получателей льготных пенсий непрерывно растет как в абсолютном, так и в относительном выражении. За 8 лет — с 1994 по 2002 годы их численность увеличилась в общей численности пенсионеров с 20,27% до 24,62 %.

Объем финансовых затрат на выплаты льготных пенсий за 2001 год составил 29,7% бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенного на финансирование выплат пенсий. Если быть более точными, то необходимо учитывать расходы на выплату досрочных пенсий только до достижения пенсионерами общеустановленного пенсионного возраста. К сожалению, вышеприведенная статистка ведет подсчет пенсионеров по видам пенсий без учета их возраста.

Для расчетов воспользуемся данными за 2002 г. о распределении численности пенсионеров по полу и возрасту в разрезе видов пенсий в Кабардино-Балкарской Республике. Проведенные расчеты показывают, что расходы на выплату льготных пенсий до достижения общеустановленного возраста составляют 8% при среднемесячной сумме выплат 26623,66 тыс. рублей. Среди работающих пенсионеров — льготников каждый второй мужчина и каждая третья женщина моложе общеустановленного возраста выхода на пенсию. Полученные в ходе анализа данные мониторинга состава и численности пенсионеров КБР позволили осуществить предварительную оценку фактического среднего возраста выхода на пенсию в 2002 году. Пенсии в связи с особыми условиями труда назначаются в среднем мужчинам в 53 года, женщинам в 48 лет.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что «льготы» в пенсионном обеспечении из «исключений», предоставляемых ограниченному числу лиц, превратились в «правило» досрочного назначения пенсии. Чем больше по объему или большему числу лиц предоставляются льготы, тем более они обременительны для общества и все более утрачивают свое первоначальное назначение. Льгота, превратившаяся в общую норму или правило, становится неэффективной.

Одна из основных причин, объясняющая тенденцию роста числа пенсионеров — льготников, на наш взгляд, состоит в том, что действующим законодательством не предусмотрен механизм дополнительной оплаты их пенсий. При любом количестве занятых на рабочих местах, дающих право на льготную пенсию, тариф страховых взносов один и тот же. Работодатели, используя эту ситуацию, без особых проблем решают вопросы укомплектования рабочей силой производств с тяжелыми и вредными условиями труда, не принимая мер по улучшению условий труда.

Другой причиной являются социально — демографические изменения, происходящие в нашей стране. С одной стороны, происходит старение населения, молодежь неохотно идет на тяжелые и вредные работы (в основном молодежь из производственной сферы переходит в сферу услуг). С другой стороны, в условиях падения производства и роста безработицы люди стараются сохранить свои рабочие места. Все большее количество работников вырабатывает полностью необходимый специальный стаж, дающий право на пенсионные льготы.

Льготное пенсионное обеспечение в существующем сегодня виде могло нормально функционировать только в социалистической системе при широко развитых фондах общественного потребления. В экономике стремящейся к развитым рыночным отношениям мы считаем недопустимым существующую практику установления привилегий одним категориям застрахованных за счет других.

Повысить уровень материального обеспечения большинства пенсионеров без привлечения дополнительных источников финансирования, вне рамок государственной пенсионной системы, в ближайшие годы сложно. Поэтому поиск и нормативное закрепление этих источников для отдельных категорий работников является чрезвычайно важным условием успешной реализации пенсионной реформы в России.

Основанием для установления льготных пенсий по условиям труда является принадлежность работника к профессии, включенной в списки, дающие право на досрочный выход на пенсию. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Почти 60% рабочих мест приходится на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом по оценкам специалистов, примерно 30% включенных в списки рабочих мест могут иметь относительно нормальные условия труда.

Программой пенсионной реформы предусматривается трансформировать досрочные пенсии, назначаемые в связи с неблагоприятными условиями труда, в отдельную категорию пенсионного обеспечения — профессиональную пенсионную систему (ППС). Деятельность ППС строится на накопительном принципе: сколько в пользу работника сформировано пенсионных накоплений, такова и будет льготная пенсия.

Обязательная профессиональная система создается работодателем либо с участием Пенсионного Фонда РФ, либо по его выбору, с участием уполномоченного НПФ, по согласованию с работниками предприятия.

Необходимым условием успешной реализации положений Программы пенсионной реформы о переходе к обязательным профессиональным системам является анализ текущей ситуации, сложившейся на предприятиях различных отраслей. Финансово-экономическое положение большинства предприятий не дает оснований для повышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда без соответствующих компенсационных мероприятий. Программа в качестве компенсационных мер предусматривает синхронизацию введения дополнительных тарифов страховых взносов со снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда по другим видам налогов и обязательных платежей.

Однако даже в случае реализации этих мер многие предприятия со значительным удельным весом льготников и низким уровнем оплаты труда не смогут воспользоваться налоговыми льготами для улучшения своего финансового положения, увеличения оборотных средств, снижения кредиторской задолженности, расширения инвестиционных возможностей, если при этом общая величина налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с учетом введения дополнительных страховых взносов сохранится на прежнем уровне. Это, безусловно, повлияет на конкурентоспособность продукции таких предприятий, их положение на рынке и отрицательно скажется на динамике финансово-экономических показателей.

Многие предприятия имеют задолженность по платежам, а также по заработной плате работникам, что может стать серьезным препятствием для их участия в финансировании ППС, поскольку обязательные дополнительные расходы на уплату пенсионных взносов приведут к нарастанию задолженности.

Если снижение общей налоговой нагрузки на фонд оплаты труда окажется недостаточным для введения дополнительных страховых взносов в ППС, налоговая нагрузка на фонд заработной платы в итоге возрастет, соответственно возрастут издержки производства продукции. В ряде случаев, главным образом на предприятиях топливно-энергетического комплекса, это приведет к удорожанию продукции, прежде всего для потребителей энергии других отраслей на внутреннем рынке.

Предварительные оценки свидетельствуют о том, что большинство оборонных предприятий не смогут компенсировать увеличения затрат в связи с введением обязательных взносов в ППС в рамках сложившихся цен на свою продукцию. Рост затрат на оборонную и другие виды продукции, производимые по государственному заказу, и соответствующее повышение цен потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета или сокращения государственных закупок, в том числе по оборонному заказу. Увеличение цен, кроме того, вызовет дополнительный рост налоговой нагрузки по налогам, расчетной базой которых является объем реализации.

У большинства предприятий, которые будут иметь высокие издержки по финансированию обязательных ППС, произойдет дальнейшее снижение конкурентоспособности продукции, возникнут дополнительные трудности с ее сбытом, которые могут привести к спаду производства и соответствующему ухудшению показателей финансово-хозяйственной деятельности, а возможно, и к банкротству некоторых предприятий. Такое развитие событий весьма вероятно для многих предприятий химического комплекса.

Отсутствие у многих предприятий достаточных средств для модернизации производства и улучшения условий труда может привести к неконтролируемому сокращению рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и занятых на них работников. Безусловно, будет иметь место и сокращение числа льготников за счет отмены неоправданно предоставляемых льгот и соответствующая относительная экономия расходов работодателей.

Не исключено, что переход к обязательному профессиональному пенсионному страхованию может столкнуться и с другими проблемами и сложностями как экономического, так и социального характера.

В связи с вышеизложенным, при формировании законодательной базы и проведения организационной работы по созданию ППС, при моделировании проектируемых условий и норм деятельности ППС требуется использование дифференцированных подходов для предприятий различных отраслей, имеющих соответственно различные финансово-экономические параметры.

Далее считаем логичным, рассмотреть льготы по уплате страховых взносов. Статьей 238 Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы по единому социальному налогу, при этом в статье 10 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» сказано, что объект начисления страховых взносов такой же, как база и объект для единого социального налога. Объект налогообложения определен в статье 236 Налогового кодекса РФ. В статье 238 Налогового кодекса перечислены выплаты, которые не подлежат налогообложению. Таким образом, объект и база налогообложения определяются тремя статьями: 236, 237, 238. Льготы, предусмотренные статьей 239 Налогового кодекса РФ, не относятся ни к базе, ни к объекту налогообложения. Это область самостоятельного регулирования правовых отношений с налогоплательщиками в силу статей 17 и 52 Налогового кодекса.

В статье 239 Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы для организаций любых организационно — правовых форм собственности, в которых работают лица, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 1, 2, 3 степени (инвалиды). Так, на выплаты работающих в этих организациях инвалидов не начисляется единый социальный налог. При этом сохраняется право на базовую часть трудовой пенсии, которая финансируется за счет социального налога, перечисляемого другими организациями в федеральный бюджет. Таким образом, предоставляя льготы по уплате единого социального налога, государство не лишает инвалидов, работающих в организациях любых организационно — правовых форм, права на получение базовой части трудовой пенсии, поскольку статьей 34 Закона о социальной защите инвалидов определено, что государство гарантирует им освобождение от налогов.

Аналогичная норма распространяется и на общественные организации инвалидов, которые полностью освобождены от уплаты единого социального налога независимо от того, кто там работает: здоровые люди или инвалиды. Общественные организации имеют хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественной организации инвалидов, сеть учреждений культуры, здравоохранения. У Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, к примеру, имеются свои школы для детей с нарушением слуха или зрения, средние технические образовательные учреждения, клубы, медицинские учреждения. Освобождение общественных организаций инвалидов от уплаты страховых взносов автоматически лишает всех работающих там граждан (не только инвалидов), страховой и накопительной частей трудовых пенсий. Поэтому на наш взгляд, будет правильным ввести уплату социального налога с выплат, получаемых в этих организациях лицами, не относящимися к категории инвалидов.

Рассмотрим другую категорию застрахованных лиц, которые в силу возникшей правовой коллизии пока не могут реализовать своего конституционного права на пенсию. Речь идет о работниках гаражно — и жилищно — строительных кооперативов, садово — огородных товариществ. Согласно статье 238 Налогового кодекса РФ на выплаты, начисленных в пользу указанных лиц, единый социальный налог не платится. При этом в статью 239 НК РФ, регламентирующую льготы по налогообложению, эти организации не включены. Но так как база по единому социальному налогу и страховым взносам одна, то эти выплаты не включаются и в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, у работников перечисленных организаций нет выплат, на которые начисляются страховые взносы, т.к. вся заработная плата им выплачивается из членских взносов. Кроме того, вышеперечисленные кооперативы и товарищества заключают договора гражданско — правового характера, вознаграждения по которым оплачиваются из членских взносов. С заработной платы лиц, которые работают по гражданско — правовым договорам, также не начисляется единый социальный налог.

По действующим нормам пенсионного законодательства базовая часть пенсии гарантирована всем. Для получения трудовой пенсии по старости одним из необходимых условий является наличие 5 лет страхового стажа, в течение которого гражданин осуществлял трудовую либо иную деятельность и за него уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Лица, не имеющие страхового стажа и за которых не уплачивались страховые взносы, даже если они работают, будут иметь право только на получение социальной пенсии, при оставлении работы, которая равна размеру базовой части трудовой пенсии по старости и назначается на пять лет позже общеустановленного пенсионного возраста (60 и 65 лет, соответственно для женщин и мужчин). Поэтому на наш взгляд, необходимо внести изменения в действующее законодательство, исключив гаражно — и жилищно — строительные кооперативы, садово — огородные товарищества из статьи 238 НК.

  Административное нарушение на условном сроке