Кто имеет право на сдачу егэ

Основные сведения о ЕГЭ

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).

При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.

ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).

Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов.

На территории Российской Федерации ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (ОИВ).

За пределами территории Российской Федерации ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.

К ЕГЭ как форме ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

Вправе добровольно сдавать ГИА в форме ЕГЭ:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды по образовательным программам среднего общего образования;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в 2014 — 2018 годах в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Имеют право участвовать в ЕГЭ:


  • выпускники прошлых лет (лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
  • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет.

Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования. Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).

ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам:

  • Русский язык
  • Математика (базовая и профильная)
  • Физика
  • Химия
  • История
  • Обществознание
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  • Биология
  • География
  • Иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский языки)
  • Литература

Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику базового либо профильного уровня. Другие учебные предметы ЕГЭ выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору для поступления в образовательные организации высшего образования.

Для иных категорий участников выбор предметов должен зависеть от планируемой специальности (направления подготовки) для продолжения образования в образовательных организациях высшего образования. Перечень вступительных испытаний в вузах по каждой специальности (направлению подготовки) определен соответствующим приказом Минобрнауки России.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.

Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.

С документами, регламентирующими структуру и содержание КИМ (кодификаторами, спецификациями), а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету, можно ознакомиться в разделе «Демонстрационные варианты ЕГЭ».

КИМ включают в себя задания с кратким и развернутым ответами.

При проведении ЕГЭ по иностранным языкам в состав экзамена включен раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители. Выбор участником ЕГЭ данного раздела является добровольным.

Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений.

Факт опубликования КИМ в Интернет свидетельствует о наличии признаков следующих правонарушений:

  1. Разглашение информации ограниченного доступа, к которой относятся КИМ (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 11 статьи 59 федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  2. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной итоговой аттестации (статья 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ

При проведении ГИА в форме ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) используется стобалльная система оценки.

По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов, преодоление которого подтверждает освоение образовательной программы среднего общего образования.

По завершении проверки экзаменационных работ председатель ГЭК рассматривает результаты ЕГЭ по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.
Утверждение результатов ЕГЭ осуществляется в течение 1 рабочего дня с момента получения результатов проверки экзаменационных работ.
После утверждения результаты ЕГЭ в течение 1 рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям для ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ.

Ознакомление обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ЕГЭ.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.

Обучающиеся подают апелляцию в письменной форме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, которой они были допущены в установленном порядке к ГИА.

Выпускники прошлых лет и другие категории участников ЕГЭ подают апелляцию в письменной форме в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, а также в иные места, определенные регионом.

Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему, бумажных свидетельств о результатах ЕГЭ не предусмотрено.

Срок действия результатов — 4 года, следующих за годом получения таких результатов.

Если участник ЕГЭ (выпускник текущего года) получит результат ниже установленного минимального количества баллов по одному из обязательных учебных предметов, он имеет право на повторную сдачу в дополнительные сроки, предусмотренные единым расписанием.

В случае если участник ЕГЭ (все категории) не получает минимального количества баллов ЕГЭ по выборным предметам, пересдача ЕГЭ для таких участников ЕГЭ предусмотрена только через год.

Как досрочно сдать ЕГЭ, ОГЭ или ГВЭ

1. Кто может сдавать экзамены на досрочном этапе?

Обучающиеся 9 классов, которые полностью освоили учебный план, не имеют академических задолженностей и получили допуск от педагогического совета школы, имеют право досрочно пройти ОГЭ, ГВЭ, если у них нет возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти экзамены в основной период.

В досрочный период сдать экзамены могут выпускники 11 классов, которые полностью освоили учебный план, не имеют академических задолженностей, получили зачет за итоговое сочинение (изложение) и допуск от педагогического совета школы; выпускники прошлых лет, обучающиеся по программам среднего профессионального образования, обучающиеся иностранных образовательных организаций.

2. Что нужно, чтобы досрочно сдать ЕГЭ, ОГЭ или ГВЭ?

Для участия в ГИА в досрочный период нужно подать заявление. Сроки подачи заявления на участие:

  • ЕГЭ, ГВЭ — до 1 февраля включительно;
  • ОГЭ, ГВЭ — до 1 марта включительно.

Для подачи заявления необходимы следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • документ об образовании (для выпускников прошлых лет);
  • заключение ЦПМПК и/или справка, подтверждающая факт установления инвалидности — для организации специальных условий при проведении ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, итогового сочинения (изложения).

3. Как узнать результаты досрочно сданных экзаменов?

Если вы сдавали экзамены на досрочном этапе, то можете узнать их результаты так же, как и выпускники, сдававшие их на основном этапе:

  • на официальном сайте Мэра Москвы. Для этого нужно указать номер вашего паспорта и код регистрации на экзамене;
  • лично в своей школе;
  • в отделении Регионального центра обработки информации (РЦОИ), где вы подавали заявление на сдачу ЕГЭ (для выпускников прошлых лет).

Подробнее о том, как узнать результаты экзаменов и пересдать их, вы можете прочитать в нашей инструкции.

Предупрежден — вооружен, или Как сдать ЕГЭ досрочно

Почему раньше других?

Чаще всего ЕГЭ досрочно сдают выпускники прошлых лет. Им экзамен нужен для поступления в вуз. В настоящее время все российские высшие учебные заведения при зачислении просят предоставить результаты ЕГЭ, которые считаются действительными в течение четырех лет, следующих за годом сдачи экзамена. Для того чтобы стать одним из тех счастливчиков, которые сдают экзамены раньше других и радуются результатам на пару месяцев раньше, достаточно не пропустить сроки подачи заявления и собрать все необходимые документы. Но обо всем по порядку.

  Договор дарения доли дома и доли земельного участка ребенку образец

Хочу быть одним из первых! Можно?

Для того чтобы экзамен могли сдать все желающие, его поделили на три этапа: досрочный, основной и дополнительный.

Досрочная сдача рассчитана в основном на выпускников прошлых лет – тех, кто хочет улучшить свои результаты ЕГЭ или тех, кто окончил школу до введения Единого госэкзамена. Выпускники этого года тоже могут сдать экзамены досрочно, но для этого педагогический совет школы должен дать допуск. Получить его можно при отсутствии академической задолженности и полном выполнении учебного плана.

Основной этап — для выпускников текущего года — проходит с 29 мая по 1 июля 2017 года.

В дополнительный экзаменационный период с 5 по 16 сентября сдать ЕГЭ по математике (базовый уровень) или русскому языку могут выпускники, которым не удалось набрать минимально необходимые баллы, то есть перейти порог, в мае — июне.

Главное требование, о котором нельзя забывать, — экзамен сдается один раз в год. Исключение составляют выпускники текущего года, не сдавшие ЕГЭ по русскому языку и математике (базовый уровень). Если вы не набрали минимальные баллы по одному из этих предметов, пересдать его можно в дополнительный период. По остальным предметам в случае неудачи попробовать свои силы можно будет только в следующем году.

Главное — не забыть паспорт

Для досрочной сдачи школьники подают заявление на участие в ЕГЭ в свою школу. Выпускникам прошлых лет необходимо подать заявление на участие в ЕГЭ в отделениях Регионального центра обработки информации Москвы (РЦОИ). Из документов понадобится паспорт и оригинал документа об образовании.

В заявлении нужно перечислить предметы, по которым вы планируете сдать экзамены. Для выпускников текущего года экзамены по русскому языку и математике (по любому из двух уровней) обязательны, остальные можно выбрать самостоятельно (чаще всего в зависимости от профиля вуза).

Паспорт будет нужен не только при подаче заявления, но и для допуска на сам экзамен — данные будут сверять со списком участников, который распечатывают из региональной информационной системы.

Вне зависимости от того, когда у вас будет экзамен, срок подачи заявлений один. В этом году досрочные ЕГЭ начались 23 марта и закончатся 14 апреля. Заявления нужно было подавать до 1 февраля 2017 года включительно. После этой даты рассматривались только заявления тех, у кого были уважительные причины, например по болезни. Прием заявлений прекращается за две недели до начала экзаменов.

ЕГЭ доступен всем

Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут принять участие в сдаче экзамена, в том числе досрочной. Для создания специальных условий при сдаче ЕГЭ нужно предоставить копию рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

В рекомендациях должны быть указаны специальные условия проведения экзамена, связанные с физическим состоянием и особенностями психофизического развития участника: присутствие на экзамене ассистентов, которые помогают людям с ОВЗ, использование необходимой для них техники и другое.

Выпускники прошлых лет с ограничениями по здоровью также должны приложить к заявлению оригинал или копию справки об инвалидности, которую выдает федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы (справка ФГУ МСЭ).

Продолжительность экзаменов для участников с ОВЗ увеличена на полтора часа (увеличение продолжительности устного экзамена по иностранным языкам на 30 минут).

Уточнить список документов и задать интересующие вопросы по приему заявлений от выпускников прошлых лет можно по единому телефону: 8 (499) 653-94-50.

Как узнать результаты?

Результаты ЕГЭ доступны личном кабинете на официальном портале Мэра Москвы Mos.ru.

На сайте Единого госэкзамена уже выложен график обработки работ, с его помощью можно узнать, когда станут известны результаты.

Предварительные данные будут доступны и с помощью специального сервиса «Результаты ЕГЭ». В поля формы необходимо ввести ваши фамилию, имя, отчество и код регистрации, под которым вы сдавали экзамен или номер документа. Как правило, это паспорт. Если результаты уже внесены в базу — вы их увидите.

По данным Рособрнадзора, всего в этом году сдавать ЕГЭ будут 747 тысяч человек. Из них 703 тысячи сдадут экзамен в основной период, а 44 тысячи — досрочно.

Для проведения досрочного этапа ЕГЭ в 2017 году оборудовано 25 экзаменационных пунктов. Один из них организован на дому для участника с ограниченными возможностями здоровья.

Тем, кто хочет попробовать свои силы

Те, кто хочет потренироваться в сдаче ЕГЭ, могут записаться на пробный экзамен с помощью мобильного приложения, которое разработал Московский центр качества образования. Приложение для iPhone можно скачать в AppStore или на сайте МЦКО.

Права школьников при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Что мне дозволено?

Эти два экзамена были учреждены с благой целью – уравнять шансы поступающих в ВУЗы, предотвратить распространение коррупции или вовсе искоренить её. Бесспорно, у ОГЭ и ЕГЭ немало преимуществ и из года в год работники системы образования проделывают немалую работу по усовершенствованию упомянутых нововведений. Тем не менее школьники и будущие абитуриенты подвергаются не меньшему стрессу, чем это было в прежние времена. Сами посудите, какое количество вопросов предусмотрено для каждого экзамена, насколько внимательным приходится быть школьникам при заполнении бланков. При этом сам тест требует напряженной умственной деятельности в течение 3-х часов в среднем при сдаче ЕГЭ, а таких экзаменов минимум три…

Права или обязанности?

Пока что ответственные организации, равно как и СМИ, умалчивают о правах школьников, напротив, от сдающих ОГЭ и ЕГЭ требуют не только знаний определенного предмета, но также предъявляют к ним немало требований, заставляют проходить металлодетектор, иногда даже прибегая к личному обыску. Что из этого законно, а что нет, и есть ли хоть какие-то права у школьников?

  • Уважительное отношение. Переступая порог аудитории, в которой запланировано написание ОГЭ или ЕГЭ, каждый ученик вправе рассчитывать на нейтральное вежливое обращение.
  • Металлодетектор, а также наблюдение – вот все меры контроля, которые могут применяться организаторами. Личный досмотр недопустим и противозаконен.
  • Индивидуальный комплект экзаменационных материалов должен быть запечатанным и полным, включая не только экзаменационные задания, но и бланки ответов. Всё должно быть хорошо отпечатано, без типографских ошибок, и учащиеся имеют полное право их проверить. Более того, сами организаторы рекомендуют осмотреть полученные материалы и сообщить о каком-либо несоответствии указанным критериям, прежде чем приступать к выполнению заданий.
  • Сдавая ОГЭ и ЕГЭ, каждый школьник имеет право на инструктаж, после которого организатор обязан разъяснить то, что оказалось непонятным.
  • Учащиеся вправе рассчитывать на помощь организаторов при заполнении формальной части бланков.

  • Проведение государственных экзаменов предполагает равные условия для всех участников, поэтому никто не должен проносить мобильный телефон, наушники, шпаргалки и любые запоминающие устройства. В некотором роде тестирование является соревнованием и каждый школьник заслуживает того, чтобы оно было честным и справедливым.
  • Участникам экзамена могут использовать материальное обеспечение, разрешенное по отношению к конкретному предмету (линейку, калькулятор, транспортир и т.д.).
  • Во время написания экзамена учащийся может отлучиться из аудитории, правда, при сопровождении и временно сдав бланки.

  • Школьники имеют право на непредвзятое отношение и анонимность при проверке работ, если же возникает подозрение в обратном, предусмотрена процедура апелляции.
  • Работы могут быть сданы досрочно, но этим правом участники ОГЭ и ЕГЭ пользуются крайне редко, предпочитая ещё раз проверить правильность своих ответов.

Следует также упомянуть о том, что никто не застрахован от случайностей и если, совсем как в фильме, кто-то из выпускников накануне ЕГЭ вдруг упал, а когда очнулся – обнаружил гипс, есть возможность написать тест прямо в палате. Для этого нужно обратиться к администрации больницы, которая организуем мобильный пункт сдачи экзамена и не придется терять целый год. Тем более, за год есть риск что-то позабыть, с другой стороны – это шанс лучше подготовиться. Решать вам.

Кто и как может сдать ЕГЭ и ОГЭ досрочно?

Кто и при каких условиях может сдавать ЕГЭ и ОГЭ досрочно

По желанию выпускников ЕГЭ и ОГЭ, при наличии достаточных оснований может проводиться досрочно. Для этого обязательно на момент сдачи ГИА успешно пройти промежуточную аттестацию и иметь допуск к сдаче ГИА. Порядок доспука к досрочной сдаче ГИА различается для разных категорий выпускников.

Выпускники 9-х классов могут быть допущены к досрочной сдаче ОГЭ только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.

26. Для обучающихся, не имеющих возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти ГИА в сроки, установленные в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящего Порядка, ГИА проводится досрочно, но не ранее 20 апреля, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком. (п. 26 Приказа Минобрнауки России от 25.12.2013 N 1394)

Выпускники 11-х классов могут быть допущены к досрочной сдаче ЕГЭ по желанию.

29. Для обучающихся ГИА по их желанию может проводиться досрочно, но не ранее 1 марта, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком. (п. 29 Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400)

Выпускники прошлых лет, имеющие на руках аттестат об окончании 11 классов, выпускники колледжей, либо учащиеся, получившие неудовлетворительные результаты по итогам ГИА прошлого года и вышедшие из школы со справкой, сдают ЕГЭ исключительно досрочно или в дополнительные сроки.

Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится досрочно, но не ранее 1 марта, и (или) в дополнительные сроки проведения ЕГЭ в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

Участие в экзаменах выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и соответствующего решения ГЭК. (п. 29 Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400)

  Налоговые льготы ветеранам труда в пермском крае

В 2018 году досрочный период для ЕГЭ был назначен с 21 марта по 11 апреля, для сдачи ОГЭ — с 20 апреля по 8 мая.

Как решить вопрос о сдаче ГИА в досрочный период

Учащиеся 9 класса дополнительно должны документально подтвердить, что сдавать экзамены в основной период они не могут по уважительной причине, такими уважительными причинами могут быть болезнь и необходимость прохождения курса реабилитации в основной и дополнительный период ОГЭ, переезд семьи на постояное место жительства в другую страну и другие исключительные случаи. К досрочной сдаче ОГЭ могут быть допущены выпускники 9 класса, получившие неудовлетворительные результаты по итогам ОГЭ прошлого года и имеющие на руках справку с результатами промежуточной аттестации.

Для сдачи ГИА в досрочный период учащимся 11 класса нужно написать заявление на имя директора школы, указав причину. Как правило, необходимость сдать ЕГЭ досрочно возникает:

  • если в мае-июне они будут находиться в санаториях и других медицинских учреждениях на лечебно-оздоровительных или реабилитационных программах;
  • если выпускники являются участниками соревнований, олимпиад или конкурсов, а срок состязаний или тренировок совпадает со сроком сдачи ЕГЭ в основном потоке. Такие соревнования и олимпиады могут быть как общероссийского уровня, так и международного;
  • если одиннадцатиклассники планируют переехать жить в другую страну после окончания школы. Отметим, что переезд может быть связан не только с эмиграцией, но и с планами продолжить образование по студенческой визе в иностранном ВУЗе;
  • если выпускникам вечерних школ в этом году предстоит отправиться на военную службу.

Достоинства досрочной сдачи ЕГЭ

Варианты ЕГЭ досрочного потока не являются более лёгкими, чем варианты для основного потока. Уровень сложности всех вариантов текущего года аналогичен. Однако

Больше времени на выбор ВУЗа

Одно из главных преимуществ досрочной сдачи ЕГЭ – это дополнительное время на принятие важного решения. Выпускники, которые сдали ЕГЭ досрочно, к концу апреля уже знают свои результаты, и могут рассчитать свои шансы на поступление в выбранный ВУЗ. Для этого подойдут дни открытых дверей и ярмарки образования. А в случае, если результаты экзаменов не радуют выпускника, то решение о том, куда поступать и какую профессию выбрать, не придётся принимать в спешке.

Немаловажным является и уменьшение предэкзаменационной суеты. Последние два месяца учёбы не будут проходить в таком напряжении, как у остальных учеников, сдающих ЕГЭ в основном потоке.

Более спокойная атмосфера на экзамене

Первая весенняя волна сдающих ЕГЭ несопоставимо меньше основного потока. Так, в 2017 году в досрочной сдаче приняли участие 26,5 тысяч человек, а в основном потоке – 703 тысячи. Отметим, однако, что в 2018 году на досрочно волну пришлась 41 тысяча выпускников. Но несмотря на то, что количество досрочников выросло, по сравнению с основным потоком их всё равно очень мало. Легко представить уровень накала нервно возбуждённых выпускников, собравшихся настолько массово в основном потоке. Досрочная волна в таком сравнении выглядит намного спокойнее: в больших городах в экзаменационных пунктах могут собраться всего несколько десятков человек, а менее малочисленных населённых пунктах – единицы. Не стоит забывать и о выпускниках прошлых лет, которые могли передумать и не явиться на экзамен в досрочную волну. Кроме того, поскольку именно выпускники прошлых лет составляют основную численность досрочной волны, атмосфера в аудиториях образуется мене напряжённая, ведь они в силу возраста более спокойно относятся к экзаменам. Возможность успокоиться на экзамене крайне важна для получения успешных результатов. Так же маленькое количество человек в аудитории сводит к минимуму предварительный инструктаж: сверку штрих-кодов, контроль заполнения бланков и прочее, что тоже уменьшает волнение.

Хорошая организация и комфортные условия

В 2018 году в досрочный период ЕГЭ сдавали около 41 тысячи человек, в основном это были выпускники прошлых лет. Поскольку сдающих было мало, было задействовано лишь 245 пунктов проведения экзаменов. Для маленького количества экзаменационных пунктов характерно удаление особого внимания всем организационным моментам. Поэтому в досрочный период практически не бывает технических проблем и организационных нарушений в обычно не встречается. Также мала вероятность столкнутьсяс нехваткой дополнительных бланков или, например, отсутствием в аудитории часов.

Для многих городов России характерно очень переменчивое лето. Поэтому сдавать экзамены в конце мая и июне может быть не очень комфортно физически. Если во время экзамена выдастся жаркий день, то в аудитории может стать довольно душно, а организаторы не всегда соглашаются открыть окна. В холодное лето можно столкнуться с обратной ситуацией – в июне давно уже выключено отопление, аудитории выстужены и холод тоже мешает сосредоточиться. Весной, в досрочный период сдачи ЕГЭ, температура в аудитории более предсказуема.

Быстрая проверка

Поскольку в досрочный период сдачи ЕГЭ проверяется меньшее количество работ, эксперты справляются с проверкой быстрее. Обычно работы проверяют 7-9 дней, но баллы могут быть опубликованы и на несколько дней раньше. При сдаче в основном потоке проверка работ занимает около двух недель.

Минусы сдачи ЕГЭ в досрочный период

Меньше времени на подготовку

Главным минусом досрочной сдачи ЕГЭ выступает меньшее количество времени на подготовку по сравнению с основным потоком. Наиболее важным недостатком это будет для одиннадцатиклассников, решивших сдать ЕГЭ досрочно. Это связано с тем, что некоторые темы школьного курса, включенные в программу ЕГЭ, могут изучаться в самом конце учебного года. Выпускникам придётся знакомиться с ними самостоятельно.

Неожиданность изменений в КИМ ЕГЭ

Как известно, каждый год варианты ЕГЭ изменяются. Поскольку досрочный период – это первая волна, на ней презентуются новые контрольно-измерительные материалы. Выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ в основном потоке, педагоги успеют подготовить к изменениям, ориентируясь на данные, опубликованные после досрочной сдачи. Такими данными выступают демо-версии ФИПИ и варианты, которые решали в досрочном потоке. Те, кто собирается сдавать экзамен весной, не могут рассчитывать на такую роскошь и должны быть готовы к неожиданностям.

Сложнее подготовиться

Выпускники, которые сдают экзамены в основном потоке, сдают сначала пробные ЕГЭ, которые проходят в конце учебного года. Из-за того, что досрочная волна сдачи проходит в марте-апреле, выпускники, присоединившиеся к ней, лишены возможности сдать экзамены пробно. Иногда можно встретить тренировочные экзамены в районных отделах образования, но часто такой экзамен оказывается платным. Многие ученики используют для подготовки онлайн-сервиры, но и этот способ может подвести. Часто владельцы сайтов при выкладке вариантов ориентируются на сроки сдачи основного потока и не успевают адаптировать КИМ под все изменения этого года.

Территориальная удалённость проведения ЕГЭ

Как мы уже упоминали, количество человек, сдающих ЕГЭ досрочно, немногочисленно. Соответственно, и пунктов проведения экзамена организуется гораздо меньше. Для сравнения в досрочный период в 2018 году было организованно 245 экзаменационных пунктов, а в основном потоке 2017 года – 4,5 тысячи. Это приводит к тому, что жители всех районов территориально большого города могут сдавать ЕГЭ по одному из предметов в одном пункте. Для жителей отдалённых районов это может быть довольно проблематично.

Кто может сдать ЕГЭ досрочно?

Досрочно сдать ЕГЭ имеют право:

  • выпускники вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
  • призываемые на военную службу;
  • выпускники, выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы;
  • выпускники выезжающие на постоянное место жительства или для продолжения обучения в иностранное государство;
  • выпускники, направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения ЕГЭ;
  • выпускники российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в государствах со сложными климатическими условиями.

Заявление на досрочную сдачу ЕГЭ нужно подать до 1 марта.

Учащиеся, по тем или иным уважительным причинам не сдавшие ЕГЭ в установленный срок, имеют возможность сдать ЕГЭ с в июле после прохождения основной волны сдачи ЕГЭ.

к задачам из плаката
«Выбери свой университет»
в школах Москвы

Особенности сдачи итоговой аттестации лицами с ОВЗ?

Главная > Консультации > омбудсмен > Особенности сдачи итоговой аттестации лицами с ОВЗ?

Особую категорию обучающихся составляют дети, которые по тем или иным обстоятельствам являются детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Такие дети нуждаются в особом внимании, отношении и подходе. Экзамен для обычных детей всегда стресс.

Экзамен — это всегда особое состояние. Дети с ограниченными возможностями переживают экзамен также с большим волнением и, поэтому дети с психофизиологическими особенностями нуждаются в создании специальных условий. Что это значит разъясняют многочисленные сайты, статьи и нормативные акты. Существует целый перечень документов, который разъясняет правила сдачи экзамена для слабослышащих, слабовидящих детей, детей с проблемами развития и физиологическими недостатками и т. д. Основные особенности сдачи экзамена рассмотрим в данной публикации.

Сдача экзамена лицами с ограниченными возможностями здоровья регламентируется следующими документами.

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об Итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Приложение № 11 к письму Рособрнадзора от 2.12.2016 № 10–835 (в ред. от 20.01.2017).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Кто допускается к государственной итоговой аттестации?

  Сбербанк когда приходит пенсия

К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

На основании чего обучающимся создаются особые условия сдачи итогового экзамена?

Обучающиеся признаются лицами с ОВЗ на основании рекомендаций и заключения ПМПК. Деятельность ПМПК включает в себя психолого-медико-педагогическое обследование детей. Следует учитывать, что заключения ПМПК носят рекомендательный характер. Но если родители предоставят рекомендации ПМПК соответствующим органам, то такие рекомендации будут являться основанием для создания особых условий воспитания и обучения ребенка. Родителям стоит помнить, что заключение ПМПК действительно для предоставления в школу и иные органы в сфере образования в течение 1 календарного года с даты его подписания (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.04.2014 г. № НТ-392/07 «Об Итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»). Если обучающийся находится на домашнем обучении, то для сдачи ГИА в форме ГВЭ (государственный выпускной экзамен для лиц с ОВЗ) они имеют право пройти обследование и получить рекомендации ПМПК, подтверждающие статус обучающегося с ОВЗ. Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ОВЗ, должны предоставить копию рекомендаций ПМПК для того, чтобы сдать ГВЭ. Обучающиеся, выпускники прошлых лет дети -инвалиды и инвалиды предоставляют оригинал или копию справки, подтверждающий факт инвалидности.

Итак, специальные условия сдачи экзамена создают для обучающихся, которые:

  • освоили программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
  • обучающихся с ОВЗ;
  • детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Для проведения ЕГЭ и ГВЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.

Итоговая аттестация по программам среднего общего образования может проводиться в форме письменных, устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Существуют ли особенности при составлении заданий для лиц с ОВЗ?

Экзаменационные материалы по математике не имеют особой специфики для выпускников, освоивших образовательную программу в специализированных/коррекционных учреждениях для обучающихся с ОВЗ.

Экзаменационные материалы по русскому языку имеют отличительные особенности и разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ вправе выбрать экзамен по русскому языку в форме написания изложения.

Кто вправе писать изложение

  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.
  • Обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, воспитывающиеся в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
  • Обучающиеся на дому, в образовательных организациях санаторно-курортного типа, в которых проводится лечение/оздоровительные мероприятия, на основании заключения медицинской организации.

Особенности проведения итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для лиц с ОВЗ

(На основании Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения.

ППЭ для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов должен быть оборудован по их заявлению с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия должны обеспечивать:

  • возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях;
  • наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту;
  • наличие специальных кресел и других приспособлений;
  • при отсутствии лифтов аудитория для участников ГИА с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже.

Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, выпускников прошлых лет детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание обучающихся. Во время проведения экзамена для указанных обучающихся, выпускников прошлых лет организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Организация условий для сдачи лиц с ОВЗ с различными психофизиологическими особенностями

Руководитель ППЭ обязан

Для слепых участников экзамена:

  • совместно с руководителем ОО, на базе которого размещен ППЭ, подготовить в необходимом количестве черновики из расчета по десять листов для письма по системе Брайля на каждого участника ГИА;
  • подготовить в необходимом количестве памятки для слепых участников ГИА по заполнению тетрадей для ответов на задания ГИА (Приложение 2);
  • подготовить помещение для работы комиссии тифлопереводчиков (в случае, если перенос ответов слепых участников ГИА на бланки ГИА осуществляется в ППЭ).

Для слабовидящих участников экзамена:

  • для участников ОГЭ — в случае масштабирования КИМ и бланков ответов № 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата А3;
  • для участников ЕГЭ — в случае масштабирования КИМ, бланков регистрации и бланков ответов № 1 подготовить в необходимом количестве пакеты размером формата А3 и форму ППЭ-11 для наклеивания на пакеты;
  • подготовить в необходимом количестве технические средства для масштабирования КИМ и бланков регистрации и бланков № 1 до формата А3;
  • в случае отсутствия технических средств — выдать увеличительное устройство — лупу.

Для глухих и слабослышащих участников экзамена:

  • подготовить в необходимом количестве правила по заполнению бланков ГИА;
  • оборудовать аудитории звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования.

В ППЭ, где проводится ГИА для слабовидящих и где осуществляет свою работу комиссия тифлопереводчиков, количество уполномоченных представителей/членов ГЭК должно быть увеличено для обеспечения контроля за переносом ответов слабовидящих и слепых участников ГИА с увеличенных бланков (тетрадей для ответов) на стандартные.

В каждой аудитории для слабовидящих (аудитории, в которой работает комиссия тифлопереводчиков) во время переноса ответов участников экзамена с увеличенных бланков на стандартные должен находиться уполномоченный представитель/член ГЭК. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения без возможности трансляции вещания в сеть «Интернет» (в режиме офлайн).

Особенности организации пункта проведения экзамена для лиц с ОВЗ

(Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Приложение № 11 к письму Рособрнадзора от 2.12.2016 № 10–835).

В пункте проведения экзамена должны быть выделены отдельные аудитории для детей с ОВЗ с различными особенностями:

  • слепые, поздноослепшие участники ГИА;
  • слабовидящие участники ГИА;
  • глухие, позднооглохшие участники ГИА;
  • слабослышащие участники ГИА;
  • участники ГИА с тяжелыми нарушениями речи;
  • участники ГИА с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • участники ГИА с задержкой психического развития;
  • участники ГИА с расстройствами аутистического спектра;
  • иные категории участников с ОВЗ (диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др.).

В случае небольшого количества участников ГИА с ОВЗ допускается рассадка слепых, поздноослепших и слабовидящих участников в одну аудиторию. Также в одной аудитории можно рассадить глухих, позднооглохших, слабослышащих участников ГИА, участников с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для глухих участников ГИА при нахождении в аудитории ассистента-сурдопереводчика необходимо предусмотреть отдельные аудитории.

Не рекомендуется объединять с другими категориями участников ГИА с ОВЗ участников с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра.

Количество рабочих мест в каждой аудитории для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов определяется в зависимости от категории заболевания, технических средств, используемых участником экзамена, но не должно превышать 12 человек.

Функции ассистентов во время проведения экзамена

Во время экзамена в ППЭ могут находиться ассистенты, оказывающие участникам ГИА с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

  • содействие в перемещении;
  • оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызов медперсонала;
  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • помощь в общении с сотрудниками ППЭ (сурдоперевод — для глухих);
  • помощь при чтении и оформлении заданий.

Ассистентом может быть назначен родитель (законный представитель) участника ГИА, штатный сотрудник ОО, в которой он обучается, в том числе сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения. Ассистентом выпускника прошлых лет может быть назначен прикрепленный к инвалиду социальный работник. Для сопровождения участников ГИА запрещается назначать учителя-предметника по предмету, по которому проводится ГИА в данный день, за исключением категорий слепых и глухих участников ГИА (на экзамены по русскому языку и математике допускаются сурдопедагог — для глухих и тифлопедагог — для слепых участников).

Списки ассистентов согласовываются ГЭК и утверждаются ОИВ.

В аудитории должны быть предусмотрены места для ассистентов.

Организация проведения итоговой аттестации на дому

Для лиц, имеющих медицинские основания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, а также для лиц, находящихся на длительном лечении в медицинском учреждении, экзамен организуется на дому, в больнице (медицинском учреждении). Для этого создается ППЭ по месту жительства участника ГИА, по месту нахождения больницы (медицинского учреждения) с выполнением минимальных требований процедуры и технологии проведения ГИА: назначить руководителя ППЭ, не менее 1 организатора, уполномоченного представителя/члена ГЭК. Для участника ГИА необходимо организовать посадочное место (с учетом его состояния здоровья), рабочие места для всех работников ППЭ. Непосредственно в помещении, где находится участник ГИА, должно быть организовано видеонаблюдение без возможности трансляции вещания в сеть «Интернет» (в режиме офлайн). В случае проведения в ППЭ на дому ЕГЭ по иностранному языку с включённым разделом «Говорение» организуется только одна аудитория, которая является аудиторией проведения и аудиторией подготовки одновременно.

Родители участников экзаменов вправе привлекаться в качестве ассистентов при проведении ГИА (с обязательным внесением их в региональную информационную систему и распределением их в указанный ППЭ на дому). Лица, привлекаемые к проведению ГИА, прибывают в ППЭ на дому не ранее 09.00 по местному времени.

Далее экзамен должен быть проведен согласно стандартной процедуре ЕГЭ.