Какой налог относится на финансовый результат

Анализ налогов, относимых на финансовый результат

Налоги оказывают значительное влияние на формирование результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли. Со дня введения в действие части второй НК РФ, то есть с 1 января 2001 года, выделяют федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы. Начисление налогов производится с отнесением их на различные источники. Некоторые налоги являются косвенными и включаются в цену продукции. Другие налоги включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, то есть относятся на себестоимость продукции. Часть налогов относят на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия до налогообложения.

Налоги, относимые на финансовый результат, непосредственно уменьшают прибыль для целей налогообложения. К ним относят: налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание ЖКХ и др.

Налог на прибыль относится к прямым налогам, его основное функциональное предназначение заключается в обеспечении стабильных инвестиционных процессов в сфере производства продукции (работ, услуг), а также возможности законного наращивания капитала. В России налог на прибыль относится к федеральным налогам, т.е. он взимается на всей территории России. В настоящее время этот налог превратился в два отдельных налога: федеральный и региональный с общими элементами структуры (с 2005 года перестал распределяться в местный бюджет).

Объектом налогообложения прибыли является валовая прибыль предприятия. С момента введения 25 главы Налогового кодекса прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов.

Основная ставка налога на прибыль начиная с 2002 года установлена в размере 24%. При этом налоговым законодательством предусмотрено разделение этой ставки на три составляющие (по бюджетам), которые приведены в таблице 9.12.

Таблица 9.12 Динамика ставок налога на прибыль по годам, %

Финансовый налог

При помощи налоговых сборов можно, например, эффективно воздействовать на объемы производства и его структуру, а также на потребление определенных видов продукции. В этом случае часто используются такие регулирующие налоги, как акцизы.

Налоги в системе финансовых отношений играют решающую роль, так как принимают активное участие в кредитно-финансовой политике страны. Финансовая система и налоги тесно связаны друг с другом, часто зависят друг от друга и необходимы для сопоставления и анализа экономических величин.

Какие бывают налоги на финансовый результат?

Финансовый результат представляет собой состояние, возникшее в результате хозяйственной деятельности предприятия, которое характеризуется либо приростом, либо уменьшением капитала. Другими словами финансовый результат является прибылью (убытком) предприятия. К налогам на финансовый результат относятся:

· Налог, назначаемый на имущество, которое находится в собственности, пользовании или управлении предприятия.
· Налог, устанавливаемый на рекламу.
· Сбор, который отчисляется на содержание муниципальных правоохранительных органов, а также направляется на благоустройство муниципальных территорий.
· Налог, который взимается на поддержание надлежащего состояния жилищного фонда, а также объектов, которые относятся к социально-культурной сфере.
Формирование конечного финансового результата предприятия предполагает учет следующих факторов:
· Прибыль (убыток), образованный в результате обычных видов хозяйственной деятельности.
· Прибыль (убыток), образованный в результате проведения или возникновения прочих операций.
· Доходы, а также расходы, которые относятся на уменьшение прибыли. К их числу может, например, относиться налог, устанавливаемый на прибыль, или назначенные налоговые санкции.

Доходы, а также расходы предприятия должны также рассматриваться с точки зрения бухгалтерских величин.

Финансовые результаты предприятия

Финансовые результаты предприятия — это системное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде выручки от реализации, а также конечный результат финансовой деятельности в виде прибыли и чистой прибыли.

Анализ финансовых результатов предприятия производится в программе ФинЭкАнализ в блоке Анализ финансовых результатов.

Финансовые результаты — формулы

Финансовые результаты — что показывают

Финансовые результаты — это прибыль или убыток, полученные по итогам доходов от продаж, уменьшенные на величину налоговых расходов и расходов по выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг). Для государства конечным финансовым результатом деятельности коммерческого предприятия будет налог, содержащийся в его составе. Для собственника, инвестора конечный финансовый результат представляет собой распределенную в его пользу часть прибыли после налогообложения.

Налог на финансовый результат внесен в Госдуму

В Госдуму внесен законопроект, который с 1 января 2016 года вводит налог на финансовый результат в нефтяной отрасли. По мнению разработчиков документа, этот вариант налогообложения «позволит дополнительно изымать в доход государства сверхприбыль от разработки высокорентабельных запасов нефти, обеспечивать рентабельность добычи на месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки, а также добычи трудноизвлекаемых запасов и запасов на месторождениях, не обеспеченных объектами инфраструктуры».

  Как оформить собственность через суд

При этом применяющие новый налог компании будут продолжать уплачивать все предусмотренные ранее Налоговым кодексом налоги (налог на прибыль, экспортные пошлины), кроме НДПИ. Напомним, сегодня нефтяники платят в казну налог на добычу полезных ископаемых и экспортную пошлину от проданной за границу нефти. В то же время, многие эксперты считают, что нынешние экономические условия разработки месторождений при этом не учитываются и сама по себе существующая система налогообложения с трудом оперативно реагирует на изменения цен и колебания валютных курсов. Стричь под одну гребенку, а вернее под один налог все компании и проекты сразу не будут. Но определенные цифры уже планируются. Так, ставку для прибыли пилотных проектов предлагается установить в размере 60 процентов (48 из них пойдут в федеральный бюджет, а 12 процентов — в бюджет региона), плюс налог на прибыль организаций в размере 20 процентов.

При этом есть и исключения. Так, например, налог на финансовый результат не будет работать на морских месторождениях и тех, которые расположены на шельфе, а также в российской части дна Каспийского моря. Планируется, что если закон вступит в силу, то те компании, которые захотят работать по новому налогу, должны будут уведомить налоговиков об этом до 30 ноября этого года. Если, конечно, захотят так трудиться уже в следующем году. А в случае решения — перейти обратно не удастся в течение 5 лет.

Зато налоговая ответственность в период обкатки налога на финансовый результат будет легче. Так в 2016-2018 за ошибки не будут начисляться штрафы, в 2019-2020 годах они будут составлять лишь 50 процентов от максимума. Текст законопроекта опубликован в электронной базе документов нижней палаты парламента.

Налог на финансовый результат для нефтяных компаний: причины и последствия

До недавнего времени существующая система налогообложения нефтяной ренты в условиях высоких цен на нефть позволяла успешно решать фискальные задачи, обеспечивая доходы бюджета на достаточно высоком уровне, при этом задача регулирующего воздействия налогообложения, призванная стимулировать увеличение добычи нефти за счет повышения ее эффективности, как таковая не решалась. Справедливости ради нужно отметить, что действующий режим обложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривает определенные изъятия по трудноизвлекаемым запасам, налоговые льготы, однако системный подход на законодательном уровне, позволяющий эффективно решать задачу стимулирования доходности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти отсутствует.

В текущих условиях усиления негативного воздействия внешних и внутренних факторов игнорирование регулирующей роли налогообложения нефтяных доходов в угоду фискальным интересам наряду с другими причинами может негативно отразиться на перспективах развития добычи нефти, а, следовательно, и на доходах бюджета. Поэтому предпринимаемые в последнее время законодательные инициативы по изменению существующей системы налогообложения нефтяной ренты путем введения налога на финансовый результат и налога на добавленный доход являются очевидно давно назревшими и необходимыми.

Действующий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) предусматривает обложение налогом объема добычи нефти. При этом при расчете налога применяются коэффициенты, которые должны позволять учитывать специфику добычи конкретных месторождений. Вместе с тем на практике указанные коэффициенты не позволяют в полной мере обеспечить учет всех геологических, географических и иные подобных факторов, влияющих на качество добычи нефти. При этом идею дальнейшей дифференциации ставок за счет введения новых коэффициентов, либо дополнения или изменения существующих вряд ли можно признать рациональной, учитывая количество тех условий и характеристик, которые должны приниматься во внимание, а также, принимая во внимание, что указанные характеристики и условия не являются статичными, а в течение времени изменяются.

В этой связи более эффективным представляется подход, предполагающий замену налогообложения в отношении выработанных, а также новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами или неразвитой инфраструктурой с объема добычи на финансовый результат, что в наибольшей степени соответствует задаче экономического стимулирования добычи нефти на низкодоходных выработанных и новых месторождениях, а значит, в конечном счете, и фискальным интересам государства. В идеале налогообложение финансового результата должно приводить ко взиманию больших налогов в период максимальной доходности добычи и разработанности месторождения и соответственно к уменьшению налогового бремени при выработанности месторождения, либо в начале ее разработки, стимулируя налогоплательщика повышать эффективность добычи на данных этапах.

На текущий момент идея обложения финансового результата в отношении низкодоходных месторождений нашла свое отражение в законодательных инициативах по введению налога на финансовый результат (НФР) и налога на добавленный доход (НДД). И тот и другой налог предполагает налогообложение финансового результата и учет расходов на добычу нефти в отношении низкодоходных месторождений: НДД — для новых, НФР — для действующих. НФР планируется облагать доходы от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и доведение до товарного состояния. Расходы на капиталовложения списываются в ускоренном порядке. Предлагаемая максимальная ставка налога 60%. НДД облагается выручка за вычетом эксплуатационных затрат и капитальных вложений. При этом в отличие от НФР капиталовложения предполагается вычитать сразу. Ставка налога рассчитывается с учетом отношения накопленного дохода к накопленным затратам.

  Выселение гражданский кодекс

Оценивая указанные законопроекты, следует отметить, что предлагаемые к введению НФР и НДД выгодны для налогоплательщиков, поскольку являются в целом более гибкими налоговыми инструментами, нежели действующая система налогообложения в виде НДПИ. Если при существующем режиме налогоплательщик фактически никак не заинтересован работать с труднодоступной нефтью, то при переходе на налогообложение финансового результата учет затрат на разработку и добычу трудноизвлекаемых запасов позволяет снизить налоговую нагрузку, вкладывая тем самым сохранившиеся средства в развитие технологий и инфраструктуры, повышая эффективность добычи таких трудноизвлекаемых запасов.

Переход на налогообложение финансового результата в перспективе выгоден и бюджету — даже если в моменте доходы бюджета от налогообложения добычи труднодоступной нефти снизятся, в перспективе предпринимаемые меры по повышению эффективности добычи такой нефти должны позволить увеличить объемы добычи, и тем самым доходы бюджета. В то же время очевидно, что в текущей ситуации полный отказ от НДПИ является невозможным в силу фискальных причин, что подтверждается и представителями Минфина России в своих оценках указанных законодательных инициатив. В этой связи наиболее правильным решением был бы некий поэтапный переход к новой системе налогообложения с учетом оценки результатов эффективности ее применения. Так указанную систему можно было бы ввести изначально в отношении новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, а затем распространить ее действие на выработанные месторождения, и впоследствии на остальные действующие месторождение.

В идеале новая система должна обеспечить универсальный механизм налогообложения, применимый в отношении всей добычи, как действующих высокодоходных скважин, так и в отношении уже выработанных или новых трудноизвлекаемых запасов исходя из рентабельности их добычи. При этом очевидно, что предлагаемый механизм налогообложения финансового результата уже на данном этапе требует дальнейшей проработки, в том числе в части уточнения порядка расчета налоговой базы, условий и оснований учета расходов на капитальные вложения. Предлагаемая система ускоренного списания не должна давать оснований для ее рассмотрения в качестве возможности компенсации непродуктивных затрат за счет бюджета.

Одновременно и для налогоплательщиков переход от НДПИ к новой системе не должен приводить к ухудшению условий налогообложения существующих льготируемых проектов. Для чего налоговый эффект от перехода на новую систему налогообложения по таким проектам должен быть заранее просчитан и учтен при формировании соответствующего механизма налогообложения во избежание непрогнозируемых рисков увеличения налоговой нагрузки по таким проектам.

Сергей Лихачев, руководитель направления, налоговая практика, Goltsblat BLP

Финансовый менеджмент

Налоговая система Российской Федерации.

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги (87 — 90%).

НДС — 126,3 трл. руб. (около 45% в общей налоговой массе);

налог на прибыль — 55,5 трл. руб. (около 20%);

Расчет налога на прибыль.

Налог на прибыль является общепризнанным налогом на юридических лиц во всех странах мира. В России введен с 1-го января 1992 года с первоначальной ставкой 42% (в настоящее время ставка налога на прибыль — 35%). С момента введения налог ежегодно уточняется, дополняется и изменяется. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами и осуществляющими коммерческую деятельность.

Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм, которые осуществляют производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Объектом обложения данного налога является валовая прибыль, увеличенная или уменьшенная в соответствии с инструкцией по начислению сумм, облагаемого дохода.

Валовая прибыль — это прибыль от реализации продукции, работ, услуг с дополнением (прибавлением) следующих доходов:

· доходы (дивиденды) от ценных бумаг, которыми владеет юридическое лицо;

· доходы от сдачи помещений в аренду;

· доходы от посреднической деятельности;

· штрафы, пени, неустойки полученные (за минусом убытков, штрафов, пени, неустоек уплаченных).

Для расчета налога с прибыли производится специальное исчисление так называемой налогооблагаемой прибыли. Прибыль от реализации рассчитывается как выручка от реализации за минусом затрат на производство и реализацию продукции.

Следует знать, что в настоящее время в себестоимость включается целый ряд налогов, которые безусловно влияют на размер облагаемой и чистой прибыли. Это следующие налоги:

· налог на пользователей автодорог;

· налог с владельцев транспортных средств.

Ряд налогов относится на валовую прибыль (по счету 80 «Прибыли и убытки»). Это:

  Банкротство интернет источники

· налог на имущество;

· сбор на образовательные учреждения.

На финансовый результат относятся и некоторые местные налоги:

· налог на рекламу;

· налог на уборку территории;

· налог на содержание жилищного фонда и объектов социокультурного назначения.

Для применения ставки налога на прибыль 35% из налогооьлагаемой прибыли также вычитаются:

· доходы по ценным бумагам;

· доходы от долевого участия в уставных капиталах других фирм;

· доходы от посреднической деятельности;

· доходы от сдачи в аренду.

Все эти доходы облагаются по другим ставкам.

При исчислении налогооблагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на капитальные вложения предприятия, на создание резервного финансового фонда (на него можно направить до 5% от суммы уставного капитала) и суммы на спонсорские расходы (до 1-2% от суммы уставного капитала).

Вся ставка налога 35% разделяется по следующим направлениям:

· 13% — в федеральный бюджет;

· 22% — республиканский и местный бюджет.

Дивиденды от акций и облигаций, а также доходы от участия в уставных фондах других предприятий облагаются по ставке 15%. Прибыль от посреднических операций — по ставке 45%; налоги с казино — 90%; налоги с дискотек — до 70%.

Финансовый результат: проводки

Деятельность коммерческого предприятия направлена на получение прибыли. Успешность компании в достижении этой цели измеряется финансовым результатом. Отчетом, в котором представлен финансовый результат за отчетный период, является форма 2 «Отчет о прибылях и убытках». В общем виде под финансовым результатом понимают разницу между денежными средствами, полученными от продаж, и затратами предприятия на производство товаров или услуг. Рассмотрим финансовый результат и проводки, его описывающие, подробнее.

Проводки для отражения признания выручки

В бухгалтерском учете для отражения проводок, описывающих формирование финансового результата за период, используется счет 90 с субсчетами для отдельного отражения:

  • выручки;
  • себестоимости реализованный продукции или услуг;
  • НДС;
  • акцизов;
  • прибыли или убытка.

На данном счете отражается выручка, полученная от основной деятельности компании (виды деятельности, относимые к обычным, прописаны в уставе организации), выручка от прочей деятельности отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Так, выручка от продажи основного средства не будет отражена на 90 счете, а попадет на 91.

Д 62 К 90.1 – данная проводка отражает признание выручки от продажи товаров и начисления дебиторской задолженности.

В бухгалтерском учете применяется метод начисления – т.е. выручка признается именно тогда, когда товар переходит к покупателю, а не тогда, когда за операцию поступают денежные средства.

Проводки для отражения списания себестоимости

Одновременно с признанием выручки необходимо признать соответствующие расходы – себестоимость того товара или услуги, которые были реализованы покупателю, т. е. признать в данном отчётном периоде понесенные на производство товара или услуги затраты:

Д 90.2 К 41, 43, 45, 20 – данная проводка отражает списание себестоимости реализованных товаров или услуг.

Проводки для отражения начисленного НДС

В цену реализации включен НДС, который необходимо выделить отдельной суммой в следующей проводке:

Д 90.3 К 68 – данная проводка отражает начисление НДС к уплате по реализованным товарам или услугам.

Закрытие периода и отражение финансового результата

На счет 90 по кредиту относится выручка, а по дебету – все расходы, относящиеся к себестоимости, а также НДС и акцизы. Если в конце периода сальдо счета 90 кредитовое (т. е. выручка превысила затраты), то компания признает прибыль в данном отчетном периоде. Если же сальдо счета дебетовое, то финансовым результатом деятельности компании за отчетный период является убыток.

Вышеуказанные субсчета закрываются на субсчет 90.9 «Прибыль (убыток) от продаж»:

Д 90.1 К 90.9 – закрытие по результатам отчетного года субсчета 90.1.

Д 90.9 К 90.2, 90.3, 90.4 — закрытие по результатам отчетного года субсчетов 90.2, 90.3, 90.4.

Далее сальдо субсчета 90.9 необходимо перенести на счет 99 «Прибыли и убытки», что осуществляется только в конце года:

Д 90.9 К 99 – отражено начисление прибыли от реализации товаров или услуг.

Д 99 К 90.9 – отражен убыток от деятельности за период.

Аналогичным образом на счет 99 закрывается счет 91.

Таким образом, в конце каждого месяца счет 90 имеет нулевое сальдо, тогда как его субсчета в течение года остатки имеют. Эти остатки на конец месяца являются входящими остатками на начало следующего месяца, тем самым сальдо по субсчетам растет накопительным итогом, в то время как общий результат по счету 90 равен нулю.

В последний день отчетного периода счет 99 закрывается за счет 84, т. е. 99 счет переходит в следующий период с нулевым сальдо.