Энергосервисный договор на общедомовые нужды с управляющей организацией

Заключение энергосервисного договора на общедомовые нужды

Как заключить энергосервисный договор?

Опубликовано вт, 11/08/2016 — 15:16 пользователем admin2

Что такое энергосервисный договор?

Опубликовано вт, 11/08/2016 — 15:14 пользователем admin2

Что такое энергосервис?

Опубликовано вт, 11/08/2016 — 15:06 пользователем admin2

Энергосервис в многоквартирных домах: пора выходить из тупика

Энергосервисные договоры могли бы стать инструментом финансирования комплексных проектов повышения энергоэффективности многоквартирных домов, привлекательным для собственников помещений в таких домах, поскольку энергосервис не требует от собственников каких-либо дополнительных сборов или повышения стоимости содержания и ремонта общего имущества в доме, а риски недостижения плановой экономии энергоресурсов лежат на ЭСКО. Есть весьма заметный потенциал экономии энергоресурсов, которую можно получить в результате реализации энергосервисных проектов в многоквартирном доме. Однако опыт применения энергосервисных договоров в многоквартирных домах в России сводится к единичным случаям, как правило, реализуемым с использованием кредитов международных организаций 1 .

Почему же, при всей своей привлекательности, энергосервисные договоры до сих пор не нашли соответствующего применения в жилищном секторе в России?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, во-первых, определить причины отсутствия спроса на энергосервис со стороны потенциальных заказчиков таких услуг, которыми могут выступать как собственники помещений в многоквартирных домах, так и действующие от их имени товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и управляющие организации. Во-вторых, необходимо понять, чем вызваны высокие риски исполнителей энергосервисных договоров, которыми могут быть ЭСКО и все те же управляющие организации. Эта тема заслуживает всестороннего и детального рассмотрения. В данной статье мы разберем только часть существующих барьеров, остановившись на тех, которые обусловлены действующим российским законодательством и мешают ЭСКО и управляющим организациям активно реализовывать энергосервисные договоры в многоквартирных домах.

Причины отсутствия спроса на энергосервис

Управляющие организации, по логике, должны быть наиболее заинтересованы в исполнении энергосервиса. По договору управления многоквартирным домом управляющая организация отвечает за весь комплекс действий по управлению, обслуживанию, ремонту, модернизации дома, обеспечению пользователей коммунальными услугами. С этой точки зрения управление энергоснабжением и энергопотреблением (то, что в мировой практике называется «energy management») – это составная часть управления всем многоквартирным домом. Грамотное управление энергосбережением должно давать управляющей организации огромные конкурентные преимущества на рынке управления жильем, но этого не происходит.

Существующее регулирование договорных отношений между собственниками помещений и управляющими организациями в части оплаты расходов на потребленные индивидуально и коллективно энергоресурсы не стимулирует управляющие организации сокращать затраты на энергоресурсы. Более того, управляющие организации стремятся освободиться от необходимости отвечать за коммунальные услуги перед собственниками и собирать с них соответствующие платежи, лишая тем самым себя возможности получить дополнительные доходы от реализации энергосервисных контрактов.

Последние годы все большее распространение приобретают «прямые» договоры между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями. Они становятся все более употребительными в российских городах и, возможно, будут закреплены в жилищном законодательстве как обязательные. При такой системе договорных отношений управляющие организации теряют всякий интерес к сокращению потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов. Энергосбережение, вместо того, чтобы служить приращению прибыли управляющей организации и использоваться как ее конкурентное преимущество, становится для управляющей организации нежелательной затратной статьей.

Причины высоких рисков исполнителей энергосервисных договоров

Существенные барьеры для внедрения энергосервиса в многоквартирных домах создает, как ни странно, сегодняшнее законодательное регулирование этого вопроса. Хотя Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности № 261-ФЗ и Жилищный Кодекс Российской Федерации не устанавливают специальных требований к энергосервисным договорам в многоквартирных домах, такие требования установлены пунктами 38.2 — 38.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме 2 (далее – Правила).

Во-первых, проблема кроется в употребленной в Правилах формулировке названия энергосервисного договора. Согласно п. 38.2 Правил, собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества (далее – энергосервисный договор на общедомовые нужды).

Наибольшим потенциалом экономии обладает потребление тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах, поэтому реализация проектов с целью сокращения потребления тепловой энергии наиболее привлекательна для ЭСКО и управляющих организаций. Однако надо учитывать, что при оплате гражданами услуг отопления, как правило, не разделяются индивидуальное потребление тепловой энергии и ее потребление «при содержании общего имущества в многоквартирном доме» 3 , кроме редких случаев, когда в доме установлены и коллективный прибор учета, и индивидуальные счетчики потребления тепла во всех помещениях. Граждане оплачивают отопление единым платежом. Поэтому заключить энергосервисный договор на общедомовые нужды для получения экономии тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, не получается, а энергосервисный договор для сокращения потребления тепловой энергии в целом по дому не будет энергосервисным договором на общедомовые нужды, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации.

Во-вторых, те же Правила устанавливают, что собственники помещений заключают энергосервисный договор на общедомовые нужды отдельно от договора управления (п. 38.2), и оплата цены энергосервисного договора осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.4). Эти требования не выглядят хорошо обоснованными с экономической точки зрения, поскольку управляющая организация платит за ресурсы коммунальным предприятиям, экономия от снижения платежей за потребленные ресурсы остается у собственников, а возмещение расходов на энергосберегающие мероприятия должна получать ЭСКО. Фактически, при выполнении данного требования Правил энергосервисный договор превращается в договор подряда на выполнение энергосберегающих мероприятий, который оплачивается (по согласию сторон) в рассрочку. Для собственников помещений плата по энергосервисному договору будет выглядеть как новый платеж, введенный дополнительно к плате по договору управления, что видится малопривлекательным.

В-третьих, дополнительным барьером для внедрения энергосервисных договоров в многоквартирных домах является сложность принятия решений о заключении таких договоров. Правила устанавливают, что решение о наделении управляющей организации, товарищества собственников жилья (ТСЖ) или жилищного кооператива полномочиями по заключению энергосервисного договора должно быть принято на общем собрании собственников помещений, и должно сразу устанавливать все условия энергосервисного договора (п. 38.3). Согласно Правилам, общее собрание собственников помещений должно устанавливать условия энергосервисного договора, даже если он заключается управляющей организацией от своего имени и за свой счет с ЭСКО, хотя в этом случае собственники и не являются ни участниками договора, ни принципалами. Помимо процедурных затруднений проведения общего собрания, такое требование влечет за собой риск, что собственники помещений в доме просто не примут необходимого решения, если не будут достаточно информированы и мотивированы.

Предложения по устранению барьеров
и снижению рисков в энергосервисе

Исключение из Правил положений, связанных с энергосервисным договором, может существенно улучшить перспективу реализации энергосервисных отношений в многоквартирных домах, поскольку никакие другие законодательные и иные нормативно-правовые акты не устанавливает запретов или специальных ограничений заключения энергосервисных договоров для повышения энергоэффективности многоквартирных домов. Примерные условия такого энергосервисного договора утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 8 сентября 2015 г. № 644/пр. Они направлены, скорее, на содействие заключению таких договоров и носят рекомендательный характер.

Российская ассоциация энергосервисных компаний (РАЭСКО) выступила в 2015 году с инициативой по разработке предложений о внесении изменений в Жилищный кодекс с целью разрешить сторонам договора управления включать в такой договор условия энергосервисного договора. Инициатива представляется разумной и важной. При этом, на взгляд авторов данной статьи, в договоры управления многоквартирными домами и сегодня можно включать положения о повышении энергоэффективности, – даже при отсутствии разрешающей нормы в законодательстве и при наличии упомянутых ограничений, установленных в п. 38.2 – 38.5 Правил.

Для повышении энергоэффективности многоквартирных домов мы считаем возможным, рациональным и нужным заключение договоров управления, в которые по соглашению с собственниками помещений включаются положения об обязательствах управляющей организации осуществлять энергосберегающие мероприятия и об оплате произведенных расходов управляющей организации за счет средств, полученных от экономии коммунальных ресурсов. По такому договору управляющая организация кроме обычных задач по управлению домом получает задание от собственников помещений на проведение энергосберегающих ремонтов и установку оборудования для учета и регулирования потребления коммунальных ресурсов. По поручению собственников помещений в перечень работ и услуг по договору управления многоквартирным домом могут быть включены любые работы и услуги сверх Минимального перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290. Годовая стоимость энергосберегающих мероприятий может быть определена равной установленной договором доле от достигнутой экономии коммунальных ресурсов в стоимостном выражении.

Договор управления, в общем, – довольно гибкая материя, в которой главное – это соблюдение установленных Жилищным кодексом требований к условиям договора, согласование всех позиций с заказчиками – собственниками помещений и принятие необходимых решений о перечне услуг и работ и их оплате общим собранием собственников помещений, проведенным, опять-таки, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса.

Обойти упомянутые выше барьеры, установленные Правилами, можно, просто избегая употребления понятий «энергосервис» и «энергосервисный» в заключаемом договоре управления. Кроме этого, управляющая организация может заключать с ЭСКО не энергосервисный договор, а договор на подрядное выполнение работ по повышению энергетической эффективности многоквартирных домов с оплатой в рассрочку за счет средств от экономии коммунальных ресурсов. Для заключения такого договора управляющей организации не потребуется специальных полномочий от собственников помещений.

Управляющая организация может вкладывать в энергосберегающие мероприятия свои или заемные средства, возвращая кредит банку за счет средств, вносимых ежемесячно собственниками помещений по договору управления. Для управляющей организации это бизнес-проект, который должен окупиться за срок действия договора управления. Однако есть существенные риски, угрожающие своевременной и полной окупаемости проекта.

Главный риск обусловлен требованиями действующего законодательства к сроку договора управления многоквартирным домом (3-5 лет максимум) при довольно длительном сроке окупаемости энергосберегающих мероприятий. Соответственно, управляющая организация не может вступать в более длительные договорные отношения с ЭСКО, и не рискнет сама брать на себя крупные расходы на повышение энергоэффективности многоквартирного дома из-за риска невозмещения затрат в течение срока действия договора управления.

  Договор залога общие условия

Есть также риски расторжения договора управления многоквартирным домом в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений и утраты лицензии на управление многоквартирными домами, которые могут произойти прежде, чем стоимость энергосберегающих мероприятий будет полностью возмещена исполнителю энергосервисных мероприятий.

Для снижения данных рисков необходимо, как минимум, внести изменения в жилищное законодательство, позволяющие заключать договоры управления многоквартирными домами, в которые включены обязательства по повышению энергоэффективности, на более длительный срок (не менее 7 лет), и исключить риск невозмещения собственниками затрат на энергосберегающие мероприятия при одностороннем расторжении договора управления по инициативе собственников помещений.

Представляется, что добиться внесения необходимых изменений в законодательство вполне возможно, причем в не самом далеком будущем. В последнее время рабочие группы по вопросам энергосбережения и энергоэффективности при Совете Федерации, Правительстве Российской Федерации, Минэнерго России и Минстрое России существенно активизировали свою работу, которая уже дала определенные результаты. Внесены изменения в Требования к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) 4 , в соответствии с которыми осуществляется энергосервис для государственных и муниципальных нужд. Подготовлен проект изменений 5 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов 6 . Готовится еще ряд проектов нормативных правовых документов в целях улучшения условий для реализации энергосберегающих проектов. В рамках этой работы, на наш взгляд, возможно и необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и в Жилищный кодекс с целью снижения рисков управляющих организаций и ЭСКО, являющихся исполнителями энергосервиса в многоквартирных домах.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 сентября 2015 г. № 644/пр «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме”

В соответствии с подпунктом 5.2.55 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2014, № 12, ст. 1296, № 40, ст. 5426, № 50, ст. 7100; 2015, № 2, ст. 491, № 4, ст. 660, № 22, ст. 3234, № 23, ст. 3311, 3334, № 24, ст. 3479), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

2. Признать не подлежащим применению приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 июня 2012 г. № 252 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме» (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г., регистрационный № 25277).

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2016 г.

Примерные условия
энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 сентября 2015 г. № 644/пр)

В энергосервисный договор, направленный на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме (далее — энергосервисный договор), могут быть включены следующие примерные условия:

1. Условие о сторонах энергосервисного договора (один из возможных вариантов):

а) заказчик — собственники помещений в многоквартирном доме, исполнитель — управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив либо ресурсоснабжающая организация или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги;

б) заказчик — товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, исполнитель — управляющая организация;

в) заказчик — управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив от имени собственников помещений в многоквартирном доме и в их интересах, исполнитель — ресурсоснабжающая организация или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги;

г) заказчик — управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в интересах собственников помещений в многоквартирном доме от своего имени, исполнитель — ресурсоснабжающая организация или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги;

2. Сведения о наличии у лиц, перечисленных в подпунктах «б», «в» и «г» пункта 1 настоящих Примерных условий, полномочий (права) на заключение энергосервисного договора, подтверждаемых:

а) протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о заключении энергосервисного договора, содержащим условия его заключения, предусмотренные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 34, ст. 3680; 2011, № 22, ст. 3168; 2013, № 21, ст. 2648; 2014, № 14, ст. 1627; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.04.2013);

б) в случае если заключаемый энергосервисный договор направлен на снижение потребления коммунальных ресурсов, входящих в состав услуги по содержанию жилого помещения, оказываемую управляющей организацией и (или) товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом), и собственники помещений в многоквартирном доме не несут обязанностей по энергосервисному договору, — договором управления многоквартирным домом или уставом товарищества собственников жилья (жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива).

3. Условие о выполняемых исполнителем по энергосервисному договору работах (услугах), которые в том числе могут включать проведение энергетического обследования, работы по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, мероприятия из включенных в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, а также иные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Размер экономии при выполнении работ (услуг) может быть определен сторонами энергосервисного договора одним из следующих способов:

на основании данных об объеме потребления коммунальных услуг, определенном по показаниям общедомовых (коллективных) и (или) квартирных (индивидуальных) приборов учета, которые либо предоставлены заказчиком за период, предшествующий дате заключения энергосервисного договора, либо определены по показаниям установленных исполнителем по энергосервисному договору коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;

в случае отсутствия прибора учета, по причине отсутствия технической возможности его установки, на основе расчетно-измерительного способа в соответствии с согласованной сторонами энергосервисного договора методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении;

на основании энергетического паспорта и (или) отчета, составленных по результатам проведения энергетического обследования многоквартирного дома.

При принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении энергосервисного договора в отношении многоквартирного дома в целом и при наличии согласия собственников помещений на выполнение таких работ (услуг) условие о выполняемых работах (услугах) может предусматривать работы (услуги) в отношении внутриквартирного оборудования соответствующих помещений.

4. Условие о периоде времени до выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору, который должен быть не менее двенадцати последовательных месяцев, а для энергосервисного договора, направленного на снижение потребления тепловой энергии в многоквартирном доме — не менее отопительного периода (далее — базовый период), в течение которого по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета определяются объемы потребления коммунальных ресурсов, которые принимаются сторонами за базовые (далее — базовые объемы потребления), с учетом факторов, влияющих на объемы потребления коммунальных ресурсов, указанных в пункте 7 настоящих Примерных условий.

В случае определения базовых объемов потребления расчетно-измерительным способом, условие о периоде времени до выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору, в течение которого определяются базовые объемы потребления, устанавливается в соответствии с согласованной сторонами методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

5. Условие о начале и длительности периода времени (месяц, квартал, полугодие) после выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору (далее — отчетный период), в течение которого по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета будут определяться объемы потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества в многоквартирном доме в целях подтверждения достижения величины экономии.

6. Условие о величине экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (далее — плановая величина экономии).

7. Условие о факторах и порядке их учета при приведении объемов потребления коммунальных ресурсов за отчетный период к сопоставимым условиям базового периода, которые содержат следующую информацию:

количество проживающих в многоквартирном доме;

температуру наружного воздуха;

длительность отопительного периода;

изменение площади отапливаемых помещений.

8. Условие о порядке расчета фактической величины экономии в натуральном выражении, достигнутой в результате выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору (далее — фактическая величина экономии), которая определяется как разность объемов потребления за месяц (квартал, полугодие) базового периода и объемов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в соответствующем месяце (квартале, полугодии) отчетного периода с учетом приведения этих объемов к сопоставимым условиям.

9. Условие о порядке определения объемов потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества, в том числе раздельно по различным видам потребления коммунальных услуг, которое для коммунальных услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения осуществляется по показаниям приборов учета, установленных для целей измерения объемов по каждому из видов потребления соответствующего коммунального ресурса. Для услуги теплоснабжения определение объемов потребления коммунальных ресурсов также может осуществляться отдельно по одному или нескольким видам теплового потребления (отоплению, вентиляции, горячему водоснабжению, кондиционированию, осуществлению технологических процессов) в многоквартирном доме в случае наличия отдельных приборов учета по каждому виду потребления.

10. Условие о сроке действия энергосервисного договора, необходимом для выполнения предусмотренных договором работ (услуг), определения достигнутой величины экономии коммунальных ресурсов и оплаты исполнителю цены договора. Условие об исполнении обязательств сторон по энергосервисному договору в несколько этапов, различающихся как характером выполняемых мероприятий, так и порядком осуществления платежей по энергосервисному договору, в случае если стороны договорились о необходимости разделения исполнения своих обязательств по энергосервисному договору на этапы.

11. Условие об обязанности исполнителя энергосервисного договора обеспечивать условия предоставления коммунальных услуг (включая допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги, температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области содержания и эксплуатации объектов жилищного фонда) в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168; 2012, № 23, ст. 3008; № 36, ст. 4908; 2013, № 16, ст. 1972; № 21, ст. 2648; № 31, ст. 4216; № 39, ст. 4979; 2014, № 8, ст. 811; № 9, ст. 919; № 14, ст. 1627; № 40, ст. 5428; № 47, ст. 6550; № 52, ст. 7773; 2015, № 9, ст. 1316), за исключением случаев отклонений от таких требований на время проведения работ, длительность и сроки которых согласованы сторонами договора.

  Ст 756 гражданский кодекс

12. Условие о цене энергосервисного договора, которая определяется как стоимость сэкономленных энергоресурсов, или порядке ее определения исходя из величины плановой или фактической экономии в стоимостном выражении, рассчитанной на основе цен (тарифов) на коммунальный ресурс, действующих в отчетном периоде, в том числе в виде доли от этой величины.

13. Условие о порядке расчетов по энергосервисному договору, платежи по которому не могут превышать фактическую величину экономии коммунальных ресурсов в стоимостном выражении.

При наличии в энергосервисном договоре условия об исполнении обязательств в несколько этапов и при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме порядок расчетов может устанавливаться отдельно для каждого этапа реализации энергосервисного договора и изменяться в течение срока этого договора.

14. Условие о включении информации об оплате энергосервисного договора в платежный документ, выставляемый для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее — платежный документ).

15. Условие о переходе прав и обязанностей заказчика по энергосервисному договору к собственникам помещений в многоквартирном доме в случае смены лица, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, либо изменения формы управления многоквартирным домом, или к лицу, на которое в соответствии с решением собственников помещений в многоквартирном доме возложена указанная ответственность.

16. Условие об обязательствах сторон договора по обеспечению сохранения достигнутого эффекта экономии, в том числе по обучению персонала, ответственного за эксплуатацию установленного оборудования, соблюдению условий его эксплуатации, своевременному проведению технического обслуживания, поддержанию оптимальных режимов функционирования и осуществлению иных необходимых мероприятий.

17. Условие о порядке возмещения ущерба и устранения повреждений и недостатков работ исполнителя по энергосервисному договору, в том числе обнаруженных в течение гарантийного срока.

18. В случае если энергосервисный договор заключен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в энергосервисный договор может быть включено условие об изменении следующих положений энергосервисного договора только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного решением общего собрания:

предмет энергосервисного договора;

величина экономии коммунальных ресурсов в стоимостном и в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды, и срок, необходимый для достижения такой величины экономии;

цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты;

срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.

19. Условие о порядке привлечения исполнителем третьих лиц для выполнения работ по договору.

20. Условие о привлечении сторонами лица, осуществляющего контроль реализации энергосберегающих мероприятий по энергосервисному договору и оценку достигнутой в рамках энергосервисного договора экономии коммунальных ресурсов.

21. Условие об обязанности исполнителя по энергосервисному договору использовать материалы, изделия и оборудование, имеющие соответствующие маркировку, сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество и соответствие техническим условиям, утвержденной и согласованной проектной документации, государственным стандартам, и о передаче оригиналов документов заказчику по окончании соответствующих этапов или после исполнения договора в целом.

22. Условие о порядке сдачи-приемки работ по завершении этапов, если они были предусмотрены договором, и по исполнении энергосервисного договора в целом, включая их документальное оформление.

23. Условие об ответственности исполнителя по энергосервисному договору за неисполнение своих обязательств, в том числе в случае, когда исполнитель не обеспечил достижение согласованной при подписании договора плановой величины экономии коммунального ресурса, включая случаи, когда обязательства исполнителя по энергосервисному договору могут быть признаны неисполненными.

24. Условие об исполнении обязательств заказчика по энергосервисному договору в случае ликвидации заказчика, в том числе право исполнителя требовать от заказчика демонтажа или выкупа установленного энергосберегающего оборудования по остаточной стоимости с учетом понесенных исполнителем расходов на его приобретение, доставку, монтаж и эксплуатацию, амортизационных расходов.

25. Иные условия, подлежащие включению в энергосервисный договор по решению собственников помещений в многоквартирном доме.

Обзор документа

Утверждены новые примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Так же, как и раньше, собственники помещений в многоквартирном доме могут сами заключить его с управляющей компанией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребкооперативом. Также они могут наделить указанные организации правом подписать такой договор в интересах собственников от их или своего имени с компанией, оказывающей энергосервисные услуги. В качестве последней может выступать ресурсоснабжающая организация.

Условие о выполняемых по договору работах (услугах) может включать проведение энергетического обследования, установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета. Можно предусмотреть проведение иных определенных региональными властями в качестве обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

В случае отсутствия прибора учета, по причине отсутствия технической возможности его установки, размер экономии при выполнении работ (услуг) теперь может быть определен в т. ч на основе расчетно-измерительного способа.

В платежный документ, выставляемый для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, может включаться информация об оплате энергосервисного договора.

В случае если энергосервисный договор заключен на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в него может быть включено условие об изменении предмета такого договора; величины экономии коммунальных ресурсов в стоимостном и натуральном выражении; цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты; срок действия договора на общедомовые нужды.

Также целесообразно включить в договор положения об исполнении обязательств заказчика по энергосервисному договору в случае ликвидации заказчика, в т. ч. право исполнителя требовать от заказчика демонтажа или выкупа установленного энергосберегающего оборудования по остаточной стоимости с учетом понесенных расходов на его приобретение, доставку, монтаж и эксплуатацию, амортизационных расходов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Энергосервисный договор на общедомовые нужды (Приказ Минрегион РФ от 27/06/12 г. № 252)

Смотрите также раздел Обратная связь/Объявления

ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВОЗНИКАЮЩЕЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ ПО ВНЕСЕНИЮ В ФОНД КАПРЕМОНТА ТВЕРСКОЙ ОБЛ С 01 ИЮЛЯ 2014Г ПЛАТЫ ЗА КАПРЕМОНТ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ВЫДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

РАЗЪЯСНЕНИЯ ООО «КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД» ПО ВОПРОСУ ОПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В ЧАСТИ ОДН ПО СЧЕТАМ ОП «ТВЕРЬАТОМЭНЕРГОСБЫТ » ( дополнено 21.10.2014г, 22.10.2014г, 27.01.2015, 01.06.2015г, 02.07.2015, 14.07.2017, 16.07.2015,30.07.15, 10.08.15г, 05.10.15, 19.01.2016г, 17.02.16 (. ))

ВНИМАНИЕ: ПРОСИМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТА ЧЕРЕЗ НАШ САЙТ не позднее 25-го числа текущего месяца (за июнь — до 25 июня и т.д.) — чтобы перейти к разделу передачи показаний ИПУ, нажмите на выделенный синим цветом фрагмент

Энергосервисный договор на общедомовые нужды (Приказ Минрегион РФ от 27/06/12 г. № 252)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 Августа 2012 г. Регистрационный N 25277.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении энергосервисного договора. Его цель — сбережение и повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества. Определены примерные условия такого договора.
Собственники могут сами заключить его с управляющей компанией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребкооперативом. Другой вариант — наделить указанные организации правом подписать такой договор в интересах собственников от их или своего имени с компанией, оказывающей энергосервисные услуги. В качестве последней может выступать ресурсоснабжающая организация.
Условие о выполняемых по договору работах (услугах) может включать проведение энергетического обследования, установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета. Можно предусмотреть проведение иных определенных региональными властями в качестве обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. С согласия собственников работы могут выполняться в отношении внутриквартирного оборудования.
Также в договоре прописываются плановая величина экономии, порядок расчета ее фактических значений. При этом размер достигнутой экономии определяют без учета полученной от установки счетчиков.
Указывается срок действия договора. Возможно поэтапное выполнение работ.
Цена договора определяется как стоимость сэкономленных энергоресурсов (или ее доля). Необходимо прописать порядок расчетов. Платежи по договору не могут превышать фактическую величину экономии коммунальных ресурсов в стоимостном выражении. Расчеты производятся только после фактически достигнутой и подтвержденной экономии в соответствующем периоде.
Договор может содержать условие о гарантийном сроке (от 1 до 3 лет), в течение которого исполнитель отвечает за сохранение достигнутого эффекта экономии. Прописывается порядок его исчисления.
Целесообразно включить положения об обеспечении сохранения достигнутого эффекта экономии (например, об обучении персонала, ответственного за эксплуатацию установленного оборудования; соблюдении условий его использования, своевременном проведении техобслуживания).

Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 июня 2012 г. № 252 “Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме” (не вступил в силу)

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168; 2012, № 23, ст. 3008) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2012 г.
Регистрационный № 25277

Приложение
к приказу Министерства
регионального развития РФ
от 27 июня 2012 г. № 252

Примерные условия
энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме

В энергосервисный договор, направленный на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме (далее -энергосервисный договор), могут быть включены следующие примерные условия:

  Страховка и техосмотр цены

1. Условие о сторонах энергосервисного договора (один из возможных вариантов):

а) заказчик — собственники помещений в многоквартирном доме, исполнитель — управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, либо ресурсоснабжающая организация или иная организация, оказывающая энергосервисные услуги;

б) заказчик — товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, исполнитель — управляющая организация;

в) заказчик — управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив от имени собственников помещений в многоквартирном доме и в их интересах, исполнитель — ресурсоснабжающая организация или иная организация, оказывающая энергосервисные услуги;

г) заказчик — управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в интересах собственников помещений в многоквартирном доме от своего имени, исполнитель — ресурсоснабжающая организация или иная организация, оказывающая энергосервисные услуги.

2. Сведения о наличии у лиц, перечисленных в подпунктах б), в) и г) пункта 1 настоящих Примерных условий, полномочий (права) на заключение энергосервисного договора, подтверждаемых протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о заключении энергосервисного договора, содержащим условия его заключения, предусмотренные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 34, ст. 3680, 2011, № 22, ст. 3168), а также уставом товарищества собственников жилья (жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива), содержащим, в том числе, права и обязанности органов управления товарищества собственников жилья (жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива) по проведению в отношении общего имущества в многоквартирном доме мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и заключению энергосервисного договора, если заказчиком по энергосервисному договору является товарищество собственников жилья (жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив).

3. Условие о выполняемых исполнителем по энергосервисному договору работах (услугах), которые в том числе, могут включать проведение энергетического обследования, работы по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также мероприятия из включенных в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

При этом размер экономии, достигнутый в результате исполнения контракта, должен определяться без учета экономии (разности между данными об объеме потребления коммунального ресурса, используемыми до установки прибора учета используемого коммунального ресурса, и данными, полученными при помощи установленного прибора учета), полученной за счет установки прибора учета используемого коммунального ресурса.

Данное условие о выполняемых работах (услугах) может быть определено сторонами энергосервисного договора:

на основании энергетического паспорта и (или) отчета, составленных по результатам проведения энергетического обследования многоквартирного дома;

на основании данных об объеме потребления коммунальных услуг, определенном по показаниям общедомовых (коллективных) и (или) квартирных (индивидуальных) приборов учета, которые либо предоставлены заказчиком за период, предшествующий дате заключения энергосервисного договора, либо определены по показаниям установленных исполнителем по энергосервисного договору коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.

При принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении энергосервисного договора в отношении многоквартирного дома в целом и при наличии согласия собственников помещений на проведение таких работ условие о выполняемых работах (услугах) может предусматривать работы в отношении внутриквартирного оборудования соответствующих помещений.

4. Условие о периоде времени до выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору, который должен быть не менее двенадцати последовательных месяцев (далее — базовый период) в течение которого по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета определяются объемы потребления коммунальных ресурсов, которые принимаются сторонами за базовые (далее — базовые объемы потребления).

5. Условие о начале и длительности периода времени (месяц, квартал, полгода) после выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору (далее — отчетный период), в течение которого по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета будут определяться объемы потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества в многоквартирном доме в целях подтверждения достижения величины экономии.

6. Условие о величине экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (далее — плановая величина экономии).

7. Условие о факторах и порядке их учета при приведении объемов потребления коммунальных ресурсов за отчетный период к сопоставимым условиям, которые могут, в том числе, включать:

количество проживающих в многоквартирном доме;

температура наружного воздуха, используемая для приведения к сопоставимым условиям объемов потребления тепловой энергии (мощности).

8. Условие о порядке расчета фактической величины экономии в натуральном выражении, достигнутой в результате выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору (далее — фактическая величина экономии), которая определяется как разность объемов потребления за месяц (квартал, полугодие) базового периода и объемов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в соответствующем месяце (квартале, полугодии) отчетного периода с учетом приведения этих объемов к сопоставимым условиям.

9. Условие о порядке определения объемов потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества, в том числе раздельно по различным видам потребления коммунальных услуг, которое для коммунальных услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения осуществляется по показаниям приборов учета, установленных для целей измерения объемов по каждому из видов потребления соответствующего коммунального ресурса. Для услуги теплоснабжения определение объемов потребления коммунальных ресурсов также может осуществляться отдельно по одному или нескольким видам теплового потребления (отоплению, вентиляции, горячему водоснабжению, кондиционированию, осуществлению технологических процессов) в многоквартирном доме в случае наличия отдельных приборов учета по каждому виду потребления.

10. Условие о сроке действия энергосервисного договора, необходимом для выполнения предусмотренных договором работ (услуг), определения достигнутой величины экономии коммунальных ресурсов и оплаты исполнителю цены договора. Условие об исполнении обязательств сторон по энергосервисному договору в несколько этапов, различающихся как характером выполняемых мероприятий, так и порядком осуществления платежей по энергосервисному договору, в случае если стороны договорились о необходимости разделения исполнения своих обязательств по энергосервисному договору на этапы.

11. Условие об обязанности исполнителя энергосервисного договора обеспечивать условия предоставления коммунальных услуг (включая допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги, температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области содержания и эксплуатации объектов жилищного фонда) в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, за исключением случаев отклонений от таких требований на время проведения работ, длительность и сроки которых согласованы сторонами договора.

12. Условие о цене энергосервисного договора, которая определяется как стоимость сэкономленных энергоресурсов или порядке ее определения исходя из величины плановой или фактической экономии в стоимостном выражении, рассчитанной на основе цен (тарифов) на коммунальный ресурс, действующих на дату подписания энергосервисного договора или на дату осуществления платежей, в том числе, в виде доли от этой величины.

13. Условие о порядке расчетов по энергосервисному договору, платежи по которому не могут превышать фактическую величину экономии коммунальных ресурсов в стоимостном выражении. Расчеты по энергосервисному договору осуществляются исключительно после фактически достигнутой и подтвержденной экономии коммунальных ресурсов в соответствующем периоде.

При наличии в энергосервисном договоре условия об исполнении обязательств в несколько этапов и при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме порядок расчетов может устанавливаться отдельно для каждого этапа реализации энергосервисного договора и изменяться в течение срока этого договора.

14. Условие о переходе прав и обязанностей заказчика по энергосервисному договору к собственникам помещений в многоквартирном доме в случае смены лица, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, либо изменения формы управления многоквартирным домом, или к лицу, на которое в соответствии с решением собственников помещений в многоквартирном доме возложена указанная ответственность.

15. Условие о гарантийном сроке, в течение которого исполнитель по энергосервисному договору несет ответственность за сохранение достигнутого эффекта экономии (в том числе по конкретным видам потребления с учетом условий, указанных в пункте 9 настоящих Примерных условий), предусматривающее, что в течение этого срока объемы потребления соответствующего коммунального ресурса с учетом их приведения к сопоставимым условиям не должны превышать объемы потребления этого коммунального ресурса в отчетном периоде. Указанный срок может составлять период от одного года до трех лет и исчисляться с момента завершения исполнителем предусмотренных договором работ (услуг), либо с момента окончания всех взаиморасчетов по договору, предусматривающих оплату цены договора в полном объеме за счет платежей собственников помещений в многоквартирном доме.

16. Условие об обязательствах сторон договора по обеспечению сохранения достигнутого эффекта экономии, в том числе по обучению персонала, ответственного за эксплуатацию установленного оборудования, неукоснительному соблюдению условий его эксплуатации, своевременному проведению технического обслуживания, поддержанию оптимальных режимов функционирования и осуществлению иных необходимых мероприятий.

17. Условие о порядке возмещения ущерба и устранения повреждений и недостатков работ исполнителя по энергосервисному договору, в том числе обнаруженных в течение гарантийного срока.

18. Условие об изменении положений энергосервисного договора только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного решением общего собрания, в том числе условий о величине экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении, цене договора и порядке расчетов, сроке действия энергосервисного договора и иных условий.

19. Условие о порядке привлечения исполнителем третьих лиц для выполнения работ по договору, в том числе о порядке выбора и согласования подрядчиков, а также объема выполняемых ими работ и услуг.

20. Условие об обязанности исполнителя по энергосервисному договору использовать материалы, изделия и оборудование, имеющие соответствующие маркировку, сертификаты, технические паспорта, и другие документы, удостоверяющие их качество и соответствие техническим условиям, утвержденной и согласованной проектной документации, государственным стандартам, и о передаче оригиналов документов заказчику по окончании соответствующих этапов или после исполнения договора в целом.

21. Условие о порядке сдачи-приемки работ по завершении этапов, если они были предусмотрены договором, и по исполнении энергосервисного договора в целом, включая их документальное оформление.

22. Условие об ответственности исполнителя по энергосервисному договору за неисполнение своих обязательств, в том числе в случае, когда исполнитель не обеспечил достижение согласованной при подписании договора плановой величины экономии коммунального ресурса, включая случаи, когда обязательства исполнителя по энергосервисному договору могут быть признаны не исполненными.

23. Иные условия, подлежащие, по решению собственников помещений в многоквартирном доме, включению в энергосервисный договор.