Федеративный договор с чечней

Федеративный договор с чечней

Федеративный договор, подписание которого было одним из пунктов программы Б.Н.Ельцина при избрании в мае 1990 главой российского государства, подписан в Москве 31 марта 1992 года Президентом РФ Б.Н.Ельциным, Председателем Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатовым и руководителями 86 из 88 субъектов Российской Федерации. Под договором оставлены места для подписей представителей Татарстана и Чечено-Ингушетии, которые так и не были поставлены. 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ Федеративный договор был включен в Конституцию (Основной закон) Российской Федерации как ее составная часть. В новую Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Федеративный договор не включен. В соответствии с ее заключительными положениями, в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ действуют положения Конституции РФ.

15 февраля 1994 подписан Договор с Татарстаном. Только после этого (13 марта) Татарстан избрал депутатов в Федеральное Собрание РФ (выборы 12 декабря 1993 года в 2 округах не состоялись из-за недостаточного числа кандидатов, а в остальных 4 — из-за неявки избирателей). После этого подписание договоров вошло в моду. В 1994 году подписаны 3 договора, в 1995 — 4, в 1996 — 17, в 1997 — 12, в 1998 — 6. Подготовкой проектов договоров о разграничении полномочий занималась Комиссия при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которую возглавлял С.М.Шахрай. Исключение составила Чеченская Республика Ичкерия, переговоры с которой вели с лета 1996 года секретари Совета Безопасности — сначала А.И.Лебедь, затем — И.П.Рыбкин.

К середине 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. Первые три (с Татарстаном, Кабардино-Балкарией и Башкирией) именовались договорами о разграничении предметов ведения и ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ полномочий, остальные 39 (условно под вопросом — неопубликованные NN35, 37-41) — о разграничении предметов ведения и полномочий. Точные названия этих 39 договоров полностью (за исключенем названий регионов) совпадают с одним исключением — в название договора с Красноярским краем и его составными частями не включены названия регионов.

15 июля 1998 С.М.Шахрая сменил тогдашний заместитель Руководителя Администрации Президента В.В.Путин, с тех пор ни один договор подписан не был. Указом N 1003 от 8 августа 2001 Президент в связи с созданием 21 июня «Комиссии по подготовке предложений. » отменил все ранее принятые указы о «Комиссии по подготовке договоров. «.

Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (119-фз от 24 июня 1999, основные авторы проекта — В.Н.Лысенко и Р.Г.Абдулатипов) установлен приоритет федеральных законов перед Федеративным договором и Договорами о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами. Тем же законом установлено, что договоры до подписания Президентом РФ должны быть рассмотрены в законодательном (представительном) органе региона и в Совете Федерации. Предписано привести ранее заключенные договоры и соглашения в соответствие с этим законом в течение трех лет со дня вступления его в силу.

Указом Президента Путина N741 от 21 июня 2001 Комиссия по подготовке договоров была упразднена с одновременным созданием Комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления под председательством заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Д.Н.Козака.

Летом 2001 года ряд регионов выступили с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных ими с федеральным центром. С 21 декабря (?) 2001 по 21 апреля 2002 подписаны 28 двустороних (трехсторонних) актов о прекращении действия договоров . Остальные 14 договоров продолжают действовать. Список 16 договоров, договоры о расторжении которых к началу мая 2002 еще не были опубликованы: — 14 двусторонних: с органами государственной власти Республики Татарстан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия — Алания, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики, Свердловской области, Калининградской области, Республики Коми, Хабаровского края, Чувашской Республики, Москвы, Брянской области, Мурманской области; — 1 трехсторонний: с органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; — 1 четырехсторонний: с органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Подписан: Москва, 31 марта 1992 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов РФ включен в Конституцию РФ

Состоит из трех договоров и двух протоколов: 1. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации Подписан полномочными представителями Республик Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Горный Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской ССР, Республики Карелия, Коми ССР, Марийской ССР — Республики Марий Эл, Мордовской ССР, Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинской ССР, Республики Тува, Удмуртской Республики, Републики Хакасия, Чувашской Республики — Чаваш республики, Российской Федерации.

1а. Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации) Согласован полномочными представителями тех же сторон, что и договор (1). В нем представители республик «доводят до сведения органов власти», что «необходимо обеспечить предоставление не менее 50 процентов мест в одной из палат высшего законодательного органа РФ представителям республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов».

2а. Протокол к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации) Согласован полномочными представителями тех же сторон, что и договор (2), но представителями Калужской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга — с оговорками. Протокол относит к совместному ведению разграничение государственной собственности на территории регионов, установление общих принципов бюджетной системы и налогообложения в РФ, изменение границ краев и областей, и для сторон, подписавших протокол, делает перечень предметов совместного ведения (ст.II Договора) закрытым.

Индивидуальные договоры с субъектами РФ

1. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» Москва, 15 февраля 1994 Вступил в силу через 7 дней после подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РТ М.Шаймиев, Премьер-министр РТ М.Сабиров

2. Договор Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики» Москва, 1 июля 1994 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент КБР В.Коков, Премьер-министр КБР Г.Черкесов

3. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» Москва, 3 августа 1994 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РБ М.Рахимов, И.о.Премьер-министра РБ Р.Бакиев

4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия — Алания Москва, 23 марта 1995 Вступил в силу с момента подписания Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РСОА А.Галазов, Председатель Правительства РСОА Ю.Бирагов

5. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) Москва, 29 июня 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Президент РС(Я) М.Николаев, Председатель Правительства РС(Я) Ю.Кайдышев

6. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия Москва, 29 августа 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Президент РБ Л.Потапов

7. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики Москва, 17 октября 1995 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Председатель Государственного Совета УР А.Волков, Председатель Правительства УР П.Вершинин

8. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области Москва, 12 января 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Свердловской области Э.Россель

9. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области Москва, 12 января 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Председатель Правительства РФ В.Черномырдин, Глава администрации Калининградской области Ю.Маточкин, Председатель Калининградской областной Думы В.Устюгов

10. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Оренбургской области Москва, 30 января 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации — Председатель Правительства Оренбургской области В.Елагин

  Приказ о медсправках

11. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края Москва, 30 января 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Краснодарского края Е.Харитонов

12. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Коми Москва, 20 марта 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава Республики Коми Ю.Спиридонов

13. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края Хабаровск, 24 апреля 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Хабаровского края В.Ишаев

14. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Омской области Омск, 19 мая 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Омской области Л.Полежаев

15. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики Москва, 27 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Президент Чувашской Республики Н.Федоров

16. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Москва, 27 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Иркутской области Ю.Ножиков, Глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа А.Батагаев

17. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Сахалинской области Москва, 29 мая 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Сахалинской области И.Фархутдинов

18. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Пермской области и органами государственной власти Коми-Пермяцкого автономного округа Москва, 31 мая 1996 Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Пермской области Г.Игумнов, Глава администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Н.Полуянов

19. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Нижегородской области Москва, 8 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Нижегородской области Б.Немцов

20. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ростовской области Ростов-на-Дону, 11 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Ростовской области В.Чуб

21. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области Санкт-Петербург, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Ленинградской области А.Беляков

22. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев

23. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тверской области Москва, 13 июня 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Тверской области В.Платов, Председатель Законодательного Собрания Тверской области В.Курбатов

24. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края Москва, Барнаул, 29 ноября 1996 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Алтайского края Л.Коршунов

25. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Брянской области Ю.Лодкин Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

26. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Вологодской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Вологодской области В.Позгалев Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

27. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Магаданской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Магаданской области В.Цветков Опубликован: Российские вести, 26 сентября 1997

28. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Саратовской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Саратовской области Д.Аяцков Опубликован: Российские вести, 3 октября 1997

29. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Челябинской области Москва, 4 июля 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Челябинской области П.Сумин Опубликован: Российские вести, 26 сентября 1997

30. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Самарской области Самара, 1 августа 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Самарской области К.Титов Опубликован: Российские вести, 25 сентября 1997

31. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ульяновской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Ульяновской области Ю.Горячев Опубликован: Российские вести, 12 ноября 1997

32. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Астраханской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Астраханской области А.Гужвин Опубликован: Российские вести, 16 декабря 1997

33. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ярославской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Ярославской области А.Лисицын Опубликован: Российские вести, 17 декабря 1997

33. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области Москва, 30 октября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Глава администрации Мурманской области Ю.Евдокимов Опубликован: Российские вести, 25 декабря 1997

35. 30 октября 1997 подписан также договор с Кировской областью

36. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий [между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов] Красноярск, 1 ноября 1997 Вступил в силу с момента опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Губернатор Красноярского края В.Зубов, Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Г.Неделин, глава администрации Эвенкийского автономного округа А.Боковиков, первый заместитель Председателя Правительства РФ Б.Немцов. Опубликован: Российские вести, 27 ноября 1997

С апреля 1998 года сплошное опубликование договоров прервалось, т.к. Администрация Президента отказалась от издания газеты «Российские вести», после чего выпуск газеты был приостановлен.

37-41. 20 мая 1998 подписаны 5 договоров: с Республикой Марий Эл, Амурской, Воронежской, Ивановской и Костромской областями.

42. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы Москва, 16 июня 1998 Заключен сроком на 10 лет Вступил в силу со дня опубликования Подписали: Президент РФ Б.Ельцин, Мэр Москвы Ю.Лужков Опубликован: Российская газета, 23 июня 1998

ИТОГО к 29 июня 1998 подписаны 42 индивидуальных договора с 46 субъектами Федерации. ДОГОВОРЫ С ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ:

  • Хасавюртские соглашения от 31 августа 1996
  • Договор о мире и принципах взаимоотношений от 12 мая 1997
  • Проекты нового Договора на октябрь 1997ССЫЛКИ
  • Тексты договоров анонсированы и постепенно появляются на региональном сервере Центра регионального анализа и прогнозирования

    Федеративный договор с чечней

    &nbsp Подписан федеративный договор

    Субъекты федерации: равнение на Татарстан 31 марта в Кремле состоялась церемония заключения Федеративного договора.
    Татарстан и Чечня отказались его подписать, а представители Башкортостана согласились поставить свою подпись лишь после того, как добились от российского руководства значительных уступок, зафиксированных в дополнительном протоколе.

    Накануне подписания Федеративного договора — 28 марта — парламент Башкортостана принял специальное постановление о том, что созданный в Москве документ «грубо ущемляет права республик в составе России, особенно в вопросах собственности». Парламент заявил, что предложенный документ Башкортостан подписывать не намерен и в качестве предварительного условия требует от России признать собственностью республики все ресурсы на ее территории и предоставить ей полную самостоятельность в законодательной и внешнеэкономической деятельности.
    Если отказ Татарстана и Чечни от подписания договора был очевиден заранее, то заявление властей Башкортостана всерьез обеспокоило российское руководство. В Москве с башкирской делегацией лично встретились Ельцин, Хасбулатов, Бурбулис. Россияне действовали как лаской, суля неуступчивым башкирам выгодные экономические и торговые договоры, так и таской: Ельцин назвал башкирских руководителей «хулиганами», а другие российские лидеры грозно намекали, что «Башкортостан еще пожалеет о разрыве с Россией».
    Компромисс был достигнут за полчаса до церемонии подписания Федеративного договора. Ельцин, Хасбулатов и председатель ВС Башкортостана Муртаза Рахимов подписали специальное приложение к договору, предусматривающее выполнение всех требований башкирской стороны. Многие российские и башкирские парламентарии считают, что ради сохранения федерации Россия пошла на небывалые уступки. «Время, когда мы ходили к России с протянутой рукой, кончилось», — заявил Рахимов по приезде из Москвы.
    Но, как полагают местные наблюдатели, даже ценой таких уступок Россия вряд ли сможет удержать Башкортостан в составе федерации. Подписанный договор подлежит ратификации ВС Башкортостана, а там сильны позиции татарских и башкирских патриотов, выступающих за выход республики из состава России.
    В последнее время Башкортостан и Татарстан начинают координировать усилия в своем стремлении обрести большую независимость от Москвы. В конце марта группа народных депутатов из Татарстана представила проект договора о создании Волжско-Уральской конфедерации. Конфедерация должна представлять собой президентскую республику с собственным законодательством, своими органами власти и столицей в Уфе. Она должна быть открыта и для других российских республик. Разработчики проекта рассчитывают на союз с Коми, Удмуртией и Чувашией. Если парламентарии Башкортостана сочтут, что для их республики Волжско-Уральская конфедерация более привлекательна, чем Россия, то их примеру могут последовать и другие российские республики.

      Методы и организационные требования к программе

    Годовщина несбывшейся надежды

    20 лет назад был подписан договор о мире между Россией и Чечней

    Двадцать лет назад, 12 мая 1997 года, президент России Борис Ельцин и глава Чечни Аслан Масхадов подписали в Кремле Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и тогда де-факто независимой Чеченской Республикой Ичкерией. Граждане, и в том числе политики и правозащитники, тогда решили, что это событие поможет, наконец, прекратить многолетнее вооруженное противостояние между Россией и Чечней. Однако документ дал всего лишь короткую передышку перед следующей войной.

    Первая Чеченская

    ЕСПЧ обязал Россию выплатить €3 млн истцам по делу о теракте в Беслане

    В 1991 году в Чечне фактически произошел государственный переворот, в результате которого на территории республики были захвачены военные базы советских войск, здание КГБ и стратегические объекты. В результате Чечня стала фактически независимым, но юридически не признанным ни одной страной, включая Россию, государством.

    Республика имела государственную символику — флаг, герб и гимн, органы власти — президента, парламент, правительство, светские суды.

    Предполагалось создание вооруженных сил, а также введение собственной государственной валюты — нахара. В конституции, принятой 12 марта 1992 года, Чечня называлась «независимым светским государством», ее правительство отказалось подписывать федеративный договор с Российской Федерацией. Все эти события сопровождались геноцидом нечеченского населения, захватом квартир и иной собственности людей, не имевших чеченского происхождения, их ограбление, похищение с целью выкупа, а также убийства. На руках у населения оказалось большое количество оружия из захваченных военных складов.

    Россия попыталась силой восстановить контроль над регионом. В декабре 1994 года в республику были введены российские войска. Началась так называемая Первая чеченская война, которая унесла десятки тысяч жизней. Точные людские потери обеих противоборствующих сторон и мирных жителей в ходе конфликта неизвестны до сих пор.

    И хотя российские войска взяли под контроль большую часть населенных пунктов Чечни, ситуацию в них они контролировали слабо. В 1996 году чеченские боевики провели успешную операцию, в результате которой отбили обратно три крупнейших города: Грозный, Аргун и Гудермес. После этого было подписано перемирие, позже названное Хасавюртовским (по месту его подписания).

    Кадыров и Галустян пообещали дойти до «главы» НАТО

    Прекращение огня зафиксировали своими подписями Александр Лебедь, который тогда возглавлял Совет безопасности РФ, и Аслан Масхадов, в то время глава штаба войск Ичкерии. Последний позже был избран президентом Чеченской Республики.

    По этому соглашению все боевые действия в Чечне прекращались, армия и подразделения МВД России из республики незамедлительно выводились. Подписание прошло в своеобразной обстановке: прямо за спиной у политиков стоял боевик в кожаной куртке и с ручным пулеметом в руках. После скрепления документа подписями и короткой пресс-конференции Лебедя и Масхадова в зале раздались крики «Аллах акбар!» и аплодисменты. В соглашении отдельно оговаривалось, что вопрос о статусе Чечни отложен до 31 декабря 2001 года. Как выразился тогда Лебедь, его «нужно решать на холодную голову».

    Договор о мире и принципах взаимоотношений между Россией и независимой Чеченской Республикой Ичкерией стал следующим этапом мирного урегулирования после Первой чеченской войны. Его подписание стало историческим событием: впервые с 1991 года чеченский лидер (тогда им уже был Аслан Масхадов) приехал в Кремль и встретился с российским президентом.

    «Ставится точка четырехсотлетней давности, когда в Чечне все время какая-то война. Теперь будем вести все наше сотрудничество мирным путем. Тут один пункт — мирный договор. Вот вся его главная начинка», — заявил глава страны Борис Ельцин сразу после подписания документа.

    «Народы России и Чечни устали от этих проблем, от этой войны. Сегодня я думаю, что лидеры Чечни и России сделали самый разумный шаг, который ждут от нас наши народы», — отметил, в свою очередь, чеченский лидер, речь которого звучала не в пример связней, чем речь российского президента.

    В самом договоре содержались расплывчатые пункты и определения. В частности, там было сказано, что стороны договорились «навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов» и «строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права». Статус Чечни в документе также прописан не был. Этот договор воспринимался скорее как основа для дальнейшего строительства отношений между Москвой и Грозным, чем как соглашение, которое снимает большую часть вопросов в отношениях между ними.

    «Нам тогда казалось, что подписанное соглашение открывает возможности для того, чтобы решать все спорные проблемы в рамках правовых механизмов и дипломатических переговоров. Мы надеялись, что документ приведет к положительным результатам, как для России, так и для Чечни, вне зависимости от того, будет ли она в составе России или станет независимым государством», — рассказал «Газете.Ru» глава правозащитной организации «Мемориал» Олег Орлов, который лично присутствовал при подписании Хасавюртовского перемирия.

    К факту подписания документа многие политики и общественные деятели отнеслись тогда по-разному. Кто-то решил, что это фактическое признание Москвой независимости Чечни, кто-то и вовсе считал, что это предательство российских национальных интересов на Северном Кавказе.

    «В целом общество, на мой взгляд, тогда положительно относилось к заключенным соглашениям. Это потом стали говорить, что это чуть ли не предательство, что это проигрыш России и ничего хорошего это не принесет для нашей страны. Но, думаю, именно тогда большая часть российского общества вздохнула с облегчением, так как война была крайне непопулярна», — отметил Орлов.

    Впрочем, надежды на мирный исход, которые связывали с этим соглашением, так и не оправдались. После вывода российских войск и избрания Масхадова президентом тот, как пишет историк-кавказовед Джабраил Гакаев, оказался «не в состоянии консолидировать чеченское общество, поддержав вооруженное меньшинство».

    «Над Чечней реально нависла экологическая и эпидемиологическая катастрофа. Города и разрушенные села практически не восстанавливались, люди жили в разбитых кварталах, где уже давно не было ни канализации, ни воды, а часто и электричества.

    Медицинское обслуживание, по существу, отсутствовало. Люди умирали от массовых болезней и голода, особенно высока смертность среди детей, практически все население нуждалось в психотерапии. Школы, вузы практически не работали, кроме нескольких частных колледжей. Усилился процесс арабизации образования.

    В Чечне явно обозначились признаки распада хозяйственных, культурных связей внутри социума. Из Чечни продолжался исход населения», — пишет он.

    Суд приговорил соучастника теракта на Дубровке Хасана Закаева к 19 годам колонии

    Это обстоятельство усугубилось вооруженным конфликтом между вчерашними союзниками — бывшими полевыми командирами, воевавшими против российских силовиков: Салманом Радуевым, Шамилем Басаевым и Хункаром Исрапиловым.

    Урус-Мартановский район Чечни стал регионом, который жил по отдельным от остальной Чечни законам и понятиям. Там иорданец Хаттаб открыл базу подготовки боевиков и диверсантов. Пытаясь поправить свое положение, 3 февраля 1999 года Масхадов объявил о введении шариатского правления в Чечне и отказа от светских принципов устройства республики, хотя люди, близко знавшие его, вспоминали, что сам лично он никогда не был особенно религиозным и не отказывал себе в спиртных напитках.

    7 августа 1999 года с территории Чечни в Дагестан вторглась группировка Басаева и Хаттаба. После боевых действий, которые длились почти месяц, российским военным удалось их выбить и прогнать обратно в Чечню. Вслед за этим последовал ряд терактов: взрыв жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске. Сразу после этой акции началась Вторая чеченская война. Как только подразделения российских войск вошли в Чечню, Масхадов, гарантировавший выполнение договора о мире, объявил о начале массового вооруженного сопротивления российским силовикам.

    «Обе стороны не были готовы честно и последовательно выполнять то, что они подписали. С российской стороны откровенно готовился военный реванш. Это не зависело от Ельцина лично. Очевидно, что его готовили силовики из его окружения.

    С чеченской стороны наблюдалась крайняя непоследовательность. Масхадов хотел бы дружественного взаимодействия с РФ. Я и другие мои коллеги неоднократно после подписания соглашений бывали в Чечне, видели, что там происходило, говорили с Масхадовым. Но было видно, что он не в состоянии контролировать своих полевых командиров, которые ничего не хотели слушать, а хотели только урвать побольше денег и власти», — пояснил «Газете.Ru» глава «Мемориала» Орлов.

    Вскоре после начала Второй чеченской войны ушли из жизни так называемые архитекторы Хасавюртовского перемирия.

    В апреле 2002 года в катастрофе вертолета погиб Александр Лебедь. А спустя два года спецназ ФСБ ликвидировал в селе Толстой-Юрт Аслана Масхадова, который на тот момент уже не имел влияния на подавляющее число антироссийских сил в Чечне. В целом в республике после этого еще до 2009 года сохранялся режим контртеррористической операции, который отменили лишь по личной просьбе нового лидера республики Рамзана Кадырова.

      Деньги под залог машины москва

    Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан

    Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года
    Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

    Утвердить Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, подписанный в городе Москве 26 июня 2007 года.

    Федеративный договор с чечней

    Беседа члена Президиума ЦККПРФ, заместителя председателя Государственной думы РФ Валентина КУПЦОВА и политического обозревателя газеты «Правда» Виктора ТРУШКОВА

    — Валентин Александрович, в печати появились публикации о законопроекте, предусматривающем утверждение Госдумой «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственнной власти Республики Татарстан». В «Правде» опубликовано заявление Президиума ЦК КПРФ, посвященное проекту этого документа. Есть информация, что вопрос о законопроекте обсуждался на заседании Совета Госдумы. Хотелось бы дать читателям четкую информацию об этом законопроекте — что он собой представляет, как появился, что предусматривает?

    — На днях президент Российской Федерации В.В. Путин внес в Государственную думу законопроект, предлагающий депутатам утвердить договор о разграничении предметов ведения и полномочий между властными органами Российской Федерации и Татарстана. В нем затрагиваются вопросы, которые по существу не сходят с повестки дня уже 15 лет, с момента преступного развала Советского Союза.

    В частности, предусматривается совместное решение вопросов, связанных с экономическими , экологическими , культурными аспектами жизни Татарстана. Власти Татарстана считают, что по согласованию с правительством РФ они могут оказывать государственную поддержку и содействие своим соотечественникам. Одновременно предусматривается возможность выдавать гражданам РФ, проживающим в Татарстане, общегражданский паспорт гражданина РФ с вкладышем на татарском языке с изображением государственного герба Республики Татарстан. Что касается кандидатур, вносимых на замещение должности высшего должностного лица Республики Татарстан, то для них предусматривается дополнительное требование — владение как русским, так и татарским языком.

    Между тем многие из этих вопросов уже решены в федеральных законах. Это не только закон о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий органов власти Российской Федерации и её субъектов, но и законы о языках народов России, о документах, удостоверяющих личность, о международных отношениях, а также законы о земле, лесах и водах. Сейчас завершается подготовка Федерального закона «О недрах», в ходе которой идет острый спор вокруг так называемого принципа двух ключей — совместной компетенции федеральных и региональных органов в сфере использования минеральных ресурсов и охраны природы. И вот вносится документ о том, чтобы весь этот круг вопросов, когда они касаются Татарстана, решался не на базе федеральных законов, а на основе особого договора, который заключается между органами госвласти Федерации и Татарстана.

    В Совете Госдумы обсуждался вопрос об утверждении этого договора, переданного в парламент президентом, и было решено отложить его рассмотрение примерно на месяц.

    — Но это же повторение пройденного! В 1992 году ельцинская команда уже выстраивала Россию как договорную Федерацию и чуть не развалила страну. Ясно же, что политически такая система чревата продолжением беловежского сговора, которому на днях как раз исполнилось 15 лет.

    Неужели кто-то решил таким образом отметить этот черный юбилей?

    — О «юбилейном» характере этой инициативы пока говорить , наверное , не стоит. Но совершенно ясно, что предпринимается попытка вернуться к практике вчерашнего дня, которая себя, безусловно, исчерпала. Именно об этом говорится в недавнем заявлении Президиума ЦК КПРФ «Серьёзные вопросы решать вдумчиво», которое было опубликовано в «Правде» 14 декабря. Но если первый Федеративный договор о разграничении полномочий субъектов Федерации и центральный власти, подписанный 31 марта 1992 года и включавшийся в виде приложения в Конституцию, в тех условиях в какой-то мере всё же содействовал предотвращению дезинтеграции Российского государства, то теперь ситуация принципиально иная. Договорная форма федеративных отношений в нашей стране себя полностью исчерпала хотя бы потому, что ставит под угрозу единство страны уже тем, что нарушает предусмотренное статьей 5 Конституции РФ равноправие субъектов Российской Федерации. Поэтому в заявлении Президиума ЦК прямо сказано, что «Центральный Комитет считает подобные тенденции в решении вопросов государственного и национального строительства опрометчивыми и опасными».

    Заключение предлагаемого договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан открывает новый виток заключения договоров Федерации с ее субъектами. Образно говоря, начинаем гонку на санях по местности, где давно сошел снег. И эта гонка, эти очередные разговоры о полномочиях и компетенции не способны содействовать развитию взаимодействия субъектов Федерации с федеральными органами власти, а также той стабильности в государстве и обществе, о которых так много говорит российское руководство . Любое политическое решение требует ясного видения перспектив и точного прогноза.

    Предсказать, что последует за узакониванием этого договора, не так уж трудно.

    — Иначе говоря, предложение о заключении этого договора далеко не безобидно с точки зрения интересов России. Расскажите подробнее о позиции КПРФ по этому вопросу.

    — Среди главных целей Компартии, определяемых Программой КПРФ, важное место занимают «патриотизм, равноправие наций, дружба народов, единство патриотических и интернациональных начал». Наша партия записала в своей Программе, что «защита национально-государственных интересов России органически сливается сегодня с борьбой.

    за социализм и советские формы народовластия». Вот те принципиальные позиции, которые определяют наше отношение к предлагаемому договору между Российской Федерацией и Республикой Татарстан.

    Уроки 90-х годов заставляют с тревогой относиться к договорной форме РФ.

    Федеративный договор 1992 года отказались подписывать две республики — Татарстан и Чечня. Два года спустя был заключен отдельный договор между Федерацией и Республикой Татарстан. Этим договором в ведение республики был передан широкий круг вопросов, далеко выходящих за рамки прежних её полномочий. Они касались управления энергетикой и некоторыми видами транспорта, геологии и добычи нефти, денежной системы и льгот по налогам, акцизов на спиртные напитки , платы за землю , средств, поступающих от приватизации, и т. п. Все доходы, связанные с этими сферами , переходили , как правило , в бюджет Татарстана.

    Естественно, остальные 45 из 89 субъектов Федерации, заключившие до конца 90-х годов свои договоры с центром, такого рода благоприятствования получить не могли. Таким образом, был существенно нарушен принцип равноправия субъектов Федерации. К настоящему времени подписанные тогда договоры признаны выполнившими свое назначение и утратили силу.

    Между тем в пояснительной записке к проекту Федерального закона «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» специально подчеркивается , что «договором предусматривается иное разграничение предметов ведения и полномочий. в отдельных сферах, чем установлено федеральными законами».

    — А как выглядит подписание предлагаемого договора между Федерацией и одним из её субъектов с точки зрения действующего законодательства?

    — В Конституции РФ записано, во-первых, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Федерации, во-вторых, что «во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны». Что касается параллельного существования законодательного и договорного регулирования предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и входящего в нее субъекта , то оно противоречит этой статье .

    Специалисты указывают и на ряд других несоответствий предлагаемого документа как Конституции РФ, так и ряду федеральных законов.

    — Президент В.В. Путин в течение ряда лет выстраивал государственную вертикаль, а теперь пошел на её фактическое разрушение. Как это понимать?

    — Мнение президента о договоре известно: он его подписал и внес в парламент. Думаю , важнее реакция других субъектов Федерации. Уже сообщалось, что президент Башкортостана подписал указ о срочной подготовке для своей республики договора, подобного тому, который представило руководство Татарстана . Не секрет, что идет проработотка предложений о договоре с Чечней. В эту очередь, несомненно, выстроятся и другие субъекты Федерации.

    — Как объяснить выбор времени для выдвижения подобной инициативы? Только ли дело в том, что в конце осенней сессии в Госдуме легче бывает протолкнуть практически любой закон? Я обратил внимание на то, что договор был одобрен Государственным советом Республики Татарстан более чем год назад — 28 октября 2005 года.

    Не следует ли искать причину его теперешнего внесения в парламент в предстоящих федеральных выборах?

    — Такая точка зрения высказывается.

    И не без оснований. Во-первых, власть, возможно, рассчитывает, что подписание таких договоров поможет «партии власти» получить голоса в республиках, входящих в состав Федерации. Тем более что там итоги голосования, по мнению многих наблюдателей , часто оказываются весьма управляемыми. Во-вторых, не исключено, что Путин хочет избавить своего «наследника» от острых проблем на первом этапе его президентства. Однако надо иметь в виду, что в большинстве субъектов Федерации нет восторга по поводу возможного перехода к договорному характеру Российской Федерации.

    Одновременно там не хотят отказываться от равноправия входящих в Россию регионов.

    — Каков может быть выход в этой ситуации?

    — Самое широкое обсуждение возникшей проблемы. Проект представленного закона должен быть рассмотрен органами законодательной власти всех субъектов Федерации, а Госдума должна его рассматривать только с учетом их мнения. Целесообразно провести в Государственной думе по этой проблеме специальные парламентские слушания, «круглые столы», использовать все формы обсуждения и изучения общественного мнения.

    © 1993-2016 Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»