Требования к правоприменительной процедуре

Субъекты и стадии правоприменительной деятельности

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных действий правоприменителя.

Выделяются три стадии применения права.

1. Установление фактических обстоятельств дела.

На этой стадии правоприменитель должен собрать и проанализировать материалы, имеющие юридическое значение по делу и позволяющие представить наиболее близкую к реальности картину происшедшего.

установление фактических обстоятельств осуществляется в соответствии принципами относимое, допустимости, достоверности и достаточности. Относимость предполагает, что правоприменитель в ходе исследования тактических обстоятельств «сортирует» собранный материал, отбирая лишь факты, которые могут быть использованы в процессе юридической оценки сложившейся ситуации.

Допустимость предполагает, что получение материалов по делу должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, в порядке предусмотренной законом процедуры. Материалы, полученные с нарушением требований закона, не могут рассматриваться в качестве юридически значимых и, таким образом, не являются доказательствами по делу.

Достоверность предполагает, что материалы, собранные по делу, должны нести в себе достоверную (правдивую) информацию.

Достаточность предполагает, что собранных материалов должно быть достаточно для принятия объективного решения по делу в оптимальные сроки.

В зависимости от сложности фактических обстоятельств и их сущности они устанавливаются различными лицами, и процесс их установления представляет собой различную по степени сложности деятельность. Фактические обстоятельства различаются в зависимости от сферы общественных отношений, где они произошли, и поэтому влекут за собой разные последствия. Одни из них имеют положительное значение и оценку, другие — отрицательное. С первыми связывается положительное воздействие, со вторыми — применение государственно-правовых санкций к виновным в правонарушениях.

2. Установление юридической основы дела.

Данная стадия является основной в процессе применения права. Она, в свою очередь, складывается из ряда «подстадий» к числу которых следует отнести:

выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц;

толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм;

* юридическая квалификация фактических обстоятельств дела. Выбор нормы права и анализ ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц предполагает изучение нормативно-правовой базы с целью установления нормы (группы норм), в предписании которой закрепляется вариант поведения, соответствующий фактическим материалам конкретного дела. Анализ выбранной правовой нормы предполагает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело, и (или) действовала ли она на момент обнаружения тре-бующей правоприменения ситуации;

действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

распространяется ли действие данной нормы на субъектов, в отношении которых она должна быть применена.

Толкование нормы и разрешение возможных коллизий норм предполагает мыслительный процесс, в ходе которого правоприменитель уясняет для себя сущность выбранной нормы, проверяет, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании.

В процессе выбора нормы права и ее последующего толкования правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда имеют место несколько норм, каждая из которых, в принципе, может быть применена для юридической квалификации фактических обстоятельств дела. Причем нередко предписания, закрепленные в этих нормах, носят противоречивый характер, что, естественно, затрудняет процесс юридической квалификации. Такая ситуация называется коллизией норм и связана прежде всего с несогласованностью действий органов, участвующих в законодательной деятельности.

Разрешение коллизии норм осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых нужно отнести следующие:

при возникновении коллизии норм, закрепленных в законах и подзаконных актах, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в законах;

при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах федерального и регионального уровней, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах федерального уровня; при возникновении коллизии норм, закрепленных в нормативных актах, изданных одним органом, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в более позднем по времени издания акте; при возникновении коллизии норм, закрепленных в одноуровневых актах общего и специального характера, предпочтение следует отдавать нормам, закрепленным в актах специального характера, и т.д. Коллизия считается разрешенной тогда, когда правоприменитель определил для себя конкретную норму конкретного нормативно-правового акта, о соответствии с которой он собирается осуществлять юридическую квалификацию фактических обстоятельств дела.

Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела предполагает процесс установления формально-юридической связи между фактически обстоятельствами дела (его материальной основой) с выбранной нормой 0рава (юридической основой).

Правильная юридическая квалификация предопределяет успешное рассмотрение и разрешение дела. Как нельзя достичь объективной истины в правоприменении, когда не выяснены с необходимой полнотой и достоверностью все фактические обстоятельства дела, так невозможно получить их и тогда, когда при наличии необходимых фактов допускается ошибка в квалификации. Чтобы правильно определить юридическую значимость обстоятельств дела, правоприменитель должен представлять себе систему права в ее целостности и единстве, иметь возможность выбрать именно ту правовую норму (или нормы), которая предусматривает данный случай, на него рассчитана. Непра-вильная юридическая квалификация в большинстве случаев влечет за собой неправильное разрешение дела по существу.

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

Это завершающая и наиболее значимая с юридической точки зрения стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий, позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу. Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения выносится властное решение.

В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным голосованием, по другим — открытым, по третьим — единолично должностным лицом. После того как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права. Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.

90.91. Акты применения права: понятие и виды. Соотношение правоприменительных и нормативно-правовых актов

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечивается принудительной силой государства.

Основные признаки актов применения права:

Во-первых, акт применения права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином полученного кредита обязательно для исполнения. За нарушение требования этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой судом принималось решение.

Во-вторых, акт применения права — это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер, и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных),

В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании уголовно-правовых норм. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-четвертых, акты применения права издаются в установленной форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления наиболее важных индивидуальных правовых актов.

К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами

(судами, органами прокуратуры, милиции и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название и состав органа, издавшего его, место и время издания, предмет разбирательства, конкретный адресат.

2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования.

  Бухгалтерская справка расчет пособия по беременности и родам образец

3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в ходе правоприменения, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие .доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.

4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения — вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

В науке существует мнение, что акты применения права могут и не иметь определенной формы, а осуществляться как действие. Это так называемые акты-действия, акты-сигналы и др. Например, сигналы регулировщика, устные распоряжения и т.п. Правоприменительные акты достаточно разнообразны. Это и приказ директора предприятия о приеме на работу сотрудника, и распоряжения Правительства, и приговор суда, и ненормативный Указ Президента.

Классификация актов применения права производится по различным основаниям.

1. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на:

— регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

— охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными субъектами правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении в качестве обвиняемого, протест прокурора).

2. По содержанию и значению в механизме реализации права, акты применения права можно классифицировать на:

— конкретизирующие (регламентирующие) акты подтверждают наличие права у конкретного лица, применительно к нему индивидуализируют (регламентируют) объем этого права, форму и порядок его реализации. Примером таких актов могут служить различные должностные инструкции, распоряжения руководителя о выполнении каких-либо работ с определением исполнителей и ответственных лиц и т.п.;

— регистрационные акты — удостоверяют законность определенных состояний личности, ее действий и т.д. Например, внесение в списки избирателей, постановка на регистрационный учет по месту жительства, удостоверение нотариусом подписи и т.п.;

— акта о признании — признают такие состояния личности, как признание безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным, отцовства и т.п.

— разрешающие (разрешительные) акты — выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.

Следует отличать разрешительные акты от регистрационных. Облеченные в практически одинаковую форму, они выполняют сходные функции, однако при вынесении регистрационных актов компетентный орган проверяет соответствие фактических условий и обстоятельств предусмотренным законом и лишь удостоверяет этот факт. Компетентный орган не вправе отказать в регистрации, если формальные условия соблюдены. Акты же разрешительные помимо учета формального соответствия фактических условий и требований закона, оценивают соответствующую ситуацию и с учетом целесообразности такой реализации, специально дозволяя совершение определенных действий. Это проявляется в тех случаях, когда вопрос о разрешении не связан с исчерпывающим перечнем условий, либо когда сами условия сформулированы через оценочные понятия, а также в случаях возможности предоставления какого-либо права «в виде исключения».

— запрещающие (запретительные) акты — содержат запрет реализации права, носящий сугубо индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его реализации, условиям места и времени, порядку реализации и т.д.). Примером могут служить отказ окружной избирательной комиссии в регистрации лица в качестве кандидата в депутаты, отказ в выдаче заграничного паспорта и т.п.

Таким образам, акты применения права являются важнейшим средством реализации предписаний правовых норм.

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения нормы права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Какими же основными признаками характеризуются акты применения норм права?

Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

Во-вторых, акт применения — это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

1) вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

3) мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;

4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

Каждый Правоприменительный акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

— акты представительных органов государственной власти;

— акты исполнительных органов государственной власти;

— акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);

— акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

— на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

— на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 61 ; Нарушение авторских прав

Раздел 8.1 Понятие и содержание правоприменительной деятельности

Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые, правоприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

— осуществляется компетентными органами государства;

— имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;

— требует профессиональных знаний и навыков;

— осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;

— является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ee цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

— осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

— к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

— исполнению (например, призыв в армию);

— соблюдению (например, совершение правонарушения).

Различают следующие четыре формы правоприменения:

1. Конкретизация (правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право).

2. Контроль (содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа).

  Трудовой договор продавец кассир консультант

3. Разрешение споров.

4. Наложение санкций.

— исполнительно-распорядительный. K нему относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль, которые выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах;

— правоохранительный. Здесь идет речь о таких формах правоприменения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения, осуществляемых правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенных от любого давления или угроз. [153]

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственновластные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

— издаются государственно-властными компетентными органами;

— имеют государственно-властный характер;

— обязательны для исполнения;

— содержат индивидуально-конкретные предписания;

— рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

— обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена

по многим признакам:

1. По субъектам принятия: акты исполнительных органов (например, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к производству).

2. По основнъш направлениям деятельности государства: в области экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.), охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение скорости и т. д.).

3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные, направленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и проч.).

4. По процедуре принятия: коллегиальные (например, решение Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначении министром и др.).

5. По времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (о регистрации юридического лица и др.).

6. По значению — , основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополнительные (протокол судебного заседания и т. д.).

7. По территории действия: федеральные (например, о закрытии Фонда «Открытая Россия») и региональные (о создании Академии государственной службы Хабаровского края и проч.). [154]

Особой характеристике подлежат правоприменительные акты, издаваемые судебными органами. Осуществление судебной власти возложено на совокупность судебных органов — от самых низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (лат. justitia — справедливость), деятельность судов по разрешению правовых конфликтов — юрисдикционной деятельностью (правосудием), а предметная и пространственная сфера этой деятельности — юрисдикцией (лат. juridictio — судебное разбирательство, судебный округ). Осуществление юрисдикционной деятельности и есть главная задача судебных органов.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Социальная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Факторы влияющие на правосудие:

— политические тенденции в стране;

— изменившиеся социальные условия;

— материалы судебных решений по аналогичным делам;

— мнения других судей;

— мнение иерархических судебных инстанций. [155]

Судебное правоприменение выполняет также функцию индивидуального регулирования, т. e. использование в его процессе средств саморегулирования (оценочных понятий, альтернативных, факультативных норм и т. n.). Этим снимается «возмущение» правовой системы, не способной угнаться за динамикой общественной жизни. [156]

Из трех ветвей власти, существующих в обществе, судебная — самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки. Она не располагает значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Процессуальная форма вынесения судебных решений значительно отличает судебное правоприменение от исполнительно-распорядительного (административного).

Юрисдикционный процесс делится на этапы. Их выделяют, скорее, в теоретических целях для углубленного анализа и изучения. B практической деятельности они переплетаются и обусловливают друг друга.

Этапы судебного процесса — это урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Обобщенная схема судебного производства такова.

Первый этап — принятие дела к производству. Здесь проводится проверка законности и обоснованности действий органов следствия по возбуждению и предварительному расследованию или предпринимаются действия для обеспечения правильного и своевременного разрешения спора. Наличие подготовительной стадии — особенность именно судебного процесса. Дело в том, что сама по себе судебная процедура очень сложна и дорого обходится налогоплательщикам, а потому прежде чем ее затевать, надо решить, имеется ли все необходимое для ее проведения.

Второй этап — судебное разбирательство. Это решающий этап судебного процесса. Здесь детально разбирается и решается юридическое дело по существу. Общая схема действий суда такова:

1. Анализ фактических обстоятельств дела (сбор доказательств, их систематизация, выявление между ними противоречий).

2. Выбор нормы права, или юридическая квалификация, которая включает:

— выбор отрасли права;

— установление подлинности текста судебного документа;

— наличие специальных, исключительных норм;

— проверку действия нормы (во времени, в пространстве и по кругу лиц);

— разрешение коллизий между нормами права;

3. Толкование нормы права.

4. Вынесение решения, т. e. умозаключения, в котором факты подводятся под нормы права.

Третий этап — обжалование судебных актов. Порядок обжалования детально описан в законе. Он имеет многоступенчатый характер (апелляционное, кассационное, надзорное производство), поскольку судебные дела связаны с жизненно важными интересами граждан. Поэтому любая дополнительная проверка дела пойдет на пользу.

Неукоснительное соблюдение порядка рассмотрения судебных дел — залог вынесения правосудных решений.

Перечень судебных актов довольно значительный. Вот почему их следует классифицировать. B качестве классификационного критерия выберем значимость актов (или выполняемые ими функции) в судебном процессе:

1. Основные судебные акты — судебные решения и приговоры. Им принадлежит особая роль в связи с тем, что ими разрешается правовой казус по существу.

2. Вспомогательные судебные акты — акты, сопровождающие различные действия суда. Они фиксируют суждения суда по отдельным вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения юридического дела (например, отложить дело, приостановить его, прекратить судебное

производство). B уголовном процессе они облекаются в форму постановлений, в гражданском процессе — в форму определений.

3. Дополнительные акты — судебные акты, сопровождающие судебное производство (протоколы судебного заседания, вопросный лист присяжным заседателям и др.). Нет никакого основания умалять значение этих судебных актов, поскольку порой в них содержится информация, влияющая на исход дела.

Наиболее внушительны с точки зрения количества и разнообразия акты уголовного судопроизводства — постановления суда. Они используются в уголовном процессе, где речь идет о применении репрессивных мер, поэтому для контроля над действиями суда важно иметь о них полную информацию,

B Гражданском процессуальном кодексе РФ содержатся отправные положения, касающиеся сущности и правил составления судебного решения. Этот нормативный акт дополняется постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».

Прежде всего, судебному решению свойственны все черты актов суда первой инстанции, разновидностью которых оно является: вступив в законную силу, они должны быть исполнены, в том числе принудительно.

Следующая задача судопроизводства — укрепление законности и правопорядка. Судебное решение и приговор, восстанавливая нарушенные права и обеспечивая наказание за совершенное деяние, восстанавливают, а значит, и укрепляют законность в государстве.

Еще одна задача, которую выполняют судебные акты, — предупреждение правонарушений. Если судебный акт справедлив, он не вызовет озлобления ни у того, в отношении кого он вынесен, ни у граждан, получивших информацию об этом судебном деле. [157]

Требования к содержанию основньѵс судебных актов

Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством. Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов. Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Судебный акт следует признать обоснованным, когда в нем отражены факты, имеющие значение для данного дела, которые подтверждены проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованию закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании.

  Ст16 фз о ветеранах льготы

Мотивированность — это совокупность мотивов (доводов), объясняющих, как фактические обстоятельства дела и доказательства взаимодействуют с нормами права, содержащимися в законодательных, корпоративных актах, а также в договорах. Это требование, хотя и не является таким жестким, как требование законности и обоснованности при вынесении решения (приговора), и не всегда имеет ощутимые последствия на практике, все же очень важно, если иметь в виду авторитет основных судебных актов. [158]

Справедливость — это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Ho если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.

Справедливость означает равенство, соразмерность содеянного той мере неблагоприятных последствий, которая возлагается на виновного.

Некоторые ученые полагают, что судебное решение (приговор) не может быть качественным, если оно не будет полным. Другие считают это требование излишним, поскольку недостаточность решения можно восполнить вынесением дополнительного решения.

Полнота судебного решения (приговора) означает, что оно должно содержать ответы на все вопросы, имеющие значение для дела.

Основные требования к правоприменительной деятельности

Исходя из того, какое значение имеет правоприменительная деятельность для общества, к ней выдвигается ряд требований, которые можно рассмотреть как принципы ее осуществления.

В юридической науке обычно под требованиями применения юридических норм понимают правила или условия, руководствуясь которыми правоприменительный орган (должностное лицо) воплощает в жизнь юридические нормы.

К таким требованиям прежде всего относят: законность; целесообразность; обоснованность; справедливость; индивидуальность; процессуальную определенность.

Законность как требование осуществления правоприменительной деятельности предусматривает, что субъект правоприменения обязан строго и последовательно придерживаться всех юридических норм (как процедурных, так и материальных) по квалификации обстоятельств дела, избрания и применения юридической нормы. Законность в контексте правоприменения требует строгого и последовательного воплощения в жизнь юридических норм уполномоченным субъектом.

Реализация требования законности в правоприменении предполагает прежде всего:

• точное и последовательное выполнение всеми субъектами правоприменения всех без исключения положений и норм действующего законодательства, недопущения произвола со стороны указанных субъектов в отношении граждан и других субъектов права (предприятий, учреждений, политических партий и тому подобное);

• осуществление всех государственно-властных функций на основе и в пределах, установленных действующим законодательством;

• равенство всех субъектов права перед законом;

• неизбежность привлечения к юридической ответственности субъектов правоприменения, которые нарушили действующее законодательство в процессе применения юридических норм.

С требованием законности, которое выдвигается к процессу правореалізації, тесно связанная требование обоснованности.

Обоснованность применения юридических норм — это применение юридических норм на основе четко установленных и проверенных фактов. Юридическая норма может быть применена лишь в четко определенных законодательством случаях. Это, в свою очередь, предполагает, что правильность применения юридической нормы зависит прежде всего от того, насколько хорошо были обнаружены, изучены, установлены и зафиксированы все обстоятельства дела. Следует осознавать, что юридические нормы порождают юридические последствия только в совокупности с конкретными жизненными обстоятельствами, при условии их наличия.

Лица, применяющие юридические нормы для осуществления правоприменения, должны иметь четкое представление об особенностях определенных общественных отношений, требующих применения конкретной юридической нормы, конкретные обстоятельства реализации юридических норм, особенности их применения и прочее.

Только всесторонний анализ обстоятельств и фактов, связанных с конкретными правоотношениями, только полный учет его особенностей является гарантией того, что процесс правоприменение будет обоснованным. Это обеспечивает правильную квалификацию (прежде всего выбор именно той юридической нормы, которую следует применить в конкретном случае) и распространение ее действия на поведение тех или иных субъектов права.

Итак, субъект правоприменения для обеспечения обоснованности ее применения имеет прежде всего:

• выявить все факты, относящиеся к делу;

• тщательно и беспристрастно изучить факты, установить их достоверность, дать им адекватную оценку;

• исключить из анализа все сомнительные и не относящиеся к делу, факты;

• оценить достаточность фактов для применения конкретной юридической нормы;

• установить и доказать взаимную обусловленность между обстоятельствами дела, связь между ними в контексте возможности применения юридической нормы.

Одним из требований правоприменения является также его целесообразность, то есть соответствующее соотношение между целью правоприменения, которая содержится в юридической норме, и деятельностью субъекта по реализации этой нормы. Другими словами, целесообразность правоприменения, что предполагает соответствие деятельности субъектов правоприменения целью правового регулирования в контексте конкретных жизненных обстоятельств места и времени.

Целесообразности в процессе правоприменения не имеет протиставлятись законности. Целесообразное решение — это решение, принятое на основе закона, и вопрос о целесообразности должно проистекать в пределах, установленных законодательством. Это обусловлено тем, что отклонение от положений, содержащихся в законодательстве, со ссылкой на их целесообразность обуславливает риск нарушения правопорядка, способствует формированию условий для злоупотребления правом. Поэтому юридическая норма считается целесообразным и обязательным к применению в весь период существования, то есть до момента изменения или прекращения его действия в установленном законодательством порядке.

Одним из важнейших требований правоприменения является его справедливый характер, то есть процесс правоприменения должен соответствовать критериям добра. Считается, что с точки зрения правового регулирования справедливость может рассматриваться как закрепленное в юридической норме правило и принцип поведения человека, что является обязательным для всех без исключения социальных субъектов, поведение которых регулируется данной нормой, а также реальная возможность привлечь к ответственности, которая предусмотрена в законодательстве, любых субъектов, нарушивших это правило.

Как и в случае с целесообразностью, справедливость не противостоит законодательству, а наоборот, выражается в нем. Поэтому в общем виде соблюдения требований справедливости в правоприменительной деятельности должна выражаться в строгом и неуклонном соблюдении во время ее осуществления норм процессуального и материального законодательства, в донном и всестороннему установлении и исследовании обстоятельств дела, в пределах которой происходит правоприменения, в объективной и беспристрастной юридической квалификации, что является основой для принятия законного и, соответственно, морально обоснованного решения.

Поэтому в юридической литературе отмечается, что принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер. В правоприменительной практике этот принцип имеет несколько аспектов проявления:

справедливость заложена в самом содержании права, в тех юридических нормах, которые выступают формой права;

деятельность субъектов правоприменительной практики должна быть пронизана идеей справедливости;

вынесены решения — правоприменительные акты, устанавливающие права и обязанности, меры поощрения или юридической ответственности должны по форме и существу быть справедливыми;

правоприменительная практика должна быть важным юридическим средством наиболее полной реализации принципа справедливости во всех сферах общественных отношений.

Индивидуализация процесса правоприменения как требование, что к нему относится, обусловлена тем, что применение юридической нормы всегда связано с реальным случаем, с конкретным делом.

Индивидуализация правоприменения реализуется путем установления уполномоченным органом (должностным лицом) для индивидуально определенного субъекта конкретных субъективных прав и юридических обязанностей или определению степени воздействия на него в случае нарушения им требований, содержащихся в юридической норме.

Требование индивидуализации правоприменительной деятельности предполагает прежде учета при принятии правоприменительного решения особенностей субъекта, к которому принимается соответствующее решение. В частности, в случаях правонарушения нужно устанавливать деликтоспособность правонарушителя, выяснить, применять к нему санкции, меры принудительного медицинского характера.

Применение права всегда осуществляется в установленных законодательством процессуальных формах. Процессуальность является также одним из основных требований правоприменения. Следует обратить внимание, что процессуальность является центральной юридической гарантией законности.

Процессуальность правоприменения означает, что содержание, последовательность, пределы и условия времени совершения отдельных действий и операций в ходе правоприменительной деятельности всегда достаточно четко и исчерпывающе определяются законодательством. Поэтому процессуальность требует неукоснительного и полного выполнения со стороны субъекта правоприменения всех процессуальных действий, предусмотренных законодательством.

В связи со сказанным применение юридических норм следует рассматривать как процессуально оформленную деятельность уполномоченного государством субъекта по претворению юридических норм в жизнь. Эта деятельность является последовательным и постепенным процессом, который происходит по установленной законодательством процедуры.

Итак, нетрудно понять, что формирование теории правоприменения для юридической практики в целом имеет большое значение, а в частности — для разработки концептуальных основ понимания порядка (этапности) проведения деятельности по правоприменительной практики.