Семейное образование компенсация 2018

Учиться не в школе: семейное образование в России

Младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования ВШЭ Надежда Княгинина рассказывает об особенностях семейного образования в России.

17 мая 2018 г. в Московском городском педагогическом университете пройдет конференция «Права родителей и семейное образование. Международные и сравнительные перспективы». Институт образования является одним из партнеров конференции.

– Не все родители хотят, чтобы их дети ходили в школу. При этом они обязаны обеспечить получение образования. Можно ли получить образование, но не посещать в школу?

– Конечно, можно. Однако родители в данном случае должны определить, какой они видят учебу своего ребенка.
Если они хотят, чтобы обучение шло по школьной программе, но ребенок проходил ее быстрее, в другом порядке или объеме, они должны перевести его на индивидуальный учебный план. В зависимости от того, как будет составлен план, и будет организовано посещение школы – ребенок сможет посещать только часть уроков, ходить на уроки с другим классом, приходить на контрольные работы и дополнительные занятия.
Если проблема только в том, чтобы посещать школу «физически» – например, родители берут с собой ребенка в длительные поездки – то можно учиться в дистанционной форме. Многие школы уже реализуют такой тип обучения: делают трансляции уроков онлайн, проводят семинары, составляют задания для дистанционной подготовки, которые ребенок выполняет дома и направляет учителю по электронной почте. Ребенок посещает школу, когда может, а в остальное время учится по программе дистанционно.
Однако если родители хотят учить ребенка сами или с привлечением репетиторов, но не по школьной программе, а в соответствии с собственным видением, они могут выбрать семейную форму обучения.

– То есть на семейном обучении родитель учит ребенка сам, и никто не контролирует, чему он учит и как?

– Это не совсем так: действительно, родитель сам решает, как, в какое время, в каком объеме и по каким учебниками (или без них) он будет учить. Однако если он не будет этого делать или будет учить не на должном уровне (например, объяснять, что земля плоская), это вскроется на промежуточной аттестации в школе.

– В школу все равно приходится приходить?

– Да – для того, чтобы проходить промежуточную аттестацию. При этом обучающийся имеет право прикрепиться для прохождения промежуточной аттестации к любой школе, к которой захочет. И его обязаны принять. Дальше, в сроки и в порядке, установленном школой, пройти проверку знаний и получить оценки. Если ребенок промежуточную аттестацию не прошел, семейное образование прекращается, и ребенок должен продолжить образование в школе.

– Он больше никогда не сможет учиться дома с родителями?

– Хороший вопрос, так как напрямую на него закон не отвечает. По всей видимости, обратно на семейное образование перейти можно только после следующей успешной промежуточной аттестации. В целом, эта форма образования не получила ни подробного правового регулирования, ни внимания со стороны исследователей и проверяющих органов. До сих пор возникают вопросы о том, нужно ли предоставлять таким обучающимся учебники, как определить, что родители не справляются с обучением дома, если ребенок учится в первом классе, где нет промежуточных аттестаций, почему в одних регионах выплачивается компенсация родителям за семейное образование, а в других нет.

– И как на эти вопросы ответить?

– Ответы можно получить на конференции «Права родителей и семейное образование. Международные и сравнительные перспективы», которая пройдет при участии Института образования ВШЭ в Московском городском педагогическом университете. Интересно, что не во всех странах государство позволяет учить ребенка дома, об опыте других стран можно будет узнать от зарубежных экспертов, которые примут в этой конференции участие. Российская специфика заключается в том, что почти полное отсутствие детального правового регулирования, конечно, дает большую свободу родителям, которые обучают детей дома, однако вместе с тем создает для них и для школ трудности при решении конкретных вопросов, которые законодатель не предусмотрел.

Депутаты Московской области призывают федеральные власти оплатить труд родителей

Депутаты Московской областной думы просят федеральные власти рассмотреть возможность выплаты компенсаций родителям, чьи дети находятся на семейном обучении. Сейчас только в Московской области семейное обучение проходят почти 2 тыс. детей, при этом родители школьников жалуются, что государство не компенсирует им затраты на обучение детей. Опрошенные “Ъ” эксперты указывают на то, что каждый ребенок имеет право на финансирование образования вне зависимости от формы обучения. Чиновники опасаются, что введение компенсационных выплат может привести к тому, что «неблагополучные семьи» воспользуются ситуацией и будут зарабатывать на детях.

Направить обращение в Госдуму с просьбой рассмотреть вопрос выплаты компенсаций родителям предложил в среду председатель комитета по вопросам образования, культуры и туризма Мособлдумы Олег Рожнов на расширенном заседании комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма. Участники также поручили министерству образования Подмосковья провести мониторинг востребованности семейного образования в области и определить уровень успеваемости учащихся такой формы обучения по итогам прохождения государственной аттестации в 9-х и 11-х классах. Результаты мониторинга будут переданы на федеральный уровень, «чтобы провести на эту тему совместно с представителями Минобрнауки общественные слушания, услышать о передовом опыте».

Сейчас в Московской области семейное обучение проходят 1876 детей, из них 229 — по адаптированным программам (отвечающие потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья), рассказала присутствующая на совещании начальник финансово-экономического управления минобразования Московской области Ирина Секержинская. По ее данным, год назад таких детей было меньше — 1381 человек.

Как прошел первый всероссийский урок по правам человека

В соответствии с федеральным законом «Об образовании», ребенок может получить общее образование в государственных организациях, а также вне школы в форме семейного образования и самообразования. При этом обучение на дому относится к образованию в организациях (ребенок зачислен в конкретную школу) и осуществляется в основном по медицинским показателям учащегося. Семейное обучение предполагает, что учащийся осваивает учебную программу с помощью родителей, а в школе лишь сдает итоговые экзамены. Согласно письму Минобрнауки от 15 ноября 2013 года, региональные власти вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта для отдельных категорий граждан, в том числе родителям, взявшим ребенка на семейное обучение.

Родители, чьи дети проходят семейное обучение, заявляют о том, что их права реализуются не в полной мере. На заседании член рабочей группы городского округа Черноголовка Екатерина Борзова (ее ребенок проходит семейное обучение) сообщила, что в Московской области право семей на компенсацию не реализуется вовсе. По ее словам, выплаты компенсаций на территории Московской области осуществлялись на протяжении нескольких лет и были отменены в 2014 году.

Объясняя причины перевода ребенка на семейное обучение, госпожа Борзова уточнила, что «у родителей разная мотивация, например у кого-то ребенок спортсмен, но большая часть родителей недовольна качеством образования в целом».

По мнению чиновников, родители не всегда справляются с обучением ребенка самостоятельно. Так, Ирина Секержинская заявила о минусах семейного образования: «Теряются навыки коммуникативного общения, ухудшается дисциплина, а родителям не хватает достаточных знаний и навыков для составления программы обучения». При этом чиновник подтвердила, что компенсации родителям, чьи дети обучаются в форме семейного образования, в настоящее время в области не предусмотрены.

При этом «определенные льготы» у таких семей все же есть, сообщила начальник отдела правовой и антикоррупционной экспертизы управления правового обеспечения минобразования Московской области Алена Вегеле. Она напомнила, что образовательная организация «берет на себя проведение аттестации», а также обеспечивает детей учебниками.

Как альтернативное образование впишут в бюджет на Южном Урале

Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова сообщила, что возможность выплат компенсации родителям нуждается в более детальной проработке. «Я очень боюсь, что некоторые асоциальные субъекты будут тратить компенсацию на водку. Ради выгоды они переведут ребенка на семейное образование и сломают ему жизнь»,— сказала она. С этим согласилась директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, комментируя “Ъ” вопрос возможных компенсационных выплат. Она также отметила, что он требует более детальной проработки. «Я очень опасаюсь, что родители будут зарабатывать на детях. Как будут использованы эти деньги, мы не знаем»,— сказала она.

По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, каждый ребенок имеет право на финансирование образования вне зависимости от формы: «Встает вопрос о возможностях региона и о желании региона. К сожалению, никакого механизма воздействия на регион у граждан нет. Ни в каких актах не прописано, что регион обязан финансировать».

В Омске снова поднимается вопрос об отмене выплат из бюджета за семейное обучение

Соответствующие поправки в закон будут рассмотрены на ближайшем пленарном заседании регионального заксобрания.

В распоряжении редакции «ВОмске» оказалось письмо, адресованное председателю законодательного собрания Омской области Владимиру Варнавскому с требованием снять с повестки пленарного заседания регионального парламента, которое состоится завтра, 29 ноября, обсуждение вопроса о внесении изменений в Закон Омской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области».

Согласно тексту проекта закона, парламентарии намерены отменить выплату компенсаций родителям, дети которых находятся на семейном обучении, с 1 января 2019 года.

Напомним, выплаты компенсаций родителям, самостоятельно обучающих детей по школьной программе, были установлены региональными законами в пяти регионах Российской Федерации: Омской, Свердловской, Тамбовской, Тульской областях и в Пермском крае. В нашем регионе компенсации ввели в 2013 году, после чего резко возросло количество детей, родители которых выбрали эту форму образования. По некоторым данным, сейчас в Омской области на семейном обучении находятся 1211 детей. Компенсацию родители или законные представители школьника могут получить только после прохождения ребенком аттестации в общеобразовательном учреждении. Два года назад размер компенсаций родителям составлял от 7,8 тысяч рублей до 11,7 тысяч рублей в зависимости от возраста ребенка. В том же году на эти цели из бюджета было выделено 140 млн рублей.

Отметим, что вопрос об отмене компенсаций поднимается не в первый раз. В 2016 году министр образования Омской области Сергей Канунников уже предлагал отменить выплаты, но тогда несогласные вышли на митинги к зданию омского парламента, сотни омичей подписались под обращениями, направленными президенту России, депутатам госдумы и заксобрания, а также в областную прокуратуру. И парламентарии не стали рассматривать поправки. Соответствующий законопроект был снят с обсуждения и в феврале 2017 года.

«Данный проект 1110-6 противоречит ТК РФ о назначении вознаграждения за труд, а также право на компенсационные выплаты, т.к. обучение ребенка на семейной форме образования не отличается по трудоемкости той же работы школьного учителя, а во многом даже превосходит. Потому что при семейном образовании цель родителя — максимально учесть индивидуальные способности ребенка, дать максимум исчерпывающей информации для развития и становления личности. Эта форма обучения является абсолютно законной, и по последним данным, весьма эффективной», — говорится в письме.

По мнению авторов обращения, поправки в закон нарушает также Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, и сам Закон Омской области от 18 июля 2013 года № 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области».

Однако на сайте «Омскрегион» на днях вышла статья, в которой говорится о тенденции к снижению качества образования детей, обучающихся на домашнем обучении — такие школьники некоторые предметы знают лучше, но в основном педагоги отмечают серьезное снижение уровня знаний, пишет издание со ссылкой на руководителя СОШ №93 Екатерину Тевс, куда пришли трое ребят после семейного обучения. По информации департамента образования администрации города Омска, в нынешнем году в государственные школы по тем или иным причинам вернулись 10 детей.

В прошлом году занимавшая тогда пост директора депобразования мэрии города Екатерина Спехова отмечала, что претензий к качеству домашнего обучения у чиновников нет.

Впрочем, по некоторым данным, главная причина, по которой выплаты за семейное образование, скорее всего, будут отменены — финансовая. Для не самого большого бюджета Омской области — это довольно серьезная нагрузка. И затраты на эту статью растут: с 2013 по 2018 год расходы увеличились в 50 раз: в 2013 году на эти цели было потрачено — 2,8 миллионов рублей, в 2018 — уже 140 миллионов. Если же говорить о цифрах в пересчете на одного ребенка, то, по официальным данным, размер компенсаций на одного ребенка, находящихся на семейном обучении, в 2,8 раз превышает затраты на обучающегося в муниципальной школе.

Судебная практика связанная с вопросами получения семейного образования и самообразования

Департамент образования прекратил выплату компенсации за обучение в форме семейного образвания после достижения учащейся возраста 18 лет. Истица обратилась в суд о взыскании задолженности по компенсации за обучение. Суд пришел к выводу о том, что истребуемая компенсация при получении ребенком общего образования в форме семейного образования подлежит выплате ей независимо от достижения возраста 18 лет и удовлетворил требования истца.

Истица обратилась в суд по вопросу взыскания компенсации за обучение по семейной форме образования и компенсации за питание. В удовлетворении иска отказано, поскольку основанием для компенсационных выплат является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию, а не занесение в список обучающихся по той или иной форме.

Между истцом и школой был заключен договор о получении обучающимся общего образования в семье. Ответчик должен был обеспечить выплату компенсации затраты на образование ребенка на соответствующем этапе образования по установленным нормативам. В нарушение договора выплаты не осуществляются. Истец обратился в суд с требованием обязать ответчика выплатить компенсацию. В удовлетворении иска отказано, в силу того, что после принятия нового Федерального закона «Об образовании в РФ» прежние нормы, регулирующие вопрос выплаты конменсации устарели. На момент судебного заседания в законодательство города Мсквы не были внесены изменения, которые бы привели Закон в соотвествие с Федеральным Законом «Об образовании в РФ».

Мать ребенка-инвалида обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению образования и науки Липецкой области, в котором просила обязать ответчиков выплатить компенсацию затрат за осуществление воспитания и обучения ребенка-инвалида на дому самостоятельно с момента подачи заявления о выбранной форме получения образования. Учитывая, что сын истицы числился учеником МБОУ СКОШ, из областного бюджета выделялись денежные средства по закону № 24-ОЗ, а образовательные услуги ему не оказывались суд решил «Взыскать с Департамента образования администрации г. Липецка за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета в бюджет муниципального образования города Липецка на воспитание и обучение детей-инвалидов во исполнение закона Липецкой области от 27.12.2007 года № 119-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования», в пользу Третьяковой Л.М. компенсацию затрат на воспитание и обучение ребенка-инвалида за период с 01.09.2013 года по 31.07.2015 года» Решение № 2-2035/2015 2-2035/2015

М-1645/2015 М-1645/2015 от 20 августа 2015 г. по делу № 2-2035/2015 Однако суд апелляционной инстанции отменил решение суда и определили отказать истице в удовлетворении требований. Правовое регулирования механизма компенсации затрат на обучение осуществляет региональным законодательством. В Липецкой области такой механизм не предусмотрен. Обоснование определения суда доступна по ссылке — Апелляционное определение № 33-3118/2015 от 18 ноября 2015 г. по делу № 33-3118/2015

Омские депутаты пересмотрели расходы на семейное образование

На заседании Законодательного Собрания Омской области было принято решение о выплате компенсации педагогам, участвующим в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования. До недавнего времени эти выплаты получали только педагоги, участвующие в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации 11 классов. Со следующего года компенсация будет выплачиваться и за участие в ГИА 9 классов.

Депутаты скорректировали нормативы обеспечения государственных гарантий на общедоступное и бесплатное общее образование. Объемы средств субвенции местным бюджетам в 2019 году будут увеличены на 180 миллионов рублей по сравнению с 2018 годом. Это позволит обеспечить финансирование учебных расходов в отношении более 214 тысяч обучающихся. В частности, средства будут направлены на обновление фондов школьных библиотек, приобретение прописей и рабочих тетрадей для обучающихся первых и вторых классов.

Народные избранники также приняли решение отказаться от норматива финансового обеспечения на выплату компенсации родителям, чьи дети получают семейное образование. Данная форма образования была введена еще в 1992 году. Однако омичи стали активно переходить на нее с 2013 года, когда в регионе был установлен соответствующий размер денежной компенсации. Стоит отметить, что за пять лет количество детей, обучающихся вне образовательных учреждений, выросло с 7 до 1200. В настоящее время Омская область является одним из пяти российских регионов, где такая компенсация предусмотрена. Впрочем, в Свердловской, Тульской, Тамбовской областях и Пермском крае размер данных выплат является символическим.

— Выплата данной компенсации федеральным законодательством не предусмотрена и является дополнительным расходным обязательством, которое осуществляется только при наличии бюджетной возможности, — отметили депутаты.

Отмечается, что для детей, которые не могут получать образование в школе по состоянию здоровья, специальная компенсация затрат остается. Она рассчитывается индивидуально для каждого ребенка, за которым закреплен педагог для индивидуальных занятий на дому и методической помощи родителям.
Согласно внесенной поправке отмена выплаты компенсации за семейное образование будет перенесена с 1 января 2019 года на 1 сентября. Это сделано для того, чтобы родители, выбравшие семейное образование для своих детей, могли принять взвешенное решение: возвращаться в школу или рассчитывать на свои силы. Для семей, все-таки решивших обучать своих детей вне образовательных учреждений, будут разработаны адресные меры социальной поддержки.

Татьяна Дернова, министр образования Омской области:

— Форма семейного образования закреплена в Федеральном законе «Об образовании», и ее никто не отменяет. Но та методика, по которой родители получают компенсации за обучение детей в семейной форме, изменится. До настоящего времени средства предоставлялись в виде субвенции муниципалитетам. Это неправильно, и Контрольно-Счетная палата сделала нам замечание. Компенсация имеет право на жизнь только как мера социальной поддержки. Ее разработкой мы будем заниматься в начале 2019 года со всеми участниками образовательного процесса.

Вопрос компенсации за семейное образование в Подмосковье считают преждевременным

Министерство образования Московской области считает, что рассмотрение вопроса по выплатам компенсации родителям, чьи дети находятся на семейном образовании, преждевременно, сообщает РИАМО со ссылкой на начальника финансово-экономического управления министерства образования региона Ирину Секержинскую.

В среду проходит расширенное заседание комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма. В нем участвуют уполномоченный по правам человека Московской области, представители профильных министерств и ведомств. На заседании обсуждают подходы и возможности финансирования семейного образования.

«Компенсация родителям является новым расходным обязательством, в связи с чем требуется выделение денежных средств. Вопрос может быть рассмотрен только на 2019 год. Мнение нашего министерства — в связи с большими рисками предоставления семейного образования рассмотрение данного вопроса и предоставление выплат компенсационного характера является преждевременным», – сказала Секержинская на заседании комитета.

Она добавила, что в настоящий момент число детей, которые получают семейное образование в Подмосковье, составляет более 1,8 тысячи человек.

Омск: родители провели серию одиночных пикетов у дома губернатора

Жители Омска, обучающие своих детей не в школе, а дома, вчера вновь вышли на пикеты к дому губернатора области Александра Буркова, протестуя против отмены компенсаций за семейное образование. Активисты простояли в одиночных пикетах весь день, по очереди сменяя друг друга, сообщила редакции «Сибирь.Реалии» пикетчица Зульфия Владимирова.

Это был уже четвертый день протеста омских родителей против отмены областным правительством компенсаций за семейное обучение детей. На этой неделе стало известно о том, что депутаты Заксобрания Омской области отменили выплаты, сохранив компенсации только детям, не способным учиться в школе по состоянию здоровья. На следующий день после сообщения родители вышли протестовать. По мнению Зульфии Владимировой, мамы ребенка-инвалида, отмена компенсаций коснется и детей с ограничениями по здоровью.

СР в Инстаграме

«Это совершенно разные понятия – домашнее и семейное образование. Сейчас отменили семейное, когда родитель сам составляет план занятий и выбирает учителя. А домашнее, это когда приходит первый попавшийся учитель и учит не положенные 20 часов в неделю, а 6–8 – так было в первые 2 года у нас. К ребенку моей знакомой такой учитель вообще полгода не приходил. А теперь они заставляют всех детей с ограничениями по здоровью принудительно переходить на систему, которая под них фактически не адаптирована», – сообщила редакции «Сибирь.Реалии» Владимирова.

Чиновники из Минобразования области в ответ на протесты заявили, что компенсация «не носит гарантированный характер», а родители якобы злоупотребляют этими выплатами. «В 2018 году в Омске выявили 5 обучающихся, числятся на семейном образовании, которые зачислены в негосударственные школы, получающие субсидии на учебные расходы из областного бюджета. Формально частные школы «маскируют» реализацию общеобразовательных программ консультационными услугами, – сообщили в министерстве, добавив, что иногда ради компенсации родители и дети, проживающие в другом регионе, делают временную регистрацию в Омской области.

По мнению родителей, возможностей для злоупотреблений в этой системе нет, поскольку для получения компенсации семье нужно подать заявление о промежуточной аттестации, затем подготовить и переслать отчеты в виде аудио-, видео- и учебных тетрадей, потом ребенка тестируют и спецкомиссия принимает решение, выдать или нет справку об аттестации. «Если справку выдали, родители идут в департамент образования, где выплату начисляют в зависимости от количества подтвержденных часов обучения. А если не подтвердил – все, гуляй, ты остался без компенсации. Это ведь не авансовый платеж, а возврат потраченных средств по факту», – объяснила редакции «Сибирь.Реалии» Владимирова.

Омск: активисты пикетируют против отмены компенсаций за обучение

Активисты намерены провести митинг против отмены компенсаций – Зульфия Владимирова в пятницу направила в управление внутренней политики Омской области уведомление о его проведении, на этой неделе ей должны прислать ответ. Дату возможного митинга активистка пока не раскрывает, чтобы ее не обвинили в нарушении закона о проведении общественных акций. Пока известно, что митинг заявлен на 500 человек.

  Трудовой договор термин