Приказ по направлению на эко

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный № 27010), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 332н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2015 г., регистрационный № 37897)» (подготовлен Минздравом России 30.07.2018)

Досье на проект

Внести изменения в пункт 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27010), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 332н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2015 г., регистрационный N 37897), дополнив словами:

«форму направления для проведения процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС согласно приложению 14;

форму справки о медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО по направлению для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС согласно приложению 15;

форму направления для проведения процедуры переноса криоконсервированного эмбриона в рамках базовой программы ОМС согласно приложению 16;

форму справки о медицинской организации, выполнившей процедуру переноса криоконсервированного эмбриона за счет средств ОМС согласно приложению 17.».

Дополнить порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 107н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27010), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 332н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2015 г., регистрационный N 37897), разделом IV «Этапность оказания медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий за счет средств территориальных программ обязательного медицинского страхования» следующего содержания:

«За счет средств территориальных программ обязательного медицинского страхования осуществляются базовая программа вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение, далее — ЭКО), криоконсервация эмбрионов и перенос криоконсервированных эмбрионов, далее — Криоперенос)

На первом этапе отбор пациентов, нуждающихся в использовании ЭКО и/или Криопереноса, осуществляется лечащим врачом.

В соответствии со статьей 16 Основ, органы государственной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации определяют ведущую медицинскую организацию (центры охраны здоровья семьи и репродукции; центры охраны материнства и детства, перинатальные центры и др.), в которой создается врачебная комиссия (далее — Комиссия).

На следующем этапе лечащий врач направляет медицинские документы, содержащие диагноз заболевания, код диагноза по МКБ-X, результаты обследования, подтверждающие диагноз и показания для применения ЭКО, а также данные лабораторных и клинических обследований, предусмотренных разделом II приказа Минздрава России от 30 августа 2012 г. N107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27010) (далее — Порядок) на Комиссию указанной медицинской организации для коллегиального исключения противопоказаний и ограничений, утвержденных Порядком с привлечением смежных специалистов и уточнения выполненных циклов ЭКО в случае смены лечащего врача. С целью предупреждения осложнений, связанных с применением процедуры ЭКО, допускается проведение не более 2-х сопровождающихся стимуляцией суперовуляции (при криопереносе — 3-4-х) попыток в год.

Пациентки, у которых выявлены ограничения для проведения ЭКО, утвержденные Порядком, не могут быть направлены на ЭКО до устранения выявленных ограничений. В случае отказа или приостановления лечения с использованием ЭКО по причине выявления или возникновения противопоказаний или ограничений, решение Комиссии оформляется протоколом и направляется лечащему врачу.

Пациенты, имеющие высокий риск передачи наследственных заболеваний потомству, подтвержденный результатами генетического обследования одного или обоих родителей, и нуждающиеся в проведении преимплантационной генетической диагностики, направляются на ЭКО в рамках базовой программы ОМС на общих основаниях, независимо от статуса фертильности.

Задачами Комиссии являются формирование и упорядочивание потока пациентов путем составления листов ожидания и осуществление контроля за соблюдением очередности при оказании медицинской помощи при лечении бесплодия с помощью ЭКО и/или Криопереноса, а также учета числа выполненных попыток ЭКО в течение текущего года.

Электронная версия листов ожидания на проведение ЭКО и/или Криопереноса с указанием очередности и шифра пациента без персональных данных размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью возможности беспрепятственного контроля за движением очереди со стороны пациентов.

В случае отсутствия противопоказаний и ограничений для проведения процедуры ЭКО, Комиссией пациентам предоставляется перечень медицинских организаций, выполняющих процедуру ЭКО из числа участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее — Перечень), и выдается направление на проведение процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС (далее — Направление) по форме согласно приложению N14 к настоящему приказу.

Информация о количестве пациентов, направленных на проведение процедуры ЭКО за счет средств ОМС, и сведения о выбранных ими медицинских организациях для проведения ЭКО, о количестве пациентов, повторно включенных в лист ожидания Комиссией, в течение 5 рабочих дней после подписания протокола предоставляются в комиссию по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования и в установленном порядке доводятся до сведения территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций.

Выбор медицинской организации для проведения процедуры ЭКО осуществляется пациентами в соответствии с Перечнем.

При обращении пациентов в медицинскую организацию и включении в цикл ЭКО (далее — Обращение) медицинская организация направляет справку согласно приложению N15 в Комиссию субъекта Российской Федерации, в котором было выдано направление, на основании которого пациенты исключаются из листа ожидания с указанием в электронной версии листа ожидания информации о факте направления на лечение.

Сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО (далее — Сведения), по форме согласно приложению N 15 должны быть направлены по почте, дополнительно посредством факсимильной связи, электронной почтой в отсканированном виде, в срок не более 2 (двух) рабочих дней с момента окончания программы ЭКО.

Комиссией ведется учет выданных Направлений, Обращений и полученных Сведений.».

Обзор документа

Предложено скорректировать порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий. Регламентируют этапность оказания медпомощи за счет средств территориальных программ ОМС. Планируется осуществлять базовую программу вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО и криоперенос).

На первом этапе будут отбирать пациентов. Это возложат на лечащего врача.

На следующем этапе лечащий врач направит медицинские документы в комиссию, созданную при ведущей медицинской организации, определенной региональными властями. Чтобы предупредить осложнения, связанные с ЭКО, разрешат проводить не более 2-х сопровождающихся стимуляцией суперовуляции (при криопереносе — 3-4 попытки) в год.

Комиссия будет составлять листы ожидания и контролировать соблюдение очередности при ЭКО и/или криопереноса, а также учитывать число выполненных попыток ЭКО в текущем году.

Электронные версии листов ожидания без персональных данных разместят в Интернете. Пациенты смогут беспрепятственно контролировать движение очереди.

Пациенты смогут выбрать медицинскую организацию из числа участвующих в реализации территориальных программ. Установят форму направления на проведение процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС.

После обращения пациента надо будет представить в комиссию справку о медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО по направлению. В электронной версии листа ожидания отразят информацию о факте направления на лечение.

  Оформить кредит 100000 рублей

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Право пациента на получение бесплатного ЭКО

Не секрет, что существует такой метод лечения бесплодия, как применение вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение). Более подробно ознакомиться с тем, что из себя представляет этот метод, можно в статье: “Применение вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО)”. При этом большинство семей знают, что подобную процедуру можно пройти за собственные денежные средства, а вот то, что у пациента есть право на получение бесплатного экстракорпорального оплодотворения (далее – ЭКО), известно не всем.

В настоящей статье будет рассказано о том, как воспользоваться такой возможностью, предоставленной государством, а не оплачивать дорогостоящие процедуры из личных средств.

Нормативная база

Для начала определим, какими нормативными актами регулируется вопрос бесплатного ЭКО. Это:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее “Закон №323-ФЗ”);
  • Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (далее “Закон №326-ФЗ”);
  • Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 №1403 “О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”, (далее “Постановление №1403”);
  • Приказ Минздрава России от 30.08.2012 №107н “О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению” (далее “Приказ №107н”);
  • Приказ Минздрава России от 30.10.2012 №556н “Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий”;
  • и прочие нормативные акты.

Особая терминология

В рамках настоящей статьи под партнером понимается как мужчина (муж), брак которого с обратившейся женщиной зарегистрирован в соответствие с законодательством РФ, а также мужчина, не состоящий в зарегистрированном в установленном порядке браке с женщиной. Партнер должен дать совместно с женщиной (обоюдно) информированное добровольное согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).

Клиника — медицинская организация, созданная как Центр вспомогательных репродуктивных технологий, либо медицинская и иная организация, имеющая в структуре лабораторию (отделение) вспомогательных репродуктивных технологий. Клиника должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) (п. 5 Приказа №107н).

Что представляет из себя “право” на бесплатное ЭКО

Право на бесплатную медицинскую помощь за каждым гражданином закреплено в Конституции РФ. Доступность и качество медицинской помощи, согласно ст. 80 Закона №323-ФЗ, обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи (далее “Программа государственных гарантий”). Подобная программа утверждается Правительством РФ. В настоящий момент следует руководствоваться Постановлением №1403.

Составной частью Программы государственных гарантий является базовая программа обязательного медицинского страхования (далее “Базовая программа ОМС”, ст. 3, ст. 35 Закона №326-ФЗ). В рамках Базовой программы ОМС осуществляются мероприятия по применению вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствие с законодательством РФ .

В каждом субъекте РФ утверждают территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее “Территориальная программа”), составной частью которой является территориальная программы обязательного медицинского страхования (Территориальная программа ОМС) и в которой определены права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям Базовой программы ОМС.

Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (ст. 11 Закона №323-ФЗ).

Как определяет Закон №323-ФЗ, мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, а также одинокие женщины, имеют право на применение процедуры ЭКО (ч. 3 ст. 55 Закона №323-ФЗ). А для того чтобы потенциальному пациенту реализовать свое право на получение бесплатного ЭКО, необходимо иметь полис обязательного медицинского страхования (полис ОМС) (пп. 1 п. 1 ст. 16 Закона №326-ФЗ).

Медицинские организации, проводящие ЭКО бесплатно

Наличие полиса ОМС дает пациенту право не только получить медицинскую помощь бесплатно, но и выбрать ту медицинскую организацию, в которую он хотел бы обратится. Речь идет также и о тех коммерческих (платных) медицинских организациях, которые включены в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы.

Чтобы узнать информацию о том, входит ли коммерческая (платная) медицинская организация в указанный Перечень, можно обратиться либо в саму медицинскую организацию, либо в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, либо в страховую медицинскую организацию, которая выдала гражданину полис ОМС, либо найти информацию о данной медицинской организации в Перечне медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы.

Перечень коммерческих (платных) медицинских организаций, проводящих бесплатное ЭКО в Москве можно узнать из Приложения №11 к Постановлению Правительства Москвы от 23.12.2016 № 935-ПП. В Московской области следует руководствоваться Приложением №6 к Постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 №982/47.

Выбор медицинской организации

Имея полис ОМС пациент может получить медицинскую помощь в медицинской организации, расположенной в любом регионе, а не только в той медицинской организации, которая расположена в регионе его проживания.

Важно отметить, что согласно ст. 16 Закона №326-ФЗ, пациент, имея полис ОМС, имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями:

  • На всей территории РФ в объеме, установленном Базовой программой ОМС;
  • На территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном Территориальной программой ОМС.

Учитывая высокое социальное значение преодоления бесплодия с помощью процедуры ЭКО, государство регулирует процесс планирования объемов медицинской помощи с использованием ЭКО. Как говорится, “государство выделяет квоты”. Для этого государство активно участвует в финансировании процедуры ЭКО, в том числе и через Фонд обязательного медицинского страхования, выделяя денежные средства на дорогую процедуру ЭКО. Для пациента совсем не важно, каким образом будет оплачена предоставленная ему квота на ЭКО. Значение имеет только тот момент, что есть регионы, которые выделяют за счет средств собственного (регионального) бюджета дополнительные денежные средства и тем самым “расширяют” возможность пациента получить помощь по ЭКО, увеличивая количество квот.

Согласно Приказу №107н, любой гражданин РФ, имеющий полис ОМС, может самостоятельно выбрать, в каком регионе получить ЭКО и в какой медицинской организации, оказывающей услуги по ОМС.

Как получить квоту на ЭКО

Подробно с порядком прохождения всех этапов получения квоты на ЭКО можно ознакомиться в статье: “Применение вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО)”. Обозначим их кратко:

  • Необходимо обратиться в медицинскую организацию. Как правило, это женская консультация по месту жительства женщины;
  • Пройти обследование и сдать необходимые анализы;
  • Пройти лечение бесплодия в зависимости от фактора, который определил врач: женское бесплодие или мужское бесплодие (если речь идет и о женщине, и партнере). Если лечение бесплодия не увенчалось беременностью, то
  • Врач медицинской организации, в которую обратилась женщина, формирует выписку, а также оформляет необходимый пакет документов для Комиссии по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО, созданную органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее — Комиссия субъекта Российской Федерации). Это может быть городская комиссия, областная комиссия и прочие – в зависимости от региона. В Москве, например, это Комиссия при Департаменте здравоохранения г. Москвы.
  • Весь пакет документов направляется в Комиссию субъекта РФ, которая должна включить пациента в лист ожидания, если отсутствуют причины для отказа или приостановления лечения с использованием ЭКО по причине выявления или возникновения противопоказаний или ограничений. Важно, чтобы пакет документов, которые предоставляется в Комиссию субъекта РФ соответствовал требованиям, содержащимся в Приказах Минздрав РФ;
  • Комиссия субъекта РФ должна выдать направление. Причем направление выдается именно в ту Клинику, которую выбрала сама женщина;
  • Необходимо дождаться своей очереди и уже непосредственно обратиться в Клинику для получения ЭКО;
  • С пакетом документов женщина вправе обратиться непосредственно в Клинику, которая подаст соответствующие сведения в Комиссию субъекта РФ, выдавшего направление, на основании которого женщина будет исключена из листа ожидания с указанием в электронной версии листа ожидания информации о факте направления на лечение (Приказ №1895).
  Агентский договор в 1 с 83

Обследование перед процедурой ЭКО

Прежде чем получить квоту на ЭКО, женщине и партнеру, необходимо пройти обследование и соответствующую подготовку.

Где и каким образом женщине и/или партнеру необходимо пройти обследование подскажет лечащий врач. Лечащий врач будет руководствоваться рядом Приказов Минздрав РФ, в частности Приказом Минздрав РФ от 30.10.2012 №556н “Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий”, который определяет:

  • Медицинские услуги для диагностики заболевания, состояния: приемы врачей-специалистов, лабораторные методы исследования, инструментальные методы исследования;
  • Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением (приемы врачей-специалистов, методы лечения).
  • Перечень обследований перед процедурой ЭКО определен Приказом № 107н и предусматривает:
  • Обследования в рамках определения причин бесплодия (пункт 8 приказа № 107);
  • Обследования мужчин и женщин при подготовке к процедуре ЭКО (п. 11 Приказа № 107);
  • Обследования и методы диагностики, назначаемые женщине (пп.12-15 и п. 17 Приказа № 107н);
  • Исследование, назначаемое для партнера (п. 17 Приказа № 107н).

В каких медицинских организациях проводят обследование?

Обследование женщин проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую:

  • Выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий) и/или
  • выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).

Обследование партнера осуществляется в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по урологии.

Сроки выполнения анализов и проведения обследований

Ввиду того, что объем обследования велик, женщине следует обратить внимание на то, что каждый анализ изготавливается какое-то время. Также он “действителен” в течение определенного времени. Тоже касается и методов исследования (УЗИ, маммография и пр).

О сроках изготовления (подготовки) результата анализа женщина может узнать в той медицинской организации, в которой она планирует сдавать анализы, так как срок может зависеть от ряда факторов, например, от сроков обработки материала лабораторией, с которой заключен договор у этой медицинской организации.

Также лечащий врач расскажет, каков срок действия того или иного анализа/обследования, чтобы женщине/партнеру не пришлось пересдавать анализы и/или проходить обследование еще раз.

Естественный вопрос, который возникнет у любой женщины: а сколько времени займет весь процесс подготовки к процедуре ЭКО со дня первого посещения врача? Ответить на данный вопрос указанием конкретного срока не представляется возможным. И вот почему.

На срок будет влиять много факторов. Кончено конкретные сроки ожидания закреплены законодателем и в Постановлении №1403, и в Территориальной программе, но они определены как “не более” стольких-то дней. А значит сказать точно, сколько же дней – не получится. Более подробно о сроках можно прочитать в статье: “Нарушение прав пациента на соблюдение сроков оказания медицинских услуг. Возможные претензии пациентов.”

На срок будет влиять:

  • время, затраченное на подготовку к обследованию и его прохождение. Как указано в Приказе №107н, длительность обследования варьируется от 3 до 6 месяцев.
  • время подготовки документов для Комиссии субъекта РФ.
  • обнаруженные во время обследования (или известные до него) ограничения к применению ЭКО (п. 22 Приказа №107н). Ряд заболеваний допускает применение процедуры ЭКО только после полного излечения от них (например, сифилис у мужчин и женщин. Приложение №2 к Приказу №107н).
  • срок, который устанавливает законодатель для того, чтобы определить, что лечение признается неэффеткивным (данный факт определяется отсутствием беременности от 9 до 12 месяцев).

Но каким бы ни был срок и как бы он не определялся, “срок” (и его соблюдение) относится к критерию качества медицинской помощи при использовании ЭКО.

Критерий качества медицинской помощи при использовании ЭКО

В соответствии с Приказом №107н рекомендуемая длительность обследования для установления причин бесплодия составляет 3 — 6 месяцев. В случае если после установления причины бесплодия проведенное лечение, включая лапароскопическую и гистероскопическую коррекцию, стимуляцию овуляции и терапию мужского фактора бесплодия, признано неэффективным (отсутствие беременности в течение 9 — 12 месяцев), женщина/мужчина направляются на лечение с использованием ЭКО. Женщины в возрасте старше 35 лет по решению консилиума врачей направляются на бесплатное лечение с использование ЭКО до истечения указанного срока.

О качестве медицинской помощи можно ознакомиться в статье “Нарушение прав пациента на качество и доступность медицинской помощи. Возможные претензии пациентов”.

Несоблюдение указанных сроков является критерием неудовлетворительного качества оказания медицинской помощи при бесплодии (Из Письма от 22.12.2016 Минздрав России №15-0/10/1-7577, ФФОМС №12573/30-4/и).

Что входит в бесплатную процедуру ЭКО по ОМС

Итак, согласно п. Приказа №107н, бесплатно в рамках проведения процедуры ЭКО осуществляется:

  • Астимуляция суперовуляции;
  • Пункция фолликулов яичника трансвагинальным доступом под контролем ультразвукового исследования для получения яйцеклеток (при невозможности выполнения трансвагинального доступа ооциты могут быть получены лапароскопическим доступом);
  • Обезболивание при пункции фолликулов яичников;
  • Инсеминация ооцитов специально подготовленной спермой мужа (партнера);
  • Культивирование эмбрионов;
  • внутриматочное введение (перенос) эмбрионов. В полость матки переносится не более 2 эмбрионов. Допускается перенос 3 эмбрионов только после того, как лечащий врач предоставит пациентке полную информацию о высоком риске невынашивания, низкой выживаемости и высоком риске инвалидности среди недоношенных детей;
  • Применение лекарственных препаратов фармакотерапевтических групп гонадотропин-рилизинг гормонов, гонадотропинов, менотропинов, аналогов и антагонистов гонадотропин-рилизинг гормона, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата,

Следует отметить, что Базовая программа ОМС не включает в себя оплату следующих услуг (Приказ №1895):

  • Использование донорских ооцитов, донорской спермы, донорских эмбрионов;
  • Суррогатное материнство;
  • Криоконсервация и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов.

Пациент оплачивает эти услуги из личных средств, если Территориальная программа ОМС не предусматривает их оплату.

Как часто возможно получить помощь по ЭКО?

Согласно Приказу №1895, при отсутствии беременности после проведения процедуры ЭКО пациенты могут повторно включаться Комиссией субъекта Российской Федерации в лист ожидания при условии соблюдения очередности.

С целью предупреждения осложнений, связанных с применением процедуры ЭКО, не допускается проведение более двух попыток процедур ЭКО в год, сопровождающихся стимуляцией суперовуляции.

Следует отметить, что беременность после ЭКО должна вестись как беременность группы высокого риска (Письмо от 22.12.2016 Минздрав России №15-0/10/1-7577, ФФОМС №12573/30-4/и).

Итак, как видно из статьи, у пациента есть право на получение бесплатного ЭКО. Но право пациента может быть нарушено либо медицинской организацией или лечащим врачом, либо Комиссией субъекта РФ.

В любом случае, если Вы считаете, что Ваше право на получение бесплатного экстракорпорального оплодотворения нарушено медицинской организацией или Комиссией субъекта РФ, или иным лицом и у Вас есть желание восстановить справедливость, советуем обратиться к юристам, которые помогу разобраться в ситуации и с точки зрения права, и с точки зрения медицины, а также помогут определить наилучший способ юридической защиты и добиться восстановления нарушенного права.

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 26 февраля 2018 г. N 15-4/682-07 Об информационно-методическом письме «О совершенствовании медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий»

Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет информационно-методическое письмо «О совершенствовании медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий» для использования в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь с использованием метода ЭКО, страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Приложение: на 15 л. в 1 экз.

Информационно-методическое письмо
о совершенствовании медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий

С 2016 года оказание медицинской помощи при лечении бесплодия с использованием экстракорпорального оплодотворения осуществляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», направление пациентов, нуждающихся в использовании вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения (далее — ЭКО) и переноса криоконсервированных эмбрионов (далее — криоперенос), осуществляется лечащим врачом.

К направлению на лечение прикладываются медицинские документы, содержащие диагноз заболевания, код диагноза по МКБ-Х, результаты обследования, подтверждающие диагноз и показания для применения ЭКО и исключающие наличие противопоказаний и ограничений, а также данные лабораторных и клинических обследований, предусмотренных приказом Минздрава России от 30 августа 2012 г. N 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2013 г., регистрационный N 27010) (далее — Порядок).

  Трудовой кодекс трудовая книжка это

Указанные документы представляются в Комиссию по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО (далее — Комиссия субъекта Российской Федерации), созданную органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Основными задачами Комиссии субъекта Российской Федерации являются формирование и упорядочивание потока пациентов путем составления листов ожидания и осуществление контроля за соблюдением очередности при оказании медицинской помощи при лечении бесплодия с помощью ЭКО и/или криопереноса. Электронная версия листов ожидания на проведение ЭКО и/или криопереноса с указанием очередности и шифра пациента без персональных данных размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с целью возможности беспрепятственного контроля за движением очереди со стороны пациентов.

Пациентки, имеющие ограничения для проведения ЭКО, утвержденные Порядком, не могут быть направлены на ЭКО до устранения выявленных ограничений. В случае отказа или приостановления лечения с использованием ЭКО по причине выявления или возникновения противопоказаний или ограничений, решение Комиссии субъекта Российской Федерации оформляется протоколом.

Мужчины и женщины, как состоящие, так и не состоящие в браке, а также одинокие женщины, имеющие высокий риск передачи наследственных заболеваний потомству, подтвержденный результатами генетического обследования одного или обоих родителей, и нуждающиеся в проведении преимплантационной генетической диагностики, направляются на ЭКО в рамках базовой программы ОМС на общих основаниях, независимо от статуса фертильности.

Генетическое обследование одного или обоих родителей, а также преимплантационная генетическая диагностика осуществляются за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением средств ОМС.

При направлении пациента для проведения процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС, Комиссией субъекта Российской Федерации пациенту предоставляется перечень медицинских организаций, выполняющих процедуру ЭКО из числа участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, и выдается направление на проведение процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС (далее — Направление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему письму.

Выбор медицинской организации для проведения процедуры ЭКО осуществляется пациентами в соответствии с перечнем.

При обращении пациентов в медицинскую организацию и включении в цикл ЭКО (далее — Обращение) медицинская организация направляет Сведения согласно приложению N 2 в Комиссию субъекта Российской Федерации, выдавшего направление, на основании которого пациенты исключаются из листа ожидания с указанием в электронной версии листа ожидания информации о факте направления на лечение. Сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО (далее — Сведения), по форме согласно приложению N 2 должны быть направлены по почте, дополнительно посредством факсимильной связи, электронной почтой в отсканированном виде, в срок не более 2 (двух) рабочих дней с момента окончания программы ЭКО.

Комиссией субъекта Российской Федерации ведется учет выданных Направлений, Обращений и полученных Сведений.

Расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, осуществляются в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и в соответствии с разделами VIII, IX Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее — Правила). С целью упорядочения оплаты медицинских услуг с учетом риска исключения пациента из программы ЭКО по причине возникновения осложнений на разных этапах лечения, возможна оплата следующих моделей медицинских услуг на оказание помощи по профилю «лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий»:

1. Проведение I этапа — стимуляция суперовуляции с применением длинного или короткого протоколов с использованием агонистов или антагонистов.

2. Проведения II этапа — получение яйцеклетки.

3. Проведение III этапа — оплодотворение ин витро и культивирование эмбрионов.

4. Проведение IV этапа — перенос эмбрионов в полость матки.

Дополнительно, в процессе выполнения ЭКО возможно осуществление криоконсервации эмбрионов.

С целью оптимизации дальнейших затрат при проведении повторного цикла ЭКО, следует криоконсервировать по возможности максимальное число полученных эмбрионов (при информированном согласии пациентов).

Хранение и транспортировка (в случае необходимости) криоконсервированных эмбрионов осуществляется за счет личных средств граждан и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением средств ОМС.

В соответствии с приказом Минздрава России от 30 октября 2012 г. N 556н «Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2013 г., регистрационный N 27823) (далее — Стандарт) применение ЭКО осуществляется в рамках первичной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара с оформлением соответствующей первичной медицинской документации.

Финансовое обеспечение ЭКО и криопереноса осуществляется согласно тарифному соглашению, утвержденному в соответствии с ежегодно издаваемыми Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС.

Направление на проведение процедуры криопереноса в рамках базовой программы ОМС и сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру криопереноса, оформляются согласно приложениям N 3 и N 4 к настоящему письму.

Оплата медицинских услуг при проведении процедуры ЭКО по направлению в рамках базовой программы ОМС, не предусмотренных Стандартом (использование донорских ооцитов, донорской спермы, донорских эмбрионов, суррогатное материнство), производится дополнительно за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением средств ОМС.

В соответствии с Порядком оказывать медицинскую помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий в рамках базовой программы ОМС могут медицинские организации, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).

В случае наступления беременности после проведения процедуры ЭКО беременная женщина обеспечивается необходимой медицинской помощью в соответствии с Порядком диспансерного наблюдения по беременности, определяемым Комиссией субъекта Российской Федерации.

С целью предупреждения осложнений, связанных с применением процедуры ЭКО, не допускается проведение более 2-х сопровождающихся стимуляцией суперовуляции (при криопереносе — 3-4-х) попыток в год.

Информация о количестве пациентов, направленных на проведение процедуры ЭКО за счет средств ОМС, и сведения о выбранных ими медицинских организациях для проведения ЭКО, о количестве пациентов, повторно включенных в лист ожидания Комиссией субъекта Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней после подписания протокола предоставляются в Комиссию по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования и в установленном Правилами порядке доводятся до сведения территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций.

Критерием эффективности лечения бесплодия с использованием ЭКО является доля (% от числа пролеченных) женщин, у которых беременность подтверждена с помощью ультразвукового исследования при постановке на учет по беременности.

Направление для проведения процедуры ЭКО в рамках базовой программы ОМС

_____________ от «___» ___________ 20__ г.

(Ф.И.О. направляемого пациента для проведения ЭКО)

_________________ ______________________ ________________________________

(шифр пациента) (дата рождения) (возраст пациента)

(документ, удостоверяющий личность (серия, номер, выдан))

(полис ОМС) (СНИЛС)

(адрес регистрации/места жительства)

(код диагноза по МКБ)

(первичное/повторное обращение для проведения процедуры ЭКО)

(наименование органа исполнительной власти субъекта

Российской Федерации в сфере здравоохранения, выдавшего направление)

(адрес, тел., факс, адрес эл. почты)

(Ф.И.О. должностного лица) М.П. (должность)

Сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО по направлению для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС

N _______________ от «___» __________ 20__ г.

(наименование медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО)

_________________ ______________________ ________________________________

(шифр пациента) (дата рождения) (возраст пациента)

(период проведения ЭКО) (результат проведенного лечения)

(руководитель медицинской организации) М.П. (Ф.И.О.)

Направление для проведения процедуры переноса криоконсервированного эмбриона в рамках базовой программы ОМС

_______________ от «___» _____________ 20__ г.

(Ф.И.О. направляемого пациента для проведения криопереноса)

_________________ ______________________ ________________________________

(шифр пациента) (дата рождения) (возраст пациента)

(документ, удостоверяющий личность (серия, номер, выдан))

(полис ОМС) (СНИЛС)

(адрес регистрации/места жительства)

(код диагноза по МКБ)

(первичное/повторное обращение для проведения процедуры криопереноса)

(наименование органа исполнительной власти субъекта

Российской Федерации в сфере здравоохранения, выдавшего направление)

(адрес, тел., факс, адрес эл. почты)

(Ф.И.О. должностного лица) М.П. (должность)

Сведения о медицинской организации, выполнившей процедуру
переноса криоконсервированного эмбриона за счет средств ОМС

N ______________ от «___» __________ 20__ г.

(наименование медицинской организации,

выполнившей процедуру криопереноса)

_________________ ______________________ ________________________________

(шифр пациента) (дата рождения) (возраст пациента)

(период проведения криопереноса) (результат проведенного лечения)

(руководитель медицинской организации) М.П. (Ф.И.О.)