Полномочия местных исполнительных органов рк

Местное управление и самоуправление

Казахстан / Местное управление и самоуправление

Согласно ст. 85 конституции, местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Местные представительные органы — маслихаты — выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учётом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для её реализации, контролируют их осуществление. Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года (ст. 86).

К ведению маслихата относятся:

1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчётов об их исполнении;

2) решение отнесённых к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;

3) рассмотрение отчётов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесённым законом к компетенции маслихата;

4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчётов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;

5) осуществление в соответствии с законодательством республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан (ст. 86). Полномочия маслихата могут быть досрочно прекращены президентом.

Согласно ст. 87 конституции, местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем президента и правительства. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность президентом по представлению премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом президентом Республики Казахстан. Президент вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей. Маслихат вправе двумя третями голосов от общего числа его депутатов выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед президентом республики либо вышестоящим акимом. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного президента.

Ст. 89 конституции предусматривает в Республике Казахстан местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путём выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом. Гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом.

Казахстанская оппозиция выдвигает требования демократизации властной вертикали. С этой целью в качестве «эксперимента» 12 августа 2005 года были избраны главы исполнительной власти 4 районов. Центральная власть обещает распространить этот опыт по всей стране после подведения итогов «эксперимента». Однако оппозицию такой порядок по-прежнему не устраивает: все кандидатуры на пост «народно избираемых» выдвигались вышестоящим областным руководством, а выборы проходили путём косвенного голосования через выборщиков, в роли которых выступали депутаты маслихатов. При этом рядовые избиратели в голосовании не участвовали. Кроме того, как и в республиканском парламенте, большинство мест в областных и районных маслихатах (свыше 80 %) принадлежат членам проправительственной партии «Нур Отан».

На территории Казахстана расположен комплекс «Байконур», в состав которого входят космодром Байконур и город Байконур (бывший Ленинск), который является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей на условиях её аренды Россией (до 2050 года). В РФ город Байконур имеет статус, соответствующий статусу города федерального значения с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан (согласно постановлению правительства РФ). Исполнительную власть на территории комплекса «Байконур» осуществляет администрация города Байконур, которая на период действия договора аренды формируется правительством РФ по представлению главы этой администрации.

← Назад | Местное управление и самоуправление | Вперёд →

Исполнительная власть РК

Главная > Реферат >Государство и право

Алматинский университет энергетики и связи

Кафедра социальных дисциплин

Семестровая работа №2

По дисциплине: политология

«Исполнительная власть в РК»

Студент гр. ТЭС-08-4

1. Конституция РК о целях и задачах исполнительной власти……………..….4

2. Структура исполнительной власти……………………………………………6

3. Роль исполнительной власти в экономической и политической жизни Казахстана………………………………………………………………………..11

Структура власти представляет собой совокупность институтов,

осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

По своей сути исполнительная власть — власть правоприменительная, в

задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной

власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако

это не означает, что ранее в структуре власти данный элемент

отсутствовал. Во времена Древнего мира и средневековья в монархических

государствах функции исполнительной власти выполняли главы этих стран,

являвшиеся одновременно и источниками законодательного нормотворчества.

В республиках же доиндустриальной эпохи исполнительная власть

осуществлялась различными высшими должностными лицами (консулы в Древнем Риме, дожи в Венеции, государственный капитаны в Генуе, посадники и архиепископы в Новгороде). В Новое и Новейшее время сложилась конституционная практика, согласно которой в президентских республиках исполнительная власть принадлежит президенту: в конституционных монархиях и парламентских республиках главой исполнительной власти номинально считается монарх или президент, но реально эту роль выполняет глава правительства.

По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом

повседневного управления страной, что предопределяет определенный и

динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей

нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в

пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

1. Конституция РК о целях и задачах исполнительной власти

Исполнительная власть – один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти – организация практического исполнения Конституции РК и законов Республики Казахстан в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительная власть есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и возможность подчинять своей воле других. Отличительным признаком этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

Будучи ветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности — не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть — сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

Принципиальное качество и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной деятельности, в правоприменительной ее сути. Причем в отличие от правоприменительной судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется преимущественно в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, то есть

прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.

Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов — субъектов исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно Конституции Республики Казахстан исполнительная власть представлена Правительством и главами местных администраций (акимы).

В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, являющимися органами государственного управления.

  Москва где оформить временную регистрацию

Согласно ст. 66 Конституции Республики Казахстан функциями исполнительной власти являются:

— Разработка основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организация их осуществления;

— организация управления государственной собственностью;

— управление учреждениями и предприятиями государственного сектора;

— разработка мер по проведению внешней политики Республики.

Главная задача исполнительной власти – правоисполнительная деятельность, т.е исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

2. Структура исполнительной власти

Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Республики Казахстан, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Как уже отмечалось, высшим исполнительным органом Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а также подотчетно Парламенту. Правительство образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр назначается Президентом РК с согласия Парламента. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Казахстан Премьер-министром республики в десятидневный срок после назначения Премьер-министра.

Правительство — это орган высшей общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера. Правительство Республики Казахстан наделяется полномочиями, отнесенными к компетенции исполнительной власти, это:

— разработка основных направлений социально-экономической политики, безопасности;

— обеспечение общественного порядка, обороноспособности;

— руководство центральными и местными исполнительными органами;

— подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом;

— управление государственной собственностью;

— внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их выполнения;

— выработка мер по проведению внешней политики.

Правительство Республики Казахстан на основе и во исполнение законов и иных актов Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента РК издает постановления, организует и проверяет их исполнение

непосредственно или через подведомственные ему органы.

Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже, если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.

Правительство РК действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.

Конституция Республики Казахстан не устанавливает срока функционирования Правительства РК, но закрепляет две формы прекращения его деятельности – сложение полномочий и отставку.

Освобождение от должности премьер-министра означает прекращение

полномочий всего правительства.

Министерство — является центральным исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством — межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов).

Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Заместители министров назначаются, как правило, правительством по представлению премьер-министра. Кроме того, в министерствах образуются коллегии как консультативные, координационные и совещательные подразделения, которые могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министра.

В структуре министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства.

Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации — по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).

Министерства несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах продукции этих отраслей.

Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны, решать все вопросы в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.

Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов государственной власти и управления, указов Президента.

Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний.

Будучи центральным органом исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности (МВД выдает разрешение на приобретение и хранение оружия, Министерство финансов — на выпуск ценных бумаг и др.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения, жилые строения); осуществляют надзорные и контрольные функции (финансовый контроль со стороны Министерства финансов); нормотворческая деятельность (разработка проектов законов в пределах своей компетенции); правоприменительная

деятельность (по вопросам административного производства) и др.

Агентство — центральный исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики.

Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, — межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (например, Агентство РК по чрезвычайным ситуациям, Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Агентство РК по инвестициям и т.д.).

Структура агентства утверждается его руководителем -председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.

Ведомство — орган, который выполняет отдельные межотраслевые, управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.

Среди ведомств можно выделить две основные группы:

— создаваемые при правительстве

— образуемые и действующие в составе министерств (Комитет уголовно-исполнительной системы при МВД РК; Комитет налоговой полиции министерства государственных доходов).

Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, второй группы — как Президентом, так и Правительством.

Канцелярией принимаются адресованные руководству Правительства и Руководителю Канцелярии документы, подписанные первым руководителем государственного органа (организации) или лицом, на которое официально возложено исполнение обязанностей первого руководителя, либо лицом, официально уполномоченным первым руководителем подписывать документы, адресованные руководству Правительства и Руководителю Канцелярии, (далее — руководитель). Документы с иной адресацией и за подписью других должностных лиц не принимаются.

Канцелярией не принимаются: информация, представление которой не предусмотрено установленной отчетностью; просьбы о продлении сроков

уплаты налогов; обращения органов — разработчиков с просьбой дать поручение о рассмотрении подготовленных ими проектов нормативных правовых актов и иных документов заинтересованными государственными органами или межведомственными комиссиями, рабочими органами которых являются центральные исполнительные органы; корреспонденция в запечатанных конвертах (за исключением секретной, по кадровым вопросам и иногородней); документы, подготовленные с нарушением требований настоящего Регламента и Инструкции по делопроизводству в Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 2001 года N 168 «Об

утверждении некоторых инструкций»

Местными исполнительными органами (раздел VIII Конституции РК) являются институты Акимов соответствующих административно-территориальных единиц. Они являются представителями Президента и Правительства РК. Акимов областей, городов республиканского значения и столиц назначает на должность Президент РК по представлению Премьер-министра, а акимы иных административно-территориальных единиц назначаются вышестоящими по отношению к ним акимами.

К основным направлениям деятельности акимов относятся;

— разработка и представление на утверждение маслихата проектов программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;

— представление на утверждение маслихата проекта бюджета и обеспечение его исполнения;

— управление коммунальной собственностью;

— назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации;

— координация деятельности организаций по управлению коммунальной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;

— регулирование земельных отношений в соответствии с земельным

— принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обязательствах.

При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган — коллегия, состав которой утверждается акимом.

  Адвокат по пенсионным делам в екатеринбурге

По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановления и распоряжения.

Деятельность местных исполнительных органов осуществляется на принципах:

— подотчетности Президенту и правительству, вышестоящим главам администрации;

— подконтрольность соответствующему представительному органу по вопросам его ведения;

— обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан;

— самостоятельности и независимости в пределах своей компетенции;

— сочетания государственных и местных интересов;

— ответственности за свою деятельность и принимаемые решения.

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности акимов создается аппарат.

3. Роль исполнительной власти в экономической и политической жизни Казахстана

В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа.

Значение исполнительной власти заключается в следующем:

1. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет исполнительная власть, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами.

2. Исполнительная власть — это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.

3. Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры).

Исполнительная власть сама обеспечивает безопасность страны, руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции.

4. Существенный признак исполнительной власти — наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.

5. Ведая огромными ресурсами, исполнительная власть непосредственно их не использует, она не производит продукцию, не лечит, не учит, она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы

организовать производство, образование, здравоохранение и др.

Исполнительная власть — это исполнительно-распорядительная власть, в процессе исполнения велений вышестоящей власти она издает огромное количество распоряжений — административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий и др.).

6. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке — важная черта исполнительной власти.

7. Названные выше признаки содержания исполнительной власти— универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют ее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную исполнительную власть. Единство многоуровневой административной машины — важнейшая основа единства государства.

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством Республики Казахстан фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации.

Исполнительная власть, а конкретнее — ее «силовые» министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы.

Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры.

Выполняя в целом безусловно полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой

является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

И, тем не менее, роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Республики Казахстан, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями.

Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Исполнительная власть представлена системой органов государственного управления, к которым относятся Правительство, министерства, государственные комитеты и ведомства Республики, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий.

Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством они обладают государственно-властными полномочиями, в т.ч. по изданию правовых актов и их реализации. В целом эти органы наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти — важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.

1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 1995.

Местные исполнительные органы

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполни­тельных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение обще­государственной политики исполнительной власти в сочетании с интере­сами и потребностями развития соответствующей территории.

В систему государственного управления на местах, в администра­тивно-территориальных единицах входят представители местных испол­нительных органов: акимы областей, районов, городов, аулов, сел, посел­ков.

Акимы областей, городов республиканского значения и столицы на­значаются на должность и освобождаются от должности Президентом Рес­публики по представлению Премьер-министра.

Акимы иных административно-территориальных единиц назначают­ся и освобождаются вышестоящими по отношению к ним акимами.

Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать от должности акимов. Полномочия акимов областей, городов республикан­ского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

Областные, районные, городские маслихаты вправе тайным голосо­ванием большинством в две трети от общего числа депутатов выразить не­доверие руководителю органа местной администрации и поставить вопрос о его освобождении от должности перед акимом соответствующей адми­нистрации, который принимает по данному вопросу мотивированное ре­шение и извещает о нем соответствующий маслихат.

Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности местной администрации осуществляет подчиняющийся аки­му аппарат.

Структура служебного аппарата зависит от объема и характера задач соответствующей местной администрации.

Управленческими органами местного исполнительного органа явля­ются отделы и управления Они ведут работу но исполнению решений со­ответствующих маслихатов, акимов местной администрации, вышестоя­щих государственных органов в отраслях и сферах управления. Отделы и управления осуществляют управление подчиненными соответствующим акимам местной администрации учреждениями, организациями, предпри­ятиями соответствующих отраслей, ведут распорядительную деятельность в пределах своей компетенции. Большинство полномочий отделов и управлений направлено на реализацию компетенции акимов. Вместе с тем отделы и управления, будучи разновидностью местных органов госу­дарственного управления, входят в систему соответствующих мини­стерств, государственных комитетов и ведомств республики (хотя их орга­нами и не являются).

  Пособие excel 2010

Вышестоящие органы государственного управления должны осуще­ствлять в отношении отделов и управлений прежде всего организационно-методическое руководство, обеспечивать соответствие их деятельности общим направлениям и требованиям развития отрасли. Некоторые вопро­сы организации и деятельности отделов, управлений решаются акимом ме­стной администрации по согласованию с вышестоящими органами управ­ления (например, при утверждении руководителей отделов и управлений внутренних дел вопрос согласуется с руководством соответствующих ор­ганов внутренних дел и Министерством внутренних дел Республики Ка­захстан).

Для рассмотрения основных вопросов деятельности местного испол­нительного органа при акиме создается консультативно-совещательный орган — коллегия. Ее состав утверждается акимом. Решения коллегии проводятся в жизнь актами акима.

Для выполнения возложенных задач местные исполнительные орга­ны наделены широкой компетенцией. Правовые основы компетенции ме­стных исполнительных органов закреплены в Конституции Республики Казахстан.

К ведению местных исполнительных органов Конституция отно­сит:

— разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

— управление коммунальной собственностью;

— назначение на должность и освобождение от должности ру­ководителей местных исполнительных органов. Решение иных во­просов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

— осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством.

Законодательство более детально регламентирует полномочия мест­ного исполнительного органа. Полномочия местного исполнительного ор­гана делятся на несколько групп.

Первая группа. Полномочия по защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка.

Местный исполнительный орган в данной сфере:

— обеспечивает исполнение гражданами и организациями Конституции Республики Казахстан, законодательных актов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Республики Казахстан, центральных и местных государственных органов;

— принимает меры по защите прав и свобод граждан, обеспечению обще­ственного порядка, в том числе при проведении собраний, митингов, ше­ствий, демонстраций и пикетов граждан;

— организует работу по разъяснению законодательства и оказанию юри­дической помощи населению;

— содействует материально-техническому обеспечению работы судов, судебно-экспортных и исправительно-трудовых учреждений;

— осуществляет контроль за обеспечением противопожарной безопасно­сти и безопасности на водах;

— в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимает предусмотренные законодательством меры по спасению жизни людей, защите их здоровья и прав, сохранению материальных ценностей, обеспечению законности и правопорядка;

— обеспечивает исполнение законодательства о всеобщей воинской обя­занности;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него за­конодательством Республики Казахстан.

Вторая группа. Полномочия местного исполнительного органа в экономической сфере.

Местный исполнительный орган:

— разрабатывает проекты планов, экономических и социальных про­грамм развития территории и обеспечивает их исполнение;

— разрабатывает проект местного бюджета и обеспечивает его исполне­ние;

— утверждает генеральный план застройки населенных пунктов и вы­ступает заказчиком по строительству объектов коммунальной собственно­сти и социально-культурного назначения, дает разрешение на строительст­во коммунальных сетей и сооружений;

— создает благоприятные условия для развития предпринимательства;

— обеспечивает формирование социальной, инженерной, транспортной, информационной инфраструктуры населенных пунктов с учетом интере­сов населения административно-территориальной единицы;

— осуществляет контроль за охраной и рациональным использованием земли и других природных ресурсов, организует экологическую эксперти­зу, строительство и реконструкцию природоохранных объектов;

— содействует эксплуатации и содержанию коммунального жилищного фонда, дорог, улиц, других объектов инфраструктуры и систем жизнеобес­печения населения;

— распределяет жилищный фонд, находящийся в его ведении, осущест­вляет учет граждан, нуждающихся в жилье, решает вопросы использова­ния нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в коммунальной собственности;

— размещает заказы по развитию систем электрификации, га­зоснабжения, водоснабжения населенных пунктов;

Третья группа. Полномочия местного исполнительного органа и социально-культурной сфере.

Местный исполнительный орган:

— осуществляет управление государственными учреждениями образо­вания, здравоохранения, культуры и спорта, содействует укреплению их материально-технической базы;

— в пределах и в порядке, установленных законодательством Республи­ки Казахстан, решает вопросы социально-культурного, медицинского, тор­гового, бытового и иного обслуживания населения;

— обеспечивает учет и регулирует распределение трудовых ресурсов, решает вопросы трудоустройства;

— принимает меры по развитию обязательного медицинского страхова­ния, заключает договоры об обязательном медицинском страховании для неработающего населения;

— решает вопросы социальной защиты населения, охраны материнства и детства, оказывает адресную помощь социально уязвимым слоям населе­ния;

— содействует сохранению и развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения, организует работу но сохране­нию исторического и культурного наследия, кладбищ и иных мест захоро­нения;

— вносит предложения об объявлении находящихся на соответствующей территории природных и иных объектов, представляющих экологическую, историческую, культурную или иную научную ценность, охраняемыми памятниками природы, истории и культуры;

В законодательстве закреплены полномочия акимов областной, рай­онной и городской администрации.

В компетенцию акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) входит:

— представление на утверждение маслихата планов, экономических и социальных программ развития территорий, обеспечение их исполнения;

— представление на утверждение маслихата местного бюджета, обеспе­чение его исполнения;

— подготовка заключений по проектам решений маслихатов, предусмат­ривающих сокращение местных бюджетных доходов или увеличение ме­стных бюджетных расходов;

— представление на утверждение маслихатов схем управления админи­стративно-территориальными единицами;

— создание, реорганизация и ликвидация организаций (их филиалов и представительств), находящихся в коммунальной собственности, назначе­ние на должность и освобождение от должности их руководителей;

— предоставление земельных участков, их изъятие (выкуп) для государ­ственных надобностей, решение иных вопросов в соответствии с земель­ным законодательством;

— решение вопросов разработки местных месторождений общераспро­страненных полезных ископаемых и иных вопросов в соответствии с зако­нодательством о недрах и недропользовании;

— выпуск по решению соответствующего маслихата займов, облигаций, лотерей в порядке, установленном законодательством Республики Казах­стан;

— выдача лицензий в соответствии с законодательством Республики Ка­захстан;

— подписание договоров, юридических и банковских документов, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

— внесение представления Президенту Республики Казахстан о награж­дении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий лицам в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

— назначение на должность и освобождение от должности заместителей Акима, руководителей управлений и отделов аппарата, руководителей са­мостоятельных исполнительных органов но согласованию с руководите­лем центрального государственного органа в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан;

— содействие территориальным органам центральных государственных органов в осуществлении их полномочий;

— в необходимых случаях назначение представителя Акима в населен­ных пунктах соответствующей административно-территориальной едини­цы;

— внесение предложений в местный представительный орган об образо­вании и составе специальных комиссий.

К компетенции Акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов) могут быть отнесены иные вопросы в пределах полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законода­тельством Республики Казахстан.

В компетенцию акимов иных административно-территори­альных единиц входит:

— внесение на рассмотрение соответствующего Акима сметы доходов и расходов, обеспечение ее исполнения;

— осуществление управления коммунальной собственностью в пределах, установленных законодательством;

— назначение на должность и освобождение от должности заместителей акимов, руководителей структурных подразделений аппарата;

— содействие территориальным органам центральных государственных органов, судам в осуществлении их полномочий;

— содействие своевременному поступлению налогов, сборов и иных обя­зательных платежей в республиканский и местный бюджеты;

— организация совершения нотариальных действий государственными но­тариусами и регистрации актов гражданского состояния в порядке, ус­тановленном законодательством Республики Казахстан;

— организация первичного учета военнообязанных и призывников;

— подписание договоров, юридических и банковских документов, реше­ние иных вопросов, связанных с организацией работы местных испол­нительных органов.

— К компетенции акимов иных административно-территориальных еди­ниц могут быть отнесены другие вопросы в пределах полномочий, воз­лагаемых на местные исполнительные органы законодательством Рес­публики Казахстан.

Акты местной администрации. Акиматы издают постановления. Акимы — решения нормативно-правового характера и распоряжения по во­просам административного характера. Руководители органов местной ад­министрации в пределах своей компетенции издают приказы.

Акты местной администрации не должны противоречить Консти­туции и законодательству Республики Казахстан. Акты местной администрации могут быть отменены вышестоящим исполнительным органом, Пре­зидентом, Правительством Республики Казахстан или в судебном порядке; приостановлены соответствующим прокурором

Акты акима, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат официальному опубликованию и государственной ре­гистрации территориальными органами Министерства юстиции.

Акты главы администрации, принятые в пределах его компетен­ции, обязательны к исполнению на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собст­венности, должностными лицами и гражданами.