Налог на недвижимость налоговый кодекс рф

Глава 30 НК РФ Налог на имущество организаций

Стоит начать с того, что согласно НК РФ, налог на имущество организаций является региональным и устанавливается определенный порядок расчета и уплаты принятым помимо Налогового Кодекса законами субъектов РФ. То есть, в соответствии с регистрацией имущества и привязкой к региону. Налог достаточно распространен и его могут уплачивать спец. режимные предприятия.

Плательщики налога на имущество организаций

Плательщиками налога на имущество являются организации, имеющие имущество, как недвижимое так и движимое, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, соответственно и порядок расчета будет разным. Объекты налогообложения, в отношении которых предусмотрен налог на имущество организаций, отражены в статье 374 НК РФ

Основание для расчета налога на имущество:

• Если это движимое имущество и учитывается на счетах бухгалтерского учета 01 «основные средства» или 03 ««Доходные вложения в материальные ценности» и не входит в классификатор по 1 и 2 группам амортизации, а также предприятие на ОСНО.

• Если это недвижимое имущество, учитываемое на 01 и 03 счетах бухгалтерского учета, для расчета налога на имущество организаций следует учитывать среднегодовую стоимость согласно НК РФ ст. 375 п. 1 или же кадастровую стоимость, которая и является базой для расчета данного имущества при определении налога на имущество. Этот налог учитывают и спец. режимные предприятия.

Ставки налога на имущество организаций

В случае расчета базы для налогообложения, как среднегодовой стоимости, то ставка налога составляет 2,2% п. 1 ст. 380 НК РФ, когда же расчет ведется по кадастровой стоимости, налог составляет максимум 2% п. 1.1 ст. 380 НК РФ. Нужно отметить, что региональное самоуправление может вносить поправки в ставки по налогу на имущество организаций.

Период и сроки предоставления отчетности по налогу на имущество организаций

Период для исчисления и уплаты признается 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год по среднегодовой. А вот имущество, определяемое по кадастровой стоимости признается период 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал. (ст. 379 НК РФ)

Сроком сдачи признавать следует дату, не позднее 30 дней с момента сдачи соответствующего периода, а именного 1, 2, 3 кварталы и не позднее 30 марта при сдаче годовой (налоговой) отчетности. Попадание дат сдачи на праздничный или выходной день, переносят на первый из рабочих дней (п. 7 ст. 6.1 НК РФ)

Значимость налога

При введении налога на имущество организаций на территории РФ были определены основные мотивы. В первую очередь, формирование у организаций заинтересованности в реализации имущество, которое не используется, а также стимуляция эффективного использования, находящегося на балансе предприятия имущества.

Конечно же очевидным преимуществом для государства применение налога на имущество организаций является регулярность поступлений в бюджет, а также прозрачность в контроле и исчисления. Также при изначальном формировании налоговой системы было предусмотрено, что определение порядка отчислений в виде налога на имущество предприятиями, будет передано в администрирование региональным органам власти. Как итог налоговой реформы, отчисления в виде данного налога стали существенным источником формирования финансовых поступлений в региональный бюджет. Налог на имущество организаций оправдано занимает одну из лидирующих позиций среди других региональных налогов и играет ощутимую роль в формировании бюджета субъектов Российской Федерации.

Статья 407 НК РФ. Налоговые льготы

Комментарии к статье

С какой целью введен налог на имущество физических лиц?

С начала 2015 года этот закон был вынесен в отдельную главу Налогового кодекса, а федеральный закон, которым ранее он регулировался, был отменен.Цель введения любого налога — это пополнение федерального бюджета страны или местных бюджетов муниципальных образований.

Согласно пояснениям Минфина налог на имущество физических лиц призван обеспечить более справедливое налогообложение. Он был введен не с целью увеличить нагрузку по налогам на граждан, а, напротив, чтобы в какой-то мере облегчить её.

Некоторые категории людей, в целях социальной защиты, вообще освобождены от уплаты этого налога. Например, пенсионеры, инвалиды многие другие. Все граждане, которым положена льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество перечислены в ст 407 НК РФ.

Также ст 403 НК РФ устанавливает налоговые вычеты, на которые имеют право лица, уплатившие этот налог. Вычеты касаются объектов, предназначенных для жилья — квартир и домов.

Сейчас происходят изменения в плане расчёта налога — осуществляется переход на кадастровую стоимость объектов недвижимости вместо инвентаризационной. Это увеличит суммы налога, так как такая стоимость более близка к рыночной. Порядок расчёта кадастровой стоимости закладывается на уровне субъектов РФ.

На льготу по налогу могут рассчитывать уволенные военнослужащие?

По ст 407 НК РФ льготу по оплате налога на имущество физических лиц (НИФЛ) получают не только действующие военнослужащие, но и уволенные с военной службы граждане. Причины увольнения должны быть следующие:

  • достижение возраста предельного для пребывания на службе;
  • состояние здоровья, не позволяющее служить;
  • в связи с проведением организационных кадровых мероприятий.

В любом из этих случаев общий срок службы уволенного военного должен составлять минимум 20 лет. Только тогда военнослужащий, находящийся в отставке, может рассчитывать на льготы.

НИФЛ облагаются дома, квартиры, гаражи и прочие строения. Их список достаточно узок. Это местный налог и устанавливается он на уровне муниципалитетов.

Так, уволенный по одной из трех законных причин военнослужащий, до этого находившийся на службе не меньше 20 лет, по ст 407 НК РФ, вправе оформить льготу в размере всей суммы налога на имущество, уплачиваемой им в местный бюджет. То есть по сути это освобождение от налога. Оно происходит в случае, если у гражданина есть имущество, находящееся в собственности, и он не использует его для предпринимательства.

Если у бывшего военнослужащего есть несколько оснований для применения налоговых льгот, то всё равно при расчёте суммы налога, подлежащей оплате, нужно выбрать одно основание. Одно льготное основание в отношении одного объекта — такого правило п 3 ст 407 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить положенную льготу, гражданин предоставляет в заявление об этом и документы, подтверждающие его право на неё.

Как подтвердить своё право на льготу гражданину, владеющему творческой мастерской, ателье или студией?

По пп 14 п 1 ст 407 Налогового кодекса РФ творческие деятели (физические лица), на профессиональной основе занимающиеся искусством, могут использовать налоговую льготу, если они владеют помещениями, которым присвоен статус мастерских ателье или студий.

Льготным для таких граждан будет обложение этих помещений налогом на имущество физических лиц.

Нежилые объекты собственности должны быть специально обустроены для творчества и использоваться только в этих целях. Жилые помещения могут тоже временно предоставляться для организации выставок и посещения их людьми в качестве библиотек, музеев и худ. галерей. Льгота в таких обстоятельствах может быть оформлена на время такого использования жилых помещений.

Однако до сих пор не урегулирован законодательно, а поэтому вызывает споры вопрос — как подтвердить своё право на налоговую льготу собственникам творческих мастерских и ателье.

Статья 407 Налогового кодекса РФ определяет необходимость для подачи собственником мастерской заявления о предоставлении льготы и бумаг, удостоверяющих право на неё, в налоговый орган.

Но перечня документов, которые могли бы подтвердить творческую деятельность гражданина и творческое предназначение конкретного помещения, законодательство не содержит.

По этой причине контролирующим органам и министерствам приходилось не раз давать разъяснения, касающиеся того, какие именно документы подтверждают право на эту налоговую льготу. Однако разъяснения, содержащиеся в письмах министерств и ведомств и даже в судебных определениях, не имеют силы закона. Поэтому вопрос о перечне необходимых документов по-прежнему нуждается в законодательном урегулировании.

Из анализа разъясняющих писем и инструкций можно выделить приблизительный список документов, которые могут подтвердить льготу по налогу на имущество физических лиц, владеющих мастерскими, ателье или студиями. Их перечень таков:

членские билеты и удостоверения творческих союзов и организаций — для граждан, являющихся членами таких союзов;

диплом соответствующей специальности или справка с места работы с указанием профессии — для граждан, не состоящих в творческих союзах;

справка, данная органом местного самоуправления или ЖЭУ, о его согласии на использование помещения не по назначению;

акты органов гос. власти или муниципальных образований о предоставлении помещений в культурных целях.

Итак, чёткого списка бумаг, подтверждающих право творческих деятелей на льготу по статье 407 Налогового кодекса РФ, в законе нет. Могут возникнуть судебные споры или отказ налоговой службы признать их право на освобождение от налога. Поэтому задачей таких собственников будет собрать как можно больше документов, удостоверяющих данное им право.

Обязательно при этом подтвердить свой статус профессионала и удостоверить характер использования самого помещения. Опираясь на разъясняющие документы и на судебную практику, можно сказать, что для подтверждения статуса помещения подходят справки, данные УК, ЖЭУ или местной администрацией, а для подтверждения статуса творческого деятеля — документы об образовании, членские билеты и справки с работы.

Имущество при этом должно быть специально оборудовано для творческих занятий или для просветительского времяпровождения и соответствовать своим культурным целям.

Глава 32 НК РФ. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

НК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

«Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

«О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

  Растаможка автомобилей на сегодня

НК РФ — последние изменения и законы

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

«О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

«О валютном регулировании и валютном контроле»

«О бухгалтерском учете»

«О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

«О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»

Налоговый кодекс для начинающих

  • Налог на прибыль организаций. Глава 25 НК РФ.
  • Упрощенная система налогообложения (УСН). Глава 26.2 НК РФ.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Глава 21 НК РФ.
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Глава 26.3 НК РФ.
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Глава 23 НК РФ.
  • Транспортный налог. Глава 28 НК РФ.
  • Налог на имущество организаций. Глава 30 НК РФ.
  • Акцизы. Глава 22 НК РФ.
  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). Глава 26.1 НК РФ.
  • Земельный налог. Глава 31 НК РФ.
  • Патентная система налогообложения (ПСН). Глава 26.5 НК РФ.
  • Налог на имущество физических лиц. Глава 32 НК РФ.
  • Торговый сбор. Глава 33 НК РФ.
  • Страховые взносы. Глава 34 НК РФ.

Налог на имущество физических лиц
Глава 32 НК РФ

Где введена уплата налога на имущество физлиц

Во всех муниципальных образованиях России: сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом городе или поселке уплата налога на имущество физлиц вводится отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением), который принимают органы представительной власти данного города или поселка.

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты налога на имущество физических лиц закреплены в главе 32 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципальных образований РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога. Главное, чтобы «местное» значение укладывалось в установленные главой 32 НК РФ рамки. К тому же «местные» ставки могут быть не едиными, а дифференцированными, то есть зависящими от вида объекта, его местонахождения, кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости, либо от вида территориальной зоны.

Помимо этого муниципалитетам разрешено увеличивать закрепленные в НК РФ размеры налоговых вычетов и вводить дополнительные льготы. А вот уменьшать вычеты и сокращать перечень льгот местные власти не вправе.

Размеры налоговых ставок и вычетов можно узнать в своей налоговой инспекции.

Кто платит налог

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) — собственники жилых домов, комнат, квартир, гаражей, машино-мест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства и прочих зданий, строений, помещений и сооружений (в том числе нежилых). Налогоплательщиками также являются владельцы жилых построек, которые расположены в приусадебных хозяйствах, на огородах, в садовых товариществах и на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Кто не платит налог

В главе 32 НК РФ приведен закрытый перечень граждан, освобожденных от налога на имущество физлиц. Это инвалиды I и II групп, инвалиды детства, пенсионеры, ветераны, герои Советского Союза, герои Российской Федерации и ряд других категорий.

Если человек, имеющий право на льготу, владеет сразу несколькими однотипными объектами недвижимости, льгота предоставляется только в отношении одного из них по выбору самого налогоплательщика. Поясним на примере. Допустим, в собственности ветерана находятся две квартиры и три гаража. Тогда ему полагается льгота по одной квартире и одному гаражу. Оставшаяся квартира и два гаража облагаются налогом на общих основаниях.

Существуют и другие ограничения. Так, льготу можно получить только в отношении недвижимости, незадействованной в предпринимательской деятельности. Кроме того, под льготу ни при каких условиях не подпадают объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы.

Чтобы получить льготу за текущий год, нужно до 1 ноября этого года уведомить налоговую инспекцию о выбранном льготном объекте. Изменить свой выбор можно только со следующего года. Также следует написать заявление и представить документы, подтверждающие право на льготу. Если «льготник» не известит ИФНС о том, какой объект он хочет освободить от налога, инспекторы сами сделают выбор. Это будет объект, сумма налога по которому максимальна.

Кто рассчитывает налог

Сумму налога на имущество физических лиц рассчитывают налоговики. Они же присылают налогоплательщику уведомление об уплате. При этом работники ИФНС могут предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

На практике нередко случается, что информация о приобретенных квартирах, домах, гаражах и проч. не поступает к налоговикам своевременно. В связи с этим уведомления не направляются, и, как следствие, налог не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему, с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц. Теперь граждане-собственники недвижимости должны самостоятельно сообщить в инспекцию об объектах обложения налогом на имущество. Но делать это нужно не всегда, а только в том случае, если за весь период владения имуществом инспекторы так и не прислали уведомление об уплате налога. Помимо сообщения требуется представить документы, подтверждающие право собственности.

Как определяется налоговая база и налоговая ставка

Чтобы рассчитать сумму налога, необходимо знать значения таких показателей, как налоговая база и налоговая ставка. До 2019 года включительно возможны два варианта определения базы и ставки: исходя из кадастровой стоимости объекта и исходя из инвентаризационной стоимости объекта.

Первый вариант (исходя из кадастровой стоимости) действует только в тех регионах (республиках, областях, краях, автономных округах и городах федерального значения), где выполнены два условия. Во-первых, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Во-вторых, установлена единая дата, с которой в данном регионе база по налогу на имущество физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости. В 2016 году этим условиям соответствуют 28 регионов, включая Москву и Московскую область (с полным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России). Муниципалитеты в таких регионах принимают местные нормативные правовые акты, где закреплены правила определения налоговой базы и ставки налога с учетом местных особенностей.

Второй вариант (исходя из инвентаризационной стоимости) действует в тех субъектах РФ, где приведенные выше условия еще не выполнены.

С 2020 года и далее сохранится только первый вариант. Другими словами, во всех без исключения регионах база и ставка по налогу на имущество физлиц будет определяться только по кадастровой стоимости.

Как определяется налоговая база исходя из кадастровой стоимости

Налоговая база расчитывается по каждому объекту. В тех регионах, где введен расчет налога исходя из кадастровой стоимости, налоговая база — это кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января. Если объект образован в середине года, то берется кадастровая стоимость на дату постановки объекта на кадастровый учет. Кадастровую стоимость можно узнать в документах на объект, в офисах Росреестра и кадастровой палаты, в Многофункциональных центрах (МФЦ) или на официальном сайте Росреестра. Данная информация предоставляется бесплатно.

При расчете суммы налога кадастровая стоимость уменьшается на величину налогового вычета. В главе 32 НК РФ приведены следующие значения вычетов: для квартиры — кадастровая стоимость 20-ти квадратных метров, для комнаты — кадастровая стоимость 10-ти квадратных метров, для дома — кадастровая стоимость 50-ти квадратных метров, для единого недвижимого комплекса — 1 000 000 руб. Расчет базы проиллюстрируем на примере.

Кадастровая стоимость квартиры составляет 4 500 000 руб., а кадастровая стоимость одного квадратного метра — 90 000 руб. Тогда сумма налогового вычета будет равна 1 800 000 руб.(20 х 90 000 руб.), а размер налоговой базы — 2 700 000 руб.(4 500 000 — 1 800 000).

Муниципалитеты вправе без каких-либо ограничений увеличивать вычеты. Если в результате размер вычета окажется больше, чем кадастровая стоимость объекта, налоговая база станет равной нулю. Отрицательное значение базы не предусмотрено.

Как определяется налоговая база исходя из инвентаризационной стоимости

Налоговая база расчитывается по каждому объекту. В тех регионах, где до сих пор не введен расчет налога исходя из кадастровой стоимости, база по налогу на имущество физлиц — это инвентаризационная стоимость объекта. Ее устанавливает бюро технической документации (БТИ) и сообщает налоговикам.

При расчете суммы налога инвентаризационная стоимость умножается на коэффициент-дефлятор, значение которого ежегодно устанавливает правительство РФ (в 2016 году оно составляет 1,329).

Инвентаризационную стоимость можно узнать в отделении БТИ по месту жительства. Для этого необходимо написать заявление, предъявить паспорт, документы на объект недвижимости и оплатить услуги.

Налоговые ставки

При определении базы исходя из кадастровой стоимости

Для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест ставка составляет 0,1 процента от кадастровой стоимости. Местные власти вправе увеличить данное значение, но не более чем в три раза. Также муниципалитеты могут понизить ставку до любого значения вплоть до нуля.

Для административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых под офисы, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, а также объектов с кадастровой стоимостью выше 300 млн. рублей ставка составляет 2 процента кадастровой стоимости. Данное значение является максимально допустимым, то есть муниципальные власти могут его понизить, но не могут увеличить.

Для всех прочих объектов максимально допустимая ставка составляет 0,5 процентов кадастровой стоимости.

При определении базы исходя из инвентаризационной стоимости

Для регионов, где налог определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов, в НК РФ установлены допустимые значения ставок:

Какие изменения произошли в Налоговом кодексе РФ. Часть 1

У налогоплательщика больше времени, чтобы их изучить и подготовится к ним. Ведь большинство изменений в НК РФ, в особенности ухудшающие положение налогоплательщика, вступают в силу после истечения одного месяца с даты их опубликования, но не ранее нового налогового периода по соответствующему налогу.

И это лето не обошлось без таких изменений. Самим громким изменением, пожалуй, стало увеличение ставки НДС до 20%. Ведь последний раз ставка НДС 20% была почти 15 лет назад. Это шаг однозначно увеличит инфляцию. Ведь уже многие поставщики задумываются об увеличении стоимости своих товаров, работ, услуг в связи с увеличением ставки НДС. ЖКХ уже запросило разрешение на увеличение тарифов на коммунальные услуги по причине предстоящего увеличения ставки НДС.

  Адвокат михайлов дмитрий владимирович

Но не все изменения такие негативные. Много и позитивных изменений для налогоплательщика. Работодателям больше не надо беспокоиться об увеличении ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Результаты мероприятий по налоговому контролю станут более доступны налогоплательщику, ранее представленные документы можно в налоговый орган повторно не представлять, увеличен срок представления документов по требованию налогового органа по конкретным сделкам, сокращен срок камеральной проверки декларации по НДС. Для физических лиц, например, увеличились льготы по имущественным налогам, снизились ставки для некоторых видов объектов.

Об этих и других изменения более подробно расскажем в этой статье.

Государство ищет дополнительные источники дохода в бюджет. Как тут не вспомнить старый добрый НДС. Ведь до 1.01.2004 он уже был 20%. Текущие 18% были введены с 1.01.2004 Федеральным законом от 7.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

И вот снова его повысили до 20%. Такие изменения введены в п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) пп. в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 3.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Также поправлены другие статьи, где упоминается ставка 18%: заменено на 20%.

В связи с увеличением общей ставки НДС до 20% изменена и расчетная ставка НДС: с 15,25 на 16,67%.

Изменения вступают в силу с 1.01.2019 и применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с указанной даты.

ОПС: ставка 22% навсегда?

В целях повышения благосостояния пенсионеров и, что уж скрывать, закрытии дыры в бюджете пенсионного фонда, предполагалось повысить ставку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) до 26%. Такая ставка была установлена в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Но предполагалось, что с 2010 по 2014 год действует переходный период: ставка 20% в 2010 году, а далее 22% (ст. 57, 58.2 Закона № 212-ФЗ). Переходный период все увеличивался, и на момент утраты силы Закона № 212-ФЗ предполагалось, что переходный период завершится в 2018 году.

Такие же ставки были перенесены в гл. 34 НК РФ, которая начала действовать с 1.01.2017: в ст. 425 общие ставки, в ст. 426 переходные ставки на 2017–2018 годы. Но применение переходных ставок каждый год продлевалось: Федеральный закон от 28.12.2016 № 475-ФЗ перенес дату окончания действия переходных ставок с 2018 на 2019 год, Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ с 2019 на 2020 год.

И вот, наконец, решили не повышать нагрузку на бизнес, и сохранить ставку 22% бессрочно. В связи с чем внесены изменения в ст. 425 НК РФ, где ставка 26% заменена на 22%. А ст. 426 НК РФ, утвердившая ставки на ОПС на переходные периоды, признана утратившей силу. Такие изменения внес все тот же Закон № 303-ФЗ.

Изменения вступают в силу с 1.01.2019, согласно п. 3 ст. 5 Закона № 303-ФЗ.

Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральным законом от3.08.2018 № 306-ФЗ.

Кроме того, Закон № 303-ФЗ продлил действие льготных ставок 20% на взносы на ОПС и 0% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2019–2024 годы для следующих организаций:

▪ для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);

▪ для благотворительных организаций, применяющих УСН.

▪ Эти изменения вступили в силу с 3.08.2018.

Изменения по НДС

Действие ставки 0% по НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Крым и в г. Севастополь продлены до 2025 года. Такие изменения внесены ст. 2 Закона № 303-ФЗ в ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 4.06.2014 № 151-ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации».

Продлено действие ставки 0% по НДС до 2025 года по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Калининградскую область. Действие данной нормы распространено на внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа на территории Дальневосточного федерального округа. При этом ставка 0% применяется как по воздушным перевозкам внутри ДФО, так и в сообщениях с другими регионами РФ. Это следует из пп. а п. 3 ст. 1, п. 5 ст. 4 Закона № 303-ФЗ. Изменения применяются с 1.10.2018, то есть с начала налогового периода по НДС (п. 2 ст. 5 Закона № 303-ФЗ).

Требование о восстановлении суммы НДС по товарам, работам, услугам при получении субсидии в порядке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, действовавшего до дня вступления в силу Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, применяются в отношении товаров, работ, услуг, в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных:

1) организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов бюджетной системы РФ;

2) налогоплательщиками – сельскохозяйственными производителями за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 из бюджетов бюджетной системы РФ;

3) организациями – производителями за счет субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

4) организациями – концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автодорог, за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов субъектов РФ на основании концессионных соглашений, заключенных до 1.01.2018. Изменения вступили в силу с 3.08.2018.

Налог на имущество организаций и физических лиц

Как правило, изменение кадастровой стоимости недвижимости не учитывается при расчете налога на имущество организаций за текущий и прошлые налоговые период. Но есть исключения. Федеральный закон от 3.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в ст. 52 ч. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации» уточнил порядок учета при расчете налога на имущество организаций изменений кадастровой стоимости недвижимости.

Так, изменения качественных и (или) количественных характеристик недвижимости учитывается при расчете налога на имущество организаций со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции). В этом случае расчет налога и авансовых платежей производится с учетом коэффициента, рассчитываемого аналогично п. 5 ст. 382 НК РФ.

При этом если право собственности на недвижимость возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. А если право собственности на недвижимость возникло после 15-го числа или его прекращение произошло до 15-го числа месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) права не учитывается при определении коэффициента.

Если изменение кадастровой стоимости недвижимости связано с исправлением технической ошибки в ЕГРН, то сведения, внесенные в ЕГРН, учитываются при расчете налога на имущество организаций, начиная с той даты, с которой применялись для расчета этого налога сведения об изменяемой кадастровой стоимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции). В аналогичном порядке учитываются изменения кадастровой стоимости недвижимости в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок.

Если изменения кадастровой стоимости недвижимости связано с установлением его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда, то новые сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при расчете налога на имущество организаций, начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости (абз. 4 п. 15 ст. 378.2 НК РФ в новой редакции)Указанные изменения вступают в силу с 11.01.2019.

Новый порядок применяется только к изменениям кадастровой стоимости, основания для изменения которых возникли с 1.01.2019 года (п. 5 ст. 3 Закона № 334-ФЗ). Также Закон № 334-ФЗ изменил порядок учета кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога на имущество физических лиц. Изменения аналогичны изменениям по земельному налогу (п. 6 ст. 2 Закона № 334-ФЗ).

Закон № 334-ФЗ внес изменения в перечень льготных категории лиц, которые не платят налог на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения. В такой перечень включены дети-инвалиды (пп. 3 п. 1 ст. 407 НК РФ). Это изменение распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1.01.2015.

Указанная льгота распространяется на части квартиры или части жилого дома. Изменения распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1.01.2017. Благодаря Закону № 334-ФЗ на часть жилого дома распространяется необлагаемый налогом на имущество физических лиц вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м (п. 3 ст. 403 НК РФ). Необлагаемый налогом вычет в размере кадастровой стоимости 10 кв. м распространен на часть квартиры (п. 4 ст. 403 НК РФ).

До внесений изменений необлагаемый налогом вычет применялся только в отношении квартир и комнат. Кроме того, часть жилого дома или часть квартиры стали облагаться по ставке 0,1%. Эта ставка также распространена на гаражи и машино-место, расположенные в административно-деловых центрах, в офисных зданиях. Ранее в отношении таких гаражей и машино-мест применялась ставка 2%.

Изменения распространяются на Изменился переходный период по налогу на имущество физических лиц, в течение которого налог с кадастровой стоимости недвижимости рассчитывается с учетом понижающих коэффициентов по специальной формуле. Этот срок с 4 лет сокращен до 3 (п. 8 ст. 408 НК РФ). Таким образом, с 4 года перехода налог рассчитывается без применения понижающих коэффициентов.

Кроме того, начиная с 3 налогового периода применения кадастровой стоимости, но не ранее 2017 года, налог, рассчитанный из кадастровой стоимости недвижимости за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1, сравнивается с налогом, исчисленным исходя из кадастровой стоимости объекта за текущий год без применения указанного коэффициента. Если сумма налога с коэффициентом будет больше, то ее и нужно платить. При таком расчете учитываются особенности расчета налога в отношении объектов, находящихся в общей собственности, и время нахождения объекта в собственности в текущем году.

  Приказ 179 минтранса россии

С 1.01.2019 налоговая база по земельному налогу рассчитывается по каждому земельному участку как его кадастровая стоимость, указанная в ЕГРН по состоянию на 1 января года (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Как правило, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение года не учитывается при расчете земельного налога. Однако если изменение кадастровой стоимости происходит по причине изменения качественных или количественных характеристик земельного участка, то такие изменения учитывается при расчете налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений. (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Если исправляется техническая ошибка, то изменения кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при расчете земельного налога, начиная с даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость изменилась по причине установления рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда, то новые сведения, внесенные в ЕГРН, учитываются при расчете земельного налога, начиная с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости. Новый порядок применяется только, если основания для изменения возникли с 1.01.2019 (п. 5 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

Кроме того, Закон № 334-ФЗ дополнил перечень лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном или бессрочном пользовании, или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ). К таким лицам отнесены дети-инвалиды. Изменения вступили в силу с 3.08.2018, но распространяются на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога с 1.01.2015 (п. 4 ст. 3 Закона № 334-ФЗ).

Также уточнили порядок расчета земельного налога с 1.01.2019 при изменении качественные и (или) количественные характеристики земельных участков. Если в течение года изменяются качественные и (или) количественные характеристики участков, то земельный налог рассчитывается с учетом коэффициента, который рассчитывается так же как при возникновении или прекращении права собственности на земельный участок в течение года (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

При этом если право собственности на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекратилось после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. А если же право собственности возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.

А еще с 1.01.2019 земельный налог в отношении полученного по наследству земельного участка исчисляется с дня открытия наследства. Сейчас налог на такой земельный участок исчисляется с месяца открытия наследства.

Консолидированная группа налогоплательщиков

Для создания консолидированной группы налогоплательщиков организация – сторона договора должна удовлетворять определенным в п. 3 ст. 25.2 НК РФ условия. В числе прочего есть требование к размеру чистых активов. Размер чистых активов по данным бухгалтерской отчетности организации на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации такого договора, должна превышать размер ее уставного капитала.

Теперь уточнили, что если на момент представления договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то при расчете используется бухгалтерская отчетность, составленная на предшествующую отчетную дату. Такие изменения внес Федеральный закон от 3.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1, 2 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ).

Кроме того, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков добавили еще одну обязанность (пп. 9 п. 3 ст. 25.5 НК РФ). Такой участник должен представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о прогнозируемых поступлениях от консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ:

▪ в текущем финансовом году;

▪ на очередной финансовый год;

▪ на плановый период;

▪ о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций.

Правда, информация представляется только по требованию налогового органа. Срок составляет до 30 календарных дней со дня получения требования налогового органа.

Изменения вступают с 3.09.2018.

Кроме того, с 3.09.2018 договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменения в такие договора в связи с присоединением к такой группе новых организаций, или с добровольным выходом участника, или с продлением срока такого договора, не подлежат регистрации в налоговых органах (п. 1 ст. 3 Закона № 302-ФЗ). Данная норма не распространяется на случаи реорганизации участников такой группы, а также на случаи выхода участника по причине не соответствия условиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ.

Зарегистрированные до 3.09.2018 такие договора считаются незарегистрированными, о чем налоговый орган обязан уведомить ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков до 1.03.2019. При этом такие договора действуют до даты окончания срока их действия, но не позднее 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, начинающегося в 2023 году. При этом сохраняются права и обязанности, установленные ст. 25.5 НК РФ для организаций при их выходе из состава консолидированной группы налогоплательщиков (п. 3 ст. 3 Закона № 302-ФЗ).

Положение о не регистрации договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков не применяются при регистрации налоговым органом изменений в такие договора, предусматривающих присоединение к этой группе новой организации, которая одновременно удовлетворяет всем следующим условиям (п. 2 ст. 3 Закона № 302-ФЗ):

1) в такой организации совокупная доля участия организаций – собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет более 50%;

2) такая организация заключила в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

3) условиями вышеназванного соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития предусмотрено осуществление такой организацией капитальных вложений в объеме не менее 100 млрд руб. за период с 2015 по 2025 год.

Налоговые проверки и контроль

Сокращен срок камеральной проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев (п. 4 ст. 1 Закона № 302-ФЗ). Однако если налоговый орган в ходе проверки декларации по НДС обнаружит признаки, указывающие на возможное нарушение закона о налогах и сборах, то срок камеральной проверки может быть продлен до 3 месяцев. Дата отчитывается со дня представления декларации по НДС.

Норма не распространяется на иностранные организации, оказывающие в электронной форме услуги населению, предусмотренные п. 1 ст. 174.2 НК РФ. Для таких организаций сохраняется шестимесячный срок камеральной проверки декларации по НДС. Изменения вступают в силу с 3.09.2019 и распространяются на декларации по НДС, представленных с 4.09.2018 (п. 4 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).

Закон № 302-ФЗ ограничил предмет проверки при повторной выездной проверке (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). С 3.09.2018 инспекторы могут проверить только правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, которые привели к уменьшению ранее исчисленной суммы налога либо к увеличению убытка. Ранее было ограничение лишь по проверяемому периоду.

С 3.09.2018 налоговые инспекторы обязаны выдавать свидетелю копию протокола допроса лично под роспись (п. 6 ст. 90 НК РФ). Об отказе свидетеля от получения копии протокола делается пометка в самом протоколе.

C этой же даты в налоговый орган можно не представлять документы и информацию, ранее представленные по любым основаниям. Для этого налоговый орган надо уведомить, что истребуемые документы или информация были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).

В некоторых случаях все же придется повторно представлять документ. Это случаи:

— представляемые ранее подлинники, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;

— документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

С 3.09.2018 увеличился срок представления информации или документов, истребованных налоговыми органами по конкретные сделки: с 5 до 10 рабочих дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В этот же срок подается уведомление, что налогоплательщик не располагает истребуемыми документами или информацией, либо о необходимости дополнительного времени на ее представление.

Кроме того, с 3.09.2018 по итогам дополнительных проверок обязательно оформляется дополнение к акту налоговой проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). В нем указываются дополнительные доказательства, подтверждающие факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения по устранению нарушений. Дополнение к акту налоговой проверки нужно составить в течение 15 дней со дня окончания проверки.

Налогоплательщику данный документ вручается в течение 5 дней с даты этого дополнения. Документы, представленные самим налогоплательщиком, к дополнению к акту налоговой проверки не прилагаются. В случае уклонения налогоплательщика от получения такого дополнения к акту налоговой проверки этот факт отражается в дополнении к акту, а само дополнение к акту направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации либо обособленного подразделения, или месту жительства физического лица и считается полученным на 6 день с даты отправки заказного письма.

На возражения на дополнение к акту налоговой проверки налогоплательщику отводится 15 дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Эти правила действуют в отношении проверок, завершенных после 3.09.2018.

В закон № 302-ФЗ также внесены изменения по контролируемым сделкам. Больше нет критерия суммы дохода в сделках между налоговыми резидентами РФ: порог свыше 1 млрд руб. исключен (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Применение ставки 0% по налогу на прибыль больше не является критерием контролируемости сделки, впрочем, как и тот факт, что одна их сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, а также участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%.

Кроме того, увеличены пороги доходов по сделкам для признаний их контролируемыми:

▪ сделки, предусмотренные п. 1 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.;

▪ сделки между налоговыми резидентами признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

НДС с предоплаты

С 1.10.2018 урегулируют вопрос уплаты НДС с предоплаты за имущественные права. При получении аванса в счет предстоящей передачи имущественных прав, предусмотренных абз. 2 п. 1 и п. 2–4 ст. 155 НК РФ, налоговая база определяется как разница между суммой аванса, полученной в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав.

При этом сумма расходов учитывается не вся, а только пропорционально полученной налогоплательщиком доли аванса (п. 1 ст. 154 НК РФ). Этот НДС можно принять к вычету.