Лицензия 007186

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2005, 24.03.2005 по делу N А40-65410/04-53-653 Суд удовлетворил требования о взыскании неосновательного обогащения за пользование помещениями, принадлежащими истцу на праве собственности, и процентов за пользование чужими денежными средствами, так как установлено, что нежилые помещения принадлежали истцу на праве собственности, а ответчик занимал помещения без законных оснований.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

17 марта 2005 г. Дело N А40-65410/04-53-65324 марта 2005 г. “

Дата объявления резолютивной части решения — 17 марта 2005 г.

Дата изготовления полного решения — 24 марта 2005 г.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Т.С., протокол судебного заседания вела помощник судьи Л., с участием: от истца — З. (дов. б/н от 01.06.04, адв. уд. N 1640); от ответчика — Т.А. (дов. N 1/23-3 от 17.01.05, адв. уд. N 3147), рассмотрел дело по иску ООО “Строительная компания “Эльгида“ к ООО “Международное академическое агентство “Наука“ о взыскании 91954489 руб. 65 коп.,

в заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 14.03.05 по 17.03.05.

Иск заявлен о взыскании 68106446 руб. 96 коп., составляющих в том числе: 56058746 руб. 99 коп. — сумма неосновательного обогащения за пользование помещениями, принадлежащими истцу на праве собственности, за период с 06.12.03 по 30.04.03, 12047699 руб. 97 коп. — проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 07.01.03 по 30.10.04.

Истцом заявлено ходатайство об увеличении суммы иска, согласно которому он просит взыскать с ответчика 91954489 руб. 65 коп., в том числе 75553889 руб. 74 коп. неосновательного обогащения (за период с 06.12.02 по 30.04.03), 16400599 руб. 91 коп. процентов, начисленных за период с 18.03.03 по 13.03.05. Ходатайство судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ удовлетворено.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 06.12.2002 приобрел право собственности на здание гостиничного комплекса “Спорт“ площадью 40874 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 90/2. При этом на основании договора аренды от 22.09.2000 N 01-30/230 (рег. N 77-01/00-016/2000-92768 от 23.11.2000), заключенного между ФГУП “Эфес“ и ООО “МААН“, фактическим владельцем и пользователем здания гостиничного комплекса “Спорт“ в период с 06.12.2002 по 30.04.2003 являлся ответчик, что подтверждено решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2003 по делу N А40-22062/03-13-105. Ответчик в течение указанного периода стоимость пользования зданием гостиничного комплекса “Спорт“ не оплачивал. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2004 по делу N А40-36287/03-89-368, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2004 по делу N 09АП-578/04-ГК и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.12.2004 по делу N КГ-А40/9766-04-П, договор аренды от 22.09.2000 N 01-30/230 нежилых помещений общей площадью 40874 кв. м был признан недействительным. Ответчик обязан возместить стоимость пользования зданием гостиничного комплекса “Спорт“ за период с 06.12.2002 по 30.04.2003 истцу в денежной форме. Сумма компенсации должна быть определена в соответствии с рыночной величиной арендной платы здания гостиничного комплекса “Спорт“. В соответствии с подготовленным оценщиком — ООО “Актив-Оптим“ (лицензия N 007186, выдана Министерством имущественных отношений РФ 01.09.2003, срок действия — до 01.09.2008), отчетом от 09.03.2005 N АО-24/05-1 по состоянию на 30.04.2003 рыночная величина годовой арендной платы объекта оценки (здания гостиничного комплекса “Спорт“) составила 153519510 (сто пятьдесят три миллиона пятьсот девятнадцать тысяч пятьсот десять) рублей (3756,00 руб./кв. м) без учета НДС. Общая сумма неосновательного обогащения ответчика составляет 62961574 (шестьдесят два миллиона девятьсот шестьдесят одну тысячу пятьсот семьдесят четыре) рубля 70 копеек без учета НДС и 75553889 (семьдесят пять миллионов пятьсот пятьдесят три тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей 74 копейки с учетом 20% ставки НДС, действовавшей в период с 06.12.2002 по 30.04.2003. Кроме того, на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами за период с 18.03.2003 по 13.03.2005 в размере 16400599 (шестнадцать миллионов четыреста тысяч пятьсот девяносто девять) рублей 91 копейки.

Ответчик иск не признал, в отзывах и в заседании пояснил, что истец уведомил ответчика о переходе к ООО “Строительная компания “Эльгида“ права собственности на здание гостиничного комплекса “Спорт“ только 18.03.2003, поэтому ответчик был вправе не исполнять обязательство по оплате пользования зданием гостиничного комплекса “Спорт“ в соответствии со ст. 385 ГК РФ. Истцом заявлено требование о применении последствий недействительной сделки, однако данное требование вправе заявлять лишь сторона сделки, а признанный недействительным договор аренды от 22.09.2000 N 01-30/230 был заключен между ФГУП “Эфес“ и ООО “МААН“. Отчет N АО-24/05-1 от 09.03.2005 является недопустимым доказательством по делу, так как здание гостиничного комплекса “Спорт“ было снесено в 2004 году. Кроме того, в материалах дела N А40-36287/03-89-368 находится отчет N Н-305301 от 11.06.2003, согласно которому стоимость права аренды здания гостиничного комплекса “Спорт“ составляла 39 долларов за кв. м в год. Размер неосновательного обогащения должен определяться в соответствии со стоимостью права аренды, указанной в договоре аренды от 22.09.2000 N 01-30/230. Кроме того, в устных возражениях ответчик сослался на то, что истец не доказал факт пользования зданием гостиничного комплекса “Спорт“ в период с 06.12.2002 по 30.04.2003.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.11.02 ООО “Вертон-лизинг“ и ООО “Строительная компания “Эльгида“ заключили договор купли-продажи б/н от 20.11.02 здания гостиничного комплекса “Спорт“ площадью 40874 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 90/2. При этом 06.12.02 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Москвы был зарегистрирован переход права собственности на здание гостиничного комплекса “Спорт“, о чем ООО “Строительная компания “Эльгида“ было выдано свидетельство о государственной регистрации от 06.12.02 N 77 АА 890954. В соответствии со ст. 2 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Истцом доказано, что ответчик в период с 06.12.2002 по 30.04.2003 занимал помещения гостиницы “Спорт“. В соответствии с п. 1.1 договора аренды от 22.09.2000 N 01-30/230 (рег. N 77-01/00-016/2000-92768 от 23.11.2000), заключенного между ФГУП “Эфес“ и ООО “МААН“, ответчик приобрел право временного владения и право временного пользования помещениями здания гостиничного комплекса “Спорт“, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 90/2, общая площадь которых составляла 40874 кв. м. В течение периода с 23.11.2000 по 30.04.2003 ответчик осуществлял права пользования и владения зданием гостиничного комплекса “Спорт“. Данный факт установлен решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2003 по делу N А40-22062/03-13-105, вступившим в законную силу, и в соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ не подлежит доказыванию при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Кроме того, ответчик не представил доказательств, что он освободил здание и в установленном порядке передал его в освобожденном виде собственнику. Напротив, в материалах дела имеются доказательства того, что впоследствии отмененное Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.05.03 N 1577/03 постановление суда апелляционной инстанции от 19.12.02 по делу N А40-29179/02-13-167 ответчиком никогда не исполнялось, его принудительное исполнение неоднократно приостанавливалось определением Федерального арбитражного суда от 09.01.03 по делу N КГ-А40/75-03, определением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.03 по делу N А40-2148/03-121-37 и определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.03.03 по делу N 1577/03. В свою очередь, исполнительное производство N 41-197/03 было приостановлено согласно постановлению от 10.01.03, исполнительные действия откладывались согласно постановлению от 17.07.03, исполнительное производство N 41-197/03 было прекращено ввиду отмены постановления суда апелляционной инстанции от 19.12.02 по делу N А40-29179/02-13-167. Кроме того, пользование ООО “МААН“ указанными помещениями подтверждается документами бухгалтерской отчетности ООО “МААН“: справками о реализации гостиничных услуг с 01.01.03 по 30.04.03, оборотно-сальдовыми ведомостями и журналами проводок за февраль, март, апрель 2003 года, кассовыми отчетами за февраль, март, апрель 2003 года.

Также судом установлено, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.04 по делу N А40-36287/03-89-368, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.04 по делу N 09АП-578/04-ГК и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.12.04 по делу N КГ-А40/9766-04-П, договор аренды от 22.09.2000 N 01-30/230 нежилых помещений общей площадью 40874 кв. м был признан недействительным.

В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, за период с 06.12.02 по 30.04.03, когда вышеназванные помещения принадлежали истцу на праве собственности, а ответчик занимал помещения без законных оснований, в соответствии со ст. ст. 1102, 1105, 1107 ГК РФ ответчик должен уплатить истцу сумму неосновательного обогащения — арендную плату, которую ответчик сберег вследствие пользования помещениями истца, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование помещениями, действовавшей в данной местности (г. Москве).

Судом отклоняется довод ответчика о том, что размер неосновательного обогащения ответчика должен определяться в соответствии со стоимостью права аренды, указанного в договоре аренды от 22.09.2000 N 01-30/230. Как было отражено выше, согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет правовых последствий, поэтому нет оснований для применения арендных ставок, предусмотренных недействительным договором, заключенным ответчиком со ФГУП “Эфес“. В соответствии с п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. В этой связи размер возмещения истцу должен определяться рыночной величиной ставки арендной платы здания гостиничного комплекса “Спорт“ на дату окончания фактического пользования и владения ответчиком зданием гостиничного комплекса “Спорт“, а не ставкой арендной платы, установленной договором аренды от 22.09.2000 N 01-30/230.

  Какие льготы есть у вдовы с детьми

Истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 90/2, с целью определения рыночной величины годовой арендной платы, подготовленный ООО “Актив-Оптим“, от 09.03.05 N АО-24/05-1, согласно которому по состоянию на 30.04.03 рыночная величина годовой арендной платы объекта оценки составила 153519510 руб. (3756,00 руб./кв. м) без учета НДС. Отчет подготовлен ООО “Актив-Оптим“, имеющим лицензию N 007186, выданную Министерством имущественных отношений РФ 01.09.03, срок действия которой до 01.09.2008. Отчет составлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, Федерального закона от 14.11.02 N 143-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и Постановления Правительства РФ от 06.07.01 N 519 “Об утверждении стандартов оценки“, что также подтверждается экспертным заключением Общероссийской общественной организации “Ассоциация российских магистров оценки“ от 10.03.05.

Суд не может согласиться с доводами ответчика, что отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 90/2, с целью определения рыночной величины годовой арендной платы N АО-24/05-1 от 09.03.2003 является недопустимым доказательством по делу, так как здание гостиничного комплекса “Спорт“ было снесено в 2004 году, и противоречит отчету N Н-305301 от 11.06.03, согласно которому стоимость права аренды здания гостиничного комплекса “Спорт“ составляла 39 долларов за кв. м в год. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 90/2, с целью определения рыночной величины годовой арендной платы N АО-24/05-1 от 09.03.05 рыночная величина валовой годовой арендной платы здания гостиничного комплекса “Спорт“ определена по состоянию на 30 апреля 2003 года (эффективная дата оценки), то есть на дату окончания фактического пользования и владения ответчиком зданием гостиничного комплекса “Спорт“, что соответствует требованиям п. 2 ст. 1105 ГК РФ. Для цели определения рыночной стоимости права аренды здания гостиничного комплекса “Спорт“ по состоянию на 30.04.03 не имеет значения, существует ли само здание на момент составления отчета об оценке. При этом в отчете N Н-305301 от 11.06.03, на который ссылается ответчик, отражена рыночная стоимость права аренды здания гостиничного комплекса “Спорт“ по состоянию на 30 августа 2000 года, т.е. не на тот период, за который взыскивается неосновательное обогащение. Тем самым представленный ответчиком отчет N Н-305301 от 11.06.03 не позволяет установить рыночную величину ставки арендной платы здания гостиничного комплекса “Спорт“ на дату окончания фактического пользования и владения ответчиком зданием гостиничного комплекса “Спорт“, а значит, не имеет отношения к рассматриваемому делу.

Судом исследован довод ответчика о том, что истец уведомил его о переходе к ООО “Строительная компания “Эльгида“ права собственности на здание гостиничного комплекса “Спорт“ только 18.03.03. Данный факт признается истцом в заявлении об увеличении исковых требований. С момента уведомления истцом ответчика о переходе права собственности на здание гостиничного комплекса “Спорт“ ООО “МААН“ было обязано производить платежи за пользование гостиницей “Спорт“, но ответчик осуществлял незаконное удержание денежных средств. В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Факт уведомления ответчика о переходе к ООО “Строительная компания “Эльгида“ права собственности на здание гостиничного комплекса “Спорт“ имеет значение для исчисления периода начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.

Истец учел данный факт при расчете суммы исковых требований в заявлении об увеличении исковых требований. Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами произведен с использованием ставки рефинансирования (учетной ставки) 13% годовых и суммы неосновательного обогащения, рассчитанной без учета налога на добавленную стоимость. Суд приходит к выводу, что истец правильно рассчитал сумму процентов за пользование чужими денежными средствами.

На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 8, 12, 167, 168, 307 — 309, 395, 401, 617, 1105, 1107 ГК РФ исковые требования о взыскании суммы неосновательного обогащения — 75553889 руб. 74 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 16400599 руб. 91 коп. (согласно уточненному расчету истца, начисленные за период с 18.03.03 по 13.03.05) являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Оснований для соразмерного уменьшения суммы процентов по ст. 333 ГК РФ не имеется.

При удовлетворении исковых требований расходы по госпошлине по делу относятся на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 4, 27, 34, 101, 110, 112, 121, 123, 153, 167, 170, 176, 182, 318, 319 АПК РФ, суд

взыскать с ООО “Международное академическое агентство “Наука“ в пользу ООО “Строительная компания “Эльгида“ 91954489 (девяносто один млн. девятьсот пятьдесят четыре тыс. четыреста восемьдесят девять) руб. 65 коп., в том числе 75553889 (семьдесят пять млн. пятьсот пятьдесят три тыс. восемьсот восемьдесят девять) руб. 74 коп. неосновательного обогащения, 16400599 (шестнадцать млн. четыреста тыс. пятьсот девяносто девять) руб. 91 коп. процентов, а также 100000 (сто тыс.) руб. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию и в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу — в кассационную инстанцию.

1-Year Sub Ident Manager Integration Module For Svcnow Government-Cit/Bus-Con 1u I

Manufacturer Part# 874-007186-I

Provantage Agreement# 0026729

About Novell — Software Licenses Products

Orders for Novell volume licenses are first reviewed by a Provantage licensing specialist for completeness and eligibility. Eligible orders are then processed through one of Novell’s authorized distributors. Please note that distributors may require up to several days to process some license orders.

Please note that volume licenses are agreements only, and usually do not come with any software media.This may require the purchase of a media pack along with the license agreement. Please see our License Media Packs category for our latest listings.

We will contact you by email if any additional information is required, or if your order cannot be completed.

If you would like to discuss your needs or require more information, we encourage you to talk to one of our sales representatives at 800-336-1166 or email us at [email protected]

Manufacturer’s Web Site

If possible, please base your order on the manufacturer part number ( 874-007186-I ). If you are unsure about exactly what you need, please consult the manufacturer’s web site or call us at 800-336-1166.

For the smooth processing of your order, we highly recommend that you first check with Novell regarding program details and eligibility. Please base your order on the manufacturer part numbers provided by the manufacturer.

Provantage is an Authorized Dealer of Novell Volume Licenses

Стажировка на рабочем месте, зачем она?

Чтобы понять, для чего придумана стажировка, нужно заглянуть в нормативные акты, регулирующие данный процесс.
Обязанность проводить стажировку закреплена за работодателем законодательно. Работника необходимо обучить безопасным методам труда, провести инструктаж и стажировку на рабочем месте (ч. вторая ст. 212 ТК РФ).

О необходимости работодателю проводить стажировку на рабочем месте для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда, говорится в части третьей статьи 225 Трудового кодекса. Это же требование более развернуто содержится в пункте 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций.

К этому нужно добавить, что Ростехнадзор утвердил

Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе, по экологическому, технологическому и атомному надзору. Тем самым предполагают сократить риск получения сотрудниками травм или профессиональных заболеваний.

Следует обратить внимание, что инструктажи и стажировка по своему назначению схожи. И та, и другая процедуры призваны дать работнику понятие о том, как безопасно выполнять свои обязанности. И обе проводят до начала работы.

Однако есть и существенные различия. Прежде всего, это продолжительность. Если инструктаж может быть проведен в течение нескольких минут, то стажировка занимает как минимум две рабочие смены. Конкретная продолжительность зависит от профессии и не превышает 14 смен.

Инструктаж, как правило, представляет собой теоретический курс алгоритма действий работника иногда с демонстрацией практических примеров. Стажировка же – это выполнение работником своих обязанностей под присмотром наставника, временная трудовая деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.

Как правильно оформить стажировку

Как и любой вид инструктажа по охране труда, стажировка должна быть правильно оформлена. Это необходимо по ряду причин. Во-первых, чтобы проверяющие не могли наказать работодателя за необучение своих работников, во-вторых, чтобы сам сотрудник не мог предъявить претензий в случае получения им травмы или заболевания по своей неосторожности.

Минимально необходимый перечень документов при оформлении стажировки выглядит так:
• положение о стажировке;
• программа стажировки;
• приказ о стажировке;
• приказ о допуске к самостоятельной работе.

В первую очередь нужно оформить Положение о стажировке. К процессу разработки этого документа необходимо подойти очень серьезно и скрупулезно. Ведь он подробно описывает права и обязанности стажирующегося и наставника, сроки и порядок стажировки, ответственность и другие особенности, связанные со стажировкой.

В качестве примера для построения документа и его наполнения можно взять РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей».

Как правило, первые два раздела документа содержат общие положения, цели и задачи стажировки.
В следующих разделах нужно закрепить порядок прохождения стажировки и допуска к работе сотрудника, порядок стажировки для отдельных профессий (категорий работников).

Положение о проведении стажировки (извлечение)

Необходимо отметить, что для предприятий неподконтрольных Ростехнадзору требования к организации проведения стажировок и допуска работника к самостоятельной работе могут быть немного иными, но алгоритм останется тем же.

Существуют некоторые особенности проведения стажировок и допуска к самостоятельной работе электротехнического персонала. Этот вопрос тоже необходимо осветить в Положении.

Примерное содержание Положения может выглядеть так:

1. Вводные положения.
2. Цели.
3. Задачи.
4. Область действия.
5. Период действия и порядок внесения изменений.
6. Термины и определения.
7. Обозначения и сокращения.
8. Порядок стажировки и допуска к самостоятельной работе.
9. Особенности стажировки электротехнического персонала.
10. Ссылки.
11. Приложения.

Программа стажировки определяет порядок и время стажировки по конкретной профессии, типичные действия, которым должен обучиться работник, объем теоретических знаний, которые он должен получить, порядок проведения контрольных проверок в процессе стажировки и проч.
Перед тем как конкретного работника отправить на стажировку, нужно издать приказ. Его форма законодательно не утверждена, поэтому каждый работодатель может использовать свой вариант.

  Финансовая отчетность компаний мальта

В приказе указывают основания для стажировки и ее срок, перечисляют работников, которые должны пройти стажировку, и их наставников.

Пример приказа о назначении стажировки:

Результаты стажировки фиксируют в журнале инструктажей на рабочем месте.

Завершают стажировку сдачей экзамена. Только после этого сотрудник может быть допущен к самостоятельной работе. Допуск оформляют приказом. Приказ о допуске к работе

Если работник не смог сдать экзамен, его не допускают к работе, что также оформляют приказом.

Можно ли стажировку не проводить

Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, а также в тех случаях, когда это требование установлено отдельными нормативными актами. Например, для водителей, которые перевозят пассажиров или работают на опасных производственных объектах. Здесь обойтись без стажировки никак нельзя. Если работодатель ее не проводит, он рискует быть оштрафованным на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. Для руководителей организаций штраф будет меньше – от 1000 до 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

С 1 января 2015 года наказание за нарушение трудового законодательства существенно возрастет. Так, за допуск к работе без необходимого обучения по охране труда (а стажировка – это один из видов обучения) руководителю организации и частному предпринимателю будет грозить штраф на сумму от 15 000 до 25 000 рублей, для организации – от 110 000 до 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Есть над чем задуматься.

Если же на предприятии нет вредного или опасного производства, то организация стажировки – внутреннее дело работодателя.

Нужно ли проводить стажировку дворнику?

В нашем ЖЭКе проводят спецоценку условий труда. Если у дворников будут установлены вредные условия, нужно ли будет проводить им стажировку?
Ольга ВОРОТОВА, главный инженер (Иркутск)

Как бы это ни звучало странно, но если следовать букве закона, стажировку придется проводить.

Оформите дворникам две смены стажировки. Этого будет достаточно, чтобы освоить методы работы.

Нужен ли инструктаж, если все равно предстоит стажировка?

Нужно ли перед стажировкой проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте, если стажировка все равно охватывает весь объем обучения по безопасному выполнению работы?
Виктор ГАВРИЛОВ, инженер по охране труда (Саранск)

Да, нужно. Инструктаж необходимо проводить перед началом выполнения работ. Его цель – предупредить работника об опасностях, с которыми он может столкнуться во время работы. А стажировка – это выполнение своих обязанностей под контролем наставника, то есть это уже работа.
В журнале инструктажа на рабочем месте сначала делают отметку о прохождении инструктажа, а затем о стажировке.

Нужно ли получать лицензию для проведения стажировки?

Для проведения обучения по охране труда нужна лицензия. Нужно ли ее получать и для стажировки? Как быть, если работники проходят стажировку у работодателя?
Валерий НАЙМУШИН, специалист по охране труда (Пермь)

Нет, лицензию получать не нужно. Дело в том, что для обучения своих работников силами организации не нужна лицензия. Она необходима только тем организациям, которые специализируются на обучении сторонних работников. Поэтому, несмотря на то, что стажировка – это часть обучения по охране труда, работодателю для этого лицензия не нужна.

Для организаций осуществляющих перевозку собственных грузов и пассажиров есть ли необходимость получать лицензию на обучение водительского состава по 20-ти часовой программе БДД?

Вопрос-ответ по теме

Для организаций осуществляющих перевозку собственных грузов и пассажиров есть ли необходимость получать лицензию на обучение водительского состава по 20-ти часовой программе БДД?

Обучение по 20-часовой программе БДД предусмотрено Учебно-тематическим планом и программой ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями (РД-26127100-1070-01), утвержденными Министерством транспорта РФ (выдержки из текста приведены в конце ответа), которые были разработаны в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27.

Приказ Минтранса № 27 утратил силу на основании Приказа Минтранса России от 25.01.2011 № 18 О признании утратившим силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 года N 27. Однако Учебно-тематический план и программа при этом не были отменены.

В то же время отметим, что нормативного акта, прямо указывающего на обязательность обучения по указанной 20-часовой программе, мы не обнаружили.

Кроме того, Минтранс в Письме Минтранса России от 17.03.2017 № 03-525ПГ разъясняет, что рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД.200.РСФСР-12-0071-86, РД-26127100-1070-01 могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству. В настоящее время в Департаменте отсутствует информация о сроках планируемой отмены указанных рекомендательных документов.

Из сказанного можно сделать вывод, что данная программа обучения носит рекомендательный характер, и отсутствие обучения по этой программе нарушением не является. То есть организации могут, но не обязаны проводить по данной программе обучение водителей.

Также отметим, что ч. 1 ст. 20 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения устанавливает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

По данному вопросу также дано разъяснение в указанном выше Письме Минтранса, согласно которому «Обязательное требование о повышении квалификации предусмотрено для:

водителей автомобилей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении (в соответствии с требованиями Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ от 24 ноября 2006 г.);

водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы (в соответствии с главой 8.2 «Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства» приложения B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.);

водителей, допущенных к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 876).

Для иных категорий водителей обязательство прохождения периодического повышения квалификации отсутствует, вместе с тем, действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности водителей и их профессионального мастерства.»

Подробности в материалах Системы Кадры:

    1. Правовая база: Письмо Минтранса России от 17.03.2017 № 03-525ПГ

Письмо Минтранса России от 17.03.2017 № 03-525ПГ

Письмо Минтранса России от 17.03.2017 № 03-525ПГ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 марта 2017 года № 03-525ПГ

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и по первому вопросу в отношении применения понятий «перевозка», «пассажир», «груз» сообщает.

В соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

На основании изложенного, предметом ведения главы 40 раздела IV части второй ГК РФ является перевозка, исключительно как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от ее осуществления. Таким образом, ГК РФ в целом регулирует гражданские права и обязанности, которые возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

К числу таких оснований в соответствии со статьей 8 главы 2 части 1 ГК РФ могут быть отнесены договора и иные сделки, предусмотренные законом, а также договора и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

С учетом изложенного, в ГК РФ перевозка может рассматриваться исключительно с точки зрения оформленных договорных отношений.

Вместе с тем, перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени, с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия.

Таким образом, с целью обеспечения безопасности процесса перевозки, как процесса перемещения пассажиров и грузов, разработаны положения статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — N 196-ФЗ).

Кроме того, обращаем внимание, что понятия «груз», «пассажир», указанные в пункте статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», используются для целей данного Федерального закона, что сказано в преамбуле указанной статьи 2.

Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований к предъявляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — юридические лица и индивидуальные предприниматели) в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

Таким образом, при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров и грузов необходимо руководствоваться пунктом 4Федерального закона N 196-ФЗ.

Так, пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.

Соответствующие профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. N 287 (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2015 г. N 40032) (далее — приказ N 287).

По второму вопросу отмечаем.

Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД.200.РСФСР-12-0071-86, РД-26127100-1070-01 могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству. В настоящее время в Департаменте отсутствует информация о сроках планируемой отмены указанных рекомендательных документов.

По третьему, четвертому вопросу отмечаем.

Обязательное требование о повышении квалификации предусмотрено для:

водителей автомобилей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении (в соответствии с требованиями Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ от 24 ноября 2006 г.);

водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы (в соответствии с главой 8.2 «Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства» приложения B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.);

  Семейное образование компенсация 2018

водителей, допущенных к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 876).

Для иных категорий водителей обязательство прохождения периодического повышения квалификации отсутствует, вместе с тем, действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности водителей и их профессионального мастерства.

По мнению Департамента, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определить для себя возможный перечень соответствующих мероприятий в зависимости от индивидуальных потребностей и финансовых возможностей. При отсутствии таких возможностей юридические лица и индивидуальные предприниматели не должны препятствовать работникам, изъявившим желание организовать свое обучение самостоятельно с привлечением собственных источников финансирования, при наличии объективной необходимости в прохождении ими соответствующего обучения.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Минтранса России 11 марта 2016 г. N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 2016 г. N 43042) (далее — Порядок) в отношении водителей, впервые принимаемых на работу на такую должность, или имевших перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенных при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой предусмотрено требование о допуске к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

Дополнительно отмечаем, что требования, обязательные к исполнению в процессе проведения стажировки водителей, перечислены в пунктах 14 — 20 Порядка.

При проведении стажировки и (или) при разработке проекта локального нормативного акта юридического лица или индивидуального предпринимателя, определяющего порядок проведения стажировки, может быть использован руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденный Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г., в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В. Луговенко

  1. Правовая база: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ

О безопасности дорожного движения

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
абзац дополнительно включен с 7 мая 2013 года Федеральным законом от 26 апреля 2013 года № 65-ФЗ; утратил силу с 12 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 126-ФЗ — см. предыдущую редакцию;

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;3
организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движениятранспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:
допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;
в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

3. Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ С ВОДИТЕЛЯМИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Учебно-тематический план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями (РД-26127100-1070-01) утверждены Министерством транспорта РФ и введены в действие с 1 января 2002 г.

Материалы брошюры предназначены для организаций, осуществляющих переподготовку водителей транспортных средств.

УТВЕРЖДЕНО первым заместителем министра транспорта Российской Федерации А.П.Насоновым 2 октября 2001 г.

Профессиональное мастерство водителя включает не только технические навыки и умения, но и способность анализировать дорожно-транспортные ситуации, определять степень их опасности и на этой основе принимать обоснованные решения по управлению транспортным средством.

Традиционно устоявшееся мнение, что первопричиной дорожно-транспортного происшествия является нарушение водителем Правил дорожного движения ошибочно. Во многих случаях (конечно, исключая намеренное и злостное нарушение действующих норм и Правил) истинной причиной возникновения опасных (критических) ситуаций, приводящих к ДТП, является отсутствие навыка распознавания опасностей в дорожном движении, их первичных признаков, а также принятия своевременных упреждающих действий. Однако такие навыки можно сформировать путем анализа типичных критических ситуаций, возникающих в дорожном движении. Систематическое использование ситуационного метода при ежегодных занятиях с водителями позволяет закрепить у них определенные стереотипы поведения в дорожном движении: навыки распознавания опасных дорожно-транспортных ситуаций по их типичным признакам, быстрой и правильной оценки информации о конкретной ситуации и прогнозирования не только движения своего транспортного средства, но и действий других участников дорожного движения, навыки выбора наиболее правильных решений по предупреждению ДТП.

Опыт показывает, что ситуационное обучение дает положительный эффект как при первичной подготовке, так и при систематическом обучении водителей, обладающих любым стажем работы.

В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 г. N 27, утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год. Ныне действующие учебный план и программа ежегодных обязательных 20-часовых занятий с водителями в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 г., N АП-14/118.

В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за прошедший период подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, совершенствовалась нормативная техническая база и вместе с нею — требования к конструктивным особенностям транспортных средств, влияющим на безопасность движения.

Качественно изменился и значительно увеличился парк эксплуатируемых автотранспортных средств. Все более заметное влияние на состояние транспортного сектора большинства городов и населенных пунктов оказывает процесс активной автомобилизации населения, появился новый участник дорожного движения — индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе. Становление и развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг потребовало пересмотра традиционных способов и позиций хозяйственной деятельности автотранспортных организаций в новых экономических условиях.

Столь значимые преобразования не могли обойти стороной условия трудовой деятельности водителей транспортных средств и, следовательно, сформировали реальную потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанного с повышением профессионального мастерства водителя.

Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Учебно-тематический план ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

(продолжительность занятий — 20 часов)

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,