Как считать налог на имущество на здание

Налог на имущество организаций

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций диктует глава 30 Налогового кодекса. В рамках этих правил власти субъекта РФ устанавливают для региона ставки, льготы, отчетные периоды, сроки уплаты налога и авансовых платежей.

Какое имущество облагается налогом

Российские компании начисляют налог на движимое и недвижимое имущество, отраженное в балансе как основное средство (ст. 373 Налогового кодекса). Это дебет счета 01 и объекты, показанные на 03 и других счетах. Если организация не отразила объект как основное средство и не начислила налог на имущество, налоговая проверка расценит это как уклонение от уплаты налога. Потому что это нарушение норм бухгалтерского учета.

Жилые дома и помещения облагаются налогом, даже если они учитываются на балансе организации не как основные средства.

Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог по тем же правилам. Если у зарубежного предприятия нет постоянного представительства в России, оно начисляет налог на всю недвижимость, расположенную на территории РФ и принадлежащую ему на праве собственности.

Переданное во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению имущество облагается налогом на общих основаниях. На имущество в лизинге налог начисляет или лизингодатель, или лизингополучатель — тот, на чьем балансе числится объект.

С 2014 года организации на ЕНВД, а с 2015 — на УСН платят налог и отчитываются по имуществу с кадастровой стоимостью.

Отсутствие госрегистрации или консервация основного средства не освобождают от уплаты налога.

Кто не платит налог на имущество?

  • до 01.01.2017 — организаторы XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, организаторы чемпионата мира по футболу 2018 года и другие компании, перечисленные в п 1.1. ст. 373 Налогового кодекса,
  • не облагается налогом земля, вода и другие объекты природопользования, объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, суда и другие объекты, перечисленные в ст. 374 Налогового кодекса,
  • с 2015 года не признаются объектом налогообложения основные средства I и II амортизационной группы независимо от времени принятия на учет.

Льготы по налогу на имущество

Некоторые виды имущества не облагаются налогом благодаря льготам, перечисленным в ст. 381 Налогового кодекса:

  • имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, участников свободных экономических зон,
  • имущество адвокатских бюро, юридических консультаций, протезно-ортопедических предприятий, «сколковцев»,
  • с 2015 года — движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года. Раньше оно относилось к освобожденному от налогообложения и не включалось в отчетность, теперь показывается в отчетности как льготное.

Каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы: освобождать от уплаты налога, уменьшать налоговые ставки или суммы налога. Законы, регулирующие налог на имущество в регионе, смотрите на официальном сайте региона.

Как рассчитать налог на имущество организаций

Определите налоговую базу и умножьте на ставку налога.

Ставку налога на имущество устанавливают региональные власти в пределах Налогового кодекса. Они вправе дифференцировать ставки в зависимости от категории имущества или налогоплательщика.

Ставки и льготы региона узнайте в налоговой инспекции или посмотрите здесь.

В расчетах для обособленных подразделений применяйте ставку региона, в котором зарегистрировано подразделение. Налог на недвижимость, расположенную не по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, считайте по ставке региона, в котором она находится.

С 2014 года объекты налогообложения по способу расчета налоговой базы делятся на две категории:

  • облагаемые по среднегодовой стоимости,
  • облагаемые по кадастровой стоимости.

Как рассчитать налог на имущество по среднегодовой стоимости

До 2014 года применялся только этот способ. Чтобы вычислить базу, сложите значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода, а затем разделите полученную сумму на число месяцев в году.

Остаточная стоимость имущества, руб.

Расчет авансовых платежей и налога за год

Расчет авансового платежа за 1 квартал:

налоговая база = (250 000 + 240 000 + 230 00 + 220 000) / 4=

авансовый платеж = 235 000 * 2,2% / 4 = 1292,50 рубля

Расчет авансового платежа за полугодие:

налоговая база=(250 000 + … + 190 000) / 7 = 225 000 руб.

авансовый платеж = 220 000 * 2,2% / 4 = 1210,00 руб.

Расчет авансового платежа за 9 месяцев:

налоговая база = (250 000 + … + 160 000) /10 = 205 000 руб.

авансовый платеж = 205 000 * 2,2% / 4 = 1127,50 руб.

Расчет налога за год:

налоговая база = (250 000 + … + 130 000) /13 = 190 000 руб.

Сумма налога за год = 190 000 * 2,2% = 4180,00 руб.

К доплате с учетом авансовых платежей =

= 4180,00 — 1292,50 — 1210,00 — 1127,50 = 550,00 руб.

Налоговая база самортизированных объектов равна нулю, но их включают в отчет.

Кто платит налог на имущество по кадастровой стоимости

В 2015 году уже 32 региона платят налог исходя из кадастровой стоимости имущества. Компания платит налог с кадастровой стоимости, если одновременно выполняются условия:

Регион, где расположена недвижимость, ввел налог с кадастровой стоимости.

    Площади, принадлежащие компании, попадают под налог.

    Если перечень опубликовали не вовремя или в нем нет вашей недвижимости, продолжайте платить налог исходя из среднегодовой стоимости.

    Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости?

    Если ваша компания платит налог от кадастровой стоимости, алгоритм расчета такой:

    1. Запросите кадастровую стоимость здания на начало налогового периода в региональном отделении Росреестра.

    Если кадастровая стоимость помещения не определена, но известна кадастровая стоимость здания, в котором оно расположено, то налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в здании.

    Сумма налога за год равна кадастровой стоимости здания, умноженной на налоговую ставку и на коэффициент К.

    К = число месяцев отчетного периода, в течение которых компания владела имуществом (включая месяцы поступления и выбытия) / число месяцев в отчетном периоде.

    Если у здания несколько собственников, умножьте кадастровую стоимость на свою долю, а потом на налоговую ставку и коэффициент К.

    Если закон субъекта РФ предусматривает квартальные авансовые платежи внутри налогового периода, то авансовый платеж равен ¼ суммы налога, рассчитанной выше.

    Когда и куда отчитываться по налогу на имущество организаций

    Декларацию по налогу на имущество организаций сдают включительно до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.Если власти региона ввели промежуточные отчетные периоды, расчеты по авансовым платежам сдают в течение 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода — не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября.

    • Если имущество числится по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, отчетность по нему сдают в налоговую по месту регистрации организации или подразделения.
    • Если недвижимость не относится к ФНС головной организации или обособленного подразделения, отчетность по ней сдают в ФНС по местонахождению недвижимости.

    Организации, не владеющие налогооблагаемым имуществом, не платят налог и не сдают декларации и расчеты.

    Когда и куда платить налог на имущество организаций

    Срок уплаты налога и авансовых платежей устанавливает законодательство региона — конкретные даты узнайте в своей налоговой инспекции.

    • Если имущество числится по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, налог и авансовые платежи перечисляют в бюджет по месту регистрации.
    • Если недвижимость не относится к ФНС головной организации или обособленного подразделения, налог и авансовые платежи перечисляют в бюджет по местонахождению недвижимости.

    В Контур.Бухгалтерии организации легко и быстро готовят расчет по авансовым платежам по налогу на имущество и отправляют его в ИФНС. А в конце года можно будет сформировать и отправить через Контур.Бухгалтерию налоговую декларацию.

    Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета и отправки отчетности через интернет.

    Налог на имущество: если здания нет в кадастровом перечне

    Налог на имущество организаций, база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, уплачивается при условии включения объекта в утвержденный региональный «кадастровый» перечень. В этот перечень может попасть как здание целиком, так и отдельные помещения, входящие в его состав.

    Из письма в редакцию

    Нужно ли нам платить налог на имущество, если здание, в котором находятся наши помещения, не включено в кадастровый перечень? Работаем на УСН.

    Мнение эксперта

    К объектам обложения налогом на имущество по кадастровой стоимости относят:

    • торговые комплексы и административно-деловые центры и помещения внутри них;
    • нежилые помещения, которые можно использовать с целью размещения в них торговых точек, офисов, точек общепита и бытового обслуживания и которые фактически используются в этих целях;
    • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

    Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

    Определить перечень объектов, по которым налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, направить его в налоговые органы по месту их нахождения и разместить информацию на официальном сайте субъекта РФ власти субъекта должны не позднее 1 числа очередного налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Если это не сделано в установленный срок, собственник объекта недвижимости вправе исчислять налог исходя из среднегодовой стоимости объекта (организация, применяющая УСН, в этом случае налог на имущество организаций платить не должна), а из кадастровой стоимости – только со следующего года.

    Но есть один нюанс, на который указал Минфин России в письме от 11 августа 2017 года №03-05-05-01/51686. Если самого здания в перечне нет, но помещения, размещенные внутри этого здания, в перечень включены, то по этим помещениям налог на имущество по кадастровой стоимости уплачивается, декларация составляется и сдается в установленный срок.

    В разделе 3 декларации по данным помещениям нужно указать код вида имущества «11» (форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/[email protected]). Таким образом, поищите в перечне вашего региона ваши помещения, и если они там есть, заплатите налог.

    Бухгалтерская профессиональная пресса

    Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

    Налог на имущество по кадастровой стоимости: Минфин ответил на сложные вопросы

    В каком случае нежилые помещения облагаются налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости? Как рассчитать налог на имущество, если известна кадастровая стоимость всего торгового центра, а стоимость помещений, расположенных в этом здании, не определена? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с исчислением налога на имущество, содержатся в письме Минфина России от 24.11.17 № 03-05-04-01/77887. ФНС, в свою очередь, направила разъяснения в свои территориальные органы для использования в работе (письмо от 11.01.18 № БС-4-21/195).

    Напомним, что объекты, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. В частности, это:

    • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
    • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания или фактически используемые для размещения таких объектов.

    В отношении таких объектов налог на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости, если в регионе принят соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень (п. 2, п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Такой перечень составляется один раз в год по состоянию на 1 января очередного налогового периода.

    В Минфине обращают внимание на следующее. Если здание признано административно-деловым центром или торговым центром и включено в перечень, то все помещения в нем облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Это делается независимо от того, включено каждое конкретное помещение в перечень или нет.

    А как быть, если известна кадастровая стоимость всего торгового центра, но кадастровая стоимость помещений, расположенных в этом здании, не определена? В таком случае налоговая база в отношении помещения определяется пропорционально доле площади этого помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ), считают в Минфине.

    Также авторы письма напомнили, что нежилое помещение может признаваться объектом налогообложения по кадастровой стоимости и включаться в перечень, даже если само здание не признается административно-деловым центром или торговым центром. Это возможно в случае, если в совокупности не менее 20 процентов общей площади этого нежилого помещения используется одновременно для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания (также см. «Минфин напомнил, в каком случае нежилые помещения облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости»).

    Кадастровые номера в отношении здания и помещений в нем присваиваются в ЕГРН с учетом иерархической структуры номеров (то есть кадастрового номера здания, кадастрового номера здания и его части и т.д.). Поэтому в целях идентификации помещения в перечень могут быть включены с соответствующими кадастровыми номерами как отдельное здание, так и отдельные помещения в нем.

    Если здание исключено из перечня, то помещения в нем также исключаются из перечня и не подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости (при условии, что эти помещения не отнесены к объектам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). Соответственно, в таком случае налоговая база в отношении здания и помещений определяется каждым собственником исходя из среднегодовой стоимости:

    • здания (если собственником является одно лицо);
    • помещения (если собственниками здания является несколько лиц).

    В завершение письма специалисты Минфина отметили следующее. Налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) не допускается.

    Как считать налог на имущество, если здание разделили на помещения

    Объекты недвижимого имущества, образованные в результате раздела объекта недвижимого имущества при условии соответствия их критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК, до включения их в Перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на кадастровый учет.

    В случае несоответствия объектов, вновь образованных в результате раздела включенного в Перечень объекта недвижимости критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса (т.е. в том числе дополнительным критериям, установленным законом субъекта РФ, например, исходя из площади объектов), указанные объекты подлежат налогообложению по среднегодовой стоимости.

    В соответствии со статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость определяется, в частности, в отношении нежилых зданий площадью свыше 3 000 кв. м, которые используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

    Учитывая изложенное, если расположенное на территории г. Санкт-Петербурга включенное в Перечень нежилое здание площадью свыше 3 000 кв. м, которое в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, было разделено в 2017 году на помещения, не соответствующие критериям отнесения к объектам, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости в соответствии со статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96, то указанные помещения подлежат налогообложению по среднегодовой стоимости.

    Такие разъяснения дает Минфин в письме № ЗН-4-21/16379 от 18.08.2017.

    Налог на имущество с помещения в здании, включенного в региональный перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости

    Вопрос-ответ по теме

    В Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год включено Нежилое здание с кадастровым номером. Согласно выписки ЕГРН в этом здании расположено 2 нежилых помещения, у которых свои кадастровые номера. Этих кадастровых номеров в Перечне нет. Одно из этих помещений принадлежит мне как физическому лицу. Я сдаю это нежилое помещение в аренду и являюсь индивидуальным предпринимателем, применяю УСНО с объектом налогообложения Доходы. Будет ли облагаться налогом на имущество мое нежилое помещение, если его кадастрового номера в Перечне нет? Если будет облагаться налогом на имущество мое помещение, то налогооблагаемая база будет равна кадастровой стоимости нежилого здания или кадастровой стоимости моего нежилого помещения?

    Вам придется заплатить налог на имущество с помещения в здании. Поясним.

    Если здание (строение, сооружение) определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в региональный кадастровый перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне (письма Минфина от 17 октября 2017 № 03-05-05-01/67536 и от 31 октября 2017 № 03-05-05-01/71613).

    Если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, то налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

    Чтобы заплатить налог, рассчитайте кадастровую стоимость помещения исходя из его доли в площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ). Формула такая:

    Расчет кадастровой стоимости оформите бухгалтерской справкой. Образец документа смотрите ниже.

    К декларации, расчетам по налогу на имущество справку не прикладывайте. Представьте справку в ИФНС, если инспекторы попросят пояснить, как вы рассчитали налог.

    Пример. Расчет кадастровой стоимости помещения в здании

    В собственности ООО «Успех» находится офис в бизнес-центре. Здание включено в региональный перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Общая площадь здания — 3000 кв. м. Кадастровая стоимость бизнес-центра — 30 000 000 руб. Площадь офиса равна 100 кв. м. Ставка налога 2%.

    Бухгалтер ООО «Успех» определил кадастровую стоимость помещения. Она составила 1 000 000 руб. (30 000 000 руб. × 100 кв. м : 3000 кв. м). Налог на имущество за год равен 20 000 руб. (1 000 000 руб. × 2%).

    Аналогично и если самого здания в перечне нет, но помещения, размещенные внутри этого здания, в перечень включены, то по этим помещениям следует также платить налог на имущество по кадастровой стоимости. И сдавать декларацию (письмо Минфина от 11 августа 2017 года №03-05-05-01/51686).

    Дополнительную информацию о налоге на имущество в этом году читайте в новом номере журнала Как узнать, надо ли вам платить налог на имущество в новом году

    Особенности исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости

    ФНС России в письме от 11 января 2018 г. № БС-4-21/195 направила разъяснения Минфина по отдельным вопросам применения статьи 378.2 НК РФ, согласно которой в отношении отдельных объектов налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

    Такими объектами являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения с назначением в соответствии с ЕГРН или документами техучета (инвентаризации) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания.

    В письме Минфина от 24 ноября 2017 г. № 03-05-04-01/77887 сообщалось, что налогообложение указанных объектов по кадастровой стоимости должно основываться на принципах достоверности и объективности информации о них и преобладания экономической сущности над формой.

    То есть если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости независимо от включения их в перечень.

    При этом финансисты обращают внимание, что кадастровые номера для здания и помещений в нем присваиваются в ЕГРН с учетом иерархической структуры номеров (то есть кадастрового номера здания, кадастрового номера здания и его части и т.д.). Поэтому в Перечень для идентификации помещения могут быть включены с соответствующими кадастровыми номерами, как отдельное здание, так и отдельные помещения в нем.

    Если здание из Перечня исключается, то помещения в нем также исключаются и не подлежат налогообложению по кадастровой стоимости (при условии, что они не отнесены к объектам из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). В этом случае налоговая база для здания и помещений в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, определяется каждым собственником исходя из среднегодовой стоимости здания в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, то есть по балансовой (остаточной) стоимости.

    Если принадлежащие нескольким собственникам помещения в здании, имеющем кадастровый номер, имеют отдельные кадастровые номера, то каждый собственник в отношении принадлежащего ему и учтенного на его балансе объекта недвижимого имущества (помещения) платит налог по кадастровой стоимости.

    При этом Налоговым кодексом не допускается налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений, то есть двойное налогообложение.

    Налог на имущество с кадастровой стоимости

    Рассмотрим обзор позиций ВС РФ, направленных налоговым органам для использования в работе Федеральной налоговой службой Письмом от 21.12.2016 N БС-4-21/[email protected] в отношении налогообложения объектов недвижимости налогом на имущество по кадастровой стоимости.

    Об объектах «кадастрового» налогообложения

    На основании п. 1 ст. 378.2 НК РФ налог исходя из кадастровой стоимости недвижимости уплачивается в отношении следующего имущества, признаваемого объектом налогообложения:

    1. административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
    2. нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов;
    3. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
    4. жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

    Сразу скажем, что далее мы будем рассматривать споры, касающиеся первых двух подпунктов.

    О проведении обследования для определения видов фактического использования объекта

    Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным порядком.

    Оформленным с нарушением признается акт обследования, если он составлен сотрудником, не входящим в состав утвержденной комиссии, и подписан членами комиссии, не осуществлявшими обследование объекта (Определение ВС РФ от 16.06.2016 N 49-АПГ16-23).

    Бывает, что недвижимость включается в перечень объектов «кадастрового» налогообложения на основании актов обследования, составленных без доступа в здание (строение, сооружение), а потому не отражающих реальной картины использования объекта. В таком случае организация вправе обратиться в уполномоченный орган с просьбой о повторном проведении обследования в целях определения фактического использования объекта недвижимости либо в судебном порядке обжаловать приказ (постановление) об утверждении перечня объектов «кадастрового» налогообложения.

    Примечание. Ниже мы убедимся в том, что не повторное, а очередное обследование (то есть обследование в целях формирования перечня на следующий год) не позволяет добиться исключения объекта из перечня (см. раздел «Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?»).

    Так, из Апелляционного определения ВС РФ от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 следует, что здание было включено в перечень на основании акта обследования, согласно которому 76,2% общей площади здания фактически используется для размещения офисных помещений. Однако было установлено, что, поскольку организация не предоставила доступ в здание для обследования, вывод о фактическом использовании был сделан:

    • по результатам осмотра фасада здания;
    • на основании полученной из Интернета информации о размещении по данному адресу коммерческих организаций;
    • с учетом вывесок организаций на контрольно-пропускном пункте, через который осуществляется проход на территорию, где расположено здание.

    Повторное обследование здания работниками уполномоченного органа (госинспекции) с представителем организации показало, что офисы занимают только 0,8% от общей площади здания. Остальная площадь используется для производственных целей и размещения складов. Поэтому суд признал недействующим соответствующий пункт перечня.

    Схожие ситуации описаны в Апелляционных определениях ВС РФ от 14.07.2016 N 5-АПГ16-31 и N 5-АПГ16-32. В них отмечено: сведения из ЕГРЮЛ и Интернета, свидетельствующие о нахождении в здании нескольких торговых организаций, сами по себе не подтверждают, что для размещения офисов используется более 20% помещений в здании.

    Таким образом, если вывод о фактическом использовании здания сделан госинспекцией на основании осмотра фасадов и информации, размещенной в Интернете, без доступа в помещения, у налогоплательщиков есть возможность добиться исключения здания из перечня объектов «кадастрового» налогообложения. Причем если уполномоченный орган отказал в проведении повторного обследования, то доказательством непревышения 20%-ного лимита площади может быть составленный налогоплательщиком расчет, основанный на фактических сведениях (Апелляционное определение ВС РФ от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42).

    Парковка как объект «кадастрового» налогообложения

    Из содержания п. 3 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что площадь парковок учитывается при решении вопроса, подпадает ли здание (строение, сооружение) под «кадастровое» налогообложение.

    К сведению. В частности, согласно п. 3 здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Аналогично фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
    В силу п. 4.1 здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Однако из указанных норм не следует, что парковки, представляющие собой самостоятельные объекты недвижимости, в любом случае должны включаться в перечень объектов «кадастрового» налогообложения. Верховный суд в Определении от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18 подчеркнул: спорная парковка не является сопутствующей офисной инфраструктурой административно-делового центра, а представляет собой самостоятельный объект недвижимости — 4-этажную автостоянку. Согласно акту обследования фактического использования здания автостоянка занимает 13 135,9 кв. м площади здания, остальная часть здания сдается в аренду (размещены автомойка, ресторан, клиринговая компания). Сданная в аренду площадь составляет 1 370,7 кв. м, то есть меньше 20% от общей площади здания. Следовательно, здание многоуровневой автостоянки было необоснованно включено в перечень объектов «кадастрового» налогообложения.

    Кабинеты руководства организации — не офисы, столовая для работников — не объект общепита

    Расположенные в производственном здании кабинеты, в которых размещается административно-управленческий аппарат, а также помещения столовой, оказывающей услуги работникам предприятия, не свидетельствуют о том, что здание и помещения в нем фактически используются в качестве офисов и (или) объектов общественного питания.

    Подтверждение тому — позиция ВС РФ, выраженная в Апелляционных определениях от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42 и от 25.08.2016 N 5-АПГ16-59. В обоих случаях уполномоченный орган включил здание в перечень объектов «кадастрового» налогообложения в связи с тем, что общая площадь кабинетов превысила установленный 20%-ный лимит.

    Обратившись в суд, налогоплательщики сослались на то, что кабинеты административно-управленческого персонала не имеют самостоятельного офисного назначения, а используются для обслуживания производственной деятельности.

    Судьи учли, что основным видом деятельности организации является производство продукции. Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию «офис», поскольку:

    • используются самим налогоплательщиком для целей осуществления его хозяйственной деятельности;
    • в аренду третьим лицам помещения не сдаются.

    Размещение офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

    Дополнительно ВС РФ указал: столовая, созданная в целях удовлетворения потребностей работников, а не для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, опосредованно используется в производственной деятельности организации и не относится к объектам общественного питания, о которых идет речь в ст. 378.2 НК РФ. Помещения столовой, используемой не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников организации, не учитываются в составе площади, которая определяет объект «кадастрового» налогообложения.

    Если площадь здания меньше установленной, оно не облагается «кадастровым» налогом независимо от вида использования

    Региональные законы о «кадастровом» налогообложении устанавливают размеры площадей, при соответствии которым конкретное здание включается в перечень. В случае если фактическая площадь здания не дотягивает до установленной, оно не признается объектом «кадастрового» налогообложения независимо от видов осуществляемой деятельности. Однако иногда этот факт приходится доказывать в судебном порядке.

    В частности, в Определении от 18.08.2016 N 5-АПГ16-37 Верховный суд согласился с мнением нижестоящего суда, который решил: здание общей площадью 1 628 кв. м не соответствует критерию по размеру площади (2 000 кв. м), а потому необоснованно включено в перечень независимо от того, что согласно акту обследования 100% площади используется при осуществлении торговой деятельности.

    Неоднозначность вида разрешенного использования земельного участка — повод для установления видов фактического использования

    Положения федерального и регионального законодательства предусматривают отнесение недвижимости к административно-деловому или торговому центру (комплексу) в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, его площади и (или) вида его фактического использования.

    Верховный суд в Апелляционном определении от 25.08.2016 N 5-АПГ16-60 указал: виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов «кадастрового» налогообложения, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 39 (Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»), а именно:

    • код 1.2.5 — земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    • код 1.2.7 — земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

    Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, — земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, — относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9 и не соответствует кодам 1.2.5 и 1.2.7. Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

    Акт обследования, проведенного по просьбе организации, подтверждает, что 100% общей площади здания фактически используется под размещение склада, не связанного с торговлей.

    При таких обстоятельствах включение спорного здания в перечень объектов «кадастрового» налогообложения противоречит закону.

    Еще один схожий случай описан в Апелляционном определении ВС РФ от 29.09.2016 N 5-АПГ16-58. В данном случае земельный участок, на котором расположено спорное здание, имел вид разрешенного использования «использование территории для дальнейшей эксплуатации зданий под административный и складской корпуса». Судьи указали:

    • этот вид использования однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
    • вопрос о правомерности включения здания в перечень «кадастровых» объектов должен решаться с учетом фактического использования объекта недвижимости.

    Согласно проведенному обследованию 86,6% общей площади здания используется под склад, 12,35% составляют помещения общего пользования и 1,05% — технические помещения. Следовательно, здание включено в перечень необоснованно.

    Что дает обращение в суд?

    Некоторые налогоплательщики полагают, что обращение в суд с требованием об исключении того или иного объекта из перечня бессмысленно, поскольку судебные разбирательства могут тянуться долго и, скорее всего, к моменту вступления в силу решения суда перечень уже будет неактуальным, ведь его действие ограничено одним налоговым периодом. Эти опасения беспочвенны.

    Верховный суд неоднократно указывал, что соответствующий пункт перечня признается недействующим не с момента вступления в силу решения суда, а с даты принятия приказа об утверждении перечня. В противном случае решение суда не позволяет восстановить нарушенные права организации. Предположим, перечень был утвержден в 2015 году в целях исчисления налога в 2016 году, а решение суда в пользу организации принято в 2017 году. Соответственно, исключение объекта из перечня в 2017 году, когда перечень уже не действует, не имеет смысла и не позволяет организации избежать уплаты налога исходя из кадастровой стоимости за 2016 год. Именно поэтому ВС РФ не раз подтверждал обоснованность мнения тех судов, которые признавали незаконным включение объекта в перечень с момента его утверждения (см. Определение от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18, Апелляционное определение от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 и др.).

    Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?

    Если обследование проведено государственной инспекцией для формирования перечня объектов «кадастрового» налогообложения на следующий год, такой акт не позволит доказать необоснованность включения здания в перечень на текущий год. Поясним этот вывод на примере ситуации, описанной в Апелляционном определении ВС РФ от 08.09.2016 N 5-АПГ16-43.

    Согласно акту обследования от 30 сентября 2014 года 84,1% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 15,9% — в иных целях. Здание включено в перечень на 2015 год.

    Акт, составленный 27 ноября 2015 года, свидетельствовал о том, что объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов.

    Организация обратилась в суд, указав на следующие обстоятельства:

    • в первом акте отражено, что при проведении обследования доступ в здание был частично ограничен;
    • вывод о том, что здание фактически используется для размещения офисов, сделан сотрудниками госинспекции на основании его визуального осмотра и поэтажного плана здания.

    При этом организация не отрицала факт сдачи части помещений в здании в аренду, но настаивала на том, что доля офисов существенно ниже установленного законодателем 20%-ного порога. В связи с этим включение данного здания в перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

    Сотрудник госинспекции, подписавший акт обследования и допрошенный судом в качестве свидетеля, подтвердил, что при обследовании здания дальше проходной их не пропустили, фотографии делать не разрешили, в связи с чем в акте указано: частично ограничен доступ в здание, вывод о его фактическом использовании для размещения офисов сделан на основе результатов визуального осмотра фасада здания, сведений, содержащихся в Интернете, и экспликации здания.

    Суд решил: в 2015 году обследование проведено в целях формирования перечня на очередной налоговый период (на 2016 год), то есть обследование не являлось повторным (осуществлялось не для разрешения спора в отношении перечня на 2015 год). Поэтому второй акт, согласно которому объект не используется для размещения офисов, не опровергает вывод о наличии офисов в указанном здании по состоянию на дату составления первого акта, поскольку второй акт оформлен существенно позже даты обследования здания, результаты которого послужили основанием для включения объекта недвижимости в перечень на 2015 год.

    Верховный суд разъяснил, как понимать п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ

    В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

    При этом здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Соответственно, фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% общей его площади для размещения вышеуказанных объектов.

    Судебная коллегия ВС РФ в Апелляционном определении от 22.09.2016 N 91-АПГ16-3 отметила следующее.

    Отнесение здания (строения, сооружения) к объектам налогообложения на основании п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ производится не в случае одновременного использования площадей здания для размещения офисов и торговых объектов, а в случае, когда для таких объектов используется более 20% площади здания, но менее 20% под торговую деятельность и менее 20% под офисную, что не позволяет признать здание ни административно-деловым, ни торговым центром (комплексом).

    Судебная коллегия также указала, что если собственниками административно-делового или торгового центра (комплекса) выступают несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.

    В качестве заключения

    Мы рассмотрели позиции ВС РФ по некоторым спорным вопросам, связанным с отнесением имущества к объектам «кадастрового» налогообложения. Этими позициями будут руководствоваться в своей работе налоговые органы. Надеемся, данный материал поможет налогоплательщику оценить правомерность своей точки зрения и целесообразность и перспективы судебного разбирательства.

      Агент осаго мурманск