Как рассчитать налог на прибыль банка

Налог на прибыль коммерческих банков

Главная > Реферат >Государство и право

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 5

1.1.Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения 5

1.2. Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов коммерческих банков 9

1.3.Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка 15

ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НА ПРИМЕРЕ ООО КБ «КАЛУГА» 20

2.1. Организационно – экономическая характеристика ООО КБ «Калуга» 20

2.2. Расчет налога на прибыль, на примере ООО КБ «Калуга» 21

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Актуальность вопроса налогообложения прибыли банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.

Налог на прибыль относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он является федеральным налогом. Налог на прибыль занимает среди доходных источников бюджетов второе место после косвенных налогов. Основное функциональное предназначение этого налога — обеспечить эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.

Успешное развитие и эффективность банков в условиях рыночной экономики во многом зависит от постановки в банках налоговой работы, позволяющей правильно отражать достигнутые результаты деятельности банков для целей налогообложения, правильно рассчитывать налоговую базу и перечислять в бюджет то оптимальное количество налоговых платежей, чтобы оставшуюся в распоряжении банков прибыль направлять на развитие банковского бизнеса, построение надежной банковской системы.

На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.

Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов Государственного бюджета, что довольно-таки затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время находится на стадии подъема, и занимает существенную область в экономики нашей страны.

Целью написания курсовой работы является теоретическое исследование особенностей налогообложения коммерческих банков в РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть основные характеристики и значение налога на прибыль коммерческих банков в современной экономике.

Произвести анализ расчета налога на прибыль, взимаемых с коммерческих банков на примере ООО КБ «Калуга».

Проанализировать основные проблемы налогообложения прибыли коммерческих банков

При написании работы были использованы рассчетно-аналитический и статистический методы.

Объектом исследования в курсовой работе является комплексная система налога на прибыль в коммерческом банке. Субъект исследования — ООО КБ «Калуга».

При написании работы были использованы труды таких авторов как: Аронов А.В., Кашин В.А., Гончаренко Л.И. и других, а также законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Изложено на тридцати одном листе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;

Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;

Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;

Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах:

— непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;

— как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации. Граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

— как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Отметим, что принятый Налоговый Кодекс РФ называет в качестве субъектов налоговых отношений лишь шесть субъектов: налогоплательщиков (плательщики сборов), налоговых агентов, налоговые органы (министерство по налогам и сборам РФ), сборщиков налогов, Государственный таможенный Комитет и органы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, в качестве специфических самостоятельных участников налоговых отношений, банки и кредитные учреждения прямо не выделены. Однако Налоговый Кодекс в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.

Тема взаимоотношений банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов-налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения требований действующего законодательства в установленном порядке. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 2.12.1990 (в ред. Федеральных законов), Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России) № 86-ФЗ от 10.07.2002 принят ГД РФ 27.06.02г., другими федеральными законами и нормативными актами.

Фактически банки играют роль кровеносных сосудов в пополнении доходной части бюджета, то есть от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит полнота бюджета. На банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, кроме того банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, представлять информацию от открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения по перечислению налогов и сборов, о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает пополнение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.

Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние, как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее, недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение НДС, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банка, определяют их стабильность и устойчивость.

Сильнее всего сказываются на деятельности банков налог на прибыль и единый социальный налог, имеющие с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение.

Банки являются плательщиками следующих налогов:

— налога на добавленную стоимость (НДС) — наиболее важным моментом при определении налогооблагаемой базы по данному налогу для банков является то, что обложению налогом не подлежат банковские операции (за исключением инкассации), на проведение которых требуется банковская лицензия;

— налога на прибыль банков — банки так же, как и другие организации, применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Главой 25 НК РФ ст.290 ст. 291 установлены особенности формирования доходов и расходов, учитываемых при формировании налогооблагаемой базы;

— налога на имущество банков — специфика обложения налогом на имущество банков и других финансово-кредитных учреждений заключается, прежде всего в том, что его источником являются не финансовые результаты, как у прочих плательщиков, а операционные и прочие расходы;

— транспортного налога, если банк является владельцем транспортных средств;

— прочие налоги и сборы, уплачиваемые банками (государственная пошлина; налог на землю, если банку предоставлена земля в собственность, владение и пользование на территории России);

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ БАНКОВ

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

Смотреть что такое «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ БАНКОВ» в других словарях:

НАЛОГ НА ДОХОДЫ БАНКОВ — введен в РФ с 1 янв. 1992. Отменен с 1 янв. 1994 (см. Налог на прибыль банков). Плательщиками Н. на д. б. являлись: коммерч. банки; кредитные учреждения, получившие лицензию ЦБ РФ на осуществление отд. банковских операций; Банк внешней торговли… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  Пенсионный фонд наследование накопительной части пенсии

НАЛОГ НА ДОХОДЫ БАНКОВ — федеральный налог по Закону об основах налоговой системы (пп. «в» п. 1 ст. 19), введенный Законом РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов банков». В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 января 1994 г … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налог на прибыль организаций — 2009 2010 ИП … Бухгалтерская энциклопедия

Налог на прибыль организаций — 2009 2010 ИП … Бухгалтерская энциклопедия

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ — федеральный налог по Закону об основах налоговой системы, установленный Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116 I «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Налогоплательщиками являлись: а) предприятия и организации (в том числе бюджетные) … Энциклопедия российского и международного налогообложения

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ — один из основных видов налогов на юридических лиц. Регулирует налоговые правоотношения между государством и юридическими лицами, получающими доходы от своей деятельности. В России введен в действие с 1 янв. 2002 Федер. законом от 6 авг. 2001 (гл … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Отложенный налог на прибыль — Бухгалтерский учёт Ключевые понятия Бухгалтер • Бухгалтерия Главная бухгалтерская книга Оборотно сальдовая ведомость Отчётный период … Википедия

НАЛОГ НА НЕРАСПРЕДЕЛЕННУЮ ПРИБЫЛЬ — налог, который взимается с нераспределенной на дивиденды части прибыли акционерных компаний, страховых обществ, банков и других организаций налогоплательщиков, выплачивающих дивиденды. Дополняет более общий налог на прибыль организаций … Юридическая энциклопедия

НАЛОГ НА НЕРАСПРЕДЕЛЕННУЮ ПРИБЫЛЬ — налог, который налагается на нераспределенную на дивиденды часть прибыли акционерных компаний, страховых обществ, банков и других организаций налогоплательщиков, выплачивающих дивиденды. Дополняет более общий налог на прибыль организаций. За счет … Энциклопедический словарь экономики и права

Прибыль — (Profit) Прибыль это превышение всех доходов фирмы над её затратами Расчет прибыли предприятия с учетом доходов и расходов, формула налогооблагаемой прибыли и распределение чистой прибыли Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Налог на прибыль в банках

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон N 395-1) банком является кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

— привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

— размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Перечень банковских операций, осуществление которых производится только на основании лицензии Банка России, содержится в ст. 5 Закона N 395-1.

Доходом организации согласно ст. 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в какой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ. В соответствии с классификацией доходов, содержащейся в ст. 248 НК РФ, к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы (их перечень содержится в ст. 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, перечислены в ст. 251 НК РФ

Кроме доходов, определяемых в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ, к доходам банков относятся также доходы от банковской деятельности. Особенности определения доходов банков установлены ст. 290 НК РФ.

Перечень доходов от осуществления банковской деятельности, относимых к доходам банков в целях налогообложения прибыли, содержится в п. 2 ст. 290 НК РФ, причем перечень этот остается открытым. Поскольку в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все перечисленные в п. 2 доходы, остановимся на некоторых из них.

Доходы в виде процентов

Доходы в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов указаны в составе доходов банков от банковской деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета и банковского вклада определен ст. 328 НК РФ. Налогоплательщик, применяющий метод начисления, определяет сумму дохода, полученного либо подлежащего получению в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений п. 4 ст. 328.

Основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, предусматривающее уплату процентов. Начисление банком доходов в виде процентов по кредитному договору производится до тех пор, пока существуют взаимные обязательства по договору, в соответствии со ст. 809 Гражданского кодекса РФ. Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

В случае изменения условий долгового обязательства, оформленного надлежащим образом, проценты подлежат начислению в доходах налогоплательщика с учетом таких изменений. При этом, как сказано в Письме Минфина России от 27.02.2009 N 03-03-06/2/30, если в соответствии с условиями долгового обязательства проценты в течение определенного периода на сумму обязательства не начисляются, в составе доходов для целей налогообложения прибыли такие суммы в течение указанного периода также могут не учитываться.

С момента прекращения долгового обязательства, по мнению Минфина России, нет оснований для начисления процентов в налоговом учете. При расторжении договора кредита или прекращении данного долгового обязательства иным образом начисление процентов в налоговом учете прекращается, поскольку отсутствует само долговое обязательство. В Письме УФНС России по г. Москве от 08.10.2008 N 20-12/094117 отмечено: банк обязан при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать доходы в виде процентов по всем действующим кредитным договорам.

Если кредитный договор расторгнут по решению суда, начисление процентов по кредиту в налоговом учете прекращается с даты вступления в законную силу решения суда (см. Письма Минфина России от 18.04.2007 N 03-03-05/96, ФНС России от 28.05.2007 N ММ-6-02/[email protected]).

Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли доход признается полученным и включается в состав доходов на конец соответствующего отчетного периода. Данное положение НК РФ действует и в отношении доходов в виде процентов, начисленных согласно условиям кредитного договора, в т.ч. по кредиту, не погашенному в срок.

Доходы в виде комиссии за кредит

Порядок признания в целях налогообложения прибыли доходов банка в виде сумм комиссионных вознаграждений за предоставление кредитов рассмотрен в Письме Минфина России от 25.07.2007 N 03-03-06/2/142. Если, исходя из условий кредитного договора, сумма комиссии указана в денежном выражении, полученный доход в виде комиссионного вознаграждения учитывается банком на основании положений ст. 290 НК РФ.

Если же в кредитном договоре комиссия указана в процентном отношении от суммы кредита или иной величины, полученный банком доход рассматривается как связанный с получением процентов. Доходы в виде процентов в соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, признаются полученными и включаются в состав доходов на конец соответствующего отчетного периода.

Доходы в виде платы за открытие и ведение счетов

Рассмотрим особенности контроля признания доходов от платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в т.ч. банков-корреспондентов (включая иностранные банки-корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, а также за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм (пп. 2 п. 2 ст. 290 НК РФ).

Как известно, налоговые органы при осуществлении контроля полноты исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

При этом ограничения в отношении применения ст. 40 НК РФ к проверке правильности применения цен по сделкам банков на оказание услуг по открытию и ведению счетов клиентов гл. 25 НК РФ не установлены (см. Письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-02-07/1-143).

Доходы от операций с иностранной валютой

Рассмотрим порядок признания доходов от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в т.ч. за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями (пп. 4 п. 2 ст. 290 НК РФ).

Для определения доходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается положительная разница между доходами, определенными в соответствии с п. 2 ст. 250 НК РФ, и расходами, определенными согласно пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Вопрос о налогообложении операций банка по купле-продаже иностранной валюты рассмотрен в Письме Минфина России от 09.04.2007 N 03-03-06/2/65. В Письме со ссылкой на п. 2 ст. 301 НК РФ отмечено, что налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения.

  Нотариус на лубянке

Сделка подлежит классификации на основе анализа ее условий (целей). Осуществление операции неттинга (взаимозачета однородных обязательств и требований) является экономически оправданной операцией при исполнении (прекращении) обязательств и требований с контрагентами. При наличии соглашения о проведении неттинга по поставочным наличным сделкам (определенным на основании ст. 301 НК РФ в налоговом учете как сделки с отсрочкой исполнения) с другой (другими) сделкой (сделками) переквалификация первоначальных наличных поставочных сделок в целях налогового учета в срочные валютные сделки без поставки не производится (т.е. переквалификация в зависимости от способа прекращения обязательств по наличным сделкам).

Не производится переквалификация валютных наличных или срочных сделок (форвардных контрактов) как с датой валютирования в день заключения, так и с другой, более поздней датой, определенных в налоговой учетной политике на основании ст. 301 НК РФ как сделки с отсрочкой исполнения, поскольку природа сделок независимо от способа их исполнения (прекращения) и формы расчетов (суть и существенные условия) не изменяется.

Доходы от операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Рассмотрим особенности признания доходов по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью, указанных в пп. 5 п. 2 ст. 290 НК РФ, а также доходов в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой, указанных в пп. 19 п. 2 ст. 290.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 290 и пп. 5 п. 2 ст. 291 НК РФ, устанавливающим особенности определения расходов банков, о которых мы скажем дальше, в целях налогообложения прибыли доходом (расходом) банка при реализации драгоценных металлов признается положительная разница между ценой реализации и учетной стоимостью таких драгоценных металлов на дату их реализации, а расходом — отрицательная разница.

Под учетной стоимостью драгоценных металлов понимается их покупная стоимость с учетом переоценки, проводимой в течение срока нахождения таких металлов у налогоплательщика в соответствии с требованием Банка России.

Согласно Указанию Банка России от 28.05.2003 N 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы» в течение срока нахождения драгоценных металлов на счетах налогоплательщика производится переоценка с учетом текущих учетных цен на драгоценные металлы, рассчитываемых Банком Российской Федерации исходя из действующих на момент расчета значений цен на драгметаллы, зафиксированных на лондонском рынке наличного металла.

В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 290 и пп. 18 п. 2 ст. 291 сумма положительных (отрицательных) разниц, возникающих от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов при ее изменении, включается в состав доходов в виде суммы сальдо превышения положительной переоценки над отрицательной, а в состав расходов — в виде суммы сальдо превышения отрицательной переоценки над положительной на последний день отчетного (налогового) периода.

В вышеуказанном порядке, по мнению Минфина России, высказанному в Письме от 23.01.2009 N 03-03-06/2/10, банки могут учитывать для целей налогообложения прибыли положительные (отрицательные) разницы, возникающие от переоценки учетной стоимости драгоценных металлов, числящихся на вкладах (депозитах), при совершении банком сделок с указанными драгоценными металлами.

Доходы от предоставления гарантий, поручительства, авалей

Доходы от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, включаются в состав доходов от осуществления банковских операций на основании пп. 6 п. 2 ст. 290 НК РФ.

Если вознаграждение за выдачу гарантии банк взыскивает в процентах годовых с учетом срока действия гарантии и гарантируемой суммы, доход в виде вознаграждения согласно Письму Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/92 учитывается как доход в виде процентов по долговому обязательству. Соответственно, период признания (начисления) этого дохода приравнивается в целях налогообложения к порядку признания доходов в виде процентов по долговым обязательствам, установленному п. 6 ст. 271 НК РФ.

Доходы от операций с правами требования

Доходы в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в т.ч. ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования включаются в состав доходов на основании пп. 7 п. 2 ст. 290 НК РФ.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 20.04.2006 N 03-03-04/2/112, при переуступке права требования по кредиту доходом является разница между стоимостью имущества, причитающегося налогоплательщику, с учетом суммы процентов, исчисленных (начисленных) до момента перехода права требования по кредиту, и стоимостью его реализации, в данном случае равной сумме основного долга и начисленных за период нахождения права требования на балансе банка процентов по кредитному договору.

Доходы от страхового возмещения

В доходы банка не включаются страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы его задолженности по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат. В остальных случаях, как сказано в Письме Минфина России от 01.08.2007 N 03-03-06/2/144, суммы страхового возмещения, полученные банком как выгодоприобретателем по кредитному договору, подлежат учету в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Таким образом, банк, получив от страховщика страховое возмещение, учитывает его сумму как доход, и после уплаты налога на прибыль направляет оставшуюся сумму на погашение задолженности по кредиту.

В Письме УФНС России по г. Москве от 27.12.2007 N 28-11/124745 разъяснено, что для целей налогообложения в качестве страхового случая признается смерть или наступление инвалидности физического лица, являющегося заемщиком банка по заемным (кредитным) средствам.

Особенности определения расходов банков установлены ст. 291 Налогового кодекса РФ. К ним помимо предусмотренных ст. ст. 254 — 269 НК РФ относятся расходы, произведенные при осуществлении банковской деятельности; при этом расходы, указанные в ст. ст. 254 — 269, определяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 291 НК РФ. Перечень расходов (открытый) содержится в п. 2 ст. 291. Рассмотрим основные виды расходов подробнее.

Расходы в виде процентов

К расходам банков согласно пп. 1 п. 2 ст. 291 НК РФ относятся, в частности, проценты по:

— договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в т.ч. иностранных, за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

— собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам и др.);

— межбанковским кредитам, включая овердрафт;

— приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном ЦБ РФ;

— займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

— иным обязательствам банков перед клиентами, в т.ч. по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам.

Порядок ведения налогового учета расходов в виде процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ. В соответствии с этой статьей в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму расходов как проценты, причитающиеся согласно условиям договоров (по ценным бумагам — с учетом условий эмиссии, по векселям — условий выпуска или передачи (продажи)), отдельно по каждому виду долгового обязательства.

Сумма расхода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия обязательства в отчетном периоде на дату признания расходов, определяемую на основании ст. 272 НК РФ.

По договорам займа и иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях исчисления налога на прибыль расход признается осуществленным и включается в состав расходов на конец соответствующего отчетного периода (п. 8 ст. 272 НК РФ).

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Предположим, банк осуществил первичное размещение облигаций, досрочно выкупленных им через определенное время для их последующего вторичного размещения. По мнению финансового ведомства (Письмо Минфина России от 15.05.2008 N 03-03-06/2/55), если цена досрочного выкупа облигаций ниже цены их первичного размещения, у организации образуется доход, учитываемый в целях налогообложения прибыли. Если же цена досрочного выкупа превышает цену первичного размещения облигаций, у организации образуется убыток, не учитываемый в целях налогообложения. Что касается расходов в виде процентов, то как при первичном, так и при вторичном размещении облигаций, такими расходами будет признаваться только сумма процентов, начисленных исходя из фактического времени пользования заемными средствами и первоначальной доходности, установленной условиями эмиссии.

Проценты по векселям «по предъявлении» или «во столько-то времени от предъявления» начинают начисляться со дня составления векселя, если в самом документе не указана иная дата. Указанием другой даты считается как прямая оговорка типа «проценты начисляются с такого-то числа», так и дата наступления минимального срока для предъявления к платежу векселя сроком «по предъявлении, но не ранее». Об этом говорится в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 33 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 14 от 04.12.2000 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» и в Письме Минфина России от 01.09.2004 N 03-03-01-05/3.

По дисконтным векселям со сроком «по предъявлении, но не ранее» расход (дисконт) в виде процента определяется с даты составления векселя. Для начисления дисконта по векселям с оговоркой «по предъявлении, но не ранее» в качестве срока обращения, исходя из которого определяется дисконт на конец отчетного периода, используется предполагаемый срок обращения векселя, определяемый в соответствии с вексельным законодательством (365 (366) дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу).

  Как оформить смр на экспорт

Проценты, начисленные по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до семи дней включительно, учитываются при определении налоговой базы без учета положения п. 1 ст. 269 НК РФ исходя из фактического срока действия договоров.

Расходы по банковской деятельности

К связанным с осуществлением банковской деятельности относятся, в частности:

1) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в т.ч. за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков (пп. 4 п. 2 ст. 291 НК РФ).

Для определения расходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается отрицательная разница между доходами, определенными в соответствии с п. 2 ст. 250 НК РФ, и расходами на основании пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ;

2) суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (пп. 20.1 п. 2 ст. 291 НК РФ).

Расчетным периодом для исчисления страховых взносов согласно п. п. 1 и 2 ст. 36 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» является календарный квартал года. Уплата страховых взносов производится в течение пяти дней со дня окончания расчетного периода. При определении периода признания расходов в виде страховых взносов по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках РФ следует руководствоваться п. 1 ст. 272 НК РФ.

Пример. Страховые взносы, определенные по итогам расчетного периода и уплаченные в январе 2009 г. за IV квартал 2008 г., признаются расходами в январе 2009 (период, следующий за расчетным). Если же, например, страховые взносы определены и уплачены в апреле 2009 г. за расчетный период I квартал 2009 г., расходы признаются в апреле 2009 г. Аналогичный вывод изложен в Письмах УФНС России по г. Москве от 20.04.2007 N 20-12/036379, ФНС России от 16.03.2007 N ММ-8-02/193;

3) суммы страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в которых банк является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками (пп. 20.2 п. 2 ст. 291 НК РФ).

Однако в Письме УФНС России по г. Москве от 27.12.2007 N 28-11/124745 сделана оговорка: учет в целях налогообложения прибыли расходов банка в виде страховой премии, уплаченной страховщику по договору страхования от несчастных случаев и болезней физического лица, заключившего с банком договор на оформление кредитной карты, гл. 25 НК РФ не предусмотрен.

Не учитываются в целях налогообложения и расходы в виде страховой премии, уплаченной страховщику банком по договору страхования финансовых рисков граждан, выезжающих за границу (медицинские услуги и медико-транспортные и сервисные услуги) и являющихся держателями личных банковских карт, эмитированных банком, при условии, что при наступлении страхового случая страховое возмещение выплачивается застрахованному лицу — держателю карты. Кроме того, оказание банком услуг физическим лицам по оформлению договоров добровольного страхования финансовых рисков граждан, выезжающих за границу, не отнесено к банковской деятельности;

4) расходы на создание резервов. В расходы банков от осуществления банковской деятельности включаются:

— суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном ст. 292 НК РФ (пп. 2 п. 2 ст. 291 НК РФ). Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности утверждено Банком России 26.03.2004 N 254-П;

— суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, установленных ст. 300 НК РФ (пп. 20 п. 2 ст. 291 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 292 НК РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, признаются расходом с учетом следующих ограничений. Не учитываются при налогообложении прибыли расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками:

— под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Банком России;

— под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, учитываемые при налогообложении, в соответствии с п. 2 ст. 292 НК РФ включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.

Суммы резервов, учтенные в составе расходов банка, используются при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам. При принятии банком решения о списании с баланса безнадежной задолженности по ссудам начисление процентов на данную ссудную задолженность прекращается, если оно не прекращено ранее в соответствии с договором.

Суммы резервов, отнесенные на расходы банка и не использованные в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков, согласно п. 3 ст. 292 НК РФ могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. Сумму вновь создаваемого резерва следует скорректировать на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Если сумма вновь создаваемого резерва меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов банка в последнее число отчетного (налогового) периода.

Если же сумма вновь создаваемого резерва больше суммы остатка, разница включается в состав внереализационных расходов банка также в последнее число отчетного (налогового) периода.

Суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг учитываются в составе расходов в соответствии со ст. 300 «Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность» НК РФ.

Резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в целях гл. 25 НК РФ также включаются расходы на ее приобретение.

Расходы на приобретение ценной бумаги определяются с учетом положений ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Резервы создаются (корректируются) в отношении каждого выпуска ценных бумаг, удовлетворяющего вышеуказанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков.

При реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание (корректировку) которого ранее были учтены при налогообложении, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги. Следовательно, резерв под обесценение ценных бумаг создается только в случае, если ценная бумага осталась на балансе (в собственности) налогоплательщика.

Если по окончании отчетного (налогового) периода сумма резерва с учетом рыночных котировок ценных бумаг на конец этого периода оказывается недостаточна, налогоплательщик увеличивает сумму резерва в установленном порядке, и отчисления на увеличение резерва учитываются в составе расходов в целях налогообложения. Если на конец отчетного (налогового) периода сумма ранее созданного резерва с учетом восстановленных сумм превышает расчетную величину, резерв уменьшается (восстанавливается) до расчетной величины, сумма восстановления включается в состав доходов.

Резервы под обесценение ценных бумаг создаются в валюте Российской Федерации независимо от валюты номинала ценной бумаги. Для ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, цена приобретения и рыночная котировка пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату создания (корректировки) резерва;

5) другие расходы, связанные с банковской деятельностью, в частности, расходы банка на организацию нового филиала до момента его регистрации. Как указано в Письме Минфина России от 15.11.2006 N 03-03-04/2/240, практика делового оборота относит к расходам, связанным с организацией филиалов, следующие:

— на аренду и ремонт помещений;

— эксплуатационные расходы на содержание зданий (помещений) нового филиала;

— затраты на оплату труда сотрудников, принятых в штат банка;

— командировочные расходы, связанные с банковской деятельностью;

— расходы на подготовку документов на объекты недвижимости для регистрации договора аренды;

— на оплату регистрации договора аренды нежилого помещения;

— расходы, связанные с изготовлением печати, заверением образцов подписей руководителя и главного бухгалтера, с внесением изменений и дополнений в устав кредитной организации;

— эксплуатационные расходы на содержание зданий и ряд аналогичных расходов.

Суммы, не включаемые в расходы банка

В расходы банка не включаются суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций (п. 3 ст. 291 НК РФ).

Специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 27.12.2007 N 20-12/124755 уточнили: исключаемая при налогообложении сумма переоценки средств в иностранных валютах, поступивших в оплату уставного капитала банка, рассчитывается как сумма переоценки средств в иностранных валютах, равная по величине минимальной сумме чистых балансовых валютных позиций в иностранных валютах (в разрезе валют, внесенных в оплату уставного капитала). Такие валютные позиции определяются в порядке, установленном Инструкцией Банка России от 15.07.2005 N 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».

Расчет указанных сумм чистых балансовых позиций, как и сумм переоценки средств в иностранных валютах, не учитываемых при расчете налога на прибыль организаций, производится ежедневно.

Суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в оплату уставных капиталов банков, согласно Письму Минфина России от 12.12.2007 N 03-03-06/2/223 не включаются в расходы с момента поступления средств в иностранной валюте на счета банка.