Как оформить простой транспорта

Простой транспортных средств при автомобильных грузовых перевозках

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользования поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя/грузополучателя за простой в соответствии с п. 4 ст. 35 Устава. В связи с чем можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.
Во-первых, простой транспортных средств, согласно Уставу, возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 ГК РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Получается, что ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке/выгрузке договором не возложена на перевозчика.
В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить практически необходимое основание ответственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никаким образом не может стать ответственным лицом за простой.

Стоит отметить, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Согласно Постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 N 09АП-15633/2011-ГК, стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и/или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные CMR признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержка» транспортных средств.

А.Л. Маковский верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок.

Работа транспортной организации заключается не только в простом перемещении груза из одного пункта в другой, имеются также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, для отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой.

В-третьих, за простой транспортных средств предусмотрена Уставом ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не установлен, то в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-правовую. С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, является наиболее верным. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может.

Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно выяснение точной продолжительности времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки/выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

В судебно-арбитражной практике возник вопрос касательно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей/грузополучателей в простое (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 по делу N А53-6281/2010; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2011 по делу N А56-16525/2010; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 N 09АП-13322/2011-ГК).

В случае возникновения простоя, согласно п. 6 ст. 35 Устава, основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Отмечаем, что для привлечения лица к ответственности за простой необходима по большей мере отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку/выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя/грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указывая, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена, содержит недостоверные данные и не относится к оправдательным документам хозяйственных операций (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 N Ф09-1570/11-С5).

Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства, о марке автомобиля, его государственном регистрационном номере, фамилии водителя и маршруте следования, а также надлежаще подписан. Суд пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза (Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 по сравнению с нынешним Уставом наиболее расширительно толковал основания возникновения простоя (ст. ст. 72, 146)). При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства. Например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17 Устава).

На наш взгляд, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, то есть при предъявлении груза для перевозки с опозданием (пп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? В связи с тем что погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли происходит погрузка груза, или груз не полностью подготовлен и т.д.

Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что является не совсем правильным. По логике Устава пп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен и лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке.

Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

Какими документами оформить простой?

вам нужно посмотреть Постановление Президиума ВАС от 05.02.2008 N 11144/07

суммы неустоек (штрафов) в виде ответственности заказчика за просрочку исполнения его обязательств по договору не связаны с оплатой реализованных исполнителем товаров (работ, услуг), поэтому правила пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ не применяются (согласно данной норме налоговая база по НДС должна быть увеличена на все суммы, так или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг))

Письмо Минфина России от 09.11.2015 N 03-07-11/64436, от 10.09.2014 N 03-07-08/45369 , ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/[email protected]

Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при выплате экспедитору по договору штрафа за простой транспортного средства.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 ноября 2015 г. N 03-07-11/64436

В связи с письмом по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость предусмотренного условиями договора штрафа за простой транспортного средства, выплачиваемого заказчиком экспедитору, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
В то же время если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеназванной нормы статьи 162 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что квалификация штрафов в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, что не относится к компетенции Департамента.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики О.Ф.ЦИБИЗОВА

  Лучшая электронная отчетность

Штраф за простой автотранспорта

Вопрос-ответ по теме

Заключен договор на оказание транспортных услуг, мы являемся исполнителями, заказчиком допущен простой автотранспорта. Договор не предусмотрел штраф за простой по вине заказчика, штраф может начисляться согласно уставу автомобильного транспорта. Согласно п. 4 устава за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере: 1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; 2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки. Стоимость услуг по договору определяется из расчета 5,45 руб. за тонна/километр. Как правильно начислять штраф за простой автотранспорта по вине заказчика, из какой конкретной суммы?

Гость, знакомьтесь — Правобот!

Штраф необходимо начислить из расчета стоимости конкретной перевозки. Например, заявка была на перевозку груза из пункта А в пункт Б. Срок доставки 2 дня. Если срок доставки не указан, то он устанавливается из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки (п. 63 Правил перевозки грузов). По данной заявке заказчик должен заплатить 100000 рублей. Был допущен простой в 70 часов. Сумма штрафа составляет (100000 / 2) * 1% * 70 = 35000 рублей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Экспедиторы (перевозчики) в ходе исполнения договора нередко сталкиваются с ситуацией, когда клиент (грузоотправитель, грузополучатель) нарушает свои обязательства или вовсе отказывается от исполнения договора (например, под предлогом того, что ему предоставили непригодное транспортное средство). Это влечет за собой убытки для экспедитора (перевозчика).

Действующее законодательство предлагает эффективный способ воздействия на клиента (грузоотправителя, грузополучателя) – установление штрафных санкций. Однако для того чтобы реализовать свое право на взыскание штрафа, экспедиторы (перевозчики) должны соблюдать определенные требования.

Как взыскать штраф с грузоотправителя по договору перевозки

Грузоотправитель за непредъявление груза либо неиспользование транспортных средств несет ответственность, которая установлена:

Если в договоре стороны не установили дополнительной ответственности грузоотправителя, то в соответствии с законом перевозчик может взыскать штраф лишь за следующие нарушения:

Чтобы взыскать с грузоотправителя штраф за непредъявление груза для перевозки, перевозчику нужно зафиксировать факт непредъявления. Для этого нужно составить соответствующий акт (подп. «г» п. 79 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272; далее – ППГАТ) и сделать отметку о его составлении в транспортной накладной, путевом листе и сопроводительной ведомости (при ее наличии). В отметке перевозчик должен кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления и размер штрафа.

Если стороны не составят акт и не проставят указанные отметки, то суд откажет во взыскании штрафа, так как будут отсутствовать надлежащие доказательства невыполнения грузоотправителем своих обязательств (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2010 г. по делу № А33-16499/2009).

Акт нужно составить в присутствии грузоотправителя или его представителя, причем грузоотправитель должен подписать этот акт. Это важно, потому что по общему правилу односторонние акты не подтверждают обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности грузоотправителя. Исключением являются случаи, когда он уклоняется от составления акта.

Перевозчик должен составить акт в день, когда груз должен был быть предъявлен к перевозке. Если этого сделать невозможно, то – в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ). Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум.

Акт о непредъявлении груза для перевозки должен содержать:

  • дату и место составления акта;
  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;
  • точное описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • подписи участвующих в составлении акта уполномоченных лиц.

Непредъявлением груза можно считать в том числе ситуации, когда грузоотправитель необоснованно отказывается использовать поданные транспортные средства. При этом нужно доказать, что предоставленные транспортные средства были пригодны для перевозки соответствующего груза. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, перевозчик должен предоставить те транспортные средства, которые были согласованы в договоре, заявке, заказе, заказ-наряде.

Взыскание штрафа за неуказание особых отметок или необходимых мер предосторожности либо искажение сведений о свойствах груза

По сути это ответственность грузоотправителя за неправильное заполнение перевозочных документов. Таким образом, по части 3 статьи 35 УАТ можно взыскать штраф и за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при автомобильной перевозке особых мер предосторожности, если грузоотправитель неправильно указал наименования или свойства груза.

Взыскание штрафа за задержку (простой) транспортных средств

Простоем автомобиля следует считать не только его фактическую задержку под погрузкой (разгрузкой), но и его задержку на территории грузоотправителя или в пути следования. При этом вина грузоотправителя (грузополучателя) должна быть подтверждена документально.

Размер штрафа зависит от условия договора о сроке для погрузки (выгрузки) груза. При превышении этого срока перевозчик может начислить штраф за задержку (простой) транспортного средства. Основанием для этого будут отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств, которые должен проставить грузоотправитель (грузополучатель).

Если грузоотправитель (грузополучатель) отказывается проставить такие отметки или не согласен с временем прибытия и (или) убытия транспортных средств, перевозчику необходимо составить соответствующий акт (подп. «ж» п. 79 ППГАТ). При этом нужно следовать указанным выше правилам.

Однако отправитель (получатель) груза освобождается от ответственности, если неисполнение им своих обязательств произошло вследствие:

  • непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • временного ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, по не зависящим от грузоотправителя (грузополучателя) причинам;
  • иных не зависящих от грузоотправителя (грузополучателя) причин.

Это установлено пунктом 2 статьи 794 Гражданского кодекса РФ и статьей 36 УАТ.

Следует также иметь в виду, что для исков к грузоотправителю Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязательного претензионного порядка. Однако Арбитражный процессуальный кодекс РФ требует соблюдать досудебный порядок урегулирования споров, которые возникают из гражданских правоотношений (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Для договора перевозки не сделано исключения.

При этом срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ) ».

Простой транспортных средств

При исполнении договора перевозки возможен сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или разгрузкой, а также простой на границе.

Причины таких простоев различны.

В том случае, если простой происходит по причине, зависящей от заказчика транспорта, перевозчику необходимо надлежащим образом фиксировать данные факты, в противном случае возникают сложности с доказыванием самого факта простоя.

Нормы времени простоя при погрузке и загрузке грузов при автомобильных перевозках грузов утверждены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970).

Накладные и путевые листы — обязательные документы при осуществлении автомобильной перевозки

Как известно, для перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом в качестве обязательных документов используют путевой лист и товарно-транспортные накладные, в т.ч. международного образца, которые необходимы для отражения работы, выполняемой перевозчиком.

Правилами заполнения данных документов предусмотрено, что сведения о простое автотранспорта у заказчика должны быть занесены в определенные графы, и на их основании рассчитывается сверхнормативный простой.

Так, в графе 22 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) указывается дата и фактическое время прибытия автомобиля под погрузку и его убытие. Данная информация заверяется отправителем груза подписью (с расшифровкой) и штампом.

В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Аналогичная информация времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой указывается в графе 17 первичного учетного документа формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее — накладная ТТН-1).

Cправочно

Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11. Форма CMR-накладной — приложение к данной Инструкции.

Форма накладной ТТН-1 и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192.

Сверхнормативные простои автомобиля подлежат оплате заказчиком

За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п.374 Правил № 970).

Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства:

• на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства (п.108 Правил № 970);

• в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза (п.109 Правил № 970).

Ошибки, допускаемые при оформлении простоев

Казалось бы, все довольно просто: нужно зафиксировать сверхнормативный простой, сделав соответствующие отметки о нем в товарно-сопроводительных и транспортных документах, и потребовать его оплаты.

Однако практика показывает, что иногда таких доказательств просто не хватает. И происходит это потому, что фактически стороны используют различные документы, подтверждающие простой на загрузке или выгрузке: карта простоя, лист простоя, лист прибытия и убытия и при этом небрежно относятся к их оформлению.

Установленной для общего пользования формы документа, подтверждающего простой, не существует, равно как и его названия.

Если все-таки для учета простоев используется какой-то из перечисленных документов, то бланк такого документа, оформляемый на каждый автомобиль, водитель перевозчика должен иметь при себе. Но не всегда этот документ — вариант, по которому практически гарантировано отсутствие спора.

Как следует из вышесказанного, карту простоя в месте погрузки или выгрузки может заменить отметка о прибытии-убытии, сделанная, например, в CMR-накладной.

Стороны сами усугубляют ситуацию, подписывая договора с довольно путаными положениями об оформлении и оплате сверхнормативных простоев.

Приведем примеры таких формулировок в договорах перевозки.

  Возврат путевок в турцию

Пример 1

Простой транспортного средства свыше указанного времени оплачивается Заказчиком при условии письменного информирования Заказчика до истечения вышеуказанного времени. При этом необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих факт простоя: накладную CMR с соответствующей отметкой и карту простоя, подписанную грузоотправителем (грузополучателем), с проставлением печати, подписи директора.

Пример 2

Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам.

Проанализируем приведенные тексты.

В чем ошибка перевозчика?

Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель. Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.

Как делать правильно?

В договорах логичнее согласовать с Заказчиком условие о том, что карта простоя будет составлена в месте погрузки или выгрузки и подписана в месте погрузки (выгрузки) представителем лица, осуществляющим эти работы.

Не торопитесь также делать обязательным к исполнению условие о наличии расшифровки подписи или указание, что карта простоя должна быть подписана только руководителем соответствующего юридического лица, так как на практике исполнить это также может быть весьма затруднительно.

Если стороны четко определили, что карта простоя должна быть подписана директором грузоотправителя, то при подписании карты иным лицом грузоотправителя у перевозчика есть формальное основание, по которому суд откажет ему в требовании оплатить простой.

Обратите внимание!

Если требование об оформлении карт простоя в местах погрузки или выгрузки можно хоть как-то согласовать, то вопрос об оформлении простоев в зонах таможенного контроля при досмотре транспортных средств остается неурегулированным: не всегда сотрудники таможенных органов делают отметку в картах простоя, оформляемых перевозчиками.

Самой простой рекомендацией при простоях на таможне будет немедленное письменное уведомление о таких случаях заказчика перевозки.

При этом сообщение о задержке при досмотре водитель делает в офис перевозчика, а из офиса отправляется письменное сообщение заказчику перевозки.

Точно также нужно поступить в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель отказывается оформить карты простоя (проставить соответствующие штампы и подписи). В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).

Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора

Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.

Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.

При рассмотрении в арбитражных судах споров о взыскании штрафов за простой с российских заказчиков часто возникает вопрос: что такое карта простоя, кем утвержден ее образец и почему именно этим документом, а не отметками в накладных должен подтверждаться факт сверхнормативного простоя?

Поэтому при заключении договора не стоит забывать, что карта (лист) простоя это не утвержденный на законодательном уровне документ, на основании которого должна быть произведена выплата по договору, поэтому ее (его) форму необходимо согласовать с заказчиком перевозки. Например, указав, что форма документа является приложением к договору, а следовательно, именно в данном виде обязательна к применению.

Документы, подтверждающие простои, могут выглядеть по-разному, однако от их подробного и правильного заполнения зависит факт получения перевозчиком штрафных санкций за простой.

Не забывайте и об иных формальных действиях, согласованных в договоре, которые могут стать основанием для отказа в требовании об оплате простоев, например об обязанности своевременно и письменно информировать заказчика о возникновении простоя.

Форма такого письменного сообщения должна быть согласована сторонами в договоре, поскольку любой простой влияет на осуществление перевозки.

Например, при автомобильной перевозке груза в международном сообщении, следуя нормам Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, перевозчик обязан запрашивать инструкции у уполномоченного лица, если выполнить перевозку на условиях CMR не представляется возможным (ст.14, 15 КДПГ).

Как перевозчику получить деньги за «простой» транспортного средства?

Достаточно часто в нашу компанию обращаются перевозчики у которых возникают сложности с получением оплаты за «простой» транспортного средства в ходе международной перевозки. О том, как разрешить эту ситуацию Вы узнаете в данной статье.

Под «простоем» понимается задержка движения транспортного средства по независящим от перевозчика причинам. Оплата «простоя» транспортного средства — это штрафная санкция перевозчика в отношении заказчика перевозки за ненадлежащее исполнение обязательств с его стороны.

Анализ обращений, связанных с «простоями» транспортных средств, выделяет две основные причины, которые создают сложности в получении оплаты за «простои»:

  1. В договоре/заявке на перевозку вопрос оплаты простоев не согласован или согласован ненадлежащим образом;
  2. Факт простоя не подтвержден документально.

Вопрос оплаты «простоя» законодательством о международных перевозках не урегулирован. Соответственно, все вопросы, связанные с оплатой «простоев», должны быть согласованы между сторонами перевозки на этапе оформления договорных отношений.

Обычно это делается в договоре на перевозку или в заявке. Каких-либо конкретных требований к оформлению «простоев» нет. Главное указать, какие обстоятельства будут считаться «простоем» и какие штрафные санкции за это предусмотрены.

Важно документально зафиксировать факт «простоя». Как правило, с этим возникает больше всего сложностей. Единых правил фиксации «простоя» не существует, поэтому в каждом случае следует руководствоваться обстоятельствами исходя из конкретной ситуации.

Верным решением для перевозчика является оформление простойного листа (карты простоя), в котором будет зафиксирован факт «простоя», его причины, а также подписи и печати уполномоченных представителей на этапе «простоя».

Вместо составления отдельного документа для упрощения процедуры можно зафиксировать факт простоя в CMR, путем указания количества дней «простоя», причин «простоя», подписей и печатей уполномоченных представителей на этапе «простоя».

В случае, если по каким-либо причинам оформить простойный лист не представляется возможным, следует искать другие способы документальной фиксации «простоев». Это могут быть документы третьих лиц (организаций), которыми факт «простоя» может подтверждаться косвенно (например, документ о въезде и выезде транспортного средства со стоянки), сведения GPS-системы слежения за транспортными средствами, свидетельские показания.

Также, перевозчику рекомендуется своевременно информировать заказчика о начале «простоя» транспортного средства, путем направления уведомления в адрес последнего факсом, электронной почтой, заказным письмом с уведомлением.

При соблюдении данных советов, вы сможете избежать споров с заказчиком перевозки по вопросу оплаты простоя транспортного средства и будете иметь гарантированные основания для взыскания соответствующих денежных средств в судебном порядке.

Более подробно о выполнении международных перевозок в Россию, правилах пользования европейскими прицепами, навыках прохождения таможенного досмотра и искусстве получения оплаты за перевозку, Вы узнаете на нашем семинаре в Минске 08 сентября 2016 года.

Удачи на дорогах!

Мария Маркелова
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Простои при перевозках и оплата за простой

Актуальность проблемы простоя грузового автотранспорта известна каждому грузоперевозчику, получив груз от грузовладельца, он доставляет его на место разгрузки, выполняя свою функцию в цепи грузоперевозок. Однако не редко оказывается так, что машину в назначенный срок не разгружают, такие случаи чаще всего возникают из-за не квалифицированных экспедиторов и водителю самому приходится решать проблемы с разгрузкой автотранспорта.
Приведем ряд правил, которые помогут не допустить простоя при грузоперевозках.

Правила применяемые к грузополучателю:

  1. Получив заявку на перевозку груза, узнаем контактные данные человека ответственного за разгрузку.
  2. Звоним ответственному за разгрузку нашего транспорта, сообщаем какая машина и в какое время приедет на разгрузку, выясняем в какое время её смогут разгрузить и расписание работы склада.
  3. За несколько часов до прибытия автомобиля с грузом на место разгрузки, снова звоним ответственному за разгрузку и напоминаем о прибытии вашего автомобиля.
  4. В случаях задержки либо досрочного приезда, сообщаем об этом грузополучателю, узнаем, не изменилось ли время разгрузки машины.

Правила применяемые к грузоперевозчику:

  1. Берем номер телефона водителя, проверьте, номер должен быть именно водителя не компании которая предоставила транспортное средство для перевозки груза.
  2. При звонке водителю, уточните его планы, а именно время выезда на маршрут после погрузки груза.
  3. По ранее согласованными с грузополучателем сроками, сообщаем грузоперевозчику дату и время доставки. Как правило, при доставке груза до 12 часов дня, разгрузка совершается в этот же день.
  4. Во время прохождения автомобилем маршрута, регулярно связываемся с водителем, интересуясь, не отклоняется ли он, от запланированного времени доставки груза, если же, по каким либо причинам в срок доставить груз не удается, обязательно сообщаем об этом грузополучателю.
  5. Обязательно договоритесь с водителем о звонке вам по приезду на точку разгрузки, а так же после проведения разгрузки автотранспорта.

Что делать, если простой до разгрузки гарантирован?

  1. Обязательно выясняем причину простоя, что именно мешает разгрузке вашего автотранспорта.
  2. Уточняем время начала разгрузки, старайтесь получить точные данные, а не ответы «скоро» или «сегодня».
  3. Позвоните водителю, проинформируйте его о принятых мерах для скорейшей разгрузки.
  4. За час до предполагаемой разгрузки, заново позвоните человеку отвечающему за разгрузку и уточните, не изменилось ли назначенное ранее время разгрузки транспорта. Если же время в назначенный срок разгрузить автотранспорт не удастся, начните заново задавать вопросы указанные с первого пункта.
  5. Если же и теперь получить точное время разгрузки не удалось, свяжитесь с руководством грузополучателя, сообщите о простое транспорта на разгрузке, попросив о содействии и уверив о том, что звонки будут продолжаться до тех пор, пока машину не разгрузят.

В большинстве случаев, следуя данным пунктам, вы избежите длительные простои во время разгрузки груза.

Оплата простоя
При задержке разгрузки встает вопрос о возмещении убытков связанных с простоем автотранспорта. Пункты оплаты за простой обычно указываются в договоре. Однако и данный пункт об оплате за простой, не гарантирует своевременную разгрузку транспортного средства. Несколько советов по данному поводу:

  1. После прибытия на точку разгрузки, водитель предъявляет грузополучателю путевой лист, для записи в нем времени прибытия транспорта на разгрузку. Бывают случаи, когда грузополучатели отметку о прибытии ставить не хотят, аргументируя не совсем адекватными доводами. В таком случае водитель должен настаивать на отметке, так как путевой лист является одним из документов по которому списывается топливо.
  2. В случае если простоя при разгрузке не избежать, а машина уже в пути, имеет смысл сообщить об этом водителю, согласовать с ним время разгрузки груза. В таком случае водитель может на дольше задержаться на стоянке, а не ехать на место разгрузки ожидая своей очереди.
  3. Обязательно узнайте время указанное на разгрузку по договору, и именно по нему планируйте время доставки груза на точку разгрузки. Именно этот пункт в договоре позволит вам рассчитать оплату за простой транспорта при разгрузки.
  4. Согласуйте с заказчиком время которое планируется потратить на загрузку и последующую разгрузку, а так же расценки за оплату простоя. Данные пункты должны указываться письменно в договоре.
  Требования сша для получения визы

Надеемся что рекомендации представленные в данной статье помогут вам избежать простоя при разгрузке, либо получить оплату за сверхурочный простой транспорта.

научная статья по теме ПРОСТОЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗКАХ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

МАРИНЕНКО ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРОСТОЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗКАХ»

ПРОСТОЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЦДСТВ ПРИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Екатерина Леонидовна МАРИНЕНКО,

аспирант Российской академии правосудия E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье рассматривается простой транспортных средств на примере автомобильных перевозок. Выделяются признаки простоя транспортных средств, на базе которых конструируются необходимые основания ответственности за простой. Освещаются существующие проблемы простоя в теории и в судебной практике.

Ключевые слова и словосочетания, простой, признаки простоя на автомобильном транспорте, основания ответственности за простой.

Annotation. Demurrage concerning the vehicle conveyance is described in the article. Author defines features of the vehicle demurrage, on the base of it, forms indispensable grounds of liability. Existent problems of demurrage available in the theory and law practice are reported.

Key words and word combinations: demurrage, features of the vehicle demurrage, grounds of liability on the vehicle demurrage conveyance.

Рецензент — В.В. Кулаков, заместитель заведующего кафедрой гражданского права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент

Гражданский кодекс РФ в ст. 794 закрепляет общее право перевозчика на привлечение грузоотправителя к ответственности в случае непредъявления груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Конкретные меры ответственности по исторически сложившейся традиции предусмотрены уставами и кодексами соответствующих видов транспорта, а также соглашением сторон.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, далее — Устав) устанавливает юридическую ответственность грузоотправителя / грузополучателя за простой (п. 4 ст. 35). В связи с этим можно привести следующие признаки простоя транспортных средств применительно к автомобильному

транспорту и выделить необходимые основания ответственности за простой.

Во-первых, простой транспортных средств согласно Уставу возможен лишь при погрузке или выгрузке груза.

В соответствии с п. 2 ст. 791 Г1К РФ и п. 8 ст. 11 Устава погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка — грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Таким образом, ответственными лицами за простой транспортного средства могут быть только грузоотправитель или грузополучатель, в случае если обязанность по погрузке / выгрузке договором не возложена на перевозчика.

В связи с вышеуказанным признаком требуется выделить необходимое основание ответ-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2012

ственности за простой, заключающееся в обязательном установлении лица, осуществляющего грузовые работы. Ведь если, допустим, погрузку по договору осуществляет перевозчик, то при загрузке груза сверх сроков по причинам, зависящим от него, грузоотправитель никоим образом не может стать ответственным лицом за простой.

Отметим, что на практике стороны включают в договоры об организации перевозок условия о простое, возникающем не только под погрузкой и выгрузкой. Так, согласно постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2011 г. № 09АП-15633/2011-ГК стороны заключили договор, обязывающий заказчика оплачивать исполнителю штраф при превышении нормативного срока погрузки и / или таможенного оформления. При этом представленные истцом накладные СМЯ (ЦМР — международная товаротранспортная накладная) признаны судом достаточными доказательствами по делу, а иск был удовлетворен.

Во-вторых, простой транспортных средств употребляется Уставом как синоним «задержки» транспортных средств.

А.Л. Маковский, на наш взгляд, верно отмечает, что задержка судна под погрузкой сверх срока погрузки есть не что иное, как просрочка исполнения отправителем своей обязанности погрузить груз в определенный срок1.

Работа транспортной организации заключается не только в перемещении груза из одного пункта в другой; нужны также необходимые для оказания перевозочной услуги стоянки транспортного средства для оформления документов, заправки бензином, отдыха и т.д. Необходимые действия, соответствующие осуществлению транспортного процесса, не ведут к простою транспортных средств. Лишь за «вынужденное бездействие» средств транспорта (остановка в работе) Устав предусматривает ответственность за простой2.

В-третьих, за простой транспортных средств Уставом предусмотрена ограниченная ответственность в форме штрафа за каждый полный час задержки (простоя).

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава штраф за простой транспортного средства устанавливается договором перевозки груза. В случае если размер указанного штрафа в договоре перевозки не

установлен — то в размере 5% от провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% от среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении (подп. 1, 2 п. 4 ст. 35 Устава).

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов определяют данную ответственность как гражданско-пра-вовую3.

С.Ю. Морозов указывает, что установление ответственности за простой в виде штрафных санкций имеет больше административный, чем гражданско-правовой характер, что, на наш взгляд, более верно. В подтверждение автор отмечает, что гражданско-правовая ответственность всегда соразмерна допущенному нарушению, а исходя из разброса величин штрафов становится понятно, что ни о какой соразмерности речь идти не может4.

Исходя из второго и третьего признака требуется выделить второе необходимое основание простоя, а именно, точную продолжительность времени простоя транспортных средств для расчета суммы штрафа. Точное время простоя определяется в соответствии со сроками погрузки / выгрузки, установленными в договоре перевозки, а в случае отсутствия указанных сроков в договоре — в соответствии с п. 38 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом5.

В судебно-арбитражной практике возник вопрос относительно доказательств, подтверждающих вину грузоотправителей / грузополучателей в простое6.

В случае возникновения простоя согласно п. 6 ст. 35 Устава основанием для начисления штрафа служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств. Поэтому для привлечения лица к ответственности за простой необходима отметка о прибытии и убытии транспортного средства под погрузку / выгрузку, подтвержденная подписями представителя перевозчика и грузоотправителя / грузополучателя, что является главным доказательством факта простоя для суда.

Так, ООО «Тасс» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу «Уральский завод металлоконструкций», указав, что копия маршрутного листа не может быть принята в качестве надлежащего доказательства,

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2012

подтверждающего время простоя автотранспорта, поскольку надлежащим образом не заверена7. Суд, исследовав маршрутный лист, установил, что он содержит отметки о времени прибытия и убытия транспортного средства и прочие нужные данные, а также надлежаще подписан, и пришел к выводу о доказанности материалами дела факта простоя транспортного средства.

В соответствии с п. 4 ст. 35 Устава ответственность за простой автомобильных транспортных средств по общему правилу возникает лишь при погрузке или выгрузке груза8. При анализе Устава обнаружены ситуации на автомобильном транспорте, при которых якобы фактически возникает простой транспортного средства, например, при задержке транспортного средства под очисткой (ст. 17).

По нашему мнению, простой автомобильного транспорта как бы возникает и в случае непредъявления груза к перевозке, т.е. при предъявлении груза для перевозки с опозданием (подп. 1 п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 35 Устава). Но пунктом 1 ст. 35 Устава предусмотрена самостоятельная ответственность грузоотправителя, заключающаяся в штрафе, а также в возмещении причиненных перевозчику убытков.

Возникает вопрос: за какое именно нарушение перевозчик может привлечь к ответственности грузоотправителя, если перевозчик предъявляет транспортное средство под погрузку, а грузоотправитель не осуществляет загрузку груза, — за простой автомобильного транспорта или же за непредъявление груза к перевозке? Поскольку погрузка на автомобильном транспорте производится на складе грузоотправителя, перевозчик чаще всего не имеет возможности точно определить, долго ли идет погрузка груза или груз не полностью подготовлен и т.д.

Закон не дает разъяснений на этот счет, лишь в п. 6 ст. 35 Устава говорится о том, что штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок.

Получается, что перевозчик вправе самостоятельно выбрать санкции из двух предложенных, что, как нам представляется, не совсем правильно.

По логике Устава подп. 1 п. 4 ст. 10 не нужен, он лишь создает двойственность и дублирование отношений по простою. Тем более, что простой и непредъявление груза к перевозке фактически относятся к одной группе нарушений — нарушения, связанные с подачей транспортного средства и груза к перевозке9.

Таким образом, полагаем, что заранее согласованные и точно определенные условия о сроках погрузки или выгрузки служат наибольшей эффективности грузооборота, что доказывает необходимость их подробного регламентирования в договоре об организации перевозок грузов.

1 Маковский А.Л. Споры о простоях средств транспорта. М.: Юрид. лит., 1963. С. 9.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка: http:// www.ozhegov.org/words/28212.shtml

3 Гражданское право: Учебник: В 3-х т. Т. 2. 4-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Валявина, И.В. Елисеев, и др.; Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 458.

4 Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 147.

5 Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272).

6 См.: Постановление ФАС Северо-Кавказског

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.