Функции и полномочия международного суда оон

Функции и полномочия международного суда оон

52. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

Универсальным судебным органом является Международный суд ООН. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной тридцать седьмой Генеральной Ассамблеей ООН, государства в полной мере сознают роль Международного суда, являющегося верховным судебным органом ООН. Состав международного суда не зависит от воли сторон и образуется заранее. Компетенция международного суда заключена в его учредительном акте.

Международный суд ООН учрежден Уставом ООН в 1945 г. как главный судебный орган ООН. Участниками Статута Международного суда являются все государства – члены ООН. Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к лицам, назначаемым на высшие судебные органы или являющимся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Международный суд ООН состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей – через шесть лет. Члены Суда могут не исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда по единогласному мнению всех остальных членов он перестает отвечать предъявляемым высоким требованиям. Об этом секретарь Суда уведомляет Генерального секретаря ООН. С момента получения этого уведомления должность считается вакантной.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются большим количеством привилегий и иммунитетами.

В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе заинтересованных сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства. Для замены судей, которые посчитают для себя невозможным дальнейшее участие в рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства, выделяются дополнительно еще два судьи.

Сторонами по делам, разбираемым Судом, являются только государства. К ведению Международного суда ООН относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Суд решает переданные ему споры на основе международного права, используя при этом международные конвенции – как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами, международный обычай как доказательство всеобщей практики, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, судебные доктрины, а также судебные решения наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

Совет Безопасности ООН

Функции и полномочия

Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

  • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
  • расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  • выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  • вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  • призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  • предпринимать военные действия против агрессора;
  • выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
  • осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
  • выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

В соответствующих статьях Устава Организации Объединенных Наций содержится дополнительная информация касательно Совета Безопасности

ICJ – International court of justice / Международный суд (МС)

____________________________________________

ICJ – International court of justice

Международный суд (МС)

Peace Palace, Carnegieplein 2,

2517 KJ, The Hague, The Netherlands

Tel.: (+31) (0)70 302 23 23

Fax: (+31) (0)70 364 99 28

ICJ – международный судебный орган, входящий в структуру ООН, разрешающий спорные претензии стран мирным путем.

История создания МС

1920г. – образована Постоянная палата международного правосудия (ППМП) под руководством Лиги Наций.

1945г. – согласно Уставу ООН, подписанного 26 июня в Сан-Франциско, учреждается Международный суд, ставший правопреемником ППМП.

1947г. – МС рассматривает первое судебное дело, касающиеся подрыва военных кораблей Великобритании во время прохода через албанский пролив Корфу, воды которого были заминированы, что повлекло человеческие жертвы, нанесло материальный ущерб. Делопроизводство рассматривалось в юридической плоскости морского права и ответственности стран.

1982г. – впервые применено положение Статута, предоставляющее возможность формировать специальную Палату ad hoc. Эта норма была использована при рассмотрении притязаний между Канадой и США относительно делимитации морской границы района залива Мэн.

1993г. – образована Палата из семи судей, занимающаяся рассмотрением экологических вопросов.

Роль и функции МС

Судебная инстанция выполняет двойную роль:

1. Согласно международным правовым нормам, занимается разрешением правовых споров между странами.

2. Выдает консультативные юридические заключения по вопросам, запрашиваемым уполномоченными специальными агентствами, являющимися частью системы ООН.

Функции судебного органа:

  • содействовать поддержанию международного мирового порядка
  • способствовать развитию, укреплению роли международного права в сфере межгосударственных отношений
  • трактовать нормы международного права, давать разъяснения относительно процедур исполнения
  • поощрять урегулирование любых споров мирным путем, находящихся под юрисдикцией Суда и за рамками его компетенции

Суд не обладает юрисдикцией рассмотрения заявок от физических лиц, неправительственных организаций, корпораций, любой другой частной организации. Суд не может предоставлять им юридические консультации, помогать в урегулировании споров между субъектами, органами власти любой из стран. Согласно Статуту, сторонами при рассмотрении спорных случаев выступают исключительно государства.

Споры, рассматриваемые в судебном органе, чаще всего связаны с территориальными и пограничными претензиями относительно экономических зон в морских районах, имеющих достаточные залежи полезных ископаемых; правом на свободный проход через территориальные воды; геологоразведку природных ресурсов; права государства флага; ведения рыбной ловли.

Остальные споры относятся к сфере государственной юрисдикции и дипломатического консульского права.

Судебное разбирательство может возбуждаться таким образом:

-уведомляя о специальном договоре, являющимся двухсторонним и заключаемым между странами, изъявивших совместное желание вынести на рассмотрение Международным судом своих претензий Договор включает перечень вопросов, предоставляемых на рассмотрение судьям. По инициативе сторон судебное разбирательство возбуждается, предварительно оповестив Секретариат

  Почтовый адрес арбитражный суд свердловской области

-подавая заявление, являющиеся односторонним. Данное заявление одной страны против другой соответствует юрисдикционной статье соглашения или заявления в рамках системы «факультативной оговорки»

Помимо разрешения спорных конфликтов между странами, МС уполномочен выдавать заключения консультативного плана, касающиеся функционирования, реализации законных полномочий организациями, входящих в систему ООН.

Украина и Международный суд

2004г. – Румынией направлен иск против Украины в МС. Спор касался делимитации морского шельфа около черноморского острова Змеиный, находящегося на 35 километровом расстоянии к востоку от украинской береговой линии. Остров площадью 0,17 км 2 административно подчинен Килийскому району Одесской области.

Украина и Румыния в судейском составе Международного суда не имеют своих представителей. Обе стороны воспользовались правом назначить специальную Палату, заслушивающую спорные притязания, включив двух дополнительных судей к основному составу.

Проблема правового статуса острова Змеиный остро стала в 2001г., когда украинская компания «Черноморнефтегаз» обнаружила месторождения нефти и газа за 40км от острова. Определение территориальной принадлежности острова влияло на порядок разграничения площади и территориальных вод вокруг него.

Судебное заседание проходило с 2 по 19 сентября 2008г. Международный суд в 2009 году вынес окончательное решение, отмечающее действительную принадлежность Украине острова и территориальных вод вокруг него.

Решение о линии разграничения исключительных экономических зон между Украиной и Румынией представляло собой компромисс интересов обеих стран.

Судейский состав МС включает 15 судей, избираемых Генасамблеей ООН на девятилетний срок полномочий среди кандидатов, имеющих высокие моральные качества, соответствующих должностным требованиям национального законодательства, являющихся квалифицированными специалистами в сфере международно-правовых отношений. Коллегия судей должна состоять из представителей ведущих международных правовых систем.

Общим руководством деятельности Суда занимается Председатель, избираемый вместе с Вице-председателем на трехлетний период правления методом тайного голосования коллегией судей. Председатель контролирует, несет ответственность за административное руководство.

Административный орган – постоянно действующий Секретариат, насчитывающий 70 человек, обеспечивающих функционирование Международного суда, решающих задачи юридического, дипломатического, административного плана.

Глава Секретариата – Секретарь, избираемый членами МС на семь лет с возможностью переизбрания на эту должность. В его обязанности входит: руководить работой подотчетных подразделений, готовить бюджетный проект, отвечать за взаимодействие Суда с ООН, государствами, международными организациями, поддерживать в актуальном состоянии общий перечень судебных дел, присутствовать на судебных слушаниях, вести протоколы этих заседаний. Глава Секретариата уполномочен визировать решения Суда.

Ежегодно, согласно Статуту, назначаются 5 судей для учреждения Палаты упрощенного судопроизводства по скорейшему разрешению споров. Коллегия судей может формировать одну/несколько Палат, состоящую минимум из 3 судей занимающихся рассмотрением дел особой категории.

Присоединиться к Статуту Международного суда могут страны, имеющие статус членов ООН, ратифицировавшие Устав данной организации.

Страны, не пребывающие в членстве ООН, но присоединившиеся к Статуту МС имеют право направлять исковые заявления в Международный суд. Такое право могут получить государства, не подпадающие под вышеперечисленные пункты, но признающие юрисдикцию Суда, обязующиеся выполнять вынесенные судебные решения.

Функции Международного суда ООН

Международный суд ООН является одним из шести главных органов ООН, учреждённым Уставом ООН для достижения одной из основных целей данной организации: производить мирными средствами, в соответствии с принципами международного права и справедливости, разрешение или улаживание международных ситуаций и споров, которые смогли бы привести к нарушению мира.

Функции Международного суда ООН

Международный Суд реализует консультативную и судебную функции. Он функционирует согласно Статуту, который является элементом Устава ООН, и собственным Регламентом.

На Суд возлагается двоякая функция:

  1. Решение согласно международному праву юридических споров, которые переданы ему государствами на рассмотрение;
  2. Вынесение консультативных заключений по правовым вопросам.

В соответствии с 96 статьей Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запросить у Международного Суда консультативное заключение по какому-либо юридическому вопросу.

Кроме того, другие органы ООН и специальные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может давать в любой момент на это разрешение, могут также делать запросы на консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, которые возникают в границах их круга деятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Средне численная продолжительность рассмотрения дел в Суде составляет приблизительно четыре года.

Основные функции и задачи Международного Суда ООН, которые определены Статутом и Уставом

Девяносто вторая статья Устава ООН обозначивает, что Международный Суд ООН — это главный судебный орган ООН. Таким образом, главная задача Международного Суда ООН заключается в рассмотрении споров международного характера. В данном вопросе он обретает приоритет над иными подобными учреждениями в границах ООН (речь идет об административном трибунале и т.д.).

Во-первых, Международный Суд ООН обладает правом и в то же время обязанностью рассмотрения наиболее важных юридических споров, во-вторых, он при некоторых условиях обладает правом пересмотра решений иных международных Судов.

Компетенция Международного Суда ООН является совокупностью его полномочий по реализации международного правосудия, то есть рассмотрению юридических споров, и вынесению консультативных заключений, как это определяется Уставом ООН и Статутом Международного Суда ООН.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При изучении компетенции Международного Суда ООН необходимо подходить к этому вопросы двояко. Важно исследовать компетенцию, отталкиваясь от характера полномочий, то есть, изучив разновидности полномочий, в совокупности, формирующие компетенцию Международного Суда ООН. Этим демонстрируется объем компетенции.

Можно так же подойти к компетенции с точки зрения ее реализации и этим образом определить принципы компетенции. Оба этих подхода имеют тесную связь между собой, так как, определяя какой-то принцип компетенции Суда, мы этим самым дополняем характеристику какой-либо нормы, которая относится к объему компетенции, так как показываем на условия ее реализации.

Виды компетенции можно обозначить, исходя из особенностей определяющих ее норм:

  • из уровня конкретности определенной нормы, то есть, исходя из того сколь широко или узко эта норма определила компетенцию Суда;
  • базируясь на «ratio material», то есть, исходя из предмета деятельности Суда: категории дел, которые обладает правом Суд рассматривать. В соответствии с первым принципом, компетенция может являться конкретной и общей. Дело в том, что компетенция Суда определяется в Статуте Международного Суда ООН и в Уставе ООН, как правило, в общей форме.

К примеру, в 36 статье сказано о том, что Суд обладает правом рассмотрения споров, которые касаются толкования договоров. И если между двумя государствами существует расхождение по отношению к толкованию договора, заключенного меж ними, то можно сказать, что общую компетенцию на рассмотрение данного спора Суд обладает, так как в соответствии со Статутом он обладает правом на рассмотрение дел данной категории.

Но неизвестно обладает ли он конкретной компетенцией на его рассмотрение. Ведь для того, чтобы какое-либо дело, которое охватывается общей компетенцией Суда, было действительно им рассмотрено, необходимым является наличие множества условий, которые вытекают из конкретного характера дела. К примеру, для того, чтобы Суд принимал на рассмотрение расхождение в толковании договоров, необходимым является, по крайней мере:чтобы две стороны согласились на передачу дела в Суд; были допущены в Суд или являлись участниками Статута, или обладали правом согласно 2 пункта 93 статьи Устава, обратиться в Суд; чтобы возможности судебной процедуры вытекали из договора и так далее.

  Требования сэс к детскому саду

Лишь при наличии всех этих условий, а возможно и ряда иных, Суд будет обладать правом рассмотрения данного спора.

По-другому рассуждая, общая юрисдикция Суда на какое-либо дело заключена в соответствии характера юрисдикции спора спорным категориям, которые упомянуты в 36 статье Статута.

Определенная юрисдикция образуется только в том случае, если определенные обстоятельства дела не находят препятствий для рассмотрения дела в Суде.

Если дело не может подпадать под общую юрисдикцию Суда, то, передавать его в Суд является нецелесообразным, даже если существует ряд обстоятельств, которые обуславливают определенную юрисдикцию, к примеру, соглашение сторон.

Как было отмечено ранее, разновидности компетенции Суда определяются, исходя из предметности его деятельности, то есть, отталкиваясь от юридического характера дел, которые рассматриваются им.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ СУД ООН

  • В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 562-563

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ СУД ООН, глав­ный су­деб­ный ор­ган Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций. Уч­ре­ж­дён в 1945, функ­цио­ни­ру­ет в со­от­вет­ст­вии со Ста­ту­том, яв­ляю­щим­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью Ус­та­ва ООН, и со сво­им Рег­ла­мен­том. На М. с. ООН воз­ло­же­на двой­ная функ­ция: 1) раз­ре­ше­ние в со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­нар. пра­вом спо­ров, пе­ре­дан­ных ему на рас­смот­ре­ние го­су­дар­ст­ва­ми; 2) вы­не­се­ние кон­суль­та­тив­ных за­клю­че­ний по юри­дич. во­про­сам, за­пра­ши­вае­мых долж­ным об­ра­зом ор­га­на­ми ООН и её спе­циа­ли­зир. уч­ре­ж­де­ния­ми. Уча­ст­ни­ка­ми Ста­ту­та М. с. ООН яв­ля­ют­ся все го­су­дар­ст­ва – чле­ны ООН. Лю­бое го­су­дар­ст­во, ко­то­рое яв­ля­ет­ся уча­ст­ни­ком Ста­ту­та, мо­жет по­тен­ци­аль­но пе­ре­дать спор на рас­смот­ре­ние это­го Су­да. М. с. ООН мо­жет рас­смот­реть лю­бой во­прос, ко­то­рый ка­са­ет­ся ме­ж­ду­нар. пра­ва. На­хо­дит­ся в г. Гаа­га.

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН — главный судебный орган Организации Объединённых Наций.

    Уч­ре­ж­дён в 1945 году, функ­цио­ни­ру­ет в со­от­вет­ст­вии со Ста­ту­том, яв­ляю­щим­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью Ус­та­ва ООН, и со сво­им Рег­ла­мен­том. На Международный суд ООН воз­ло­же­на двой­ная функ­ция: 1) раз­ре­ше­ние в со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­народным пра­вом спо­ров, пе­ре­дан­ных ему на рас­смот­ре­ние го­су­дар­ст­ва­ми; 2) вы­не­се­ние кон­суль­та­тив­ных за­клю­че­ний по юри­дическим во­про­сам, за­пра­ши­вае­мых долж­ным об­ра­зом ор­га­на­ми ООН и её спе­циа­ли­зированными уч­ре­ж­де­ния­ми. Уча­ст­ни­ка­ми Ста­ту­та Международного суда ООН яв­ля­ют­ся все го­су­дар­ст­ва — чле­ны ООН. Лю­бое го­су­дар­ст­во, ко­то­рое яв­ля­ет­ся уча­ст­ни­ком Ста­ту­та, мо­жет по­тен­ци­аль­но пе­ре­дать спор на рас­смот­ре­ние это­го Су­да. Международный суд ООН мо­жет рас­смот­реть лю­бой во­прос, ко­то­рый ка­са­ет­ся ме­ж­ду­народного пра­ва. На­хо­дит­ся в городе Гаа­га.

    Со­став Су­да. Суд включает 15 чле­нов, при­чём в его со­ста­ве не мо­жет быть двух гра­ж­дан од­но­го и то­го же го­су­дар­ст­ва. Чле­ны Су­да из­би­ра­ют­ся Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей и Со­ве­том Безо­пас­но­сти ООН из чис­ла лиц, вне­сён­ных в спи­сок по пред­ло­же­нию национальных групп По­сто­ян­ной па­ла­ты тре­тей­ско­го су­да. Со­глас­но статье 6 Ста­ту­та Международного суда ООН, ка­ж­дая груп­па до вы­яв­ле­ния кан­ди­да­тур за­пра­ши­ва­ет мне­ние выс­ших су­деб­ных ус­та­нов­ле­ний, юри­дических фа­куль­те­тов, пра­во­вых выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний и ака­де­мий сво­ей стра­ны, а так­же национальных от­де­ле­ний ме­ж­ду­народных ака­де­мий, за­ни­маю­щих­ся изу­че­ни­ем пра­ва. Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь ООН со­став­ля­ет в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке спи­сок всех лиц, чьи кан­ди­да­ту­ры бы­ли вы­став­ле­ны на долж­ность су­дей. Та­кой спи­сок пред­став­ля­ет­ся Ге­не­раль­ной Ас­самб­лее и Со­ве­ту Безо­пас­но­сти ООН, ко­то­рые го­ло­су­ют не­за­ви­си­мо друг от дру­га. Из­бран­ны­ми счи­та­ют­ся кан­ди­да­ты, по­лу­чив­шие аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во го­ло­сов и в Ге­не­раль­ной Ас­самб­лее, и в Со­ве­те Без­опас­но­сти.

    Чле­ны Су­да из­би­ра­ют­ся на 9 лет и мо­гут быть пе­ре­из­бра­ны, с тем, од­на­ко, что срок пол­но­мо­чий пя­ти су­дей пер­во­го со­ста­ва Су­да ис­те­ка­ет че­рез 3 го­да, а срок пол­но­мо­чий еще пя­ти су­дей — че­рез 6 лет. Чле­ны Су­да не мо­гут ис­пол­нять ни­ка­ких по­ли­тических или административных обя­зан­но­стей и не мо­гут по­свя­щать се­бя ни­ка­ко­му др. за­ня­тию профессионального ха­рак­те­ра.

    Со­став су­дей в це­лом дол­жен обес­пе­чить пред­ста­ви­тель­ст­во глав­ней­ших форм ци­ви­ли­за­ции и основных пра­во­вых сис­тем. Этот прин­цип от­ра­жён в сле­дую­щем рас­пре­де­ле­нии мест: 3 чле­на от Аф­ри­ки, 2 чле­на от Ла­тин­ской Аме­ри­ки, 3 чле­на от Азии, 5 чле­нов от Западной Ев­ро­пы и др. го­су­дарств (вклю­чая Ка­на­ду, США, Ав­ст­ра­лию и Но­вую Зе­лан­дию) и 2 чле­на от Восточной Ев­ро­пы (вклю­чая Рос­сию). В со­став Су­да все­гда вхо­дят гра­ж­да­не го­су­дарств — по­сто­ян­ных чле­нов Со­ве­та Безо­пас­но­сти. Чле­ны Су­да при ис­пол­не­нии ими су­деб­ных обя­зан­но­стей поль­зу­ют­ся ди­пло­ма­тическими при­ви­ле­гия­ми и им­му­ни­те­та­ми.

    Су­до­про­из­вод­ст­во

    Суд обыч­но вы­пол­ня­ет свои функ­ции в пол­ном со­ста­ве (кво­рум — 9 су­дей). Од­на­ко он мо­жет так­же соз­да­вать по­сто­ян­ные или вре­мен­ные (ad hoc) ка­ме­ры. В це­лях ус­ко­ре­ния раз­ре­ше­ния дел Суд еже­год­но об­ра­зу­ет ка­ме­ру в со­ста­ве 5 су­дей, ко­то­рая по прось­бе сто­рон мо­жет рас­смат­ри­вать и раз­ре­шать де­ла в по­ряд­ке уп­ро­щён­но­го су­до­про­из­вод­ст­ва.

    Сто­ро­на­ми по де­лам, раз­би­рае­мым Су­дом, яв­ля­ют­ся толь­ко го­су­дар­ст­ва. К его ве­де­нию от­но­сят­ся все де­ла, ко­то­рые бу­дут пе­ре­да­ны ему сто­ро­на­ми, и все во­про­сы, спе­ци­аль­но пре­ду­смот­рен­ные Ус­та­вом ООН или дей­ст­вую­щи­ми до­го­во­ра­ми и кон­вен­ция­ми. Суд не мо­жет рас­смат­ри­вать спо­ры ме­ж­ду ме­ж­ду­народными ор­га­ни­за­ция­ми, за­яв­ле­ния ча­ст­ных лиц или кор­по­ра­ций, не впра­ве при­нять в про­из­вод­ст­во де­ла, ка­саю­щие­ся ме­ж­ду­на­род­но­го уго­лов­но­го пра­ва.

    Го­су­дар­ст­ва — уча­ст­ни­ки Ста­ту­та Международного суда ООН мо­гут в лю­бое вре­мя зая­вить, что они при­зна­ют без осо­бо­го о том со­гла­ше­ния ipso facto (в си­лу са­мо­го фак­та) в от­но­ше­нии лю­бо­го ино­го го­су­дар­ст­ва, при­няв­ше­го та­кое же обя­за­тель­ст­во, юрис­дик­цию Су­да по всем пра­во­вым спо­рам, ка­саю­щим­ся: 1) тол­ко­ва­ния до­го­во­ра; 2) лю­бо­го во­про­са ме­ж­ду­народного пра­ва; 3) на­ли­чия фак­та, ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой на­ру­ше­ние ме­ж­ду­народных обя­за­тель­ст­ва; 4) ха­рак­те­ра и раз­ме­ров воз­ме­ще­ния, при­чи­таю­ще­го­ся за на­ру­ше­ние ме­ж­ду­народных обя­за­тельств. Международный суд ООН мо­жет рас­смат­ри­вать де­ло лишь в том слу­чае, ес­ли со­от­вет­ст­вую­щее го­су­дар­ст­во оп­ре­де­лён­ным об­ра­зом даст со­гла­сие на то, что­бы стать сто­ро­ной раз­би­ра­тель­ст­ва в Су­де (пу­тём под­пи­са­ния специального со­гла­ше­ния; вклю­че­ни­ем в до­го­вор ста­тьи, в ко­то­рой го­су­дар­ст­во за­ра­нее обя­зу­ет­ся при­знать юрис­дик­цию Су­да в слу­чае воз­ник­но­ве­ния спо­ра по по­во­ду при­ме­не­ния дан­но­го до­го­во­ра; од­но­сто­рон­ним за­яв­ле­ни­ем о при­зна­нии обя­зательной юрис­дик­ции Су­да в от­но­ше­нии лю­бо­го дру­го­го го­су­дар­ст­ва).

    Суд ре­ша­ет пе­ре­дан­ные ему спо­ры на ос­но­ва­нии ме­ж­ду­народного пра­ва и при­ме­ня­ет при этом: ме­ж­ду­народные кон­вен­ции, как об­щие, так и спе­ци­аль­ные, ус­та­нав­ли­ваю­щие пра­ви­ла, оп­ре­де­лён­но при­знан­ные спо­ря­щи­ми го­су­дар­ст­ва­ми; ме­ж­ду­народный обы­чай как до­ка­за­тель­ст­во все­об­щей прак­ти­ки, при­знан­ной в ка­че­ст­ве пра­во­вой нор­мы; об­щие прин­ци­пы пра­ва, при­знан­ные ци­ви­ли­зо­ван­ны­ми на­ция­ми; су­деб­ные ре­ше­ния и док­три­ны наи­бо­лее ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­циа­ли­стов по пуб­лич­но­му пра­ву различных го­су­дарств в ка­че­ст­ве вспо­мо­гательного сред­ст­ва для оп­ре­де­ле­ния пра­во­вых норм. Од­на­ко эти ус­ло­вия не ог­ра­ни­чи­ва­ют пра­ва Су­да раз­ре­шать де­ло ex aequo et bono (по спра­вед­ли­во­сти и по до­б­ру), ес­ли сто­ро­ны с этим со­глас­ны.

      Заявление на имя начальника полиции

    Де­ла на­прав­ля­ют в Международный суд ООН, в за­ви­си­мо­сти от об­стоя­тельств, но­ти­фи­ка­ци­ей спец. со­гла­ше­ния или письменным за­яв­ле­ни­ем на имя сек­ре­та­ря Су­да. В обо­их слу­ча­ях долж­ны быть ука­за­ны пред­мет спо­ра и сто­ро­ны. Сек­ре­тарь не­мед­лен­но на­прав­ля­ет за­яв­ле­ние всем за­ин­те­ре­со­ван­ным ли­цам. Суд име­ет пра­во при­нять лю­бые временные ме­ры для обес­пе­че­ния прав ка­ж­дой из сто­рон. Впредь до вы­не­се­ния окон­ча­тель­но­го ре­ше­ния со­об­ще­ние о пред­ла­гае­мых ме­рах не­мед­лен­но до­во­дит­ся до све­де­ния сто­рон и Со­ве­та Безо­пас­но­сти ООН.

    Го­су­дар­ст­во, ко­то­рое пред­став­ля­ет за­яв­ле­ние, име­ну­ет­ся зая­ви­те­лем, а др. го­су­дар­ст­во — от­вет­чи­ком. Го­су­дар­ст­во-зая­ви­тель по­даёт ме­мо­ран­дум, на ко­то­рый го­су­дар­ст­во-от­вет­чик пред­став­ля­ет контр­ме­мо­ран­дум. Су­до­про­из­вод­ст­во де­лит­ся на две час­ти: пись­мен­ное и уст­ное. Письменное су­до­про­из­вод­ст­во со­сто­ит из со­об­ще­ния Су­ду и сто­ро­нам ме­мо­ран­ду­мов, контр­ме­мо­ран­ду­мов и от­ве­тов на них, а так­же всех под­твер­ждаю­щих их бу­маг и до­ку­мен­тов. Уст­ное су­до­про­из­вод­ст­во со­сто­ит в за­слу­ши­ва­нии Су­дом сви­де­те­лей, экс­пер­тов, пред­ста­ви­те­лей, по­ве­рен­ных и ад­во­ка­тов. Слу­ша­ние де­ла про­из­во­дит­ся пуб­лич­но. Од­на­ко сто­ро­ны мо­гут по­тре­бо­вать за­кры­то­го слу­ша­ния де­ла.

    Ре­ше­ние Су­да из­да­ёт­ся в ка­че­ст­ве дву­языч­но­го до­ку­мен­та с французским и английским ва­ри­ан­та­ми и со­сто­ит из вве­де­ния, ос­но­ва­ния ре­ше­ния Су­да, по­ста­нов­ляю­щей час­ти. Ре­ше­ние яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным для стран. В со­от­вет­ст­вии со статьей 94 Ус­та­ва ООН ка­ж­дый член ООН обя­зу­ет­ся вы­пол­нять ре­ше­ние Су­да по то­му де­лу, в ко­то­ром он яв­ля­ет­ся сто­ро­ной. Ес­ли ре­ше­ния Су­да не вы­пол­ня­ют­ся, то др. сто­ро­на спо­ра мо­жет до­ве­сти этот во­прос до све­де­ния Со­ве­та Безо­пас­но­сти, ко­то­рый впра­ве при­нять ме­ры о при­ну­ди­тель­ном вы­пол­не­нии ре­ше­ния Су­да.

    Кон­суль­та­тив­ные за­клю­че­ния

    Суд мо­жет да­вать кон­суль­та­тив­ные за­клю­че­ния по лю­бо­му юри­дическому во­про­су по за­про­су лю­бо­го уч­ре­ж­де­ния, упол­но­мо­чен­но­го де­лать та­кие за­про­сы са­мим Ус­та­вом ООН или со­глас­но это­му Ус­та­ву. Во­про­сы, по ко­то­рым ис­пра­ши­ва­ет­ся кон­суль­та­тив­ное за­клю­че­ние Су­да, пред­став­ля­ют­ся Су­ду в письменном за­яв­ле­нии. ЭКОСОС, Со­вет по опе­ке, Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь ООН, а так­же спе­циа­ли­зи­рованные уч­ре­ж­де­ния ООН мо­гут за­пра­ши­вать кон­суль­та­тив­ные за­клю­че­ния Су­да с раз­ре­ше­ния Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи и Со­ве­та Безо­пас­но­сти. Кон­суль­та­тив­ные за­клю­че­ния не име­ют обя­за­тель­ной си­лы. Од­на­ко по не­ко­то­рым ме­ж­ду­народным до­го­во­рам они при­зна­ют­ся ре­шаю­щи­ми для сто­рон в спо­ре. Суд мо­жет от­ка­зать­ся вы­не­сти кон­суль­та­тив­ное за­клю­че­ние, ес­ли оно бу­дет про­ти­во­ре­чить его су­деб­но­му ха­рак­те­ру или су­ще­ст­вен­но важ­ным нор­мам, ко­то­ры­ми он ру­ко­во­дству­ет­ся в сво­ей дея­тель­но­сти, или ес­ли та­кая прось­ба вы­хо­дит за рам­ки пол­но­мо­чий за­пра­ши­ваю­ще­го ор­га­на. За вре­мя су­ще­ст­во­ва­ния Суд рас­смот­рел бо­лее 100 дел и вы­нес свыше 30 кон­суль­та­тив­ных за­клю­че­ний.

    Международный суд ООН: устройство, функции. Справка

    Грузия вносит иск против России в Международный суд ООН, заявила на брифинге в Тбилиси замглавы МВД Грузии Екатерина Згуладзе.

    Международный суд ООН — один из шести главных органов ООН и главный судебный орган этой организации. Учрежден в 1945 году вместо существовавшей до Второй мировой войны при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия.

    Суд формируется и действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН. Статут Международного суда был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года.

    Функции

    Сторонами в рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Суд уполномочен рассматривать правовые споры между государствами, связанные с нарушением международных договоров и обязательств или возникающие при их толковании; принимать обязательные к исполнению решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотрение; давать консультативные, не имеющие обязательной силы заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности и других органов ООН с разрешения ГА ООН

    В суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Все государства участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных СБ ООН. Кроме того, СБ ООН может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.

    Судопроизводство

    Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:

    1). Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;

    2). Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы «факультативной оговорки».

    В документах, сопровождаемых письмом министра иностранных дел соответствующего государства или его посла в Гааге, должен указываться точный предмет спора и названия сторон. Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: помимо вышеупомянутых элементов, государство заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции. Оно должно также указать точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии.

    Секретарь немедленно препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам членам, имеющим право обращаться в Суд. Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.

    Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. В статье 94 Устава Организации Объединенных Наций предусматривается, что «каждый член Организации обязуется выполнить решение [Суда] по тому делу, в котором он является стороной». Любое государство, независимо от того, является ли оно членом Организации Объединенных Наций или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

    Члены Международного Суда

    В составе Суда 15 судей. Они избираются ГА ООН и СБ ООН, голосующими независимо друг от друга. При назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены основные правовые системы мира. Судьи избираются на девятилетний срок, причем треть состава суда переизбирается каждые три года. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и выступают в личном качестве, а не как представители государств, гражданами которых они являются, однако в числе судей не может быть более одного гражданина любого государства. К работе суда привлекаются также временные судьи.

    Руководство

    Суд избирает сроком на три года председателя и вице председателя Суда, которые могут быть переизбраны. Суд назначает своего секретаря.

    Официальные языки Суда — французский и английский.

    Местопребыванием Суда является Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).