Финансовая отчетность медицинского учреждения

ОБЗОР ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ, СОСТАВЛЯЕМЫХ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Учреждения системы здравоохранения по использованным финансовым ресурсам составляют не только общие для бюджетных учреждений формы отчетности , но и целый ряд особых форм. Необходимость этого вызвана тем, что учреждения данной отрасли получают финансовые ресурсы в разрезе целого ряда государственных программ, по реализации каждой из которых следует составить и представить соответствующему органу отчет. В статье автор делает обзор форм, составляемых учреждениями здравоохранения, кратко их характеризует и дает рекомендации по их заполнению.

Формы отчетности и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (далее — программа государственных гарантий) ежегодно утверждается Правительством РФ. Так, Федеральная программа государственных гарантий на 2008 г. утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 286. В ней определяются источники финансирования бесплатной медицинской помощи, которыми являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджетов бюджетной системы РФ. На основании утвержденной Федеральной программы государственных гарантий правительство субъекта РФ разрабатывает территориальную программу, которая реализуется за счет средств бюджета субъекта РФ и средств ОМС.

Из федерального бюджета выделяются денежные средства на оказание видов медицинской помощи, поименованных в ежегодно утверждаемой программе государственных гарантий. Например, в 2008 г. оказываются:

— высокотехнологичная медицинская помощь в специализированных медицинских организациях;

— дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ либо (при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъектов РФ) медицинскими организациями, в которых в порядке, установленном законодательством РФ, размещен муниципальный заказ), а также учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, Российской академии наук, Сибирского и Дальневосточного отделений Российской академии наук при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи;

— медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан;

— дополнительная бесплатная медицинская помощь, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

— другие виды медицинской помощи.

По каждому из названных видов медицинской помощи составляется своя форма отчетности. Ниже будут рассмотрены некоторые из них.

Отчет по реализации территориальной программы

оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) (независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности), оказывающие медицинскую помощь гражданам по территориальной программе государственных гарантий, по итогам отчетного года составляют и представляют в орган управления Отчет по форме N 62 «Сведения о реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» (далее — Отчет по форме N 62). Форма Отчета утверждена Приказом Минздрава России и ФФОМС от 13.11.2003 N 542/58 (далее — Приказ N 542/58).

Отчет по форме N 62 (в том числе его сводную форму) помимо ЛПУ составляют:

— орган управления здравоохранением муниципального образования;

— орган управления здравоохранением субъекта РФ;

— территориальный фонд ОМС;

— Федеральный фонд ОМС;

Для каждого участника, реализовывающего данную государственную программу, установлены свои сроки представления отчетности. Например, ЛПУ представляют ее в орган управления здравоохранением муниципального образования и в ТФОМС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. В свою очередь, ФФОМС представляет отчет до 1 июня года, следующего за отчетным.

Отчет по форме N 62 заполняется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минздравсоцразвития России N 5296-ВС и ФФОМС N 5493/40-3 от 03.11.2005, и Инструкцией, приведенной в Приложении 2 к Приказу N 542/58 (далее — Инструкция N 542/58). Отчет формируется на основании данных бухгалтерского и статистического учета и включает в себя следующие таблицы: 1000 «Учреждения здравоохранения, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий», 2000 «Формирование и выполнение территориальной программы государственных гарантий», 3000 «Целевые программы» и 4000 «Платные медицинские услуги и ДМС».

Примечание. В Методических рекомендациях приведены контрольные соотношения, с помощью которых можно проверить правильность составления данной формы.

Учреждения здравоохранения в Отчете по форме N 62 заполняют таблицы 2000 и 4000. Органы управления здравоохранением совместно с фондами ОМС заполняют все таблицы, имеющиеся в форме. Используя Инструкцию N 542/58 и Методические рекомендации, рассмотрим подробнее сведения, отражающиеся в каждой из таблиц Отчета.

Таблица 1000 заполняется на основании приложений к территориальной программе государственных гарантий, содержащих перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, и учреждений, финансируемых из бюджета. Например, по Нижегородской области — на основании Приложений 3 и 4 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 02.11.2007 N 408 «О Программе государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи на 2008 год». В таблице поименованы учреждения, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, в частности учреждения скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинические и санаторно-курортные учреждения, больничные учреждения, центры и прочие учреждения. Наименования этих учреждений должны соответствовать наименованиям, указанным в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627.

При заполнении таблицы 2000 используются отчеты «Сведения о поступлении и расходовании денежных средств ОМС медицинскими учреждениями» по форме N 14-Ф (сводной) и «Сведения о поступлении и расходовании денежных средств ОМС медицинским учреждением» по форме N 14-Ф. Формы этих отчетов утверждены Приказом ФФОМС от 23.03.2005 N 30 «Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения и Порядка их заполнения» (далее — Приказ ФФОМС N 30). Напомним, что форму ведомственного статистического наблюдения N 14-Ф составляют медицинские учреждения всех министерств и ведомств независимо от форм собственности, получавшие средства ОМС, и представляют ее в ТФОМС и страховые организации. ТФОМС составляют форму N 14-Ф (сводную), которая представляется ими в ФФОМС. Данные в формах приводятся нарастающим итогом за период с начала года в рублях. Таблица 2000 заполняется в тысячах рублей.

Расчетные, утвержденные и фактически выполненные объемы медицинской помощи на уровне учреждений здравоохранения представляются на основании отчетных данных учреждения здравоохранения и установленных государственных и муниципальных заданий, а объемы медицинской помощи населению на уровне субъекта РФ (свод) представляются на основании постановления главы администрации или закона субъекта РФ. Причем при заполнении таблицы 2000 необходимо учитывать следующее:

— учреждения здравоохранения в графах 4, 7, 16, 19 указывают расчетные объемы медицинской помощи, которые могут быть выполнены данными учреждениями в течение года в зависимости от мощности и действующих нормативов;

— органы управления здравоохранением и ТФОМС при своде отчетных данных учреждений здравоохранения указывают расчетную потребность в объемах медицинской помощи в зависимости от нормативов, утвержденных программой государственных гарантий, с их коррекцией по конкретному субъекту РФ с учетом уровня заболеваемости и демографического состава населения;

— графы 5, 8, 17, 20 отражают государственные и муниципальные задания учреждений здравоохранения, установленные вышестоящим органом управления здравоохранением;

— при своде отчетных данных учреждений здравоохранения органы управления здравоохранением и ТФОМС указывают объемы медицинской помощи, утвержденные в территориальной программе госгарантий (в том числе по программе ОМС).

Учреждения здравоохранения, финансируемые из федерального бюджета, заполняют таблицу 2000-Ф. В ней отражаются сведения о том, какому количеству больных была оказана медицинская помощь (амбулаторная, стационарная помощь, помощь в дневных стационарах, санаторная помощь, дорогостоящие виды медицинской помощи и другие виды медицинской помощи), сколько финансовых средств, выделенных из федерального бюджета, было на это потрачено и какое количество дней пациент находился на лечении в учреждении (за исключением амбулаторно-поликлинической помощи, которую клиенты получают на дому). По дорогостоящим видам медицинской помощи учреждение указывает количество квот (больных), утвержденных ему на соответствующий год. Данная таблица заполняется в рублях.

Таблицу 3000 заполняют органы управления здравоохранением субъекта РФ и ТФОМС. В ней указываются средства бюджетов субъекта РФ (в том числе муниципальных образований), средства ТФОМС и федеральные средства (федерального бюджета и ФФОМС), утвержденные и фактически израсходованные на реализацию целевых программ субъекта РФ и федеральных целевых программ.

В таблице 4000 отражаются сведения о планируемых и выполненных объемах отдельных видов медицинской помощи и ее финансировании за счет средств добровольного медицинского страхования, платных медицинских услуг и прочих внебюджетных источников. Указанные в этой таблице финансовые показатели находят свое отражение в графе 5 «Приносящая доход деятельность» раздела «Доходы» формы N 0503121 «Отчет о финансовых результатах», утвержденной Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В таблице 4001 отражаются направления расходования средств, финансируемые из разных источников (бюджетных, государственных внебюджетных фондов и приносящей доход деятельности). Указанные в ней сведения отражаются в графах 4 и 5 раздела «Расходы» формы N 0503121.

В подтабличной строке с кодом 5000 указывается дата утверждения территориальной программы госгарантий и номер соответствующего постановления (закона).

В подтабличной строке с кодом 5001 указывается общая численность постоянного населения субъекта РФ по данным Госкомстата на начало отчетного года (п. 1).

В подтабличной строке с кодом 5002 приводится число застрахованных граждан по ОМС — всего (п. 1), работающих (п. 2), в том числе постоянно проживающих на территории субъекта РФ (п. 3), неработающих (п. 4) в соответствии с формой N 8 «Сведения о числе граждан, застрахованных по ОМС», утвержденной Приказом ФФОМС N 30.

Отчет по финансовым ресурсам, полученным и

израсходованным на проведение доплат

медицинским работникам

Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2008 N 179 утверждена форма отчетности о расходах бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования — учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов РФ. Уполномоченный орган субъекта РФ представляет данную форму по всем подведомственным учреждениям здравоохранения в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. В Отчете указываются:

— данные о численности медработников, имеющих право на получение данной выплаты (графа 2);

— остаток неиспользованных субсидий на начало и конец отчетного периода (графы 3 и 4);

— размер субсидий, поступивших в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета за отчетный период и с начала года (графы 5 и 6);

— размер субсидий, перечисленных из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образований субъекта РФ за отчетный период и с начала года (графы 7 и 8);

— остаток неиспользованных субсидий на конец отчетного периода и с начала года (графы 9 и 10);

— объем средств, поступивших из бюджетов муниципальных образований в учреждения здравоохранения за отчетный период и с начала года (графы 11 и 12);

— объем расходов, произведенных учреждениями здравоохранения за отчетный период и с начала года (графы 13 и 14).

Учреждения здравоохранения, находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства, Российской академии наук, Сибирского и Дальневосточного отделений Российской академии наук, представляют ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет об использовании средств по форме, утвержденной Приложением 4 к Приказу Минздравсоцразвития России N 128н . Те, в свою очередь, составляют и представляют в Минздравсоцразвития сводный отчет по форме, приведенной в Приложении 2 к данному Приказу, ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Приказ Минздравсоцразвития России от 18.03.2008 N 128н «Об утверждении Порядка и формы представления отчетов об использовании средств на выплаты, связанные с оказанием дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения ведомственного подчинения при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи».

Учреждениями здравоохранения отчет составляется в соответствии со сведениями бюджетного учета. Остаток средств на начало и конец отчетного периода сверяется с банковской выпиской.

В графе 1 отчета указываются категории медицинских работников, в графе 2 — фактическая численность этих работников (врачей и их медицинских сестер), имеющих право на получение денежных выплат за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, а в графе 3 — численность данных медицинских работников, указанных в бюджетных заявках.

В графах 4 и 5 отражается сумма средств, полученных учреждением здравоохранения от Федерального медико-биологического агентства (Российской академии наук, Сибирского, Дальневосточного отделений Российской академии наук) на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Причем в графе 4 показывается сумма средств, полученная за отчетный период, а в графе 5 — нарастающим итогом с начала года.

В графах 6 и 7 указывается сумма средств, израсходованных учреждением здравоохранения на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Причем в графе 6 указывается сумма израсходованных средств за отчетный период, а в графе 7 — сумма израсходованных средств нарастающим итогом с начала года.

В графах 8 и 9 отражается остаток не использованных учреждением здравоохранения средств на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи на конец отчетного периода и с начала отчетного года.

На основании представленных учреждениями здравоохранения отчетов Федеральное медико-биологическое агентство, Российская академия наук, Сибирское, Дальневосточное отделения Российской академии наук составляют и представляют в Минздравсоцразвития отчеты по форме, утвержденной Приложением 2 к Приказу Минздравсоцразвития России N 128н. Данная форма подобна той, которую составляют учреждения здравоохранения, в нее только добавлены дополнительные графы, отражающие сведения об объеме лимитов бюджетных обязательств, поступивших из федерального бюджета на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи за отчетный период и с начала года нарастающим итогом.

Отчет по средствам, израсходованным на диспансеризацию

Из бюджета ФФОМС выделяются средства на проведение дополнительной диспансеризации:

а) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) работающих граждан.

По каждому виду диспансеризации составляется своя форма отчетности.

Диспансеризация детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

По диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заполняется форма «Отчет территориального фонда обязательного медицинского страхования (учреждения здравоохранения) об использовании субсидий ФФОМС, направленных на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Отчет по диспансеризации детей-сирот), утвержденная Приложением 1 к Приказу ФФОМС N 120 .

Приказ ФФОМС от 03.06.2008 N 120 «Об утверждении формы и Порядка представления отчетов об использовании субсидий на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Учреждения здравоохранения составляют месячный Отчет по диспансеризации детей-сирот по состоянию на 1-е число и представляют его до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в адрес ТФОМС, который, в свою очередь, составляет месячный Отчет по диспансеризации детей-сирот по состоянию на 1-е число и представляет его до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в адрес ФФОМС. Отчет составляется на основании данных бюджетного учета в рублях с точностью до второго десятичного знака. В Отчете отражаются сведения по завершению расчетов предыдущего года, объем финансирования расходов текущего года и общий показатель. Формирование Отчета по диспансеризации детей-сирот учреждениями здравоохранения и ТФОМС осуществляется в Порядке, утвержденном Приложением 2 к Приказу ФФОМС N 120, и имеет свои особенности. Рассмотрим их.

  Требуется курьер пенсионер в москве

Учреждения здравоохранения. По строке 010 отражается остаток средств:

— на завершение расчетов предыдущего года, не использованных на начало отчетного периода (года) (графы 3 и 4);

— на финансирование расходов текущего года, не использованных на начало отчетного периода (года) (графы 5 и 6).

Сумма средств, поступивших от территориального фонда на завершение расчетов предыдущего года и на финансирование расходов текущего года, соответственно, в отчетном периоде и нарастающим итогом с начала года отражается по строке 020.

Строки 030 «Перечислено ТФОМС», 040 «Возврат средств от учреждений здравоохранения» не заполняются.

Сумма средств в общем объеме, израсходованная учреждением здравоохранения на проведение диспансеризации детей в предыдущем и текущем годах, соответственно, в отчетном периоде и нарастающим итогом указывается по строке 050.

Ниже в строках 051, 052, 053 и 054 учреждение здравоохранения детализирует направление расходования денежных средств:

— на оплату труда медицинских работников, участвовавших в проведении диспансеризации детей (строка 051);

— на начисления на оплату труда медицинских работников, участвовавших в проведении диспансеризации детей в предыдущем и текущем году (строка 052);

— на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения диспансеризации детей (строка 053);

— на оплату договоров о привлечении соответствующих медицинских работников учреждения здравоохранения, имеющего лицензию на требуемые виды работ (услуг), для проведения диспансеризации детей в полном объеме в предыдущем и текущем годах (строка 054).

Сумма средств, восстановленных учреждением здравоохранения в отчетном периоде и нарастающим итогом с начала года, отражается по строке 060. При этом сумма средств, возвращенных учреждениями здравоохранения в ТФОМС в отчетном периоде и нарастающим итогом с начала года, отражается по строке 070.

Остаток средств, не использованных учреждением здравоохранения на завершение расчетов предыдущего года, а также на финансирование расходов текущего года и на конец отчетного периода (года), отражается по строке 080. Причем остаток средств, не использованных учреждением на завершение расчетов предыдущего года, рассчитывается путем суммирования остатка средств на начало отчетного периода (года) (строка 010 граф 3, 4), поступлений из ТФОМС (строка 020 граф 3, 4), восстановленных средств (строка 060 граф 3, 4) за минусом сумм, израсходованных учреждением здравоохранения (строка 050 граф 3, 4) и возвращенных в ТФОМС (строка 070 граф 3, 4). В свою очередь, остаток средств на конец отчетного периода (года) учреждения здравоохранения складывается из остатка средств на начало отчетного периода (года) (строка 010 граф 5, 6), поступлений из ТФОМС (строка 020 граф 5, 6), восстановленных средств (строка 060 граф 5, 6) за минусом сумм, израсходованных учреждением здравоохранения (строка 050 граф 5, 6) и возвращенных в ТФОМС (строка 070 граф 5, 6).

В графах 7 и 8 по соответствующим строкам Отчета по диспансеризации детей-сирот отражается общая сумма средств, направленных на проведение диспансеризации детей, соответственно, в отчетном периоде и нарастающим итогом с начала года.

Территориальные фонды ОМС составляют Отчет по диспансеризации детей-сирот на основании своих данных, используя показатели, отраженные на счетах бюджетного учета и отчетов учреждений здравоохранения. Остановимся на заполнении лишь тех граф Отчета, которые имеют особенности в заполнении, поскольку остальные графы заполняются в порядке, аналогичном рассмотренному выше.

Сумма средств, перечисленных ТФОМС в учреждения здравоохранения на завершение расчетов предыдущего года и на финансирование расходов текущего года, отражается по строке 030 Отчета.

Объем средств, возвращенных учреждениями здравоохранения в ТФОМС, показывается в строке 040.

Строки 050-054 заполняются путем консолидации отчетов учреждений здравоохранения. В них отражается сумма средств, израсходованная учреждениями здравоохранения на проведение диспансеризации детей в предыдущем и текущем годах. По строке 050 отражается общий объем средств, использованных на диспансеризацию, а по строкам 051, 052, 053, 054 показывается детализация произведенных учреждениями здравоохранения расходов.

Строка 060 «Восстановлено средств учреждением здравоохранения» территориальным фондом ОМС не заполняется.

По строке 070 указывается сумма средств, возвращенных ТФОМС в ФФОМС, соответственно, в отчетном периоде и нарастающим итогом с начала года.

По строке 080 (графы 3, 4) отражается остаток средств, не использованных ТФОМС на завершение расчетов предыдущего года на конец отчетного периода (года). При этом остаток этих средств на конец отчетного периода (года) для ТФОМС складывается из остатка средств на начало отчетного периода (года) (строка 010 граф 3, 4), поступлений из ФФОМС (строка 020 граф 3, 4), возврата средств от учреждений здравоохранения (строка 040 граф 3, 4) за минусом сумм, перечисленных учреждениям здравоохранения (строка 030 граф 3, 4) и в ФФОМС (строка 070 граф 3, 4).

По строке 080 (графы 5, 6) отражается остаток средств на финансирование расходов текущего года, не использованных территориальным фондом на конец отчетного периода (года). Причем их остаток на конец отчетного периода (года) для ТФОМС складывается из остатка средств на начало отчетного периода (года) (строка 010 граф 5, 6), поступлений из ФФОМС (строка 020 граф 5, 6), возврата средств от учреждений здравоохранения (строка 040 граф 5, 6) за минусом сумм, перечисленных учреждениям здравоохранения (строка 030 граф 5, 6) и в ФФОМС (строка 070 граф 5, 6 (строка 070 граф 3, 4)).

В графах 7 и 8 по соответствующим строкам Отчета по диспансеризации детей-сирот отражается общая сумма средств, направленных на проведение диспансеризации детей, соответственно, в отчетном периоде и нарастающим итогом с начала года.

Диспансеризация работающих граждан

Учреждения здравоохранения об использовании субсидий, выделенных на проведение диспансеризации работающих граждан, составляют отчет по форме N 1-ДД «Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — Отчет по форме N 1-ДД), утвержденной Приказом ФФОМС от 14.04.2008 N 82 «Об утверждении отчетных форм по проведению дополнительной диспансеризации» (далее — Приказ N 82). Отчет формируется ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представляется в ТФОМС до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Отчет по форме N 1-ДД состоит из четырех таблиц (1000, 2000, 3000, 4000). В таблице 1000 отражается объем полученных и израсходованных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан средств, а также остаток неиспользованных средств. В прочих таблицах отражаются количественные показатели проведения диспансеризации (численность граждан, работающих и прошедших дополнительную диспансеризацию, с распределением по группам состояния здоровья, наименованию заболевания, а также количество выявленных больных социально значимыми заболеваниями). Сведения для заполнения таблиц 2000, 3000 и 4000 представляются отделениями ЛПУ.

Рассмотрим порядок заполнения каждой таблицы.

В таблице 1000 «Итоги дополнительной диспансеризации граждан» представляются:

— в графе 1 — сведения об остатках денежных средств на отдельном счете ЛПУ, открытом в установленном порядке для перечисления средств на проведение дополнительной диспансеризации на начало отчетного периода;

— в графе 2 — сведения о сумме финансовых средств, поступивших из ТФОМС на счет учреждения здравоохранения на финансирование расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан. Сумма средств, направленная ТФОМС в ЛПУ, должна быть кратна нормативу затрат на проведение дополнительной диспансеризации, утвержденному Минздравсоцразвития;

— в графе 3 — сведения о фактических расходах ЛПУ, направленных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Показатель графы 3 должен быть равен сумме граф 4, 5, 6 и 7, в которых детализируется направление расходования средств на проведение диспансеризации. По графе 4 отражается объем средств, израсходованных ЛПУ на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)). По графе 5 указываются средства, израсходованные на начисления на оплату труда, по графе 6 — сведения о фактических расходах ЛПУ, направленных на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан. В графе 7 представляются сведения о фактических расходах ЛПУ, направленных учреждениями здравоохранения на оплату договоров о привлечении соответствующих медицинских работников для проведения дополнительной диспансеризации. Таблица 1000 заполняется учреждениями здравоохранения, заключившими договор на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан с другими учреждениями здравоохранения.

Сведения о финансовых средствах, возвращенных в отчетном периоде в ТФОМС в связи с нецелевым использованием средств, выявленным в ходе проверки, отражаются в графе 8, а остаток неиспользованных финансовых средств на проведение диспансеризации на конец отчетного периода — в графе 9.

При составлении отчета следует вносить данные, касающиеся только дополнительной диспансеризации, проводимой в 2008 г. Финансовые средства, направленные на завершение расчетов по 2007 г., в таблицу не вносятся.

Таблицы 2000, 3000 и 4000 заполняются на основании представленных в бухгалтерию сведений, обобщенных из учетных форм N 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного» и N 131/у-ДД-08 «Карта учета дополнительной диспансеризации», утвержденных Приказами N 255 и N 80н.

В таблице 2000 «Итоги дополнительной диспансеризации граждан» в графе 1 отражаются сведения о численности работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, случаи которых оплачены по нормативу затрат на проведение дополнительной диспансеризации, утвержденному Минздравсоцразвития. В графах 2-6 распределяется численность из графы 1 по группам состояния здоровья на основании сведений, отраженных в учетных формах N 025/у-04 и N 131/у-ДД-08.

В таблице 3000 «Итоги дополнительной диспансеризации граждан» отражаются сведения о числе случаев заболеваний по кодам МКБ-10, указанным в строке 01 (включая и социально значимые), у работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, случаи которых оплачены.

В таблице 4000 «Итоги дополнительной диспансеризации граждан» представляются сведения о численности работников, прошедших дополнительную диспансеризацию, у которых обнаружены социально значимые заболевания (туберкулез (A15-A19), злокачественные новообразования (C00-C97), сахарный диабет (E10-E14), гепатиты B и C (B16, B17.1, B18.0-18.2)) — как впервые выявленные, так и ранее зарегистрированные случаи, — из числа работающих граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, случаи которых оплачены.

Помимо Отчета по форме N 1-ДД учреждения здравоохранения составляют на 1-е число каждого месяца и представляют в ТФОМС до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет учреждения здравоохранения об использовании средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан по форме, утвержденной Приложением 3 к Приказу ФФОМС от 14.03.2008 N 57 (далее — Приказ N 57). В Отчете отражаются следующие сведения:

— остаток неиспользованных средств на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан на начало и конец отчетного периода;

— сумма средств, поступивших от ТФОМС на оплату проведенной дополнительной диспансеризации работающих граждан за отчетный период и нарастающим итогом с начала года;

— объем средств, израсходованных учреждением на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан за отчетный период и нарастающим итогом с начала года с детализацией по видам проведенных расходов (на оплату труда, на начисления на оплату труда, на расходы по оплате договоров о привлечении необходимых медицинских работников и другие);

— размер восстановленных учреждением средств за отчетный период и нарастающим итогом с начала года;

— объем средств, возвращенных в ТФОМС за отчетный период и нарастающим итогом с начала года.

Территориальные фонды ОМС по средствам, полученным из ФФОМС и доведенным до учреждений здравоохранений, составляют:

— отчет территориального фонда обязательного медицинского страхования об использовании субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан (форма Отчета приведена в Приложении 1 к Приказу N 57, Порядок ее заполнения — в Приложении 2 к данному Приказу). Сразу заметим, этот Отчет аналогичен Отчету по форме N 1-ДД, представляемому учреждениями здравоохранения, который был рассмотрен нами выше. ТФОМС составляет месячный отчет по состоянию на 1-е число и представляет его до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в ФФОМС. Он составляется на основании данных бюджетного учета в рублях с точностью до второго знака после запятой. Остаток средств на начало и конец отчетного периода сверяется с выпиской банка;

— отчетную форму N 2-ДД «Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан», утвержденную Приложением 2 к Приказу N 82. Рекомендации по ее заполнению приведены в Приложении 3 к данному Приказу. Срок предоставления формы — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Этот Отчет аналогичен Отчету по форме N 1-ДД, рассмотренному нами выше.

Зам. главного редактора журнала

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: количество бруса в кубе по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Особенности учета и отчетности частного учреждения

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета частных учреждений, состав и порядок представления отчетности.

Определение частного учреждения дано в ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ) и ст.123.23 ГК РФ.

Частное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Частное учреждение полностью или частично финансируется за счет физических и юридических лиц (собственников имущества учреждения).

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. А при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Частные учреждения, как правило, создаются в образовательной сфере (частные детские сады, школы, кружки). Как и любая НКО, частное учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.

Специфика правового статуса частного учреждения предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности частного учреждения

Частные учреждения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Федеральным законом о бухгалтерском учете дано право НКО применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета перечислены в информационном письме Минфина РФ ПЗ-1/2015.

При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

При формировании бухгалтерского баланса следует учитывать особенности, связанные с правовым статусом учреждения.

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. Частные учреждения должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета частного учреждения

Частные учреждения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. На практике, в основном, частные учреждения применяют упрощенную систему налогообложения. В этом случае при определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, частные учреждения должны учитывать особенности налогообложения, обусловленные характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ частные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Применение 0 ставки возможно только в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.

  Росгосстрах компенсация вкладов

Учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на 0 ставку при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).

Частные учреждения являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).

Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности негосударственных медицинских учреждений Прокопович Елена Евгеньевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Прокопович Елена Евгеньевна. Особенности бухгалтерского учета и отчетности негосударственных медицинских учреждений : дис. . канд. экон. наук : 08.00.12 Москва, 2007 226 с. РГБ ОД, 61:07-8/2402

Содержание к диссертации

Глава 1. Организационно-правовые основы деятельности и основные проблемы бухгалтерского учета негосударственных медицинских учреждений 12

1.1. Развитие российской системы здравоохранения на современном этапе .. 12

1.2. Социально-экономические предпосылки создания негосударственных медицинских учреждений 26

1.3. Особенности деятельности негосударственных медицинских учреждений, как некоммерческих организаций, созданных на праве оперативного управления имуществом 31

1.4. Основные проблемы бухгалтерского учета негосударственных медицинских учреждений 41

Глава 2. Особенности бухгалтерского учета негосударственных медицинских учреждений 53

2.1. Учет имущества, закрепленного на праве оперативного управления, приобретенного за счет предпринимательской деятельности и полученного безвозмездно 53

2.2. Учет доходов по различным направлениям деятельности негосударственных медицинских учреждений 70

2.3. Методика раздельного учета расходов в негосударственных медицинских учреждениях 91

Глава 3. Бухгалтерская отчетность и ее роль в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью негосударственных медицинских учреждений 118

3.1. Информационная и контрольная функция бухгалтерской отчетности медицинских учреждений 118

3.2. Особенности составления и представления бухгалтерской отчетности негосударственных медицинских учреждений 127

3.3. Содержание форм и дополнительной информации, представляемых негосударственными медицинскими учреждениями в составе бухгалтерской отчетности 135

Библиографический список 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одной из тенденций современного развития общества и общественных отношений является проникновение рыночной экономики в ряд социальных сфер жизнедеятельности людей. К таким сферам деятельности относится здравоохранение, которое становится все более тесно связано с рыночным хозяйствованием и финансовыми преобразованиями в обществе. Усиливается зависимость охраны здоровья граждан от обеспечения финансовыми ресурсами, в которых все острее нуждается медицина. Это приводит к расширению и установлению новых правовых, экономических и финансовых отношений медицинских организаций с потребителями услуг, их собственниками, поставщиками, государственными органами, бюджетом и внебюджетными фондами, страховщиками.

В условиях перевода медицины на полное или частичное самофинансирование в системе Российского здравоохранения постепенно, наряду с государственной и муниципальной собственностью, стала формироваться частная собственность. Среди хозяйствующих субъектов в Российском здравоохранении осуществляют деятельность как бюджетные учреждения (государственные и муниципальные), так и учреждения, созданные и финансируемые юридическими лицами с частной формой собственности.

Крупные акционерные общества и юридические лица других организационно-правовых форм для удовлетворения потребностей в профилактике заболеваний, диагностике и лечении своих участников, работников, членов их семей и пенсионеров создают негосударственные медицинские учреждения, наделяя их имуществом на праве оперативного управления. Такими примерами являются Негосударственные учреждения здравоохранения открытого акционерного обществом «Российские железные дороги», функционирующие по всей стране, общее количество

которых — 260; медицинское учреждение «Поликлиника Федерации независимых профсоюзов России»; медицинское учреждение «Поликлиника ОАО «Газпром» и другие.

Федеральным законом от 3.11.2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений», вступившим в силу с 1 января 2007 года, в гражданском законодательстве Российской Федерации впервые дано понятие «частное учреждение» как учреждение, создаваемое гражданами или юридическими лицами. Введением этого нового понятия подчеркивается актуальность и возрастающее значение учреждений, созданных на праве оперативного управления имуществом, находящимся в частной собственности.

В то же время развитие в нашей стране негосударственных (частных) учреждений, являющихся некоммерческими организациями, происходит в неблагоприятных условиях, связанных с отсутствием достаточно разработанной законодательно-нормативной базы по регулированию их деятельности, ведению бухгалтерского учета и налогообложению. Это вынуждает негосударственные учреждения частично использовать несвойственные им методы хозяйствования, разрабатывать собственную структуру функционирования и отличную от установленной на законодательном уровне систему бухгалтерского учета и отчетности.

В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1.07.2004 № 180, отмечается необходимость приведения принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности хозяйствующих субъектов в соответствие с условиями их деятельности в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности субъектов других сфер экономики. Главной задачей бухгалтерского учета определено обеспечение

относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо вида отчетности и создания условий возможности получения информации для различных видов отчетности, подготавливаемой хозяйствующими субъектами. В Концепции подчеркивается возрастающая роль индивидуальной бухгалтерской отчетности как элемента метода бухгалтерского учета, выполняющей информационную и контрольную функцию. В настоящее время проблема качества, надежности и сопоставимости отчетной информации остается одной из наиболее актуальных и активно обсуждаемых в политических и деловых кругах, на профессиональных конференциях и страницах специализированных изданий.

С учетом этой ситуации возникла потребность комплексного исследования основных особенностей деятельности негосударственных медицинских учреждений, выявления и решения проблем, связанных с бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью таких некоммерческих организаций. Отсутствие нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческих организациях требует разработки ряда методик: ведения бухгалтерского учета имущества, закрепленного собственником на праве оперативного управления и поступившего за счет других источников, а также учета самих источников; раздельного учета доходов и расходов по различным направлениям деятельности некоммерческих организаций, в том числе с учетом требований налогового законодательства; совершенствования их бухгалтерской отчетности.

Степень разработанности проблемы. В современной отечественной
экономической литературе и специализированных изданиях вопросам
бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения в некоммерческих
организациях, в том числе в медицинских учреждениях, уделено внимание
авторами Е.Р. Баханьковой, М.Л. Макальской, В.В. Семенихиным,
В.И. Радачинским, СМ. Джаарбековым, С.Н. Старостиным,

Н.А. Кошеваровой, А.С. Морозовым, Г.В. Кузьминым, Н.П. Кондраковым, СВ. Баландиной. П.Ю. Гамольским, И.А. Фельдманом, А.В. Климовым,

СИ. Опариной. Различные точки зрения по проблемным вопросам неоднократно высказывали в письмах и статьях руководящие работники Министерства финансов РФ А.С. Бакаев, В.В. Иванеев, И.Н. Ложников, К.И. Оганян, О.Д. Хороший, С.Д. Шаталов, Л.З. Шнейдман. Однако большинство научных трудов и статей указанных авторов посвящено проблемам, организации и методике бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных медицинских учреждениях и реформированию бюджетного учета. Вопросы бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, созданных в форме учреждений организациями и физическими лицами (негосударственных (частных) учреждений), недостаточно изучены и освещены в публикациях и научных трудах.

Актуальность данных проблем, степень их научной разработанности и практическая значимость определили выбор темы, цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение особенностей бухгалтерского учета и отчетности негосударственных медицинских учреждений и разработка рекомендаций, методик по ведению бухгалтерского учета в этих некоммерческих организациях, а также выработка оптимальных решений отражения хозяйственных операций по различным направлениям их деятельности и совершенствованию бухгалтерской отчетности, позволяющей получить достоверную и полезную информацию всем заинтересованным пользователям.

Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

исследовать и выявить особенности деятельности негосударственных медицинских учреждений в Российской системе здравоохранения с целью уточнения основных понятий, связанных с их деятельностью;

изучить порядок учета имущества, поступающего от собственника и других источников в организациях, созданных на праве оперативного управления; разработать рекомендации по учету имущества в негосударственных медицинских учреждениях;

проанализировать классификацию доходов и расходов негосударственных медицинских учреждений и разработать методику их раздельного учета по направлениям основной уставной и предпринимательской деятельности с учетом требований налогового законодательства и необходимостью установления контроля за исполнением смет целевых расходов;

изучить действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету и нормы налогового законодательства по вопросу амортизации основных средств в некоммерческих организациях, обосновать возможность погашения стоимости основных средств, используемых в деятельности негосударственных медицинских учреждений путем начисления амортизации, разработать методику ее распределения и отражения на счетах бухгалтерского учета;

исследовать порядок составления бухгалтерской отчетности негосударственными медицинскими учреждениями; предложить ее совершенствование.

Область исследования. Исследование соответствует п. 1.6 «Регулирование и стандартизация правил ведения бухгалтерского учета, формирования отчетных данных», п. 1.8 «Бухгалтерский учет в организациях различных организационно-правовых форм всех сфер и отраслей», п. 1.10 «Особенности формирования бухгалтерской и статистической отчетности по отраслям, территориям и другим сегментам хозяйственной деятельности», раздела 1 «Бухгалтерский учет и экономический анализ», специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» паспорта ВАК.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты бухгалтерского учета и отчетности негосударственных медицинских учреждений.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность Негосударственных учреждений здравоохранения открытого

акционерного общества «Российские железные дороги» (далее НУЗы ОАО «РЖД»), функционирующих по всей территории Российской Федерации.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных ученых и специалистов, раскрывающие вопросы правовых отношений и финансов в здравоохранении, методические аспекты бухгалтерского учета и отчетности некоммерческих организаций, законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, налогообложению, здравоохранению в Российской Федерации.

При доказательстве теоретических положений и разработке практических рекомендаций, обработке и анализе материалов применялись методы наблюдения, сравнительного и логического анализа, системного и комплексного подхода к изучению оцениваемых показателей и исследуемых вопросов.

Информационной базой исследования послужили аналитические и отчетные данные НУЗов ОАО «РЖД», внутренние документы ОАО «РЖД», характеризующие деятельность созданных им учреждений здравоохранения.

Научная новизна результатов исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке методик и рекомендаций, решения комплекса вопросов, связанных с совершенствованием бухгалтерского учета и отчетности негосударственных медицинских учреждений.

В ходе исследования получены следующие наиболее значимые результаты:

выявлены особенности деятельности негосударственных медицинских учреждений, позволившие дать уточнение понятий: «основная деятельность медицинских учреждений», «предпринимательская деятельность медицинских учреждений», «бесплатная медицинская помощь», «платные медицинские услуги»;

разработаны рекомендации по отражению на счетах бухгалтерского учета операций с имуществом, закрепленным за негосударственными

медицинскими учреждениями на праве оперативного управления, являющиеся аналогом рекомендациям по учету в унитарных предприятиях, и с имуществом, поступившим за счет других источников, позволяющие получать оперативную информацию о движении имущества в разрезе источников, установить контроль за его сохранностью и целевым использованием;

предложена классификация доходов и расходов негосударственных медицинских учреждений и методика их раздельного учета, обеспечивающая сближение налогового и бухгалтерского учета и контроль за использованием средств целевого назначения;

обоснована необходимость начисления амортизации по основным средствам, используемым в деятельности негосударственных медицинских учреждений как некоммерческих организаций, разработана методика раздельного учета погашения стоимости основных средств, поступивших за счет различных источников; внесено предложение по изменению нормы статьи 17 ПБУ 6/01с целью приведения в соответствие бухгалтерского учета основных средств в некоммерческих организациях общеустановленным требованиям и принципам бухгалтерского учета;

разработаны рекомендации по формированию отчетной информации об имущественном состоянии и результатах по различным направлениям деятельности негосударственных медицинских учреждений, применение которых позволяет обеспечить получение информации о их основной уставной (некоммерческой) и предпринимательской деятельности всеми заинтересованными пользователями отчетности; разработаны соответствующие формы бухгалтерской отчетности и пояснительная записка.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении объективных закономерностей функционирования негосударственных медицинских учреждений, наличие которых делает необходимым адаптацию норм бухгалтерского учета и отчетности к применению в этих некоммерческих организациях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применение приведенных в диссертации рекомендаций и методик ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности создаст условия для соблюдения единообразия методических аспектов учетной политики негосударственных медицинских учреждений и их соответствие общепринятым требованиям и принципам бухгалтерского учета и отчетности, позволит обеспечить рациональное построение учетного процесса и сопоставимость отчетной информации, представляемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности, с информацией, содержащейся в других видах отчетности учреждения, а также с отчетной информацией, представляемой другими хозяйствующими субъектами данной сферы деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования использованы автором в докладе на всероссийской научно-практической конференции «Трансформационные процессы современного общества» Самарского государственного экономического университета, проходившей 21.04.2006 г. в г. Тольятти, а также в проведении автором семинаров с бухгалтерами НУЗов ОАО «РЖД» в 2005 году.

Предложенная в диссертации методика ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности использованы при разработке учетной политики негосударственных медицинских учреждений системы железнодорожного транспорта страны и других медицинских учреждений (справки о внедрении: НУЗ Дорожная клиническая больница г. Самара ОАО «РЖД» от 07.09.2006г.; НУЗ Центральная клиническая больница №1 ОАО «РЖД» г. Москва от 10.10.2006 г., Медицинское учреждение «Поликлиника Федерации независимых профсоюзов России» от 20.12.2006 г.). Материалы по отдельным вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в негосударственных медицинских учреждениях нашли отражение в Методических рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в некоммерческих организациях,

разрабатываемых Институтом профессиональных бухгалтеров России и предложениях данного профессионального объединения по совершенствованию нормативных актов по бухгалтерскому учету (справка ИПБ России от 06.11.2006 г.).

Публикации. Автором подготовлено и опубликовано 8 научных работ общим объемом 13 печатных листов, в том числе две монографии общим объемом 10 печатных листов.

Развитие российской системы здравоохранения на современном этапе

Современный этап развития российской системы здравоохранения определяется общими особенностями социально-экономического развития страны, во многом связанными со становлением рыночных отношений.

Поиск новой, более эффективной модели системы здравоохранения был вызван не только переходом России к рыночным отношениям, но и существенным ухудшением показателей здоровья населения страны.

Первые попытки реформирования здравоохранения в России были предприняты в рамках политики «перестройки» советской экономики, проводившейся в 1980-1990 годах. Под влиянием внедрения новых моделей хозяйствования государственных предприятий, для сферы здравоохранения была разработана новая модель финансирования здравоохранения («новый хозяйственный механизм в здравоохранении»). Сохраняя систему бюджетного финансирования здравоохранения, новая модель предусматривала ряд серьезных изменений:

— выделение средств из бюджета на здравоохранение по долговременным стабильным нормативам в расчете на одного жителя;

— изменение порядка бюджетного финансирования медицинских учреждений, переход от выделения им средств по отдельным статьям расходов (на заработную плату, на хозяйственные расходы, на приобретение оборудования и др.) к финансированию по долговременным стабильным нормативам, отражающим результаты их деятельности;

— введение системы экономических расчетов между амбулаторно-поликлиническими учреждениями и больницами за диагностику и лечение больных в стационарах;

— разрешение медицинским учреждениям заключать договоры с организациями на медицинское обслуживание их работников, оказывать дополнительные платные услуги населению сверх нормативов бесплатной медицинской помощи;

— предоставление руководителям медицинских учреждений более широких прав в решении вопросов оплаты труда [115].

Внедрение новой модели финансирования здравоохранения было начато в 1988 г. в порядке эксперимента в трех регионах: в Ленинграде, Кемеровской и Куйбышевской областях. Главные цели введения новой модели бюджетной медицины в 1988 г. состояли в том, чтобы децентрализовать управление здравоохранением, влить в систему новые финансовые ресурсы и стимулировать инновации. Эксперимент позволил впервые на практике применить новые формы экономических отношений в здравоохранении. «Регионы, в которых проводился эксперимент, и в настоящее время являются самыми передовыми в области внедрения новых методов и направлений реформирования здравоохранения» [104, с. 134].

  Приказ фст россии 2018

Основная причина неэффективности проводимых реформ в области российского здравоохранения была обусловлена действием административно-командной системы, не признавшей начала хозяйственной самостоятельности организации, материальной заинтересованности и ответственности. Господствующая на протяжении длительного времени государственная система здравоохранения как составная часть административно-командной системы, по мнению многих специалистов в области медицины являлась главным тормозом в развитии этой отрасли [104, с. 132-133].

Неудача эксперимента подтолкнула многих специалистов к мысли о необходимости кардинального реформирования системы финансирования и организации здравоохранения. В связи с поисками выхода из кризисного положения в здравоохранении резко возрос интерес к страховой медицине. В качестве ориентира предстоящей реформы была выбрана германская модель, основанная на принципах медицинского страхования. С принятием 28 июня 1991 г. Закона № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» реформа здравоохранения вступила в новую стадию, связанную с переходом к системе организации оказания и финансирования медицинской помощи, основанной на медицинском страховании. С этого момента в стране начинается создание обязательного медицинского страхования. Поскольку указанный Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» не предусматривал создание специальных организаций для сбора и перераспределения взносов на обязательное медицинское страхование, в апреле 1993 г. был принят Закон Российской Федерации №4741-1 «О внесении изменений и дополнений в «Закон РСФСР о медицинском страховании граждан в Российской Федерации», согласно которому обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. В законе определены источники формирования финансовых средств государственной, муниципальной систем здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования. В систему здравоохранения Российской Федерации была внедрена принципиально новая структура -фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Исследования законодательной и нормативной базы показали, что к 1993 году была сформирована правовая база для развития системы медицинского страхования в России. В этом же году Президентом Российской федерации Б.Н. Ельциным был подписан документ, определяющий основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан). В указанном документе подтверждено гарантированное право, установленное Конституцией РФ, общепризнанными принципами, международными нормами и международными договорами РФ, Конституциями (уставами) субъектов РФ, на охрану здоровья российским гражданам иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, а также лицам без гражданства, постоянно проживающим в РФ и беженцам. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов системы здравоохранения.

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан система здравоохранения Российской Федерации включает государственную, муниципальную и частную системы.

К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации, создаваемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К муниципальной системе здравоохранения относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Представителями частной системы российского здравоохранения принято считать лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. К частной системе здравоохранения наряду с частными клиниками и медицинскими кабинетами молено отнести и медицинские организации, создаваемые собственником в форме негосударственных (частных) медицинских учреждений, созданным на праве оперативного управления имуществом юридических и физических лиц.

Учет имущества, закрепленного на праве оперативного управления, приобретенного за счет предпринимательской деятельности и полученного безвозмездно

Исследования показали, что имущество негосударственных медицинских учреждений можно разделить:

— в зависимости от источников поступления на: поступившее от собственника на праве оперативного управления при создании учреждений и в процессе их деятельности; приобретенное (поступившее) за счет бюджетных средств и средств внебюджетного фонда ОМС; приобретенное (созданное) за счет доходов от предпринимательской деятельности; безвозмездно поступившее от других организаций и физических лиц; излишне выявленное при инвентаризации; приобретенное (созданное) за счет кредитов и займов;

— в зависимости от направлений его использования на: используемое непосредственно для осуществления основной уставной (некоммерческой) деятельности; используемое для предпринимательской деятельности; используемое для целей управления деятельностью учреждения;

— исходя из экономического содержания на: предметы труда; средства труда; денежные средства.

Ранее не было единого мнения относительно правомерности и целесообразности учета в некоммерческих организациях средств труда в составе основных средств. Исследование проблем бухгалтерского учета негосударственных медицинских учреждений показало, отсутствие единого мнения в том, что должно ли имущество некоммерческих организаций, учитываться по правилам учета основных средств, предусмотренных ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Отдельные экономисты по бухгалтерскому учету считают, что имущество некоммерческих организаций не отвечает подпункту «в» пункта 4 ПБУ 6/01 и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

На эту особенность обратил внимание директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Л.З. Шнейдман в письме от 28.03.2005 № 07-05-06/89, указав на то, что, принимая во внимание специфику деятельности некоммерческих организаций при принятии ими к бухгалтерскому учету таких организаций имущества в качестве основных средств достаточно единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации, определенных ее уставом, для управленческих нужд некоммерческой организации либо в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев; в) организацией не предполагается последующая перепродажа, дарение данного имущества, а также передача его в собственность третьих лиц по иным основаниям. Содержание данного письма нашло отражение в изменениях внесенных в пункт 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 г. № 147н.

Однако, по нашему мнению, эти условия не относятся к некоммерческим организациям, в уставе которых предусматривается ведение деятельности приносящей доход и (или) предпринимательской деятельности. В этих некоммерческих организациях основные средства отвечают всем условиям их признания в качестве учетного объекта, установленным в пункте 4 ПБУ 6/01 для коммерческих организаций. Сравнение соблюдения условий признания имущества в негосударственных медицинских учреждениях приведено в таблице 2.

Следовательно, имущество в виде средств труда, полученное (созданное, приобретенное) негосударственными медицинскими учреждениями, независимо от источников и направлений использования должно учитываться в составе основных средств по соответствующим классификационным группам, приведенным в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном Постановлением Госстандарта России 26.12.1994 №359: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд, прочие основные средства. Кроме того, в составе основных средств медицинского учреждения могут учитываться земельные участки, а также законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения не переходят в собственность арендодателя.

В то же время, следует отметить то, что средства труда сроком полезного использования свыше 12 месяцев, но стоимостью не более 20000 рублей за единицу могут учитываться медицинским учреждением в составе материально-производственных запасов, как это установлено изменениями, внесенными в пункт 5 ПБУ 6/01 Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 г. № 147н. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета негосударственные медицинские учреждения могут в своей учетной политике установить и меньший лимит их стоимости для целей бухгалтерского учета в составе материально-производственных запасов соответствующий лимиту, установленному в статье 256 НК РФ.

До 1 января 2006 г., бюджетные медицинские учреждения объекты мягкого инвентаря (белья и постельных принадлежностей, специальной одежды и специальной обуви) и посуды, столового и кухонного инвентаря учитывали в составе малоценных предметов. В новой Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 26.08.2004 г. № 70н, предусмотрен перевод этих объектов на учет в составе материалов.

Информационная и контрольная функция бухгалтерской отчетности медицинских учреждений

Основной целью бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности для управленческих, контрольных и аналитических целей. Составление бухгалтерской отчетности является завершающим этапом процесса ведения бухгалтерского учета, особенности которого в отдельных группах хозяйствующих субъектов оказывает прямое влияние на содержание и методику ее составления. Бухгалтерская отчетность медицинских учреждений является связующим звеном этих организаций с другими субъектами системы Российского здравоохранения, а также со всеми заинтересованными пользователями отчетной информацией. Недостаток информации, представляемой заинтересованным пользователям, может стать серьезным препятствием для развития деятельности медицинского учреждения, установления деловых контактов с партнерами, притока дополнительных финансовых ресурсов.

Пользователи бухгалтерской отчетности негосударственных медицинских учреждений могут преследовать различные цели. Деловых партнеров и кредиторов может интересовать информация об их финансовой устойчивости и возможность своевременно погашать долги. У собственников частных медицинских учреждений, созданных на праве оперативного управления имуществом, интерес к бухгалтерской отчетности состоит в получении информации о состоянии, сохранности имущества, в целевом использовании средств, выделенных на содержание и ведение уставной деятельности учреждений, а также о финансовых результатах предпринимательской деятельности и направлениях использования чистой прибыли, как дополнительного источника развития деятельности и прироста активов учреждения. Руководство медицинских учреждений заинтересовано в получении информации, позволяющей контролировать финансово-хозяйственные процессы и принимать решения по всему спектру вопросов управления: стратегического планирования, управления финансовыми потоками, регулирования материально-технического снабжения, определения потребности в ресурсах и возможных источниках их поступления. Полезность отчетной информации негосударственных медицинских учреждений с точки зрения органов статистики заключается в возможности ее сопоставления с отчетной информацией других аналогичных организаций, проведения статистического анализа с целью составления информационных баз данных в отраслевом и географическом разрезе. Налоговые и другие органы, осуществляющие контрольные функции, рассматривают бухгалтерскую отчетность с точки зрения дополнительной информации к налоговой и другой специальной отчетности.

Для исполнения информационной и контрольной функций бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении медицинского учреждения, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из принципов и правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если при составлении основных форм бухгалтерской отчетности учреждения выявляется недостаточность данных для формирования полного и целостного представления и принятия решений, то в бухгалтерскую отчетность должны включаться соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Кроме того, заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике и о влиянии ее изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности медицинского учреждения. Выбранная учетная политика медицинского учреждения должна обеспечить соблюдение таких принципов, как уместность и надежность отчетной информации, получаемой в процессе ведения бухгалтерского учета.

Большое внимание характеристики основополагающих принципов бухгалтерской отчетности и ее информационной функции уделено в трудах российских учетных А.С. Бакаева, Л.В. Сотниковой, Н.П. Кондракова, В.Ф. Палия, В.А. Ерофеевой, Г.В. Клушанцевой, О.В. Ефимова, О.В. Мельник, С.А Николаевой и других.

По определениям, данным в книге «Бухгалтерская отчетность организаций» Л.В. Сотниковой для обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности необходимо выполнение следующих условий:

1. При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

2. При составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним их содержания и формы должны быть последовательными от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Подтверждение обоснованности каждого изменения должно быть изложено в пояснительной записке к отчетности с указанием причин, вызвавших это изменение.

3. По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

4. Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно).

5. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности [105, с. 18-25].

Не смотря на то, что общие требования к бухгалтерской отчетности закреплены в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, Министерством финансов РФ уделяется постоянное внимание совершенствованию бухгалтерской отчетности российских организаций, оставляя возможность принятия ими самостоятельного решения в разработке содержания отчетных форм и раскрытия отчетной информации с учетом специфики деятельности, отраслевой принадлежности, особенности структуры управления и других факторов, влияющих на их деятельность.

По словам, приведенным А.С. Бакаевым, «Минфин России уже пять лет не утверждает типовые формы отчетности» [105, с. 5]. В то же время им отмечается наличие недостатков составления бухгалтерской отчетности российских организаций, основанных на:

— ориентации на удовлетворении потребностей только одного внешнего пользователя — налоговой службы;

— принятии решений по способам учетной политики, не просчитанных с точки зрения последствий для экономики хозяйствующего субъекта;

— невнимании собственников и управленческого персонала к бухгалтерской информации;

— недооценке роли и значения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.

В настоящее время актуальность проблемы совершенствования бухгалтерской отчетности негосударственных медицинских учреждений обозначена тем, что кризис бюджетного финансирования здравоохранения, несостоятельность системы обязательного медицинского страхования требуют раскрытия информации о других источниках целевого финансирования, необходимых для реализации, прежде всего, социальной миссии этих некоммерческих организаций.