Федеральный закон о мелиорации

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ
«О мелиорации земель»

С изменениями и дополнениями от:

10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 13 мая, 14 июля, 30 декабря 2008 г., 28 ноября 2011 г., 14 октября, 31 декабря 2014 г., 5 апреля 2016 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

10 января 1996 года

Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяет полномочия органов государственной власти, органов МСУ по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

Под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Она осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Законодательство РФ в области мелиорации земель регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. Отношения, возникающие в процессе осуществления таких мероприятий на иных землях, регулируются Законом в той мере, в какой это не противоречит лесному и земельному законодательству РФ.

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация и химическая мелиорация. Определено их содержание. Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Определены полномочия РФ, субъектов РФ и органов МСУ в области мелиорации земель. Государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель. Закреплены основные направления деятельности государственных органов в указанной области. Учет мелиорированных земель представляет собой сбор данных о гидрологических, технических и об иных характеристиках мелиорированных земель. Указанные данные подлежат занесению в государственный земельный кадастр в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством. Деятельность граждан и юридических лиц в области мелиорации земель осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Рассмотрены вопросы мониторинга мелиорированных земель и государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Самостоятельный раздел Закона посвящен порядку проведения мелиорации земель.

Финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему управление сельским хозяйством, средств бюджетов субъектов РФ, а также за счет средств собственников, владельцев и пользователей мелиорируемых (мелиорированных) земель, кредитов банков и других не запрещенных законом источников.

Споры, возникающие между гражданами и (или) юридическими лицами в области мелиорации земель, разрешаются в порядке, установленном законодательством РФ. Закреплена обязанность физических и юридических лиц возмещать ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства в области мелиорации земель, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 142, в «Российской газете» от 18 января 1996 г. N 10

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

  Полагается ли за третьего ребенка материнский капитал

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названого Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названого Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 января 1996 года №4-ФЗ

О мелиорации земель

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 10.01.2003 г. №15, 22.08.2004 г. №122, 29.12.2004 г. №199, 18.12.2006 г. №232-ФЗ, 26.06.2007 г. №118-ФЗ, 13.05.2008 г. №66-ФЗ, 14.07.2008 г. №118-ФЗ, 30.12.2008 г. №309-ФЗ, 28.11.2011 г. №337-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 31.12.2014 г. №499-ФЗ, 05.04.2016 г. №104-ФЗ)

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи мелиорации земель

Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

мелиорация земель — коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий;

мелиоративные мероприятия — проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ;

мелиорируемые земли — земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий;

мелиорированные земли — земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия;

мелиоративные системы — комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях;

государственные мелиоративные системы — мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд;

мелиоративные системы общего пользования — мелиоративные системы, находящиеся в общей собственности двух или нескольких лиц либо переданные в установленном порядке в пользование нескольким гражданам (физическим лицам) и (или) юридическим лицам, а также защитные лесные насаждения, необходимые для нужд указанных лиц;

мелиоративные системы индивидуального пользования — мелиоративные системы, находящиеся в собственности гражданина (физического лица) или юридического лица либо переданные в установленном порядке в пользование гражданину (физическому лицу) или юридическому лицу, а также защитные лесные насаждения, необходимые указанным лицам только для их нужд;

отдельно расположенные гидротехнические сооружения — инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

(347) 291 20 70

Минсельхозом России предлагается новый закон о мелиорации земель

Отмечается, что в действующий Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» было внесено 10 изменений, направленных на приведение его в соответствие с принимаемыми нормативными актами в смежных отраслях права (земельном законодательстве, законодательстве о безопасности гидротехнических сооружений и пр.), однако они не решали комплексно задачи, стоящие в настоящее время перед данной отраслью.

Проектом, в частности:

— четко разграничиваются полномочия федеральных, региональных и местных органов власти в связи с созданием, эксплуатацией, владением мелиоративными системами и гидротехническими сооружениями, используемыми в целях мелиорации земель, проведением мелиоративных мероприятий;

— определен объем прав (включая право собственности, иные вещные права) и обязанностей владельцев мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, используемых в целях мелиорации земель, регламентирован порядок перехода прав;

— устанавливается правовой механизм взаимодействия водопотребителей и владельцев мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в связи с водоснабжением и водоотведением с использованием мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.

Предполагается, что закон вступает в силу с 1 января 2017 года и будет обязателен для применения при планировании и проведении мелиоративных мероприятий юридическими и физическими лицами, при этом его действие не будет распространяться на отношения, связанные с использованием физическими лицами мелиоративных систем и гидротехнических сооружений либо с проведением физическими лицами мелиоративных мероприятий, если эти действия осуществляются исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.96 N 4-ФЗ «О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ»
  • «Российская газета», N 10, 18.01.96
  • «Собрание Законодательства РФ», 1996, N 3, ст. 142

Статья 1. Задачи мелиорации земель

Мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»

Принят Государственной Думой 25 апреля 2008 года

  Субсидия на оплату коммунальных услуг санкт-петербург

Одобрен Советом Федерации 6 мая 2008 года

Признать утратившими силу:

1) статью 19 Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 142);

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзацев пятого и шестого подпункта «в» пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2. Абзацы пятый и шестой подпункта «в» пункта 4 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.

Мелиорация земель

Экологические новости

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

© 2004-2018 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected]most.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

научная статья по теме ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ПЫШЬЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

ПЫШЬЕВА Елена Сергеевна,

аспирантка, младший научный сотрудник

отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье исследуются содержащиеся в законодательстве о мелиорации земель противоречия и предлагаются возможные пути их устранения. Автором проводится анализ и сопоставление используемых законодателем понятий мелиоративных и иных тесно связанных с ними мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия земель.

In the article author researched the contradictions of the land development legislation and proposed the ways how to eliminate them. Author conducted comparative analyses of the terms of land reclamation and other closely related measures for land fertility’s improvement used by legislator.

Ключевые слова: мелиорация земель; юридические коллизии; противоэрозионные мероприятия; агротехнические мероприятия; агрохимические мероприятия; полномочия органов власти; финансирование.

Land reclamation; legal conflicts; anti-erosion measures; agricultural activities; agro-chemical activities; the powers of government; funding.

Законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с мелиорацией земель, имеет многоуровневую структуру, включающую в себя нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровней. Системообразующими актами в данной области выступают Земельный кодекс РФ1, Федеральный закон «О мелиорации земель»2 (далее — Закон о мелиорации) и Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»3 (далее — Закон об обеспечении плодородия земель). Несмотря на наличие общего предмета правового регулирования между отдельными нормативными правовыми актами (или даже нормами внутри одного акта) в силу объективных и субъективных причин нередко возникают юридические коллизии, что затрудняет их реализацию в правоприменительной деятельности.

1 Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Парламентская газета. 2001. № 204-205.

2 О мелиорации земель. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ // Росс. газ. 1996. № 10.

3 О государственном регулировании обеспечения плодородия

земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон

от 16 июля 1998 г.№ 101-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

Остановимся на содержании двух из указанных законов в области мелиорации — Законе об обеспечении плодородия земель и Законе о мелиорации и, в частности, на терминах, которыми они оперируют. Данные Законы включают в себя нормы-дефиниции, раскрывающие сущность используемых в них понятий. Вместе с тем приводимые в них определения не всегда соответствуют друг другу, содержание их частично пересекается, что нередко влечет за собой, согласно разработкам в области теории права, коллизию дефинитивных норм права4. На существование данной проблемы неоднократно обращалось внимание в специальной литературе5, однако ее обстоятельного научного анализа так и не было проведено.

  Как узнать налог на имущество физических лиц госуслуги

В ст. 1 Закона об обеспечении плодородия земель, регламентирующего проведение комплекса мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель сельскохозяйствен-

4 Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984; Занина М.А. Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды): Монография. М., 2010.

5 Пилюгина Е.С. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СПС «Консультант-плюс».

ного назначения (воспроизводству плодородия земель), в качестве таковых названы агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия. Причем перечень данных мероприятий остается открытым. В отличие от него Закон о мелиорации, который имеет более узкий предмет правового регулирования, призван упорядочивать отношения, связанные с проведением только одного из указанных мероприятий, а именно мелиорации земель. Под ней понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехниче-ских, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий (ст. 2 Закона о мелиорации).

Из определения мелиорации земель, а также из приведенного выше перечня мероприятий по воспроизводству плодородия земель, видно, что некоторые из указанных мероприятий не только тесно связаны с мелиорацией, но и входят непосредственно в мелиоративные мероприятия (например, противоэрози-онные). Другие же, наоборот, могут включать наряду с отдельными видами мелиорации и иные мероприятия, т.е. имеют более широкую сферу применения (например, агрохимические) или имеют самостоятельное значение (фитоса-нитарные).

Исходя из сказанного, следует, что законодателем в статьях данных Законов не проводится четкое разграничение между различными мероприятиями по охране земель. Данный технико-юридический дефект является результатом нарушения требований юридической техники, закрепляющих правила формулирования и построения норм права.

Рассмотрим более подробно соотношение мероприятий по охране земель, непосредственно связанных с мелиоративными, и попытаемся разграничить их между собой, что поможет разрешить возникающие в праве коллизии. Так, противоэрозионные мероприятия,ука-занные наряду с мелиоративными в Законе об обеспечении плодородия земель в качестве одного из видов мероприятий по воспроизводству плодородия земель, по сути, являются их разновидностью и включаются в их содержа-

ние, поскольку служат цели борьбы с разрушением почвы под действием ветра и воды1 и, следовательно, улучшают качественное состояние почв. В подтверждение данного факта можно привести правовые предписания, содержащиеся в Приказе Минсельхоза РФ от 30 декабря 2008 г. № 593 «Об утверждении Положения о проведении противоэрозионных мероприятий», который, однако, действовал достаточно непродолжительное время и уже в 2009 г. был отменен. В нем противоэрозионные мероприятия относились именно к мелиоративным, за исключением входящих в них организационных мероприятий (совершенствование землеустройства, информационное и научное обес-печение)2.

Исходя из систематического толкования норм права и анализа специальной литературы, можно заключить, что противоэрозионные мероприятия целесообразно рассматривать в качестве разновидности мелиоративных мероприятий, имеющих множество функций, но в конечном итоге направленных на коренное и длительное улучшение качественных характеристик земель различных категорий.

Что касается понятия «агрохимические мероприятия», то оно выступает родовым по отношению к термину «мелиоративные мероприятия», поскольку проведение первых, согласно достижениям в области почвоведения, тесно связано только лишь с одним из типов мелиорации земель — химической мелиорацией, так как подразумевает наряду с ней также осуществление агрохимического и агроэкологического обследования сельскохозяйственных угодий, внесение минеральных и органических удобрений и др. Подробный перечень агрохимических мероприятий приводился в Концепции ранее действовавшей Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и аг-роландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы»3, конкретизировав-

1 Добровольский Г.В., Гришина Л.А. Охрана почв: Учебник. М., 1985.

2 Приказ Минсельхоза РФ от 30 декабря 2008 г. № 593 «Об утверждении положения о проведении противоэрозионных мероприятий» (утратил силу) // http://www.zakonprost.ru/content/base/129362/.

3 Распоряжение Правительства РФ от 1 октября 2005 г. № 1564-р «О Концепции Федеральной целевой программы «Сохранение и

шей определение данных мероприятий, содержащееся в Законе об обеспечении плодородия земель.

Под агротехническими мероприятиями понимается совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 1 Закона об обеспечении плодородия земель). Следует учитывать, что в отличие от ранее рассмотренных видов работ агротехнические мероприятия (например, вспашка, посадка поперек склонов, углубление пахотного слоя) в практической деятельности, как правило, сопутствуют осуществлению мелиоративных мероприятий, что является отражением их тесной связи.

Проведение же их отдельно, в качестве самостоятельных работ, носящих временный характер, не может повлечь за собой долговременного, коренного улучшения земли и, следовательно, они уже не будут являться мелиоративным мероприятием. В отличие от временных мероприятий мелиорация приводит «к фундаментальному, длительному изменению природных условий, сохраняющемуся десятки и сотни лет»1. Закон о мелиорации не случайно причисляет агротехнические мероприятия к работам по коренному улучшению земель ввиду их задействования вместе с иными работами в указанной сфере, что говорит в этом случае об их дополнительном, вспомогательном характере.

Для обеспечения единообразия практики применения и толкования норм права необходимо привести термины, содержащиеся в Законе об обеспечении плодородия земель и Законе о мелиорации, к единообразию путем внесения соответствующих изменений: исключение из состава мероприятий, направленных на воспроизводство плодородия земель, противоэрозионных мероприятий; конкретизация понятия агрохимических мероприятий посредством указания комплекса входящих в них мероприятий (работ).

Отчасти неточность в употреблении

восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» // СЗ РФ. 2005. № 41. Ст. 4183.

1 Мелиорация земель / А.И. Голованов, И.П. Айдаров, М.С. Гри-

горов и др.; Под ред. А.И. Голованова. М.: КолосС, 2011. С. 3.

терминологии повлекла за собой и другую коллизию, связанную с разграничением полномочий

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.