Федеральный закон о едином дне голосования

Единый день голосования может быть перенесен с сентября на апрель

Соответствующий законопроект 1 внесла в нижнюю палату парламента группа депутатов Госдумы. Разработчики документа считают, что парламентские выборы следующего созыва следует проводить во вторую среду апреля, вместо третьего воскресенья сентября. Помимо этого, они предлагают также перенести с сентября на апрель дни региональных и местных выборов. Для этого парламентарии планируют дополнить новой ч. 3.1 ст. 102 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также внести поправки в ряд статей Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В обоснование своей инициативы разработчики документа приводят данные, согласно которым в прошлом году явка на думские выборы снизилась более чем на 10% в сравнении с выборами 2011 года. Так, по информации авторов законопроекта, если в 2011 году на выборы пришло 51,7% избирателей, то в 2016 году только 40,37%. Это объясняется переносом парламентских выборов с декабря на сентябрь, когда потенциальные избиратели либо находятся в отпусках либо заняты полевыми работами.

Напомним, что в 2011 году голосование проводилось в первое воскресенье декабря, но в 2015 году был принят закон о переносе дня голосования на третье воскресенье сентября. Тогда инициаторы закона аргументировали необходимость переноса дня голосования, что утверждать бюджет на 2017 год должны депутаты, которые впоследствии и будут участвовать в его реализации. Кроме того, ставилась цель установить единый день голосования в стране и совместить федеральные парламентские выборы с региональными и местными выборами.

По мнению авторов новых поправок, перенос даты выборов депутатов Госдумы с сентября на апрель увеличит явку избирателей и максимально обеспечит возможность граждан участвовать в выборах.

Закон о едином дне голосования подписан президентом

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ о введении в России единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах.

Согласно закону указанные выборы будут проводиться во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий региональных (местных) органов или их депутатов. Если же сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Госдумы очередного созыва, голосование будет проходить в тот же день, что и выборы в нижнюю палату парламента.

Напомним, ранее такие выборы проводились дважды в год – во второе воскресенье марта и во второе воскресенье октября.

В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня утраты их правомочности. Если речь идет о выборах руководителя региона, то они проводятся в ближайшее второе воскресенье сентября после досрочного прекращения полномочий.

Законом установлено, что если второе воскресенье сентября приходится на нерабочий праздничный день, предшествует ему либо следует за ним, а также если оно объявлено рабочим, то выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

Кроме того, в документе прописано, то одномандатные и многомандатные избирательные округа будут создаваться сроком на 10 лет (ранее – перед каждыми выборами), а избирательные участки и участки референдума – на пять лет. При этом последние могут уточняться и являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех региональных и местных референдумов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2012 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Статья 81 1. О порядке применения статьи 10 настоящего Федерального закона

Статья 81 1 . О порядке применения статьи 10 настоящего Федерального закона

1. Если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 ноября по 31 декабря после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает указанный срок.

2. Если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 января по 31 марта после 15 августа 2005 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье марта года, в котором истекает указанный срок.

3. Если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на указанных выборах.

4. Если реализация положений пункта 1 или 2 настоящей статьи приводит к такому совмещению дней голосования на нескольких выборах, в том числе выборах в орган (органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах), выборы в орган (органы) местного самоуправления назначаются на второе воскресенье октября года, в котором они должны были быть проведены, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на указанных выборах. Если реализация положений пункта 3 настоящей статьи приводит к такому совмещению дней голосования на нескольких выборах, в том числе выборах в орган (органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах), выборы в орган (органы) местного самоуправления назначаются на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором они должны были быть проведены.

5. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года.

6. Сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации пунктов 1–5 настоящей статьи перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются.

7. Выборы в представительные органы первого созыва и выборы глав вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальных образований, а также выборы в органы местного самоуправления, срок полномочий которых был продлен или сокращен в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона, проводятся в сроки, определенные законами субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.

8. В субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, – в день голосования на указанных выборах.

9. Если в субъекте Российской Федерации выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни, а конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования не предусмотрено проведение следующих выборов в марте, законом этого субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено продление полномочий органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в этом субъекте Российской Федерации в целях проведения следующих соответствующих выборов во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который были избраны соответствующие органы или депутаты соответствующих органов.

  Образец приказ о внесении новой должности в штатное расписание

Комментируемая статья устанавливает порядок перехода к проведению выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в вводимые пунктом 3 статьи 10 комментируемого Федерального закона единые дни голосования: второе воскресенье марта или второе воскресенье октября. При этом комментируемая статьи закрепляет несколько моделей приведения к единой дате голосования с учетом истечения сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в пределах временных отрезков, которые определены в соответствующих пунктах комментируемой статьи.

1–3. Комментируемые пункты предусматривают следующий правовой механизм проведения выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избранных на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года. Если срок, на который был избран орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, истекает в период с 1 ноября по 31 декабря после 15 августа 2005 года, следующие выборы должны проводиться во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает указанный срок 1 (пункт 1), если указанный срок истекает в период с 1 января по 31 марта после 15 августа 2005 года, то следующие выборы должны проводиться во второе воскресенье марта года, в котором истекает указанный срок 2 (пункт 2); если срок, на который был избран орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, следующие выборы должны проводиться во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – в день голосования на указанных выборах 3 (пункт 3).

________________
1 Например, если срок, на который был избран орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, истек 15 ноября 2006 года, следующие выборы соответствующего органа должны проводиться 11 марта 2007 года. Если указанный срок истекает 15 ноября 2007 года, то соответствующие выборы 2 марта 2008 года.
2 Например, если срок, на который был избран орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, истекает 3 февраля 2007 года, то следующие выборы указанного органа должны проводиться во второе воскресенье марта 2007 года, т.е. 11 марта 2007 года.
3 Например, если срок, на который был избран орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, истекает 9 октября 2006 года, то выборы соответствующего органа должны проводиться во второе воскресенье октября 2006 года (т.е. 8 октября 2006 года). Если же такой срок истекает в октябре 2007 года, то указанные выборы должны быть проведены в декабре 2007 года в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва (т.е. 2 декабря 2007 года).

Положения комментируемых пунктов являются переходными положениями, обеспечивающими, в конечном счете, переход от концепции «непрерывных» выборов (т.е. выборов в индивидуально обусловленные конкретным сроком их полномочий дни голосования) к концепции проведения выборов в законодательно определенные единые дни голосования (второе воскресенье марта или второе воскресенье октября). На этой основе осуществляется выравнивание избирательного цикла на региональном и муниципальном уровнях и приведение последующих очередных региональных и муниципальных выборов к единой дате проведения выборов с учетом истечения конкретного срока полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо (в случае, предусмотренном пунктом 3) совмещение дней голосования на выборах в указанные органы с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы очередного созыва (данное правило действует в отношении только очередных парламентских выборов и не может применяться в отношении досрочных выборов депутатов Государственной Думы) 1 .

Исключение из правил проведения выборов, установленных комментируемыми пунктами 1 и 3, предусмотрено пунктом 5 комментируемой статьи.

________________
1 Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (пункт 2 статьи 6), в связи с чем очередные выборы депутатов Государственной Думы – Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва – должны состояться 2 декабря 2007 года.

4. Комментируемый пункт с учетом положений пункта 1 статьи 8 комментируемого Федерального закона, не допускающих совмещения дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, предусматривает порядок переноса выборов в органы местного самоуправления, проводимых по правилам пунктов 1–3 комментируемой статьи, на следующий единый день голосования (соответственно в марте или в октябре). Основанием для такого переноса является возникающее в случае реализации положений пунктов 1–3 комментируемой статьи совмещение дней голосования на нескольких очередных выборах, в том числе выборах в орган (или органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель во второе воскресенье марта (пункты 1 и 2 комментируемой статьи) либо во второе воскресенье октября или в день голосования на очередных выборах депутатов Государственной Думы (пункт 3 комментируемой статьи) будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах). В этом случае выборы в орган (или органы) местного самоуправления назначаются соответственно на второе воскресенье октября года, в котором они должны были быть проведены в соответствии с пунктом 1 или 2 комментируемой статьи, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – на день голосования на указанных выборах либо на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором они должны были быть проведены в соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи. Следует подчеркнуть, что предопределяющим для решения вопроса о переносе муниципальных выборов на следующий единый день голосования является не количество выборов, приходящихся на данный день голосования, а именно: количество избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателю, поскольку в определенных случаях (при проведении выборов по смешанной избирательной системе) у избирателя существует возможность проголосовать в ходе одних и тех же выборов по двум избирательным бюллетеням. При этом, если в соответствии с пунктами 1–3 комментируемой статьи в соответствующий единый день голосования должны были быть проведены выборы нескольких органов местного самоуправления, закон допускает проведение в следующий единый день голосования выборов любого из этих органов либо одновременно всех органов местного самоуправления. Данный вопрос решается в каждой конкретной ситуации с учетом интересов муниципального образования, исходя из необходимости оптимизации избирательного процесса и иных обстоятельств. Урегулирование этого вопроса целесообразно осуществить в законе субъекта Российской Федерации о муниципальных выборах (избирательном кодексе).

5. Комментируемый пункт содержит исключения из общего правила проведения выборов в единые дни голосования, предусмотренного пунктами 1 и 3 комментируемой статьи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, сроки полномочий которых истекали в период после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93?ФЗ. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года. Таким образом, комментируемый пункт предоставлял субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию право выбора дня голосования в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, срок полномочий которого истекал в период до 1 января 2006 года: либо эти выборы должны были быть проведены в ранее запланированные сроки в соответствии с конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования 1 , либо региональным законодателем должно было быть принято решение 2 о проведении выборов в единый день голосования (второе воскресенье марта 2006 года, т.е. 12 марта 2006 года). При этом независимо от уровня выборов (региональный или местный) решение об их проведении во второе воскресенье марта 2006 года должно было быть оформлено законом субъекта Российской Федерации.

______________
1 Например, выборы депутатов Законодательного Собрания Ивановской области проводились 4 декабря 2005 года.
2 По данному пути пошли, например, законодатели Калининградской области, приняв Закон Калининградской области о проведении выборов депутатов Калининградской областной Думы не в ноябре 2005 года – по истечении срока полномочий депутатов Калининградской областной Думы третьего созыва, а 12 марта 2006 года // См.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2005 года по делу № 71-Г05-15 по заявлениям П., М., К., Р. и К. об оспаривании Закона Калининградской области от 2 августа 2005 года № 633 «О дне голосования на выборах Калининградской областной Думы и органов местного самоуправления Калининградской области (представительных органов и глав муниципальных образований) и продлении сроков их полномочий» по кассационным жалобам К., М., П., Р. на решение Калининградского областного суда от 9 сентября 2005 года.

  Закон о пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году

6. Комментируемый пункт регулирует вопросы продления сроков полномочий региональных и муниципальных органов или депутатов, выборы которых по правилам пунктов 1–5 комментируемой статьи – в связи с введением единых дней голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы совмещением дня голосования с днем голосования на парламентских выборах переносятся на соответствующий единый день голосования. На этой основе сроки полномочий органов, депутатов, выборы которых в результате реализации пунктов 1–5 комментируемой статьи перенесены на более поздний срок – на второе воскресенье марта, либо на второе воскресенье октября, либо на день голосования, который является днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы очередного созыва, соответственно продлеваются. Такое регулирование не противоречит пункту 1 статьи 8 комментируемого Федерального закона, согласно которому устанавливаемый конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления не может составлять более пяти лет, поскольку такое продление срока полномочий указанных органов является однократным и не требует изменения положений конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования о сроке полномочий указанного органа.

Как следует из комментируемого пункта, принятие закона субъекта Российской Федерации либо нормативного правового акта муниципального образования о продлении срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления не является обязательным, так как правовой основой для такого продления срока полномочий является положение комментируемого пункта и принятие каких-либо дополнительных решений для его реализации не требуется.

7. Комментируемый пункт закрепляет особенности определения сроков и порядка назначения и проведения выборов некоторых категорий органов местного самоуправления. При этом его положения реализуются в системной взаимосвязи с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131?ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 82 комментируемого Федерального закона. Положения комментируемого пункта относятся, во-первых, к выборам в представительные органы первого созыва и выборам глав вновь образованных в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом муниципальных образований; во-вторых, к выборам в органы местного самоуправления, срок полномочий которых был продлен или сокращен в соответствии со статьей 82 комментируемого Федерального закона.

Часть 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рамках реформы местного самоуправления предусматривает, в частности определение до 30 апреля 2005 года даты выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечение проведения указанных выборов в период до 1 ноября 2005 года. Статья 82 комментируемого Федерального закона предусматривает ряд случаев, в которых допускается продление или сокращение срока полномочий органов местного самоуправления, при этом выборы в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны были быть проведены до 1 ноября 2005 года.

На этом основании и в целях соблюдения положений законов субъектов Российской Федерации, определяющих даты выборов соответствующих органов местного самоуправления, комментируемый пункт устанавливает, что выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, а также выборы в органы местного самоуправления, срок полномочий которых был продлен или сокращен в соответствии со статьей 82 комментируемого Федерального закона, проводятся в сроки, определенные законами субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 82 комментируемого Федерального закона.

8–9. Комментируемые пункты регулируют вопросы определения дня голосования на последующих выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов, голосование за которых первоначально было проведено в иные сроки, чем во второе воскресенье марта. К указанным категориям выборов относятся, во-первых, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые были проведены во второе воскресенье октября или в день голосования на федеральных парламентских выборах (пункт 3 комментируемой статьи); во-вторых, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых истекали в период после вступления в силу комментируемой статьи до 1 января 2006 года, проведенные в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 5 комментируемой статьи); в-третьих, выборы в органы местного самоуправления, проводимые в связи с переносом первоначального дня голосования на указанных выборах на второе воскресенье октября или день голосования на выборах депутатов Государственной Думы очередного созыва в связи с тем, что во второе воскресенье марта избиратели получили бы возможность голосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (пункт 4 комментируемой статьи); в-четвертых, выборы в представительные органы первого созыва и выборы глав вновь образованных муниципальных образований в ходе реформы местного самоуправления, а также органов местного самоуправления, срок полномочий которых был продлен или сокращен по правилам статьи 82 комментируемого Федерального закона и в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, проводились в иные чем второе воскресенье марта дни (пункт 7 комментируемой статьи).

В субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 7 комментируемой статьи в иные дни (не во второе воскресенье марта), последующие очередные выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а если срок их полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, – в день голосования на указанных выборах. При этом норма об установлении срока, на который избираются указанные органы, должна вступить в силу до назначения соответствующих выборов. Устанавливаемый срок не обязательно должен составлять точное число лет, но не может составлять более пяти лет 1 .

Если же в субъекте Российской Федерации выборы были проведены в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 7 комментируемой статьи в иные, чем второе воскресенье марта, дни и при этом конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования не было предусмотрено проведение следующих выборов в марте, законом этого субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено продление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в целях проведения следующих соответствующих выборов во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок, на который были избраны указанные органы или депутаты указанных органов.

На этой организационно-правовой основе комментируемый пункт обеспечивает приведение дней голосования на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к основному единому дню голосования, которым является второе воскресенье марта.

________________
1 Например, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, срок полномочий которого составляет 4 года, может быть избран в октябре 2006 года сроком на 4 года либо в соответствии с законом соответствующего субъекта Российской Федерации – сроком на 4 года и 5 месяцев, с тем чтобы днем окончания срока, на который он будет избран, явилось второе воскресенье марта 2011 года.

Единый день голосования в России

Единый день голосования в России был установлен федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2 октября 2012 года (вступил в силу с 1 ноября 2012 года).

Согласно закону, единым днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва — день голосования на этих выборах.

Проведение выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в другие дни допускается в случаях досрочного прекращения полномочий указанных органов, избрания вновь образуемых органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, проведения повторных и дополнительных выборов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.

  Жалоба на постановление о признании потерпевшим

Законом был снят запрет на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, если в результате такого совмещения избиратель может проголосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням.

Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет.

Избирательные участки, участки референдума образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Избирательные участки, участки референдума являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех референдумов субъектов РФ, местных референдумов.

Участковые комиссии формируются сроком на пять лет, за исключением участковых комиссий, которые формируются на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами РФ, в труднодоступных или отдаленных местностях, в местах временного пребывания избирателей, а также в иных определенных Федеральным законом местах.

14 октября 2012 года в России прошел первый единый день голосования. В пяти регионах состоялись выборы губернаторов, а в шести регионах — парламентские выборы. Также состоялись выборы мэров Калининграда и подмосковных Химок и еще более четырех тысяч местных выборов и референдумов в 77 регионах страны.

В 2013 году единый день голосования прошел в России 8 сентября. В целом по стране состоялось около семи тысяч выборов, большей частью муниципальных — выборы мэров городов, глав администраций районов и сел, депутатов городских, сельских и районных советов.

В 2014 году в единый день голосования, 14 сентября, выборы прошли в 84 регионах РФ. В 30 субъектах выбирали губернаторов, в 14 — депутатов законодательных собраний. Всего было назначено порядка 6 тысяч избирательных кампаний.

В единый день голосования 13 сентября 2015 года выборы прошли в 84 субъектах страны, всего замещалось свыше 92 тысяч мандатов различного уровня. В 21 регионе выбирали губернаторов, в 11 субъектах — депутатов региональных парламентов.

В 2016 году единый день голосования был совмещен с выборами в Государственную Думу и прошел 18 сентября. Состоялись выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва, губернаторов девяти регионов и депутатов 39 законодательных собраний, в разных точках страны прошли многочисленные муниципальные выборы, а также более 150 местных референдумов. Всего на единый день голосования были назначены более 5,3 тысячи выборов разного уровня, в общей сложности замещались более 39,5 тысячи мандатов. Лишь в трех регионах — Марий Эл, Калмыкии и Магаданской области — россияне не выбирали никого, кроме депутатов Госдумы.

В 2017 году в единый день голосования 10 сентября выборы разного уровня пройдут во всех российских регионах за исключением Ингушетии, Санкт-Петербурга и Магаданской области. В целом состоятся 55,8 тысячи избирательных кампаний и референдумов, будут замещаться более 36,5 тысячи выборных должностей и депутатских мандатов. При этом в 16 субъектах в единый день голосования пройдут выборы губернаторов, в шести предстоит избрать депутатов региональных парламентов, в Удмуртии и Саратовской области будут избираться одновременно и главы регионов, и депутаты заксобраний.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Федеральный закон о едином дне голосования

01.11.2012, Москва 09:36:30 С сегодняшего дня вступает в силу федеральный закон РФ от 02.10.2012г. N157-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О политических партиях» и федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»».

Документом устанавливается единый день голосования — второе воскресенье сентября, а если выборы приходятся на год, в который проводятся выборы президента РФ или Государственной думы, то в тот же день, когда проводятся выборы президента или Государственной думы. Закон одобрен в редакции согласительной комиссии, после того как он был отклонен Советом Федерации 18 июля 2012г. в связи с тем, что документ не прошел обсуждения в субъектах РФ, и они были лишены возможности высказать свою позицию.

Законом не вносятся изменения в нормы, определяющие дату досрочных и иных выборов. В соответствии с общим принципом, предполагается не распространять действие закона на те выборы, дата проведения которых назначена к моменту вступления закона в силу.

По мнению авторов закона, установление единого дня голосования существенно сократит расходы из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов.

Как следует из текста закона, его принятие не предусматривает введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребуется дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

Напомним, до настоящего времени законодательство устанавливало два так называемых единых дня голосования — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. В то же время существовал ряд исключений из этого правила, например, когда выборы проводились во вновь созданных органах государственной власти или местного самоуправления или когда выборы проводились для избрания в орган, полномочия которого прекращены досрочно по различным причинам.

Закон принят Госдумой 21 сентября 2012г. и одобрен Советом Федерации 26 сентября 2012г.

Новосибирский государственный архитектурно-
строительный университет (Сибстрин)

Масштабные добровольческие проекты, подготовка специалистов по работе с молодежью, продвижение молодежных инициатив и развитие общественной деятельности – эти и другие актуальные вопросы обсудили на заседание совета по молодежной политике при Губернаторе Новосибирской области 20 декабря. Заседание открыл министр образования Сергей Федорчук, который отметил успешную работу молодежного направления в течение всего года. «2018 год был Годом добровольца, и новосибирская молодежь активно участвовала во всех проводимых мероприятиях. Помимо добровольчества, в регионе было реализовано большое количество и других молодежных проектов, и приятно отметить, что молодежное.

В Новосибирской области прошло торжественное вручение региональной премии в сфере добровольчества «Я – волонтер». Участниками церемонии награждения стали более 400 активных представителей волонтёрского движения региона и почётные гости праздника. Участников волонтерского движения региона, людей с большим сердцем, которые каждый день дарят добро и делают мир лучше, приветствовал Губернатор Новосибирской области Андрей Травников. В своем выступлении он поздравил волонтеров с успешным завершением Год добровольца. «Важно, что ваши инициативность, активность, непосредственность, ответственность увлекают людей, которые, возможно, внутренне и не считают себя добровольцами.

В Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете (Сибстрин) объявлены внутривузовские конкурсы для молодых ученых «Аспирант НГАСУ (Сибстрин) 2018 года», «Студент-исследователь НГАСУ (Сибстрин) 2018 года» и «Молодой ученый НГАСУ (Сибстрин) 2018 года». Условия участия приведены в Положениях о конкурсах, которые размещены в Приложениях и на сайте www.nauka.sibstrin.ru. Документы на участие в конкурсах необходимо представлять в отдел научной информации (ком. 337) до 12 часов 15 января 2019 года. За дополнительной информацией можно обращаться в отдел научной информации (ком. 337), тел. 266-25-27.

Открытый конкурс эскизных проектов создания образа «студента-строителя» стартовал 1 октября 2018 года по инициативе СРО «Ассоциация строительных организаций Новосибирской области» и «Ассоциация профессиональных строителей Сибири». Его цель – создание художественно-планировочной концепции скульптурной группы привлекательного образа «студента-строителя» и НГАСУ (Сибстрин) – старейшего университета нашего города, в целом. Конкурс проводится в рамках подготовки к празднованию 90-летнего юбилея Сибстрина при поддержке Министерства науки и высшей школы РФ, Администрации Новосибирской области, мэрии г. Новосибирска, Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области, Новосибирского союза архитекторов России, союза художников России и союза дизайнеров.

    /
  • Главная /
  • Новости /
  • Новости университета /
  • Когда в России появился единый день голосования? /

Дата публикации: 2018-07-11 13:34:44

Когда в России появился единый день голосования?

Он был установлен федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2 октября 2012 года.

Согласно закону, единым днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва — день голосования на этих выборах.

Первый единый день голосования прошел в России 14 октября 2012 года. В пяти субъектах состоялись выборы губернаторов, в шести — парламентские выборы, а также несколько тысяч местных выборов и референдумов в разных регионах страны.

В 2018 году единый день голосования состоится 9 сентября.