Единый социальный налог начисляется налог

Единый социальный налог: пример расчета, ставка,

Единый социальный налог принято определять как экономический термин, который применяется в области налогообложения. Сбор данного налога производится для того, чтобы было реализовано право работников на получение бесплатной медицинской помощи в соответствующих учреждениях. Кроме этого, за счет единого социального налога реализовывается право граждан на государственное пенсионное обеспечение и и обеспечение социального характера. Зачисление налога происходит при активном участии бюджетных и внебюджетных фондов.

Составляющие единого социального налога

Единый социальный налог имеет в своем составе несколько очень важных элементов:

  1. Непосредственно налогоплательщики.
  2. Объект, который поддается налогообложению.

Также сюда можно отнести базу по налогам, налоговые льготы, периоды – налоговый и отчетный, ставку, которая действует в отношении налога; порядок, согласно которому начисляется оплата и сроки, в которые это надлежит делать.

Расчет единого социального налога

Сумма, которая характеризует единый социальный налог, рассчитывается каждый месяц. Пункт 2 статьи 243 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что необходимо уплачивать ежемесячные платежи авансового характера. Их размер определяется на основании тех сумм, что были начислены за конкретный месяц. Однако есть важный факт, от которого нужно отталкиваться. Поскольку суммы, которые были заработаны налогоплательщиком, могут быть различными, то периодически требуется проводить коррекцию ставки налога.

Таким образом, при определении налога происходит его корректировка с учетом значений тех сумм, что были получены ранее. Это лишь один из моментов при расчете единого социального налога. Другой определяющий показатель – это возможность снижения налога при увеличении выплат сотруднику. Отсюда следует вывод, что налог нужно считать для каждого лица по отдельности.

Кто платит единый социальный налог?

К налогоплательщикам принято относить:

  • Лица, занимающиеся выплатами в отношении физических лиц;
  • Организации различного типа;
  • Индивидуальных предпринимателей;
  • Физических лиц, которых нельзя считать индивидуальными предпринимателями;
  • Индивидуальные предприниматели, адвокаты, врачи, у которых есть своя практика.

Единый социальный налог в 2016 году

Ставка единого социального налога

В 2015 году Правительство РФ не изменяло ставки единого социального налога в отношении страховых выплат. Величина отчислений в Пенсионный фонд – 22%, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Закон о бюджете страны на 2015 год позволяет говорить о нескольких качественных изменениях. Увеличивается количество организаций, которым разрешено подавать страховую отчетность в электронном виде. Далее, запрещено округлять суммы страховых выплат – в основном это касается округления в меньшую сторону. Начиная с 2015 года работает новый механизм по определению размера единого социального налога. Он основан на средней заработной платы в течение 12 месяцев, а также на повышающем коэффициенте, который устанавливает Правительство РФ.

Пример декларации по единому социальному налогу

Налоговая база для ЕСН за 2015 год у гражданина Абрамова составила 50 000 руб. Ему необходимо применять те ставки, которые соответствуют налоговой базе до 280 000 руб.

Строка 500 необходимо заполнить таким образом:

в графе 3 – 10 950 руб. (150 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 1200 руб. (150 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 2850 руб. (150 000 руб. 5 1,9%).

В строку 600 должны быть указаны значения:

в графе 3 – 7300 руб. (100 000 руб. 5 7,3%),

в графе 4 – 800 руб. (100 000 руб. 5 0,8%),

в графе 5 нужно указать 1900 руб. (100 000 руб. 5 1,9%).

Сведения в строке 700 нужно вычислить как разницу между строками 500 и 600 для данных граф. Значения определяет сумму ЕСН для 2015 года. Если льготы не имеется, то значения в строке 700 будут соответствовать показателям строки 500.

По строке 800 следует определить сумму авансовых платежей, которые были начислены за 2015 год. Авансовыми расчетами должна заниматься специально назначенная комиссия. Строка 810 должна заполняться адвокатами. ИП ее заполнять не следует, можно просто поставить прочерк.

Положительную разницу между начисленной за год суммой налога (строка 700) и уплаченными в течение года платежами (строка 800) нужно заплатить не позднее 15 июля 2015 года. Требуемую сумму нужно вписать в строку 900.Строка 1000 предназначена для глав крестьянского (фермерского) хозяйства. ИП ее не заполняют.

Пример расчета единого социального налога

Заработная плата служащего составляет 100 000 рублей в месяц. За период с января по июль он заработал 700 000рублей. Единый Социальный налог 30% то есть 210 000рублей. В августе зарплата достигла 800 000рублей . 11 00 рублей рассчитываем по 30 % и налог составляет 3 300 рублей . Всего за 711 000 рублей уплачен налог 213 300рублей . Далее за 89 000 мы рассчитываем по 10 % итого получаем 8900 рублей . Всего за август уплачено в Единый Социальный налог 222 200рублей . С сентября по декабрь заработная плата составила 400 000рублей и Единый Социальный налог составляет 40 000 рублей . И всего за год переведен в виде ЕСН составляет 262 200 рублей .

Если бы не было расчета по регрессивной шкале, то налог в ПФР за 12 месяцев составил бы 360 000 рублей . Разница составляет 97 800 рублей. Выгода очевидна.

Именно Единый Социальный налог отличается от других налогов тем , что имеет регрессивную шкалу расчета . Что не может радовать как работодателей так и налогоплательщиков.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Рассчитываем единый социальный налог

Глава Налогового кодекса, посвященная ЕСН, пожалуй, самая короткая из второй части Кодекса. Но, это, к сожалению, вовсе не означает, что проблем и вопросов при исчислении и уплате единого социального налога не возникает. Надеемся, что после прочтения пошагового алгоритма расчета ЕСН с выплат штатным сотрудникам, сложностей у начинающих бухгалтеров станет меньше.

На что начисляется налог

На первый взгляд, единый социальный налог на выплаты штатным сотрудникам очень схож с налогом на доходы физических лиц. Точно так же, как и в НДФЛ, бухгалтеру нужно отслеживать суммы по каждому сотруднику в отдельности, исчисляя с них налог. Но при этом в отличие от НДФЛ в расчет берутся не реально выплаченные суммы, а суммы, начисленные в пользу каждого из сотрудников (ст. 242 НК РФ). Кроме того, суммы считаются не помесячно, а нарастающим итогом с начала года (п. 2 ст. 237 НК РФ). Рассчитанные таким образом суммы в конечном итоге и становятся базой для расчета налога.

Пример.
Предположим, в организации работают три сотрудника: генеральный директор, оклад которого составляет 70 тыс. руб. в месяц, главный бухгалтер с окладом 50 тыс. руб. в месяц и менеджер по продажам с окладом в 40 тыс. руб. в месяц.

Соответственно, для расчета ЕСН бухгалтеру надо каждый месяц определять нарастающим итогом сумму выплат, начисленных в пользу каждого из сотрудников. В результате получаем: в январе база по генеральному директору составит 70 тыс. руб., по главбуху 50 тыс. рублей, а по менеджеру — 40 тыс.рублей. В феврале эти суммы удвоятся и составят соответственно 140 тыс. рублей, 100 тыс. рублей и 80 тыс. рублей. В марте база будет уже 210, 150 и 120 тыс. рублей и так далее.

Сумма единого социального налога, которую надо заплатить в бюджет, определяется ежемесячно.Ведь пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса требует уплачивать ежемесячные авансовые платежи, размер которых определяется на основании фактически начисленных за этот месяц сумм. Но, так как налоговая база определяется нарастающим итогом, то при определении суммы налога, который надо заплатить в конкретном месяце, налог нужно скорректировать на суммы, уже перечисленные ранее в бюджет с выплат, начисленных этому сотруднику (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Это не единственный нюанс, который нужно учесть при определении суммы налога. Дело в том, что ставки ЕСН снижаются при увеличении суммы выплат в пользу сотрудника (именно поэтому их и нужно считать отдельно по каждому лицу).

Так, при выплатах до 280 тыс. руб. включительно совокупная ставка ЕСН равна 26%. Но как только сумма выплат (а она, напомним, считается нарастающим итогом) превысит 280 тыс., то ставка налога уменьшается. Она составит 72 800 рублей плюс 10 процентов от суммы, превышающей 280 тыс. рублей. Ну, а если сумма выплат превысит 600 тыс. рублей, то ставка снизится до 104 800 рублей в месяц, к которым прибавляется всего 2 процента от суммы, превышающей 600 тыс. рублей (п. 1 ст. 241 НК РФ). Посмотрим, как это выглядит на примере.

Возьмем условия из предыдущего примера.

В январе сумма авансового платежа в нашей организации из трех человек составит 70 000 х 26%+50 000 х26% +40 000 х26% =41 600 руб.

В феврале сумма авансового платежа будет рассчитываться уже с учетом уплаченных 41 600 руб. и поэтому останется без изменения: (140 000 х 26%+100 000 х 26% +80 000х 26%) – 41 600 = 41 600 руб. Аналогичным образом поступим и в марте-апреле. А вот в мае уже придется применить регрессивную ставку по заработной плате генерального директора, которая по итогам 5 месяцев составит 350 тыс. рублей. В итоге формула расчета будет выглядеть уже так: (72800+((350 000-280 000) х 10%) + 250 000 х 26% + 200 000 х 26%) – 41600 х 4. И в итоге получится сумма налога, равная 30400 рублей.

  Оплата жкх льготы ветеранам труда

В июне регрессия будет уже у двух работников организации, т.к. выплаты в пользу главбуха с начала года также превысят 280 тыс. рублей. А это значит, что величина ежемесячного платежа снизится и составит 27 200 руб. (72 800+(420 000 — 280 000) х 10%) + (72 800 + (300 000 – 280 000) х 10%) + 240 000 х 26%) – 41600 х 4 – 30 400).

Как видим, расчет ЕСН дело достаточно трудоемкое и требует внимательности. Но самое интересное, что данный расчет еще не окончательный.

Распределяем налог по бюджетам

После того, как сумма платежа определена, его нужно распределить между несколькими бюджетами. Дело в том, что ЕСН только по своему названию единый налог. В действительности же он уплачивается в четыре разных бюджета. Это федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования (ФСС), бюджет федерального Фонда медицинского страхования (ФФОМС) и бюджет территориального Фонда медицинского страхования (ТФОМС). Правильно распределить получившуюся сумму налога между бюджетами — также обязанность бухгалтера организации.

Процентное соотношение сумм между бюджетами зафиксировано в пункте 1 статьи 241 Налогового кодекса и привязано к налоговой базе по каждому сотруднику. Так, из 26%, которыми облагаются выплаты, не превышающие 280 тыс. рублей, в федеральный бюджет поступает 20%, в бюджет ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1% и в ТФОМС 2 %.

Это значит, что в нашем примере сумма платежа за январь – апрель (она, напомним, составляет 41 600 руб. ежемесячно) будет распределяться в следующих пропорциях: в федеральный бюджет уйдет 32 000 руб., в ФСС 4 640 руб., в ФФОМС 1 760 руб. и в ТФОМС 3 200 руб.

А вот с началом регрессии ситуация становится сложнее. Так, с выплат превышающих 280 тыс. рублей, налог распределяется следующим образом: 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 тыс. руб., уходит в федеральный бюджет. Фонду соцстраха достается 8 120 руб. + 1% от суммы превышения. ФФОМС и ТФОМС получают 3 080 руб. + 0,6% и 5 600 руб. + 0,5% соответственно.
Ну, а при выплатах, превышающих 600 тыс. руб., расклад ЕСН между бюджетами выглядит вот как: 81 200 руб. + 2% от суммы, превышающей 600 тыс. руб., отправляется в федеральный бюджет. Твердая сумма в 11 320 руб. уходит в ФСС. ФФОМС и ТФОМС получают также фиксированные суммы в размере 5 тыс. руб. и 7 200 руб. соответственно.

Проиллюстрируем это на примере.

Возьмем данные предыдущего примера. В январе-апреле суммы между бюджетами будут распределяться так, как указано в таблице:

Единый социальный налог: расчет, сумма

Интерес к этому налогу, «не работающему» в Российской налоговой системе с 2010 года (отмененному Законом 212-Ф3 от 24 июля 2009 г) недавно был подогрет сообщением агентства «Интерфакс» со ссылкой на источник в правительстве о его возможном ремейке в 2015 году. Мы попытались представить вашему вниманию сущность единого социального налога, его методику расчета, существующие схемы оптимизации и уклонения.

Плательщики единого социального налога РФ

По своей экономической природе данный налог экономически предпочтительней, чем раздельные социальные платежи, его составляющие. Напомним его основные экономические характеристики, исходя из положений неработающей с 2010 г части II главы 24 Налогового кодекса РФ. Ведь, по всей видимости, она, с некоторыми внесенными в этом году изменениями, вскоре вновь обретет актуальность.

Единый социальный налог (ЕСН) в части своевременности и полноты уплаты контролируется налоговыми органами. В него не входят платежи социального страхования при несчастных случаях.

Плательщиками его выступают:

  • предприниматели, организации и предприятия, производящие оплату труда физическим лицам, работающим по договорам трудового и гражданско-правового характера;
  • граждане, самостоятельно осуществляющие трудовую деятельность (кроме «упрощенцев»).

Не платят данный налог индивидуальные предприниматели, предприятия, организации, работающие в рамках специальных налоговых режимов. Освобождены от него традиционные отрасли хозяйствования малочисленных народов Севера, индивидуальные фермерские и крестьянские хозяйства.

Состав налога, периодичность уплаты и отчетности

Составляющие единого социального налога — три взноса социального страхования граждан:

  • в Пенсионный фонд РФ;
  • в Фонд социального страхования РФ;
  • в федеральный и территориальные фонды обязательного медстрахования.

Периодичность уплаты — месяц. Налоговым периодом считается год. Отчетные периоды — кварталы.

Фактическая выплата производится до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Отчет, где фигурирует сумма начисленного единого социального налога страховых взносов, плательщик предоставляет в налоговый орган до 20 числа, следующего за отчетным месяцем.

Средства перечисляются плательщиками ЕСН на лицевые счета ПФ, ФСС и ФОМСов, отрытые в федеральном казначействе.

Поквартально, в следующий за истекшим кварталом месяц, работодатели-плательщики ЕСН представляют отчет в ФСС по установленной форме, где учитывается:

  • сумма единого социального налога;
  • общая сумма начисления в ФСС;
  • использованные средства по больничным, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет; на возмещение стоимости услуг на погребение, прочее.

Базовая ставка колеблется в пределах от 26% до 36%.

Таким образом, объектом налогообложения для ЕСН выступает оплата по трудовым договорам, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера.

Существует перечень выплат персоналу, выведенных за пределы налоговой базы для начисления ЕСН:

  • необлагаемые налогом на доходы физлиц пособия и компенсации;
  • выплачиваемая при увольнении компенсация неиспользованного отпуска;
  • взносы за сотрудников по медицинскому страхованию, выплачиваемые работодателем (актуально для договоров страхования сроком до года);
  • выплаты личного страхования при увечье или смерти.

Практика показала позитивный потенциал налога в экономическом регулировании и в наполнении бюджета.

Подробней о ремейке ЕСН

Какие изменения в уплате налога прогнозно ожидают юрлиц и ИП, которые будут платить единый социальный налог в 2015 году? Перечислим их:

  • внутри общей ставки консолидированного налога (30%) ожидается сохранение действующих уровней платежей в ПФ, ФСС, ФОМСы;
  • тарифы по травматизму останутся в прежней шкале;
  • предельная сумма платежей в ПФ будет составлять 711 тыс. руб., в ФСС — 670 тыс. руб. (лимит на платежи в ФОМСы установлен не будет);
  • плательщиками-работодателями (единый социальный налог) взнос рассчитывается в копейках, т. е. без округления;
  • ожидается изменение правил по зачету взносов, по разным видам страхования, находящихся в компетенции одного органа;
  • увеличится до 5965 руб. (согласно МРОТ) фиксированный платеж.

Прогнозно даже в 2015 году ожидается изменение ставки ЕСН. Главным фактором такой динамики может послужить ежегодная индексация пенсий. Также изменение ставки ЕСН наверняка будет инициировано уже начавшейся реформой системы здравоохранения.

Экономическая природа налога

Возвращение к ЕСН означает не выбор России между американской и европейскими финансовыми системами. Скорее, это — шаг к реформированию системы социального страхования российского общества.

Дело даже не в банальной логистике: объединении трех социальных платежей в один. Ведь ожидаемый размер единого социального налога не изменит отчисления в социальные фонды.

Правительство РФ не однажды обсуждало проблему баланса пенсионного обеспечения. Актуальность ЕСН возрастает в случае отказа существующей пенсионной системы от использования механизма частичного обязательного накопления пенсии.

Экономический потенциал налога полагает использование его ставки в интересах одновременного балансирования пенсионной системы и стимулирования развития предприятий.

Публикации аудиторов свидетельствуют, что функцию экономического регулирования выполняет единый социальный налог. Процент (ставка налога) регрессивен.

Для работодателей становится выгодной выплата зарплаты сотрудникам с годовым фондом более 280 тыс. руб. В этом случае ставка ЕСН уменьшается более чем в два раза! Регрессия ставки налога сохраняется, если работник уволился с работы и был принят назад в течении одного месяца.

Для удобства восприятия читателями компактно представим формулы, по которым производится расчет единого социального налога для основных категорий работодателей, предусмотренных II главой 24 Налогового кодекса РФ (где ЗС -зарплата сотрудников, ЕСН — искомая сумма единого социального налога).

Впрочем, механизм регрессии единого социального налога требует дальнейшего совершенствования, хотя он разрабатывался достаточно тщательно. Например, нижеследующая ситуация предусмотрена им.

Как известно, для динамичного развития бизнеса характерен перевод работника иэ из одного подразделения компании в другое. Позитивно, что при этом регрессивная ставка налога остается в силе, даже если перевод осуществлен в подразделение, имеющее обособленный балланс.

Для примера укажем узкое место в налогообложении. К сожалению, сохранение регрессивной ставки при реорганизации предприятия (слияние, выделение, разделение) по существующей судебной практике является спорным.

Причина в том, что реорганизованное юрлицо, согласно п. 2, ст. 51 ГК РФ, формирует свою налоговую базу (в том числе и единый социальный налог) начиная с момента своей госрегистрации.

В дальнейшем изложении мы рассмотрим единый социальный налог РФ как с точки зрения имеющейся позитивной и негативной практики налогообложения, так и рассмотрим пути ее совершенствования.

Квалификация схем оптимизации ЕСН со стороны ФСН

Почему все-таки в РФ этот налог в 2010 году отменили? Ведь понятно, что чисто технически работодателю удобней платить единый социальный налог, чем отдельно производить платежи страхового характера в фонды пенсионный, социального страхования, ФОМСЫ федерального и муниципального уровня.

Специалисты утверждают, что причин отмены есть две. Во-первых, несовершенство механизма налогообложения (по предварительной информации «Интерфакса» возвращенный единый социальный налог РФ будет взыматься новым единым специализированным фискальным органом, созданным в рамках ФНС). Очевидно, что этот шаг будет предпринят для предупреждения разного рода уклонений от уплаты ЕСН.

Проверка соблюдения работодателем-плательщиком порядка уплаты налога и отсутствия «конвертных схем», оптимизирующих налогообложение ЕСН, будет производиться налоговыми органами. При этом принципиальное внимание будет уделяться присутствию деловой цели в действиях плательщика, а также наличию искусственных, т. е. фиктивных сделок. Квалификация деятельности предприятия, согласно ст. 45 НК РФ, является отправной точкой для аудиторской налоговой проверки любого работодателя.

  Обязательный аудит ооо ответственность

Противозаконные схемы оптимизации ЕСН

Возможна ли оптимизация ЕСН? В принципе, да. Однако чрезмерная агрессивная творческая активность чревата нулевой толерантностью налоговых органов. Речь идет о схемах уклонения от уплаты ЕСН, связанных с:

  • страхованием;
  • переводом сотрудников в категорию инвалидов;
  • использованием компании — нерезидента;
  • компенсацией за задержку зарплаты;
  • ученическим договором;
  • бонусная схема.

Кратко охарактеризуем вышеупомянутые схемы, вскрыть которые и наказать за них — обязанность ФНС.

  • Схема страхования. Организация страхует сотрудников по чрезвычайно редкому страховому случаю. Работники получают кредит в банке и вносят как страховые взносы. В тот же день кредит сразу же погашается страховой компанией, чтоб предупредить возникновение материальной выгоды. Работники же получают доход от страховой компании.
  • Схема с работниками-инвалидами. Сотрудники увольняются с предприятия и одновременно трудоустраиваются в контролируемый директором филиал ООИ (организации общественной инвалидов). ООИ и предприятие подписывают договор подряда. За этот договор предприятие выплачивает сумму, эквивалентную труду сотрудников, которые уволены (использован пп. 2 ст. 238 НК РФ).
  • Схема, связанная с компанией-нерезидентом. Последняя зарегистрирована в офшорной зоне. Персонал предприятия-резидента переводится в нее, при этом фактически работая на прежнем месте. Поскольку иностранная компания не является плательщиком данного налога, единый социальный налог в бюджет не платится.
  • Схема, связанная с неправомерным заключением ученического договора. На период действия договора, согласно ст. 198 ТК РФ, ЕСН не платится.
  • Схема, использующая бонусы. Учредитель предприятия — компания с пакетом акций более 50% — перечисляет средства предприятию на основную деятельность. Полученные средства выплачиваются предприятием своим сотрудникам как помощь безвозмездного характера. Данная схема, кроме ЕСН, также способствует уклонению от налога на прибыль и НДС.

Схемы оптимизации, оспариваемые ФСН

Вторая группа схем проходит по методике аудита ФНС как уклонение от уплаты ЕСН, однако федеральное законодательство не содержит их прямого запрета. Назовем три схемы такого рода:

  • аутосорсинговая;
  • дивидендная;
  • связанная с вредными трудовыми условиями.

Суть аутосорсинговой схемы заключается в увольнении сотрудников и устройстве их в компанию-агентство, работающую по упрощенной схеме. Между двумя компаниями заключается аутосорсинговый договор. Агентство командирует сотрудников в компанию и оплачивает их труд.

  • Схема дивидендная. Менеджеры основной фирмы учреждают акционерное общество. Прибыль выводится в это АО и распределяется.
  • Схема, связанная со вредными трудовыми условиями. В приложении к коллективному договору — соглашении об охране труда — перечисляются компенсации сотрудникам за вредные условия работы. Профсоюз оформляет экспертизу рабочих мест актом. После аттестации рабочих мест персоналу, работающему на них, выплачивается необлагаемая ЕСН компенсация (ст. 219 ТК, п.2, ст. 238 и п.3, ст. 217 НК).

Вышеупомянутые схемы требуют корректного механизма их использования. Они заведомо попадут под контроль налогового аудита. Впрочем, если их применение действительно уместно, то в акте проверки они не станут источником налоговых доначислений по ЕСН.

Схемы, соответствующие методике налогового аудита

Третью группу составляют модели правомерной оптимизации ЕСН, назовем три из них:

  • работа компании с индивидуальными предпринимателями как с сотрудниками;
  • выплата заработной платы в виде арендных платежей;
  • продажа сотрудникам товаров.

Первая модель предполагает регистрацию сотрудника частным предпринимателем- «упрощенцем». С ним заключается договор гражданско-правового характера. ИП платят вдвое меньший единый налог вместо ЕСН.

Вторая модель позиционируется с договором аренды предприятием имущества сотрудника (обычно автомобиля либо компьютера). Согласно п. 1, ст. 236 НК, уплата единого социального налога в этом случае не производится.

Третья модель характеризуется покупкой предприятия товара у сотрудника. Например, картины. Согласно п. 1, ст. 236, такие выплаты также не входят в базу налогообложения ЕСН.

Для развивающейся и выходящей из состояния кризиса экономики стратегическим вопросом становится уменьшение налогового бремени.

Устойчивый прогресс и благосостояние нации возможны при существенном снижении фискальной нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, снижение ставки ЕСН в налоговой системе РФ до 20% стало бы существенным фактором, способствующим детенизации и развитию малого и среднего бизнеса. Единый социальный взнос более чувствителен именно для некрупных предприятий и предпринимателей. Для них он создает большие издержки (до 40% от фонда оплаты труда), в то же время его нагрузка на крупный бизнес существенно ниже: 15-18%.

Кроме того, в рассматриваемом нами налоге с развитием внутреннего рынка России следует видеть бюджетообразующую перспективу.

В сбалансированных экономиках единый социальный налог составляет значительную долю общих налоговых поступлений. К примеру, его доля для Японии составляет 38%, для Германии — 37%, для Великобритании — 18%, для Франции — 41%.

Что такое единый социальный налог и кто его платит?

Единый социальный налог действовал в России до 2010 года, после чего его решили отменить. Однако уже в январе 2016 года появились слухи, что его снова будут платить все работники. Шесть лет назад его заменили на несколько выплат. Такое введение заставляло платить отдельные страховые взносы, зачисляемые в Федеральный бюджет, ФОМС, ФСС и Пенсионный Фонд РФ. За счет этих выплат реализовывается право каждого гражданина на государственное обеспечение пенсией, медицинскую помощь и социальное обеспечение. Ранее он составлял 26% от суммы зарплаты каждого сотрудника. А заменили его на 22% в ПФР, 3% в ФСС и 5% в ФОМС.

Социальный единый налог что значит данное понятие?

Единый социальный налог это сумма, которая является обязательной для уплаты со своего дохода каждым работником в организации или работающим на индивидуального предпринимателя. Именно с нее при достижении определенного возраста или наступлении отдельного случая реализовываются права на страхование, пенсию, медицинскую помощь. Налогоплательщики платят сумму в установленном размере, в соответствии с базой НК РФ, из выплаты по трудовому договору либо из вознаграждения гражданского правового договора.

Кто признается плательщиками данного налога?

Налогоплательщиками единого социального налога признаются все лица, которые имеют работу. Однако непосредственно начислять и платить единый социальный налог должны лица, осуществляющие любые выплаты физическим лицам, ИП, организации, предприятия (работодатели), а также ИП, которые занимаются частной практикой.

Что является объектом обложения единым социальным налогом?

В Налоговом Кодексе указано два объекта налогообложения по единому социальному налогу, которые нужно знать плательщику, чтобы их платить. Речь идет про выплаты, указанные в трудовом договоре и про вознаграждения, предназначенные физическим лицам по гражданско-правовым документам (о выполнении работ, оказание услуг, авторские договора).

В одной из глав НК РФ (пункт 3 статья 236) указано, что к объектам для платежа не относятся и не признаются такие выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогам на доходы или прибыль (поэтому возврат по ним не предусмотрен). Поэтому их платить не надо.

Единый социальный налог в 2018 году ставка

Так как пока Единый социальный налог не возвращен, значит такую ставку и выплаты нужно рассчитывать с учетом все трех отчислений. В Пенсионный фонд расчет нужно проводить с учетом 22-процентной ставки. Далее второй взнос – в Российский Страховой Фонд – 2,9%. Начислять средств нужно и в Фонд мед страхования – 5,1%. Если эти три платежа объединят и заменят одним новым, то, скорее всего, их просто сложат между собой, и придется платить около 25-30%.

Уплата исходя из доходов – как рассчитать?

Чтобы рассчитать, сколько нужно платить по отдельным составляющим единого социального взноса, нужно знать точный оклад. Допустим, если он составляет 20 тысяч рублей, то в ПФР нужно платить 22% от оклада – 4400 руб. В ФМС в таком случае нужно внести 1020 руб. Ставка в 2,9% для ФСС означает, что туда необходимо платить 580 рублей.

Высчитывается ли у сотрудников с зарплаты?

Ответ на такой вопрос следующий – платят единый социальный налог работодатели, однако высчитывается он из оклада сотрудников. Поэтому, когда вам предлагают оклад, лучше на шпаргалке подсчитать, сколько вам будут платить чистыми.

Для предпринимателей и работодателей информация

Из последних изменений единого социального налога, ставке и выплат, самым важным является то, что теперь во время того, как осуществляется расчет и уплата, запрещено округлять суммы в любую сторону. Также было увеличено число организаций, имеющих право подавать отчетность в электронном виде. Для ПФР было установлено максимальное значение для уплаты, которое чуть превышает 150 тысяч рублей.

С недавних пор страховыми взносами облагаются еще и суммы командировочных расходов, если существует соответствующее документальное подтверждение. Оплачивать налоговые суммы на пенсионные цели необходимо даже в том случае, если вы взяли на работу иностранного гражданина.

Что это такое ЕСН в бухгалтерии — проводка, начисление на зарплату

Предыдущая статья: Отмена ЕСН

В любой, даже не очень большой организации, требуется бухгалтер. Это позволит избежать всевозможных проблем с налоговой инспекцией.

Содержание

Сфера бухгалтерского учета на сегодняшний день – одна из самых сложных. Нарушение законодательства ведет за собой серьёзные штрафы.

Особенно это касается юридических лиц, которые обязаны платить ЕСН (единый социальный налог).

Единый социальный налог выплачивается всеми работодателями для поддержания прав своих работников на государственную медицинскую поддержку, а также различного рода социальное обеспечение (страховка).

С первого января 2010 года ЕСН отменен. На сегодняшний день вместо него налогоплательщики делают страховые взносы в пенсионный фонд России, ФСС и другие подобные организации.

Величина отчислений с первого числа января 2011 года существенно увеличилась, теперь в Пенсионный фонд и Фонд обязательного страхования должны поступать довольно внушительные суммы от работодателей.

Для работодателей ↑

На взгляд неискушенный единый социальный налог на выплаты работникам сильно схож с налогом на доходы физических лиц.

Бухгалтер точно также, как и при исчислении НДФЛ, отслеживает финансовую историю каждого сотрудника, и, исходя из этого, уже осуществляет различного рода операции (бухгалтерские проводки и другое).

  Бета налог

Но важным отличием ЕСН от обычного НДФЛ является то, что при его исчислении учитываются не те суммы, которые фактически выплачены работнику.

А суммы, начисленные организацией каждому её члену персонально – этот момент регламентирует статься 242 НК РФ.

Ещё одно важное отличие — суммы высчитываются не по месяцам, а в начале года, по нарастающему итогу.

Когда начислять

Налоговым периодом, учитывая который высчитывается ЕСН, считается один целый год. Сам налог исчисляется нарастающим итогом с первых чисел года.

Также следует учитывать следующие особенности при расчете ЕСН:

  • период отчетности: девять месяцев, полугодие, а также один квартал;
  • сама декларация по единому социальному налогу подается не позднее последнего числа марта того года, который следует за проходящим кварталом;
  • подача расчетов также должна выполняться строго в срок: не позже 20-го числа месяца, следующего за проходящим кварталом;
  • обязательна выплата авансового платежа по ЕСН;
  • разницу между платежом авансовым и всей суммой организация обязана уплатить не позже 15-го числа последующего месяца.

Типовые проводки (таблица)

Проводки для осуществления различных бухгалтерских операций по единому социальному налогу имеют следующий вид:

Операции по начислению налога

ЕСН — Единый социальный налог — Справочник

Порядок формирования налоговой базы, исчисления и уплаты единого социального налога

Единый социальный налог — справочник для бухгалтера

Единый социальный налог (ЕСН) — федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию.

Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Социальный налог — вперед в прошлое?

Единый социальный налог знаком многим российским предпринимателям не понаслышке. До 2010 года его платили вместо страховых взносов, и его отмена была воспринята негативно. Сейчас в высших кругах заговорили о возврате ЕСН. Вспомним, каким был социальный налог, и в чем его отличие от страховых взносов в социальные фонды.

Все бизнесмены обязаны платить налоги. Их экономический смысл состоит во взаимоотношении любых граждан и хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства -с другой стороны, направленном на формирование государственных финансов. Нормативное определение налогов дано в статье 8 Налогового кодекса РФ:

Все налоги носят императивно-обязательный характер, являются индивидуальными и безвозмездными со стороны плательщиков, при их уплате происходит одностороннее изъятие части собственности налогоплательщика и переход ее к государству. Средства, поступившие в виде налогов, направляются на финансирование деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому налоги делятся на федеральные и местные. От сбалансированности налоговой системы страны зависит не только наполняемость бюджета, но и общий деловой климат. Инвесторы стремится туда, где меньше налоговое бремя, а сами налоги проще и прозрачнее.

Эти, казалась бы, прописные истины выглядят иначе, когда возникает экономический кризис и требуется пересмотр сложившейся налоговой системы. Такой пересмотр может принести бизнесу как положительные перемены, так и наоборот — загнать его в тень. Можно сказать, что единый социальный налог, о котором заговорили чиновники, является как раз таким инструментом.

Что такое единый социальный налог?

Единый социальный налог был введен в России в 2001 году. Он заменил обязательные для всех работодателей и граждан взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования. ЕСН обязали платить всех работодателей осуществляющих выплаты наемным работникам индивидуальных предпринимателей и граждан. Все платежи по ЕСН разделялись на несколько направлений:

  • единый социальный налог, уплачиваемый в Федеральный бюджет;
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд социального страхования (ФСС);
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд медицинского страхования (ФМС);
  • страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в Фонд социального страхования (ФСС);
  • страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд.
  • Работодатели платили ЕСН, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. А на долю индивидуальных предпринимателей и адвокатов пришелся ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Ставки ЕСН были дифференцированы в зависимости от фонда заработной платы, организационно-правовой формы и даже вида деятельности работодателей. Однако, большинство работодателей уплачивали налог по нижней шкале.

    Ряд работодателей был освобожден от уплаты ЕСН. Среди них:

    Организации, выплачивающие вознаграждения работникам-инвалидам 1,2 и 3 группы, не превышающие в течение налогового периода 100 тысяч рублей по каждому работнику.

    Общественные организации инвалидов, с количеством трудоустроенных инвалидов и их законных представителей не менее 80%, а также их региональные и местные отделения.

    Организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

    Образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, научные, информационные и прочие социальные учреждения, а также организации, созданные для оказания правовой и другой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

  • При этом льготы не распространялись на организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.
  • Страховые взносы

    Просуществовав 9 лет, ЕСН опять уступил место обязательным страховым взносам во внебюджетные фонды. С 2010 года работодатели стали начислять такие взносы на все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Регулирование уплаты страховых взносов определено в Федеральном законе N 212-ФЗ. Перечисление социальных взносов в федеральный бюджет было полностью отменено и все средства сосредоточились в бюджетах ПФР и ФСС.

    В 2015 году в систему страховых взносов были внесены значительные коррективы, затронувшие как особенности их расчета, так и уплату. В частности, изменились требования к среднесписочной численности работников, расчет суммы взносов теперь должен осуществляться с учетом копеек, определены требования к обложению страховыми взносами выходного пособия, а также ряд других изменений.

    Материалы по теме

    В социальные фонды бизнесу предложат оплачивать единый взнос

    Но главный принцип страховых взносов сохранился: все средства, перечисляемые работодателями, попадают в непосредственно в ПФР и ФСС и потом распределяются на пенсии, пособия и выплаты в пользу застрахованных лиц. При этом существует возможность для разделения пенсионных взносов на страховые и накопительные. Пенсионный фонд России самостоятельно администрирует сбор взносов и распределение полученных средств. Аналогичные права имеет Фонд социального страхования. Все неиспользованные средства остаются в распоряжении внебюджетных фондов.

    Перспективы возврата социального налога

    Сразу же после перехода Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования под управление Минфина, Федеральная налоговая служба объявила о реформировании сложившейся системы социальных взносов. По задумке налоговиков, вместо разных взносов в ПФР, ФСС и ФОМС работодатели должны платить единый взнос. Этот взнос не должен зависеть от фонда оплаты труда работников и будет контролироваться одним органом.

    Казалось бы, такая инициатива ФНС является первым шагом на пути к возврату ЕСН, уже анонсированному некоторыми чиновниками. Но это не совсем так. Сама налоговая служба пояснила, что объединение социальных взносов не должно изменить их основную суть, а также порядок учета и распределения. Ведь при страховых взносах собранные средства целиком поступают в бюджеты соответствующих фондов и распределяются ими в зависимости от потребностей. В случае с социальным налогом деньги поступают в бюджет и подлежат распределению оттуда на общих основаниях.

    Именно способ распределения средств вызвал наибольшее беспокойство у экспертов, когда впервые заговорили о возврате социального налога. Совокупный бюджет социальных фондов на 2016 год составляет 5,9 трлн рублей, или 7,5% ВВП. Доходная часть федерального бюджета на 2016 год утверждена в размере 13,7 трлн рублей, или 17,5% ВВП. Это значит, что внебюджетные средства составляют почти половину общероссийского бюджета.

    Правда, такая проблема не сильно волнует самих бизнесменов. Им, по большому счету, важнее не то, куда пойдут их деньги (которые все равно придется заплатить), а то, каким образом их будут администрировать. Практика показывает, что удобнее, когда администрирование и сбор средств осуществляет одна структура, а не две, три или четыре. Поэтому, если речь идет об объединении всех взносов в один, без увеличения ставки, то предприниматели готовы это поддержать.