Договор на эксплуатацию ж д путей необщего пользования

ДОГОВОР НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Приложение 4
к Правилам эксплуатации
и обслуживания железнодорожных
путей необщего пользования

Скачать ПРИКАЗ МПС РФ от 18-06-2003 26 (ред от 04-05-2009) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ. Актуально в 2018 году

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
© 2010—2018. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».

Договор на эксплуатацию ж д путей необщего пользования

При взаимодействии собственников железнодорожных путей необщего пользования со структурными подразделениями железнодорожного транспорта, в том числе ОАО «РЖД» необходимо заключить ряд договоров.

В данном разделе вы можете скачать образцы этих договоров в редактируемом формате Microsoft Word для ознакомления или же заключения договора.

Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования
Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования

(при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)

Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования

(при обслуживании контрагента на железнодорожном пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)

Договор на подачу и уборку вагонов

(при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)

Договор на подачу и уборку вагонов

(при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом пользователя)

Договор на подачу и уборку вагонов

(при обслуживании контрагента на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)

Акт обследования железнодорожного пути необщего пользования

Опубликовано 2 года назад. Просмотров с момента размещения на сайте 819

Различные форматы рекламы, низкие цены. (От 5 рублей в день)

Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (при обслуживании контрагента на железнодорожном пути необщего пользования, не принадлежащем владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика) (образец)

Приложение 3 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования

(при обслуживании контрагента на железнодорожном пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика)

ДОГОВОР НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

1. В соответствии с настоящим Договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Контрагенту, примыкающего к станции ________________ через стрелку N _____, локомотивом Перевозчика.

2. Знак «Граница железнодорожного подъездного пути» устанавливается на расстоянии ______ м от стрелки примыкания.

3. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет ____ м, в том числе принадлежащей владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ____ м.

4. Движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

5. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.

12. Готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки Перевозчиком в течение ____ час. после получения уведомления от Контрагента о готовности вагонов к уборке.

13. Сдача и прием грузов и вагонов производятся на местах погрузки, выгрузки.

14. На железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы на погрузку, выгрузку грузов ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

15. Перерабатывающая способность в среднем в сутки по основным родам грузов _________________________________________________________

16. Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет ____ км в оба конца, в т.ч. ____ км, принадлежащих Контрагенту, ____ км, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

17. Контрагент уплачивает Перевозчику:

а) сбор за подачу и уборку вагонов ______________________________

б) плату за пользование вагонами, контейнерами __________________

в) сбор за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов _______________________________________________________

г) другие сборы и платы _________________________________________

(Указывается «тарифное руководство» или номер протокола согласования договорной цены.)

18. Сборы, платы вносятся:

21. Изменения и дополнения в настоящий Договор вносятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контрагент заблаговременно уведомляет Перевозчика о предстоящем изменении владельца железнодорожного пути необщего пользования.

22. Односторонний отказ от исполнения настоящего Договора и одностороннее изменение его условий не допускаются.

23. В случае издания компетентными органами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, в настоящий Договор вносятся соответствующие изменения.

24. По вопросам, не предусмотренным настоящим Договором, стороны руководствуются Федеральными законами «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

25. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по настоящему Договору стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

26. Настоящий Договор заключается сроком с _________ по ____________ включительно.

27. Разногласия к настоящему Договору ___________________________

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2013 г. N 10728/12 Суд отменил принятое решение по делу об отказе в понуждении заключить договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, поскольку отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., АмосоваС.М., Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бациева В.В., Витрянского В.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. —

рассмотрел заявление закрытого акционерного общества «Дорожно-строительное управление № 1» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 06.10.2011 по делу № А23-2648/2011, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.04.2012 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя — закрытого акционерного общества «Дорожно-строительное управление № 1» (ответчика) — Суздальцева Н.А.;

от общества с ограниченной ответственностью «Калужский домостроительный комбинат» (истца) — Тропин В.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Калужский домостроительный комбинат» (далее — комбинат) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к закрытому акционерному обществу «Дорожно-строительное управление № 1» (далее — управление) о понуждении заключить договор на оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей не общего пользования от станции Горенская до территории базы комбината на условиях, изложенных в проекте договора от 26.04.2011 в редакции от 03.10.2011.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Сфера» (далее — общество «Сфера»), открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее — общество «РЖД»).

  Если виновник дтп скрылся выплатит ли осаго

Решением Арбитражного суда Калужской области от 06.10.2011 исковое требование удовлетворено.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 25.04.2012 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора управление просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на заявление комбинат просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Общество «Сфера» обладает правом собственности на железнодорожную ветку от станции Горенская до территории базы комбината протяженностью 3470,9 погонного метра, примыкающую к железнодорожным путям общего пользования. Эту железнодорожную ветку общество «Сфера» по договору от 01.11.2009 № 52 сдало в аренду комбинату.

К железнодорожным путям не общего пользования общества «Сфера» примыкают железнодорожные пути не общего пользования управления. Поступающие в адрес управления грузы доставляются локомотивом общества «РЖД» к месту разгрузки, проходя транзитом по указанной железнодорожной ветке.

Комбинат направил в адрес управления проект договора от 26.04.2011 на оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей не общего пользования, примыкающих стрелочным переводом № 8 к пути № 3 станции Горенская, для доставки вагонов с грузами, поступающими в адрес управления, локомотивом перевозчика — общества «РЖД».

Управление в письме от 30.05.2011 отказалось от подписания этого проекта договора, что послужило основанием для обращения комбината в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды обязали управление заключить с комбинатом договор на эксплуатацию железнодорожных путей не общего пользования на условиях, изложенных в проекте договора от 26.04.2011 в редакции от 03.10.2011.

Между тем суды не учли, что грузы управлению доставляются локомотивом общества «РЖД».

Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — Устав железнодорожного транспорта) отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути не общего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути не общего пользования.

Следовательно, при транзитном проезде вагонов по железнодорожным путям не общего пользования контрагент и владелец части путей не общего пользования вправе урегулировать свои отношения путем заключения иного договора, не поименованного в статье 60 Устава железнодорожного транспорта.

Однако комбинат не обращался к управлению с предложением о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования или договора на подачу и уборку вагонов.

Представленный комбинатом и принятый судами проект договора от 26.04.2011 в редакции от 03.10.2011 не отвечает требованиям, предъявляемым к договорам на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования, как предусмотрено главой IV Устава железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) представленный комбинатом проект договора на оказание услуг не относится к публичному договору, который заключается в обязательном порядке.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статья 421 Гражданского кодекса).

Стороны не достигли соглашения о заключении договора на оказание услуг, следовательно, этот договор не может заключаться в обязательном порядке.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 06.10.2011 по делу № А23-2648/2011, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.04.2012 по тому же делу отменить.

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Калужский домостроительный комбинат» отказать.

Обзор документа

Общество арендовало ж/д ветку, ведущую до территории его базы, примыкающую к ж/д путям общего пользования. К ж/д путям необщего пользования собственника этой ветки примыкали ж/д пути необщего пользования организации. Грузы, поступающие в ее адрес, доставлялись локомотивом ОАО «РЖД» к месту разгрузки. Они проходили транзитом по указанной ж/д ветке. Общество направило организации проект договора на оказание услуг по предоставлению ж/д путей необщего пользования для доставки вагонов с грузами, поступающими в ее адрес, локомотивом перевозчика — ОАО «РЖД». Она отказалась от подписания проекта. Поэтому общество предъявило иск о понуждении ее заключить такой договор.

Суды обязали организацию заключить договор. Но Президиум ВАС РФ отказал в иске.

Нижестоящие инстанции не учли, что грузы доставлялись организации локомотивом ОАО «РЖД».

Согласно Уставу ж/д транспорта отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании ж/д пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию такого пути или договором на подачу и уборку вагонов. Эти договоры могут заключаться только при согласии владельца ж/д пути необщего пользования.

При транзитном проезде вагонов по ж/д путям необщего пользования контрагент и владелец части данных путей вправе урегулировать свои отношения посредством заключения иного договора.

Однако общество не предлагало организации заключить договор на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.

Представленный обществом проект договора не отвечает требованиям, предъявляемым к договорам на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования, как предусмотрено главой IV Устава ж/д транспорта. Данный проект не относится к публичному договору, который заключается в обязательном порядке.

Стороны не достигли соглашения о заключении договора на оказание услуг. Следовательно, он не может заключаться в обязательном порядке.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Договор на эксплуатацию ж д путей необщего пользования

, действующего на основании Устава

(доверенности от _______________________ N ________________), с одной стороны, и

( полное наименование владельца железнодорожного пути необщего пользования)

именуемое в дальнейшем «Владелец», в лице ____________________________________

основании Устава (доверенности от ______________N __________________), с другой

стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. В соответствии с настоящим Договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего к станции ________ через стрелку N _____________локомотивом Перевозчика.

2. Знак «Граница железнодорожного подъездного пути» устанавливается на расстоянии _______ м от стрелки примыкания.

3. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет ____ м, в том числе принадлежащей владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования _____ м.

4. Движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

5. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.

Глава IV. Железнодорожные пути необщего пользования

Статья 55. Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Статья 56. Подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

  Расторгнуть договор с тсж

Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования.

Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, плату за пользование вагонами, взаимную ответственность сторон.

Статья 57. При направлении грузов в порты в непрямом смешанном сообщении грузоотправители в перевозочных документах указывают наименования порта и грузополучателя.

Отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в порту, подачи и уборки вагонов регулируются соответствующими договорами, заключаемыми перевозчиком и портом.

Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.

Статья 58. Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В случаях, если по прибытии составов или групп вагонов (груженых или порожних) грузоотправители, грузополучатели или обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования выполняют своими средствами технологические операции, которые являются обязанностью перевозчика, время на выполнение этих операций не включается в оплачиваемое время пользования вагонами.

Продолжительность этих операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или в договоре на подачу и уборку вагонов.

За работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 59. Охрана на железнодорожных путях необщего пользования груженых вагонов и находящихся в них грузов, а также порожних вагонов обеспечивается принявшей стороной и за ее счет.

Статья 60. Отношения между контрагентом (контрагент — грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное не установлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.

Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов.

Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.

Статья 61. Учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ — учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).

Статья 62. Вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.

Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.

При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.

В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.

Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.

В случае обслуживания грузоотправителей, грузополучателей локомотивами, принадлежащими владельцам железнодорожных путей необщего пользования, операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования.

Владельцы железнодорожных путей необщего пользования вступают в эти отношения на основании полномочий, переданных им грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При получении полномочий владелец железнодорожного пути необщего пользования обязан предоставить перевозчику доверенность, выданную грузоотправителем, грузополучателем.

Грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели без разрешения владельцев не вправе использовать вагоны, контейнеры для перевозок грузов.

За несоблюдение указанных требований виновная сторона несет ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.

За задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.

Статья 63. Владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования.

При использовании такого пути без указанного согласия владельцы инфраструктур и перевозчики несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.

Статья 64. Взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются не более чем на пять лет.

При перезаключении договоров до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключенных договоров.

Договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.

В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.

Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.

При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  Справка с места работы договор подряда

Стороны договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договора на подачу и уборку вагонов

(Гребенников Д. А.) («Гражданское право», 2006, N 2) Текст документа

СТОРОНЫ ДОГОВОРА НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ДОГОВОРА НА ПОДАЧУ И УБОРКУ ВАГОНОВ

Д. А. ГРЕБЕННИКОВ

Гребенников Д. А., аспирант ТГУ.

Одной из особенностей железнодорожных перевозок грузов является наличие специальных путей сообщения, по которым осуществляются эти перевозки. Железнодорожные перевозки могут осуществляться по путям общего и необщего пользования. Отличие одних путей от других состоит в том, что пути общего пользования предназначены для удовлетворения потребностей в железнодорожных перевозках всех грузоотправителей, грузополучателей; пути необщего пользования предназначены для обслуживания определенных пользователей или используются владельцами этих путей для удовлетворения собственных нужд (ст. 2 УЖТ РФ). Наличие железнодорожных путей необщего пользования обусловлено потребностью максимально приблизить погрузку и выгрузку к местам производства и потребления, говоря иными словами, обеспечить доставку грузов «от двери к двери». Использование подъездных путей на начальных и конечных этапах перевозочного процесса оказывает существенное влияние на взаимоотношения грузовладельца и перевозчика. Особенности отношений между перевозчиком и грузовладельцами при осуществлении перевозок грузов через пути необщего пользования регламентируются при помощи специальных источников правового регулирования. Нормативная регламентация осуществляется гл. IV УЖТ РФ, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее по тексту — Правила эксплуатации) и др. нормативно-правовыми актами . Индивидуальное регулирование осуществляется при помощи договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования (далее по тексту — договоры на эксплуатацию) и договоров на подачу и уборку вагонов . ——————————— См.: Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования». См., напр.: Приказ МПС РФ от 29 сентября 2003 г. N 67 «Об утверждении Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов». Отношения между перевозчиком и грузовладельцами, не имеющими складов и погрузоразгрузочных площадок на подъездных путях, регламентируются при помощи договора, заключаемого между соответствующими грузовладельцами, перевозчиком и владельцем подъездного пути (ч. 2 ст. 56 УЖТ РФ). Такой договор не поименован в УЖТ и Правилах как договор о подаче и уборке вагонов или как договор на эксплуатацию, в нормативных актах лишь указано, что этот договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов, а также взаимную ответственность сторон.

Исследование реформы железнодорожного транспорта позволяет критически проанализировать субъектный состав договора на эксплуатацию и договора на подачу и уборку вагонов. Одной стороной рассматриваемых договоров является перевозчик. По ранее действовавшему законодательству классификация субъектов, составляющих другую сторону договора, проводилась по критерию принадлежности этим субъектам подъездных путей. Владельцем (ветвевладельцем) считалось лицо, обладающее подъездными путями, не принадлежащими железной дороге. Пользователем назывались грузоотправители и грузополучатели, использующие подъездные пути, принадлежащие железной дороге (п. 1.2 Правил эксплуатации от 25 мая 2000 г. ). Контрагентами считались пользователи в пределах не принадлежащего железной дороге подъездного пути, имеющие свои склады либо примыкающие к указанному подъездному пути свои железнодорожные подъездные пути (ч. 1 ст. 63 ТУЖД РФ). Описанный выше субъектный состав договора был создан и рассчитан на ранее существовавшую систему отношений собственности на имущество железнодорожного транспорта, когда перевозчик (железная дорога) владел всем имуществом, необходимым для осуществления железнодорожных перевозок. ——————————— См.: Приказ МПС РФ от 25 мая 2000 г. N 15Ц «Об утверждении Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей».

В настоящее время возможна ситуация, когда инфраструктурой общего пользования владеет одно лицо (владелец инфраструктуры), а перевозки грузов осуществляет другое лицо — перевозчик. Однако Правила эксплуатации сохранили традиционный подход к определению сторон договора. Договор по-прежнему заключается между перевозчиком, с одной стороны, и владельцем, пользователем или контрагентом, с другой стороны (ст. 55, 56, ч. 2 ст. 60 УЖТ РФ). Только теперь для разграничения контрагента, пользователя и владельца применяется критерий принадлежности железнодорожных путей необщего пользования не перевозчику, а владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования в настоящее время зависит не столько от перевозчика, сколько от владельца инфраструктуры. При этом владелец инфраструктуры участвует в отношениях по выполнению перевозочных операций на железнодорожных путях необщего пользования только как представитель перевозчика (ч. 2 ст. 50, ст. 54 УЖТ РФ). Такая ситуация обоснованно критиковалась в юридической литературе . ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003. —————————————————————— В. В. Витрянский резко критикует такое положение вещей, утверждая, что «такая структура договорных связей абсолютно иррациональна. Создается впечатление, что здесь все поставлено с ног на голову. Ведь перевозчик, не располагая подъездными путями общего пользования и даже собственным локомотивом, как это предусмотрено ст. 12 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ни в коей мере не привязан к конкретным ветвевладельцам — грузоотправителям и грузополучателям. Его роль исчерпывается доставкой пассажиров и грузов в пункты назначения. Гораздо более логично выглядела бы ситуация, когда бы владелец инфраструктуры, обладающий необходимым технологическим комплексом, включая железнодорожные подъездные пути общего пользования, к которым примыкают подъездные пути организаций — грузоотправителей и грузополучателей, заключал с последними (от своего имени) договоры об эксплуатации соответствующих подъездных путей и о подаче, уборке вагонов». См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2004. С. 371.

Эту критику можно признать справедливой лишь в той части, в которой она касается отношений, возникающих по поводу эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования. По нашему мнению, все операции по обслуживанию железнодорожных путей необщего пользования можно разделить на две группы: 1) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования; 2) подача и уборка вагонов. В первую группу включаются операции по обеспечению взаимодействия железнодорожной станции и примыкающих к ней путей необщего пользования, по обеспечению маневровых, сортировочных работ и другие операции (ст. 16 Закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации») . Эксплуатация подъездных путей обеспечивается через взаимодействие владельца путей необщего пользования и владельца путей общего пользования (владельца инфраструктуры). Перевозчик, убирающий, подающий вагоны на подъездные пути и не владеющий инфраструктурой, не оказывает существенного влияния на содержание и развитие этих отношений. Поэтому договоры, регламентирующие отношения по эксплуатации подъездных путей, должны заключаться между владельцем путей и владельцем инфраструктуры и только в случае необходимости должны быть представлены на согласование не владеющему инфраструктурой перевозчику. ——————————— Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 169.

В настоящее время технические аспекты этих отношений регламентируются: инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, утверждаемой владельцем инфраструктуры (п. 1.7 разд. I Правил эксплуатации); единым технологическим процессом обслуживания работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания (далее по тексту — ЕТП) . По нашему мнению, юридические и экономические аспекты этих отношений необходимо регулировать при помощи договора, заключаемого между владельцем инфраструктуры и владельцем пути необщего пользования. Такой договор может носить традиционное наименование — «договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования». ——————————— В соответствии с п. 5.1 Правил эксплуатации ЕТП разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов. При согласии сторон ЕТП может разрабатываться и с меньшим грузооборотом.

Во вторую группу входят операции по обслуживанию перевозчиком грузоотправителей и грузополучателей на железнодорожных путях необщего пользования. Отношения, возникающие по поводу выполнения перевозчиком этих операций, должны регламентироваться договорами, заключаемыми между перевозчиком и грузовладельцем, и только в случае необходимости согласовываться с владельцем инфраструктуры. Такие договоры следует именовать — договоры на подачу и уборку вагонов. Таким образом, предлагается выделять следующие разновидности договоров: 1) договор на подачу и уборку вагонов, заключаемый между перевозчиком и грузовладельцем (грузоотправителем и грузополучателем); 2) договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, сторонами которого являются владелец инфраструктуры общего пользования и владелец путей необщего пользования.