Договор ассоциация с ес

Соглашение Украины об ассоциации с ЕС: победа или поражение

КИЕВ, 1 сентября. /ТАСС/. Соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза, горячие споры вокруг которого стали «спусковым крючком» для трагических событий в Киеве зимой 2014 года, обретает с 1 сентября законную силу.

На его ратификацию 28 странами Евросоюза ушло более трех лет. После того, как большинство жителей Нидерландов на референдуме весной 2016 года высказались против ассоциации с Украиной, казалось, что соглашение вообще не станет реальностью. Только год спустя, в мае этого года, Гаага дала наконец «добро» на ратификацию документа, но прежде заставила Брюссель принять заявление о том, что соглашение об ассоциации отнюдь не является залогом вступления Киева в Евросоюз, не предоставляет Украине гарантий безопасности, не предусматривает финансовой помощи и не дает украинцам право жить и работать в ЕС.

Тем не менее в Киеве это называют победой на пути в Европу.

«1 сентября у нас будет праздник не только потому, что дети пойдут в школу, — заявил на днях президент Украины Петр Порошенко. — 1 сентября вступает в силу ключевой политический документ для нашего государства — Соглашение об ассоциации с Европейским союзом».

За соглашение об ассоциации Украина заплатила большую цену. Из-за отказа в 2013 году Виктора Януковича, занимавшего тогда пост президента, подписать этот документ в Киеве начались выступления оппозиции, известные как «евромайдан», которые привели в итоге к государственному перевороту в стране. Кульминацией стали события в феврале 2014 года, когда в столице Украины погибли более 80 человек и сотни получили ранения. Среди погибших оказались как протестующие, так и представители правоохранительных органов, в частности бойцы спецподразделения «Беркут». Еще 20 раненых скончались позже в больницах.

Янукович и многие члены правительства вынуждены были покинуть страну. Жители Крыма 16 марта на референдуме проголосовали за воссоединение с Россией, а в Донбассе начался гражданский вооруженный конфликт, который длится до сих пор.

Почти сразу после государственного переворота, в марте 2014 года, политическую часть соглашения об ассоциации с ЕС подписал тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк. В ней декларируются права человека и основные свободы, уважение к принципу верховенства права, соблюдение принципов суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ и независимости. Экономический же блок соглашения с главами государств и правительств 28 стран ЕС был подписан уже новоизбранным президентом Петром Порошенко в июне 2014 года.

С 1 января 2016 года вступило в силу Соглашение между ЕС и Украиной об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ). Документ является частью соглашения об ассоциации ЕС и Украины.

Первые разочарования

Однако надежды, которые украинские производители питали по поводу возможности выхода на европейский рынок, с подписанием соглашения об ассоциации явно не оправдались. Зона свободной торговли, которую так рекламировали власти, оказалась не такой уж свободной. В рамках ЗСТ Евросоюз ввел для Киева ограничительные квоты на 36 видов продуктов, которые Украина может продавать без уплаты пошлины. После того, как объем квоты выбирается, вводятся ввозные пошлины.

По идее, само соглашение об ассоциации устраняло 97% тарифов на украинские товары. Средний тариф на украинский экспорт снижался с 7,5 до 0,5%. Такие преференции, по мнению киевских экономистов, вполне могли компенсировать болезненный для украинского бизнеса разрыв связей с Россией.

Но радужные перспективы начали таять уже в первые месяцы. Евросоюз постарался по максимуму защитить своих производителей. Буквально за полтора месяца с момента начала действия зоны свободной торговли Украина исчерпала лимиты на поставку в Евросоюз меда, сока и кукурузы. Затем закончились квоты на сахар, ячменную крупу и муку. Последние лимиты закрылись в мае, в том числе на поставку пшеницы — важнейшего экспортного товара Украины. В год страна отгружает за рубеж более 30 млн тонн зерна. Евросоюз же выделил Киеву квоту всего на 950 тыс. тонн.

По итогам I квартала 2017 года Украина, по данным правительства, вновь полностью выбрала годовую квоту на беспошлинный экспорт в ЕС шести категорий товаров: меда, сахара, круп и муки, обработанных томатов, виноградного и яблочного сока и кукурузы. По состоянию на начало апреля была полностью использована полугодовая квота на беспошлинный экспорт сливочного масла и квота на II квартал по мясу птицы. Кроме того, на 86% использована квота по экспорту пшеницы и 74% — на солод и пшеничную клейковину.

Правда, в этом году из-за торговых санкций в отношении России Совет ЕС принял ряд временных автономных торговых мер в пользу Украины, которые должны вступить в силу в сентябре и будут применяться в течение трех лет. Положения направлены на улучшение доступа украинских экспортеров на рынок ЕС. По оценкам минэкономразвития, предоставление дополнительных квот позволит в краткосрочной перспективе нарастить экспорт в ЕС на $200 млн, а это дополнительный рост ВВП на 0,2%.

Компенсация не случилась

Большинство экспертов сегодня признают, что компенсации за разрыв торговых связей с Россией не произошло. Зато есть реальное и серьезное снижение общего объема украинского экспорта — на 7,9%. При этом экспорт в Россию упал на 28,5%, а на ЕС приходится только 37,3% всего украинского экспорта.

Примечательно также, что доля беспошлинной торговли с ЕС составляет сегодня всего 10%, а со странами СНГ этот показатель по-прежнему достигает 20%, хотя и пошел на спад с 2016 года.

И хотя объемы европейского экспорта на Украину в целом также не очень выросли, Европа своего не упустила. Об этом свидетельствует существенное отрицательное сальдо баланса внешней торговли Украины с Евросоюзом. По данным Госслужбы статистики, объем экспорта в 28 стран Европы достиг в 2016 году $15,9 млрд, но при этом импорт оттуда составил $18,1 млрд.

«В 2016 году мы заметили некоторое оживление экспорта украинских товаров. Но стоит отметить, что этот рост заметен лишь в сравнении с 2015 годом. По сравнению, например, с аналогичной ситуацией 2013 года, экспорт украинских товаров на рынки ЕС значительно сократился», — говорит исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко.

Экономисты объясняют это тем, что, прежде всего, уменьшается доля экспорта продукции с большей добавленной стоимостью. В товарах, поставляемых Украиной на европейский рынок, все больший удельный вес занимают сырье и полуфабрикаты. На данный момент более 40% украинского экспорта составляет аграрная продукция.

«В мировой практике ни одна сырьевая страна не стала богатой. Чтобы исправить ситуацию, нам важно развивать промышленность, в том числе и переработку», — подчеркнула эксперт.

Украинскую продукцию не пускают в Европу

Министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой считает, что украинская сельскохозяйственная продукция слишком конкурентоспособна на рынке Европейского союза, поэтому ее туда и не пускают. «Себестоимость производства у нас очень низкая. Поэтому Европа действительно ставит максимум барьеров, чтобы украинскую продукцию туда не пустить», — говорит он.

Подверг резкой критике позицию Евросоюза по выделению экспортных квот Украине и один из богатейших людей в стране, владелец агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт» Юрий Косюк. «Зона свободной торговли, которую очень сильно пропагандируют, это обман Украины. Никакого открытия рынков не произошло», — отмечает бизнесмен.

Он утверждает, что со вступлением Украины в зону свободной торговли с ЕС ничего не изменилось. «Я думаю, что мы обмануты. Для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования», — говорит Косюк.

О том, что соглашение об ассоциации выгодно лишь европейской стороне, неоднократно заявлял и лидер общественного движения «Украинский выбор — Право народа» Виктор Медведчук. По его мнению, соглашение ни на шаг не приближает Украину к «европейской семье», зато предусматривает массу обязательств и ограничений.

«Имея мизерные квоты, страна во многом экспортирует сельскохозяйственную продукцию сырьевой направленности. А вот потеряв рынки ЕАЭС, украинские экспортеры разорвали кооперационные связи в высокотехнологичных секторах машиностроения, судостроения, ракетно-космической отрасли, авиастроения и приборостроения», — отметил Медведчук. Политик убежден, что только восстановление торгово-экономических связей с РФ приведет к экономическому успеху Украины.

Европе украинские технологии не нужны

Известный украинский экономист, экс-министр экономики Виктор Суслов признает, что разрыв промышленных и научных связей с Россией провел к потере перспектив для многих уникальных украинских предприятий и технологий. Как пример он называет запорожский «Мотор Сич» — крупнейшее предприятие, которое производило двигатели для всех российских вертолетов, многих видов самолетов и крылатых ракет. Когда Украина ввела ограничения, Россия потратила несколько лет и многомиллиардные средства, но создала собственное производство двигателей.

«При этом за прошлый год вся авиастроительная промышленность Украины произвела аж один самолет», — с грустью отмечает Суслов.

Второй пример — это николаевское предприятие «Заря — Машпроект», которое поставляло корабельные двигатели для Военно-морского флота РФ. После разрыва отношений в России создали целую отрасль корабельного двигателестроения, пригласив к себе многих специалистов из того же Николаева.

«И теперь в украинских двигателях они [россияне] больше не нуждаются. Так что же выиграла Украина, потеряв рынки высокотехнологичной продукции и не найдя новые? Утратив многомиллиардные доходы от экспорта, сотни тысяч рабочих мест и тысячи уникальных, высококвалифицированных специалистов?» — задается вопросом Суслов.

По его словам, эти предприятия не могут поставлять продукцию в ЕС, поскольку их технологические процессы не соответствуют европейским техническим регламентам и стандартам. «Чтобы перевести их на европейские стандарты и модернизировать, нужны колоссальные инвестиции, которых у Украины нет, а Запад никогда их не вложит, потому что аналогичные производства у него есть и ему не нужна конкуренция в высокотехнологичных сферах», — убежден Суслов.

Россия осталась главным торговым партнером

Как это ни парадоксально, но, по данным Государственной службы статистики, крупнейшим импортером украинских товаров среди всех стран по-прежнему остается Россия (9,4% от общего объема экспорта по итогам первого полугодия 2017 года). За ней следуют Турция и Польша — по 6,1%, Италия — 5,7%, Индия — 5,5%, Египет — 5,3%.

Как отмечает Госстат, Украина в первом полугодии текущего года увеличила экспорт товаров в Россию на 26,4%, до $1,93 млрд, а импорт вырос на 41,5%, до $2,99 млрд. В результате сальдо торгового баланса Украины с Российской Федерацией в первом полугодии 2017 года также сложилось отрицательным и составило более $1 млрд.

  Дисциплинарная ответственность судей основание и порядок привлечения

В то же время сальдо торговли услугами в первом полугодии было положительным: экспорт услуг в Российскую Федерацию за отчетный период вырос на 11,7% и составил $1,645 млрд, а импорт — на 17,6%, до $208 млн.

Таким образом, как отмечают эксперты, внешняя торговля Украины в 2016 году по денежным показателям не продемонстрировала позитивного результата. В 2017 году очевидных предпосылок для изменения тренда также не предвидится. В этих условиях, полагают аналитики, экономический успех Украины во многом будет зависеть не только от способности бизнеса быстро переориентироваться на европейские стандарты, но и от возможностей руководства страны и самих производителей обеспечить выход украинских товаров и услуг на другие перспективные рынки.

Так, заместитель министра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталья Никольская считает, что Украине критически важно активизировать налаживание взаимовыгодных отношений со странами Азии, Африки и Америки.

По данным минагрополитики, в 2016 году ключевым рынком сбыта традиционных украинских товаров уже стали страны Азии. На них пришлось 45,9% экспорта сельхозпродукции, или $7 млрд. Евросоюз с большим отрывом оказался только на втором месте — 27,5% и $4,2 млрд. За ним следуют страны Африки (15,7%, $2,4 млрд), СНГ (7,7%, $1,2 млрд) и США (0,9%, $45 млн).

Великобритания планирует заключить с ЕС договор об ассоциации после Brexit

После завершения Brexit Великобритания планирует заключить с Евросоюзом соглашение об ассоциации, которое позволит Лондону и Брюсселю поддерживать регулярный диалог и решать возникающие противоречия.

Об этом говорится в опубликованной британским правительством 12 июля «белой книге». Документ называется «Будущее отношений между Великобританией и Европейским союзом».

«Для того чтобы создать почву для будущих отношений, правительство предлагает заключить совместные институциональные договорённости, которые подразумевают сотрудничество», — отмечается в документе.

Лондон предлагает оформить эти договорённости в форме договора об ассоциации наподобие того, который уже действует между ЕС и Киевом.

В частности, британские власти предлагают учредить управляющий орган на уровне министров с обеих сторон. Предполагается, что он будет собираться два раза в год, причём как минимум один раз в заседании будут участвовать премьер-министр Великобритании и главы государств стран — членов ЕС.

Кроме того, план предполагает создание объединённого комитета, в котором будут обсуждаться отдельные аспекты двусторонних отношений. Комитет будет подчиняться управляющему органу и будет вносить предложения по вопросам развития сотрудничества.

«Белая книга» также отражает взгляд Лондона на другие аспекты взаимоотношений с Брюсселем после Brexit, включая движение товаров и услуг, инвестиционную деятельность, вопросы безопасности, передвижение граждан и пр.

Принципы будущих отношений между ЕС и Великобританией были одобрены британским правительством на заседании 6 июля. План был раскритикован главой МИД Борисом Джонсоном и министром по вопросам Brexit Дэвидом Дэвисом. По их мнению, он предполагает слишком много уступок Брюсселю. В знак протеста Джонсон и Дэвис подали в отставку.

Ассоциация с ЕС: какие выгоды получат Грузия и Молдавия?

1 июля окончательно вступает в силу соглашение об ассоциации ЕС с Грузией и Молдавией. DW рассказывает о главных положениях договора и о том, какие выгоды они принесут.

25 лет независимости Грузии: успехи и промахи

Свободный доступ на рынки ЕС

Главные выгоды Грузии и Молдавии будут экономическими: обе страны получают беспрепятственный доступ к рынку Евросоюза, который насчитывает более 500 миллионов потребителей. В рамках соглашения об ассоциации существует договор DCFTA о «глубоком и всеобъемлющем свободном торговом пространстве». Частично он уже начал действовать после подписания соглашения 27 июня 2014 года и вступает в полную силу 1 июля 2016-го.

Грузия и Молдавия получат свободный доступ на рынки ЕС

В рамках DCFTA почти все продукты грузинского и молдавского производства при поставках на рынок ЕС освобождаются от таможенных пошлин. Их устранение будет происходить поэтапно, в течение нескольких лет. Главные надежды Молдавии и Грузии связаны с экспортом сельскохозяйственной продукции и вин.

Временная защита собственных рынков

Этот же договор DCFTA подразумевает беспошлинный доступ европейских товаров на рынки Грузии и Молдавии. Для того, чтобы европейские продукты не заполонили моментально местные рынки, а у грузинских и молдавских производителей было время подготовиться, этим странам позволено снижать свои ввозные пошлины постепенно. Этот процесс будет медленнее, чем процесс снижения аналогичного тарифа со стороны ЕС, то есть некоторое время у производителей из Грузии и Молдавии будет экономическая выгода перед европейским бизнесом. Для особо уязвимых секторов экономики срок отмены ввозных пошлин увеличен.

Европейцы в экс-республиках СССР: с визой или без?

Финансовая поддержка

В соглашении прописано, что Брюссель поможет Грузии и Молдавии поднять качество своей продукции до стандартов ЕС, что должно ускорить их доступ к европейскому рынку.

Визы для Грузии могут отменить уже этим летом

Предусмотрена конкретная финансовая поддержка. Так, например, в конце мая 2016 года стало известно о выделении Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) 50 миллионов долларов на развитие предпринимательства в Грузии. Средства предусмотрены на модернизацию производства.

Также ЕБРР выделил 380 миллионов евро в виде кредитов с льготными ставками, а ЕС выделит 19 миллионов евро на техническое оснащение. Кроме того, предусмотрены различные программы по улучшению инвестиционного климата и бесплатные консультации бизнесменов.

Некоторые потенциальные выгоды не прописаны напрямую в договоре, но вполне закономерны. После подписания соглашения об ассоциации правила ведения бизнеса в Грузии и Молдавии становятся более понятными для европейских инвесторов, которые могут заинтересоваться местными рынками.

Ускоренная отмена виз с ЕС

Все остальные выгоды носят косвенный характер. Так, с подписавшими или планирующими подписать соглашение об ассоциации с ЕС странами, как правило, активизируются и переговоры о либерализации визового режима. Так произошло и с Грузией.

В декабре 2015 года Еврокомиссия представила доклад о том, что Грузия выполнила все условия для отмены краткосрочных виз. Ожидается, что этим летом будет принято окончательное решение в этом вопросе. Краткосрочные визы для Молдавии отменили еще раньше: 28 апреля 2014 года.

За что стоял Майдан: на Украине в полную силу вступает соглашение об ассоциации с ЕС

Ассоциация Украины с ЕС, та самая, за которую боролись на Майдане и отказ от которой президента Януковича и правительства Николая Азарова осенью 2013 года стал триггером массовых протестов в Киеве, наконец, начинает действовать в полной мере. 1 сентября 2017 года подписанное ещё в марте—июне 2014 года соглашение (21 марта 2014 года Киев завизировал политическую, а 27 июня 2014 года — экономическую его части) официально вступило в силу.

Но 1 сентября 2017 года — дата, скорее, символическая. Дело в том, что большинство положений договора уже действовали ранее, хотя и во временном режиме. Политическая часть документа начала работать 1 сентября 2014 года. С 1 января 2016-го вступила в силу и экономическая часть, предусматривавшая создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Однако полноценной ратификации со стороны стран — членов ЕС пришлось ждать до 2016 года.

Дело в том, что такого рода документы должны получить одобрение всех участников Евросоюза. А в 2015 году на референдуме в Нидерландах большинство жителей этой страны выступило против ассоциации Украины с ЕС. И хотя плебисцит не был обязывающим, а лишь консультативным, Евросоюз начал диалог с политическим руководством страны, который завершился 30 мая 2017 года ратификацией парламентом Нидерландов соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

В обмен на присоединение к соглашению Нидерланды потребовали от ЕС принять «особую позицию этой страны». Евросоюз гарантировал Гааге, что соглашение об ассоциации не даст в будущем Украине права претендовать на автоматическое членство в Евросоюзе, что Киев не сможет получать финансирование из структурных фондов ЕС и не станет участником его оборонных программ.

Практически с 1 сентября 2017 года для рядовых украинцев мало что изменится, отмечают эксперты. Пока не действуют в полную силу те положения договора, которые относятся к сотрудничеству в областях обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, финансов, миграции, пограничного контроля и борьбы с террором. С 1 сентября начнётся постепенная имплементация этих положений. Как именно это будет происходить, чиновники в Брюсселе и Киеве пока не говорят.

На них и скажется в первую очередь перевод статуса действующих положений соглашения с временного на постоянный. Дело в том, что с момента вступления документа о евроассоциации в полную силу Брюссель сможет ставить перед Киевом конкретные и юридически обязывающие сроки реализации всех реформ, предусмотренных этим соглашением. Ссылаться на то, что оно ещё не вступило в полную силу, а значит можно откладывать выполнение реформ, как это делали украинские власти раньше, отмечает BBC, больше не получится.

Наконец, то, что произойдёт в отношениях Украины и ЕС 1 сентября, важно с символической точки зрения — по меньшей мере, так считают в Киеве.

«Соглашение об ассоциации и безвиз (начавшее действовать в начале июня 2017 года соглашение о безвизовом въезде украинцев в страны ЕС. — RT) — это то, что является убедительным свидетельством нашего окончательного (де-факто и де-юре) разрыва с империей. С той, которую Рональд Рейган назвал империей зла», — заявил президент Украины Пётр Порошенко на параде в честь Дня независимости Украины 24 августа 2017 года.

Идеологический выбор

«Соглашение об ассоциации Украины с ЕС представляет собой пакет из 486 статей, 311 из которых регламентируют торговлю и вопросы, связанные с торговлей, — пояснил RT содержание документа заместитель генерального директора бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев. — По сути, речь идёт о расширенной зоне свободной торговли, которую ЕС, помимо Украины, имеет ещё с тридцатью государствами мира, включая страны Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего Востока, а также с Албанией, Косово, ЮАР и Южной Кореей».

Конечно, каждый конкретный договор отличается от других, отмечает эксперт, но в случае с Украиной «изначально торговое соглашение с подачи Запада преподносилось украинским руководством чуть ли не как «стадия, предшествующая вступлению Украины в ЕС».

«Хотя никакой стратегии (вхождения в ЕС. — RT) на самом деле не было», — утверждает Васильев. Показателен пример Турции, которая заключила соглашение об ассоциации с предшественником ЕС — Европейским экономическим сообществом — ещё в 1963 году, но в ЕС так и не вступила.

Накануне и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил, что до полноценного членства в ЕС Украине очень далеко. «Я видел, что мой друг Порошенко несколько дней назад сказал, что Украина — это Евросоюз, это НАТО», — прокомментировал Юнкер недавнюю речь украинского президента, в которой тот заявил о стремлении его страны стать частью двух вышеупомянутых международных организаций. «На данный момент это ни то, ни другое. Все должны это знать!» — заявил председатель Еврокомиссии.

«По замыслу украинских идеологов, величайшее достижение Украины после «евромайдана» в виде трёхмесячного безвиза без права работы, якобы общего европейского рынка и отмены пошлин на европейские товары, включая «изделия, бывшие в употреблении», должно было списать все ошибки и просчёты киевских властей, которые привели к гражданскому конфликту, военным преступлениям, человеческим жертвам и 300 тыс. поломанных судеб ветеранов АТО, и, как следствие, к экономическому кризису и росту коррупции в немыслимых масштабах», — считает Евсей Васильев.

  Детское пособие до 15 лет на второго ребенка

«Фактически речь идёт о банальных политических спекуляциях новой «постмайданной» элиты на надеждах украинского народа и его веры в лучшую жизнь, которым не суждено было сбыться. Рано или поздно осознание этого придёт, но будет уже слишком поздно», — полагает политолог.

Неутешительные итоги

Если оценивать первые результаты соглашения о евроассоциации (поскольку большая часть соглашения действует уже несколько лет), они выглядят не слишком оптимистично. В экономической сфере, с созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в 2016 году, украинский экспорт в страны Евросоюза вырос всего на 3%, а взаимный товарооборот — на 6%. Однако за тот же период, по данным украинского Госстата, экспорт в Россию сократился на 25,6% относительно показателей предыдущего года.

Главной причиной падения экспорта в Россию и в целом снижения товароборота является именно соглашение об ассоциации с ЕС. Дело в том, что с созданием зоны свободной торговли «Украина-ЕС» Москва вынуждена была остановить действовавшее с 2015 года соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией, а кроме того, распространить на Украину действие российских контрсанкций, которые действовали ранее в отношении стран ЕС.

Как отметила в эфире киевской радиостанции «Голос столицы» главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина» Ирина Клименко, экономическая часть соглашения о евроассоциации не смогла компенсировать созданные этим же документом проблемы в торговых связях с Россией.

«Это несопоставимые величины, ведь в куда больших объёмах произошло сокращение торговли с РФ, чем её увеличение с ЕС. Мы имели с Россией в отдельные годы до 40% внешнего торгового оборота, а с Европейским союзом — максимум до 30%, — отметила Клименко.

«Кроме того, с Россией Украина имела специфическую торговлю, так как некоторые предприятия были ориентированы исключительно на российские рынки. Поэтому для некоторых предприятий потеря российского импорта — это очень большая проблема», — полагает украинский эксперт.

«Создававшиеся десятилетиями торговые связи с Россией, обеспечивающие Украине несырьевой экспорт и рост товарооборота, утрачены навсегда. А Евросоюзу высокотехнологичные отрасли украинской экономики не нужны, о чем европейцы говорят уже чуть ли не открытым текстом», — отмечает последствия уже действующих частей договора об евроассоциации Евсей Васильев.

«Квоты, выделяемые Брюсселем на экспорт украинских товаров и услуг и которых так ждали украинские товаропроизводители, едва ли смогут покрыть финансовые потери экономики от закрытия крупных производств», — отмечает эксперт. «Страны Европейского союза защищают внутренний рынок и не горят желанием усиливать конкуренцию с украинскими компаниями», — пояснил RT директор крупной украинской агропромышленной компании, пожелавший остаться неназванным.

«Поскольку те квоты, которые выделяют для увеличения торгового баланса, как правило, ежегодно заканчиваются уже к 1 июня, о развитии торговли речи не идёт», — отметил RT политолог Александр Асафов.

Размер торговых преференций оказался меньшим, чем ожидали производители. Например, без пошлин Украине разрешили дополнительно поставлять только 3 тыс. тонн меда, 500 тонн вина, 650 тыс. тонн кукурузы, кукурузной муки и гранул, 7,8 тыс. тонн ячменной крупы и муки, 4 тыс. тонн овса, 350 тыс. тонн ячменя, ячменной муки и гранул. По подсчётам Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, этот шаг позволит украинским экспортёрам дополнительно заработать около $200 млн.

«В погоне за политическими дивидендами киевским политикам было недосуг проводить подробный анализ положений документа, не говоря уже о переговорах, в результате чего проект соглашения был утверждён украинской стороной практически в первоначально предложенном Брюсселем виде», — отмечает Евсей Васильев.

В результате Украина ничего не получила от ЕС. В отличие, например, от Польши, которая, будучи ещё только кандидатом на вступление в ЕС, в период с 1990 по 2003 годы вела длительные переговоры по каждому пункту соглашения. Благодаря этому, пояснил эксперт, Польша не только получила от Брюсселя €5,7 млрд помощи «на подготовку к вступлению», но ещё и более €100 млрд в последующие десять лет членства в ЕС, выделенные на программы по повышению уровня жизни и конкурентоспособности национальной экономики. И продолжает получать огромные европейские денежные вливания по сей день.

Конец незалежности

«Пожалуй, главный результат этого соглашения будет заключаться в том, что за политическим и экономическим кризисом рядовые украинцы не смогут ощутить на себе преимущества от евроинтеграции, но и по-старому жить уже не смогут», — отметил Евсей Васильев. По его словам, политическим итогом полного вступления в действие соглашения об ассоциации с ЕС станет дальнейшая десуверенизация Украины.

Так, согласно политической части соглашения Украины с ЕС, МИД Украины должен будет впредь согласовывать свои действия с внешнеполитическим ведомством ЕС. Кроме того, соглашение предусматривает создание наднационального органа управления — Совета ассоциации, в котором по очереди будут председательствовать представитель от Украины и чиновник из Брюсселя.

«Филиалы иностранных компаний на территории Украины, в отличие от местных фирм, получат гарантированную международную правовую поддержку, а любые экономические споры в судебных инстанциях ЕС будут автоматически разрешаться в пользу европейцев, что, помимо остального, прочно закрепляет приоритет европейского права над украинским законодательством», — утверждает Васильев.

«На этом фоне все разговоры о том, что Украина ведёт тяжелую борьбу за свою свободу и независимость выглядят по меньшей мере странно. О какой независимости может идти речь, если Киев фактически добровольно делегирует часть своего государственного суверенитета Евросоюзу? При этом у киевского руководства не останется ни институционального, ни правового механизма повлиять на те решения, которые будут приниматься в Брюсселе», — отмечает политолог.

Смена ориентиров

«Евроассоциация уже не является целью ни украинской политической элиты, ни украинского государства. Теперь цель украинского государства, обещанная Порошенко и закреплённая на законодательном уровне, — это вступление в НАТО», — заявил RT Александр Асафов.

По его мнению, смена ориентиров украинского руководства и постепенный переход с проеэсовской на пронатовскую риторику объясняется, с одной стороны, неудовлетворённостью украинцев тем, что они получили от соглашения о евроассоциации, а с другой — неготовностью европейцев к дальнейшей интеграции Украины с ЕС. Кроме Жан-Клода Юнкера, оспорившего европейский статус этой страны, перспективы украинской евроинтеграции недавно поставил под сомнение первый польский президент Лех Валенса.

«Европа не в состоянии впитать такую страну», — подчеркнул польский политик в интервью украинскому изданию «Сегодня».

Кроме того, представители европейских организаций здравоохранения выражают озабоченность возможностью распространения туберкулёза из Украины из-за действия безвизового режима с этой страной.

«Мы видим, что в Европе есть определённый страх, что попробуют каким-то образом впихнуть Украину туда, и европейцев успокаивают, что этого не будет никогда», — отмечает Александр Асафов.

«Европейцы сосредоточились на решении собственных проблем. В этих условиях финансовая помощь украинской экономике становится всё более обременительной, а необходимость поддержки киевского режима всё менее очевидна», — утверждает Евсей Васильев.

В этих условиях, по словам экспертов, Украина предпочитает сейчас ориентироваться скорее на США, а не на ЕС. «Украина вслед за Польшей встаёт полностью в проамериканский тренд. Она больше не считает Европу полноценным союзником, хотя и заявляет, что 144 реформы, как отметил недавно Порошенко, были выполнены, чтобы вступить в Евросоюз, — подчёркивает Александр Асафов. — Но Евросоюз вступления Украины не хочет, поэтому Киев выбирает максимальную лояльность Вашингтону».

Соглашение об ассоциации Украины и ЕС вступило в силу: что это значит

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом полностью вступило в силу 1 сентября.

«День, который навсегда войдет в историю нашей сильной и независимой Украины. Сегодня в полном объеме вступает в силу Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС», — написал в «Фейсбуке» украинский президент Петр Порошенко.

В чем смысл соглашения?

Соглашение об ассоциации с ЕС — огромный документ на семь разделов и тысячи страниц — регулирует постепенное экономическое и политическое сближение Украины и ЕС.

Первые разделы Соглашения касаются общих принципов, политического диалога и реформ, сближения внешней политики и безопасности, а также юстиции.

Ключевыми в нем являются разделы, касающиеся торговли и экономического сотрудничества. Они предполагают создание зоны свободной торговли, против которой еще в 2013 году выступала Россия.

Большинство разделов начали временно действовать еще с 1 ноября 2014 года, а экономический раздел — с 1 января 2016 года.

Тогда же были существенно уменьшены или сняты пошлины и тарифы на большинство товаров во взаимной торговле, хотя на многие важные для Украины товаров сохраняются квоты.

Цель зоны свободной торговли — либерализация взаимного доступа на рынки товаров и услуг, а также согласование украинских правил и регламентов с нормами ЕС.

За шесть месяцев 2017 года, как сказал в пятницу Порошенко, товарооборот между Украиной и ЕС вырос на 22%. В целом же почти 40% торговли Украины приходится именно на Европейский Союз.

Для ряда украинских отраслей ЕС стал основным торговым партнером, больше всех в Европу экспортируют аграрии и производители продуктов питания.

В то же время, несмотря на сложные экономические отношения с Россией и взаимные санкции, в России Украина в начале года экспортировала 14% товаров и услуг, и эта доля за последнее время также возросла. Однако ее не сравнить с «довоенными» показателями.

Украина, как и другие страны, решившиеся на ассоциацию с Евросоюзом, должна привести в соответствие со стандартами ЕС свое законодательство, а также принять меры для улучшения инвестиционного климата.

Почему против этого соглашения выступала Россия?

Российские власти с самого начала опасались, что дешевые и качественные европейские товары захлестнут Украину, а если она останется членом зоны свободной торговли СНГ, под видом украинской продукции будут экспортироваться в Россию без пошлин.

Противники таких опасений указывали на то, что на российско-украинской границе производится таможенный досмотр, который должен препятствовать незаконному реэкспорту.

Россия приостановила с 1 января 2016 года действие договора о зоне свободной торговли с Украиной, но существует и другое опасение: соглашение об ассоциации Украины с ЕС может практически закрыть украинский рынок для значительной части российской продукции.

За два года Украина должна внедрить технические стандарты Евросоюза, которым товары из России не всегда соответствуют.

Однако еще в 2015 году в Еврокомиссии отмечали, что по многим категориям Украина уже перешла на эти стандарты, и ни одна российская компания не жаловалась на трудности с экспортом в новых условиях.

И, наконец, как опасаются в России, снятие торговых барьеров между ЕС и Украиной означает общую переориентацию их спроса на продукцию друг друга. Россия как торговый партнер в данном случае оказывается в стороне.

Долгая и кровавая дорога

Переговоры по Соглашению об ассоциации продолжались еще со времен президентства Виктора Ющенко — с 2007 года.

  Как быстро оформить ооо

Стороны согласовали основные положения документа в течение 21 раунда переговоров.

Официально о согласовании текста документа заявили на саммите Украина-ЕС в декабре 2011 года в Киеве, а парафировали — 30 марта 2012 в Брюсселе.

В 2014-м Петр Порошенко подписал документ. После того начался процесс ратификации соглашения и одобрения странами-членами ЕС, последней из которых в мае стали Нидерланды.

Отказ подписывать это соглашение на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 года Виктором Януковичем вызвала массовые протесты в Украине, которые переросли в «евромайдан».

Шредер призвал ЕС заключить договор об ассоциации с Россией для спасения Украины

Экс-канцлер Германии не видит будущее Европы без восстановления нормальных отношений с Москвой

Бывший канцлер (глава правительства) Германии Герхард Шредер в интервью Aachener Nachrichten заявил, что руководство Европейского союза (ЕС) должно предложить России заключить договор об ассоциации — «пакт ЕС — Россия». Такой документ, по мнению Шредера, поможет в том числе в нормализации ситуации на востоке Украины. Россия всегда будет оставаться одним из ключевых партнеров Европы, вне зависимости от того, кто в Кремле занимает кресло президента, отметил он.

«Нам нужен новый пакт ЕС — Россия в виде соглашения об ассоциации с Россией… Мы должны оживить наши отношения с Россией. У Европы есть будущее только при более тесном сотрудничестве [с Россией], — сказал Шредер. — Между Европой и Россией нет Атлантики, эта страна [РФ] — наш ближайший сосед. Вне зависимости от того, Путин является президентом или кто-то другой. Вообще, зацикленность на фигуре Путина ошибочна. Без России на нашем континенте не будет прочного мира. Понимание этого должно быть краеугольным камнем политики всех федеральных канцлеров».

Проблему Донбасса, которая мешает восстановлению нормальных отношений между Европой и Россией, можно решить, только выполнив условия Минских соглашений, подчеркнул Шредер. Вместе с тем, по его словам, «пакт ЕС — Россия» будет выгоден в том числе и Киеву, поскольку подписание такого соглашения «облегчило бы политическое урегулирование конфликта в Украине».

Экс-канцлер ФРГ Шредер отказался от зарплаты в «Роснефти»

В 2012 году Киев и Брюссель договорились начать работу над договором об ассоциации Украины и ЕС. Соглашение предусматривало более глубокую интеграцию экономики постсоветской республики в общеевропейское пространство. В частности, документ предполагал создание зоны беспошлинной торговли между Украиной и странами ЕС. В Москве еще не стадии разработки соглашения высказывали опасения, что такая зона может больно ударить в том числе по российскому рынку.

Президент Украины Виктор Янукович в конце 2013 года должен был поставить свою подпись под соглашением об ассоциации, однако не сделал этого. Его нерешительность спровоцировала Евромайдан — акцию протеста в центре Киева, участники которой требовали главным образом немедленной ратификации этого договора. В результате противостояния оппозиции и президента на Украине в конце февраля 2014 года произошел государственный переворот.

В марте 2014-го Крым и Севастополь вошли в состав России, а в Донецкой и Луганской областях началась война. В июне 2014-го Соглашение об ассоциации ЕС и Украины было подписано — уже новым президент Украины Петром Порошенко. 1 сентября 2017 года документ вступил в силу.

Что мы получаем и что терям от ассоциации с ЕС

Все больше и больше обсуждают договор об ассоциации Украины с ЕС и по обсуждениям видно, что многие сами текст не читали. Это неудивительно, текст договора об ассоциации Украины с ЕС очень большой и содержит большое количество специальной терминологии, поэтому дается тяжело многим. Поэтому стоит, наверное, главные штрихи этого договора озвучить, а уже читатели сами решат, что в этом хорошего и плохого и что ждет Украина от этой ассоциации.

Договор об ассоциации в большей степени решает чисто технические и экономические вопросы сотрудничества между Украиной и ЕС. Учитывая специфику экономики Украины, договор оговаривает переходный период в 10 лет, когда Украина будет сотрудничать с ЕС в тестовом режиме. За это время Украине нужно будет решить большое количество технических вопросов по согласованию стандартов, нормативных документов и правил ведения бизнеса. Разработчики этого договора считают, что для Украины этих десяти лет будет достаточно, чтобы Украина могла стать такой же, как например Польша, Чехия или Венгрия, но вряд ли такой как Германия или Франция. Тут десяти лет не хватит, тут нужно лет сто, а то и больше.

Договор об ассоциации с ЕС не оговаривает срок введения безвизового режима для украинцев для поездок в страны Западной Европы. Там только пункт, который оговаривает сотрудничество Украины и ЕС в решении этой задачи.

Договор не открывает свободный доступ на рынок труда для украинцев, но оговаривает условия работы украинских специалистов в странах ЕС. Часть 4 договора оговаривает временное пребывание на территории ЕС и Украины физических лиц для экономических целей. Это, прежде всего, узаконивает легальную работу в ЕС квалифицированных специалистов, а также руководителей компаний. Кроме того украинские юристы, аудиторы, архитекторы, IТ специалисты и еще двенадцать специальностей смогут легально предоставлять свои услуги в странах ЕС. Это давно уже известно, что ЕС хочет видеть у себя, как и Украина у себя, квалифицированных специалистов, а разнорабочие или работники низкой квалификации, это хорошо, но это явно не входит в сферу интересов ассоциации.

В договоре об ассоциации есть часть 2 о взаимной отмене пошлин, сборов и платежей при поставках товаров из Украины в ЕС и наоборот. Это процесс будет проходить поэтапно, но уже в рамках этого процесса Украина получит возможность с 2014 года поставлять в ЕС продукты питания по квотам, но на льготных условиях. Кроме продуктов питания Украина сможет поставлять в ЕС и другие товары, начиная от железной и марганцевой руды и заканчивая мебелью и бумагой. Рынок ЕС довольно таки большой и разнообразный, поэтому никто не собирается продавать наши Ланосы в ЕС, это маловероятно, а вот организовать продажу брикетов торфа или экологически чистой тары, это реально. И вообще для производителей экологически чистых продуктов открываются большие возможности. В ЕС сейчас модно экологические чистые товары и продукты, а Украина, как раз это может реально и производить, и продавать.

Но в договоре есть и раздел «Способы защиты торговли», который позволяет Украине применять превентивные меры, в случае ущерба для ее экономики. В частности Украина имеет право устанавливать спецпошлины на импортные автомобили, при условии, имеет место существенное падение украинского производства автомобилей за счет импортных поставок. При этом размер спецпошлины не может быть больше 10%. Аналогичные действия Украина имеет право проводить в отношении других украинских товаров, но при этом она должна четко и своевременно выполнять все процедуры по подготовке к введению этих спецпошлин и по контролю над их соблюдением. Будем учиться.

В договоре об ассоциации есть раздел посвященный интегрированию украинских и европейских стандартов. На данный момент украинским производителям сложно продавать товары в ЕС, так как они имеют другие стандарты, и это только усложняет процесс. Идея ассоциации и заключается в том, чтобы ликвидировать технические барьеры, которые мешают бизнесу. Украине дается от четырех до десяти лет, чтобы все стандарты, начиная от производства и заканчивая хранением и транспортировкой товаров синхронизировать со стандартами ЕС. Очень большой раздел договора касается защиты авторских прав и вообще интеллектуальной собственности. ЕС очень болезненно относится к нашей практике использования «пиратского ПО». От этого придется отвыкать.

И, может, самое главное, что есть в договоре об ассоциации в ЕС, это трансформация условий ведения бизнеса в Украине согласно стандартам ЕС. Сейчас это выглядит необычно и многим украинцам непонятно, как это можно сделать, чтобы у нас можно было без проблем открывать компании, без взяток получать разрешения на строительство и лицензии на ведение бизнеса, не доказывать налоговой, а наоборот, чтобы налоговая доказывала, что бизнесмен не заплатил налог, и реально защитить корпоративные интересы и собственность. В договоре очень много требований касательно того, что должна сделать власть Украины в этом направлении совершенствования ведения бизнеса в Украине. При этом власть Украины берет на себя обязательства не допускать недружеских жестов по отношению к зарубежным компаниям из ЕС. Вообще предполагается, что любая украинская компания и не обязательно только большая, сможет без проблем отрыть дочернюю компанию или представительство в странах ЕС, а европейские компании у нас. Сейчас это выглядит как фантастика, но в свое время, когда Польша подписывала договор об ассоциации, там тоже это называли фантастикой, а теперь реальная ситуация. Скорее всего, это взаимное проникновение бизнеса в Украину и из Украины будет даваться сложнее всего. Не все смогут работать по-новому, а некоторые просто не захотят меняться. Одно дело, когда все можно «порешать с нужными людьми», а другое дело, если выполнять все предписания евробюрократов. Это явно непривычно для нашего бизнеса.

Условия ассоциации предполагают интеграцию и финансовых рынков Украины, и ЕС. А это значит, что у нас появятся филиалы западноевропейских банков и страховых компаний. Кроме того, украинские банки будут привлекать депозиты по ставкам, как в Польше или Чехии, и кредиты выдавать тоже по низким ставкам. При этом и условия выдачи кредитов в Украине будут как в ЕС – без хорошей кредитной истории кредита не получишь. Есть большая надежда, что эти реформы дадут импульс нашему фондовому рынку. И тогда уже действительно будет интересно покупать и продавать украинские акции. В любом случае, украинцы получат возможность покупать ценные бумаги на западноевропейских биржах, хотя налоги придется платить в Украине из доходов, полученных от операций с ценными бумагами в странах ЕС.

Предполагается, что ассоциация даст возможность упростить переток капитала из Украины в ЕС и обратно. Это должно стимулировать приток настоящих зарубежных инвестиций из стран ЕС. В Польше после подписания договора об ассоциации действительно был инвестиционной бум. Возможно, и Украина сможет повторить этот эффект. В любом случае Украина большая страна и есть большой простор для инвестиционной деятельности. И если удастся реально сделать условия ведения бизнеса в Украине хотя бы такими как в Польше или Чехии, то это реально может стимулировать западноевропейских инвесторов к вложению денег в Украине. Сейчас для многих инвесторов из ЕС Украина – это осколок СССР, где только и можно услышать о коррупции и нарушении правил ведения бизнеса. Это только пугает. Поэтому и нужно все то разумное, что записано в договоре об ассоциации выполнить, чтобы больше Украиной не пугали другие страны. Хватит быть изгоем Европы, пусть Украина становится частью Европы.

P.S. Несколько слов, чтобы не забыть. Договор об ассоциации не означает, что Украина становиться членом ЕС. Это разные процессы, и это оговорено в тексте договора.

Согласно условиям защиты авторских прав, Украина будет обязана не производить или не называть свою продукцию такими названиями, как