Административный штраф налоговой

Уплата штрафов в налоговые органы

Налоговый штраф – это разновидность ответственности, выраженная в виде наложения на налогоплательщика санкций в денежном эквиваленте ввиду нарушений, допущенных с его стороны. Это единственный способ наложения санкционных мер. Их размер устанавливается уполномоченными налоговыми органами в соответствии с законами РФ.

В тех случаях, когда имеются смягчающие обстоятельства, налог уменьшается в 2 раза в зависимости от изначально установленного размера.

Санкция может быть и увеличена на 100% при наличии отягчающего обстоятельства. Например, если плательщик уже привлекался за такое правонарушение. При наличии двух и более штрафов по разным нарушениям оплата производится отдельно по каждому, а сумма наибольшей санкции не поглощает меньшую.

В каких случаях возникают штрафы

Начисление санкций такого рода происходит по результатам проведения проверки в случае выявления нарушений нормативных или законодательных актов.

Нужно учесть, что в соответствии со ст. 122 НК РФ ответственность за неуплату или частичное погашение задолженности по оплате налога возникает только в том случае, если было установлено нарушение, допущенное в процессе исчисления налога. Например, искажена информация о размере облагаемой базы или других нарушающих законодательство РФ действий.

Такие нарушения выявляются путем проведения проверки. В пункте 19 Постановления Пленума ФАС РФ от 30.07.13 №57 сказано, что бездействие налогоплательщика, выраженное исключительно в отсутствии денежных средств на оплату сбора, не является правонарушением, поэтому штрафные санкции к нему не применяются. Каждый день за это начисляются пени.

Основания для привлечения к ответственности

  1. Санкции, связанные с неуплатой или просрочкой платежа по сбору. В соответствии со ст.129 НК РФ размер штрафа составит 20% от суммы неуплаты. Если будет выявлен факт умышленного нарушения, то сумма будет равна 40% от суммы исчисленного налога и пени по нему.
  2. Если налогоплательщик не предоставил декларацию в указанные сроки. Устанавливается в размере 5% за каждый месяц неуплаты сбора, но не более 30% от суммы взыскания и не менее 1000 рублей. За нарушение срока подачи расчета финансового результата инвестиционного товарищества предусмотрен штраф – 1000 рублей за каждый просроченный месяц. Если информация в документе была искажена, то накладывается дополнительный штраф в 40 000 рублей, а в случае умышленного нарушения – 80 000 рублей. Несоблюдение порядка подачи декларации в электронном виде влечет санкции в размере 200 рублей.
  3. Санкции за снижение размера налоговой базы, выявленное в процессе проведения проверки. Размер санкции составит 10% от суммы недоимки за каждый день в период нарушения, но она не должна быть более 50% от этой суммы.
  4. При обнаружении ошибок методологического или арифметического характера в процессе исчисления налога. В случае если нарушение не было устранено самостоятельно путем подачи уточненной декларации, штраф составит 20% от суммы сбора.
  5. Санкции за отчуждение активов, которые находятся в залоге налогового характера. Размер взыскиваемой суммы будет равен сумме проданного актива.
  6. Сбыт товара в процессе продажи или отчуждения без начисления и уплаты налога.
  7. За непредоставление запрашиваемых сведений при камеральной проверке накладывается штраф в размере 5000 рублей, а в случае повторения нарушения в течение календарного года нужно будет оплатить 20 000 рублей.
  8. Штраф с граждан, не сообщивших в налоговую инспекцию об имеющемся имуществе, в тех случаях, если им не пришло извещение о начисленном налоге. Взыскание равняется 20% от суммы неуплаченного сбора.
  9. Санкции за занижение стоимости сделки. В соответствии со ст. 129.3 НК РФ размер штрафа составит 40% от размера неуплаченного налога, но не менее 30 000 рублей.
  1. Оплата установленного штрафа производится разовым платежом, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  2. Перечисление средств должно осуществляться налогоплательщиком в указанный срок без задержек.
  3. В соответствии с НК РФ платежи могут уплачиваться в течение налогового периода авансовыми платежами. Исполненной она признается по аналогии с оплатой налоговых обязательств. В случае просрочки платежей начисляются пени. Нарушение по оплате авансовых платежей не может послужить причиной для привлечения к ответственности.
  4. Расчеты по штрафным санкциям производятся путем перечисления средств наличным или безналичным путем. При отсутствии возможности оплаты через банк физические лица могут произвести оплату через кассу местной инспекции или в отделении почтовой связи.

В таких случаях организация, проводящая платеж, обязана:

  1. Произвести прием денег для оплаты штрафа, перевести их правильно и в корректный срок на индивидуальный для каждого налогоплательщика или агента счет федерального казначейства бюджетной системы РФ. Плата за операцию не предусмотрена.
  2. Вести запись таких платежей нужно в соответствии с законами РФ.
  3. Проводить выдачу платежного документа, подтверждающего внесение средств на необходимый счет (квитанцию). Его форма выдается местным административным органом и утверждается органом исполнительной власти федерального значения, занимающегося контролем и надзором в области налогообложения.
  4. Выдавать по запросу ИФНС информацию, подтверждающую факт оплаты налога, штрафа или иного сбора в бюджетную систему РФ.
  5. Перечисление средств, внесение которых было произведено в наличной форме, должно произойти в течение 5 рабочих дней с момента принятия их от налогоплательщика.
  6. В случае наступления ЧС, стихийного бедствия или других непреодолимых обстоятельств срок зачисления увеличивается до их устранения.
  7. За нарушение правил или неисполнение обязательств местная администрация или отделение почтовой связи несет ответственность.
  8. Несение наказания не освобождает от обязанностей по перечислению средств на счет казначейства.

Порядок по оплате штрафа в федеральный орган устанавливается в соответствии с НК РФ. Санкции, уплачиваемые в бюджет субъекта, подчиняются порядку, установленному законодательными актами местного управления, которые должны соответствовать законодательству РФ.

Срок уплаты штрафа составляет не более одного месяца со дня получения извещения, если иное не прописано в соответствующем уведомлении.

Обычно взыскание штрафных санкций происходит во внесудебном порядке, однако в соответствие со статьями 45-47 НК РФ в некоторых случаях назначение штрафа возможно только по вынесенному решению судебного органа.

Причины могут быть следующими:

  • наличие оснований, описанных в п. 2 ст. 45 НК РФ;
  • срок для внесудебного взыскания был пропущен по какой-либо причине, что зафиксировано в п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, необходимо производить взыскание штрафа в судебном порядке в следующих случаях:

  1. Если у компании имеется открытый счет.
  2. При недоимке сроком более 3 месяцев с организаций:
  • зависимых обществ (дочерних);
  • основных предприятий, на счета которых поступают средства за реализацию товара дочерних предприятий;
  • основных предприятий, которым перечисляются деньги от дочерних организаций за реализацию товаров основной компании.

Взыскание штрафа также производится в судебном порядке, если ИП изменил юридический статус сделки или характер деятельности. Также обязанность уплаты штрафа предпринимателем возникает в процессе проверки налоговым органом сделок между лицами, которые зависят друг от друга.

Если был пропущен срок на взыскание штрафа, то период, когда можно осуществить это через суд, определяется следующим образом:

  • в денежном эквиваленте с банковского счета организации – 6 месяцев;
  • за счет имущества на балансе предприятия – 2 года.

Меры ответственности за неуплату налога и штрафа

Уклонение по оплате могут быть рассмотрены как административные или уголовные нарушения.

Появление одной ответственности не исключает возникновение другой. Например, на саму организацию может быть наложен штраф, а руководителей и ответственных лиц могут привлечь к ответственности согласно УК РФ.

Кто может быть привлечен:

Помимо штрафных санкций за неуплату налогового сбора может последовать уголовная ответственность. Она возникает при непредставлении декларации в налоговый орган или подаче ложных сведений с умыслом скрыть размер налоговой базы или характер деятельности организации.

За такое нарушение уполномоченные должностные лица несут ответственность в разной степени в зависимости от своих обязанностей.

Такого рода нарушения признаются уголовными только в том случае, если неуплата имела крупный или особо крупный размер.

Санкции:

  1. При уклонении от уплаты налога ИП и квалификации суммы как крупной, грозит штраф в размере не более 300 000 руб. или лишение свободы на 1 год.
  2. При особо крупной сумме штраф увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения — до 3 лет.
  3. Если нарушение допустила организация, то на ответственное лицо накладывается штраф до 300 000 руб., могут лишить свободы до 2 лет. К тому же могут запретить вести определенную деятельность или занимать должность.
  4. В случае неуплаты в особо крупном размере или из-за сговора группы лиц сумма взыскания увеличивается до 500 000 руб. Возможный срок заключения — до 3 лет.

Если организация или ИП не могут в срок оплатить штрафные санкции, то они имеют право на рассрочку платежа на 1 или 3 месяца.

Когда это возможно:

  1. Административный арест, лишение специального права, выдворение за границу РФ иностранца или лица без гражданства.
  2. В случае тяжелого материального положения организации или физического лица может быть предоставлена рассрочка на 3 месяца.
  3. При принятии решения о рассрочке или отсрочке устанавливается срок начала действия принятого постановления.

Отсрочка или рассрочка не предоставляется:

  1. Лицам без гражданства или иностранцам, административное выдворение которых было произведено одновременно с наложением штрафных санкций.
  2. При совершении административных нарушений по ст. 11.26 и 11.29 КоАП РФ с использованием транспорта иностранного перевозчика.

Если срок оплаты штрафа или предоставляемой рассрочки (отсрочки) истек, то его могут взыскать в принудительном характере.

  1. ИП или физическое лицо. В установленном законом порядке высылается постановление о требовании погасить задолженность по оплате штрафа, после чего денежные средства списываются со счета. Взыскание может быть произведено с любого источника дохода: счета в банке, заработной платы, стипендии и прочего. Если у должника не имеется дохода, то органы надзора направляют штрафное постановление судебному приставу с цель изъятия имущества на погашение задолженности.
  2. Для взыскания средств с юридического лица проверяющий орган направляет постановление о штрафе судебному исполнителю, который отправляет его в банк для снятия исчисленной суммы со счета организации, в принудительном порядке руководствуясь законодательством РФ. В случаях, если денег на счетах нет, происходит изъятие имущества и других активов компании в счет уплаты долга.
  3. Размер самого взыскания в случае его неуплаты в срок увеличивается в два раза. После того как штраф был уплачен, документ, подтверждающий внесение средств, должен быть предоставлен в ИФНС по месту регистрации организации, которая выносила постановление о наложении санкций. В течение 1 года после окончания исполнения оплаты штрафа организация считается подвергнутой взысканию.
  4. Физическое лицо, правонарушитель, не заплатившее штраф подвергается увеличению его размера в два раза, но не менее 1000 рублей. Его могут заключить под стражу на 15 суток или привлечь к общественным работам на 50 часов.
  До скольки лет выплачивают пособие

Заключение

Если налоговые органы произвели начисление штрафных санкции, то следует внимательно изучить все претензии и основания для его взимания. Например, если организация не допускала нарушений, а просто не произвела оплату налогового сбора в срок, то привлекать ее к ответственности нельзя. Для таких случаев предусмотрено начисление пени.

Штрафы назначаются только при выявлении нарушений НК РФ в ходе проверки. Первое, что нужно сделать – проверить правомерность наложенных санкций. Если они неверные, то можно начинать судебное разбирательство. Конечно, это будет хлопотно, но в случае выигрыша с организации будут сняты требования и не придется нести ответственность целый год.

Не следует забывать, что есть причины для освобождения лица от ответственности, факторы, снижающие размер санкции, и возможность рассрочки или отсрочки платежа.

Обстоятельства, исключающие вину правонарушителя:

  1. Нарушение сроков уплаты налога произошло из-за стихийного бедствия, ЧС или силы непреодолимого препятствия.
  2. По причине болезни при условии документального подтверждения.
  3. Плательщик действовал в соответствии с указаниями, пояснениями и помощью налоговых или иных уполномоченных органов, что привело к уклонению от уплаты налога.

Повторное нарушение может увеличить размер взыскания на 100%. Организации и ИП имеют право обратиться в арбитражный судебный орган, другие физические лица могут подавать иск в обычный суд.

В налоговые органы высшего порядка нужно обращаться при помощи письменной жалобы. К ней необходимо приложить все доказывающие правоту документы. Срок ее предоставления – не позднее чем через 3 месяца после обнаружения несоблюдения прав налогоплательщика.

Если срок уплаты был пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить. Для этого нужно обратиться с заявлением и документами, подтверждающим обстоятельства, в ИФНС по месту регистрации. Решение выносится в течение месяца.

Штрафы: проводки в бухучете

Штраф — это денежное взыскание с организации за нарушение правил, установленных действующим законодательством или договорами, заключенными организацией со своими поставщиками и покупателями.

Соблюдение действующего законодательства проверяется контролирующими органами, которые уполномочены наложить штрафные санкции в случае выявленных нарушений.

С наибольшей частотой осуществляет свою контрольную функцию налоговая инспекция, которая налагает санкции за различные нарушения налогового законодательства, в том числе:

  • за несвоевременно сданную отчетность;
  • за ошибки в отчетности;
  • за прием наличности без кассового аппарата;
  • за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и другие.

При наличии в собственности организации автотранспортных средств ей предстоит периодически оплачивать штрафы ГИБДД за нарушение правил дорожного движения.

Среди других контрольных органов, которые могут наложить санкции при проверке, можно назвать:

  • Роспотребнадзор;
  • Пожарная инспекция (МЧС);
  • Санитарная инспекция;
  • Ростехнадзор;
  • Трудовая инспекция;
  • Федеральная миграционная служба и другие.

Когда организация уплачивает штрафы, проводки в бухучете зависят от того, за что наложены взыскания: за нарушение налогового законодательства или по иным причинам.

Начисление штрафа: проводки

При нарушении налогового законодательства начисленные суммы взысканий относят на счет учета прибылей и убытков. В соответствии с Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, к счету 99 «Прибыли и убытки» открывается субсчет 99.09 «Прочие прибыли и убытки». На этом субсчете учитываются штрафы, начисленные за нарушение налогового законодательства в корреспонденции со счетом учета соответствующего налога. В общем виде проводка по начислению штрафных санкций за нарушение законодательства выглядит так: Дт 99.09 Кт 68 (69).

Примеры проводок за нарушение налогового законодательства:

  • Дт 99.09 Кт 68.01 — за неуплату НДФЛ;
  • Дт 99.09 Кт 68.02 — за нарушение порядка сдачи отчетности в электронном виде;
  • Дт 99.09 Кт 69.01 — за непредоставление отчетности.

Для начисления всех прочих взысканий, включая штрафы ГИБДД и неустойки по хозяйственным договорам, следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Расходы организации по уплате штрафных санкций отражаются по дебету счета 91.02 в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Доходы организации по получению причитающихся штрафов по хозяйственным договорам отражаются по кредиту счета 91.1 в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99, Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Административный штраф: проводки в бухгалтерском учете

В зависимости от вида правонарушений размер административного штрафа может достигать 60 млн рублей.

Предупреждение вместо штрафа: рекомендации УФНС

Автор: Е. П. Зобова

Комментарий к Письму ФНС России от 08.12.2016 № ОА-4-17/[email protected]

В комментируемом письме даны конкретные рекомендации УФНС по субъектам РФ, которые должны быть доведены до нижестоящих налоговых органов, по практическому применению ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Статья 4.1.1, регулирующая порядок замены для субъектов малого и среднего предпринимательства административного наказания в виде штрафа предупреждением, введена в КоАП РФ 04.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Раздел II «Особенная часть» КоАП РФ далеко не везде содержит такой вариант административного наказания, как предупреждение. Например, в указанных ниже статьях КоАП РФ отсутствует данное административное наказание, эти нормы предусматривают исключительно штрафы в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

  • ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»;
  • ст. 15.6 «Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»;
  • ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  • ст. 18.17 «Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности».

Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (п. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

Безусловно, предупреждение предпочтительнее любого штрафа. Да и далеко не всегда хозяйствующие субъекты совершают административные правонарушения сознательно. Введение такой нормы, согласно которой к субъектам малого и среднего предпринимательства применяется административное наказание исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений, должно сыграть положительную роль в поддержке данной категории представителей бизнеса.

Порядок привлечения к административной ответственности в виде предупреждения подробно описан в комментируемом письме. Скажем о полномочиях налоговых органов.

Напомним, что налоговые органы составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные (п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ):

  • ч. 2, 4 – 15 ст. 14.5 – неприменение ККТ;
  • ч. 5 ст. 14.13 – неисполнение руководителем юридического лица либо ИП обязанности подавать заявление о признании банкротом в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • ст. 15.1 – нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;
  • ч. 1 – 3 ст. 15.27 – неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • ст. 19.7.6 – незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении правонарушений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 14.1.1, ст. 14.1.1-1, ч. 3 ст. 14.5, ч. 5.1 и 8 ст. 14.13, ст. 14.25.1, 15.3 – 15.9, 15.11, ч. 3 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В этих случаях налоговики только составляют протокол, затем направляют его судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, которые и выносят решение по делу.

Говоря о полномочиях налоговиков, отметим, что согласно разъяснениям ФНС, представленным в Письме от 08.11.2016 № ГД-4-14/[email protected], положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ неприменимы в случаях привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 – 5 ст. 14.25 КоАП РФ. Речь идет об административной ответственности за несвоевременное или недостоверное представление сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган. Нормативно-правовые акты РФ не предусматривают осуществление ФНС государственного контроля (надзора) в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, ФНС при осуществлении своих полномочий вправе для субъектов малого и среднего бизнеса заменить административный штраф на предупреждение при определенных условиях:

  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающему миру.

Налоговики считают необходимым уточнять, привлекалось ли данное лицо к административной ответственности за однородное правонарушение ранее. Если привлекалось, то следует выяснить все обстоятельства дела, это будет играть важную роль при вынесении решения.

Согласно действующему законодательству постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом налогового органа, может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе или суде. Вышестоящий налоговый орган может вынести решение об изменении постановления и осуществить замену штрафа на предупреждение.

  Просрочен полис какой штраф

Поскольку рассматриваемые нормы действуют совсем недавно, судебная практика по данному вопросу только формируется. Приведем пример вынесенного решения.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 № 09АП-56230/2016 по делу № А40-40240/16 было отказано ООО в замене штрафа в сумме 40 000 руб. предупреждением. Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ – нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Налоговый орган доказал факт совершения правонарушения, что подтвердили и судебные инстанции.

ООО просило заменить штраф на предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 АПК РФ, но суд отказал, отметив следующее. На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ из имеющихся материалов дела не усматривается. Сведения, позволяющие суду отнести лицо, привлекаемое к административной ответственности, к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, до рассмотрения апелляционной жалобы ООО о своем статусе как субъекта малого или среднего предпринимательства не заявило, соответствующих доказательств не представило. Заявитель также не представил сведений относительно иных, необходимых для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, условий.

Делать выводы на основании одного решения сложно. Можно предположить, что налоговые органы при вынесении решений в рамках своей компетенции должны будут заменять административный штраф предупреждением, но надеяться на то, что ст. 4.1.1 КоАП РФ будет применяться автоматически, не стоит. В приведенном судебном решении судьи указали, что общество не заявляло о том, что оно относится к субъектам малого и среднего бизнеса, а также не представило необходимых сведений. Как обычно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Если субъект малого или среднего бизнеса совершил административное правонарушение, в отношении которого штраф может быть заменен предупреждением, то документы, подтверждающие статус данного лица и условия, необходимые для замены штрафа предупреждением, нужно представлять на стадии рассмотрения дела в территориальном налоговом органе. Если инспекция привлекла нарушителя к ответственности в виде штрафа, то данное решение нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе также с приложением всех документов. Надеяться на то, что налоговый орган сам обратит внимание на все необходимые обстоятельства, не стоит.

Статья 3.5. Административный штраф

1. Положения ст. 3.5 посвящены административному штрафу. Это административное наказание:

1) устанавливается и назначается только как основное (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 3.3);

2) назначается с учетом правил:

— ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания, см. коммент. к ней);

— ст. 4.2 (о необходимости учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, см. коммент. к ней);

— ст. 4.3 (о необходимости учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, см. коммент. к ней).

2. Применяя правила ч. 1 ст. 3.5, нужно обратить внимание на то, что в них дается легальное определение административного штрафа. Анализ этого определения показывает, что административный штраф:

1) представляет собой денежное взыскание. Иначе говоря, лицо, совершившее административное правонарушение, должно уплатить определенную денежную сумму. Невозможно взыскать административный штраф путем обращения взыскания на имущество правонарушителя в натуре;

2) выражается в денежной сумме, кратной:

а) либо (до 08.07.07) установленному федеральным законом МРОТ. При этом применялся МРОТ, который действовал на момент окончания (либо на момент пресечения) административного правонарушения. МРОТ следовало определять исходя из «базового размера». В соответствии со ст. 5 Закона о МРОТ этот размер составлял 100 руб. (см. о судебной практике БВС РФ, 2001, N 4, с. 23, 24). С 08.07.07 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 3.5 Законом N 116 от 22.06.07) административный штраф выражается в рублях и устанавливается в размере не превышающем для граждан — 5000 рублей, для должностных лиц (включая и ИП, в случаях, указанных в ст. 2.4) — 50000 рублей; для ЮЛ — 1 млн. рублей;

б) либо стоимости предмета административного правонарушения. Эта стоимость:

— выражается в конкретной денежной сумме;

— определяется на момент окончания административного правонарушения. Например, такое административное правонарушение, как заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о наименовании, количестве, стоимости и т.п. товара, считается оконченным в момент представления таможенной декларации. Необходимо исходить из стоимости товара именно на этот момент (административный штраф налагается в размере от 1/2 до двукратной стоимости упомянутого товара, см. коммент. к ст. 16.2);

— может определяться на момент пресечения административного правонарушения. Например, за пользование товаром, ввезенным на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, административный штраф может быть наложен (в размере от 1/3 до двукратной стоимости товара) исходя из стоимости товара на момент, когда было пресечено пользование таким товаром (см. коммент. к ст. 16.21);

в) либо, например, сумме неуплаченных налогов и сборов, подлежащих уплате на момент:

— окончания административного правонарушения. Например, если лицо нарушило срок представления в налоговый орган сообщения об открытии банковского счета, то такое административное правонарушение оканчивается по истечении срока подачи такого сообщения. Этот срок предусмотрен в ст. 23 НК и составляет 10 дней со дня открытия счета. В связи с этим необходимо сумму административного штрафа определять на момент окончания указанного 10-дневного срока (ст. 15.4). Нельзя не сказать о противоречии ст. 3.5 и норм гл. 15, посвященных правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. До 08.07.07 санкции этой главы предусматривали штрафы в размере, кратном МРОТ (а не сумме неуплаченных налогов и сборов, см. коммент. к статьям гл. 15).

— пресечения административного правонарушения. Например, если банк нарушил порядок открытия счета налогоплательщику, то величину штрафа по этому длящемуся правонарушению нужно определять исходя из момента его пресечения (т.е. вступления в силу постановления о привлечении к административной ответственности);

г) либо сумме незаконной валютной операции. Так, за осуществление валютных операций запрещенных валютным законодательством лицо привлекается к административному штрафу в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. В данном случае административный штраф выражается величиной, кратной сумме незаконной валютной операции (см. коммент. к ст. 15.25);

д) либо в сумме неуплаченных таможенных пошлин; сумме денежных средств, стоимости внутренних или внешних ценных бумаг, иных сумм, прямо перечисленных в п. 3 части 1 ст. 3.5. При этом не следует упускать из виду что поправки, внесенные в ст. 3.5 Законом N 118, вступили в силу с 1 октября 2004 г.

е) либо сумме выручки правонарушителя от реализации товара, выполнения работы, оказания услуги. При этом имеется в виду:

— тот правонарушитель на рынке которого совершено правонарушение. Для целей подп. 3 п. 1 ст. 3.5 принимается либо выручка за календарный год предшествующий году в котором данное административное правонарушение было выявлено (например, выручка за 2007 г., если правонарушение было выявлено в мае 2008 г.) либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения части календарного года, в котором данное правонарушение было выявлено (в случае, когда правонарушитель в предшествующем календарном году не осуществлял деятельность по реализации товаров, работ, услуг; например, если к этой деятельности он приступил с 1 февраля 2008 г. и совершил правонарушение 5 октября 2008 г. то следует исходить из выручки за период с 1 февраля по 4 октября 2008 г.);

— сумма полученная вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок и т.п.) за весь период (но не более 12 календарных месяцев!) совершения данного правонарушения. Подп. 4 был введен в ч. 1 ст. 3.5 Законом N 281 от 25.12.08 и вступил в силу с 30.12.08. С этой же даты вступили в силу положения части 4.1 ст. 3.5 (о том что при совершении данного правонарушения размер административного штрафа в любом случае не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования цен (в пределах указанных 12 месяцев);

ж) либо начальной (максимальной) цене контракта при размещении заказа на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд. Следует учитывать, что п. 5 был введен в ч. 1 ст. 3.5 Законом N 160 от 17.07.09 и вступил в силу с 22.08.09.

3. Характеризуя правила ч. 2 и 3 ст. 3.5, нужно учесть:

1) их императивный характер. Иные правила не могут быть установлены не только правоприменителем (так, судья не может устанавливать административный штраф в размере, например, 5 рублей), но и другими законами, в т.ч. и субъектов Российской Федерации. Дело в том, что законы субъектов Российской Федерации хотя и могут устанавливать административный штраф, но в соответствии с нормами КоАП. А это означает, что минимальный размер административного штрафа, установленный в ч. 2 ст. 3.5, не может быть изменен законами субъектов Российской Федерации;

2) с 08.07.07 административный штраф не может быть менее 100 рублей. Однако до 08.07.07 минимальный размер административного штрафа не мог быть менее одной десятой МРОТ (т.е. 10 рублей). При этом размер административного штрафа (если он исчислялся именно в МРОТ), наложенного на граждан, по общему правилу не мог превышать 25 МРОТ (т.е. — не более 2500 руб., учитывая, что базовый размер МРОТ составлял 100 руб., ст. 5 Закона о МРОТ). В практике возникает вопрос: почему в данном случае законодатель употребил термин «гражданин» вместо традиционного «физическое лицо»? Систематическое толкование ст. 3.5 и норм Особенной части КоАП показывает, что в ст. 3.5 речь шла и о гражданах Российской Федерации, и об иностранных гражданах, и о лицах без гражданства. Термин «гражданин» в данном случае использован как равнозначный термину «физическое лицо»;

3) до 08.07.07 обычно размер административных штрафов, налагаемых на должностное лицо, не мог превышать 50 МРОТ. При этом необходимо учесть, что к должностному лицу приравниваются (но только для целей КоАП) руководители юридических лиц, индивидуальные предприниматели и ряд других лиц (см. коммент. к ст. 2.4);

  Что нужно для выплаты пособия по беременности и родам

4) до 08.07.07 обычно размер административных штрафов, налагаемых на юридические лица (в т.ч. и иностранные), не мог превышать 1000 МРОТ.

Это следует иметь в виду при рассмотрении дел о правонарушениях совершенных до 08.07.07 (иначе были бы нарушены правила ст. 1.7, см. коммент. к ней) и пересмотре вступивших в законную силу судебных актов. О размерах административного штрафа действующих после 08.07.07 — см. выше.

4. Правила ч. 3 ст. 3.5 распространяются не только на должностные и юридические лица, но и на граждан и предусматривают более высокий размер административного штрафа. С 08.07.07 в ч. 3 ст. 3.5 установлен верхний предел размера такого штрафа: — он не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо суммы (стоимости) налогов, сборов, ценных бумаг и т.д., указанных в части 3 исчерпывающим образом. Нужно обратить внимание на то, что в соответствие с:

1) Федеральным законом от 16.05.08 N 74-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ», установлено, что в случае предусмотренном в ст. 7.27 КоАП (т.е. при совершении мелкого хищения) размер штрафа не может превышать 5-кратный размер стоимости похищенного имущества. Данное положение вступило в силу с 31.05.08. Соответствующие изменения были внесены и в ст. 7.27 КоАП (см. комментарий к ней);

2) Законом N 280 от 25.12.08 установлено, что размер административного штрафа исчисляемого исходя из суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени ЮЛ — не может превышать 3-кратный размер суммы (стоимости). Данное положение вступило в силу с 10.01.09.

5. При пересмотре вступивших в законную силу судебных актов нужно иметь в виду, что, если правонарушение было совершено в период с 01.01.04 до 09.11.06 (хотя дело и рассматривается после этой даты), до 08.07.07 был установлен «повышенный размер» административного штрафа:

— для граждан — до 50 МРОТ;

— для должностных лиц (с учетом положений Примечания к ст. 2.4) — до 200 МРОТ (т.е. — не более 20 000 руб., ст. 5 Закона о МРОТ);

— для юридических лиц — до 5000 МРОТ (т.е. — не более 500 000 руб., ст. 5 Закона о МРОТ).

Такой «повышенный» размер административного штрафа устанавливался за совершение ряда административных правонарушений (см. о них ниже). В период с 09.11.06 до 08.07.07 ст. 3.5 допускала применение административного штрафа в еще более крупных размерах (на граждан — до 50 МРОТ, на должностных лиц — до 500 МРОТ, на юридических лиц — до 10000 МРОТ. Такие «повышенные» размеры административного штрафа устанавливались лишь за нарушение:

а) законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Например, за самовольную прокладку или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или тоннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации допускалось наложение административного штрафа на должностных лиц до 200 МРОТ, а на юридических лиц — от 2000 до 3000 МРОТ (см. коммент. к ст. 8.17);

б) антимонопольного законодательства, а также (с 09.01.06, после вступления в силу Закона от 27.12.05) патентного законодательства и законодательства об авторском праве, смежных правах, товарных знаках, знаках обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

в) таможенного законодательства. Однако анализ положений ст. 16.1-16.22 показывает, что даже до 08.07.07 в КоАП таких повышенных размеров административного штрафа не было предусмотрено;

г) валютного законодательства и актов валютного регулирования. Анализ ст. 15.25 показывает, что максимальный размер административного штрафа, который за это мог быть наложен на должностное лицо, составлял 100 МРОТ, а на юридическое лицо — 1000 МРОТ;

д) законодательства о естественных монополиях, а с 07.02.06 (после вступления в силу Закона от 02.02.06) — такие законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

е) законодательства о рекламе. Анализ ст. 14.3 (см. коммент. к ней) показывает, что и до 08.07.07 такие повышенные размеры административного штрафа не были установлены за нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, с 1 января 2004 г. — повышенный штраф полагался за нарушение законодательства о лотереях (см. коммент. к ст. 14.27)

ж) законодательства об охране окружающей среды. Например, за самовольную прокладку или вывод на территорию Российской Федерации подводных трубопроводов допускалось наложение административного штрафа на должностное лицо в размере до 200 МРОТ, а на юридическое лицо — до 3000 МРОТ (см. коммент. к ч. 3 ст. 8.17);

з) законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако анализ ст. 14.16-14.19 (см. коммент. к ним), показывает, что до 08.07.07 за упомянутые деяния повышенные размеры административного штрафа не установлены.

Кроме того, после принятия Закона N 130 указанный выше повышенный размер штрафа был предусмотрен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем (см. коммент. к ст. 15.27).

«Повышенный размер» штрафа мог быть до 08.07.07 назначен и за нарушение правил пребывания (проживания) в РФ иностранцев и лиц без гражданства и использование иностранных работников в РФ (с 27 октября 2004 г.), за нарушение иммиграционных правил (с 1 февраля 2005 г.); законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов (с 1 апреля 2005 г., см. коммент. к ст. 14.28); за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения (с 08.08.05), за нарушение правил приобретения более 30% акций открытого акционерного общества (с 09.02.06). В той мере, в какой размеры штрафа предусмотренные в ст. 3.5 после 08.07.07 ухудшают положение правонарушителя (т.к в ряде случаев размеры административных штрафов существенно повышены) — они применены быть не могут (это противоречило бы ст. 1.7), а если улучшают положение правонарушителя, то следует исходить из размеров штрафов, которые установлены после 08.07.07.

6. Как отмечалось выше правила ч. 3 ст. 3.5 запрещают устанавливать административный штраф в размере, превышающем 3-кратный размер стоимости предмета административного правонарушения (виды предметов административных правонарушений исчерпывающим образом перечислены в ч. 4 ст. 3.5). В практике возникает вопрос: какая стоимость (рыночная, договорная, исчисленная исходя из регулируемых цен и т.п.) имеется в виду? Систематическое толкование ст. 3.5 и 14.6 (см. коммент. к ней) не позволяет однозначно ответить на этот вопрос.

Дело в том, что упомянутая стоимость может быть определена:

а) и исходя из правил о ценообразовании, предусмотренных в ст. 424 ГК, о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги;

б) и в соответствии со ст. 40 НК.

Видимо, законодателю следует четче изложить свою волю по вопросу о том, как определять стоимость предметов, упомянутых в ст. 3.5. Верховному Суду РФ и ВАС РФ также целесообразно определить свою позицию по данному вопросу.

Кроме того, правила ч. 3 ст. 3.5 запрещают превышать 3-кратную сумму неуплаченных налогов и сборов при определении размера административного штрафа. Нужно иметь в виду, что до 08.07.07 в ст. 15.1-15.10 было предусмотрено, что размер административного штрафа определяется не из суммы неуплаченных налогов и сборов, а из величины МРОТ (см. об этом выше), что приводило к ошибкам в применении указанных норм. Следует иметь в виду, что после вступления в силу (с 31.05.08) Федерального закона от 16.05.08 N 74-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ» максимальный размер штрафа (в случаях указанных в ст. 7.27) увеличен: он не может превышать пятикратный размер похищенного.

7. Согласно ч. 4 ст. 3.5 размер административного штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки. При этом условия определения размера административного штрафа исходя из «совокупной суммы выручки» изложены в ч. 4 исчерпывающим образом и должны иметь место все (отсутствие любого из этих условий не позволяет определить размер штрафа исходя из «совокупной суммы выручки». Кроме того, с 08.07.07 установлено (в части 6 ст. 3.5) что административный штраф не может быть применен лишь к сержантам, старшинам, солдатам, матросам, проходящим военную службу по призыву (а не по контракту!), а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). К остальным военнослужащим штраф может быть применен на общих основаниях (это вытекает также из ст. 2.5 (с учетом изменений, внесенных в нее Законом N 116 от 22.06.07).

8. В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет:

а) в полном объеме;

б) в соответствии с БК и иными актами бюджетного законодательства (например, федерального закона, посвященного бюджету за тот или иной год).

9. Для правильного применения положений ст. 3.5 об административном штрафе необходимо иметь в виду, что административный штраф существенно отличается от:

1) налоговых санкций (хотя и последние устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных в НК). Отличия эти видны из таблицы.