Требования предъявляемые к кандидату в следователи

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей

Прокурор – должностное лицо, на которое возложена важнейшая государственная задача – надзор за исполнением и соблюдением законов.

Вступая в должность, прокурор обязан:

  1. соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего отступления от них;
  2. защищать интересы личности, общества и государства; внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобамграждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
  3. постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры (ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Согласно ч. 2 ст. 40.1 Ф3 «О прокуратуре РФ» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

  1. имеет гражданство иностранного государства;
  2. признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  3. лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  4. имело или имеет судимость;
  5. имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  6. состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  7. отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Однако существуют ограничения, установленные законодательством РФ:

  1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности;
  2. быть депутатами законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  4. состоять членами органа управлениякоммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ или если в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  6. использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  7. получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  8. использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним и др.

Требования предъявляемые к кандидату в следователи

10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей

Прокурор – должностное лицо, на которое возложена важнейшая государственная задача – надзор за исполнением и соблюдением законов.

Вступая в должность, прокурор обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего отступления от них;

2) защищать интересы личности, общества и государства; внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

3) постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры (ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Согласно ч. 2 ст. 40.1 Ф3 «О прокуратуре РФ» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

1) имеет гражданство иностранного государства;

2) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

4) имело или имеет судимость;

5) имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей;

6) состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Однако существуют ограничения, установленные законодательством РФ:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности;

2) быть депутатами законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членами органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ или если в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним и др.

Статус следователя. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность следователя

Особенности статуса следователя определяются тем, что он, с одной стороны, выступает должностным лицом соответствующего правоохранительного органа, где есть следственные подразделения, а с другой — участником уголовного производства, то есть процессуальной фигурой. Соответственно в организационном смысле статус следователя может рассматриваться как совокупность прав и обязанностей, а также требований к следователю как государственного служащего, специфика которых определяется законами Украины «О прокуратуре», «О милиции», «О Службе безопасности Украины», «О государственной налоговой службе Украины», а с созданием Государственного бюро расследований Украины — соответствующим законом, который урегулирует его деятельности.

При этом указанные законы по-разному определяют статус следователя. Так, общими требованиями к следователям всех указанных ведомств есть гражданство Украины и наличие необходимых деловых и моральных качеств. Дополнительные требования устанавливаются с учетом специфики работы соответствующих органов. Так, от сотрудников МВД, СБУ и налоговой милиции требуется надлежащее состояние здоровья. Следователи СБУ, выполняя свои обязанности, проходят военную службу и т.п.

Необходимость наличия высшего юридического образования, которая фактически является крайне необходимой следователю учитывая его важный процессуальный статус, законодательно предусмотрена только для следователей органов прокуратуры (ст. 46 Закона Украины «О прокуратуре»). Для следователей других правоохранительных органов она закрепляется в подзаконных актах, нельзя признать удовлетворительным, поскольку это создает возможность для принятия на должность следователя лиц без высшего юридического образования, что сказывается на уровне профессионализма и компетентности расследования уголовных правонарушений.

на Протяжении многих лет сохраняется необходимость унифицировать правовой статус следователя, что предполагается достичь с принятием Закона Украины «О статусе следователя», в котором предусмотреть единые требования к кандидатам на должность следователя (относительно образования, возраста, стажа работы, необходимых деловых и моральных качеств), права и обязанности, гарантии независимости, материального и социального обеспечения и т.д. Однако на сегодняшний день такого закона до сих пор не принято, несмотря на наличие многих законопроектов, ни один из которых не получил поддержки законодателя с учетом столкновения межведомственных корпоративных интересов при их разработке. Можно предположить, что пока следственный аппарат будет оставаться дифференцированным между различными правоохранительными органами, Закона Украины «О статусе следователя», который бы согласовывал интересы всех названных органов, принято так и не будет.

  Образец договор с сотрудником на обучение с отработкой образец

Кроме организационного, следователи имеют процессуальный статус, который можно определить как совокупность прав и обязанностей следователя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, что является единым для всех следователей независимо от ведомственной принадлежности и определяется УПК. Так, следователь уполномочен: 1) начинать досудебное расследование при наличии оснований, предусмотренных УПК; 2) проводить следственные (розыскные) действия и негласные следственные (розыскные) действия в случаях, установленных УПК; 3) поручать проведение следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий соответствующим оперативным подразделениям; 4) назначать ревизии и проверки в порядке, определенном законом; 5) обращаться по согласованию с прокурором к следственному судье с ходатайствами о применении мер обеспечения уголовного производства, проведения следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий; 6) сообщать по согласованию с прокурором лицу о подозрении; 7) по результатам расследования составлять обвинительный акт, ходатайство о применении принудительных мер медицинского или бригада характера и представлять их прокурору на утверждение; 8) принимать процессуальные решения в случаях, предусмотренных УПК, в том числе о закрытии уголовного производства при наличии оснований; 9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Соответствующие права являются одновременно и обязанностями следователя, то есть он должен осуществлять указанные процессуальные действия и принимать решения при наличии соответствующих оснований. Кроме того, следователь несет ответственность за законность и своевременность совершения процессуальных действий. Следователь обязан выполнять поручения и указания прокурора, которые предоставляются в письменной форме. Невыполнение следователем законных указаний и поручений прокурора, предоставленных в порядке, предусмотренном УПК, влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

С целью обеспечения независимости следователя и всестороннего, полного и беспристрастного исследования обстоятельств уголовного производства закон предусматривает понятие «процессуальной самостоятельности следователя» и гарантии ее обеспечения. Так, следователь, осуществляя свои полномочия в соответствии с требованиями УПК, является самостоятельным в своей процессуальной деятельности, вмешательство в которую лиц, не имеющих на то законных полномочий, запрещается. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, другие физические лица обязаны выполнять законные требования и процессуальные решения следователя.

Требования к следователям и дознавателям при трудоустройстве

Чтобы стать дознавателем/следователем, необходимо получить высшее юридическое образование со специализацией в сфере уголовного права. Для получения углубленного образования в сфере правоохранительной деятельности вместо направления подготовки «Юриспруденция» можно выбрать специальность «Правоохранительная деятельность», которой обучаются пять лет по программе специалитета.

Выделим общие требования к соисканию должности следователя/дознавателя, которые практически идентичны для всех правоохранительных органов.

  1. Высшее юридическое образование является обязательным требованием. Не распространяется правило на некоторых правоохранительных органов, К примеру, для должностей рядового состава органов внутренних дел высшее образование не требуется. Однако в число требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава входит наличие высшего юридического образования. Соответственно, наличие образования отражается и на зарплате.
  2. Возраст от 18 лет (в реальности, с учетом получения высшего образования возраст начала карьеры выше). Для определенных должностей возрастной ценз выше, к примеру, на должность руководителя следственного отдела назначаются лица старше 25 лет. В органах внутренних дел введен и предельный возраст в 35 лет.
  3. Стаж, по общему правилу, не требуется, то есть можно устроиться следователем сразу после окончания вуза. Но для определенных должностей существуют формальные требования по стажу: к примеру, для соискания должности руководителя следственным отделом назначаются лица имеющие опыт работы по юридической специальности не менее 3 года, причем стаж не обычный, а в органах Следственного комитета, иных следственных органах, прокуратуры, судейских органах.
  4. Различные «противопоказания». Для устройства в правоохранительные органы особым образом проверяется сам соискатель. Так, препятствием для работы будут определенные факты из жизни : вид на жительство в другом государстве, статус подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, совершение умышленных административных правонарушений в течение года, признание недееспособным, родство с другим сотрудником правоохранительных органов (который находится в непосредственном подчинении или подконтрольности), наличие права собственности на имущество за пределами России и пр.
  5. Медицинское освидетельствование. Особым требованием в системе правоохранительных органов стоит отметить повышенное внимание к состоянию здоровья. Это и понятно – некоторые сотрудники имеют право носить оружие, также сама работа сложная, напряженная, со временем приводящая к профессиональной деформации личности. Поэтому на входе выявляются и отсекаются люди с различными отклонениями, злоупотребляющие наркотическими, психотропными веществами, алкоголем. При наличии ряда заболеваний устройство в систему правоохранительных органов невозможно.
  6. Для некоторых должностей в системе органов внутренних дел необходимо также личное поручительство (письменное обязательство) сотрудника.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей

10. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и следователей

Прокурор – должностное лицо, на которое возложена важнейшая государственная задача – надзор за исполнением и соблюдением законов.

Вступая в должность, прокурор обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства РФ, не допуская малейшего отступления от них;

2) защищать интересы личности, общества и государства; внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

3) постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры (ст. 40.4 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Согласно ч. 2 ст. 40.1 Ф3 «О прокуратуре РФ» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

1) имеет гражданство иностранного государства;

2) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

4) имело или имеет судимость;

5) имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей;

6) состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Однако существуют ограничения, установленные законодательством РФ:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой деятельности;

2) быть депутатами законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членами органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ или если в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним и др.

  Уменьшить налог енвд на страховые взносы

14.15 Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей

граждане Российской Федерации; —

имеющий высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию; —

обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами; —

способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.

Дополнительные требования предъявляются к кандидатам на должности военных прокуроров и следователей. Таковые должны быть, кроме того: —

годными по состоянию здоровья к военной службе; —

поступившими на военную службу; а также —

имеющими офицерское звание.

В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности на четвертом и последующих курсах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. А по решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей военных прокуратур могут быть назначены гражданские, не поступившие на воинскую службу лица.

Не может находиться на службе в органах и учреждениях прокуратуры гражданин: —

имеющий гражданство иностранного государства; —

признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; —

лишенный решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; —

имевший или имеющий судимость; —

имеющий заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей; —

состоящий в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывающийся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кандидату на должность прокурора или следователя прокуратуры следует разъяснить, что, будучи государственными служащими государственной службы Российской Федерации, прокурорские работники не вправе: 1)

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2)

быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3)

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4)

состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5)

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; 6)

использовать в неслужебных целях средства материально- технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; 7)

получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; 8)

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 9)

принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; 10)

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 11)

принимать участие в забастовках; 12)

использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

Прокурором города, района, приравненным к ним прокурором может быть лицо: —

не моложе 25 лет; —

имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

Прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему прокурором назначается лицо: —

не моложе 30 лет; —

имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

В исключительных случаях по решению Генерального прокурора РФ на должность прокурора субъектов Российской Федерации, прокурора города, района или приравненного к ним прокурора специализированной прокуратуры может быть назначен гражданин, имеющий опыт работы по юридической специальности не в прокуратуре, а на руководящих должностях в органах государственной власти.

Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в органы Следственного комитета

Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет, установлены статьей 16 Федерального закона № 403-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации». В число квалификационных и иных требований входят:

требования к гражданству;

требования к уровню специального образования;

требования к профессиональным и личностным (моральным) качествам;

требования к состоянию здоровья;

требования к возрасту и стажу работы по юридической специальности[1];

иные требования (ограничения при приеме на службу).

Требования к гражданству:

— сотрудниками Следственного комитета могут быть только граждане Российской Федерации.

— гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Требования к уровню специального образования:

— сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане, получившие высшее юридическое образование[2] по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

— на должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности или направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.

Федеральными государственными стандартами установлены следующие нормативные сроки обучения по юридическим специальностям:

Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

По направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)

Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 1763

По направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)

Приказ Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. № 464

По направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»)

Приказ Минобрнауки России от 14 января 2011 г. № 20

по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) «специалист»)

Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г. № 40

по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»)

Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г. № 39

— на отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и соответствующего замещаемой должности.

Требования к профессиональным и личностным качествам:

— сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане, обладающие необходимыми профессиональными и личностными (моральными) качествами.

Для определения соответствия гражданина указанным требованиям, в следственном управлении разработаны и утверждены квалификационные требования к должностям сотрудников, в том числе следователя и помощника руководителя следственного отдела, включающие в себя:

— базовые квалификационные требования;

— функциональные квалификационные требования;

  Нужен ли юристу нотариус

— специальные квалификационные требования.

Требования к состоянию здоровья:

— сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

— гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета[3].

Требования к возрасту и стажу работы по юридической специальности:

— на должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет.

— на должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет.

Иные требования (ограничения при приеме на службу):

Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:

1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений;

4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) вышел из гражданства Российской Федерации;

7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

В целях подтверждения наличия гражданства Российской Федерации и отсутствия гражданства иностранных государств в Следственном комитете ведена практика дополнительных проверочных мероприятий в отношении кандидатов, отнесенных к «группе риска»:

независимо от места рождения не имевших на 6 февраля 1992 г. регистрации по месту жительства в Российской Федерации, т.е. на дату вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»;

документированных паспортом гражданина Российской Федерации в консульских учреждениях и дипломатических представительствах Российской Федерации;

прибывших на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г. в несовершеннолетнем возрасте и первично документированных российским паспортом в Российской Федерации;

после 6 февраля 1992 г. выписанных (снятых с регистрационного учета) с территории Российской Федерации и проживавших за ее пределами;

являвшихся военнослужащими, которые по состоянию на 6 февраля 1992 г. проходили службу за пределами Российской Федерации;

являющихся членами семей военнослужащих, проходивших по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу за пределами Российской Федерации, которые были документированы паспортами гражданина Российской Федерации на основании вкладышей о принадлежности к гражданству Российской Федерации, выдаваемых воинскими частями к паспортам гражданина СССР образца 1974 года и свидетельствам о рождении.

Указанным кандидатам необходимо направить в органы ФМС России по месту проживания обращение о подтверждении наличия у них гражданства Российской Федерации и отсутствия гражданства иностранного государства. Окончательное решение о приеме на службу этих кандидатов принимается только после получения подтверждающих документов;

8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;

9) не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Председатель Следственного комитета вправе в исключительных случаях назначать на должности руководителей следственных органов Следственного комитета лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

«Иные требования (ограничения при приеме на службу)» распространяются также при принятии на должности федеральной государственной гражданской службы и на работу в Следственный комитет по трудовому договору.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 403-ФЗ. на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий (для Следственного комитета – сотрудник) обязан соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом № 79-ФЗ (статья 16) и другими федеральными законами для гражданских служащих. В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 79-ФЗ с 01.01.2014 г. гражданин не может быть принят на гражданскую службу (для Следственного комитета – на службу в систему Следственного комитета), а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Прием на службу и назначение на должности кандидатов, не соответствующих квалификационным требованиям, или без соблюдения установленных ограничений является нарушением законодательства Российской Федерации. Во избежание таких нарушений оценка кандидата на соответствие квалификационным требованиям при назначении на должность сотрудника является обязательной.

[1] В Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах.

[2] В настоящее время юридическое образование получают граждане, окончившие высшие учебные заведения по направлениям подготовки (специальностям): «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» и «Судебная экспертиза».

[3] Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 500 от 31.05.2014.