Собственность государственных корпораций это

Собственность государственных корпораций

Право собственности для государственной корпорации

Юристами было высказано мнение, согласно которому имущество должно было бы оставаться в собственности государства и закрепляться за корпорацией на праве оперативного управления (Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. N 6. С. 41). Однако поскольку законодатель уже решил этот вопрос в пользу признания за государственными корпорациями права собственности на имущество, дискуссия велась в основном о том, является ли данная собственность государственной, частной или какой-либо иной. Некоторые авторы считают, что при создании государственных корпораций фактически речь идет о безвозмездной приватизации, то есть трактуют собственность корпораций как частную (Степашин С.В. Не упустить шанс // Вестник российской академии наук. 2008. N 2. С. 104).

Другие признают ее государственный или публичный характер. Исходя из возможности такого понимания, Ю.К. Толстой рассматривает различные варианты трактовки права собственности государственных корпораций (Толстой Ю.К. Субъекты права собственности в российском законодательстве // Хозяйство и право. 2009. N 4. С. 98-102). При этом он отмечает, что признание данной собственности государственной противоречило бы части 1 статьи 214 ГК РФ, согласно которой субъектами права государственной собственности могут быть только Российская Федерация и ее субъекты. Но содержащийся в гражданском кодексе перечень субъектов права государственной собственности можно считать не исчерпывающим. Далее Ю.К. Толстой вслед за Е.А. Сухановым допускает возможность признания имущества госкорпораций публичной собственностью в качестве новой формы собственности.

Статус собственности государственной корпорации

Согласно части 2 статьи 8 конституции РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Иной формой собственности можно было бы признать собственность государственных корпораций. Однако термин «публичная» собственность, по нашему мнению, вряд ли удачен, поскольку и государственная, и муниципальная собственность также являются видами публичной собственности. Наконец, Ю.К. Толстой предлагает еще один вариант решения проблемы — признание того, что государственные корпорации наделяются не правом государственной собственности, а лишь полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации права собственника федерального имущества. Такой вариант, по сути, был бы наиболее реалистичным, но он наталкивается на то, что по действующему законодательству имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации.

В законах о создании каждой государственной корпорации определяются цели ее деятельности, порядок управления, назначения должностных лиц. При этом на руководящих работников в государственном секторе экономики и их близких родственников распространен порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, действующий в отношении лиц, занимающих должности федеральной государственной службы (указ президента РФ от 18 мая 2009 года N 560 «О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»).

Право собственности государственных корпораций

Автор/Источник: Старший юрист корпоративного отдела Коллегии адвокатов «ППА» Мажирин Максим

Согласно п. 1 ст. 7.1 федерального закона «О некоммерческих организациях» государственная корпорация является не имеющей членства некоммерческой организацией, создаётся Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных целей, обладает имуществом на праве собственности и использует имущество для целей её создания. Как предусмотрено в п. 3 ст. 7.1 федерального закона «О некоммерческих организациях», правовое положение государственной корпорации определяется специальным законом о её создании, при этом учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ, не требуется.

В настоящее время в Российской Федерации существует семь государственных корпораций. Несмотря на то, что организационно-правовая форма государственной корпорации предусмотрена федеральным законом «О некоммерческих организациях», только правовое положение Агентства по страхованию вкладов и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в полной мере определяется названным законом. В отношении других государственных корпораций подлежат применению специальные нормы федеральных законов о создании корпораций и принятых в соответствии с ними прочих правовых актов, причём состав этих правовых актов в каждом случае особый. При этом в законах о создании Внешэкономбанка, Госкорпорации «Роснанотех», Госкорпорации «Олимпстрой», Госкорпорации «Ростехнологии», Госкорпорации «Росатом» прямо указано, что в отношении этих организаций не применяются положения ФЗ «О некоммерческих организациях», обеспечивающие контроль за деятельностью некоммерческих организаций со стороны уполномоченного государственного органа. Таким образом, единство правового регулирования деятельности государственных корпораций отсутствует.

Общим для государственных корпораций является то, что цели их деятельности носят ярко выраженный публичный характер, имущество государственной корпорации образуется за счёт имущественного взноса Российской Федерации и других источников, принадлежит государственной корпорации на праве собственности, но может быть использовано только для целей, для которых она создана. Во всех федеральных законах о государственных корпорациях указано, что имущество корпорации принадлежит ей на праве собственности. В отношении ряда государственных корпораций предусмотрено ограничение на совершение определённых сделок: такие государственные корпорации вправе осуществлять крупные сделки с согласия наблюдательного совета государственной корпорации.

Госкорпорация «Росатом» стоит особняком среди других государственных корпораций. Согласно ч. 1 ст. 4 федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», она действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии. В ч. 6 ст. 6 данного закона предусмотрено, что со дня принятия решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии на переходный период корпорации передаются права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика, предусмотренные государственным оборонным заказом. В ч. 1 ст. 8 данного закона содержится указание на компетенцию корпорации в принятии нормативных правовых актов в установленной законом сфере деятельности. Наконец, согласно ч. 7 ст. 6 данного закона, корпорация по решению Правительства Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями. Представляется, что последняя норма противоречит ст. 125 ГК РФ, согласно которой право собственности на имущество казны Российской Федерации осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции или частные лица, но по специальному (разовому) поручению Правительства Российской Федерации.

Таким образом, Госкорпорация «Росатом», формально являясь юридическим лицом, учреждённым в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях», наделяется властной компетенцией и приобретает функции органа государственной власти и регулятора соответствующей отрасли промышленности.

Спорными являются вопросы правовой природы такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация, а также сущность имущественно-правовой основы этих юридических лиц. Так, И.В. Ершова полагает, что с точки зрения правовой природы, государственная корпорация представляет собой юридическое лицо публичного права. Об этом свидетельствует публичный характер целей создания и деятельности государственных корпораций, наличие властных полномочий, возникновение и прекращение на основании специального акта, специальная хозяйственная компетенция. Такую точку зрения разделяет и Ю.С. Циммерман, отмечая, что государственную корпорацию следует считать юридическим лицом публичного права. Необходимо принять во внимание, что отечественное законодательство до настоящего времени не содержит понятия юридического лица публичного права, не предусмотрено никаких особенностей правового регулирования их деятельности. По этой причине не ясно, к какой отрасли права следует отнести такой институт.

В Концепции развития законодательства о юридических лицах высказана иная точка зрения. В параграфе 4 подраздела 8 раздела второго указанного документа, посвящённого законодательству о государственных корпорациях, сделан следующий вывод: «Госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК, а специальным способом создания субъектов права, уникальных по своему правовому (частно-правовому и публично-правовому) статусу. Оценка необходимости их создания и функционирования выходит за рамки гражданского права». При этом существующие государственные корпорации предлагается преобразовать в юридические лица тех организационно-правовых форм, которыми они являются по сути: в орган публичной власти (Росатом), фонд (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества с исключительным участием государства (Роснанотех, Ростехнологии, Олимпстрой, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов).

Автор согласен с изложенной точкой зрения. Существующие на настоящий момент государственные корпорации нельзя признать юридическими лицами гражданского права, созданными в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях». Представляется, что государственные корпорации с точки зрения правовой природы – это юридические лица особого рода, однако недостаточность правового регулирования их положения требует дальнейшего развития законодательства. Специфика государственных корпораций не позволяет отнести их к обычным некоммерческим организациям; она столь существенна, что нахождение общих норм о государственных корпорациях в федеральном законе «О некоммерческих организациях» представляется неверным решением. Для обеспечения достижения целей создания государственных корпораций необходима разработка специального закона о государственных корпорациях. В такой закон о юридических лицах публичного права следует включить нормы, общие для всех государственных корпораций, и таким образом обеспечить единство правового регулирования их правового положения. В специальных законах о создании государственных корпораций должны содержаться только специфические нормы, относящиеся к деятельности соответствующих юридических лиц.

К проблеме права собственности государственных корпораций можно отметить следующие подходы. Ю.С. Циммерман, исходя из целевого характера собственности государственных корпораций и наличия в законах ограничений на распоряжение имуществом, полагает, что государственная корпорация обладает правом собственности на имущество, однако распоряжение им осуществляет как госкорпорация, так и не являющееся собственником государство. Е. Богданов полагает, что у государственной корпорации не возникает права частной собственности на её имущество, так как государственные органы контролируют её деятельность, непосредственно принимают решение о распоряжении некоторыми видами имущества, государство вправе изъять у государственной корпорации её имущество. Двойственность правовой природы государственных корпораций приводит его к выводу, что данное имущество остаётся государственной собственностью и находится одновременно у двух собственников: самого государства и государственной корпорации. С предложенными решениями невозможно согласиться: только собственник может осуществлять правомочие распоряжения своим имуществом. Автор в данном вопросе солидарен с И.В. Ершовой: содержание законов о государственных корпорациях не позволяет сделать иного вывода, кроме как признать за государственными корпорациями право частной собственности юридического лица на их имущество. Наличие ограничений на распоряжение отдельными видами имущества, а также на совершение отдельных сделок не означает ограничения правомочия распоряжения как такового, что подтверждается законодательством о хозяйственных обществах.

Имущественно-правовой основой деятельности государственных корпораций является право собственности юридического лица. При этом в законодательстве почти нет специальных норм, направленных на обеспечение сохранности и наиболее эффективного использования государственного имущества, переданного государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации. По сравнению с правовым режимом имущества государственной корпорации, на настоящий момент имущество хозяйственных обществ с участием государства защищено значительно надёжнее, деятельность таких обществ более открыта для контроля как со стороны государства, так и со стороны общества. Вместе с тем, анализ законодательства приводит к выводу, что такой организационно-правовой формы юридического лица, как государственная корпорация, в действующем законодательстве не содержится – есть лишь организации особого рода, признанные юридическими лицами только в силу специального указания закона, с индивидуальным правовым положением, и в разной степени наделённые определёнными публичными функциями.

  Как подать заявление в центральный загс твери

На сегодня нельзя признать существование такой организационно-правовой формы юридического лица, как государственная корпорация, содержание права собственности государственных корпораций неопределённо. Представляется, что они неспособны в существующем виде обеспечить выполнение возложенных на них функций. В связи с этим государственная корпорация «Росатом» должна быть признана отраслевым органом государственной власти. Переданное ей имущество следует включить в состав казны Российской Федерации, управлять этим имуществом должен созданный на основе Росатома орган государственной власти. Государственные корпорации, специально созданные для осуществления предпринимательской деятельности специфических видов (государственная корпорация «Олимпстрой», Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Ростехнологии и Роснанотех) должны быть преобразованы в хозяйственные общества с исключительным участием государства. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства подлежит преобразованию в организационно-правовую форму фонда.

Собственность государственных корпораций это

В экономической литературе «государственные корпорации», как новый институт реализации государственной собственности не исследованы должным образом.

Существует несколько определений «корпорации»: как формы организации предпринимательской деятельности, предусматривающий долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона управления; как одну из масштабных форм производственной интеграции с целью согласованной политики диверсифицированной деятельности.

В разных странах термин корпорация понимается по-разному. В англо-саксонской правовой системе корпорациями называются акционерные общества. В континентальной правовой системе под корпорациями понимаются объединения лиц и капиталов.

Идея корпорации как самостоятельного, имущественно обособленного субъекта права, не зависимо от лиц, его составляющих, возникла в системе римского права в отношении муниципий — местных общин, получивших определенную независимость [1]. В гражданском обороте муниципии выступали как частное лицо, их имущество обособилось и выделилось, стало рассматриваться как особое имущество, не принадлежащее ни народу, ни отдельным физическим лицам.

Под государственной корпорацией понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [2].

Словосочетание «государственная корпорация», несет в себе экономический смысл — «корпорация, которой владеет государство». Англоязычная калька этого термина — «Stateowned corporation» — означает просто предприятие, государственной формы собственности (акционерное общество, 100% акции которого принадлежат государству). Часто встречающаяся в публикациях ссылка на большое число государственных корпораций, существующих в зарубежных странах, справедлива только в том случае, если понимать под «государственными корпорациями» именно акционерные общества [3].

Государственная корпорация является одним из видов некоммерческих организаций (законодательно определена в 1999 г. путем внесения дополнения в Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Особенности данной организационно-правовой формы состоят в следующем [6]: осуществление социальных, управленческих и иных общественно-полезных функций, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, создание на основании отдельного федерального закона, учреждение на основе имущественного взноса, имущество переданное государственной корпорации, является её собственностью, создание не требует учредительных документов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, не применяются положения Закона «О некоммерческих организациях», если это не предусмотрено законом, в соответствии с которым эта корпорация создана.

Теоретически предусмотрены широкие возможности для создания под каждую новую корпорацию своей индивидуальной организационно-правовой формы и выхода без каких-либо ограничений за рамки законодательства. До настоящего времени примерами действующих государственных корпораций были Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), созданное в 1999 г. для преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. в банковской системе, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), образованное в 2003 г. для осуществления функций по обязательному страхованию вкладов населения.

Существовало несколько организаций, в названии которых присутствовал термин «корпорация». Но на самом деле они действовали в иных организационно-правовых формах, нежели государственная корпорация. К ним можно отнести федеральные контрактные корпорации «Росконтракт» и «Росхлебопродукт» (1992г), Государственную инвестиционную и Российскую финансовую корпорации (1993г), Федеральную продовольственную корпорацию при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ (1994г), ОАО «Объединенную авиастроительную корпорацию» (2006г), ОАО «Объединенную судостроительную корпорацию (2006г).

Кардинально ситуация изменилась в 2007 г., когда были созданы шесть государственных корпораций с целью решения задач экономического, социального и политического характера: Внешэкономбанк, «Роснанотех», Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом».

Важным моментом в процессе создания государственных корпораций выступает фактор ограниченности времени в сочетании со стремлением зафиксировать отдельные приоритеты государства для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики. Чаще всего государство использовало ОАО как организационно-правовую форму для реализации своей собственности, при которой 100 % акций находились в федеральной собственности. Между тем создание акционерных обществ — процесс очень длительный, поэтому использование этой формы ставит под вопрос выполнение норм законодательства о приватизации. Это обусловило целесообразность в настоящее время использовать государственную корпорацию как организационно-правовую форму, позволяющую упростить процедуры, сократить сроки и расширить возможные направления реструктуризации активов в некоторых отраслях экономики.

Практически все государственные корпорации были сформированы за счет имущественного взноса Российской Федерации (см. табл.).

Наиболее существенными недостатками государственной корпорации как организационно — правовой формы являются:

  • нечеткость понятия «общественно — полезные функции» (в Европе, например, перечни соответствующих видов деятельности включают оказание помощи беженцам, благотворительность, защиту гражданских прав и свобод человека, защиту прав потребителей, защиту окружающей среды и т. п., есть и государственные отличия, в Нидерландах общественно полезной считается церковная деятельность) и соответственно возможность расширительного толкования при необходимости использования данной формы;
  • при учреждении происходит безвозмездная передача государственного имущества, поэтому контроль за собственностью государственной корпорации может быть выведен из под надзора Счетной палаты РФ;
  • не установлены принципы управления имуществом, что влечет дополнительные риски и не определены вопросы реорганизации и ликвидации государственной корпорации.

Преимущества государственной корпорации следующие:

  • создается для реализации конкретных, необходимых стране, но затратных проектов;
  • позволяет обеспечить максимальный учет интересов общества;
  • участники не имеют вещных и иных прав на ее имущество, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, прибыль направляется на цели, ради которых создана корпорация.

Имущественный взнос Российской Федерации при создании и развитии деятельности государственных корпораций (материальные и нематериальные активы)

Имущество, переданное РФ государственным корпорациям, иные доходы

Государственные корпорации в России. Справка

Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.

Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из — под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон «О некоммерческих организациях».

Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).

Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.

В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций — Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии»), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии («Росатом») и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»). Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.

В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета «Коммерсант», эта идея содержалась в проекте «Концепции развития законодательства о юридических лицах», подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.

7 августа 2009 года Дмитрий Медведев дал поручение генпрокурору РФ Юрию Чайке и своему помощнику — начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.

Государственные корпорации

Правовым основанием создания государственных корпораций является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Отличительными характеристиками организационной формы государственной корпорации являются:

  • – государственная корпорация создается на основании федерального закона;
  • – формирование имущества госкорпорации происходит за счет имущественного взноса РФ; имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью госкорпорации;
  • – государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное;
  • – государственная корпорация использует свое имущество исключительно для достижения целей, ради которых она создана;
  • – государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям;
  • – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпорации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • – государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
  Приказ генпрокуратуре рф 277

В настоящее время в Российской Федерации существует семь государственных корпораций:

  • 1) Агентство по страхованию вкладов;
  • 2) Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • 3) Российская корпорация нанотехнологий;
  • 4) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
  • 5) «Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»;
  • 6) Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»;
  • 7) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

В настоящее время обсуждается вопрос преобразования государственных корпораций в особенные государственные некоммерческие организации – публично-правовые компании, которые будут функционировать на основании специального федерального закона или решения Правительства РФ, определяющего, в том числе, цели деятельности таких организаций.

Агентство по страхованию вкладов было создано в 2003 г. Основы его деятельности закреплены в Федеральном законе от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Целью его создания является защита прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, укрепление доверия к банковской системе РФ и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ. Целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается имуществом Агентства и средствами федерального бюджета.

Агентство по страхованию вкладов выступает страховщиком в системе страхования вкладов. Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков. При этом банки обязаны уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов.

Фонд обязательного страхования вкладов – это совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Данный фонд принадлежит госкорпорации на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам.

При наступлении страхового случая (отзыва у банка лицензии ЦБ РФ, моратория ЦБ РФ на удовлетворение требований кредиторов банка) вкладчик имеет право получить возмещение по вкладу.

Для этого ему необходимо обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам.

Среди основных функций госкорпорации по обязательному страхованию вкладов:

  • – ведение реестра банков;
  • – сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
  • – осуществление мероприятий по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;
  • – размещение и инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

Расходы Российской Федерации на создание госкорпорации осуществлены в форме первоначального имущественного взноса в размере 3 млрд руб. Из указанной суммы 2 млрд руб. направлено в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд руб. –для формирования источников расходов Агентства на проведение мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Имущество Агентства формируется не только за счет имущественного взноса Российской Федерации, но и за счет страховых взносов, а также доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.

Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть размещены и (или) инвестированы:

  • 1) в государственные ценные бумаги РФ;
  • 2) в государственные ценные бумаги субъектов РФ;
  • 3) в облигации российских эмитентов;
  • 4) в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • 5) в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
  • 6) в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;
  • 7) в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;
  • 8) в депозиты и ценные бумаги ЦБ РФ.

Агентство по страхованию вкладов не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам корпорации, если иное не установлено федеральным законом. При этом в случае невозможности Агентства осуществления возмещения по вкладам в установленные сроки без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств (за исключением страховых взносов и иных запланированных поступлений) совет директоров Агентства принимает одно из следующих решений:

  • 1) обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении корпорации соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд руб.;
  • 2) обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении корпорации дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд руб. При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» действует в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития». Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Среди основных функций корпорации:

  • – финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;
  • – участие в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • – участие в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также проектов по созданию объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон;
  • – участие в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства;
  • – взаимодействие с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран, участие в реализации международными организациями развития проектов на территории РФ;
  • – участие в ассоциациях, союзах и иных некоммерческих организациях, которые создаются (созданы) на территории РФ и за рубежом и целью деятельности которых является содействие экономическому развитию и инвестициям.

Имущество Внешэкономбанка формируется за счет имущества, полученного в результате реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР, имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Внешэкономбанка, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также за счет других законных поступлений.

Внешэкономбанк был создан путем реорганизации Банка внешнеэкономической деятельности СССР.

Уставный капитал Внешэкономбанка формируется в размере, устанавливаемом Правительством РФ, но не менее 70 млрд руб. за счет:

  • 1) имущества Банка внешнеэкономической деятельности СССР, передаваемого в уставный капитал Внешэкономбанка;
  • 2) находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Российский банк развития» и «Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка» (закрытого акционерного общества);
  • 3) иного имущества по решению Правительства РФ для обеспечения формирования уставного капитала Внешэкономбанка.

Деятельность Российской корпорации нанотехнологий регламентирована положениями Федерального закона от 19.07.2007 № 139-Φ3 «О Российской корпорации нанотехнологий». Корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» и распоряжением Правительства РФ от 17.12.2010 № 2287-р. Российская корпорация нанотехнологий завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 г. перерегистрирована в ОАО «Роснано».

Основными целями деятельности ОАО «Роснано» являются:

  • 1) содействие реализации государственной политики в сфере создания и развития наноиндустрии и соответствующей инновационной инфраструктуры;
  • 2) финансирование инвестиционных проектов производства нанотехнологической продукции;
  • 3) построение технологических цепочек, обеспечивающих развитие новых производств в сфере наноиндустрии на территории РФ;
  • 4) извлечение прибыли в ходе реализации указанных целей.

Для достижения целей общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • 1) инициация и инвестирование проектов, способствующих созданию и развитию наноиндустрии и соответствующей инновационной инфраструктуры, реализация образовательных программ в сфере наноиндустрии;
  • 2) коммерциализация результатов научной деятельности, обеспечение трансфера технологий при реализации инвестиционных проектов в сфере наноиндустрии;
  • 3) осуществление капиталовложений в ценные бумаги, приобретение акций, долей, паев и иных активов российских компаний и компаний, находящихся под иностранной юрисдикцией, при условии, что такие сделки будут способствовать построению технологических цепочек и обеспечивать развитие новых производств в сфере нанотехнологий на территории РФ;
  • 4) предоставление займов, поручительств;
  • 5) поддержка организаций, осуществляющих деятельность в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленную на создание и развитие наноиндустрии;
  • 6) популяризация нанотехнологий, организация выставочной деятельности, информационная и рекламно-издательская деятельность;
  • 7) консалтинговая и маркетинговая деятельность;
  • 8) предоставление услуг по осуществлению полномочий единоличного исполнительного органа юридических лиц, по доверительному управлению акциями, долями, паями других юридических лиц;
  • 9) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ, по решению совета директоров общества.

Особенности правового положения Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства устанавливаются Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Создание Фонда произошло в целях необходимости обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий.

Основной задачей Фонда в рамках своей деятельности является предоставление финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Для достижения установленных целей Фонд осуществляет следующие функции:

  • – рассматривает представленные субъектами РФ заявки на предоставление финансовой поддержки за счет собственных средств;
  • – принимает решение о предоставлении финансовой поддержки на основании заявок;
  • – осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами РФ заявок и прилагаемых к заявкам документов;
  • – осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств корпорации.

Имущество корпорации формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млрд руб., а также доходов, получаемых от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений.

  Приказ минздрава no 919н

Обеспечение деятельности госкорпорации осуществляется за счет:

  • 1) доходов от размещения временно свободных средств;
  • 2) имущества корпорации в размере, не превышающем в целом за все время ее деятельности 0,1% имущественного взноса Российской Федерации, в случае недостаточности доходов от размещения временно свободных средств.

Получателями средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты РФ или муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты.

При этом средства бюджета субъекта РФ, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта РФ на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом РФ между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта РФ на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими условия предоставления финансовой поддержки.

Временно свободные средства государственной корпорации могут быть размещены:

  • 1) в государственные ценные бумаги РФ;
  • 2) государственные ценные бумаги субъектов РФ;
  • 3) облигации других российских эмитентов;
  • 4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • 5) паи (акции, доли) инвестиционных фондов;
  • 6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;
  • 7) ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, и акции иных иностранных эмитентов, учрежденных на территориях данных государств.

В связи с проведением XXII Олимпийских игр в городе Сочи было принято решение о создании специализированной государственной корпорации. Ее деятельность основывается на положениях Федерального закона от 30.10.2007 № 238-Φ3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Целью деятельности Корпорации является осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

Программа строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта утверждается Правительством РФ и включает перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством иных мероприятий.

Корпорация для достижения цели своей деятельности осуществляет следующие основные функции:

  • – в соответствии с Программой строительства и требованиями Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета к олимпийским объектам организует работы и осуществляет иные мероприятия, направленные на строительство олимпийских объектов за счет собственных средств и (или) средств других инвесторов;
  • – в порядке, устанавливаемом законом, приобретает жилые помещения в многоквартирных домах, организует работы и осуществляет иные мероприятия, направленные на строительство за счет собственных средств индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки или многоквартирных домов для предоставления гражданам взамен изымаемых в федеральную собственность для федеральных нужд земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов или жилых помещений в многоквартирных домах, а также организует работы и осуществляет иные мероприятия, направленные на строительство, в том числе за счет собственных средств, объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для обеспечения указанных индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки или многоквартирных домов;
  • – в порядке, устанавливаемом законом, организует работы и осуществляет иные мероприятия, направленные на строительство олимпийских объектов, осуществляет иные мероприятия для развития г. Сочи как горноклиматического курорта;
  • – организует эксплуатацию олимпийских объектов;
  • – проводит отбор инвесторов и исполнителей работ (услуг), привлекаемых за счет собственных средств;
  • – осуществляет за счет собственных средств финансирование мероприятий по изъятию в соответствии с законодательством РФ в федеральную собственность объектов недвижимости в целях строительства олимпийских объектов;
  • – координирует деятельность по привлечению иностранных работников для строительства олимпийских объектов;
  • – проводит мониторинг строительства олимпийских объектов и реализации связанных с ним иных мероприятий и др.

Имущество корпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности госкорпорации, пожертвований, а также за счет других законных поступлений и является собственностью госкорпорации.

Корпорация формирует в составе своего имущества резервный фонд и иные целевые фонды.

Финансовое обеспечение деятельности Корпорации осуществляется за счет:

  • 1) доходов от ее деятельности;
  • 2) имущественных взносов Российской Федерации из федерального бюджета и иных бюджетных ассигнований;
  • 3) средств резервного фонда и иных целевых фондов корпорации;
  • 4) пожертвований, а также других законных поступлений.

Временно свободные средства корпорации могут быть размещены

в банковские вклады в российских кредитных организациях.

Федеральным законом от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации “Ростехнологии”» регламентирована деятельность Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», целью деятельности которой является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций – разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая обороннопромышленный комплекс.

Основными функциями Государственной корпорации «Ростехнологии» являются:

  • – содействие организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в разработке и производстве высокотехнологичной промышленной продукции;
  • – обеспечение продвижения на внутренний и внешний рынки и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, а также связанных с созданием этой продукции товаров и результатов интеллектуальной деятельности;
  • – участие в реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и государственной программы вооружения;
  • – привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в том числе в интересах создания конкурентоспособных образцов высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;
  • – осуществление в интересах организаций различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участие в организации и проведении выставок (показов) образцов продукции гражданского, военного и двойного назначения на территории РФ и за ее пределами;
  • – оказание содействия организациям различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок высокотехнологичной промышленной продукции, сокращения сроков и стоимости ее создания;
  • – оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.

Имущество Корпорации формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, доходов, получаемых от использования своего имущества и осуществляемой деятельности, регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности, федерального и иного имущества, передаваемого корпорации в ходе осуществления ее деятельности, за счет других законных поступлений и является собственностью Государственной корпорации «Ростехнологии».

В целях проведения государственной политики в области использования атомной энергии была создана Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Правовым основанием ее деятельности является Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ΦЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”».

Корпорация действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

Деятельность Корпорации направлена на создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки кадров.

«Росатом» обеспечивает проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа. Корпорация осуществляет следующие полномочия и функции в области государственного управления использованием атомной энергии:

  • – разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области использования атомной энергии, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику, по развитию и безопасному функционированию атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ и обеспечивает их реализацию;
  • – участвует в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан при использовании атомной энергии;
  • – участвует в обеспечении безопасности и охраны окружающей среды при использовании атомной энергии, в том числе информирует общественность по этим вопросам;
  • – проводит мероприятия по ликвидации последствий аварий при использовании атомной энергии;
  • – осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • – разрабатывает предложения о местах размещения и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, о выводе указанных объектов из эксплуатации, а также о последующем хранении радиоактивных отходов;
  • – организует обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • – реализует полномочия государственного компетентного органа по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них;
  • – обеспечивает контроль за обращением ядерных материалов в Российской Федерации;
  • – осуществляет информационное, аналитическое, документационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию РФ облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства.

Имущество госкорпорации формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от ее деятельности, субсидий из федерального бюджета, средств специальных резервных фондов корпорации и имущества, созданного за их счет, добровольных отчислений и пожертвований, а также за счет имущества, полученного по иным основаниям, не запрещенным законодательством РФ.

Госкорпорация Росатом была создана путем реорганизации Федерального агентства по атомной энергии. В связи с этим, в качестве имущественного взноса Российской Федерации, корпорации передается имущество, закрепленное за указанным агентством на праве оперативного управления.

Корпорация для достижения своих целей разрабатывает программу деятельности корпорации на долгосрочный период, предусматривая в ней выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, в том числе заданий государственного оборонного заказа.

Финансовое обеспечение программы деятельности корпорации на долгосрочный период осуществляется за счет:

  • 1) доходов от ее деятельности;
  • 2) субсидий из федерального бюджета;
  • 3) средств, полученных корпорацией на выполнение государственного оборонного заказа;
  • 4) имущественных взносов Российской Федерации из средств федерального бюджета;
  • 5) средств специальных резервных фондов корпорации;
  • 6) иных средств корпорации.

Программа деятельности госкорпорации на долгосрочный период является основанием для формирования финансового плана ее деятельности.

Корпорация в соответствии с бюджетным законодательством РФ является получателем субсидий на осуществление отдельных государственных полномочий и на оказание услуг для государственных нужд.

Корпорация в целях реализации мероприятий, предусмотренных программой ее деятельности на долгосрочный период, получает имущественные взносы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Корпорация подготавливает и направляет в Правительство РФ предложения по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Основанием для подготовки бюджетных проектировок Корпорации на очередной финансовый год и плановый период является программа деятельности Корпорации на долгосрочный период.