Пенсия это коротко

История пенсионного обеспечения в России

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее — формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку — ст. 39, «Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин.

Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Обязательное пенсионное страхование — это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая – например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования — страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР — СНИЛС.

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Права и обязанности застрахованного лица

Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

— контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

-получать в органах ПФР по месту жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

— получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

— получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию страхователя или работников пенсионных органов;

— сообщать в органы ПФР об изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства;

— предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами.

Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

Страхователи – это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

ОПС в России осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страховщик — Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с усло-

виями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам: 1)

  Оформить доплату за дополнительную работу

в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); 2)

в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3)

в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: —

пенсии за выслугу лет; —

пенсии по старости; —

пенсии по инвалидности; —

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: —

трудовая пенсия по возрасту; —

трудовая пенсия по инвалидности; —

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «ПЕНСИЯ» в других словарях:

ПЕНСИЯ — ежемесячная выплата, производимая пожизненно или в течение длительного срока в целях материального обеспечения в старости, при инвалидности, за выслугу лет и при потере кормильца. Пенсионное обеспечение граждан СССР в старости и в случае потери… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

пенсия — Установленная сумма, регулярно выплачиваемая получателю по достижении им определенного возраста или вследствие прекращения работы по найму. Обычно выплачивается с момента наступления одного из этих двух событий и до смерти. Вдова имеет право на… … Справочник технического переводчика

Пенсия — (pension) Установленная сумма, регулярно выплачиваемая получателю по достижении им определенного возраста или вследствие прекращения работы по найму. Обычно выплачивается с момента наступления одного из этих двух событий и до смерти. Вдова имеет… … Финансовый словарь

ПЕНСИЯ — (лат. pensio, от pendere платить). То же, что пенсион. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕНСИЯ деньги, ежегодно выдаваемые кому либо за прежнюю службу или особые заслуги в зависимости от места,… … Словарь иностранных слов русского языка

ПЕНСИЯ — (от лат. pensio платеж) регулярная и (как правило) пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях (определенный возраст, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет и особые… … Юридический словарь

Пенсия — (pension) Установленная сумма, регулярно выплачиваемая получателю по достижении им определенного возраста или вследствие прекращения работы по найму. Обычно выплачивается с момента наступления одного из этих двух событий и до смерти. Вдова имеет… … Словарь бизнес-терминов

ПЕНСИЯ — Пенсия: отдых, навязанный тебе тогда, когда все, что ты можешь, это работать. Жорж Элгози Пенсия это лебединая песня зарплаты. Николай Филатов Любой работник начинает терять хватку за пять лет до достижения пенсионного возраста, чему бы этот… … Сводная энциклопедия афоризмов

пенсия — пенсион, эмеритура, обеспечение Словарь русских синонимов. пенсия пенсион (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ПЕНСИЯ — ПЕНСИЯ, пенсии, жен. (лат. pensio платеж). Денежное обеспечение, назначаемое лицу при достижении установленного стажа работы или вследствие инвалидности либо старости (а в случае смерти соответствующего лица нетрудоспособным членам его семьи).… … Толковый словарь Ушакова

пенсия — и, ж., ПЕНСИОН 1. Он <кардинал Албани> ему вручил Ассигнацию на 500 луидоров покамест пришлется к нему годовая пенсия, которую Гишпания ему даст. Вед. 1719 2 357. Почти по Некрасову: этот стон у нас пенсией зовется. Э. Архитектор Фразы. //… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Кого затронет повышение пенсионного возраста: гарантий увеличения выплаты нет

Мы изучили текст законопроекта, внесенного правительством в Госдуму

17.06.2018 в 17:36, просмотров: 475020

16 июня в Госдуму был внесен законопроект о поэтапном повышении пенсионного возраста до 63 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. В нём нет дополнительных гарантий увеличения пенсий в 2019 году на 1 тысячу рублей в среднем ежемесячно даже для неработающих пенсионеров. А из почти трех десятков категорий граждан, имеющих право на досрочный выход на пенсию, «под раздачу» попали лишь 5: учителя, врачи, творческие работники, представители малочисленных народов Севера и «северяне».

Хотя члены фракции «Единая Россия», которым, видимо, в одиночку и придётся за эту инициативу голосовать, вместо слов «законопроект о повышении пенсионного возраста» уже вовсю активно используют нейтрально окрашенные и не столь бесящие россиян слова «законопроект о пенсионной реформе», из содержания самого документа следует, что вся реформа сводится именно что к повышению пенсионного возраста. Никаких других сущностных изменений, которые позволили бы преодолеть уравниловку при назначении пенсий, окончательно решить проблему финансирования пенсий «досрочников» и другие проблемы, не предполагается.

Первое, что обращает на себя внимание при изучении пакета сопровождающих законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсий» — это полное отсутствие расчётов предполагаемых последствий «реформы». Финансово-экономическое обоснование предельно кратко: одно предложение. «Выделение дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда не потребуется».

Конечно, не потребуется! Ведь цель — как раз сэкономить средства из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда, сократив число получателей пенсий! Но и с экономией непонятно: в пояснительной записке нет данных о том, какое количество людей лишится права на пенсию уже в 2019, например, году, и как это скажется на доходах и расходах Пенсионного фонда и федерального бюджета. В пояснительной записке приведены несколько общих аргументов в пользу повышения пенсионного возраста: соотношение между работниками и получателями к 2025 году будет 1,04, «к настоящему времени продолжительность жизни россиян значительно увеличилась», на рынке труда есть дефицит рабочей силы, и уже сейчас треть пенсионеров продолжают работать, а в «постиндустриальном обществе» в экономике преобладают служащие и работники сферы услуг, «что предполагает длительный период трудоспособности». И ещё: «за последние полтора-два десятилетия решение о повышении пенсионного возраста приняли большинство развитых стран и государств-бывших республик СССР». Сведений о продолжительности жизни в этих странах в сравнении с Россией нет.

16 июня на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), куда входят представители правительства, профсоюзов и объединений работодателей, затею о повышении пенсионного возраста по предложенной схеме работодатели поддержали лишь при условии предоставления расчётов и статистики, которыми оперировало правительство при написании законопроекта. Профсоюзы, включая проправительственную ФНПР, были категорически против.

На этом заседании социальный вице-премьер Татьяна Голикова произнесла слова, которые, видимо, должны были сделать сторонниками повышения пенсионного возраста нынешних неработающих пенсионеров, которым и так ничего не грозит. «Сейчас в рамках проекта прогноза социально-экономического развития, который мы имеем, по состоянию на май, среднее ежемесячное увеличение пенсии ныне действующим пенсионерам оценено нами в 2019 году в 1 тыс. руб.», — заявила г-жа Голикова. Она говорила, конечно, о неработающих пенсионерах: работающим всё проиндексируют лишь после увольнения.

Обратите внимание на слова «в среднем», «в год» и «в рамках проекта прогноза, который мы сейчас имеем». И пока это лишь слова: гарантий непременного повышения пенсий именно что в среднем на 1 тысячу в месяц во внесенном законопроекте нет. Если они и появятся, то осенью, при обсуждении проекта бюджета. Внесенный же законопроект сохраняет неизменными нынешние правила ежегодной индексации пенсий: два раза, с 1 февраля — на уровень достигнутой в предыдущем году инфляции, и с 1 апреля — в связи с увеличением доходов Пенсионного фонда и перерасчетом стоимости одного балла. В 2018 году эти две индексации из-за убогой незначительности сумм совместили в одну и в преддверии выборов президента провели 1 января 2018 года…

Итак, темпом «на год за год» пенсионный возраст мужчин и женщин в России будет повышаться с 2019 года и выйдет на определенные правительством позиции (65 лет для мужчин и 63 года для женщин) к 2034 году. То есть в 2019 году на обычную, не льготную страховую пенсию по возрасту не выйдет никто (потому что тем, кто должен был получить это право, добавят год, и они смогут уйти на заслуженный отдых лишь в 2020-м).

«Аналогичная практика повышения пенсионного возраста встречается в ряде зарубежных стран (Бельгия, Израиль, Казахстан, Литва, Латвия, Греция)»,- говорится в пояснительной записке. Назвать этот вариант «мягким» язык не поворачивается.

Тем, кому совсем невмоготу, предлагается воспользоваться правом уйти с работы на два года раньше повышенного возраста, но не раньше, чем в 60 лет мужчинам и в 55 лет женщинам (важная оговорка!). Для этого надо «всего ничего»: страховой стаж в 45 лет и 40 лет соответственно. Реально этим «подарком» смогут воспользоваться лишь те, кому по новым правилам выходить на повышенную пенсию через несколько лет.

Одновременно повышается возраст, дающий право на социальную пенсию (она обычно ниже страховой) некоторым категориям россиян — изменения вносятся в закон «О государственном пенсионном обеспечении». Например, малочисленные народы Севера, смогут получать такую пенсию не в 55 лет и 50 лет для мужчин и женщин соответственно, а в 65 и 60. А любой россиянин и россиянка, не наработавшие по разным причинам на страховую пенсию, будут получать социальную не с 65 и 60 лет соответственно, как сейчас, а с 70 и 68 лет. Конечно, планка и тут будет подниматься не одномоментно, а «год за год».

В числе «неудачников» оказались и родители погибших космонавтов, и родители или супруга погибшего призывника-кормильца, дедушки и бабушки погибшего вследствие военной травмы призывника-кормильца, и родители погибших вследствие военной травмы и не вступившие в новый брак вдовы погибших призывников — все они тоже получат пенсию по потере кормильца позднее.

Затронет повышение пенсионного возраста и федеральных, региональных и муниципальных госслужащих (они при определенном стаже имеют ещё и право на пенсию за выслугу лет). С 2017 года чиновникам, остающимся на службе, страховая пенсия уже и так назначается позднее, чем обычным гражданам: планка поднимается на полгода каждый год, имея целью выход на те же самые 65 и 63 для мужчин и женщин. Но так как теперь нечиновники пойдут к заветной цели более широкими шагами, то с 2020 года ускоренными темпами начнут двигаться и чиновники.

Некоторые пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются по закону «О страховой пенсии», и здесь тоже для некоторых получателей этого вида пособия наступит новая жизнь: родители или супруг, дедушка и бабушка умершего кормильца станут получать эту социальную выплату позднее.

А что же льготники, россияне, имеющие право на досрочную пенсию? Шахтеры, работники вредных производств, текстильщики, железнодорожники, геологи, лесозаготовители, докеры-механизаторы, летчики, диспетчеры и моряки, рыболовы, работники метрополитена и водители пассажирского транспорта, спасатели, сотрудники ФСИН, пожарники, многодетные матери, инвалиды 1 группы по зрению, лилипуты и карлики, оленеводы, инвалиды вследствие военных травм могут не беспокоиться. Про них в этом законопроекте ничего нет — значит, они пока будут выходить на пенсию по старым правилам, то есть в возрасте, ещё больше отличающемся от общего. Почему? Никаких объяснений на сей счет правительство не представило.

Как, впрочем, и объяснений того, почему в число «жертв» попали только педагоги, врачи, театральные деятели и т.н. «северяне»… Имеющим 25 лет педагогического стажа в 2019 году придется подождать год, чтобы получить право на досрочную пенсию, в 2020 году — два года, и так далее, пока период ожидания в 2026 году не достигнет 8 лет. С врачами схема выглядит так же. Творческим работникам в перспективе придется ждать льготы на 8 лет дольше.

  Требования к оформлению научных работ

Порядок рассмотрения этого законопроекта Совет Думы определит 18 июня.

Заголовок в газете: Правительство не боится протестов учителей и врачей
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27707 от 18 июня 2018 Тэги: Пенсии, Инфляция Организации: Правительство РФ Армия Пенсионный фонд ФСБ Места: Россия, Греция, Литва, Израиль, Казахстан

Новые правила по пенсиям. Кто когда выйдет на пенсию: таблица. Сколько сэкономят на нас власти

Россияне не хотят выходить на пенсию, они хотят работать. Поэтому пенсионный возраст решили повышать с 2019 года. Что же будет с пенсией и с нами? Коротко – о главном.

Страховая пенсия

С 2019 года начнется переходный период повышения пенсионного возраста с тем, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и 63 года для женщин в 2034 году. Если вы уже достигли предпенсионного возраста и находитесь, так сказать, на низком старте, придется притормозить. На сколько – смотрите в таблицах.

Выход на пенсию женщин:

Год рождения

Год выхода на пенсию

Возраст выхода на пенсию

Увеличения возраста

Выход на пенсию мужчин:

Год рождения

Год выхода на пенсию

Возраст выхода на пенсию

Увеличения возраста

Социальная пенсия

Ждать социальную пенсию придется еще дольше. Напомним, социальная пенсия назначается тем, кто не набрал необходимого количества пенсионных баллов или не выработал минимальный стаж.

После завершения реформы социальная пенсия по старости будет назначаться женщинам не в 60 лет, как сейчас, а в 68. А мужчинам — не в 65 лет, а в 70. При этом повышение возраста назначения социальных пенсий будет проводиться поэтапно.

Наш финансовый обозреватель Александра Баязитова посчитала:

Повышение пенсионного возраста гарантирует, что в нынешних ценах власти ежегодно экономят 168 тысяч рублей на каждом несостоявшемся пенсионере. То есть это изъятие у каждого мужчины 840 тысяч рублей и 1 млн. 344 тысяч у каждой женщины.

Досрочная пенсия

Премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал, что существующие льготы по досрочному выходу на пенсию будут сохранены.

Это право останется у тех, кто работает на вредном и опасном производстве, женщин, которые имеют пять и более детей, у инвалидов по зрению первой группы и по военной травме, одного из родителей или опекунов инвалида детства, чернобыльцев и «некоторых других категорий».

Требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников также предлагается оставить прежними. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет, в зависимости от конкретной категории работника по льготам. Эти правила останутся без изменений в настоящий период. При этом возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учётом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста.

Для тех, кто проработал в особых климатических условиях, районах Крайнего Севера, приравненных местностях пошагово выход на пенсию будет достигаться для мужчин в 60 лет и для женщин в 58 лет.

Кроме того, будет дана возможность раннего выхода (на два года раньше) гражданам, которые имеют существенный стаж, уже заработанный в период, когда пенсионный возраст для женщин был установлен 55, а для мужчин 60, – соответственно 40 и 45 лет стажа.

Благодаря тому, что выход на пенсию отодвигается, а трудоспособный возраст увеличивается, будут расти пенсии действующих пенсионеров. Темп роста составит примерно 1000 рублей в год. Как , по-вашему мнению, стоит овчинка выделки?

«Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе и потому, что созданы условия для решения задачи по увеличению продолжительности жизни», — заявил Дмитрий Медведев.

Сейчас люди не просто живут дольше – дольше остаются активными. Многие в пенсионном возрасте полны сил и желания работать, у многих ещё дети даже не выросли. Число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12 миллионов человек.

Они не хотят выходить на пенсию, они продолжают трудиться.

И с каждым годом такая тенденция будет только усиливаться, отметил Дмитрий Медведев.

Если граждане хотят работать, они должны работать, тем более что доход от такой работы всегда выше пенсии, добавил премьер-министр. Работодатели должны в полной мере обеспечить работой людей старшего поколения.

Вице-премьер Татьяна Голикова пояснила, что цель всех решений, которые принимаются, – увеличение пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе.

Виды пенсий в России и условия их назначения

В Российской Федерации существует два вида пенсий: трудовая пенсия в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пенсия по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с законом «О государственном пенсионом обеспечении».

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи — в целях компенсации вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью.

Разделяют три вида трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы. Назначение пенсии производится исходя из группы инвалидности, независимо от наличия у инвалида степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Нетрудоспособными членами семьи признаются: дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, студенты, обучающиеся очно — до окончания вуза либо до достижения ими возраста 23 лет; родители и супруг умершего кормильца, если они достигли пенсионного возраста либо являются инвалидами.

Трудовую пенсию по потере кормильца имеет право получать также один из родителей или супруг умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет.

Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (государственная пенсия) — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов, работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

Государственная пенсия выплачивается в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Выделяют пять видов государственных пенсий: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют федеральные государственные служащие при наличии стажа службы не менее 15 лет; военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву); космонавты и работники летно-испытательного состава при выслуге не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на получение государственной пенсии по старости имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют военнослужащие, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», космонавты.

Государственная пенсия по инвалидности выплачивается в случае наступления инвалидности в период прохождения военной службы по призыву или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы. Также пенсия по инвалидности независимо от продолжительности трудового стажа назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов.

Право на получение социальной пенсии имеют следующие категории нетрудоспособных граждан: инвалиды I, II и III группы; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам до окончания ими обучения или до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы; участникам Великой Отечественной войны; родителям и вдовам (не вступившим в новый брак) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Пенсия или смерть?

Владимир Путин в майском указе 2018 года заявил о необходимости снижения бедности в стране к 2024 году вдвое.

Но что мы на деле видим от правительства? Прямо как на плакате: “сбылись надежды Кудрина”. Алексей Леонидович предлагал поднять пенсионный возраст для женщин до 63 лет, для мужчин до 65 лет.

И вот теперь председатель правительства Дмитрий Медведев озвучил эту инициативу уже не как дискуссию, а как данность. Очевидно, что законопроект о повышении пенсионного возраста для работников России в правительстве уже подготовлен и будет внесен в парламент до конца мая.

А иначе с чего такая ситуация? С чего заявлять о повышении пенсионного возраста еще до голосования по кандидатуре главы кабинета?

И мы уже понимаем, как будет выглядеть этот законопроект: по солдату Швейку, который советовал купировать хвост собаке не сразу, а по частям, чтобы она привыкла и ей не было так больно. То есть каждые шесть месяцев пенсионный возраст будут повышать на полгода, начиная с января 2019-го.

Это означает, что мужчины, родившиеся в 1963 году, женщины, родившиеся в 1968 году, уже будут выходить на пенсию на пять лет позже.

А многие и на десять, поскольку в стране решением партии и правительства введена балльная система пенсий. В текущем году для выхода на пенсию требуется уже 13,8 балла, в 2019 году – 16.2, а в 2023 году – почти 26. Работа при минимальной зарплате дает чуть больше одного балла, то есть человеку, получающему МРОТ, потребуется примерно 20 лет официального стажа.

При этом начальник департамента актуарных расчетов Пенсионного фонда Аркадий Соловьев сказал, что среднесписочная численность наемных работников в стране – 43,5 млн. чел.[1] Что значит среднесписочная численность? – это те, кто осуществляет отчисления пенсионных взносов. А общее число лиц работоспособного возраста в России, как известно, 77 млн. чел.

Разрыв более чем в 30 млн.! Эти люди в массе своей не безработные и не т.н. самозанятые. Это наемные работники, но работающие неофициально.

  Органы опеки и попечительства фили давыдково

Таким образом, в 2017 году только три работника из пяти имели какой бы то ни было официальный заработок. Остальные двое – а это 40% рабочей силы страны или 30 миллионов человек – работали без официального оформления и без отчислений в Пенсионный фонд.

В неофициальной занятости нет радости, так как экономит предприниматель, а человек рискует в любой момент остаться за порогом предприятия, и никак не докажет, что он там вообще трудился.

В условиях произвола работодателей и отсутствия прав для профсоюзной борьбы доля неофициальной занятости неуклонно растет. По оценкам бывшего замминистра труда Александра Сафонова она ниже, чем мы оцениваем, но выросла после принятия в 2000 году нового Трудового Кодекса почти вдвое:[2]

Неофициальная занятость вовсе не связана с «высокими страховыми взносами». Наоборот, снижение размера страховых взносов в России в 2011 году на 5 пунктов сопровождалось не легализацией занятости, а, наоборот, переводом 400 тысяч рабочих мест в «тень».

И эти люди будут выходить на пенсию не в 65. Если человек не покажет государству, которое лишило его права на профсоюз, на забастовку, на самозащиту, если человек не покажет государству некое число баллов, то его пенсионный возраст по нынешнему законодательству увеличивается еще на пять лет, то есть составит 68 лет для женщин и 70 для мужчин.

Уже весной 2018 года в подобной ситуации оказались 20.000 человек, родившихся в 1958-1963 годах. Им отказали в выходе на пенсию. Они застали Советский Союз и даже имели в 80-е годы трудовые книжки. Но их заводы встали, их колхозы рассыпались, и того, советского трудового стажа им не хватило. А в новой России они были вынуждены трудиться реализаторами на рынках, шоферами на личных машинах, батраками на фермах.

Очевидно, что с каждым годом число людей, которые столкнутся с подобным вызовом, будет возрастать и на определенном этапе почти половина российских работников окажется без пенсии в условиях, когда на работу их брать уже не будут по описанным выше причинам.

Но возникает еще один вопрос: кому нужен работник в возрасте за 60? Где этот человек найдет занятость?

В этом смысле интересно рассмотреть положение дел с заработной платой в зависимости от возраста человека. Есть мнение, что с возрастом человек нарабатывает большой опыт, и за счет его применения может быть востребован на рынке в не меньшей степени, чем молодой сотрудник.

Такая точка зрения, однако, ошибочна. Она была относительно верна 10-15 лет назад, но она не соответствует сегодняшнему дню. Как мы можем наблюдать из графика, пик доходов приходится на возраст 30-40 лет, после чего зарплата начинает неуклонно снижаться и сокращается к пенсионному возрасту на 20%:[3]

Технологии развиваются весьма динамично. Прежний опыт уже не соответствует требованиям современности. С возрастом догонять этот разрыв становится все сложнее, и работодателям, очевидно, удобнее пригласить на работу более молодого сотрудника. Его переобучение достигается проще, а, кроме того, предполагает более длительный срок эксплуатации такого специалиста, и, соответственно, уменьшает финансовые издержки на переобучение.

Сказанное подтверждается данными Росстата. Если в обрабатывающем производстве в возрасте 25-30 лет переподготовку проходит каждый четвертый сотрудник, то среди 50-летних эта доля сокращается до 1/10, а после достижения пенсионного возраста переобучение проходит только один человек из двадцати:[4]

Но сказанное свидетельствует, помимо прочего, о бессмысленности повышения пенсионного возраста. В условиях отсутствия финансируемых государством программ получения дополнительного образования такое повышение просто повлечет за собой рост безработицы, практически никак не отразившись на занятости.

Сказанное признается и правительственными экспертами. В июне 2017 года в распоряжении газеты «Ведомости» оказался правительственный документ под названием «Целевые показатели 2035 года». Среди рекомендуемых мер ведомство назвало повышение пенсионного возраста для мужчин на 5 лет и для женщин на 8 лет. При этом авторы указали, что таким образом получится отказаться от выплаты пенсий для 12,4 млн. человек, а за счет высвобожденных финансовых ресурсов создать дополнительно 1 млн. рабочих мест. Разница в 11,4 млн. человек придется на людей, которые останутся без пенсии, но при этом не смогут и найти работу.

В России, в отличие от стран ОЭСР, нет системы переподготовки кадров. После 40 лет зарплата людей, несмотря на опыт, начинает неуклонно снижаться, и к 60 годам в среднем падает на 20%. Низкоквалифицированные рабочие места охранников, продавцов, водителей по мере автоматизации уйдут туда же, куда ушли профессии печников, фасовщиков и секретарей-машинисток.

Повышение пенсионного возраста означает, что в стране будут миллионы безработных стариков, не получающих ничего – ни зарплаты, ни пенсии.

Вот о чем ваш закон.

Есть ли демографические предпосылки, оправдывающие такую инициативу?

Нам говорят, что слишком много пенсионеров приходится на работников.

Но кто так считает демографическую нагрузку? Демографическая нагрузка испокон веков считалась как соотношение между работающими и неработающими людьми. Неработающие люди – это не только пенсионеры, но и дети, подростки, инвалиды. Соответственно, если рождаемость падает, число детей меньше, то и коэффициент демографической нагрузки ниже. Число лиц, ежегодно признаваемых инвалидами, благодаря новым методикам Минтруда сократилось на треть: с миллиона в 2010 году до 700 тысяч в 2016-м.

Поэтому, в действительности надо смотреть не долю пенсионеров, а долю трудоспособных людей, то есть тех, кто старше 15 лет и не достиг 60-ти. Они кормят детей и подростков, и содержат стариков. Так вот, в среднем на планете доля этих людей 45%. В России – 65%. Это связано с низкой рождаемостью. Но это же означает, что нагрузка на одного работника достаточно низка в сравнении с тем, как это выглядит за рубежом. Конечно, это предполагает неизбежное старение населения, но на данном этапе причин для паники нет.

И, хотя число пенсионеров возрастает, коэффициент демографической нагрузки сегодня ниже, чем в СССР. Если в 1970 году на 1000 работников приходилось 780 несовершеннолетних и пенсионеров, а в 1989 году – 750, то в 2015 году – 713.[5] То есть, в действительности нет никакого дефицита работников. Ситуация даже лучше, чем была в период позднего СССР.

Она, понятно, ухудшается. Но ни о какой катастрофе нет и речи. И нечего суетиться, устраивая рукотворную социальную катастрофу.

Может быть, налицо бюджетный кризис?

Если бы федеральное правительство и парламентское большинство не раздавали пачками льготы корпорациям, то доходы федерального бюджета были бы 25 трлн. руб. А они – 15, потому что 10 трлн. роздано в качестве льгот бизнесу. Тому самому бизнесу, что держит десятки миллионов российских работников в поле нелегальной занятости.

Теневой фонд оплаты труда Росстат оценивает более чем в 10 трлн. руб.[6] Легко посчитать, что выпадающие доходы только ПФР составляют по этой причине 2,5 трлн. руб. Легализовать труд, помочь работникам обрести хотя бы право на контракт – вот она и альтернатива повышению пенсионного возраста.

СР внесла законопроект очень простого и ясного характера: отсечь от налоговых льгот, от государственных заказов и подрядов компании, использующие неофициальный труд. И мы настаиваем на том, чтобы этот законопроект рассматривался в тот же день, как и проект о повышении пенсионного возраста. Это не разные темы, как сказал Дмитрий Медведев. Это разные способы решения одного и того же вопроса.

Далее. Правительство обеспокоено, что в стране слишком мало работников? Так не надо экономить на медицине и здравоохранении. По доле расходов на медицину к ВВП страна занимает 91-е место в мире, по доле расходов на образование – 98-е.

Есть замечательный ученый, Борис Коробицын. Он и его коллеги, используя метод математического анализа, показали, что российские работники только из-за сердечно сосудистых заболеваний умирают на восемь лет раньше. В 62-х регионах России мужчины не доживают до 65 лет, а в трех – даже до 60-ти.[7] Причина – экономия на медицине. Ежегодные потери национальной экономики составляют 15 трлн. рублей.[8]

Вложиться в медицину – и люди не будут преждевременно умирать, и уменьшится демографическая нагрузка.

Вложиться в образование – и эффект будет тот же самый. Последние исследования ВШЭ показали: люди, имеющие высшее образование, не только зарабатывают на 70% больше остальных, но и живут на 13 лет дольше.[9]

Ссылка на то, что продолжительность жизни работников выросла по сравнению с прошлым веком, несостоятельна поскольку:

– ожидаемая продолжительность жизни выросла по сравнению с 1990 годом лишь на три года, и странно по этой причине увеличивать пенсионный возраст на пять лет;

– сама ожидаемая продолжительность жизни предполагает прогноз продолжительность жизни тех, кто родился в соответствующем году (то есть, если человек родился в 2019 году, то в среднем он проживет 77 лет) – реальный средний возраст смертности отличается от этого показателя на 5 лет.

Наконец, производительность труда не стоит на месте. Сто лет назад доля сельхозработников в России составляла 75%. Сегодня она составляет менее 3%. Сказанное касается и человечества в целом. Тем не менее, голод как явление исчез, если речь не идет о хроническом недоедании бедных и отдельных кризисах в Африке. Просто рост производительности труда позволил человечеству уменьшить долю работников, занятых сельхозтрудом. Почему же это не касается возможности обеспечить нормальную жизнь пенсионерам?

Не существует никаких экономических, демографических и социальных причин, оправдывающих повышение пенсионного возраста.

Оно обернется исключительно формированием многомиллионного социального слоя пожилых людей, не имеющих ни пенсии, ни работы.

В действительности, главная проблема Пенсионного фонда – это бесправие российских работников. Фонд оплаты труда в России – 20 трлн. руб., Внутренний валовой продукт – 80 трлн. руб. (2015 год). То есть, доля зарплаты к ВВП – всего 25%. Между тем, в развитых странах доля зарплаты к ВВП – 50%. Это относительные параметры, не зависящие от производительности труда. Проще говоря, на единицу произведенной продукции наш работник получает вдвое меньше денег, чем его западный коллега.

В результате 70% российских работников имеют зарплату, не позволяющую без госдотаций рассчитывать даже на минимальную пенсию. Это главная причина нищеты Пенсионного фонда, представляющего собой налог на зарплату.

Какие же меры необходимо предпринять для стабилизации Пенсионного фонда и смягчения демографической нагрузки? –

  • Принятие комплекса мер по легализации труда, а именно:

– отмена налоговых льгот в отношении компаний, использующих неофициальный труд (общая сумма налоговых льгот в России составляет 10 трлн. руб. или 40% от всей доходной части федерального бюджета);

– отсечение компаний, использующих неофициальный труд, от участия в государственных и муниципальных подрядах и заказах;

– расширение прав профессиональных союзов, включая отдельные гарантии от увольнений и преследований для профсоюзных активистов в виде отлагательного вето (то есть, увольнение только в случае, когда работодатель доказал вину работника в суде), расширение права на коллективные переговоры и права на забастовку;

  • Переход на плоскую шкалу страховых взносов (сегодня она регрессивная и с зарплаты более 80 тыс. руб. в месяц размер взноса составляет 10%, а не 22%), что увеличит ежегодные доходы пенсионного фонда на 600 млрд. руб.;
  • Официальный отказ от фактически уже ликвидированной обязательной накопительной системы с поощрением добровольных пенсионных накоплений;
  • Качественное увеличение затрат на образование (особенно переподготовку работников на протяжении всего периода трудовой деятельности);
  • Качественное увеличение затрат на здравоохранение.

[2]
[2] Сафонов А.Л. Влияние рынка труда на систему социального обеспечения. Доклад на Российско-Германском социальном форуме, 2017.

[5]
[5] Социальное положение и уровень жизни населения России, М., 2016, с. 47.

[8]
[8] Коробицын Б.А., Никулина Н.Л., Куклин А.А., Народонаселение, № 3 – 2014// Ущерб от основных причин смертности для субъектов Российской Федерации и оценка приоритетов по увеличению продолжительности жизни.