Наследование в 1918г

Декрет об отмене наследования

27 апреля 1918 г.

Наследование как по закону, так и по духовному завещанию отменяется. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее (как недвижимое, так и движимое), становится государственным <188>достоянием Российской Социалистической Советской Федеративной Республики.

Примечание. Прекращение и переход прав пользования сельскохозяйственными участками определяются правилами, изложенными в Основном законе о социализации земли.

Впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении, нуждающиеся (т.е. не имеющие прожиточного минимума) нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры и супруг умершего получают содержание из оставшегося после него имущества.

1 примечание. Никакого различия между родством брачным или внебрачным не делается.

2 примечание. Усыновленные, приемыши, приймаки и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновленным, приемышам, приймакам и их потомству приравниваются к родственникам по происхождению.

Если оставшегося имущества недостаточно для доставления содержания супругу и всем оставшимся родственникам, перечисленным в предыдущей статье, то в первую очередь удовлетворяются наиболее нуждающиеся из них.

Размер подлежащего выдаче супругу и оставшимся родственникам содержания из имущества умершего определяется учреждением, ведающим делами социального обеспечения при губернских, а в Москве и Петрограде — городских Советах рабочих и крестьянских депутатов, по соглашению с лицами, которым предоставляется право на получение содержания, а в случае спора между ними, в общеисковом порядке местным судом. Дела этого рода подведомственны Советам рабочих и крестьянских депутатов и местным судам по последнему местожительству умершего.

Всякое имущество умершего, кроме перечисленного в ст.IX настоящего декрета, поступает в заведывание местного Совета, который передает его в управление учреждений, ведающих на местах соответственными имуществами Российской Республики, по последнему местожительству умершего или по месту нахождения оставшегося имущества.

Местный Совет публикует во всеобщее сведение о смерти владельца имущества и вызывает лиц, имеющих право на получение содержания из этого имущества, явиться в годовой срок со дня публикации.

Не заявившие до истечения года со дня публикации, указанной в предыдущей статье, о своих притязаниях лишаются права на получение содержания из имущества умершего.

Из имущества умершего покрываются, в первую очередь, расходы по управлению имуществом. Родственники и супруг умершего получают содержание из его имущества предпочтительно перед его кредиторами. Кредиторы умершего, в случае признания их требований подлежащими оплате, удовлетворяются из остающегося за указанными вычетами имущества, причем, в случае недостаточности имущества для покрытия всех требований кредиторов, применяются общие начала конкурса.

Если имущество умершего не превышает десяти тысяч рублей, в частности состоит из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства в городе или деревне, то оно поступает в непосредственное управление и распоряжение имеющихся налицо супруга и родственников, перечисленных в ст.II настоящего декрета. Порядок управления и распоряжения имуществом устанавливается по соглашению между указанными супругом и родственниками, а в случае спора между ними — местным судом.

Настоящий декрет имеет обратную силу по отношению ко всем наследствам, открывшимся до его издания, если они еще не приобретены наследниками, или, хотя и приобретены, но еще не поступили в их владение.

Все находящиеся в производстве суда споры о наследствах, дела об утверждении завещаний к исполнению, об утверждении в правах наследства и т.п. считаются прекращенными и соответственное наследственное имущество немедленно передается в заведывание местных Советов или учреждений, указанных в ст.V настоящего декрета.

Примечание. Относительно открывшихся до издания настоящего декрета наследственных имуществ, перечисленных в ст.IX настоящего декрета, будет издано особое постановление.

Народному комиссариату юстиции предоставляется по соглашению с Народными комиссариатами социального обеспечения и труда издать подробную инструкцию относительно введения в действие настоящего декрета.

Настоящий декрет вступает в силу со дня его подписания и приводится в действие по телеграфу.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета
Свердлов.
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета
Аванесов.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.

Наследование в 1918г

Законы об ограничении наследования и дарения. 1918 г.

Большевистское правительство с первых месяцев правления стремилось ликвидировать крупную и среднюю частную собственность. Именно на это были направлены предлагаемые документы. Первый из них запрещал наследование имущества (кроме мелкого ближайшими родственниками). Второй запрещал переход крупных и средних имуществ другими безвозмездными способами.

Декрет ВЦИК об отмене наследования. 27.4.1918 г.

Наследование как по закону, так и по духовному завещанию отменяется. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее (как движимое, так и недвижимое), становится государственным достоянием Российской Социалистической Советской Федеративной республики.

Примечание. Прекращение и переход прав пользования сельскохозяйственными участками определяется правилами, изложенными в основном законе о социализации земли [1] .

Впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении нуждающиеся (т.-е. не имеющие прожиточного минимума) нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линии, полнородные и неполнородные [2] братья и сестры и супруг умершего получают содержание из оставшегося после него имущества.

Примечание 1. Никакого различия между родством брачным или внебрачным не делается.

Примечание 2. Усыновленные, приемыши, приймаки [3] и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновленным, приемышам, приймакам и их потомству приравниваются к родственникам по происхождению.

Если оставшегося имущества недостаточно для доставления содержания супругу и всем оставшимся родственникам, перечисленным в предыдущей статье, то в первую очередь удовлетворяются наиболее нуждающиеся из них.

Размер подлежащего выдаче супругу и оставшимся родственникам содержания из имущества умершего определяется учреждением, ведающим делами социального обеспечения при губернских, а в Москве и Петрограде – городских советах рабочих и крестьянских депутатов, по соглашению с лицами, которым предоставляется право на получение содержания, а в случае спора между ними, в общеисковом порядке местным судом. Дела этого рода подведомственны советам рабочих и крестьянских депутатов и местным судам по последнему местожительству умершего.

Всякое имущество умершего, кроме перечисленного в ст. IX настоящего декрета, поступает в заведывание местного совета, который передает его в управление учреждений, ведающих на местах соответственными имуществами Российской республики, по последнему местожительству умершего или по месту нахождения оставшегося имущества.

Местный совет публикует во всеобщее сведение о смерти владельца имущества и вызывает лиц, имеющих право на получение содержания из этого имущества, явиться в годовой срок со дня публикации.

Не заявившие до истечения года со дня публикации, указанной в предыдущей статье, о своих притязаниях лишаются права на получение содержания из имущества умершего.

Из имущества умершего покрываются, в первую очередь, расходы по управлению имуществом. Родственники и супруг умершего получают содержание из его имущества предпочтительно перед его кредиторами. Кредиторы умершего, в случае признания их требований подлежащими оплате, удовлетворяются из остающегося за указанными вычетами имущества, причем в случае недостаточности имущества для покрытия всех требований кредитора применяются общие начала конкурса.

Если имущество умершего не превышает десяти тысяч рублей, в частности состоит из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства в городе или деревне, то оно поступает в непосредственное управление и распоряжение имеющихся налицо супруга и родственников, перечисленных в ст. II настоящего декрета. Порядок управления и распоряжения имуществом устанавливается по соглашению между указанными супругом и родственниками, а в случае спора между ними – местным судом.

Настоящий декрет имеет обратную силу по отношению ко всем наследствам, открывшимся до его издания, если они еще не приобретены наследниками, или, хотя и приобретены, но еще не поступили в их владение.

Все находящиеся в производстве суда споры о наследствах, дела об утверждении завещаний к исполнению об утверждении в правах наследства и т.п. считаются прекращенными, и соответственное наследственное имущество немедленно передается в заведывание местных советов или учреждений, указанных в статье V настоящего декрета.

Примечание. Относительно открывшихся до издания настоящего декрета наследственных имуществ, перечисленных в ст. IX настоящего декрета, будет издано особое постановление.

Народному комиссариату юстиции предоставляется по соглашению с народными комиссариатами социального обеспечения и труда издать подробную инструкцию относительно введения в действие настоящего декрета.

Настоящий декрет вступает в силу со дня его подписания и вводится в действие по телеграфу.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов

Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Советов

Декрет ВЦИК и СНК о дарениях. 20.5.1918 г.

1. Дарение и всякое иное безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей признается недействительным.

Примечание. Пожертвования допускаются без ограничения суммы, но пожертвования, превышающие 10.000 рублей, допускаются не иначе, как с разрешения Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской республики.

2. Дарение и всякое иное безвозмездное предоставление имущества на сумму от одной тысячи до десяти тысяч рублей должно быть облечено в форму нотариального или судебного акта. При несоблюдении этой формальности сделка признается недействительной.

3. Дарение и всякое иное безвозмездное предоставление имущества на сумму ниже одной тысячи рублей может быть совершено и без соблюдения формальности, указанной в предыдущем пункте (путем прямой передачи, словесного соглашения, домашней расписки и т.п.).

4. Дарения и безвозмездные предоставления имущества, совершенные одним и тем же лицом после вступления в силу настоящего декрета, не должны превышать в общей совокупности суммы в десять тысяч рублей. Если совокупная стоимость предметов дарения достигает указанной суммы, то всякое дальнейшее дарение признается недействительным.

5. Дарственное или вообще безвозмездное предоставление имущества, совершаемое под условием или в видах приобретения подаренного одаряемым лицом только после смерти дарителя (дарение на случай смерти), признается недействительным.

Примечание 1. Правило настоящего пункта не распространяется на предметы домашнего обихода и на предметы, не имеющие рыночной ценности (фотографические карточки, частную переписку и т.п.).

Примечание 2. Страхование на случай смерти допускается и после вступления в силу настоящего декрета в народных сберегательных кассах без ограничения суммы в пределах, допускаемых их уставом. Относительно страхований на случай смерти в частных страховых обществах и других учреждениях, кроме народных сберегательных касс, будет издано особое постановление.

Примечание 3. Правила о посмертных распоряжениях вкладами в народных сберегательных кассах, противоречащие этому декрету и декрету об отмене наследования (Собр. Узак. и Расп. Раб. и Крест. Правит., 1918, № 34, ст. 456) [4] , отменяются.

6. Недействительность дарений и безвозмездных актов, не удовлетворяющих условиям, указанным в предыдущих пунктах, устанавливается судом как по просьбе тех лиц, чьи права этими актами нарушены, так и по заявлению органов государственной власти. Заявление о признании недействительным дарения или вообще безвозмездного акта подается по общим началам подсудности соответственными органами уездной или городской советской власти по месту жительства дарителя или одаренного.

7. В случае признания недействительным дарения или безвозмездного акта по заявлению органов государственной власти, предмет дарения становится государственным достоянием Российской Социалистической Федеративной Советской республики и поступает в местное учреждение, ведающее соответственными имуществами республики.

8. Всякие сделки, направленные в обход постановлений настоящего декрета и под видом возмездных сделок прикрывающие дарственные акты, признаются недействительными с последствиями, указанными в предыдущем (7) пункте, и участники подобных сделок подвергаются наказанию, установленному за растрату государственного имущества.

9. Дарения и безвозмездные акты на сумму до одной тысячи рублей свободны от пошлин. Дарения и безвозмездные акты от одной тысячи до десяти тысяч рублей облагаются прогрессивной пошлиной в размере от 2 процентов до 10 процентов (до 2000 р. — 2 процента, до 3000 р. — 3 процента и т.д.).

10. Народному комиссариату юстиции предоставляется издать подробную инструкцию о введении в действие настоящего декрета.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов

Наследование в 1918г

6. Развитие советского наследственного права / История наследственного права

Следуя учению классиков марксизма-ленинизма, Советское государство с первых же дней своего существования приступило к экспроприации экспроприаторов, с тем, чтобы «. вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил».

  Регистрация по месту работы для граждан рф

26 октября (8 ноября) 1917 г. Вторым всероссийским съездом Советов был принят декрет о земле. Этим декретом отменялась помещичья собственность на землю без всякого выкупа. Земля, ее недра, леса, воды признавались всенародной собственностью. Право пользования землею предоставлялось всем гражданам, желающим обрабатывать ее своим трудом. Вслед за этим советское государство национализировало банки, крупную промышленность, транспорт, средства связи и другие отрасли народного хозяйства. Процесс национализации продолжался вплоть до перехода Советской власти к новой экономической политике. Он проходил не только в РСФСР, но и во всех Советских республиках.

Наряду с национализацией государство осуществляло и другие мероприятия переходного периода, направленные на преобразование экономической основы общества. В частности, 27 апреля 1918 г. был издан декрет ВЦИК «Об отмене наследования».

Этим декретом отменялось право наследования буржуазной собственности, которая после смерти ее владельца становилась достоянием государства. Супруг и ближайшие родственники умершего (нисходящие, восходящие, братья и сестры), если они являлись нетрудоспособными и не имели прожиточного минимума, получали от государства содержание из имущества, оставшегося после смерти (ст. 2 декрета).

Содержание нуждающихся нетрудоспособных членов семьи умершего из оставшегося после него имущества нельзя признать особой формой наследования, поскольку законом отменялось наследование крупной буржуазной собственности. Нельзя признать такое содержание и частноправовой формой социального обеспечения, так как советскому праву такая форма вообще неизвестна.

Предписание ст. 2 рассматриваемого декрета исходило из основных начал семейного права. До тех пор, пока государство не имеет возможности полностью содержать за счет общественных фондов всех нуждающихся нетрудоспособных членов общества обязанность по содержанию этих лиц возлагается на членов их семей и ближайших родственников. Это требование положено в основу алиментных обязательств, равно как и в основу ст. 422 КЗоБСО РСФСР 1926 г.10.

Вполне логично, что если имущество умершего переходит к наследнику то он содержал или обязан был содержать нуждающихся нетрудоспособных супруга и ближайших своих родственников.

Такое изменение отношения к вещным правам может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Итак, если всё имущество умершего поступало к государству, то государство принимало на себя обязанность из полученного имущества содержать указанных лиц. Народный комиссариат юстиции рассматривал право нетрудоспособных нуждающихся лиц на получение содержания из средств умершего (то ст. 2 декрета) как право на алименты.

Отменив право наследования капиталистической частной собственности (равно как и весь институт буржуазного наследственного права), декрет от 27 апреля 1918 г. установил новый порядок наследования трудовой собственности. В ст. 9 этого декрета было записано: «Если имущество умершего не превышает 10 тысяч рублей и состоит из усадьбы, домашней обстановки и средств производства трудового хозяйства в городе или в деревне, то оно поступает в управление и распоряжение имеющихся налицо супруга и указанных выше родственников» [1]

Само название декрета «Об отмене наследования» и формулировка ст. 9 этого декрета о том, что трудовая собственность умершего переходит к его супругу и ближайшим родственникам в управление и распоряжение (а не в порядке наследования), вызвало различное толкование декрета.

Некоторые авторы (Я. Бранденбургский, А. Приградов-Кудрин) рассматривали указанный декрет как решительный отказ советской власти от института наследования, в том числе и от института наследования трудовой собственности [2] .

До издания декрета от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» наследственные отношения регулировались еще старыми законами, т. е. ч. 1 тома X Свода законов Российской империи. Разумеется, дореволюционные законы о наследовании применялись государством с учетом требований декрета ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословии и гражданских чинов» и декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и Школы от церкви», которыми были отменены существовавшие сословные привилегии и ограничения, а также привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. При применении дореволюционных законов о наследовании принималось во внимание требование программы-минимума РСДРП и революционное правосознание.

Другие авторы (П. Орловский, М. Рейхель) не отрицали того, что ст. 9 декрета допускала наследование трудовой собственности. Но наследование по этому декрету рассматривалось ими не как форма преемства имущественных прав, а как частноправовая форма социального обеспечения. [3]

В результате дальнейшего анализа судебной практики по применению ст. 9 декрета установилась общепринятая в настоящее время точка зрения, что декрет от 27 апреля 1918 г. не только отменил наследование буржуазной собственности, но и установил новый .порядок наследования трудовой собственности. Переход трудовой собственности в «непосредственное управление и распоряжение» судебная практика рассматривала как переход имущества в порядке наследования.

Правильность такого вывода подтверждается, прежде всего, декретам ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах». Этот декрет трактует переход трудовой собственности по ст. 9 декрета от 27 апреля 1918 г. как наследование14. Судебная практика также рассматривала переход трудовой собственности в «непосредственное управление и распоряжение» как переход имущества умершего в порядке наследования. Лица, получившие имущество в непосредственное управление и распоряжение, вправе были не только пожизненно владеть и пользоваться этим имуществом, но и распоряжаться им, т. е. продавать, сдавать в наем и т. д. Их правомочия по управлению и распоряжению имуществом умершего ничем не отличались от правомочий собственника имущества.

В ст. 9 декрета от 27 апреля 1918 г. были указаны два признака, необходимых для перехода имущества умершего в порядке наследования: 1) чтобы стоимость имущества не превышала 10 тысяч рублей; 2) чтобы имущество умершего являлось трудовой собственностью.. По поводу первого признака 21 мая 1919 г. последовало разъяснение Наркомюста, в котором было записано: «Установление предельной стоимости в 10000 руб. для имуществ, переходящих в непосредственное управление и распоряжение родственников, не относится к трудовым хозяйствам. Оставшиеся после умершего трудовые хозяйства переходят в непосредственное управление и распоряжение родственников, независимо от того, превышают ли указанные имущества стоимость 10000 рублей или не превышают» [4] .

Что касается второго признака, то судебная практика применяла ст. 2 декрета лишь к крупной нетрудовой собственности. К нетрудовой собственности в незначительных размерах (не превышающей 10 тыс. руб. применительно к существовавшим в момент издания декрета ценам) судебная практика применяла ст. 9 декрета, т. е. допускала переход ее по наследству. При этом суды исходили из того, что нетрудовая собственность в незначительных размерах — явление крайне редкое л передача ее по наследству в условиях допущения государством частного товарного производства как в городе, так и в деревне, не представляла какой-либо опасности для республики.

В ст. 9 декрета говорится о том, что трудовая собственность умершего поступает в управление и распоряжение «имеющихся налицо» супруга и ближайших родственнике» Под формулировкой «имеющихся налицо» судебная практика признавала всех наследников, находящихся в живых к моменту смерти наследодателя, независимо от того, проживали они с наследодателем совместно или раздельно.

В ст.9 декрета указан также и круг наследников. К ним относятся: 1) переживший супруг; 2) родственники по прямой нисходящей линии; 3) родственники по прямой восходящей линии; 4) полнородные и неполнородные братья л сестры. Указанные лица получали имущество независимо от их трудоспособности и нуждаемости.

Декрет «Об отмене наследодателя» распространялся в равной мере как на городскую семью, так и на крестьянскую. Он просуществовал без каких-либо изменений до 1 января 1923 г., т. е. до вступления в действие Гражданского кодекса РСФСР.

Аналогичный декрет «Об отмене наследования» 11 марта 1919 г. издала и Украинская ССР 18. Несмотря на то, что он имел некоторые отличия от декрета РСФСР (предписывал передачу имущества, стоимость которого не превышала 10 тысяч рублей золотом, в пожизненное пользование нуждающихся нетрудоспособных супруга и ближайших родственников умершего), судебная практика по его применению почти не отличалась от судебной практики по применению российского декрета «Об отмене наследования».

После окончания гражданской войны важнейшей задачей Советского государства стало восстановление разрушенного народного хозяйства. Для разрешения этой задачи необходимо было перейти от экономической политики военного коммунизма к новой экономической политике. Ленин писал: «Военный коммунизм» был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой» [5] .

С переходом к новой экономической политике (допускавшей участие мелких и средних частных предпринимателей в восстановлении производительных сил страны при наличии командных высот в руках пролетарского государства) возникла необходимость в изменении гражданского законодательства. В связи с этим ВЦИК 22 мая 1922 г. издал постановление «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых се законами и защищаемых судами РСФСР», в котором было предложено соответствующим органам подготовить проект гражданского кодекса. В постановлении ВЦИК, носящем декларативный характер, 6ыли определены основные имущественные права граждан и юридических лиц, а также провозглашены общие принципы гражданского законодательства. В п. 6 постановления предусматривалось предоставить право наследования по завещанию и по закону супругу и прямым нисходящим потомкам в пределах общей собственности наследства 10000 золотых рублей.

В январе 1923 г. был введен в действие Гражданский РСФСР утверждённый 4 сессией ВЦИК

Это был первый гражданский кодекс РСФСР. Он послужил образцом для подготовки гражданских кодексов других союзных республик 22 Регулированию наследственных отношений ГК РСФСР посвятил специальный раздел (ст. ст. 416—435).

В отличие от декрета от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования», в котором правопреемство трудовой собственности формулировалось как передача имущества умершего «в непосредственное управление и распоряжение». Гражданский кодекс отказался от такой формулировки, называя правопреемство определенным, издавна сложившимся и понятным для всех граждан словом — наследование

Поскольку крупная частная собственность, являвшаяся экономической базой капитализма, была уже национализирована, ГК отказался от дальнейшего подразделения имущества умершего на трудовую и нетрудовую собственность. Допускалось наследование как трудовой, так и нетрудовой собственности. Участие мелких и средних предпринимателей в развитии производительных сил (в период нэпа) предполагало, естественно, и возникновение нетрудовой собственности. Однако возникновение и развитие этой собственности находилось под контролем государства.

Чтобы не допустить возрождения былой экономической мощи буржуазии законом был установлен ряд ограничений в правопреемстве имущества. В частности, ст. 416 ГК РСФСР допускала наследование по закону и по завещанию «в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10000 золотых рублей, За вычетом всех долгов умершего» [6] . Если стоимость наследства после вычета всех долгов умершего превышала 10000 золотых рублей, то в силу ст. 417 ГК РСФСР этот излишек наследственного имущества переходил в доход государства. При невозможности выделения его в натуре или нецелесообразности такого выделения с хозяйственной точки зрения между государством и наследниками устанавливалось совместное владение общей собственностью или (производился выкуп государством соответствующей части имущества.

Установленный законом весьма высокий предельный размер стоимости доли в наследстве (10000 золотых рублей без учета долгов умершего) являлся существенным стимулом в деле привлечения мелкой и средней буржуазии к участию в восстановлении народного хозяйства. И вместе с тем этот предел являлся границей допущения частного капитала в развитие экономики страны.

Следующее ограничение наследственного преемства выражалось в установлении узкого круга наследников. Согласно ст. 418 ГК наследниками по закону и по завещанию могли быть: 1) прямые нисходящие умершего (дети, внуки, правнуки), 2) переживший супруг и 3) нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При отсутствии указанных наследников имущество умершего признавалось выморочным и поступало в доход государства, Наследственное преемство ограничивалось также и декретом ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О наследственных пошлинах». Этим декретом было установлено, что если отдельный наследник (как по закону, так и по завещанию) получает долю наследственного имущества стоимостью от 6 до 10 тысяч рублей золотом, то он обязан платить пошлину в размере 4% стоимости наследственной доли. Если же стоимость превышала 10 тысяч рублей золотом (в случаях, предусмотренных примечанием к ст. 416 ГК РСФСР и ст. 17 Положения о государственных сберегательных кассах), то с каждых следующих десяти тысяч золотых рублей пошлина: повышалась на 4%, однако общая сумма наследственной пошлины не могла превышать 50% стоимости наследства. Если доля наследственного имущества стоила менее 6 тысяч золотых рублей (от 1 до 6 тыс. руб.) пошлина уплачивалась в незначительных размерах (1—2%). а наследственная доля стоимостью ниже 1 тыс. рублей золотом вообще не облагалась пошлиной.

  Договор аренды гражданско-правовая характеристика

Чтобы не допустить в обход закона передачу наследственного имущества по договору дарения ст. 138 ГК, РСФСР признавала недействительным договор дарения на сумму более 10000 рублей золотом.

Указанные в ст. 416 ГК РСФСР ограничения в наследственном правопреемстве не применялись в отношении: 1) прав, вытекающих из договоров концессий, аренды, застройки и других, заключенных между наследодателем и государственными органами. Права контрагента государства переходили к его наследникам без ограничения суммой в 10000 золотых рублей; 2) предметов домашней обстановки и обихода. Эти предметы (кроме предметов роскоши) переходили к наследникам, проживавшим совместно с умершим не менее года до его смерти, без зачисления их в предельную сумму 10000 руб. золотом (ст. 421 ГК); 3) вкладов в государственные сберегательные кассы. Вкладчику сберкассы было предоставлено право учинить завещательную надпись без каких-либо ограничений, т. с. завещать вклад кому угодно (в том числе и лицам, не входящим в круг наследников то закону) и в любом размере (ст. 17 Положения о государственных сберегательных кассах); 4) прав, вытекающих из патента. Патент мог быть передан по наследству без включения его в состав наследственного имущества (ст. 30 постановления ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 г.); 5) имущественных прав, вытекающих из авторского права (ст. 11 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права»).

Указанные льготы нельзя рассматривать как очередную уступку частным предпринимателям со стороны государства. Снимая ограничения в наследственном преемстве в отношении прав, вытекающих из договоров аренды, концессии, застройки и др., законодатель руководствовался интересами государства. Для быстрейшего восстановления народного хозяйства было необходимо, чтобы работа предприятий, переданных частным лицам по договору аренды, Концессии или застройки, не прекращалась со смертью контрагента государства.

Гражданский кодекс 1922 г. допускал наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было изменено завещанием.

При наследовании по закону к наследованию призывались одновременно все наследники, т. е. дети, внуки, правнуки умершего, переживший супруг, а также нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Наследство делилось между ними в равных долях. Если кто-либо из указанных наследников отказывался от принятия наследства, а также в случаях неявки наследников в течение шести месяцев по принятии мер охранения наследственного имущества, причитавшиеся им доли в наследстве признавались выморочным имуществом и поступали в доход государства (ст. 433 ГК). Приращение наследственных долей, а также отказ от наследства в пользу другого наследника закон не допускал

При наследовании по завещанию имущество умершего не выходило за пределы круга наследников по закону. Руководствуясь интересами укрепления семьи, законодатель разрешал завещателю по своему усмотрению лишь распределить наследственное имущество между наследниками по закону. При распределении наследственного имущества завещатель мог установить неравные доли, мог передать все имущество (в том число и предметы домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам, лишив наследства остальных наследников.

В случае отсутствия завещания, определявшего раздел наследственного имущества, оставшееся вне завещания, распределялось в равных долях между всеми наследниками по закону.

В примечании к ст. 422 ГК РСФСР указывалось: «Завещатель может лишить прав законного наследования одного, нескольких или всех лиц, указанных в ст. 4 18. В этом случае наследственное имущество в целом или в части переходит к государству в порядке ст. ст. 417 и 433» [7] . Эта норма права. так же как и ст. 418 ГК, установившая черезвычайно узкий круг наследников, расширяла возможность перехода наследства к государству. Однако вряд ли можно признать эту норму справедливой, способствующей укреплению семьи. Поскольку законодателем не было установлено право па обязательную долю в наследстве, материальное обеспечение нуждающихся несовершеннолетних детей, нетрудоспособного супруга и других членов семьи было поставлено в зависимость от воли завещателя.

Гражданский кодекс 1922 г. (ст. 423, 424) разрешал завещателю возложить на наследника исполнение какого-либо обязательства в пользу одного или нескольких наследников по закону, указать в завещании другого наследника (из числа наследников по закону) на тот случай, если бы назначенный по завещанию наследник умер раньше открытия наследства или не принял его.

Закон допускал лишь письменную форму завещания. Завещание признавалось действительным в том случае, если оно подписано завещателем и представлено в нотариальный орган для внесения в актовую книгу (ст. 425 ГК РСФСР). Если завещатель не мог подписать завещания в силу неграмотности, болезни или физических недостатков, то по его просьбе завещание подписывалась другим лицом — рукоприкладчиком.

Гражданский кодекс 1922 г. подразделял наследников на присутствующих и отсутствующих. Если присутствующий в месте открытия наследства 30 наследник в течение 3 (месяцев со дня принятия мер охранения не заявлял суду об отказе от наследства, он считался принявшим наследство (ст. 429). Отсутствующий наследник признавался принявшим наследство лишь в том случае, если он в течение б месяцев со дня принятия мер охранения наследственного имущества заявлял народному суду по месту открытия наследства о своем желании принять наследство.

Наследник, принявший наследство, а также государство, к которому перешло выморочное наследство, отвечали по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости наследственного имущества (ст. 434 ГК).

Нормы наследственного права, изложенные в Гражданском кодексе 1922 г., не применялись к имуществу крестьянского двора. Согласно разъяснению Наркомюста после смерти члена крестьянского двора наследование в имуществе двора не возникало. «В противном случае, — указывалось в разъяснении, — если бы член двора мог завещать хотя бы только принадлежащую ему долю названного имущества логически вытекало бы право лица, в пользу которого был сделан завещательный отказ, войти в состав двора. Земельный Кодекс, между тем, упоминает в ст. 66 лишь о двух случаях вхождения в состав двора извне: брак и примачество» [8] .

Что касается имущества личного пользования членов двора, приобретенного ими на личные средства, то оно могло быть завещано в соответствии с нормами ГК РСФСР. Имущество последнего члена крестьянского двора также могло быть завещано наследникам, указанным в ст. 418 ГК РСФСР.

Наследственное право других союзных республик мало чем отличалось от наследственного права РСФСР. Например, ГК Грузинской ССР (введен в действие с 1 сентября 1923 г.) разрешал завещать имущество не только лицам, указанным в ст. 418 ГК РСФСР, но и социалистическим организациям. В отличие от ГК РСФСР ГК Грузинской ССР допускал приращение наследственных долей.

Советское наследственное право не могло оставаться неизменным. При решении новых хозяйственно-политических задач возникала необходимость в соответствующем изменении некоторых норм наследственного права.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. был отменен (с 1 марта 1926 г.) максимум наследования. В соответствии с этим законом были изменены и некоторые статьи гражданских кодексов союзных республик. В частности, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 15 февраля 1926 г.34 были отменены ст. 416 ГК РСФСР, примечание к ней, а также ст. 417, изменена редакция.

В результате стало допускаться наследование по закону и по завещанию всего наследственного имущества независимо от его стоимости. Наследники, проживавшие совместно с умершим, получали имущество, относящееся к обычной домашней обстановке и обиходу (за исключением предметов роскоши), сверх причитавшемся им доли из имущества умершего.

Причина отмены максимума наследования указана в самом постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 15 февраля 1926 г. «Об отмене максимума наследования и дарения». В преамбуле этого правового акта говорилось, что отмена максимума наследования и дарения производится «. для облегчения возможности продолжения существования промышленных и торговых предприятий после смерти их владельцев, а также в целях создания более благоприятных условий образования и прилива в страну материальных и денежных средств» [9] . Отмена максимума наследования вызвала необходимость в изменении порядка обложения наследства налогом. В РСФСР такие изменения были произведены постановлениями СНК РСФСР от 20 января 1927 г., от 28 мая 1927 г., от 19 мая 1928 г. и постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 г. Согласно этим постановлениям налог по-прежнему исчислялся пропорционально стоимости наследства, с той лишь разницей, что ставки налога с больших наследств значительно повысились. Максимальный размер налога достигал 90% стоимости наследства. Налог исчислялся не со стоимости полученной наследственной доли, а со всей наследственной массы и распределялся между наследниками пропорционально полученной наследственном доле. Если стоимость наследственной массы не превышала одной тысячи рублей, то это наследство налогом не облагалось. Следовательно, новый порядок обложения налогом, не допускал чрезмерной концентрации частного капитала в одних руках.

Следующее изменение в наследственном праве произошло в связи с введением с 1 марта 1926 г. института усыновления. Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям в личных и имущественных правах и обязанностях приравнивались к родственникам по происхождению. В связи с этим усыновленные и их потомство стали наследовать после усыновителей.

Дальнейшее расширение круга наследников произошло с принятием постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 6 апреля 1928 г. Этим постановлением было разрешено завещать имущество не только наследникам, указанным в ст. 418 ГК РСФСР, но и государственным органам, а также общественным организациям.

В результате дальнейшего совершенствования наследственного права в 1928 г. появляется институт обязательной наследственной доли. Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 г. независимо от содержания завещания несовершеннолетние наследники стали получать не менее 3/4 той доли, которая им причиталась бы при наследовании по закону.’

Указанные изменения в наследственном праве имели место и в других союзных республиках. Там, где не последовало соответствующего изменения в законодательном порядке, судебная практика восполняла недостающие нормы. Например, в Украинской СCP не было издано закона о праве несовершеннолетних наследников на обязательную долю в наследстве. Однако судебная практика, руководствуясь ст. 1 ГК УССР 1922 г., признавала частично недействительными такие завещания, в которых несовершеннолетние наследники лишались наследства.

В конце переходного периода от капитализма к социализму имели место и некоторые другие незначительные изменения в наследственном праве. Например, был изменен порядок охраны наследственного имущества. Охраной наследственного имущества стали заниматься не суды, а нотариальные органы. Они же стали выдавать и свидетельства о праве наследования. С 1 апреля 1935 г. ГК РСФСР был дополнен ст. 436, в которой указывалось, что вкладчикам, вносящим вклады как денежные, так и в ценных бумагах в кредитные учреждения, предоставляется право указывать лиц, которым вклад должен быть выдан в случае смерти вкладчика. Пол наличии такого распоряжения вклад не входит в состав наследства. В противном случае на вклад распространяются общие правила о наследовании.

В результате построения социализма полностью исчезла частная собственность. Основным объектом наследования стала личная собственность граждан.

Являясь производной от социалистической собственности, личная собственность пользуется всемерной защитой со стороны Советского государства. Право наследования личной собственности граждан, согласно ст. 13 Конституции СССР, охранялось законом. На этом конституционном принципе и было основано дальнейшее развитие Советского наследственного права.

С ликвидацией частной собственности отпала необходимость в дальнейшем существовании различных ограничений наследственного правопреемства. Назревала потребность привести наследственное право в соответствие с теми изменениями, которые произошли в социально-экономической жизни страны. Однако решение этой задачи было отложено из-за вероломного нападения на Советский Союз фашистской Германии. Лишь в конце Отечественной войны у Советского государства появилась возможность внести существенные изменения в наследственное право. Эти изменения были изложены в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследовании по закону и по завещанию »

  Льготы авиабилеты пенсионеры

Некоторые изменения в наследственном праве внесены до издания этого Указа. В частности, в условиях военного времени возникла неотложная необходимость упростить форму завещания военнослужащих. Согласно постановлению СНК СССР от 15 сентября 1942 г. «О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время» завещания военнослужащих, удостоверенные командованием отдельных воинских частей (полков, эскадрилий, кораблей 1, 2, 3-го рангов, соединений кораблей 4-го ранга, отдельных батальонов, дивизионов, рот, батарей, отрядов и других соответствующих им воинских частей) приравнивались к нотариальным завещаниям..

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О государственной пошлине» был изменен размер пошлины за выдачу свидетельства, подтверждающего право наследования45 9 января 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене налога с иму-ществ, переходящих в порядке наследования и дарения, и предоставлении льгот по государственной пошлине наследникам лиц, погибших при защите Родины».

С изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об усилении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного знака «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» только зарегистрированный брак стал порождать права и обязанности супругов (ст. 19 Указа). Лица, состоявшие в фактических брачных отношениях до издания этого Указа и не оформившие свои отношения путем регистрации брака, не признавались супругами и не могли наследовать друг другу. В тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до издания этого Указа, не могли быть оформлены вследствие смерти или пропажи без вести на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, другой стороне предоставлялась возможность обратиться в суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица на основании ранее действовавшего законодательства. Такая возможность была Предоставлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов».

Как отмечалось выше, наиболее существенные изменения в наследственное право были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 .марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию». Эти изменения заключались в следующем:

1. Расширялся круг наследников. В число наследников были включены родители, братья и сестры умершего.

2. Впервые в нашем праве была установлена очередность призвания к наследованию. Если до этого призывались к наследованию по закону все наследники одновременно (дети внуки, правнуки и супруг умершего, а также нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее одного года до его смерти) и каждый из них получал равную долю в наследственной массе.

Сначала могли призываться только наследники первой очереди. К ним относились: дети (в том числе усыновленные), супруг и нетрудоспособные родители умершего, а также другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. В случае отсутствия указанных наследников или непринятия ими наследства к наследованию по закону призывались наследники второй очереди — трудоспособные родители. Если и этих наследников не было или они отказались от наследства, к наследованию призывались наследники третьей очереди: братья и сестры умершего. Внуки и правнуки умершего призывались к наследованию только в порядке представления.

В результате введения очередности призвания к наследованию по закону: а) прекратилось чрезмерное дробление наследства, б) наследственное имущество, как правило, стало оставаться в семье умершего. До издания этого закона родители, братья и сестры умершего т.е. ближайшие родственники покойного, не будучи иждивенцами последнего, не могли быть наследниками ни по закону, ни по завещанию.

3. Были расширены права завещателя. При отсутствии наследников по закону наследодатель как завещать своё имущество любому лицу.

4. Усилена охрана интересов нетрудоспособных лиц. Если раньше право на обязательную долю в наследстве имели только несовершеннолетние наследники, то согласно Указу таким правом стали пользоваться все нетрудоспособные наследники. Если до издания Указа размер обязательной доли составлял 3/4 той доли, которая причиталась бы при наследовании по закону, то согласно ст. 2 Указа обязательная доля нетрудоспособных наследников была увеличена до полной доли, т. е., до размера той доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

5. Введен институт приращения наследственной доли. В случае отказа наследника по закону от наследства или непринятия им наследства причитавшаяся ему доля в наследственном имуществе стала переходить к наследникам той очереди, которая призывалась к наследованию. По ранее действовавшему закону эта доля признавалась выморочным имуществом и поступала в доход государства. В соответствии с внесёнными изменениями наследственное имущество стало признаваться выморочным лишь в трех случаях: 1) если у наследодателя не осталось никого из наследников по закону и он не оставил завещания; 2) если все наследники лишены завещанием наследства; 3) если все наследники отказались от наследства или не приняли его [10] .

Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. и внесенными в соответствии с этим Указом изменениями в гражданские кодексы союзных республик гражданам предоставлялись более широкие права для распоряжения своей собственностью на случай смерти. Наследственное имущество стало, как правило, оставаться в семье умершего. Значительно сократилось число случаев, когда имущество признавалось выморочным.

Действие этого Указа было распространено на наследства, открывшиеся до его издания, но не принятые наследниками и не перешедшие в собственность государства.

Наследственное право с внесенными в него в 1945 г. изменениями действовало без каких-либо существенных дополнений или изъятий вплоть до принятия в 1961 г. Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик. До этого времени развитие наследственного права шло путем разъяснений отдельных норм права со стороны Пленума Верховного Суда и издания нормативных актов со стороны отдельных министерств.

Среди изданных в этот период подзаконных нормативных актов, регулирующих наследственные отношения, следует отметить инструкцию Министерства финансов СССР от 14 марта 1947 г. № 160 «О государственной пошлине».

В 1957—1958 гг. были заключены договоры СССР с Болгарией, Албанией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, ГДР и КНДР о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейно-брачным и уголовным делам. В этих договорах обусловлен также порядок разрешения наследственных отношений в случае смерти гражданина одной из договаривающихся сторон на территории другой стороны.

Утвержденные Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 г. «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик», были введены в действие с 1 мая 1962т. В них (ст. 117—121) закреплены основные принципиальные положения наследственного права. Дальнейшее развитие и конкретизацию наследственное право получило в гражданских кодексах союзных республик, принятых на базе Основ в 1963—1964 гг. Новый Гражданский кодекс РСФСР был принят третьей сессией Верховного Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г. и введен в действие с 1 октября 1964 г.

С принятием нового законодательства произошли следующие существенные изменения в наследственном праве:

1. Еще более расширились права завещателя. По действующему закону гражданин стал иметь возможность завещать свое имущество любому лицу ,как входящему, так и не входящему в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и общественным организациям. По ранее действовавшему законодательству завещать имущество посторонним гражданам, не входящим в круг наследников по закону, наследодатель мог лишь в случае, если у него не было законных наследников. Аналогично решался вопрос и в части подназначения наследника. ПО ГК 1964 г. любой гражданин или социалистическая организация могут быть подназначены наследником или отказополучателем.

2. Расширился круг наследников по закону. Согласно ст. 532 ГК РСФСР к наследникам но закону стали относиться усыновители, а также дед и бабка умершего как со стороны отца, так и со стороны матери.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик не дают полного перечня лиц, являющихся наследниками по закону. В ст. 118 Основ указаны лишь наследники по закону первой очереди. К ним относятся: дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Наследниками по закону являются нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. Они наследуют с теми наследниками, которые призываются к наследованию. Наследниками по закону могут быть внуки и правнуки наследодателя, если ко времени открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником. Они наследуют (в порядке представления) только ту долю, которая причиталась бы их умершему родителю.

Основы предоставили право союзным республикам устанавливать последующие очереди наследников по закону. В большинстве союзных республик (РСФСР, Украинской, Эстонской, Литовской, Туркменской и др.) установлены две очереди наследников по закону с включением в число наследников второй очереди братьев и сестер, а также деда и бабки наследодателя как со стороны отца, так и со стороны матери.

3. Действующее законодательство расширило круг наследников по закону. Наследники первой очереди включив него трудоспособных родителей умершего. Раньше эти лица призывались к наследованию во вторую очередь.

4. Расширились права наследников по закону, проживавших совместно с наследодателем не менее одного года до его смерти. По действующему закону все эти лица, независимо от их очереди и наследственной доли, получают предметы домашней обстановки и обихода. Раньше предметы домашней обстановки и обихода переходили лишь к тем совместно проживавшим с умершим наследникам, которые призывались к наследованию.

5. Наследникам предоставлено право отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по закону или по завещанию, а также в пользу государства или юридических лиц. Раньше наследники не имели таких прав. Отказ от наследства мог быть только безусловным.

6. Уменьшен размер обязательной доли в наследстве нетрудоспособных детей наследодателя (в том числе усыновленных), а также нетрудоспособных супруга, родителей (усыновителей) и иждивенцев умершего. Если по ранее действовавшему праву они получали долю, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, то теперь они стали получать лишь две трети этой доли.

7. Сужен круг наследников, имеющих право на обязательную долю. Если раньше такое право имели все нетрудоспособные наследники, то теперь согласно ст. 119 Основ право на обязательную долю имеют лишь нетрудоспособные наследники первой очереди и нетрудоспособные иждивенцы умершего. Размер их обязательной доли уменьшен до двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

8. Установлен единый порядок принятия наследства для присутствующих и для отсутствующих наследников.

9. При отсутствии наследников по закону и по завещанию или при отказе их принять наследство, а также в случае, если все наследники лишены права наследования, наследственное имущество стало переходить к государству не как выморочное, а по праву наследования. [11]

Данный порядок наследования с небольшими изменениями и дополнениями действовал до 1 марта 2002 года.

[1] Хрестоматия по истории государства и права России по ред. И.А. Исаева М. 1997 г

[2] Приградов-Кудрин А. Брачное право и наследование. — Еженедельник советской юстиции, 1922, № 12, Бранденбургский Я. К развитию декрета об отмене наследования.

[3] Орловский П. Некоторые вопросы законодательства о наследовании.—Советское государство, 1935, № 2, Рейхель М. Право наследования. — Советская юстиция, 1937, № 5

[4] Хрестоматия по истории государства и права России по ред. И.А. Исаева М. 1997 г

[5] Цитата по кн. История государства и права России. Под ред. И.А. Исаева М. 1999

[6] Гражданский кодекс РСФСР 1922 года

[7] Гражданский кодекс РСФСР 1922 года

[8] Хрестоматия по истории государства и права России по ред. И.А. Исаева М. 1997 г

[9] Хрестоматия по истории государства и права России по ред. И.А. Исаева М. 1997 г

[10] Хрестоматия по истории государства и права России по ред. И.А. Исаева М. 1997 г