Добро смысл жизни деньги свобода собственность счастье

Суть счастья – в том, чтобы делать других счастливее

Рекомендуем дистанционный (онлайн) курс-тренинг счастья для тех, кто чувствует себя несчастным: «Из несчастного стать счастливым»

Многие люди считают, что счастье – это субъективное понятие, и каждый человек может сам себе придумать что-то такое, что будет дарить ему счастье. Допустим, я собираю марки – и это делает меня счастливым. Или: я меняю девчонок – и от этого счастлив. Или: я занимаюсь творчеством – и это дает мне счастье. Как Вы считаете, счастье на самом деле – субъективное понятие, или счастье – оно, все-таки, в чем-то одном?

Что я понял на своем небольшом жизненном опыте, что настоящее счастье нельзя построить на эгоизме. Собирание марок, успех, погоня за какими-то материальными благами – это все эгоистические цели и занятия. Современные СМИ и реклама навязывают обществу иллюзию: «ты будешь счастлив тогда и только тогда, когда у тебя будут определенные материальные блага». Но настоящее счастье вряд ли приходит с получением этих благ.

Что касается творчества, всё зависит от того, с какой целью человек им занимается. Им можно заниматься ради славы и денег, а можно – ради пользы других людей. Если конечная цель – это зарабатывание денег или славы, это тоже эгоизм. Если творчество – ради творчества, чтобы как-то себя реализовать, эгоизма меньше. Если же человек занимается творчеством ради того, чтобы произвести какой-то положительный эффект на окружающих, нести добро своим творчеством, то это, я думаю, может делать человека счастливее.

Что нужно сделать, чтобы стать счастливым?

Разные люди по-разному реализовывают себя. Но само по себе желание стать счастливее не должно быть главной целью. Желание сделать кого-то счастливым – вот что делает человека счастливее.

Когда мы желаем счастья, прежде всего, себе, то в основу своей жизни кладем эгоизм. Вот, недавно на сайте Настоящая любовь девушка написала: «я такая хорошая, такая положительная, но почему-то меня никто не любит? Почему, хотя ведь я такая положительная?» Видно, что она немножко на себе зацикливается. Она не хочет любить, а хочет, чтобы ее любили. Поэтому ничего не получается.

Вот в этом вся суть, наверное. Отдавать, а не ждать, когда тебе дадут. Когда ты отдаешь, пытаешься кому-то помочь, тебя наполняет чувство любви к человеку, искреннее сострадание, другие светлые чувства. А когда у тебя в душе пусто, и ты ждешь, что тебя окружающие наполнят любовью, ты можешь так и остаться ни с чем, кроме обиды и разочарования.

А кому надо помогать? Кто наш ближний?

Наш ближний – это любой человек, кому мы можем помочь.

Разве не надо найти хорошего, достойного человека, чтобы сделать ему добро?

Даже если мы поможем и плохому человеку (хотя, отмечу, что то, насколько он плохой, – это наш субъективный взгляд, ведь мы его до конца не знаем), но в любом случае есть шанс сделать его лучше. Добро всегда приносит свой плод. Даже у самого плохого человека, если ты не ответишь ему злом на зло, а сделаешь что-то хорошее, что-то внутри у него шевельнется. Это может колоссальный эффект произвести.

Поэтому выбирать ни в коем случае не стоит: кому делать добро, а кому не делать, это не правильно. Если просят, то надо стараться по возможности всегда помогать, прислушиваться к совести.

Совесть – она в каждом человеке есть, и она лучший советник. Бывает, ум скажет: «Да нет, не стоит этому человеку помогать будешь нехорошо выглядеть» или «Благодарности не дождешься». А совесть где-то внутри скажет: «Сделай добро». Лучше совесть послушать.

– Могут ли деньги помочь стать счастливее?

Нет, к ним точно не стоит стремиться. Потому что когда ты их кладешь в основу своего счастья – ты фактически становишься несчастным. Это постоянная погоня, тебе никогда не будет их хватать, всегда будет кто-то богаче тебя, всегда будет у кого-то их больше. И ты никогда не будешь удовлетворен. Самые опасные деньги – это те, которые достались даром, допустим, выиграны. Они точно сделают человека несчастным, их нужно бояться как огня.

Что интересно, когда ты перестаешь стремиться к деньгам, они сами у тебя появляются. Но ты к ним уже относишься совершенно по-другому. Ты не привязываешься к ним сердцем.

– Вы считаете себя счастливым человеком?

Да, считаю, конечно.

– Так всегда было? Как это началось?

Нет, не так давно. Я стал ощущать себя счастливым, когда я переоценил свое отношение ко многим вещам, к тем же деньгам, к окружающим, к славе, к успеху, к другим вещам. У меня это произошло после воцерковления.

Это очень важно – уметь посмотреть на себя со стороны. На самом деле, каждый из нас имеет очень многое, хотя порой мы этого и не видим, а только жалуемся. Меня делало несчастным раньше то, что я испытывал чувство недовольства тем, что я имею, будь то деньги или статус в обществе, или отношения с девушками, авторитет в коллективе, достижения на работе, в учебе. Что угодно. Чувство неудовлетворения делает человека несчастным.

Но жизнь полностью преобразилась, когда ко мне пришло осознание факта: того, что я имею, мне достаточно для счастья. Это не значит, что не надо трудиться, учиться или пытаться чего-то достигнуть, просто всегда нужно быть довольным тем результатом, которого ты добился, надо радоваться тому, что имеешь, потому что могло и этого не быть. Повторю, это не значит – плыть по течению, быть равнодушным ко всему, нет, надо быть деятельным, стараться достигать всего, но никогда унывать.

Чувство уныния, депрессии очень свойственны нашим современникам из-за навязанного обществу понятия о счастье. Человек видит, что у него нет этого, нет того, у него что-то не так складывается, и он начинает считать себя несчастным. Потому что потребности, о которых ему говорят, что они у него есть, не удовлетворены. А если мы начинаем по-другому к этому относиться, более трезво оценивать, более реально смотреть на жизнь, перед нами открыты многие дороги к счастью. Наше счастье зависит от нас полностью, и никто, никакие внешние обстоятельства его не определяют. Внешние факторы мало влияют на наше счастье или несчастье.

То есть, человек ставит перед собой некую цель, или общество, реклама ставит перед ним некую цель, и он пытается ее добиться – у него не получается. И он тогда думает, что счастье будет тогда, когда он этого добьется. На самом деле счастье придет тогда, когда он понизит важность этой цели в своих глазах.

Да, может быть, понизит, а может быть, вообще поменяет. Может быть, то, к чему он стремится, ему совершенно не надо. А есть реальные вещи. Может быть, стоит перенаправить свою деятельность на другие цели.

Чтобы поставить перед собой правильные цели, нужно понять вообще, что человеку требуется для счастья, объективно оценить. А порой для счастья нужно совсем мало, и то, что нужно для счастья – рядом, но просто мы не видим этого, а смотрим куда-то далеко, куда нам показывают.

А что это может быть такое?

Это могут быть отношения с нашими близкими, нашими друзьями или теми людьми, которым мы можем помочь, это… что угодно, на самом деле. У каждого человека свое. Где бы он ни находился, может быть, даже будучи заключенным, человек может быть счастливым. Конечно, здесь нельзя без духовной основы, поддержки, без любви Божией. Я имел опыт общения с одним человеком, который воцерковился, будучи заключенным, и я понял, что этот человек счастлив, и благодарит Бога и судьбу за все, что имеет. Когда он только вышел, он переосмыслил свою жизнь, и, возможно, был благодарен даже за то, что он оказался там…

Ну и в моей личной жизни бывают скорби и несчастья, на первый взгляд, но потом смотришь назад и думаешь: «какое счастье, что они со мной произошли»! Они мне позволили переосмыслить мой взгляд на жизнь, мое отношение к окружающему, мои собственные поступки, и в том числе помогли в конечном счете стать более счастливым. Скорби и какие-то неурядицы как щетки нас очищают и отрезвляют.

Добро смысл жизни деньги свобода собственность счастье

Справедливо будет сказать, что если вы не знаете цели своей жизни, вы не будете проводить много времени, работая над ней. Тогда чем же вы будете заниматься в свое рабочее время вместо этого?

Скорее всего тремя делами:
1) Работая над своими потребностями;
2) Работая на потребности других людей;
3) Работая над целями других людей.

Если вы не знаете цели всей вашей жизни, то, скорее всего, вы будете ограничиваться лишь теми усилиями, которые обеспечат ваши нужды, что в свою очередь, может в лучшем случае привести лишь к развитию жадности. Не очень-то много удовлетворения жизнью можно испытать, проводя ее таким образом… Попытайтесь прожить таким образом несколько десятилетий, если не верите мне, а затем взгляните на бесчувственную скорлупу, лишенную энтузиазма, которая уставилась на вас из зеркала.

В своей работе с другими людьми или на других людей, вы, скорее всего, будете тратить огромное количество усилий на удовлетворение нужд других людей и их жадности: вашего начальника, ваших потребителей, инвесторов вашей компании и т.д. Даже в своё свободное время вы будете воплощать желания рекламодателей, которые хотят, чтобы вы смотрели телевизор и покупали что-нибудь. Опять же, не очень то вдохновляющая картина, хотя, возможно, кто-нибудь из ваших благодетелей и бросит вам пару сладких косточек в качестве подарка за работу над интересным проектом.

Такой образ жизни, в конце концов, приведет к тому, что вам захочется встать и закричать «В чем же смысл всего этого?». Если вы действительно сделаете это, то лишь обратите на себя пустые взгляды окружающих. Нет никакого смысла.

Если вам повезет, то вы, возможно, получите шанс работать на кого-нибудь или на какую-либо организацию, которая сосредоточена на достижении каких-либо осознанных целей. Однако, сложно сказать, что это за цели. Если вы не знаете цели собственной жизни, вы не сможете сознательно выбрать ту компанию, чьи цели деятельности совпадали бы с вашей. Это может произойти лишь по воле случая, и здесь шансы не в вашу пользу.

Поэтому существует большая вероятность того, что вы будете усердно работать по достижению тех целей, с которыми вы не согласны.

Например, присоединившись к вооруженным силам, вы попадаете в ситуацию, где перед вами стоят большие цели, но что именно это за цели? В такой ситуации очень вероятно, что перед вами будет поставлена задача достичь какой-то цели, которую бы вы сами сознательно не выбрали.

Вдохновляет ли вас идея провести всю свою жизнь таким образом? Маловероятно! Но это, по крайней мере, достойный путь для людей, которые не любят очень много думать – другие будут думать за вас (и, кстати, получать очень хорошую выгоду за ваши бездумные действия).

К какой же жизни, в конце концов, вы придете, если вы не знаете вашей цели в жизни? Я могу выразить это одним словом – управляемой. Вашей жизнью владеют другие – их нужды, их цели, их смыслы. Почему? Потому что, если вы не знаете своей цели, другие очень хорошо будут использовать вас для достижения своих.

Рекламодатели затрачивают миллиарды долларов ежегодно для того, чтобы вы совершали маленькие действия. Компания, на которую вы работаете, или потребители, которых вы обслуживаете – тоже хотят владеть вами. И как вы можете ответить им «нет»? У вас нет лучшего выбора, нет так ли? Вы с успехом можете найти работу, делать какие-то покупки, сделать каких-то потребителей счастливыми и тихонько умереть. Вот что другие спланировали для вас. Но складывается такое впечатление, что все так поступают, почему бы не присоединиться к ним… это кажется достаточно безопасно.

  Определить владельца полиса осаго

Этому ли плану вы хотите следовать?

Да? Замечательно… здесь статья для вас заканчивается.

Хммм… все еще читаете? Отлично! Добро пожаловать в сверх секретное общество людей, чья жизнь наполнена смыслом… тссс…

Если так случилось, что вы один из тех, кто осознает свою цель в жизни, тогда вы уже точно знаете, чего не хватает вышеприведенному описанию – СВОБОДЫ. В тот момент, когда вы сами не выбираете свою цель, цель будет дана вам другими. Вы отдаете свою свободу. Конечно же, вы сохраните иллюзию свободы. Вы можете предпринимать мелкие каждодневные решения. Но вы потеряли свою величайшую свободу – способность выбирать свой ответ на вопрос: «в чем смысл моей жизни?».

Если вы позволите кому-либо другому ответить на этот вопрос – тогда ваша жизнь управляема. Возможно, ответ на этот вопрос вам даст не какой-то конкретный человек. Скорее всего это будет набор источников: рекламодатели, работодатели, коллеги по работе, друзья, семья, общественное давление и т.д. Каждый из них сделает маленький вклад в ваш ответ.

И из-за того, что так много сторон, вносящих свой вклад в ваш ответ, в результате этот ответ станет запутанным и сложным. Таким образом, вы будете жить запутанной и сложной жизнью, управляемой другими людьми, многих из которых вы ни разу не встречали.

С другой стороны, зная свою цель, и воплощая ее в жизнь каждый день, вы становитесь свободным. Никто не владеет вами. Управляете ли вы собственным бизнесом или работаете на кого-нибудь другого, вы всегда смотрите на себя как на человека, выполняющего СВОЮ работу.

Вы ведете свою жизнь, и несмотря на то, что над вами формально могут находится управляющие органы в определенных ситуациях, ваше внимание направлено на то, что вы способны контролировать, и вы не хнычете по поводу того, что не в ваших силах. Поступая подобным образом, вы расширяете сферу своего влияния до той точки, где вы становитесь лидером вне зависимости от вашего формального положения.

Ваше лидерство основано на осознании вашей цели. В то время, как внешние обстоятельства могут меняться, ваш внутренний компас задает неизменное направление.

Вы можете попасть в море внешнего хаоса, но все же, вы всегда держите курс прямо вперед, что дает вам силу ощущать уверенность, в то время, когда никто другой не уверен. Неважно, какое положение в обществе вы занимаете сегодня. Когда вы живете с целью, вы становитесь лидером. Бесцельная жизнь делает вас чьей-либо собственностью.

Выбирая вид деятельности, вы сознательно выбираете тот, который совпадает с вашей целью. И ваши ежедневные действия являются ответом на вопрос – «в чем смысл моей жизни?». Вы все равно будете подвержены посланиям извне, от людей, которые хотят владеть вами в том или ином смысле, но влияние этих сообщений превратиться в безвредный фоновый шум, неспособный сбить вас с пути.

Что бы не происходило во вне, это будет влиять на вашу жизнь, не более чем волны, мечущиеся по поверхности моря, влияют на ситуацию на глубине 1000 метров (где вода спокойна). Узнав свою цель, вы начинаете жить на более глубоком уровне моря, и события на поверхности (такие как корпоративные войны и т.д.) не могут поколебать вас.

Ваша цель предоставляет вам несокрушимую устойчивость и безопасность.

Если у вас до сих пор нет четкой цели, возможно вы просто не знаете, как ставить цели. Даже тогда, когда вы думаете, что вы проактивны… знаете ли вы откуда берутся ваши желания? В конечном счете, ваши цели будут определяться вашими прошлыми обстоятельствами, что означает, что они наследуются от других. Вы мечтаете купить новый дом или машину, но если эти цели не приводятся в движение вашей осознанной задачей, тогда, на самом деле, вы служите целям вашего банка и авто-дилера… цели последних заключаются в том, чтобы вы тратили больше денег.

Даже если вы хотите продвинуться по своей карьерной лестнице и зарабатывать больше денег, то найдется много желающих, которые захотят чтобы вы достигли этой цели – ведь это означает, что вы сможете тратить больше денег на их продукты. Так, над достижением чьих же целей вы работаете? Безусловно, вы думаете, что вы хотите и новый дом, и новую машину. Просто задумайтесь, — это ваши искренние желания или вам их незаметно навязали?

Для того, чтобы выбраться из работы на чьи-то нужды (нужды ваших владельцев), вы должны знать собственную цель. А это значит, в свою очередь, что вы должны избавиться от всех мыслей ваших владельцев, опустится на глубину 1000 метров под уровнем моря, где ваши мысли чисты и спокойны, где вы сможете еще раз вспомнить кто вы в действительности.

На этом уровне весь внешний шум затухает, и вы можете слышать себя отчетливо. Вам придется выжать свой мозг, как губку, чтобы избавиться от голосов ваших владельцев (работодателей, потребителей, коллег и т.д.). Голоса ваших владельцев заставляют вас чувствовать себя слабее и бояться. Как только вы окунетесь достаточно глубоко, ваш внутренний голос вновь заявит о себе. Вы вспомните зачем вы явились сюда, и вспомните то состояние страсти, которое подталкивает вас сделать это.

После этого, сложность будет заключаться лишь в том, чтобы прислушиваться к своему внутреннему голосу и верить ему. Избавьтесь от соблазна верить вашим владельцем, ведь они кажутся настолько уверенными (убежденными), и их так много. Ваш внутренний голос намного тише, но если вы позволите ему направлять вас, вместо того, чтобы быть управляемым внешним миром, вы узнаете свою цель, ваша жизнь станет неизмеримо более насыщенной и приносящей неизмеримо больше удовлетворения. Вы, наконец-то, освободитесь!

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

Добро смысл жизни деньги свобода собственность счастье

24 декабря Новогодние подарки! 2019 грантов на курсы ЕГЭ от MAXIMUM.

20 декабря Бесплатный курс ЕГЭ по математике Д. Д. Гущина Описание Перейти

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Деньги и собственность «выпадают» из общего ряда, так как они являются материальными вещами.

Я живу в обществе сатанистов, деньги и собственность у нас являются высшими моральными ценностями, а добро, свобода, счастье и прочие глупости презираются, смогу ли я доказать это в суде в (стопроцентном) случае отклонения апелляции?

Я вам сочувствую

Почему смысл жизни это моральная ценность

Не материальная же, руками его потрогайте, смысл жизни.

Добро смысл жизни деньги свобода собственность счастье

24 декабря Новогодние подарки! 2019 грантов на курсы ЕГЭ от MAXIMUM.

20 декабря Бесплатный курс ЕГЭ по математике Д. Д. Гущина Описание Перейти

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Ответами к заданиям 1—20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1—29.5).

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Для традиционного общества характерна(-о)

1) ценность человеческой личности

2) динамичное развитие

3) натуральное хозяйство

4) индустриальное производство

Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются

Суть глобальной проблемы «Север-Юг» состоит в

1) старении европейских наций, снижении рождаемости

2) загрязнении окружающей среды, вод мирового океана, сокращении океанической флоры и фауны

3) росте международного экстремизма и терроризма, оснащении террористов современным оружием

4) углублении разрыва в уровне развития между богатыми и наиболее бедными, отсталыми странами мира

В диаграмме приведены данные о численности пользователей Интернетом в некоторых европейских странах.

Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

1) По числу пользователей Интернетом в Европе лидирует Германия.

2) Аудитория Интернет-пользователей в Великобритании больше, чем в России, но меньше, чем во Франции.

3) Количество пользователей Интернетом в России меньше, чем в Германии, но больше, чем во Франции.

4) Количество пользователей Интернетом в Германии превышает совокупное количество пользователей в России и во Франции.

Добро смысл жизни деньги свобода собственность счастье

24 декабря Новогодние подарки! 2019 грантов на курсы ЕГЭ от MAXIMUM.

20 декабря Бесплатный курс ЕГЭ по математике Д. Д. Гущина Описание Перейти

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «биологические по­треб­но­сти человека».

1) вос­про­из­вод­ство рода

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «виды деятельности».

Най­ди­те два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «искусство».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

6) быстрота реакций

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся характеристикой сту­пе­ней познания че­ло­ве­ком мира.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют пост­ин­ду­стри­аль­ное общество.

1) на­ту­раль­ное хозяйство

2) кол­лек­ти­вист­ские ценности

  Единовременное пособие при рождении ребенка жене военнослужащего

3) ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мик­ро­про­цес­сор­ных технологий

4) пе­ре­ход к вы­пус­ку ма­ло­се­рий­ных изделий

5) пре­вра­ще­ние ин­фор­ма­ции в фак­тор производства

6) раз­ви­тие элек­трон­ных средств коммуникации

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Добро смысл жизни деньги свобода собственность счастье

24 декабря Новогодние подарки! 2019 грантов на курсы ЕГЭ от MAXIMUM.

20 декабря Бесплатный курс ЕГЭ по математике Д. Д. Гущина Описание Перейти

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Динамика — это изменения. Структура и стратификация не являются таковыми. Эти термины описывают общество, а не его изменения.

почему стратификация не является термином изменения общества,проявление его динамики? ведь, меняться на протяжении жизни доход,удваивается или утраивается образование человека, достижение престижных потребностей-всё это примой показатель динамики,изменения в обществе

Сама по себе стратификация не характеризует динамику. Её наличие говорит о наличии динамики, но не более того.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Мо­раль — нормы, выработанные человеком в истории, ре­ли­гия не относится к понятию «искусство».

Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Социальные — потребность во взаимодействии с людьми. Эстетическая — потребность в прекрасном. Остальные потребности являются природными.

Каким образом социальная потребность выпадает из этого списка?а органическая присутствует?а как же Пирамида Маслоу?

Социальные потребности не относятся к природным потребностям.

Объясните пожалуйста , что означают органические потребности , в двух словах .

Это еще одно название биологических потребностей. Все мы — организмы.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

За­стой — стояние, спад — движение в обратном направлении — регресс.

Здраствуйте! Мне кажется что стагнация(застой) относится к понятию общественного прогресса.

Стагнация — это не прогресс и не регресс, так как общество во время стагнации не развивается и не деградирует.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «биологические по­треб­но­сти человека».

1) вос­про­из­вод­ство рода

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Биологические по­треб­но­сти — по­треб­но­сти без удо­вле­тво­ре­ния которых не­воз­мож­но физическое су­ще­ство­ва­ние человека. Потребности че­ло­ве­ка в са­мо­ре­а­ли­за­ции и об­ще­нии — потребности другого, выс­ше­го порядка, от­ра­жа­ю­ще­го социальную сущ­ность человека.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Деньги и собственность «выпадают» из общего ряда, так как они являются материальными вещами.

Я живу в обществе сатанистов, деньги и собственность у нас являются высшими моральными ценностями, а добро, свобода, счастье и прочие глупости презираются, смогу ли я доказать это в суде в (стопроцентном) случае отклонения апелляции?

Я вам сочувствую

Почему смысл жизни это моральная ценность

Не материальная же, руками его потрогайте, смысл жизни.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

К структуре деятельности не относятся статус и нормы.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «виды деятельности».

Най­ди­те два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

К видам де­я­тель­но­сти в дан­ной классификации не относятся — ин­стинк­тив­ная и кадровая.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «искусство».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Обоснованность и гипотеза относятся к науке.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека.

6) быстрота реакций

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения. Сообразительность представляет способность к познавательной деятельности, а быстрота реакций — просто физическая способность.

почему не трудолюбие?

Трудолюбие — социальное качество, у человека не прошедшего социализацию, оно не сформированно.

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Идеологизация — это усиление влияния идеологических факторов при рассмотрении межгосударственных или внутригосударственных проблем, а также, навязывание кому-либо определенных идеологических взглядов, стереотипов и черта школы тоталитарного государства.

Догматизация — превращение каких-то высказываний, идей в догматы, а также, черта средневековой школы.

Из приведённых выше определений следует, что догматизация и идеологизация не являются тенденциями в развитии современного образования.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся характеристикой сту­пе­ней познания че­ло­ве­ком мира.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Гипотеза и практика — это методы и критерии на­уч­но­го познания. Всё остальное — это формы познания.

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Понятие «субъективность» можно противопоставить понятию «объективность», которое, безусловно, относится к понятию науки. Все, что связано с чувствами, априори субъективно.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют пост­ин­ду­стри­аль­ное общество.

1) на­ту­раль­ное хозяйство

2) кол­лек­ти­вист­ские ценности

3) ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мик­ро­про­цес­сор­ных технологий

4) пе­ре­ход к вы­пус­ку ма­ло­се­рий­ных изделий

5) пре­вра­ще­ние ин­фор­ма­ции в фак­тор производства

6) раз­ви­тие элек­трон­ных средств коммуникации

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Внеэкономическое при­нуж­де­ние к труду, при­о­ри­тет кол­лек­ти­вист­ских цен­но­стей не ха­рак­те­ри­зу­ет пост­ин­ду­стри­аль­ные общество. Эти осо­бен­но­сти от­но­сят­ся к тра­ди­ци­о­на­лиз­му обществу.

а как же превращение информации в фактор производства?

Необходимо указать, что не относится к постиндустриальному обществу. Читайте внимательнее задание.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют понятие «постиндустриальное общество».

2) про­мыш­лен­ная революция

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Постиндустриальное общество — общество, в эко­но­ми­ке которого пре­об­ла­да­ет инновационный сек­тор экономики с вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ной промышленностью, ин­ду­стри­ей знаний, с вы­со­кой долей в ВВП вы­со­ко­ка­че­ствен­ных и ин­но­ва­ци­он­ных услуг.

А разве правильнее будет не 15, ведь наука есть и в индустриальном и в традиционном обществе (алхимия арабов, , труды Ньютона, Коперника, Архимеда), а промышленная революция есть и в постиндустриальном обществе (создание микропроцессоров, интернет, объемная галография и многое другое)

Это вопрос на знание теории. Да, наука существовала и в индустриальном обществе. Но в постиндустриальном обществе характер и значение науки изменяются, ее роль усиливается, количество людей, занимающихся наукой многократно увеличивается.

Промышленный переворот — однозначный термин, обозначающий процесс перехода от мануфактуры к машинному производству, индустрии. Завершается он появлением такой отрасли как машиностроение.

Ниже приведён пе­ре­чень характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам познания.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Понятие — мысль, от­ра­жа­ю­щая пред­ме­ты в их общих и су­ще­ствен­ных при­зна­ках (стол, стул- мебель; классификация).

Суждение — форма мысли, в ко­то­рой через связь по­ня­тий утвер­жда­ет­ся или от­ри­ца­ет­ся что-либо (муха — насекомое; соловей — не насекомое).

Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе ко­то­рой из од­но­го или не­сколь­ких суж­де­ний вы­во­дит­ся новое (у мухи есть крылья, значит, она летает).

Ощущение — от­ра­же­ние от­дель­ных свойств пред­ме­та и ка­честв окру­жа­ю­ще­го мира, ко­то­рые не­по­сред­ствен­но воз­дей­ству­ют на ор­га­ны чувств (стол — холодный).

Восприятие — це­лост­ный образ пред­ме­та (стол — холодный, гладкий, теплый).

Представление — чув­ствен­ный образ предмета, со­хра­ня­е­мый в па­мя­ти (представление объ­ек­та с за­кры­ты­ми глазами).

Таким образом, планирование и описание «выпадают» из общего ряда терминов.

Размышления над страницами Библии

Внимательные читатели Священного Писания подсчитали, что в Библии менее 500 стихов о вере, около 500 стихов о молитве и более 2000 – о деньгах. Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о деньгах или имуществе. Среди главных тем Притч Соломона и книги Екклесиаст – вопрос о том, как зависит благополучие человека от его благосостояния. Почти 15% из того, чему учил Иисус Христос, так или иначе связано с деньгами и имуществом. Бесед о собственности у Господа больше, чем описаний рая и ада вместе взятых.

Защищал ли Иисус богатых? Или Он призывал к полной нищете? В настоящее время можно встретить два противоположных решения: от теологии процветания богатых как «Богом благословенных» до призыва к полной нищете, ибо только «таковых есть Царство Небесное». Мы же рассмотрим ту мысль, что Бог, давая кому-то богатство на земле, не только намекает на высшее небесное благо, но и, испытывая отдельные личности преизбытком благ, дает им шанс приобрести добродетели.

Богатство как дар праведнику в Ветхом Завете

Слово «богатеть», «обогащать» в Ветхом Завете передается еврейским глаголом ошер (עֹשֶׁר) или греческим плутидзо (πλουτίζω – см.: Быт. 14: 23; Пс. 64: 10; Притч 10: 4, 22)[1]. Это же греческое слово характерно и для Нового Завета (см.: 1 Кор.1: 5; 2 Кор. 6: 10, 9: 11). При этом греческое слово плутос (πλοῦτος) может обозначать в русских переводах Библии некое материальное благосостояние, избыток денег или благ, но почти не обозначает имущество в нейтральном смысле слова[2]. Колорит повествований усиливается с присоединением указания на «множество»: «множество богатства» (Пс. 52: 7), богатство «умножается» или его «умножают» (Пс. 62: 10; 73: 12). Итак, словом «богатство» в Библии описывается некое изобилие, преизбыток «нормы» материального благополучия.

Источник богатств – Бог. Богу принадлежит богатство и слава (см.: 3 Цар.3: 13; 1 Пар. 29: 12), Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (см.: 1 Цар. 2: 7), отнимает имущество у одних и передает другим (см.: Быт. 31: 16). Господня – земля и всё, что ее наполняет (см.: Пс. 23: 1; 1 Кор. 10: 26, 28).

По отношению к людям слово «богатство» нередко стоит в одном ряду со «славой»[3], «обилием»[4], «мудростью»[5], «почетом» и даже «жизнью». «За смирением следует страх Господень, и богатство, и почет, и жизнь», – сказано в одной из Притч (Притч. 22: 4).

Земное богатство – это изобилие денег, славы, детей или друзей. Богатство может измеряться объемом собственности, количеством зданий, площадью земли (см.: Ис. 5: 8–10), количеством скота (см.: 1 Цар. 25: 2, 3) или рабов (см.: 1 Цар. 8: 11–18). Богатство может быть наградой человеку за его труды: «От ленивых рук – разорение, а от прилежных – богатство» (Притч. 10: 4); «Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Еккл. 5: 19).

Но тот же Екклесиаст, написавший эти слова, скорбит о том, что не всегда богатство достается людям разумным (см.: Еккл. 9: 11). Богатый человек, у которого нет ни сына, ни брата, не радуется нажитому добру (см.: Еккл. 4: 8; 5: 13). Богатство даже может пойти человеку во вред (см.: Еккл. 5: 12). «Блажен муж, который боится Господа, – в доме его будет обилие и богатство», – пишет Давид (Пс. 112: 1–3). Но пьяница – не разбогатеет (см.: Притч. 21: 17); «кто полагается на свое богатство – падет» (Притч. 11: 28); человек, надеющийся на богатство свое, а не на Божию силу, потеряет и жилище, и корень на земле живых (см.: Пс. 52: 7).

  Тамбов нотариус корж

Поэтому благоразумен тот, кто ищет не богатство, но – доброе имя (см.: Притч. 22: 1), кто знает, когда остановиться в погоне за богатством (см.: Притч. 32: 4). И в то же время просит Бога, чтобы ему не страдать от нищеты: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне… нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” – и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30: 7–9).

На границе Ветхого и Нового Заветов богатство не считалось исключительным благом, но в то же время идея блаженства нищих – была для иудеев далека.

«Горе богатым» в Новом Завете

В Новом Завете слово «богатство» как будто меняет свой оттенок. Вместо теологии «процветания» на первый план выставляются негативные последствия от влияния богатства на личность: богатство может обольстить (см.: Мф. 13: 22; Мк. 4: 14); оно является тернием и не дает возможность слову Божию укорениться в сердце человека (см.: Лк. 8: 14).

Новый Завет, как и Ветхий, также проповедует о том, что у Бога – богатство «благодати» (χάριτος – см.: Еф. 1: 7), «благости» (χρηστότητος – см.: Рим. 2: 4), «славы» (τῆς δόξης – см.: Рим. 9: 23; Еф. 3: 16); «бездна богатства, премудрости и ведения» (Рим. 11: 33).

Однако в Новом Завете меняется представление о том, что именно является посылаемым Богом богатством. У Бога есть не просто богатство и слава, но богатство той тайны, что «Христос живет в нас» (см.: Кол. 1: 27).

Апостол Павел подвизается за верных Лаодикии, чтобы их сердца были соединены в любви для «богатства совершенного понимания, в познание тайны Божией, которая есть Христос» (Кол. 2: 2). У христиан «богатство славного наследия Его [Бога] для святых» (Еф. 1: 18). Потому апостол языков заповедует Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6: 17). Только Агнец-Христос, по Откровению Иоанна, достоин «принять силу и богатство, премудрость и крепость, честь и славу, благословение» (Откр. 5: 12). Посему подлинным богатством для людей, живущих на земле, являются только те сокровища, которые собираются для Царства Христова.

Итак, надо всё продать и стать нищим?

Значит ли это то, что мы все без исключения должны, как богатый юноша, продать свое имущество и начать жить в христианских коммунах? Жизнь Древней Церкви, следуя книге Деяний, показала, что такие эксперименты далеко не всегда удачны (см.: Деян. 2: 44; 4: 32; 6: 1). Давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны.

В Священном Писании много говорится о материальном богатстве и ясно дается понять, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имущества» (Лк 12: 15). Очевидно, что всем богатством владеет Бог, Он является создателем и владельцем всего, что существует (см.: Пс. 50: 10–12).

В Ветхом Завете богатство было знаком Божией благосклонности к человеку (см.: Пс. 112: 3), благословением (см.: Быт. 24: 35). Бог давал силу приобретать богатство (см.: Втор. 8: 18). Как благочестие, так и богатство были присущи праведному Иову (см.: Иов 1: 1–3). Соломон был очень богат, Бог даровал ему «богатство, имущество и славу», потому что Соломон просил мудрости и проницательности в управлении Божиим народом, а не личных материальных благ (см.: 3 Цар. 3: 10–13; 2 Пар. 1: 11–12).

Конечно, далеко не все богачи были хорошими людьми. Навал был «очень богат», но он был грубым и жестоким, скупым и злым (см.: 1 Цар. 25: 1–38). Зажиточный Тирский царь был объектом Божиего суда (см.: Иез. 28), и многие другие правители мира попали под то же осуждение. В книге пророка Исаии пророчество о Мессии даже связывает богатых с нечестивыми: «Со злодеями он похоронен, рядом с богатым могила его, – хотя не совершал он преступлений, и в устах его не было лжи» (Ис. 53: 9).

И в Новом Завете безумными являются богатый фермер, построивший житницы на многие годы (см.: Лк. 12: 16–21); богач, любивший блистательно пировать и не замечавший нищего Лазаря (см.: Лк. 16: 19–31). Богатые осуждаются за жадность и угнетение своих работников (см.: Иак. 5: 1–6). В Евангелии от Луки горе возносится тем, кто уже получил на земле утешение, подавленным житейскими наслаждениями и заботами, у которых нет времени прийти на брачный пир Отца и Сына (см.: Лк. 6: 24; 8: 14 и др.).

Но не все богатые были плохими. Иисус был похоронен в гробнице богатого Иосифа из Аримафеи (см.: Мф. 27: 57). Никодим, один «из начальников Иудейских» (3: 1), щедро раскошелился на состав из смирны и алое для погребения Иисуса (см.: Ин. 19: 39). Целый ряд женщин постоянно служили Господу своим имением (см.: Лк. 8: 1–3). Не говоря уже о том, что в притчах Иисуса Бог дает людям таланты и мины для умножения (см.: Мф. 25: 14–30; Лк. 19: 11–26), поставляет над всем имением тех благоразумных домоправителей, которые своевременно раздают слугам хлеб (см.: Мф. 24: 45–47; Лк. 12: 44). Большие и малые денежные жертвы позволяют содержать храм и всё нужное для богослужений (см.: Лк. 21: 1–4).

Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8–11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, – пишет он Тимофею, – богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17–18)[6].

Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество.

Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому[7], пьянице[8], ведущему распутный образ жизни[9], злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16).

Итак, корень всех зол – не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку любовь к стяжанию – сродни идолослужению (см.: Кол. 3: 5).

Может ли богатство быть добродетелью?

Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты ХХI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей».

Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали.

То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2–7).

В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», – писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7–14), – постоянно говорил Христос.

Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю.

Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, – писал апостол, – кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6–7).

Это касается и храмового богослужения. Более того, и здесь для каждого своя мера. От вдовицы Христос ожидает две лепты, в то время как от богатых – сообразно степени их достатка (см.: Лк. 21: 4).

Щедрость для богатых и бедных – особая добродетель, убивающая пристрастие к богатству. Богатые способны дать работу трудящимся, через богатых – Бог дает бедным хлеб. Щедрость принесла спасение всей семье Закхея (см.: Лк. 19: 9); малоимущие благодарят Бога за то, что Он посылает им помощь богатых (см.: 2 Кор. 9: 8–11). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19: 17). Щедрость освящает имеющего деньги, а жадность оскверняет и бедного.

По Клименту Александрийскому, можно выделить три степени щедрости: первая – давать только определенным категориям просителей (один из «малых сих», пророк или праведник – см.: Мф. 18: 10; 10: 41–42); вторая – давать всякому без различия («всякому просящему у тебя давай» – Лк. 6: 30); третья – самому выискивать нуждающихся и организовывать дела благотворительности («приобретайте себе друзей богатством неправедным» – Лк. 16: 9).

«Посему, кто владеет собственностью, – замечает Климент Александрийский, – и золотом, и серебром, и домами, – как даром Божиим, и своими богатствами подателю всех благ Богу служит ко спасению душ, и кто знает, что этим он владеет более из-за собратий, нежели ради себя, кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее… и постоянно занят какими-нибудь добрыми и Божественными делами. А если должен бывает этих вещей лишиться, то со спокойным духом и равнодушно расстается с ними, подобно тому как хладнокровен он был и к обладанию ими, того прославляет Господь как блаженного и называет нищим в духе (Мф. 5: 3), достойным наследником Царства Небесного».

Итак, богатство само по себе не грех и не добродетель. Богатство – это не норма дохода на душу населения, а – превышение, преизбыток благ по отношению к одному отдельно взятому лицу и привычному именно для него уровню жизни. Бог, повышая уровень благополучия, фактически ввергает человека в испытание. Благоразумный, правильно распорядившийся своим избытком – получит награду, а нерадивый – потеряет и то, что думает иметь.

Иеромонах Ириней (Пиковский),
преподаватель Сретенской духовной семинарии