Административная ответственность за земельные правонарушения коап

Административная ответственность за земельные правонарушения коап

41. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физических или юридических лиц, за которое указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Административная ответственность за земельные правонарушения в федеральном законодательстве предусмотрена в виде административного штрафа, возможно и наложение предупреждения.

Если систематизировать все предусмотренные КоАП РФ составы земельных правонарушений и классифицировать их в зависимости от субъектов (правонарушителя) и содержания земельных правонарушений, можно выделить три группы:

1) противоправные деяния, нарушающие право собственности и иные права на землю (например, самовольное занятие земельного участка – ст. 7.1; самовольное занятие лесного участка – ст. 7.9);

2) противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охраны (например, несоблюдение ограничений, установленных в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия, – ч. 1 ст. 7.13; нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах – ч. 2 ст. 8.12; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – ч. 2 ст. 8.6; использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного и иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв – ст. 8.8);

3) противоправные деяния, нарушающие правила управления земельным фондом (например, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии земельных ресурсов, а равно искажение сведений о состоянии земель лицами, обязанными сообщать такую информацию, – ст. 8.5; нарушение порядка предоставления земельных участков – ч. 1 ст. 8.12; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения – ст. 7.16; неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа госземконтроля – ч. 1 ст. 19.4; невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего госземконтроль, об устранении нарушений законодательства – ч. 1 ст. 19.5; нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда – ч. 1 ст. 19.9).

Это вид юридической ответственности нашел наиболь­шее распространение в сфере землепользования.

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 74 Земельного кодекса РФ и Кодексом Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях (далее — КоАП РФ) 2001 г. Так, согласно ст. 74 ЗК РФ, лица, виновные в совершении земель­ных правонарушений, несут административную или уголов­ную ответственность в порядке, установленном законодатель­ством, причем привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или администра­тивной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возмес­тить причиненный ими вред.

Определение административного правонарушения дано в ст. 2.1 КоАП РФ: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъ­ектов РФ об административных правонарушениях устанавли­вают административную ответственность.

Административная ответственность заключается в применении специально уполномоченным на то орга­ном государства мер административного наказания за совершение земельного правонарушения.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного право­нарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ). Должностные лица подлежат административной ответствен­ности за административные правонарушения в связи с неис­полнением либо ненадлежащим исполнением своих служеб­ных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Понятие должностного лица содержится в примечании к указанной статье.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установле­но, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административ­ная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение админи­стративного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонаруше­ние виновное физическое лицо, так же как привлечение к ад­министративной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.

Законодательство РФ об административных правона­рушениях выделяет следующие виды административных наказаний (ст. 3.2. КоАП РФ): предупреждение; админист­ративный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; кон­фискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения; лишение специального права, предоставленного (управление транспортным средством, охоты); административный арест; административное вы­дворение за пределы РФ иностранного гражданина или ли­ца без гражданства; дисквалификация.

Административная ответственность за нарушение зе­мельного законодательства предусмотрена в виде предупреж­дения или административного штрафа. Предупреждение пред­ставляет собой меру административного наказания, выражен­ную в официальном порицании физического или юридиче­ского лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП). Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в денежной величине, крат­ной: минимальному размеру оплаты труда (без учета район­ных коэффициентов); стоимости предмета административно­го правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответствен­ность за данное административное правонарушение, в соот­ветствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совер­шенного правонарушения, личность виновного, его имущест­венное положение, обстоятельства, смягчающие или отяг­чающие административную ответственность. Если виновно юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

По общему правилу, постановление по делу об админи­стративном правонарушении не может быть вынесено по ис­течении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В то же время, сроки наложения админист­ративного наказания за нарушения законодательства об ох­ране окружающей среды предусмотрены в ст. 4.5 КоАП РФ (постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правона­рушения). При длящемся административном правонаруше­нии сроки исчисляются со дня его обнаружения.

Некоторые земельные правонарушения гл. 7 КоАП РФ относит к правонарушениям в области охраны собственно­сти. Так, ст. 7.1 КоАП РФ предусматривает административ­ную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установ­ленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, решаю­щих хозяйственную деятельность.

Уничтожение межевых знаков границ земельных уча­стков, неуведомление собственником, владельцем или поль­зователем земельного участка, здания или сооружения, на которых установлены государственные геодезические сети, стационарные пункты наблюдений за состоянием окру­жающей среды, ст. 7.2 КоАП РФ рассматривает как админи­стративное правонарушение, которое влечет предупрежде­ние или назначение штрафа.

  В каких случаях бывает возврат

В ст. 7.8 КоАП РФ установлена ответственность за само­вольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Статья 7.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие уча­стка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд. Речь в данном случае идет об использовании этих уча­стков для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разре­шения на использование этих участков.

Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указан­ными выше участками являются, согласно ст. 7.10 КоАП РФ, административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за не­законный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Составы земельных правонарушений предусмотрены и в гл. 8 КоАП РФ, которой установлены административные пра­вонарушения в области охраны окружающей среды и приро­допользования. Так, предусмотрена административная ответ­ственность за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ), которая пред­ставляет собой самовольное снятие или перемещение плодо­родного слоя почвы, его уничтожение, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Кроме того, административными правонарушениями являются: невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому на­значению (ст. 8.7 КоАП РФ); использование земель не по целе­вому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению и охране почв (ст. 8.8 КоАП РФ); нарушение порядка предоставления в пользование и режима использова­ния земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ); уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиора­тивных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.30 КоАП РФ).

Нарушениями земельного законодательства являются не­которые административные правонарушения в сельском хозяй­стве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ).

Некоторые административные нарушения на транспор­те также относятся к земельным правонарушениям (гл. 11 Ко­АП РФ). Например, распашка земли, покос травы, выпас ско­та, порубка или повреждение насаждений, снятие дерна или выемка грунта, вываливание мусора, снега либо спуск канали­зационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы на полосе отвода ав­томобильной дороги, прокладка инженерных коммуникаций, установка наружной рекламы, дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса без согласова­ния с дорожными органами, а равно разведение огня на поло­се отвода и ближе 100 м от деревянных мостов либо курение на мостах с деревянными настилами признаются согласно ст. 11.21 КоАП РФ административным правонарушением.

Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавлива­ет административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участ­ков в виде предупреждения и административного штрафа (ст. 19.9 КоАП РФ). Особо отметим, что несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущест­во или сделок ним (в том числе и на земельные участки) также является согласно ст. 19.21 КоАП РФ административным пра­вонарушением.

§ 4. Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1$ декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»1. Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.

Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного 1 САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4935. Глава 11. Ответственность за земельные правонарушения /

слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обраще- / ния с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных/ работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по ре-| культивации земель, требований охраны особо ценных земель.

В отличие от уголовной ответственности, субъектами админи/-стративной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции1.

Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление ] может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесе- 1 но, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган | либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками | предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомст-

1 См. Положение о порядке осуществления государственного контроля за а использованием и охраной земель в Российской Федерации, утв. постановлением .: Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 // САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 78. § 5. Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением 179

  Пребывание с процедурами

венными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения. Она направлена на исполнение правовых норм и существует наряду с дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовно-правовым принуждением. По сути, административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы’. Административные правонарушения в сфере использования и охраны земель можно классифицировать по следующим группам:

  • а) правонарушения в сфере использования земельных участков. К числу таких правонарушений относятся невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и т.д.;
  • б) правонарушения, посягающие на земельный участок как природный объект, являющиеся и экологическими правонарушениями. В их числе нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) и т.д.;
  • в) правонарушения, посягающие на отношения собственности и иные права на земельный участок как объект недвижимого имущества. К ним относятся самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ), уничтожение межевых знаков (ст. 7.2), самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10);
  • г) правонарушения в сфере управления землями. К их числу относятся нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21).

Составы земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, не объединены в одну главу КоАП РФ, а рассредоточены по нескольким главам. Единого органа, управомоченого рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, также не существует. Действует система таких органов. Например, согласно ст. 23.13 КоАП РФ органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный надзор за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.6-8.8 (ст. 23.21 КоАП РФ) и т.д.

Административная ответственность за земельные правонарушения может наступать в случае нарушения не только КоАП РФ, но и законов субъектов РФ, которые .могут предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф. Следует подчеркнуть, что в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены административные наказания только за нарушения земельно-правовых норм, закрепленных в законах соответствующего субъекта РФ. За нарушения норм федеральных законов административная ответственность устанавливается только КоАП РФ.

Существует достаточно примеров реализации субъектами РФ данного правомочия. Так, ст. 6.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11.06.2008 № 1693-ОД предусматривает административную ответственность за повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений па территориях общего пользования в населенных пунктах; ст. 7.1 — за нарушение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений; ст. 7.3 — за нарушение ограничений (обременении) пользования земельным участком и публичных сервитутов и т.д.

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

Уголовная ответственность за земельные правонарушения устанавливается тогда, когда действия носят общественно опасный характер.

Земельные правонарушения: понятие, виды

Под земельным правонарушением подразумевается виновное, противоправное, а, соответственно, наказуемое и общественно-опасное деяние, которое было совершено дееспособным лицом. Как правило, данные действия причиняют вред всему государству или отдельно взятым гражданам.

Любое противоправное деяние порождает определенные правоотношения, соответствующие ответственности виновного в совершенном нарушении.

На уровне законодательства выделяется несколько видов земельных нарушений. Самые распространенные из них:

  • самовольный захват участка;
  • самовольное возведение на участке строений, сооружений и прочих несогласованных объектов недвижимости;
  • захламление земельного участка, порча земли;
  • загрязнение участка различными химическими и радиоактивными веществами;
  • порча или полное уничтожение плодородного слоя почвы;
  • проектирование, последующее строительство и использование объектов недвижимости, которые пагубно сказываются на состоянии земель;
  • нарушение установленных сроков возврата земель. Речь идет о временном использовании земель. О невыполнении возложенных на физическое или юридическое лицо обязанностей по приведению участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние;
  • предоставление искаженных сведений о текущем состоянии участка земли;
  • нарушение установленных на законодательном уровне сроков, отведенных для рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им участков;
  • уничтожение расположенных на участках межевых знаков;
  • уничтожение градостроительной документации, в которой содержится информация по отводу земель;
  • нарушение допустимого использования земель, порча земли;
  • нерациональное использование участков, которые предназначены для ведения сельского хозяйства;
  • невыполнение установленных на законодательном уровне обязательных мероприятий, направленных на восстановление земель, их улучшение и охрану от различных природных факторов;
  • использование земель не по их целевому назначению;
  • регулярное невнесение платежей за участок;
  • уклонение от своевременного выполнения предписаний, которые были выданы должностными органами или прочими представителями уполномоченных государственных учреждений.

Понятия и виды юридической ответственности за земельные правонарушения определены на уровне законодательства.

Административные правонарушения. Характеристика, виды правонарушений, эффективность административной ответственности

Согласно законодательству административная ответственность устанавливается в форме денежного штрафа, который налагается на нарушителя. Административная ответственность за земельные правонарушения может быть в отношении юридических, так и физических лиц.

В земельном законодательстве четко определено, что на данный момент все регулирование процесса «наложение административного взыскания» и последующие санкции осуществляется на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Согласно данному нормативно-правовому акту к правонарушениям, за которые следует наложение административного взыскания, относятся следующие:

  • Бесхозяйственное использование земель. Точные признаки безхозяйственного использования на законодательном уровне не определены, однако на практике, чтобы осуществить административное взыскание, требуется наличие отклонения состояния земель от нормативных требований. К примеру, не допускается, чтобы участок имел заросший и неухоженный вид.
  • Порча земель сельскохозяйственного назначения. Административное взыскание накладывается на нарушителя, если после совершенных им действий был существенно нарушен плодородный слой почвы и теперь нет возможности использовать участок по его прямому назначению.
  • Возврат земель позднее установленных сроков при временном пользовании, а также не приведение таких участков в состояние, пригодное для их использования. Административное взыскание, как правило, встречается при предоставлении участков для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
  • Отступление от установленных проектов внутрихозяйственного устройства.
  • Административное взыскание накладывается за уничтожение расположенных на участках межевых знаков.

В связи со значительным увеличением суммы взыскания административная ответственность является средством эффективной борьбой с нарушениями в области земельного законодательства.

  Приказ с 8 марта

Уголовная ответственность в рамках земельного законодательства

Уголовная ответственность в рамках действия земельного законодательства заключается в том, что уголовная ответственность за земельные правонарушения устанавливается в случаях, когда действия носят общественно опасный характер. Когда речь идет об уголовной ответственности, подразумевается посягательство на существующий земельный порядок.

К таким правонарушениям относятся:

  • Регистрация незаконных сделок с землей, если заранее известно об их незаконности. Искажение данных, которые имеются в едином государственном реестре прав на недвижимости, а также в государственном кадастре. Сюда же относится занижение платежа за участок.
  • Отправление или загрязнение участка, в том числе плодородного слоя почвы. Отправление может быть осуществлено в ходе ведения хозяйственной деятельности.
  • Нарушение установленного на данной территории особо охраняемого режима.

Преступления, нарушающие нормы земельного законодательства

Регистрация незаконных сделок с землей, если заранее известно о незаконности совершаемого деяния, – опасное правонарушение, которое рассматривается в Уголовном кодексе РФ отдельно (ст. 170 УК РФ), наряду с нормами про ответственность за порчу земли. За совершение указанных выше правонарушений устанавливается уголовная ответственность.

Ответственность за земельные правонарушения, предусмотренная КоАП РФ, в подобной ситуации не применяется из-за тяжести совершенного проступка.

Согласно требованиям законодательства, в частности, Уголовного кодекса России, правонарушитель может быть наказан несколькими способами:

  • обязанность оплатить штраф в размере от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных в регионе, где было совершено правонарушение;
  • лишение на 3 года права занимать определенные должности, вести определенные виды деятельности;
  • при наличии отягчающих обстоятельств, указанных в соответствующей статье нормативно-правового акта, предусматривается назначение исправительных работ;
  • в некоторых ситуациях, любое подобное правонарушение может быть наказано лишением свободы на определенный законом срок.

Данные случаи относятся к категории самоуправства должностных лиц, поэтому подлежат наказанию по всей строгости закона.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность за земельные правонарушения — мера защиты, применяемая государством для пресечения нарушений закона в этой сфере. Попытаемся разобраться, в каких случаях она применяется и в чем именно состоит.

В каких случаях наступает административная ответственность за нарушение земельного законодательства?

Административная ответственность в сфере земельного законодательства может наступать за следующие группы проступков:

  1. Нарушения правил, по которым должны использоваться участки (деятельность, противоречащая целевому назначению земли, и т. п.).
  2. Посягательства на участок, который является не только хозяйственным, но и природным объектом (нарушение правил работы с химикатами, порча земли и т. д.).
  3. Нарушения, связанные с гражданскими и иными правоотношениями, касающимися участка (самозахват земли, уничтожение знаков и т. п.).
  4. Нарушения, касающиеся порядка управления землей. Сюда относится несоблюдения сроков рассмотрения заявлений о выделе земли и нарушение порядка регистрации прав и сделок. В основном ответственность за эти нарушения касается должностных лиц, однако если нарушается порядок регистрации, могут подвергнуться наказанию и другие граждане или даже организации.

Важный момент: если к ответственности привлекается организация, это вовсе не означает, что конкретные лица из ее управленческого состава могут быть спокойны. Достаточно часто наказание может быть возложено как на юридическое лицо в целом, так и на конкретное физическое лицо, если им были совершены действия или приняты решения, нарушающие законодательство о земле. Кроме того, если виновным является работник организации, дополнительно к нему могут быть применены и дисциплинарные меры, установленные внутренними актами самой организации.

Стоит также отметить, что к административной ответственности за земельные правонарушения могут привлечь, только если она:

  • установлена КоАП;
  • введена законами субъекта РФ.

При этом даже внутри КоАП составы правонарушений, касающихся земли, не объединяются в одной главе, а рассредоточены по нескольким. Связано это с тем, что данные проступки касаются многих сфер деятельности, и целесообразнее объединять их не по объекту, против которого совершено правонарушение, а по характеру совершенного деяния.

Законами и другими актами органов власти субъектов РФ такая ответственность может устанавливаться, но — только в пределах компетенции, которую федеральное законодательство устанавливает для местной власти. На федеральном уровне все виды ответственности подлежат включению в соответствующие кодексы.

Какая ответственность предусмотрена?

В большинстве случаев за правонарушения, связанные с землей, нормативные акты предусматривают только 2 вида наказания:

Предупреждение — это минимальный вид ответственности. Оно представляет собой официальное информирование виновного о том, что он нарушает закон, а также требование прекратить нарушение и воздержаться от аналогичных действий в будущем. Штраф же — это денежное взыскание, размер которого установлен законом.

Кто налагает ответственность за земельные правонарушения?

Единого органа власти, который привлекал бы виновных к ответственности в этой сфере, в России нет; поэтому за порчу земли виновный привлекается к ответственности Роспотребнадзором, за другие нарушения — Россельхознадзором или иными органами. Определить, к компетенции какого именно органа относится рассмотрение конкретного дела, можно только по содержанию нормативного акта.

Административная ответственность за нарушения земельного законодательства

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Субъектами земельных правонарушений, при совершении которых применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В п. 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ, в отличие от ЗК РСФСР 1991 г., не содержится ни состава земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Кодекс об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений:

  1. самовольное занятие земельного участка;
  2. уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  3. пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);
  4. самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
  5. самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии);
  6. самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  7. самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд;
  8. самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом;
  9. проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия;
  10. незаконный отвод земельных участков на особоохраняемых землях историко-культурного назначения;
  11. самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными, опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  12. невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей и др.

Административная ответственность за указанные правонарушения наступает, если они не влекут за собой уголовной ответственности.